Научная статья на тему 'Учебно-методическое обеспечение развитие компетенции целеполагания курсанта вуза внутренних войск МВД России в процессе самостоятельной работы'

Учебно-методическое обеспечение развитие компетенции целеполагания курсанта вуза внутренних войск МВД России в процессе самостоятельной работы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
157
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА КУРСАНТА / КОМПЕТЕНЦИЯ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ / ВУЗ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ / СЛУЖЕБНО-БОЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / СТРАТЕГИЯ / EDUCATIONAL-METHODICAL MAINTENANCE OF INDEPENDENT WORK OF THE TRAINEE / THE COMPETENCE OF GOAL SETTING / UNIVERSITY OF THE INTERIOR MINISTRY TROOPS OF RUSSIA / SERVICE-COMBAT ACTIVITIES / STRATEGY / SYSTEM APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кодзоков С. А.

В работе раскрыта тенденция современного образования, которая выражается в наращивании и усложнении боевых и учебно-воспитательных задач, что ведет к нарастанию требований к военно-профессиональным качествам курсанта, к его подготовке, военно-профессиональному воспитанию и к самой системе образования. Самостоятельная работа курсанта становится одним из основных методов обучения в военном вузе, а ее эффективность становится ключевым фактором образования, зависящим от уровня ее организации, содержания и характера приобретаемых знаний, выстроенной логики учебного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL AND METHODICAL PROVISION OF COMPETENCE DEVELOPMENT GOAL SETTING CADETS OF THE UNIVERSITY OF THE INTERIOR MINISTRY TROOPS OF RUSSIA IN THE PROCESS OF INDEPENDENT WORK

The paper disclosed the trend of modern education, which is expressed in increasing and complication of military and educational tasks, leading to an increase of requirements to military professional qualities of the trainee in the process of preparing, military professional education and the education system. Independent work of the trainee becomes one of the main methods of training in the military College, and its efficiency is becoming a key factor of education, depending on the level of its organization, content and nature of the acquisition of knowledge, built logic of the educational process.

Текст научной работы на тему «Учебно-методическое обеспечение развитие компетенции целеполагания курсанта вуза внутренних войск МВД России в процессе самостоятельной работы»

В связи с качественным своеобразием вопросительных проявлений мальчиков и девочек их можно разделить на два типа постановки задачи и поиска решения (рис. 2). Так, проявление любознательности мальчиков можно отнести к проблемному типу. Вопросы мальчиков, в большей степени, имеют поисковую направленность, а это, в свою очередь, ведёт к стремлению и желанию в исследовательской деятельности и активности, нацеленность на конечный результат; направленность на понимание сущности неизвестного; ориентация на самостоятельный поиск ответа на возникший вопрос. Анализ вопросов и предположений поискового типа ярко высвечивает приверженность мальчиков к использованию вопросов идентификационного плана, иначе говоря, преобладающая часть ребят предпочитает действовать путем выдвижения конкретных гипотез, рассуждений, предположений относительно самого объекта и его характеристик. Однако инициативность в задавании вопросов у мальчиков заметно ниже по сравнению с девочками, вследствие чего им требовались стимуляции со стороны экспериментатора («задай еще вопрос», «спроси у меня про предметы изображённые на картинке» и т.п.)

Что касается вопросительных проявлений у девочек, то они имеют больше стихийный, установочно-коммуникативный харак-

Библиография

тер. По количеству задаваемых вопросов девочки превосходят своих согруппников. В данном случаи, не смотря на то, что, вопросов к картинкам, девочки задают много, но все они, отличаются чрезвычайно малой вариативностью формулировок, стереотипностью подходов к решению задачи и, в основном, имели направленность на формальное достижение результата, личным общение с экспериментатором. Поэтому, уровень поисково-исследовательской активности в форме вопросов существенно зависит от типа предъявляемых заданий. Важным компонентом, при проявления любознательности у девочек является ориентация на другого человека в получении ответов на возникшие вопросы; установления доверительных и эмоционально благоприятных отношений в совместной деятельности со взрослым.

