известия вгпу
Innovacionnye napravlenija razvitija v obrazovanii, jekonomike, tehnike i tehnologii: sb. st. v 2 ch. Stavropol', 2016. S. 342-346.
2. Begidova S.N., Hazova S.A. Begidov V.S. Lichnostnye kachestva konkurentosposobnogo social'-nogo rabotnika // Vestn. Adyg. Gos. un-ta. Ser. 3: Pedagogika i psihologija. 2013. № 3(123). S. 12-17.
3. Vishnevskij Ju.R., Korobejnikova A.P., Shap-ko V.T. Social'no-professional'nyj portret social'-nogo rabotnika // Kachestvo social'noj zhizni v izme-njajushhejsja Rossii. M., 2008. S. 44-47.
4. Pevnaja M.V., Permjakova P.Ju. Sociologi-cheskie aspekty izuchenija imidzha social'noj raboty. Informacionnaja model' formirovanija: ucheb.-metod. posobie. Ekaterinburg: UGTU - UPI, 2009.
5. Professional'nyj imidzh social'noj raboty i rol' SMI v povyshenii ee prestizha: informacionno-analiticheskij otchet / pod red. prof. Ju.R. Vishnevsko-go. Ekaterinburg: UGTU - UPI, 2009.
6. Professional'no-jeticheskij kodeks social'nogo rabotnika Rossii [Jelektronnyj resurs]. URL: http:// www.belsoc.narod.ru/socrab.html (data obrashhenija: 15.06.2017).
7. Hazova S.A. Lichnostnye kachestva konkurentosposobnogo specialista po fizicheskoj kul'ture i sportu // Teorija i praktika fizicheskoj kul'tury. 2008. № 12. S. 64-68.
ю.в. науменко, о.в. науменко
(Волгоград)
организационно-педагогические условия инклюзивного начального общего образования
Предлагается авторское видение основных аспектов положения об организации начального общего образования обучающихся с ОВЗ и умственной отсталостью, которые помогут разработчикам четко формулировать миссию общеобразовательной организации по отношению к детям с особыми образовательными потребностями и описывать общие подходы по реализации принятой миссии с учетом специфики функционирования конкретной школы. Дана трактовка личностных и метапредметных результатов инклюзивного образования в начальной школе.
Ключевые слова: инклюзивное образование, личностные и метапредметные результаты инклюзивного образования, организационно-педагогические условия инклюзивного образования.
Professionally significant qualities as determinants of formation of the image of future social workers
The article deals with the issue of formation of the image of a social worker. Professionally significant qualities of the personality of a social worker are caused by the determinants of its formation. Communication skills, tolerance, empathy, professional ethics are highlighted as the dominant professional qualities. The article represents the results of the pedagogical experiment of the formation of these properties, their connection with the formation of the image of a social worker.
Key words: image of social worker, professionally significant qualities, professional ethics, communication skills, tolerance, empathy.
(Статья поступила в редакцию 25.07.2017)
По нашему мнению, положение об организации начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и умственной отсталостью должно состоять из трех частей и носить рамочный характер, приемлемый для организации инклюзивного образования по отношению ко всем типам детей с особыми образовательными потребностями. Специфика организации инклюзивного образования по отношению к детям с различными видами психофизиологических нарушений может быть отражена в приложениях как дополнениях к основному положению об организации начального общего образования обучающихся с ОВЗ и умственной отсталостью.
В первой части (общие положения) должны быть сформулированы миссия общеобразовательной организации при осуществлении инклюзивного образования и ожидаемый (желаемый) результат. Мы считаем, что здесь должны найти отражение нижеследующие положения, базирующиеся на ст. 2 «Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе», ст. 79 «Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья» Закона «Об образо-
О Науменко Ю.В., Науменко О.В., 2017
вании в Российской Федерации» № 273-ФЭ от 29.12.2012 г. (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу 01.01.2017 г.), приложениях 1-8 ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ, утвержденного Приказом Минобрнауки № 1598 от 19.12.2014 г., и приложениях 1 -2 ФгоС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного Приказом Минобрнауки № 1599 от 19.12.2014 г.
