-►
Вопросы психологии
УДК 371.38
Ю.В. Бахонская, Н.В. Федына
научно-методическое обеспечение психолого-педагогического сопровождения личностно ориентированного образовательного процесса
В связи с новыми социальными требованиями к системе образования становится особенно актуальным психолого-педагогическое обеспечение участников образовательного процесса. Задача формирования самостоятельной, ответственной и социально мобильной личности, способной к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда, определяет необходимость широкого использования в системе сопровождения соответствующих программ развития социальных навыков, способности к личностному самоопределению и саморазвитию [3, с. 2].
Переход от унифицированного образования к вариативному, от педагогики «знаний, умений и навыков» к педагогике развития должен сопровождаться переориентацией сознания учителя от школоцентризма к детоцент-ризму, формированию культуры совместной работы с психологом как с междисциплинарным специалистом в образовательных учреждениях (ОУ).
Утверждение парадигмы развивающего, личностно ориентированного образования, задачи повышения профессионализма педагогических кадров требуют перехода от традиционной модели психологического просвещения к модели развития психологической компетентности педагогов, оснащению их антропо- и психотехниками, позволяющими решать актуальные задачи развития, воспитания ребенка и его обучения.
Формирование личностных и метапред-метных умений учащихся связано с развитием таких категорий, как «здоровье», «социальное благополучие», «самореализация», «защищен-
ность», поэтому сфера ответственности системы психолого-педагогического сопровождения не может быть ограничена рамками задач преодоления трудностей в обучении, но должна быть направлена на обеспечение успешной социализации, сохранение и укрепление здоровья, защиту прав детей и подростков.
В этой связи актуальной становится разработка междисциплинарных программ формирования личностных и метапредметных умений школьников, реализуемых в совместной деятельности педагога и психолога.
Сегодня в системе психолого-педагогического сопровождения наряду с традиционными видами деятельности может быть реализовано такое комплексное направление, как разработка (проектирование) образовательных программ. Образовательная программа проектируется совместно педагогом-психологом и учителями.
Подобные возможности открываются в связи со складывающимся различением учебной и образовательной программ. В учебной программе акцент делается на овладение знаниями, умениями и опытом социальной деятельности, в образовательной же основное внимание уделяется становлению, развитию и воспитанию личности в совокупности ее когнитивных, эмоциональных, мотивационно-потребностных характеристик. Таким образом, образовательная программа в отличие от учебной должна выполнять не только обучающую, но и диагностическую, прогностическую, кор-рекционную функции, что предполагает изучение стартовых возможностей и динамики развития ребенка в образовательном процессе
и, следовательно, построение системы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса.
Разработанная Ю.В. Бахонской и Н.В. Фе-дына система психологического сопровождения «Сотрудничество» обеспечивает максимальное раскрытие, апробацию и эффективное использование в практике образования потенциала всех составляющих психолого-педагогического обеспечения образовательного процесса, а именно: диагностики, развития, коррекции, профилактики и просвещения.
Система направлена на работу со всеми участниками образовательного процесса: учениками (воспитанниками ДОУ), родителями, педагогическим персоналом, администрацией, педагогическим коллективом в целом.
Основой системы является авторская технология предупреждения деформации взаимоотношений (ТПДВ). Цель технологии — обеспечить условия адаптации детей с сохранением индивидуальности в ОУ на всех переходных ступенях, психологическое сопровождение учащихся и воспитанников в течение всего срока пребывания их в учреждении, включая режим второй половины дня.
Подробное описание первого и второго этапов технологического цикла, а именно этапов предадаптации и адаптации, представлено в опубликованных материалах Всероссийской научно-практической конференции «Психологическое обеспечение педагогического процесса в образовательном учреждении: проблемы, ресурсы, инновации» [1, с. 54].
Апробация и внедрение ТПДВ осуществляются:
1. С 2008 года в ГОУ СОШ № 619 Калининского района Санкт-Петербурга. Результаты апробации показали устойчивую положительную динамику в процессе адаптации воспитанников дошкольного отделения и эффективность ее использования в рамках индивидуальной и групповой совместной деятельности с воспитанниками.
