ну этих предприятий для сирот проводятся корпоративные тренинги, учеба, семинары. Выпускники могут принять участие также в творческих и спортивно-оздоровительных мероприятиях по плану базовых предприятий. Они же предоставляют рабочие места для выпускников профессиональных учебных заведений для сирот, проходивших в этих компаниях или предприятиях практики и зарекомендовавших себя.
Программы социальных практик и пробных стажировок составляются специалистами-наставниками компаний и предприятий в соответствии с требованиями учебных планов по трудовому воспитанию и воспитательных программ по профориентации образовательного учреждения. Программы должны включать не только производственные, технологические, организационные аспекты деятельности, но и развивать духовно-нравственные, ценностные и смысловые качества личности, выстраивая доверительные отношения в паре практикант-наставник.
Для организации трудовых стажировок мы рассмотрели рынок труда в Санкт-Петербурга, его потребности в рабочей силе, а также требования, выдвигаемые к поступающим на работу. С этой целью были обследованы около 20 предприятий различной мощности, имеющих столярное производство. Условно предприятия можно разбить на 3 группы.
1. Предприятия с большой численностью рабочих (до 1000 чел.), имеющие хороший долговременный заказ и хороший заработок. Прием молодых рабочих осуществляется только по личной рекомендации уже работающий. Предъявляются высокие требования к образованию (способность быстро читать и понимать чертежи). Обучение производится прямо на рабочем месте по узкой специализации за два-три месяца.
2. Предприятия с небольшой численностью рабочих (несколько десятков) со средним и высоким уровнем оплаты. Эти предприятия полностью зависят от каждодневного спроса на их продукцию и услуги. При приеме молодых рабочих предъявляют высокие требования к дисциплине, квалификации, аккуратности и возможности совмещения профессий.
3. Предприятия со средней и низкой оплатой труда. Требования к квалификации не так высоки. Желательно совмещение нескольких профессий.
Для организации социальных практик и трудовых стажировок вся группа учащихся, состоящая, как правило, из 22 человек предварительно делится на мелкие группы по 2-3 человека. При этом разделении учитывается общее интеллектуальное развитие, дисциплина, характер, физическое и психическое состояние, взаимные симпатии. Находясь внутри трудового коллектива, ученики сопоставляют свои умения и способности с теми же качествами основных рабочих. Они видят глазами своего мас-
тера, что «не боги горшки обжигают» и от этого резко растет самосознание молодого человека, перестраивается система ценностей. Благодаря чему улучшается дисциплина, мотивация учебы. Постоянное общение с работодателем заставляет ученика самостоятельно вести учет своей выполненной работы и полученной зарплаты. Для этого практиканту выдается специальный дневник учета. В процессе трудовой стажировки производится перевод учеников с одного предприятия на другое в пределах той же промзоны. Это выполняется с целью более полного осуществления учебной программы, также это дает возможность побыть в роли рабочего в другом коллективе, подобрать производство, которое по силам и по душе ученику, освоить новые операции на новом оборудовании. Это хорошо ложится в русло поисковой активности как биологической потребности подростка. Он убеждается, пройдя несколько предприятий, - всюду требуется трудовая и технологическая дисциплина. А идеального производства, которое им видится в мечтах, не существует.
Организация временных рабочих мест в виде трудовых пробных стажировок позволила:
- обеспечена занятость учащихся-сирот и подростков, состоящих на учете в ОППН ГУВД в свободное от учебы время;
- организовать эффективную профориентационную работу в учреждении для сирот;
- возможность отработки учебных планов и программ трудового воспитания на выпуске полезной продукции;
- улучшить материальное положение учащихся-сирот.
Социально-педагогическая поддержка, создавая условия
для успешного трудоустройства и профессиональной адаптации, направлена на включение воспитанников в такие ситуации социального развития, которые способствовали бы формированию субъективного образа себя как работника. Социальнопрофессиональная адаптация сирот рассматривается как полное и успешное овладение человеком новой профессией, то есть привыкание, приспособление к содержанию и характеру труда, включая его условия и организацию. Она выражается в определенном уровне овладения профессиональными знаниями и навыками, в умении, в соответствии характера личности характеру профессии.
