из музыкально-познавательной и личностно-познавательной, но в том, что эти виды, обладая, безусловно, самостоятельностью, в то же время характеризуются тенденцией к взаимовлиянию и
Библиографический список
взаимопроникновению. Процесс их взаимопроникновения осуществляется постепенно, с течением времени, с накоплением педагогического опыта.
1. Буева Л.П. Человек: деятельность, общение. Москва: 1978.
2. Каган М.С. Человеческая деятельность (Опыт системного анализа). Москва: Политиздат, 1974.
3. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. Логико-методологический анализ. Москва: Мысль, 1983.
4. Шадриков В.Д. Проблема системогенеза профессиональной деятельности. Москва: Наука, 1982.
5. Липпман У. Общественное мнение. Москва: Институт Фонда «Общественное мнение», 2004.
6. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности. Москва: Просвещение, 1994.
References
1. Bueva L.P. Chelovek: deyatel'nost', obschenie. Moskva: 1978.
2. Kagan M.S. Chelovecheskaya deyatel'nost'(Opyt sistemnogo analiza). Moskva: Politizdat, 1974.
3. Markaryan 'E.S. Teoriya kul'tury isovremennaya nauka. Logiko-metodologicheskij analiz. Moskva: Mysl', 1983.
4. Shadrikov V.D. Problema sistemogeneza professional'noj deyatel'nosti. Moskva: Nauka, 1982.
5. Lippman U. Obschestvennoe mnenie. Moskva: Institut Fonda «Obschestvennoe mnenie», 2004.
6. Cypin G.M. Psihologiya muzykal'noj deyatel'nosti. Moskva: Prosveschenie, 1994.
Статья поступила в редакцию 04.04.18
УДК 378
Sapozhnikov A.S., Lieutenant-Colonel, St.-Petersburg Military Institute of National Guard troops (St. Petersburg, Russia),
E-mail: sapozhnikov.aleksandr.1979@ mail.ru
Sharuhin A.P., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, St.-Petersburg Military Institute of National Guard troops
(St. Petersburg, Russia), E-mail: sapozhnikov.aleksandr.1979@ mail.ru
PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR ENSURING THE HIGH QUALITY OF TRAINING CADETS OF THE TROOPS OF THE NATIONAL GUARD (THE EXAMPLE OF THE EDUCATIONAL DISCIPLINE "PEDAGOGY"). Fundamental semantic and structural changes in the life of units and military educational institutions of higher education of the national guard of the Russian Federation, the complexity of the tasks assigned to Regardie, requiring greater attention to the quality of training of future officers, determines the need to analyze the pedagogical conditions to ensure the high quality of training of cadets of military educational institutions of higher education of the national guard troops. By such conditions, the specificity and significance of which is disclosed in the article, the authors include: strict regulation of cadets; relations between the teacher and the student; the nature of the professional activities of graduates of military higher education of the national guard troops; training, organized in accordance with the requirements of normative documents in the field of education.
Key words: pedagogical conditions, quality of teaching evaluation, GEF VO, qualification requirements.
А.С. Сапожников, адъюнкт, подполковник, Санкт-Петербургский военный институт войск национальной гвардии,
г. Санкт-Петербург, Е-mail: sapozhnikov.aleksandr.1979@ mail.ru
А.П. Шарухин, д-р пед. наук, проф., Санкт-Петербургский военный институт войск национальной гвардии,
г. Санкт-Петербург, Е-mail: sapozhnikov.aleksandr.1979@ mail.ru
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВЫСОКОГО КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ КУРСАНТОВ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ (НА ПРИМЕРЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ПЕДАГОГИКА»)
Коренные смысловые и структурные изменения в жизнедеятельности частей и военных образовательных организаций высшего образования войск национальной гвардии РФ, усложнение возложенных на Росгвардию задач, требующих усиления внимания к качеству подготовки будущих офицеров, детерминирует необходимость анализа педагогических условий обеспечения высокого качества обучения курсантов военных образовательных организаций высшего образования войск национальной гвардии. К таким условиям, специфика и значение которых раскрыто в статье, авторы относят: жесткую регламентацию жизнедеятельности курсантов; отношения между педагогом и курсантом; характер профессиональной деятельности выпускника военного вуза войск национальной гвардии; профессиональную подготовку, организуемую в соответствии с требованиями нормативных документов в сфере образования.