2. С 2009 года в рамках реализации инновационного проекта «Инновационная деятельность современной прогимназии на основе ак-меологического подхода» в прогимназии № 675 «Талант» Красносельского района. Результаты апробации показали продуктивность данной технологии и целесообразность ее использо-
вания в рамках всего ОУ для решения проблем социализации детей.
3. С 2010 года в ГОУ СОШ № 569 Невского района. В результате апробации отмечено следующее:
• снятие психологического напряжения у детей и родителей в адаптационый период;
• плавная, нетравматичная социализация детей в ОУ;
• повышение активности родителей в процессе воспитания детей;
• включение педагогами в работу с детьми конкретных рекомендаций и групп упражнений.
По окончании адаптационного периода определяется состав групп адаптированных детей, что является нормой, и детей, нуждающихся в дополнительной коррекционной работе. Задача третьего этапа технологического цикла — актуальное развитие детей.
Реализуя методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в условиях модернизации образования в учебной программе «Я и мой внутренний мир» для учащихся начальной школы, мы сделали акцент на овладении знаниями, умениями и опытом социальной деятельности в области общения, коммуникаций, эмоций и поведения. В данной программе у учащихся развиваются и метапредметные умения: внимание, память, мышление и пр. В образовательных программах «Формула успеха» для учащихся 5-7-х классов, «Формирование женственности у девочек-подростков» для учащихся 7-10-х классов основное внимание уделяется становлению, развитию и воспитанию личности в совокупности ее когнитивных, эмоциональных, мотивационно-потребностных характеристик.
В дополнение к образовательным программам эффективно используется коррекционная программа «Сенсомоторная коррекция, медитация и когнитивное развитие», которая закладывает основы дальнейшего благополучия учащихся начальной школы в таких сферах, как умение учиться, отношение к учебе вообще и к школе в частности, общение со сверстниками.
При таком подходе объектом психологического сопровождения выступает образовательный процесс, предметом является ситуация развития ребенка как система отношений ребенка с миром, окружающими (взрослыми и сверстниками), самим собой.
С первых же дней пребывания первоклассника в школе ТПДВ, учебная, образовательная и коррекционная работа позволяют решить проблемы, от которых зависит благополучие учеников. В качестве основных можно назвать следующие: индивидуальный подход к учащемуся; адаптация каждого ребенка к школе; преодоление трудностей общения учителя с учеником; сложности, возникающие у ребенка при общении со сверстниками в коллективе; развитие познавательных и учебных интересов учащихся; школьная успеваемость.
Проблема успеваемости поставлена на последнее место не случайно, хотя в школе она всегда фигурирует на первом. Дело в том, что неуспеваемость возникает как следствие отсутствия индивидуального подхода к учащемуся. Психологическое решение проблемы успеваемости заключается в анализе причины неуспеваемости и предотвращении или ликвидации этих причин в учебно-воспитательном процессе и реализуется в рамках разработанной технологии. Параллельное использование развивающих, образовательных и коррекционной программ показало, что если ребенок трудно принимает задание в рамках учебной деятельности, то он может это сделать в рамках игровой деятельности. Но некоторые учебные мотивы, например похвалу за определенное качество выполнения задания, можно рассматривать наравне с игровыми мотивами в игре-соревновании, где выигрыш — это та же хорошая оценка за определенный достигнутый результат. Поэтому использование в обучении принципа игр может быть мостиком к развитию учебного мотива в виде желания получить хорошую отметку. Если такой мотив удастся актуализировать, то следующим шагом может быть работа по сдвигу мотива на цель. Постепенно такой путь развития мотивационной сферы приводит к развитию познавательных интересов.
Опыт работы показывает, что диагностическую и развивающую работу целесообразнее проводить утром, а профилактика, консультирование, образовательная и коррекционная работа более эффективны в режиме работы отделения дополнительного образования, т. е. во второй половине дня, но не позднее 16:00 для младших школьников и 17:00 для среднего и старшего звена.
