Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (50) 2011
Педагогика
УДК 37.013
М. А. Варенцов*, М. М. Гупалов**
Актуальные вопросы подготовки к реализации компетентностного подхода в военных вузах внутренних войск МВД России
Будущее — за продуктивными формами интеграции науки и образования.
В.В. Путин
В статье приводится анализ современного этапа развития военных вузов внутренних войск МВД России в условиях перехода к реализации требований федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения. Рассматриваются особенности образовательной технологии в условиях компетентностного подхода, подчеркивается важность соблюдения принципа преемственности развития компетенций. Описывается опыт реализации общевузовского педагогического проекта «Актуальные проблемы безопасности жизнедеятельности курсантов в военном вузе».
Ключевые слова: компетентностный подход, общекультурные компетенции, педагогический проект, образовательный рейтинг курсантов.
M. A. Varentsov*, M. M. Gupalov**. The current problems of training in realization of competence approach in military institutes of the Russian Interior Ministry Forces. The article deals with the analysis of contemporary stage of military institutes’ of the Russian Interior Ministry Forces development while meeting the requirements of Federal State Educational Standards of the 3-rd Generation. The particular features of educational technology of the competence approach, the importance of the continuity principle of the competence development are explored in the article. The experience of the pedagogic project “The current problems of the cadets’ safety vital activity in the military institute” realization is described as well.
Keywords: competence approach, common and cultural competences, pedagogic project, the cadets’ educational rating.
Военное образование логично вписывается в систему высшего образования России, которое в связи с подписанием Болонской декларации переживает сложный период реформирования и модернизации и также переходит на государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования третьего поколения. Модернизация внутренних войск МВД России, проводимая с целью получения немногочисленной, но высокоэффективной структуры, приводит к изменениям существовавшей системы подготовки офицерского звена, которая, без сомнения, требует научно-методического обеспечения направлений ее преобразования.
Одним из основных принципов совершенствования образовательного процесса в военных вузах внутренних войск МВД России является нацеленность на перспективу. Важным условием успешной реализации этого принципа становится формирование у курсантов не узкоспециальных знаний, а методологически обоснованных, способствующих развитию личности военного специалиста и его адаптации к быстро изменяющимся условиям деятельности.
В новом федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования в требованиях к результатам освоения основных образовательных программ подготовки специалиста указано, что в рамках общекультурных компетенций выпускник должен обладать способностью анализировать свои возможности, самосовершенствоваться и повышать свой интеллектуальный и общекультурный уровень и профессиональную квалификацию. Овладев профессиональными компетенциями, он должен уметь проектировать педагогическую работу с подчиненными военнослужащими, реализовывать, контролировать и оценивать результаты этой работы.
* Варенцов, Михаил Александрович — начальник центра автоматизированной системы управления, преподаватель Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России, соискатель кафедры военной педагогики и психологии. Адрес: 1982G6, г. Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел. 744-7G-92. Адрес электронной почты: mvarentsov@rambler.ru.
** Гупалов Максим Михайлович — заместитель начальника научно-исследовательского и редакционно-издательского отдела Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России, соискатель кафедры военной педагогики и психологии. Адрес: 1982G6, г. Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел. 744-7G-92. Адрес электронной почты: maks_gupalov@mail.ru.
* Varentsov, Michael Alexandrovich — Head of the Centre of automated control system, the teacher of the St. Petersburg Military Institute Russian Interior Ministry troops, the applicant department of military pedagogy and psychology. Address: 198 2G6, St. Petersburg, Pilot Pilyutov str., 1. Tel. 744-7G-92. E-mail: mvarentsov@rambler.ru.
** Gupalov Maxim Mikhailovich — Deputy Head of Research and publishing department of the St. Petersburg Military Institute Russian Interior Ministry troops, the applicant department of military pedagogy and psychology. Address: 198 2G6, St. Petersburg, Pilot Pilyutov str., 1. Tel. 744-7G-92. E-mail address: maks_gupalov@mail.ru.
Статья поступила в редакцию 3G мая 2G11 года.
Ведущие ученые сходятся во мнении, что компетенция определяется как способность успешно решать комплексные задачи в конкретном контексте, при этом эффективное (компетентное) действие подразумевает мобилизацию как знаний, когнитивных и практических навыков, так и социальных и поведенческих компонентов, таких как отношения, эмоции и мотивации [1]. Освоение определенного уровня компетенции есть способность использовать и сочетать знания, умения и широкие компетенции в зависимости от меняющихся требований конкретной ситуации или проблемы.