Ключевые слова: педагогические условия, качество обучения, Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования, квалификационные требования.
Актуальность рассматриваемого вопроса обусловлена коренными смысловыми и структурными изменениями в жизнедеятельности частей и военных образовательных организаций высшего образования войск национальной гвардии РФ, усложнением возложенных на Росгвардию задач, требующих усиления внимания к качеству подготовки будущих офицеров. Изменение и усложнение задач привело к росту противоречий между:
- потребностями войсковой практики в обеспечении высокого качества обучения курсантов военных образовательных организаций высшего образования войск национальной гвардии и наличием серьезных недостатков при решении данного вопроса, ведущих к снижению результативности образовательного процесса;
- значительной востребованностью научных изысканий, посвященных изучению проблемы оценки и повышения качества обучения курсантов военных образовательных организаций высшего образования войск национальной гвардии и недостаточным вниманием педагогической науки к данным проблемам.
Следует отметить, что исследованию проблемы проектирования эффективных педагогических условий, способствующих повышению качества обучения курсантов военных образовательных организаций высшего образования, посвящено достаточно большое количество научных работ.
В частности, Ю.А. Панасенко, Н.В. Дробышевский рассматривают педагогические условия повышения качества обучения курсантов военного учебного заведения [1]. О.В. Богатырева,
Е.Ю. Миненко видят повышение качества обучения в индивидуальном подходе к подготовке курсантов военных образовательных организаций высшего образования [2]. С.С. Новикова изучает качество обучения курсантов военных образовательных организаций высшего образования в свете педагогических условий проблемы формирования у них компетенций [3]. О.А. Гри-баньков понимает качество обучения курсантов военных образовательных организаций высшего образования опираясь на профессиональную мотивацию [4]. А.В. Столяров исследует активизацию процесса обучения курсантов военных образовательных организаций высшего образования на основе модуль-но-рейтинговой технологии [5]. Е.В. Скапцов анализирует педагогические условия эффективного функционирования системы формирования у курсантов компетенций [6].
Выполнены диссертационные исследования, изучающие оценку качества обучения, особенности деятельности преподавательского состава при обучении курсантов военных вузов, особенности мотивации курсантов военных вузов на начальном этапе освоения профессии, организационно-педагогические условия самообразования курсантов военных вузов, затруднения в разработке инновационных оценочных средств, направленных на оценку личных достижений обучающихся, прогнозирования качества обучения, (М.Г. Томилова, И.В. Каюкова, О.В. Барышникова, Г.В. Курицына, К.С. Леницкий, Д.Ю. Тарасов, И.А. Екимов, М.М. Гупалов и др.) [8; 9].
Изучение данных работ позволяет сделать вывод, что под педагогическими условиями обучения курсантов военных образовательных организаций высшего образования войск национальной гвардии следует понимать определенное состояние учебно-воспитательной системы, характеризующееся обстоятельствами, в которых находится курсант в процессе обучения. Условия могут быть как специфическими, проявляющимися в процессе обучения курсантов, так и общими. В полной степени это относится и к учебной дисциплине «Педагогика», особенность которой заключается в ее высокой моральной и практической ценности, связанной с непосредственной обращенностью к обеспечению развития человека. Обеспечение высокого качества обучения курсантов дисциплине «Педагогика» предполагает учет следующих специфических условий их жизнедеятельности рассматриваемых ниже.
Одним из условий является жесткая регламентация жизнедеятельности курсантов, которая определяется распорядком дня вуза. Распорядок дня утверждается начальником высшего военного образовательного учреждения и обязателен к исполнению всеми военнослужащими вуза. Следовательно, активность курсанта в рамках распорядка дня характеризуется четкими и высокоорганизованными действиями, влияющими на качество его подготовки.