Таким образом, качественный и количественный анализ полученных результатов доказал различия в вопросительнопознавательной активности мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста. Кроме того, любознательность мальчиков и девочек проявляется не только в вопросах разного типа, но и в особом интеллектуальном отношении к действительности, познанию предметного мира, человеческих отношений и самого себя.

1. Баранова, Э.А. Познавательная активность «почемучек»: умеют ли дошкольники задавать вопросы // Современное дошкольное образование: теория и практика. - 2011. - № 3.

2. Купарадзе, Н.Ц. Формирование любознательности у детей старшего дошкольного возраста. - М., 2001.

Bibliography

1. Baranova, Eh.A. Poznavateljnaya aktivnostj «pochemuchek»: umeyut li doshkoljniki zadavatj voprosih // Sovremennoe doshkoljnoe obrazovanie: teoriya i praktika. - 2011. - № 3.

2. Kuparadze, N.C. Formirovanie lyuboznateljnosti u deteyj starshego doshkoljnogo vozrasta. - M., 2001.

Статья поступила в редакцию 14.11.13

УДК 378

Kodzokov S.A. EDUCATIONAL AND METHODICAL PROVISION OF COMPETENCE DEVELOPMENT GOAL SETTING CADETS OF THE UNIVERSITY OF THE INTERIOR MINISTRY TROOPS OF RUSSIA IN THE PROCESS OF INDEPENDENT WORK. The paper disclosed the trend of modern education, which is expressed in increasing and complication of military and educational tasks, leading to an increase of requirements to military professional qualities of the trainee in the process of preparing, military professional education and the education system. Independent work of the trainee becomes one of the main methods of training in the military College, and its efficiency is becoming a key factor of education, depending on the level of its organization, content and nature of the acquisition of knowledge, built logic of the educational process.

Key words: educational-methodical maintenance of independent work of the trainee, the competence of goal setting, University of the interior Ministry troops of Russia, service-combat activities, strategy, system approach.

С.А. Кодзоков, адъюнкт очной формы обучения, Санкт-Петербургский военный институт внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, г. Санкт-Петербург,

E-mail: Sultan_Kodzokov@mail.ru

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗВИТИЕ КОМПЕТЕНЦИИ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ КУРСАНТА ВУЗА ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ В ПРОЦЕССЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

В работе раскрыта тенденция современного образования, которая выражается в наращивании и усложнении боевых и учебно-воспитательных задач, что ведет к нарастанию требований к военно-профессиональным качествам курсанта, к его подготовке, военно-профессиональному воспитанию и к самой системе образования. Самостоятельная работа курсанта становится одним из основных методов обучения в военном вузе, а ее эффективность становится ключевым фактором образования, зависящим от уровня ее организации, содержания и характера приобретаемых знаний, выстроенной логики учебного процесса.

Ключевые слова: учебно-методическое обеспечение, самостоятельная работа курсанта, компетенция целеполагания, вуз внутренних войск МВД России, служебно-боевая деятельность, системный подход, стратегия.

Важной особенностью современного образования являет- в Федеральном государственном образовательном стандарте [1]. ся смещение вектора образовательной деятельности в сторону В нем указано, что выпускник должен обладать способностью, самостоятельной работы, на чем акцентируется внимание анализировать свои возможности, самосовершенствоваться,

адаптироваться к меняющимся условиям профессиональной деятельности и изменяющимся социокультурным условиям, приобретать новые знания и умения, повышать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, развивать социальные и профессиональные компетенции, изменять вид и характер своей профессиональной деятельности (ОК-11), а так же в рамках профессиональных компетенций курсант должен; уметь проектировать, реализовывать, контролировать и оценивать результаты учебно-воспитательного процесса, организовывать коммуникации и взаимодействие обучающихся (ПК-27), то что, по сути, характеризует содержание компетенции самосовершенствования и саморазвития. Эту тенденцию в мировом образовании еще в 2003 году отмечали Гордон Драйдент и Джанет Вос в своем совместном труде «Революция в обучении», где они говорили о том, что «обучение очень быстро будет превращаться в самообучение, “ самостоятельно направляемое и самостоятельно выполняемое учащимися» [2].