Обучающийся с ОВЗ (включая умственную отсталость) - это физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Инклюзивное образование есть обеспечение равного доступа к образованию всех обучающихся с особыми образовательными потребностями с учетом разнообразия этих потребностей и индивидуальных возможностей для достижения индивидуально обоснованного качества образования. Целью инклюзивного образования обучающихся с ОВЗ и обучающихся с умственной отсталостью является достижение ими личностных и метапредмет-ных результатов в соответствии с требованиями современного российского общества, обеспечивающими возможность их успешной социализации и социальной адаптации.
Достижение академических результатов, сопоставимых с результатами обучения нормативно развивающихся сверстников, возможно только для обучающихся с ОВЗ, отнесенных решением территориальной медико-психолого-педагогической комиссии к первому и второму образовательному маршруту. Для таких обучающихся планируемые личностные и метапредметные результаты образования идентичны личностным и метапредметным результатам нормативно развивающихся сверстников, получивших соответствующий уровень образования.
Личностные результаты начального общего образования для обучающихся с ОВЗ, отнесенных решением территориальной медико-психолого-педагогической комиссии к третьему образовательному маршруту, и обучающихся с умственной отсталостью, отнесенных решением территориальной медико-психолого-педагогической комиссии к первому образовательному маршруту, включают в себя следующие жизненно необходимые компетенции
[1-3]:
кие науки -
- осознание себя как гражданина России, проявление чувства гордости за свою Родину;
- проявление уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- адекватные представления о собственных возможностях и насущно необходимом жизнеобеспечении;
- владение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- владение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, понимание социально значимых мотивов учебной деятельности;
- проявление навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
- проявление эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- проявление этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания;
- установка на безопасный здоровый образ жизни;
- наличие мотивации к труду и к работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям;
- готовность к самостоятельной жизни.
личностные результаты начального общего образования для обучающихся с ОВЗ, отнесенных решением территориальной медико-психолого-педагогической комиссии к четвертому образовательному маршруту, и обучающихся с умственной отсталостью, отнесенных решением территориальной медико-психолого-педагогической комиссии ко второму образовательному маршруту, включают в себя следующие жизненно необходимые компетенции [1-3]:
- социально-эмоциональное участие в процессе общения и в совместной деятельности;
- основы персональной идентичности, осознание принадлежности к определенному полу, осознание себя как Я;
- проявление начальных навыков адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- проявление уважительного отношения к окружающим;
- освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына-дочери, пассажира, покупателя и т.п.) и личностного смысла учения;
- проявление элементарных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах и общепринятых правил;
- проявление навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- проявление элементарных эстетических чувств;
- проявление доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, развитие понимания других людей и сопереживания их чувствам;
- наличие мотивации к труду, проявление бережного отношения к предметам окружающего мира и к живой природе.
В качестве метапредметных результатов начального общего образования для обучающихся с ОВЗ, отнесенных решением территориальной медико-психолого-педагогической комиссии к третьему образовательному маршруту, и обучающихся с умственной отсталостью, отнесенных решением территориальной медико-психолого-педагогической комиссии к первому образовательному маршруту, выступают базовые учебные действия (БУД).
Для обучающихся с ОВЗ, отнесенных решением территориальной медико-психолого-педагогической комиссии к четвертому образовательному маршруту, и обучающихся с умственной отсталостью, отнесенных решением территориальной медико-психолого-педагогической комиссии ко второму образовательному маршруту, не предусмотрено обязательное формирование универсальных учебных действий. Поэтому для этой группы детей с особыми образовательными потребностями базовые учебные действия выступают как целевые ориентиры.