Другим условием являются отношения между педагогом и курсантом. Они строятся по принципу начальник - подчиненный. На время проведения занятий преподаватель пользуется по отношению к курсанту дисциплинарными правами как командир подразделения. Взаимоотношения между преподавателем и курсантом регулируются не только ФЗ от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» и уставом учебного заведения, но и многими другими документами (общевоинскими уставами, приказами). Согласно Общевоинским уставам Вооруженных Сил Российской Федерации, единоначалие является одним из основных принципов строительства Вооруженных Сил, руководства ими и взаимоотношений между военнослужащими. Следует отметить, что единоначалие - мощный инструмент управления подчиненными. Вместе с тем, образовательная практика свидетельствует о том, что крайней формой проявления единоначалия выступает завышенная самооценка преподавателя, не позволяющая курсантам проявлять инициативу и творчество. Для наиболее продуктивной организации обучения необходимо использовать такой демократический метод обучения, как диалоговое интерактивное общение, в котором преподаватель в образовательном процессе не командует курсантом, а общается с ним. Повышают качество обучения также полилогическое общение и метод решения творческих задач.
Как показало проведенное нами исследование, посвященное изучению мотивации обучения курсантов, курсант часто учится ниже своих возможностей не потому, что не может учиться лучше, а потому, что не желает «в полной степени выкладываться». Поэтому преподаватель должен быть гибким стратегом, умеющим управлять поведением и настроением курсанта. Нельзя не согласиться с мнением, что с хорошим настроением, ува-
жением и любовью к преподавателю и соответственно любовью к преподаваемой им дисциплине качество обучения повышается в разы.
Интересы курсанта подчинены государственным интересам, он несет ответственность перед государством. Заказчиком обучения курсанта выступает государство в лице Федеральной службы войск национальной гвардии РФ и Президента РФ. Таким образом, выпускник военного вуза после окончания учебного заведения поступает на службу своему государству, принимая как должное приоритет интересов государства над личными интересами. Соответственно для эффективной и качественной защиты государства выпускник вуза войск национальной гвардии не имеет морального права делать это не профессионально. Подготовка его должна быть на высоком уровне и качественной.
Нельзя не использовать в образовательном процессе для повышения качества обучения и такой мощный социально-психологический ресурс, как осознание курсантами того, что они являются патриотами и обязаны проявлять патриотизм. Принимая воинскую присягу, он дает клятву на верность Родине. Развивая в своем сознании идеи патриотизма, курсант начинает по-иному относиться к своей подготовке. Здесь не последнее место занимает участие командиров в формировании патриотических убеждений. Если у курсанта правильно сформировались понятия о долге, чести, любви к Отечеству, то, несомненно, он будет стремиться овладевать профессией офицера так, чтобы не подвести в ответственный момент свою малую и большую Родину, своих родных и близких, мать и отца. Все это влияет на его качественные показатели в обучении.
Следующим условием, повышающим качество процесса обучения, выступает характер профессиональной деятельности выпускника военного вуза войск национальной гвардии. Выпускник участвует в различных видах отношений. Е.А. Климов разработал концепцию субъектно-деятельностного подхода в рамках задач профессионального самоопределения и профессионального консультирования [10]. «Эта концепция раскрывалась сначала в много-признаковой психологической классификации профессий, в основе которой лежит осознаваемое отношение человека к окружающей его действительности, его интересы, склонности и возможности. Методологическая основа концепции - системный подход в изучении субъект-объектных взаимосвязей, специфичных для профессионального труда» [11].
Из классификации Е.А. Климова (типы профессий) в соответствии с объектом труда выделяются пять типов профессиональных отношений, из которых нам наиболее интересны три: человек-человек, человек-техника, человек - искусство.
На офицера войск национальной гвардии сразу после выпуска возлагается огромная ответственность перед обществом и государством, родными подчиненных и в конечном итоге перед собой, так как командир взвода получает в подчинение от 25 до 30 человек, а заместитель командира роты по работе с личным составом до 100 человек. Участвуя в отношениях человек и техника, он несет ответственность за вверенную ему дорогостоящую технику, в виде боевых машин и вооружения. В отношениях человек и искусство курсант проявляет свое творчество при участии в проведении специальных операций, принятии решений по управлению личным составом в бою.