Самостоятельная работа, как образовательный процесс, предполагает определенные действия, которые выполняют курсанты в процессе научно-познавательной, научно-практической и научно-профессиональной деятельности [3], сущность которой заключается в освоении, расширении знаний, в становлении умений и навыков самостоятельного умственного труда, в образовании самостоятельного рационального мышления и способностей к самоорганизации и самовоспитании. Основу самостоятельной работы составляют самостоятельные действия курсанта без непосредственного руководства педагога, где курсант сам выбирает способы их выполнения и проверки, т.е. курсант уже должен совмещать исполнительные и контрольные действия одновременно [4].

Таким образом, от простой передачи знаний, умений и навыков от преподавателя к курсанту мы переходим к новому уровню обучения, где основной задачей образовательного процесса будет формирование у курсанта умения учиться. Еще Лев Николаевич Толстой писал, что «если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений».

На современной фазе становления образования мы уверенно можем говорить об изменении позиции педагога и обучающегося:

- позиция педагога - основная задача педагога сводится не к вещанию готовых знаний, а к управлению учения;

- позиция обучающегося - научиться можно только самому.

При этом следует отметить, что познание всегда осуществляет сам человек.

Залог успеха - научить курсанта осмысленно и самостоятельно работать с учебным материалом, с научной информацией, научить разрешать сложные противоречивые ситуации, развить его познавательную деятельность, его компетенции целе-полагания и сформировать навыки непрерывного повышения своей квалификации. Эти приобретаемые навыки необходимы им при решении поставленных задач не только в период обучения в вузе, но и в период служебно-боевой деятельности в дальнейшем.

Выполняемая курсантами самостоятельная работа может быть представлена разными видами, объединенными в группы:

- по дидактической цели - познавательная, практическая, обобщающая;

- по характеру познавательной деятельности и типу решаемых задач - исследовательская, творческая, познавательная и т.д.

- по уровню проблемности - репродуктивная, репродуктивно-исследовательская, исследовательская;

- по характеру коммуникативного взаимодействия учащихся - фронтальная, групповая, индивидуальная;

- по месту выполнения - классная, домашняя;

- по методам научного познания - теоретическая, экспериментальная.

По формам организации самостоятельная работа возможна:

- фронтальной - учащиеся выполняют одно и то же задание, например, пишут сочинение;

- групповой - для выполнения учебных заданий обучающиеся разбиваются на группы (по 3-6 человек);

- парной, например, при проведении наблюдений под микроскопом, на занятиях в лингафонном кабинете;

- индивидуальной - каждый обучающийся выполняет отдельное задание, например, пишет реферат на заданную тему.

Наиболее распространенные виды самостоятельной работы: работа с учебником, справочной и научной литературой.

Самостоятельную работу обучающегося мы попытались построить, схематически выделить и обобщить какую-либо деятельность субъектов образовательного процесса в этапы.

- этап вовлечения обучающегося в образовательный процессе путем расширения и углубления понимания взаимосоот-ношениях системы;

- этап проецирование своей деятельности в процесс целе-полагания;

- этап построения схемы для проектирования в рабочем плане;

- этап соотнесения предстоящую деятельность на схему проектируемой работы в осуществляемом процессе целепола-гания;

- этап проверки деятельности обучающегося;

- этап анализа результата деятельности обучающегося;

- этап прогноза деятельности обучающего в сравнение поставленными целями обучающимися.

- этап корректировки своей деятельности обучающегося.