БУД включают в себя [1-3]:
- готовность сохранять цели учебной деятельности;
- готовность следовать заданному алгоритму действий при выполнении типовых учебных заданий;
- готовность к позитивному переживанию неуспеха в учебной деятельности и сохранение желания продолжать действовать;
- проявление начальных форм познавательной и личностной рефлексии при анализе типовых познавательных и жизненных ситуаций;
- использование доступных для восприятия и осознания знаково-символических средств представления информации для решения учебных и практических задач;
- готовность активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;
- овладение навыками осмысленного пересказа (и ответа на вопросы по содержанию) познавательных и художественных текстов в соответствии с познавательными целями и задачами по заданному (или освоенному) алгоритму;
- формирование начальных навыков речевого высказывания в письменной форме;
- овладение доступными логическими действиями и построение элементарных рассуждений по заданному (или освоенному) алгоритму при решении стандартных практико-ориентированных задач и типичных жизненных ситуаций;
- готовность слушать собеседника и отвечать на вопросы, аргументируя свою точку зрения и оценку событий;
- готовность воспринимать точку зрения другого человека;
- овладение доступными начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета и повседневной жизненной практикой.
Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ (включая умственную отсталость) определяются адаптированной образовательной программой. При этом для инвалидов, не имеющих статус обучающегося с ОВЗ, должны вноситься изменения в основную образовательную программу в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Адаптированная образовательная программа - это основная образовательная программа, спроектированная общеобразовательной организацией для нормативно развивающихся обучающихся и адаптированная для обучения детей с ОВЗ (включая умственную
отсталость) с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Обучающиеся с ОВЗ (включая умственную отсталость) могут получить образование в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (индивидуально; в группе обучающихся, имеющих схожие ограничения в здоровье; в группе обучающихся, не имеющих ограничения) и в форме семейного образования. Обучение в форме семейного образования осуществляется с последующим прохождением промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.
Для получения образования обучающимися с ОВЗ (включая умственную отсталость) создаются специальные условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся:
- использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;
- предоставление при необходимости услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;
- обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ.
Вторая часть положения об организации начального общего образования обучающихся с ОВЗ и умственной отсталостью должна быть посвящена непосредственно организационным вопросам.
Отметим, что зачисление ребенка с ОВЗ (включая умственную отсталость) осуществляется приказом директора общеобразовательной организации на основании заявления законных представителей, рекомендаций территориальной психолого-медико-педагогической комиссии с указанием образовательного маршрута и письменного согласия на получение обучающимся психолого-педагогической помощи, в котором обязательно должно быть отражено следующее:
кие науки -
1) согласие родителей (законных представителей) ребенка с ОВЗ (включая умственную отсталость) при необходимости представить общеобразовательной организации обновленные рекомендации территориальной психолого-медико-педагогической комиссии для уточнения адаптированной основной общеобразовательной программы на следующий срок обучения (учебный год);
2) осознание родителями (законными представителями) ребенка с ОВЗ (включая умственную отсталость) того, что непредставление рекомендаций территориальной психолого-медико-педагогической комиссии в установленный срок не позволит педагогическому коллективу спроектировать адаптированную основную общеобразовательную программу, что будет нарушением прав ребенка на получение им качественного образования в соответствии с его индивидуальными психофизиологическими возможностями и потребностями (п. 1 абзац 2 ст. 34 «Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки»), и это можно расценивать как невыполнение родителями (законными представителями обучающегося) своих обязанностей (п. 4 ст. 44. «Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся»);
3) выбор формы образования и формы обучения ребенка с ОВЗ (включая умственную отсталость) законными представителями ребенка с учетом реальных возможностей общеобразовательной организации.
На первые четыре месяца с момента начала обучения общеобразовательная организация может установить испытательный срок, по окончании которого психолого-медико-педагогический консилиум общеобразовательной организации принимает решение:
а) продолжить инклюзивное образование ребенка с ОВЗ (включая умственную оста-лость) по избранной форме образования и форме обучения;
б) рекомендовать законным представителям ребенка с ОВЗ (включая умственную оста-лость) изменить форму образования и / или форму обучения;
в) рекомендовать законным представителям ребенка с ОВЗ (включая умственную отсталость) обратиться в территориальную психолого-медико-педагогическую комиссию для подбора другой общеобразовательной организации в связи с отсутствием возможности у данной организации создать необходимые
условия для эффективного и качественного инклюзивного обучения ребенка.