Тенденции развития современного военного образования внутренних войск наглядно свидетельствуют о стремлении приближения образовательных программ разных вузов к относительному единообразию, единым учебным планам, к согласованным параметрам и общему пониманию целей образования. Образовательный процесс военного института внутренних войск организуется и проводится в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России. При этом преемственность развития компетенций, заложенная в государственных стандартах, выступает одним из принципов построения всего образовательного процесса. Так, в целях последовательного наращивания знаний, умений и навыков курсантов (используя принцип от простого к сложному) предусмотрено следующее.
На первом курсе: получение практических навыков в выполнении обязанностей солдата в составе суточного наряда подразделения, часового в составе внутреннего караула по охране и обороне объектов военно-учебного заведения.
На втором курсе: изучение тактических и служебно-боевых действий отделения, совершенствование подготовки солдата в составе отделения; начало изучения тактических и служебнобоевых действий взвода, совершенствование подготовки командира отделения; получение практических навыков в выполнении обязанностей командира отделения (заместителя командира взвода) в ходе учебной практики в подразделениях военно-учебного заведения.
На третьем курсе: изучение тактических и служебно-боевых действий взвода (войскового наряда в составе взвода), совершенствование подготовки командира отделения; закрепление практических навыков в командовании отделением (взводом) в курсантских подразделениях, руководстве внутренним караулом по охране объектов военно-учебного заведения, проведении занятий по методике боевой подготовки.
На четвертом курсе: завершение изучения тактических и служебно-боевых действий взвода; изучение тактических и служебно-боевых действий роты, совершенствование подготовки командира взвода; получение практики в командовании взводом и проведении воспитательной работы с личным составом взвода (роты) в ходе войсковой стажировки.
На пятом курсе: изучение тактических и служебно-боевых действий роты (батальона) в основных видах боя и служебно-боевой деятельности, совершенствование подготовки командира взвода и роты [2].
В Санкт-Петербургском военном институте внутренних войск МВД России в образовательном процессе успешно сочетается усвоение курсантами теоретических знаний по дисциплинам с накоплением ими практического опыта, ориентированного на будущую воинскую специальность, при этом приоритетным было и остается формирование гражданской, патриотической позиции курсантов. Последние десятилетия привнесли в образовательный процесс как положительное (совершенствование методов преподавания, новые формы подачи и контроля знаний), так и отрицательное (снижение уровня знаний у выпускников школ, падение общекультурного уровня и нравственного сознания молодежи, ухудшение учебно-материальной базы, устаревание специального оборудования).
При изменении подхода к организации и результатам высшего военного образования важно не допустить выпуска офицеров, слабо владеющих фундаментальными знаниями, не готовых к самостоятельному принятию решений, саморазвитию и самореализации. Сегодня требуется разумное сочетание традиционных и инновационных методов обучения, что может обеспечить качественно новую, направленность образовательного процесса на подготовку квалифицированного военного специалиста. Важной задачей становится разработка технологий обучения и оценки качества результатов обучения, способствующих развитию компетенций обучаемых.
Исследования, проведенные в военных институтах внутренних войск МВД России среди курсантов и преподавателей вузов внутренних войск, наглядно показали, что наиболее востребованными на младших курсах обучения является пряктико-ориентировянный подход с ориентацией на межпредметные связи. В анкетировании, проведенном в сентябре-ноябре 2010 г. по распоряжению Центра оперативно-тактических исследований Главного командования внутренних войск МВД России, приняли участие 318 преподавателей и 2209 курсантов внутренних войск МВД России.
Среди наиболее продуктивных и используемых форм и методов обучения курсантов в военном вузе респонденты Санкт-Петербургского (далее — СПВИ), Саратовского (далее — СВИ) и Новосибирского (далее — НВИ) военных институтов внутренних войск МВД России назвали (таблица 1):
Таблица 1
Формы и методы обучения СПВИ СВИ НВИ
Практические занятия, тренировки 47% 17 % 35 %
Рассказ, метод устного изложения материала 9% 17 % 12 %
Объяснительно-иллюстративный метод, показ 17% 21 % 14%
Метод проблемного обсуждения, семинар 12% 15 % 8%
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (50) 2011
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (50) 2011
Педагогика
Все формы учебной деятельности должны быть направлены на приобретение курсантами ключевых компетенций: общекультурных и профессиональных. В первые годы обучения у курсантов еще слабо развиты навыки социального поведения, поэтому особую значимость имеет формирование общекультурной компетенции.