Практика показывает, что трудоустройство и профессиональная адаптация - далеко не легкие испытания для любого молодого человека. Важно, чтобы в этот момент жизни рядом оказались люди, способные оказать квалифицированную помощь в возникающих вопросах. Одним из наиболее действенных ее способов является социально-педагогическое сопровождение и поддержка.
Библиографический список
1. Каверина, В.И. Социокультурная адаптация детей-сирот: автореф. дис. ... канд. философ. наук. - М., 1997.
2. Кривых, С.В. Анализ проблем и трудностей жизнедеятельности выпускников сиротских учреждений // Специфика педагогического образования в регионах России: материалы 3-ей Всероссийской научно-практической конференции / С.В. Кривых, Г.Н. Ольховикова.
- Тюмень; СПб., 2010.
3. Казьмина, О.Ю. Социальные сети и развитие социального поведения // Руководство по оценке развития социального поведения старшеклассника. - М., 1993.
4. Кривых, С.В., Кливер, В.И. Как компенсировать отсутствие семейного тепла? // Директор школы. - № 9. - 2001.
Bibliography
1. Kaverina, V.I. Sociokuljturnaya adaptaciya deteyj-sirot: avtoref. dis. ... kand. filosof. nauk. - M., 1997.
2. Krivihkh, S.V. Analiz problem i trudnosteyj zhiznedeyateljnosti vihpusknikov sirotskikh uchrezhdeniyj // Specifika pedagogicheskogo obrazovaniya v regionakh Rossii: materialih 3-eyj Vserossiyjskoyj nauchno-prakticheskoyj konferencii / S.V. Krivihkh, G.N. Oljkhovikova. - Tyumenj; SPb., 2010.
3. Kazjmina, O.Yu. Socialjnihe seti i razvitie socialjnogo povedeniya // Rukovodstvo po ocenke razvitiya socialjnogo povedeniya starsheklassnika.
- M., 1993.
4. Krivihkh, S.V., Kliver, V.I. Kak kompensirovatj otsutstvie semeyjnogo tepla? // Direktor shkolih. - № 9. - 2001.
Статья поступила в редакцию 17.01.14
УДК 378
Kodzokov S.A. SCIENTIFIC AND METHODOLOGICAL SUPPORT OF THE DEVELOPMENT OF COMPETENCE OF GOAL-SETTING IN INDIVIDUAL WORK. The paper deals with the problems of modern education. It underlines the importance of employment of the system approach in the analysis of educational process in a military institution, and its tendency for the cadet's purposeful competence development. It points out the importance of employment of educational technologies, permitting the efficiency increasing in the employment of pedagogical strategies, gaining high succession of military education.
Key words: educational and methodical facilities, cadets' independent work, purposeful competence, military institute of the Russian Interior Ministry Forces, combat-service activity, system approach, strategy, regulation.
С.А. Кодзоков, адъюнкт очной формы обучения, Санкт-Петербургский военный институт внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, г. Санкт-Петербург,
E-mail: Sultan_Kodzokov@mail.ru
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ КОМПЕТЕНЦИИ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ В САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ
Рассмотрена проблема развития современного военного образования. Отмечено необходимость системного подхода к анализу образовательного процесса в военном вузе и направленность на развитие компетенции целеполагания у курсанта. Указывается на необходимость применений образовательных технологий, позволяющих повысить эффективность использования педагогических стратегий, добиться высокой преемственности военного образования.
Ключевые слова: научно-методическое обеспечение, самостоятельная работа курсанта, компетенция целеполагания, вуз внутренних войск МВД России, служебно-боевая деятельность, системный подход, стратегия, сопровождение.