Инклюзивное обучение учащихся с ОВЗ, которым рекомендован первый и второй образовательные маршруты, организуется посредством их совместного обучения и воспитания в одном классе с учащимися, не имеющими таких ограничений. При этом наполняемость класса не должна превышать 25 учащихся (из них до 5 учащихся с нарушениями однородного характера).
Инклюзивное обучение учащихся с ОВЗ, которым рекомендован третий образовательный маршрут, и учащихся с умственной отсталостью, которым рекомендован первый образовательный маршрут, осуществляется посредством функционирования специального коррекционного класса (группы).
Инклюзивное обучение учащихся с ОВЗ, которым рекомендован четвертый образовательный маршрут, и учащихся с умственной отсталостью, которым рекомендован второй образовательный маршрут, осуществляется индивидуально, с возможностью посещения занятий по отдельным предметам в специальном коррекционном классе.
Специальные коррекционные классы открываются приказом руководителя общеобразовательной организации на основании Положения о функционировании в общеобразовательной организации специальных коррек-ционных классов для обучающихся с ОВЗ и умственной отсталостью, которое создано с учетом Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся (воспитанников) с ОВЗ, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 288 от 12.03.1997 г. (в ред. Постановлений Правительства РФ № 212 от 10.03.2000 г., № 919 от 23.12.2002 г., № 49 от 01.02.2005 г., № 617 от 18.08.2008 г., № 216 от 10.03.2009 г.) и Приказа Минобрнауки России № 1015 от 30.08.2013 г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
Еще раз отметим, что образовательный процесс при инклюзивном обучении регламентируется адаптированной основной образовательной программой, содержание которой должно отвечать требованиям ФгОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ или ФгОС образования обучающихся с умственной отсталостью для установленного образовательного маршрута в соответствии с ре-
шением территориальной психолого-медико-педагогической комиссии.
Средства и методы инклюзивного образования, а также вид реализуемых образовательных программ в соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» общеобразовательной организацией определяется самостоятельно с учетом рекомендаций территориальной психолого-медико-педагогической комиссии и ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ или ФгОС образования обучающихся с умственной отсталостью.
При реализации общеобразовательных программ в инклюзивном образовании могут использоваться различные образовательные технологии (в том числе дистанционные образовательные технологии и электронное обучение) и сетевая организация образовательного процесса. Продолжительность занятий, перемен между уроками и коррекционно-раз-вивающими занятиями и внеурочной деятельностью определяется санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ОВЗ, № 2.4.2.3286-15 (СанПин ОВЗ), утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 26 от 10.07.2015 г. В частности, образовательный процесс, согласно СанПин ОВЗ, для всех обучающихся с ОВЗ (включая умственную отсталость) должен осуществляться в первую смену по пятидневной учебной неделе.
Промежуточная и итоговая аттестация обучающихся с ОВЗ, инклюзивное образование которых осуществляется по первому и второму образовательным маршрутам, проходит в тех же формах и с учетом требований для обучающихся, не имеющих ограничений по здоровью.
Промежуточная и итоговая аттестация учащихся с ОВЗ (включая умственную отсталость), которые обучаются в специальном кор-рекционном классе, регламентируется отдельным Положением, учитывающим требования ФгОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ и ФгОС начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью. В частности, итоговая аттестация проводится организацией самостоятельно по завершении адаптированной основной образовательной программы начального общего образования в виде двух испытаний: комплекс-
ной оценки предметных результатов (русский язык, чтение, математика, основы социальной жизни) и оценки знаний и умений по выбранному профилю труда.
Промежуточная и итоговая аттестация учащихся с ОВЗ (включая умственную отсталость), которые обучаются индивидуально, проводится в виде наблюдения за действиями учащихся при выполнении специально подобранных заданий в естественных и искусственных ситуациях (метод экспертной оценки) с целью оценки самостоятельности ребенка (выполняет действия самостоятельно; выполняет действия по инструкции; выполняет действия по образцу; выполняет действия с частичной помощью; выполняет действия со значительной помощью; действий не выполняет, но узнает объект; не узнает объект).