Наши занятия проходят в режиме тренингов отдельно с каждым классом начальной школы, а во второй половине дня учащиеся средней и старшей школы объединяются в совместной работе на тренинговых встречах по направлениям образовательных программ, реализуемых в рамках отделения дополнительного образования. Существуют и временные различия. Так, для учащихся начальной школы тренинг проводится в течение 30—35 минут, а для учащихся средней и старшей школы продолжительность тренингового занятия увеличивается до 2 часов.
На всех этапах школьного обучения подтвердила свою эффективность работа в форме игротренингов, направленная на достижение учащимися такого уровня психического развития, при котором возможно их нормальное обучение в школе. Необходимость использования игр в работе группы обусловлена следующими результатами: повышением у участников тренинга познавательного интереса, достижением быстрого эффекта включения в работу как всей группы, так и отдельных участников, высоким уровнем сплоченности группы за достаточно короткий срок, повышением уровня доверия друг к другу и мн. др.
Практика работы в группах показывает, что дети лучше воспринимают развивающий материал, если занятия проводятся на высоком эмоциональном уровне. Тренинговые занятия ведут два психолога, поскольку такая форма позволяет одновременно осуществлять фронтальную и индивидуальную работу с детьми. Они как бы «переливают» свой интерес к занятиям в детей, заражая их своей эмоциональностью. Такая форма проведения занятий в сочетании с игровыми методами и игровой мотивацией делает их приятными и интересными для ребят.
Для того чтобы эффективно формировать у детей личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основы умения учиться, необходимо сформировать у педагогов навыки междисциплинарного учебного взаимодействия. Опыт работы в указанном направлении привел нас к созданию программы «Повышение квалификации педагогического персонала в рамках ТПДВ». Эта программа направлена на формирование у сотрудников ОУ навыков работы в рамках ТПДВ и создание модели ин-
новационного методического инструментария. Особенность программы заключается в том, что она формирует у слушателей культуру совместной работы с коллегами и специалистами службы сопровождения, расширяет традиционное представление о классно-урочной системе взаимодействия с учащимися. Программа создает условия для совместной разработки развивающих занятий, проектирования развивающей среды, апробирования и внедрения альтернативных форм взаимодействия участников образовательного процесса. Новые формы взаимодействия позволяют одновременно использовать фронтальную и индивидуальную работу с детьми с учетом индивидуальных особенностей, ориентируясь на зону ближайшего развития, компенсировать возможные трудности усвоения учебного материала проработкой тем в игровой форме.
Программа обеспечивает учителя современным инструментом организации образовательного процесса (технологическая карта и система занятий-тренингов). Это позволяет эффективно расходовать учебное время, повышает качество обучения, способствует раскрытию творческого потенциала учащихся, обеспечивает успешную самореализацию личности, целенаправленно развивает информационно-интеллектуальную компетентность, сохраняя здоровье всех участников образовательного процесса.
Структура планируемых результатов основана на системно-деятельном подходе, отвечающем основным положениям учения Л.С. Выготского о необходимости определения динамической картины развития на основе выделения уровня актуального развития и ближайшей перспективы развития ребенка. В результате такого подхода выпускники начальной школы:
• в сфере личностных универсальных учебных действий — приобретут собственную внутреннюю позицию школьника, адекватную мотивацию учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентацию на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации [2, с. 14];
• в сфере регулятивных универсальных учебных действий — овладеют всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, пла-
нировать ее реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;
• в сфере познавательных универсальных учебных действий — научатся использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приемы решения задач;
• в сфере коммуникативных универсальных учебных действий — приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнера), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.
Таким образом, использование представленного научно-методического обеспечения субъектов образования в регионе обеспечит педагогический персонал ОУ современным инструментом организации образовательного процесса (технологическая карта и система занятий-тренингов), что позволит эффективно расходовать учебное время, повысить качество обучения, раскрыть творческий потенциал учащихся, обеспечить успешную самореализацию личности, целенаправленно развивать информационно-интеллектуальную компетентность, сохранять здоровье всех участников образовательного процесса.