Сегодня на первый план образовательного процесса в области дидактики вышла проблема самостоятельного усвоения обучаемым знаний. Низкий уровень развития образовательных умений приносит ущерб обучению на любом этапе обучения. Умения самостоятельного труда - ключевой вопрос всего процесса обучения. Самостоятельность мы будем рассматривать как интегральное качество личности, определяющее ее возможности осуществлять самостоятельную деятельность на основе рефлексивного управления. Самостоятельная работа курсанта
- образовательная деятельность, которую курсант выполняют в процессе учебно-познавательной, учебно-практической и учебно-профессиональной деятельности, суть которой заключается в расширении и закреплении знаний, в формировании умений и навыков самостоятельного умственного труда без непосредственного руководства педагога, развитии самостоятельного мышления и способностей самоорганизации и самоконтроля, определяет Белкин Е.Л. [1]. Самостоятельная работа считается возможной и необходимой даже при слушании лекции. Такая трактовка особенно характерна для методики преподавания на междисциплинарных связях.
В начале учебный процесс для курсанта может оказаться не совсем понятен, поэтому обучающегося необходимо предупредить о необходимости усвоения не только знаний, но о необходимости изучения способа получения этих знаний, считает Кривых С.В. [2, с. 63]. Для активного овладения знаниями в процессе аудиторной работы необходимо, по крайней мере, понимание учебного материала, а наиболее оптимально - и его творческое восприятие. Законспектированный материал на лекциях может служить для курсанта как справочный опорный материал, известным для него ориентиром в поиске по теме из других источников, позволяющий расшифровывать ключевые слова в основных требованиях образовательных дисциплин. Однако рассчитывать только на конспекты, записанные на занятиях, нельзя, тем более там, где имеются свои библиотеки, медиа-залы, электронные устройства для выхода в Интернет для поиска необходимой информации по изучаемой теме. Лекторы часто преувеличивают роль логического начала в преподнесении своих дисциплин и мало уделяют внимания проблеме его восприятия курсантами. Слабо высвечиваются внутри и междисциплинарные связи, преемственность дисциплин оказывается весьма низкой даже при наличии программ непрерывной подготовки. Знания, не закрепленные междисциплинарными связями, имеют плохую сохраняемость в памяти, что опасно для дисциплин, обеспечивающих фундаментальную подготовку.
Эффективность самостоятельной работы курсанта зависит от уровня ее организации, содержания и характера знаний, логики учебного процесса. Особенностью организации самостоятельной работы в вузах ВВ МВД России является закрепление за командиром подразделения обязанностей «лично организовывать и проводить самостоятельную подготовку курсантов во взводе» [3]. Известно, что обучение - это единый целенаправленный, взаимообусловленный процесс взаимосвязанной деятельности обучающего и обучающегося, где командир взвода курсантов отвечает за тактическую, военно-профессиональную подготовку, кроме того, закреплена обязанность «планировать мероприятия, организовывать и лично проводить занятия по боевой готовности». Командир взвода обязан «организовывать
учебную работу во взводе согласно расписанию занятий, лично организовывать и проводить самостоятельную подготовку курсантов во взводе, знать объем учебной нагрузки курсантов по дням недели и в течение месяца, способности каждого и с учетом этого организовывать и направлять самостоятельную работу курсантов, лично оказывать курсантам необходимую индивидуальную помощь в освоении учебных дисциплин» [4]. При этом командир подразделений должен осуществлять взаимосодей-ствие с профессорско-преподавательским составом кафедр и обеспечивать «индивидуальный подход к обучению и воспитанию курсантов», проводить «собеседование с каждым курсантом, вести учет отданных рекомендаций; ежедневно уточнять тематику и время проведения консультаций, выделение специализированных классов для самостоятельной подготовки, руководить обеспечением курсантов литературой; ежедневно анализировать успеваемость и поведение курсантов, проводить подведение итогов образовательного процесса и состояния воинской дисциплины во взводе». Он должен помочь обучаемому раскрыть свой творческий потенциал, определить перспективы своего внутреннего роста.