В связи с этим, профессиональная подготовка курсанта не может считаться эффективной, если он освоил учебную программу всего лишь на «удовлетворительно». Мастерство, профессионализм - несовместимы с посредственностью, о которой говорят удовлетворительные оценки.
Подготовка в вузе должна обеспечить формирование особого склада ума и мыслительных процессов. Курсант, а в будущем и офицер войск национальной гвардии, должен отличаться универсальностью, способностью в резко изменяющейся обстановке быстро принимать правильные и эффективные решения. Для этого он должен быть психологически готовым нести ответственность за их результаты.
Еще одним педагогическим условием обеспечения высокого качества обучения курсантов войск национальной гвардии является то, что их профессиональная подготовка организуется в соответствии с требованиями нормативных документов в сфере образования: ФЗ от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации», Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС ВО), Квалификационных требований к военно-профессиональной подготовке выпускников военных образовательных организаций высшего образования войск национальной гвардии РФ по военно-учет-
ным специальностям и иных нормативно-правовых документов образовательной деятельности.
Подводя итог сказанному, отметим, что качество обучения курсантов войск национальной гвардии - это соответствие подготовленного специалиста требованиям, предъявляемым ФГОС ВО и Квалификационными требованиями к военно-профессиональной подготовке, как результат продуктивного взаимодействия между преподавателем и обучающимся, направленное на удовлетворение потребностей общества и государства по подготовке высококвалифицированных кадров.
Стратегия подготовки курсантов должна учитывать тот факт, что курсант может по каким-либо причинам получить случайную удовлетворительную оценку. Тогда он учиться на удовлетворительно и теряет перспективу быть отличником, а с ней и мотивацию к проявлению старательности.
Как свидетельствует образовательная практика, курсантский взвод можно условно разделить на четыре части: 2-4 отличника, 2-4 так называемых «слабака» и остальные
Библиографический список
- хорошисты и троечники. Причем из числа хорошистов около половины в итоге становятся троечниками. На выходе, по окончании образовательного учреждения, получается следующая картина: 55-60% выпускников осваивают программу на «удовлетворительно», 10-15% - на «отлично», 30-35% выпускников - на «хорошо», что свидетельствует о низких показателях в подготовке курсантов. Существенным социально-педагогическим условием выступает то, что курсант находится на полном государственном обеспечении и получает бесплатное высшее образование.
Все эти особенности находят отражение в конечном продукте учебного заведения - выпускнике-офицере. Если командиры курсантских подразделений и преподаватели учитывают эти особенности курсантов, стремятся индивидуализировать их подготовку, то и качество обучения повышается.
Таким образом, отметим, что забота о создании педагогических условий высококачественного процесса обучения выступает прерогативой кафедр и командиров курсантских подразделений.
1. Панасенко Ю.А., Дробышевский Н.В. Педагогические условия повышения качества обучения курсантов военного учебного заведения. Электронный журнал «Педагогика online» (публикации педагогов Санкт-Петербурга). 25.04.2016.
2. Богатырева О.В., Миненко Е. . Индивидуальный подход к обучению курсантов военных образовательных организаций высшего профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации. Молодой учёный. 2016; 3: 790 - 794.
3. Новикова С.С. Компетентностный подход в военном образовании как условие повышения качества обучения курсантов. Вестник ТГУ. 2011; 3: 87 - 89.
4. Грибаньков О.А. Педагогическая технология формирования учебно-профессиональной мотивации курсантов военно-морских вузов. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Калининград, 2015.
5. Столяров А.В. Активизация процесса обучения курсантов военного вуза на основе модульно-рейтинговой технологии. Автореферат диссертации... кандидата педагогических наук. Воронеж, 2011.
6. Скапцов Е.В. Педагогические условия эффективного функционирования системы формирования проектно-конструкторской компетенции курсантов военно-инженерных вузов. Современные проблемы науки и образования. 2015; 6.