Внеурочная деятельность и воспитание обучающихся с ОВЗ и умственной отсталостью, инклюзивное образование которых осуществляется в классах (группах) совместно с обучающимися, не имеющих ограничений, и / или в специализированных коррекционных классах, организуется в рамках общеобразовательного процесса для обучающихся, не имеющих ограничений, по следующим направлениям:
а) для обучающихся с ОВЗ, инклюзивное образование которых осуществляется по первому и второму образовательным маршрутам: духовно-нравственное, общеинтеллектуальное, спортивно-оздоровительное, социальное, общекультурное;
б) для обучающихся с ОВЗ, инклюзивное образование которых осуществляется по третьему образовательному маршруту, и для обучающихся с умственной отсталостью, инклюзивное образование которых осуществляется по первому образовательному маршруту: социально-эмоциональное, спортивно-оздоровительное, творческое, нравственное, общекультурное.
Внеурочная деятельность и воспитание обучающихся с ОВЗ и умственной отсталостью, которые обучаются индивидуально, осуществляются с учетом их эмоционального состояния и психофизиологических возможностей и могут быть организованы совместно с другими обучающимися.
Обучающиеся с ОВЗ и умственной отсталостью, получающие семейное образование, по согласованию с администрацией общеобразовательной организации и с учетом их эмоционального состояния и психофизиологических возможностей могут участвовать в воспитательных мероприятиях и во внеурочной
деятельности совместно с другими обучающимися.
Тьюторское сопровождение инклюзивного образования является обязательным для обучающихся с ОВЗ (включая умственную отсталость), которые обучаются индивидуально или получают семейное образование. По согласованию с администрацией общеобразовательной организации тьюторское сопровождение индивидуального обучения обучающихся с ОВЗ и умственной отсталостью может осуществляться законным представителем интересов ребенка. В соответствии с Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»), утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) № 761н от 26.08.2010 г., тьютор может быть закреплен за несколькими детьми с ОВЗ (включая умственную отсталость) с целью их персонального сопровождения в образовательном пространстве общеобразовательной организации.
В соответствии с пунктом 3.4.1 ФГОС образования учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) при необходимости и по рекомендации территориальной медико-психолого-педагогической комиссии возможно временное предоставление ассистента (помощника) обучающимся в тяжелой или глубокой степени интеллектуального и психофизического недоразвития, которое может сочетаться с локальными или системными нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аути-стического спектра и эмоционально-волевой сферы. Основная цель профессиональной деятельности ассистента (помощника) в соответствии с требованиями профессионального стандарта «Помощник (ассистент) по уходу (сиделка)», утвержденным Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 30.03.2017, - оказание помощи обучающемуся с целью поддержания максимально возможной бытовой и / или социальной самостоятельности в повседневной жизнедеятельности при нахождении в общеобразовательной организации.
контроль за качеством инклюзивного образования и обеспечение коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ (включая умственную отсталость) осуществляет психолого-медико-педагогический консилиум общеобразо-
вательной организации, действующий на основании Положения о создании и организации работы психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) с учетом соответствующих рекомендаций Министерства образования и науки РФ (письмо № 27/901-6 от 27.03.2000 г. «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения», письмо № 27/511-6 от 09.04.1999 г. «О психолого-педагогической и социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья в системе образования», письмо № АФ-150/06 от 18.04.2008 г. «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»).
Третья часть положения об организации начального общего образования обучающихся с ОВЗ (включая умственную отсталость) должна быть посвящена организации психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования.
На основании п. 2 ст. 42 «Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации» Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» и п. 2.9.8 ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) общеобразовательной организации несет ответственность за проектирование и реализацию программы коррекционной работы, обеспечивающую:
- выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ и умственной отсталостью, обусловленных недостатками в их психофизиологическом развитии;
- осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медико-педагогической помощи обучающимся с ОВЗ и умственной отсталостью с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей обучающихся, в соответствии с рекомендациями территориальной психолого-медико-педагогической комиссии;
- психолого-педагогическое консультирование родителей (законных представителей) обучающихся с ОВЗ и умственной отсталостью и педагогических работников по вопросам обучения и воспитания таких детей.