В соответствии с установленным распорядком нормативно общий объем учебной работы, приходящей на курсанта установлен из расчета 54 часа в неделю. Продолжительность образовательных занятий под руководством преподавателя - 6 академических часов (по 45 минут) в день, самостоятельной работы - 3 академических часа (по 50 минут). Педагогическому составу кафедр необходимо проводить индивидуальные и групповые консультации, на эти цели отведен первый час самостоятельной работы курсантов [5].
Самостоятельная работа курсанта военного образовательного учреждения высшего профессионального образования специально организованная в образовательном процессе, должна использоваться максимально и рациональным образом. Для этого необходимо, чтобы курсант: четко представлял цели и задачи; получал подробный инструктаж о целях и способах выполнения предлагаемой работы; соотносил вид самостоятельной работы к форме выполнения задания; видел объем работы и сроки представления результатов; сумел запроектировать цель (процесс целеполагания); определить алгоритм действий для выполнения задания; разбить задание на ряд составных частей (более мелких и простых операций-заданий); осуществить проверку правильности выполнения задания через контроль с диагностикой и оценкой этапов (самоконтроль или контроль преподавателя). Такие занятия требуют от курсанта дополнительного освоения знаний, где он расширит и повышает свою эрудицию, что в свою очередь позволит поднять идейно-теоретический и научный уровень самоподготовки курсанта.
Процесс определения цели деятельности, действий, называется - целеполаганием. Термин «целеполагание» применяется в образовательном процессе для построения системы взаи-мосодействие в планировании курсантом своей деятельности. Целеполагание - это логически построенный процесс определения, проектирования цели, который включает в себя: определение объема выполняемой задачи; представление в целом всей картины выполняемой задачи; четкое представление цели задачи; оценка степени сложности поставленной задачи; определение сроков выполнения задачи; соотнесение ранее получен-
З1
ного опыта на исполняемую задачу; построение схемы выполнения задачи с учетом степени ее сложности и важности; выбор метода, способа и формы решения задачи; проверка и анализ решения, где цель (действия, деятельности) - один из элементов поведения и сознательной деятельности человека, который характеризует предвосхищение в мышлении результата деятельности и пути его реализации с помощью определённых средств. Цель выступает как способ интеграции различных действий человека в некоторую последовательность или систему [6].
Целеполагание - это основа эффективного образовательного процесса. Формирование у курсанта навыка целеполага-ния будет способствовать его активности, стимулировать развитие мотивации на основе его личностных качеств, воспитанию целеустремленности. Это узел взаимодействия в междисциплинарных циклах образования, это многоуровневая система связей для определения структуры и цели выполняемой задачи, построения схемы действий при самостоятельной работе в становлении курсанта, как будущего командира подразделения ВВ МВД России, задачи которого не только успешная организация, но и управление в командовании подчиненными. Поэтому в современной педагогике актуален вопрос сопровождение и организации самостоятельной познавательной деятельности курсантов вуза.
Проблема заключается в том, что в ходе учебного процесса, курсантов вузов первого года обучения не учат формам и методам повышения эффективности самостоятельной работы, а образовательная программа вузов требуют освоить большой объем учебного материала за ограниченное время. Сопровождение - это помощь субъекту в принятии решения в самостоятельной работе при различных ситуациях. Концепция педагогического сопровождения рассматривается как процесс заинтересованного наблюдения, консультирования, личностного участия, поощрения максимальной самостоятельности обучаемого, проявляющаяся в его активности. Эти мероприятия необходимо проводить в специально предоставленное время и специально оборудованных помещениях. Подготовить курсанта к творческой работе, принимать посильное участие на консультациях у педагога. Это позволит повысить знание и умение соотнести полученную научную информацию на изучаемый предмет [7]. Основными принципами сопровождения обучаемого в образовательном процессе являются: рекомендательный характер советов сопровождающего; приоритет интересов сопровождаемого; непрерывность сопровождения; комплексность подхода сопровождения; стремление к автономизации.