7. Гупалов М.М. Организационно-педагогические условия самообразования курсантов военных вузов внутренних войск МВД России. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Санкт-Петербург, 2013.
8. Тарасов Д.Ю. Особенности мотивации курсантов военных вузов внутренних войск МВД России на начальном этапе освоения профессии. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Санкт-Петербург, 2014.
9. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. Москва: Издательский центр «Академия», 2004.
10. Иванова Е.М. Субъектно-деятельностная концепция профессионального труда Е.А. Климова и её научно-практическая ценностью. Вестник МГУ. Сер.14. Психология, 2010; 2: 15 - 23.
References
1. Panasenko Yu.A., Drobyshevskij N.V. Pedagogicheskie usloviya povysheniya kachestva obucheniya kursantov voennogo uchebnogo zavedeniya. 'Elektronnyj zhurnal «Pedagogika online» (publikaciipedagogov Sankt-Peterburga). 25.04.2016.
2. Bogatyreva O.V., Minenko E. . Individual'nyj podhod k obucheniyu kursantov voennyh obrazovatel'nyh organizacij vysshego professional'nogo obrazovaniya Ministerstva oborony Rossijskoj Federacii. Molodoj uchenyj. 2016; 3: 790 - 794.
3. Novikova S.S. Kompetentnostnyj podhod v voennom obrazovanii kak uslovie povysheniya kachestva obucheniya kursantov. Vestnik TGU. 2011; 3: 87 - 89.
4. Griban'kov O.A. Pedagogicheskaya tehnologiya formirovaniya uchebno-professional'noj motivacii kursantov voenno-morskih vuzov. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Kaliningrad, 2015.
5. Stolyarov A.V. Aktivizaciya processa obucheniya kursantov voennogo vuza na osnove modul'no-rejtingovoj tehnologii. Avtoreferat dissertacii... kandidata pedagogicheskih nauk. Voronezh, 2011.
6. Skapcov E.V. Pedagogicheskie usloviya 'effektivnogo funkcionirovaniya sistemy formirovaniya proektno-konstruktorskoj kompetencii kursantov voenno-inzhenernyh vuzov. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2015; 6.
7. Gupalov M.M. Organizacionno-pedagogicheskie usloviya samoobrazovaniya kursantov voennyh vuzov vnutrennih vojsk MVD Rossii. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2013.
8. Tarasov D.Yu. Osobennosti motivacii kursantov voennyh vuzov vnutrennih vojsk MVD Rossii na nachal'nom 'etape osvoeniya professii. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2014.
9. Klimov E.A. Psihologiyaprofessional'nogo samoopredeleniya: uchebnoe posobie dlya stud. vyssh. ped. ucheb. zavedenij. Moskva: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2004.
10. Ivanova E.M. Sub'ektno-deyatel'nostnaya koncepciya professional'nogo truda E.A. Klimova i ee nauchno-prakticheskaya cennost'yu. Vestnik MGU. Ser.14. Psihologiya, 2010; 2: 15 - 23.
Статья поступила в редакцию 04.04.18
УДК 376.1
Tratsevskaya A.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy, Minsk State Linguistic University
(Minsk, Belarus), E-mail: kabushasy@mail.ru
STUDENT GOVERNMENT: THE FORMATION OF MORAL CULTURE IN A TEAM. The article reveals ways and means of student self-government activity on the formation of moral climate in the collective of students. In particular, the author considers universal ideals-truth, kindness, beauty; generally accepted norms - friendship, care, honor. The multilevel system of values allowing to build socially organized process of education is shown: ideal, principle, norm. Emphasized that the internalization of the identity values in the process of implementing students assessment activities helps to design new activities in accordance with community standards and the challenges which, arise in the process of self-education and self-education, to realize it in practice. The work discloses methods of promoting the values: humanistic attitudes, care, and peacefulness.
Key words: moral values, duties and rights of students, ethical norms, rules, customs, regulating relations in a team, personality quality.
А.В. Трацевская, канд. пед. наук, доц., доц. каф. педагогики УО «Минский государственный лингвистический
университет», г. Минск, E-mail: kabushasy@mail.ru