Так же Эффективность самостоятельной работы курсанта

зависит от уровня ее организации, содержания и характера знаний, логики учебного процесса. Курсант должен:

1. четкая постановка цели и задачи;

2. подробный инструктаж курсанта о целях и способах выполнения предлагаемой работы;

3. соответствие вида самостоятельной работы форме организации обучения;

4. определить формы отчетности, объема выполняемой задачи и время, срок представления результатов;

5. мотивирование курсантов на выполнение учебных заданий;

6. определение алгоритма при выполнении задания;

7. разбивка задания на ряд составных частей (более мелких и простых операций-заданий);

8. включение упражнений, ориентированных на частичную самостоятельную работу (вспомогательные, наводящие вопросы, алгоритм);

9. проведение групповых и индивидуальных консультаций;

10. проверка правильности выполнения задания через контроль с диагностикой и оценкой этапов (самоконтроль или контроль преподавателя);

11. организация гибкого образовательного процесса путем обратной связи для возможности внесения корректировок в процесс обучения.

Для того чтобы самостоятельная работа была эффективной необходимо системно подойти к ее организации. В основе системного подхода лежит рассмотрение объекта как системы: целостного комплекса взаимосвязанных элементов; совокупности взаимодействующих объектов; совокупности сущностей и отношений.

Говоря о системном подходе, можно говорить о некотором способе организации наших действий, таком, который охватывает любой род деятельности, выявляя закономерности и взаимосвязи с целью их более эффективного использования. При этом системный подход является не столько методом решения задач, сколько методом постановки задач. К основным принципам системного подхода относятся; целостность, позволяющая рассматривать одновременно систему как единое целое, уровень строения элементов, структуризация, позволяющая анализировать элементы системы и их взаимосвязи в рамках структуры.

Системный подход позволяет оценить и реализовать, рационально организовать самостоятельную деятельность курсанта в образовательном процессе, позволит приобрести навыки по организации и управлению своей деятельностью и проверке затраченных сил и средств, где в свою очередь специально проводится осмысление рационального использования своей деятельности в установленных параметрах времени. Приобретения навыка рационального управления своим временем позволит курсанту представить целостность картины выполняемой задачи, выбора инструмента и подхода при выполнении конкретно поставленной задачи, построение схемы, плана действий, позволяющих достичь запланированную цель [5]. Построение схемы деятельности включает в себя набор целостной системы связей и соотношений, что придает самостоятельной работе

широкий спектр выбора деятельности, планирование, распределение, логическую цепочку дерево цели, постановку путей достижения цели, определение схемы проецирования деятельности, создание схемы прогноза деятельности и затраченной времени, для проверки результата составление списков и расстановка приоритетов.

Изначально управление приписывалось в буржуазных странах прошлого века только бизнесу или крупным держателям рабочих производительно трудовой деятельности. Но в современном периоде он приобрел спектр более широкий, включив человека и его личные качества в деятельности с не меньшим основанием. Взаимосвязь системного подхода позволяет управлять своим временем, сочетать свои функции с процессом своей деятельности в образовательном процессе, используя все известные инструменты, подходы и методы. Управление регламентированным временем обычно является необходимостью в становлении любого проекта сложившейся схемы взаимосвязи в самостоятельной деятельности обучающегося, поскольку его самостоятельная работа, планирование своей деятельности и завершение его зависит от предложенного времени, проекта, масштаба, сил и средств.

Получается, что с одной стороны, самостоятельная работа представлена в качестве педагогического средства управления и организации самостоятельно-познавательной деятельностью курсанта в образовательном процессе, с другой, “ представляет собой специально организованную форму образования и научно обоснованного восприятия. Таким образом, следует говорить о двуединой сути самостоятельной работы курсантов в системе образовательного процесса в вузе, которая является одновременно средством обучения и формой учебно-научного познания.

Использование в вузе в обучении и воспитании курсанта одностороннего, однобокого подхода не допустимо, так как одной логически построенной линейной текстовой информации бывает для курсанта не достаточно. Из-за этого при подготовке возникают сложности в восприятия целостной картины поставленной задачи, что затрудняет выявление курсантом существующей системы связей как целостного элемента в построении модели, так и содержания структуры его компонентов.