Педагогическое сопровождение индивидуального развития курсанта в образовательном процессе - система профессиональной деятельности преподавателя по созданию условий принятия субъектом оптимальных решений для развития личности и успешного обучения в вузе. Поэтому необходимо обучить курсанта осмысленно и самостоятельно работать, сначала с учебным материалом, затем с научной информацией; обучить его планировать свое время; заложить в нем основы самоорганизации и целеполагания; развить в нем творческую инициативу и умение непрерывно повышать свою квалификацию. Сменив, тем самым, парадигму «образование на всю жизнь» на «образование через всю жизнь» [8]. Поэтому командиру курсантских
Библиографический список
подразделений необходимо овладеть новым подходам педагогического сопровождения и сопряжения в организации самостоятельной работы, чтобы создать широкие возможности роста ее эффективности на научной основе. Основное педагогическое требование в этом положении сводится к педагогическому сопровождению деятельности, что позволит развить компетенции целеполагания у курсанта, направленного на получение знания, умение и навыка представить целостность картину своих действий в достижении поставленной задачи в организованные часы спланированной самостоятельной работы, что мотивирует и побуждает курсанта к самосовершенствованию нейти самому ответы на поставленные вопросы педагогом на самоподготовку Выбор педагогического сопровождения и определение критериев оценок позволит командиру курсантского подразделения осуществить в часы самостоятельной работы единый подход к каждому курсанту в отдельности и группе в целом, что позволит достигать поставленной цели [9].
Всестороннее использование самостоятельной работы как средства развития компетенции целеполагания позволит глубоко изучить предъявляемые требования к командирам курсантских подразделений, создаст предпосылки для подготовки командира курсантских подразделений к образовательному процессу и изучению сопряжения и педагогического сопровождению, критериям оценки знания курсанта, на что направлен педагогический процесс в военных образовательных учреждениях ВПО, и на что также указывает ФГОС [10]. Развитие компетенции целеполагания ведет к взаимосозаинтересовати всех участников образовательного процесса, что позволит предположить единое понимание поставленной задачи, представление целостности картины выполняемой деятельности, добиться слаженности действий, при определении курсантом в выборе цели в своей работе.
Таким образом, успешное выполнение самостоятельной работы как средства развития компетенции целеполагания курсантом обеспечивается: ее правильной организацией; четкостью сформулированных задач; правильно выстроенной логикой учебного процесса (выбор оптимальных определение форм отчетности, объема работы, сроков и т.д.); наличием у курсанта мотивации к самообучению; четким видением курсантом конечной цели, через развитие у него компетенции целеполагания; правильным определением алгоритма действий при выполнении задания; эффективным самоконтролем.
При взаимодействии с научным отделом управления образовательным процессом в разработки кафедрами подходов и критериев оценок для командиров курсантских подразделений и курсантов позволит вывести их не только на новый уровень, но и привести к единому знаменателю требований, предъявляемых к образовательному процессу не только со стороны управления, но и ФГОС. Что будет содействовать становлению высококвалифицированного специалиста - офицера внутренних войск. Умеющего самостоятельно думать, творчески связывать теорию с практикой, стремящегося к постоянному повышению своей квалификации и боеспособности, боеготовности подчиненных. Ибо только личный упорный труд может послужить фундаментом в становлении высоко квалифицированным специалиста.
1. Белкин, Е.Л. Сущность понятия «самостоятельная работа» в дидактике / Е.Л. Белкин, В.В. Давыдов // Методы совершенствования учебно-воспитательного процесса в вузе: межвуз. сб. науч. трудов. - Волгоград, 1989.
2. Кривых, С.В. Развивающее и развивающееся образование: синергетические аспекты образования. - Новокузнецк, 2000.