В Санкт-Петербургском военном институте ВВ МВД России реализуется «сквозная» образовательная программа с использованием возможностей интеграции междисциплинарных знаний, комплексирования учебных дисциплин при условии сохранения их самостоятельности. Важным элементом является развитие у курсантов компетенций, связанных с применением уже полученных знаний и умений в новой ситуации другой дисциплины, а в дальнейшем — и в профессиональной деятельности.
В ходе учебной практики, при выполнении задач боевой службы по охране общественного порядка, несении караульной и внутренней службы курсанты приобретают начальный опыт практической самостоятельной деятельности, который они совершенствуют, участвуя в работе военнонаучного общества и впоследствии, выполняя курсовые работы и учебные проекты. При этом формируются их профессиональная направленность и основы воинской этики. Участие курсантов в военно-научной работе, сопровождающееся представительством в конкурсах научных работ, научных конференциях, публикацией в сборниках, широко практикуется в военном институте и является важным элементом развития исследовательской компетенции. Научное творчество развивает в курсантах познавательную активность, необходимую в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности, позволяет еще в годы обучения реализовывать свой творческий потенциал. Одной из задач видится выявление и создание необходимых условий курсантам, проявившим склонность к исследовательской деятельности, и в дальнейшем именно они, основываясь на междисциплинарном взаимодействии и полученных знаниях, приобретя практический опыт службы во внутренних войсках, могут рассматриваться как кандидаты на поступление в адъюнктуры внутренних войск МВД России.
Данный вывод подтверждается результатами педагогической реализации изложенных идей на практике. Так, в Санкт-Петербургском военном институте внутренних войск МВД России с сентября 2010 г. начат педагогический проект «Актуальные проблемы безопасности жизнедеятельности курсантов в военном вузе» [3]. В рамках этого проекта реализуются индивидуальные проекты курсантов. Опубликованы три сборника курсантских научно-исследовательских проектов. Особую значимость для развития компетенции имеет групповой исследовательский проект под руководством преподавателей, важнейшими функциями которого являются:
1) методологическая (формирование целостности знаний, умений, отношений, мировоззрения, интегративного стиля мышления);
2) формирующая (образовательная, воспитывающая, развивающая);
3) интегрирующая (объединяющая, системообразующая, синтезирующая, конструктивно-моделирующая);
4) проектировочная (планирование интегральных целей и задач, интегративного методического обеспечения, отбор целостного содержания);
5) прогностическая (предвидение интегративных результатов);
6) рефлексивная (оценка своих действий, выявление ошибок).
Исследовательская деятельность курсантов носит поисковый характер и способствует расширению и развитию социально-управленческих навыков курсантов. Принцип активизации поисковой работы исследовательской деятельности курсантов — это принцип самостоятельного «открытия» выводов науки, «изобретения» новых способов приложения знаний к практике.
Таким образом, компетенции формируются в процессе деятельности и ради будущей успешной военной службы, а в конечном итоге — в целях самореализации личности.
Анализ проведенной в вузе работы позволил отметить, что у курсантов информационная компетенция проявляется при выполнении самостоятельной теоретической работы по изучаемым темам, подготовке рефератов, участии в научных исследованиях, в викторинах и конкурсах по предмету. Индивидуальные задания для самостоятельной работы курсантам на разных кафедрах составляются с соблюдением принципа постепенного повышения уровня сложности: от закрепления базовых понятий до анализа задач с учетом ранее приобретенных знаний и умений и их использования в новой ситуации, связанной, как правило, с будущей военной службой. Такая структура самостоятельных работ соответствует интегративно-контекстной модели формирования профессиональной компетентности выпускника. Задания периодически перерабатываются с целью инициирования качественного усвоения этого вида учебной нагрузки курсантами. Выполнение самостоятельной работы по предмету — это первые шаги к самообразованию как деятельности, направленной в будущее — одной из главных задач в свете новой реформы высшей школы. Самостоятельная работа способствует не только приобретению прочных знаний и умений, но и формированию личной ответственности за результаты. Стоит заметить, что самостоятельная работа студентов, обучающихся в передовых университетах, тесно увязанная с информационно-образовательной поддержкой учебного процесса средствами современных информационных технологий, занимает почти в три раза больше учебного времени, чем аудиторная работа [4].