Основная задача учебно-методического обеспечения и развития у курсанта компетенций целеполагания в самостоятельной работе состоит в освоении им изучаемых тем по дисциплине (по средствам педагогического сопровождения и формирования навыков представления целостной картины деятельности), формировании умения анализировать, разрешать различные педагогические ситуации в организации самостоятельной работы [6]. Это позволит осуществлять правильные, рациональные, педагогически обоснованные, практические действия в решение поставленных задач.

Термин «целеполагание» применяется в образовательном процессе для построения системы взаимоотношений в планировании своей деятельности по выполнению поставленной задачи, согласно логически построенной схеме самим обучающимся курсантом, которая должна быть выполнена в запланированное время, в полном объеме и рационально. Для достижения результата курсант должен:

- знать объем выполняемой задачи;

- сроки ее выполнения;

- оценить степень сложности поставленной задачи;

- спланировать свое рабочее время;

- представить в целом всю картину выполняемой задачи;

- соотнести полученный ранее опыт на исполняемую задачу;

- построить схему выполнения задачи с учетом степени важности;

- уметь правильно установить цель и выбрать подход для ее достижения.

Предполагаемая результативность целеполагания в образовательном процессе позволит курсанту увеличить продуктивность самостоятельной деятельности, по-новому взглянуть на систему связей приобретенного опыта, соотнести свои знания на представление в целом всей картины выполняемой задачи,

Библиографический список

уверенно определить цель и компоненты, выбрать подход для решения поставленной проблемы в самостоятельной работе.

Целеполагание также можно соотнести к системе связей для определения структуры и цели выполняемой задачи. Целепола-гание является основной составляющей в воспитании курсанта в образовательном процессе, узлом взаимосоотношений. Это многоуровневая система связи для построения схемы действий при самостоятельной работе в становлении курсанта, как будущего командира подразделения ВВ МВД России, задачи которого не только успешная организация, но и управление в командовании подчиненными.

Выбирая подход системы связей и взаимосоотношений при организации и управлении в самостоятельной деятельности, курсант приобретает знание и вырабатывает навыки технологиями организации времени и рациональное его использования. В образовательном процессе самостоятельная работа в вузе позволяет включать стратегию выбора оптимального подхода к подготовке к занятиям по изучаемым дисциплинам (например, огневая подготовка, общевойсковая тактика и тактика внутренних войск, топография), в соответствии с общим планом и систематическим внедрением противодействий противнику.

Такие знания позволяют подготавливать военнослужащего к стратегическим действиям в тех, либо иных ситуациях. Но реализация теории в практику зависят не только от знаний о стратегии, оно включает в себя и личностные качества самого стратега. Многие видные деятели военных стратегий подчеркивали, что недостаточно прочитать учебник о стратегии и нельзя заниматься стратегией академично. Военной стратегией необходимо заниматься в ее практической области, для того, чтоб суметь представить картину деятельности в целом, и проявить накопленный опыт в практической деятельности.

Поэтому, стратегия является искусством, в котором присутствует целеполагание, как стратегия построения деятельности, накопленный опыт знаний, где можно увидеть систему связей всех уровней взаимосодействия, всех компонентов. Где стратег является не только творческой личностью, но и творцом. При становлении личности курсанта как офицера внутренних войск, управленца, командира подразделения, важным является не только изучение элементов стратегии, но и глубокое понимание искусства стратега.

Таким образом, всестороннее рассмотрение учебно-методического обеспечения самостоятельной работы и развития у курсанта компетенций целеполагания позволит вывести их на новый уровень, и, не только привести к единому знаменателю требований предъявляемые к образовательному процессу вузом, но и к ФГОС (Кривых С.В., Тюлина О.А. [7]). Требования кафедры, предъявляемые к курсантам, направлены на подготовку высоко квалифицированного специалиста офицера, умеющего самостоятельно думать, оценивать обстановку, провести рекогносцировку, принимать решение, отдачи боевого приказа, проявлять трудолюбие, к повышению боеспособности и боеготовности подчиненных, постоянному самосовершенствованию и приобретению новых знаний самостоятельно, так как в дальнейшем им предстоит решать не только задачи предстоящих действий, но и отдавать боевой приказ.