3. Приказ главнокомандующего внутренними войсками МВД РФ от 3.11.2005 г. №350. Москва «Об утверждении Типовых обязанностей должностных лиц военных образовательных учреждений высшего профессионального образования внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации».
4. Приказ главнокомандующего внутренними войсками МВД России от 16 июня 2011 г. № 220 «Об утверждении квалификационных требований к военно-профессиональной (специальной) подготовке выпускников и основной образовательной программы федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего профессионального образования внутренних войск МВД России».
5. Решение начальника военного института на организацию учебного процесса в 2012-2013 учебном году.
6. Большая Советская Энциклопедия. - М., 1968-1979.
7. Научно-методическое сопровождение образовательных стандартов в образовательных программ общего образования: коллективная монография / под. ред. В.В. Лаптева. - СПб., 2002.
8. Крившенко, Л.П. Педагогика: учебник / Л.П. Крившенко, М.Е. Вайндорф; под ред. Л.П. Крившенко. - М., 2004.
9. Советский военный энциклопедический словарь «радио контроль - тачанка» ордена трудового красного знамени военное издательство министерства обороны СССР ББК 68я 2 Воениздат 1979. - М., 1980.
11. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Bibliography
1. Belkin, E.L. Suthnostj ponyatiya «samostoyateljnaya rabota» v didaktike / E.L. Belkin, V.V. Davihdov // Metodih sovershenstvovaniya uchebno-vospitateljnogo processa v vuze: mezhvuz. sb. nauch. trudov. - Volgograd, 1989.
2. Krivihkh, S.V. Razvivayuthee i razvivayutheesya obrazovanie: sinergeticheskie aspektih obrazovaniya. - Novokuzneck, 2000.
3. Prikaz glavnokomanduyuthego vnutrennimi voyjskami MVD RF ot 3.11.2005 g. №350. Moskva «Ob utverzhdenii Tipovihkh obyazannosteyj dolzhnostnihkh lic voennihkh obrazovateljnihkh uchrezhdeniyj vihsshego professionaljnogo obrazovaniya vnutrennikh voyjsk Ministerstva vnutrennikh del Rossiyjskoyj Federacii».
4. Prikaz glavnokomanduyuthego vnutrennimi voyjskami MVD Rossii ot 16 iyunya 2011 g. № 220 «Ob utverzhdenii kvalifikacionnihkh trebovaniyj k voenno-professionaljnoyj (specialjnoyj) podgotovke vihpusknikov i osnovnoyj obrazovateljnoyj programmih federaljnogo gosudarstvennogo kazennogo voennogo obrazovateljnogo uchrezhdeniya vihsshego professionaljnogo obrazovaniya vnutrennikh voyjsk MvD Rossii».
5. Reshenie nachaljnika voennogo instituta na organizaciyu uchebnogo processa v 2012-2013 uchebnom godu.
6. Boljshaya Sovetskaya Ehnciklopediya. - M., 1968-1979.
7. Nauchno-metodicheskoe soprovozhdenie obrazovateljnihkh standartov v obrazovateljnihkh programm obthego obrazovaniya: kollektivnaya monografiya / pod. red. V.V. Lapteva. - SPb., 2002.
8. Krivshenko, L.P. Pedagogika: uchebnik / L.P. Krivshenko, M.E. Vayjndorf; pod red. L.P. Krivshenko. - M., 2004.
9. Sovetskiyj voennihyj ehnciklopedicheskiyj slovarj «radio kontrolj - tachanka» ordena trudovogo krasnogo znameni voennoe izdateljstvo
ministerstva oboronih SSSR BBK 68ya 2 Voenizdat 1979. - M., 1980.
11. Federaljnihyj zakon ot 29 dekabrya 2012 g. № 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossiyjskoyj Federacii».