Организационно-управленческая компетенция курсантов развивается главным образом в процессе прохождения учебной практики. Немаловажным условием успешного развития компетенций военного специалиста является правильная организация повседневной деятельности курсанта в учебном подразделении вуза, наличие грамотно подготовленных офицеров-наставников и младших командиров. Эти виды деятельности направлены на приобретение новых теоретических и фактических знаний, практических умений. Именно они формируют интерес к избранной профессии, сознательное, ответственное и творческое отношение к ней.
Важными для курсантов являются и коммуникативная, мировоззренческая компетенции, формирование которых начинается с первого дня пребывания в стенах военного вуза. Это особенно важно, поскольку в нашем вузе обучаются курсанты 37 национальностей. Создание «уставной обстановки», плодотворной самореализации с уважительным отношением к культуре и обычаям других народов весьма актуально. Во внеучебное время духовно-нравственному становлению будущих специалистов — граждан своей Родины — способствуют беседы и диспуты на актуальные для курсантов темы, экскурсии по историческим местам, посещение театров, концертов, кинотеатров с последующим обсуждением увиденного. Положительным моментом является существование института кураторства, что значительно облегчает адаптацию обучаемых в учебно-профессиональной среде. Все это вместе взятое направлено на обеспечение социально-профессионального воспитания личности, актуализацию его индивидуального психологического потенциала.
Одним из инструментов отслеживания развития компетенций является рейтинговая система оценки достижений курсантов, используемая в военном институте на протяжении последних лет и способствующая повышению активности курсантов как в учебной, так и во внеучебных видах деятельности: спортивной, научной, воспитательной. Рейтинг курсантов, обрабатываемый в специально созданной информационной системе с использованием современных вычислительных возможностей персональных компьютеров, обеспечивает независимую оценку и построение интегративной суммы достижений обучаемых.
Курсанты с низким уровнем успешности в учебной деятельности (сформированным в начальной школе) слабо мотивированы к обучению. Применение рейтинговой системы помогает развитию у таких курсантов личностно-деятельностных компетенций и личностно-психологических качеств (например, потребности в достижениях). Как следствие, у них повышается успеваемость. Использование рейтинговой системы помимо формирования знаниевой компоненты, активизирует развитие социально-личностных компетенций, т.к. только при правильной самоорганизации процесса обучения, основанной на ответственности, целеустремленности, инициативности, исполнительности и т.д., можно достичь желаемых результатов. Внедрение рейтингового подхода продемонстрировало четкую взаимосвязь мотивации обучаемых на успешность и их организованности при прохождения контроля и аттестации уровня знаний.
Анализ актуальных вопросов подготовки к реализации компетентностного подхода в военных вузах внутренних войск МВД России подводит к пониманию того, что образовательный процесс требует преобразований в формах и содержании обучения курсантов внутренних войск. Они направлены на усиление мотивации курсантов к получению качественного образования, формирование у них необходимых компетенций будущего специалиста, облегчению социальной адаптации и в целом на повышение и системного совершенствования образовательного процесса.
Список литературы
1. The role of national qualification systems in promoting lifelong learning (2005).
2. Приказ ГК ВВ МВД РФ № 34 от 31.01.2007 года «Об утверждении основной профессиональной образовательной программы военного образовательного учреждения высшего профессионального образования внутренних войск МВД России»
3. Новожилов, В.Ю., Бережнова, А.Н., Кеклис, А.Ю. Актуальные проблемы безопасности жизнедеятельности курсантов в военном вузе : педагогический проект. — СПб.: Санкт-Петербургский военный институт внутренних войск МВД России, 2010. — 16 с.
4. Петухова, Т. П. Самостоятельная работа как средство развития информационной компетенции / Т.П. Петухова, М.И. Глотова // Высшее образование в России. — 2008. — № 12. — С. 121-126.
Literature
1. The role of national qualification systems in promoting lifelong learning (2005).
2. The C-in-C of the Russian Interior Ministry Forces Order № 34, 31.01.2007 “The Approval of the Basic Vocational Education Programme of the Military Educational Institution of the Higher (Professional) Education of the Russian Interior Ministry Forces”.
3. Novozhilov, V. Y, Bere%hnova, L. N., Keklis, A. Y. The current problems of the cadets’ safety vital activity in the military institute: Pedagogic project. -St.-Petersburg, 2010. — 16 p.
4. Petukhova, T. P. The self-dependent work as the means of information competence development / / Higher education in Russia. — 2008. — № 12. — P. 121-126.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (50) 2011