Представленная программа «Повышение квалификации педагогического персонала в рамках ТПДВ» обеспечивает:
• повышение уровня профессиональной компетентности педагогического персонала учебного учреждения;
• повышение качества образования, которое сводится не только к обученности учащихся, набору знаний и навыков, но и связывается с воспитанием, понятием «качество жизни», раскрывающимся через такие категории, как «здоровье», «социальное благополучие», «самореализация», «защищенность»;
• реализацию требований ФГОС к результатам образования.
При успешном освоении данной программы слушатели:
• узнают основные теоретические положения ТПДВ, закономерности психологического
развития детей, модели альтернативных форм взаимодействия участников образовательного процесса, их особенности и преимущества;
• овладеют приемами ведения тренинга, инновационным способом составления урока
с использованием технологической карты, способами ведения совместных уроков с коллегами и специалистами службы сопровождения;
• повысят уровень профессиональной и коммуникативной компетентности.
список литературы
1. Бахонская,Ю.В. В мир новых впечатлений [Текст] / Ю.В. Бахонская // Психолог. обеспечение пед. процесса в образоват. учреждении: проблемы, ресурсы, инновации: материалы Всерос. науч.-практ. конф. (Санкт-Петербург, 1—2 сентября 2011 г.). — СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2011. — 344 с. - С. 54-62.
2. Ковалева, Г.С. Планируемые результаты начального общего образования [Текст] / Г.С. Ковалева, О.Б. Логинова. — М.: Просвещение, 2010. — 120 с.
3. Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования [Текст]: прил. к письму Минобразования РФ от 27.06.2003 № 28-51-513/16.
УДК 159.923.2:159.9.005.322:159.9.005.321
Е.Б. Осипова
профессиональным имидж преподавателя вуза
В настоящее время заканчивается переход российского образования на болонскую систему. В рамках данного процесса возникает потребность в новом образе — преподавателя высшей школы XXI века. Рассмотрим концептуальный подход к формированию имиджа преподавателя вуза с точки зрения соответствия западным стандартам, с одной стороны, и традициям российской культуры как источника для развития гармоничного человека, с другой.
В рамках социально-психологического подхода имидж — это символический образ субъекта, осознаваемый в процессе субъект-субъектного взаимодействия [4, с. 23]. Имидж формируется только в процессе коммуникаций между двумя (и более) субъектами. Классификацию составляют три вида имиджа: индивидуальный, групповой (образ социальной группы) и предметный (товар, услуга, проект и т. п.). Для рассмотрения предметного имиджа в теории имиджелогии используют принцип персонификации. Тогда можно говорить не только об индивидуальном имидже, но и об имидже товаров/услуг, имидже проектов, имидже территории и т. п.
К отдельной категории можно отнести имидж организации, который объединяет в
себе концепции и технологии формирования индивидуального, группового и предметного имиджа. Под термином «организация» мы понимаем юридическую организацию любой формы собственности, как коммерческую, так и государственную, в том числе и высшее учебное заведение.
Профессиональная деятельность является одним из основных направлений реализации человека в обществе. Любая деятельность происходит в социальной среде, а следовательно, может быть одобрена или не одобрена социальным окружением. В этом случае имидж профессионала становится одним из наиболее важных конкурентных преимуществ как отдельных людей, так и групп людей, в том числе организаций, для достижения поставленных целей.
Рассмотрим имидж профессионала на примере имиджа преподавателя вуза. Имидж преподавателя будет влиять не только на его индивидуальную эффективность как профессионала, но и на имидж вуза в целом, отдельного факультета, кафедры. С другой стороны, имидж преподавателя как профессионала будет включать в себя характеристики не только субъекта — носителя имиджа, но и окружающей среды, в том числе аудиторий имиджа. Поэтому предлагаем