Статья поступила в редакцию 17.01.14
УДК 378
Krivykh S. V., Kirpichnikova A. V. METHODOLOGICAL BASICS OF FUNCTIONING OF MULTILEVEL EDUCATIONAL CLUSTER OF COMPETENCIES OF LOCAL SELF-GOVERNMENT OF STUDENTS. The article reveals the basics of the functioning of multilevel educational cluster of competencies of local self-government students in a university. The work shows the mechanisms of interaction between the educational system and the socio-cultural sphere of a university. Key words: methodology, cluster approach, education cluster.
С.В. Кривых, д-р, пед. наук, проф. каф. социальной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург; А.В. Кирпичникова, аспирант ФГБОУ ДПО «Институт повышения квалификации специалистов профессионального образования», г. Санкт-Петербург, E-mail: krivih71@yandex.ru
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МНОГОУРОВНЕВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КЛАСТЕРА ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ
В статье раскрывается основы функционирования многоуровневого образовательного кластера формирования компетенций местного самоуправления студентов вуза. Показаны механизмы взаимодействия между образовательной системой вуза и социально-культурной сферой.
Ключевые слова: методология, кластерный подход, образовательный кластер.
Основоположник кластерной теории профессор Гарвардского университета Майкл Портер является автором книги «Конкуренция», в которой представлена концепция стратегии конкурентоспособности. По мнению автора, «кластеры являются организационной формой консолидации усилий заинтересованных сторон, направленных на достижение конкретных преимуществ, в условиях становления постиндустриальной экономики». М. Портер считал, что наличие устойчивой стратегии развития является одним из важных факторов для успешного развития кластера [1].
В отличие от простых систем, возникающих и существующих в первую очередь за счет внешних воздействий, кластеры функционируют в основном за счет внутренних ресурсов. В большинстве случаев кластером (от английского cluster - скопление) называют «объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определёнными свойствами» [2].
Кластером можно считать определенную систему, но систему особого вида, в которой добавление элемента улучшает ее работу, а изъятие не приводит к фатальным последствиям. Кластерные системы обладают достаточной производительностью, устойчивостью к воздействиям и при этом они могут легко модернизироваться, укрупняться при помощи различных универсальных средств. Главными преимуществами кластеров являются глобальный масштаб, открытость, гибкость и относительная простота в управлении.
Кластеры формируются в системах, которые ориентированы на многофакторное использование. Объединение различных, порой нецелевых структур в кластер не сводится только к их простому сложению. Получается, что «целое уже не равно сумме частей, оно не больше и не меньше суммы частей, оно качественно иное. Появляется и новый принцип согласования час-
тей в целое: установление общего темпа развития входящих в него частей. Понимание общих принципов организации эволюционного целого имеет большое значение для выработки правильных подходов к построению сложных социальных, геополитических целостностей», - считают С.В. Кривых и А.А. Макаре-ня [3, с. 90].
Кластерный подход сегодня повсеместно используется для создания и функционирования социально-экономических систем, а также для организации деятельности учебно-производственных комплексов. Мы считаем, что адаптация кластерного подхода для проектирования и моделирования образовательной системы вуза дает неоспоримые преимущества перед другими подходами.
Образовательные системы имеют традиционные компоненты: цели, задачи, содержание образования, включая методы, формы и средства, субъекты образования и т.д. Однако на этапе реализации ФГОС ВПО образовательная система вуза должна учитывать социальный заказ, сферу труда и социально-культурную среду. Система, включающая такие компоненты, может называться кластером - сложно организованной социальнообразовательной системой, иерархически выстроенной совокупностью взаимосвязанных и взаимозависимых составляющих: научных, образовательных, инновационных, социокультурных, производственных учреждений и предприятий, и управленческих структур региона, объединенных процессами интеграции и взаимопроникновения сфер производства, науки и образования.
Образовательный кластер - открытая социальная система, которая в результате внешних воздействий на нее (а правильнее сказать - сообразно данных воздействий), качественно меняет внутреннюю структуру иначе говоря, в результате внешних хаотических воздействий возникает новый порядок - новая система. Общим для любых социальных систем, с точки зрения