Правильность определения военной стратегии и выбора деятельности позволит соотнести все выбранные уровни по средствам целеполагания на выполнение построенного проекта как схему деятельности и внедрение систему связей для выработки единого подхода для достижения поставленной цели с учетом постоянно меняющейся обстановке и обстоятельств в районе выполнения специальной задачи.

Предлагаемая в нашей работе форма структурирование деятельности позволит педагогу более быстро сформировать у курсанта представление о целостности картины деятельности. Это позволит педагогу создать схему дальнейшего плана своих действий в организации образовательного процесса в усвоении курсантам изучаемых тем по дисциплине. Полученные в теоретической части знания в каждой изучаемой фазе дисциплины позволит курсанту соотнести легко в свою деятельность, в практику и применить его по предназначению.

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» - Статья 19 Научно-методическое и ресурсное обеспечение системы образования.

2. Гордон, Д. Революция в обучении / Д. Гордон, В. Джанет. - М., 2003.

3. Научно-методическое сопровождение образовательных стандартов в образовательных программах общего образования: коллективная монография / под. ред. В.В. Лаптева. - СПб., 2002.

4. Пидкасистый, П.И. Самостоятельная деятельность учащихся в обучении. Единство и особенности овладения учащимися знаниями и методами самостоятельной познавательной деятельности: учеб. пособие / П.И. Пидкасистый, В.И. Коротяев. - М., 1978.

5. Панов, М.М. Оценка деятельности и система управления компанией на основе KPI. - М., 2012.

6. Учебно-методический комплекс по дисциплине (УМК): методическое пособие / Е.Н. Евсеева, О.Ю. Шамаева, Т.Г Погребнюк,

И.А. Басав, Л.Л. Батова; ответ. ред. В.В. Минаев. - М., 2007.

7. Кривых, С.В. Методическое сопровождение деятельности преподавателей вуза в условиях перехода на уровневую систему высшего профессионального образования: Монография / С.В. Кривых, О.А. Тюлина. - СПб., 2013.

Bibliography

1. Federaljnihyj zakon ot 29 dekabrya 2012 g. № 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossiyjskoyj Federacii» - Statjya 19 Nauchno-metodicheskoe i resursnoe obespechenie sistemih obrazovaniya.

2. Gordon, D. Revolyuciya v obuchenii / D. Gordon, V. Dzhanet. - M., 2003.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Nauchno-metodicheskoe soprovozhdenie obrazovateljnihkh standartov v obrazovateljnihkh programmakh obthego obrazovaniya: kollektivnaya

monografiya / pod. red. V.V. Lapteva. - SPb., 2002.

4. Pidkasistihyj, P.I. Samostoyateljnaya deyateljnostj uchathikhsya v obuchenii. Edinstvo i osobennosti ovladeniya uchathimisya znaniyami i metodami samostoyateljnoyj poznavateljnoyj deyateljnosti: ucheb. posobie / P.I. Pidkasistihyj, V.I. Korotyaev. - M., 1978.

5. Panov, M.M. Ocenka deyateljnosti i sistema upravleniya kompanieyj na osnove KPI. - M., 2012.

6. Uchebno-metodicheskiyj kompleks po discipline (UMK): metodicheskoe posobie / E.N. Evseeva, O.Yu. Shamaeva, T.G. Pogrebnyuk, I.A. Basav, L.L. Batova; otvet. red. V.V. Minaev. - M., 2007.

7. Krivihkh, S.V. Metodicheskoe soprovozhdenie deyateljnosti prepodavateleyj vuza v usloviyakh perekhoda na urovnevuyu sistemu vihsshego professionaljnogo obrazovaniya: Monografiya / S.V. Krivihkh, O.A. Tyulina. - SPb., 2013.

Статья поступила в редакцию 16.11.13

УДК 371 Krivykh S.V., Kasimanova L.A. STUDY OF THE INFLUENCE OF SOCIO-CULTURAL ENVIRONMENT ON THE PERSON. The article discusses the phenomenon of psychological influence and methodology of studying the influence of socio-cultural environment on the person.

Key words: the phenomenon of influence, influence on personality, socio-cultural environment.

С.В. Кривых, д-р пед. наук, проф. каф. социальной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург; Л.А. Касиманова, канд. пед. наук, зав. каф. хореографического искусства РГПУ им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: ludmila.kasimanova@mail.ru

ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ НА ЛИЧНОСТЬ

В статье рассматриваются феномен психологического влияния и методология изучения влияния социальнокультурной среды на личность.

Ключевые слова: феномен влияния, влияние на личность, социально-культурная среда.

Проблема влияния в науке поднимается давно, особенно она хорошо изучена в психологии, рассматривая в основном меж-субъектное влияние, а также влияние группы на субъект, и сводится к манипулятивному воздействию. В социальной психологии и педагогике тема влияния актуальна и интересна потому, что каждый из нас является одновременно и объектом и субъектом психологического влияния, осознаем мы это или нет. Многие ученые считают, что любое влияние на человека ведет к его изменению, потому что меняет его состояние, решения, мысли и поступки.

Сегодня существует множество, порой альтернативных, толкований понятия «влияние». Толковый словарь русского языка Д.В. Дмитриева поясняет: «Если вы оказываете влияние на кого-либо или на какую-то ситуацию, значит, вы воздействуете (словами, своим примером и т.д.) на других людей таким образом, чтобы они поступали (или ситуация изменялась) так, как вам нужно или как, по вашему мнению, лучше» [1].

С психологической точки зрения «влияние - воздействие на чувства, мысли, психические состояния и поведение человека с помощью использования психологических средств: вербальных или невербальных. Человек, выступающий в качестве объекта психологического влияния, как правило, имеет возможность ответить на это воздействие, противостоять чужому влиянию, используя психологические средства. В процессе психологического влияния выделяют инициатора и адресата, при этом эти позиции могут являться неустойчивыми и переходить от одного к другому» [2].

Головин С.Ю. считает, что «влияние - в психологии - процесс и результат изменения индивидом поведения другого человека, его установок, намерений, представлений, оценок и прочего в ходе взаимодействия с ним. Различают влияние направленное и ненаправленное. Механизм первого - убеждение и внушение. При этом субъект ставит задачу добиться определенного результата от объекта влияния. Ненаправленное влия-

ние подобной специальной задачи не имеет, хотя эффект воздействия возникает, часто проявляясь в действии механизмов заражения и подражания» [3].

Анцупов А.Я., Шипилов А.И. рассматривают влияние в конфликтологии как «процесс и результат изменения индивидом поведения другого человека, его установок, намерений, представлений, оценок и т.п. в ходе конфликтного взаимодействия с ним» [4].

Анализ различных определений феномена влияния позволил нам остановиться на более общем и всеохватывающем. Влияние в логике социально-психологической науки - это и процесс, и результат (в рамках ряда подходов влияние не подпадает под категорию процессов, а рассматривается лишь как результат процесса воздействия) существенного изменения смысловых образований, установок, систем ценностей и т.д., а также поведенческой активности человека при взаимодействии в условиях совместной деятельности и общения.

Российские психологи выделяют следующие основные виды влияния: убеждение, внушение, заражение, конформизм, подражание, манипулирование. Зарубежные психологи выделяют большее число видов влияния: убеждение (аргументация), внушение, просьба, принуждение, самопродвижение, игнорирование, агрессивное нападение, заражение, побуждение к подражанию (уподобление), формирование благосклонности. Кроме того, к видам влияния можно добавить еще слухи, управление (людьми) и нейролингвистическое программирование.

Психологическое влияние осуществляется для достижения трех целей:

1) для удовлетворения своих потребностей с помощью других людей или через их посредство;

2) для подтверждения факта своего существования и значимости этого факта;

3) для преодоления пространственно-временных ограничений собственного существования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.