Индивидуально ориентированная психолого-педагогическая помощь обучающимся с ОВЗ (включая умственную отсталость) пре-
доставляется детям на основании согласия в письменной форме их родителей (законных представителей). Комплекс реабилитационных и других медицинских мероприятий (по необходимости и в соответствии с требованиями программы реабилитации инвалида) оказывается детям на основании заявления в письменной форме их родителей (законных представителей) при наличии возможностей общеобразовательной организации.
Индивидуально-ориентированная психолого-педагогическая помощь обучающимся с ОВЗ (включая умственную отсталость) осуществляется педагогическими работниками общеобразовательной организации (учителем начальных классов, учителем-логопедом, инструктором по лФк, педагогом-психологом, социальным педагогом, педагогом-дефекто-логом и др.). При необходимости общеобразовательная организация на основе сетевого взаимодействия может привлекать специалистов из других организаций.
Психолого-педагогическое консультирование родителей (законных представителей) и педагогических работников по проблемам обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ (включая умственную отсталость) должно проводиться специалистами (учителем-логопедом, инструктором по лФк, педагогом-психологом, социальным педагогом, педагогом-дефектологом) еженедельно согласно графику, утвержденному приказом руководителя общеобразовательной организации на начало учебного года. При необходимости консультация может быть оказана вне графика в течение рабочего дня специалиста. Содержание консультации (фамилия, имя и отчество обратившегося за консультацией, заявленная проблема и предложенное решение) фиксируется в отдельном журнале у каждого специалиста, к которому обратились за помощью.
Индивидуально-ориентированная психолого-педагогическая помощь обучающимся с ОВЗ и умственной отсталостью оказывается в форме коррекционно-развивающих занятий. направления коррекционно-развивающей работы, содержание и организационные формы регламентируются требованиями ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ или ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью для образовательного маршрута, рекомендованного территориальной медико-психолого-педагогической комиссией.
коррекционно-развивающая помощь, выходящая за границы требований стандарта, может быть оказана как дополнительная об-
разовательная услуга на основании письменного заявления родителей (законных представителей обучающегося) и при одобрении психолого-медико-педагогическим консилиумом общеобразовательной организации.
коррекционно-развивающие занятия с обучающимися с ОВЗ (включая умственную отсталость) проводятся в рамках учебного плана и частично за счет внеурочной деятельности по отдельному расписанию, утвержденному руководителем общеобразовательной организации на начало учебного года. Количество еженедельных часов коррекционно-развивающих занятий определяется общеобразовательной организацией самостоятельно, но не может быть менее 5 часов в неделю. Распределение еженедельной нагрузки между отдельными направления (курсами) коррекционно-развивающих занятий осуществляется руководителем общеобразовательной организации на начало учебного угода с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогического консилиума общеобразовательной организации.
Для проведения коррекционно-развива-ющих занятий специалистами на начало учебного года составляются рабочие программы коррекционно-развивающего курса, которые утверждаются руководителем общеобразовательной организации. Получение рецензии на рабочую программу коррекционно-раз-вивающего курса не является обязательным, но по требованию руководителя общеобразовательной организации рецензия должна быть предоставлена специалистом до начала коррекционно-развивающих занятий. В качестве рецензентов рабочей программы коррекционно-развивающего курса могут выступать специалисты соответствующего профиля, работающие в системе высшего и / или дополнительного профессионального образования. Рабочая программа коррекционно-раз-вивающего курса должна удовлетворять требованиям п. 2.9.5 ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью.
Контроль качества индивидуально ориентированной психолого-педагогической помощи обучающимся с ОВЗ и умственной отсталостью осуществляет психолого-медико-педагогический консилиум общеобразовательной организации.
такой нам видится организация инклюзивного образования в свете последних документов Министерства образования и науки, посвященных данному вопросу.
Список литературы
1. Науменко Ю.В. Организационно-методическое сопровождение коррекционной работы общеобразовательной организации // Нижегородское образование. 2016. № 2. С. 82-88.
2. Науменко Ю.В., Науменко О.В. Разработка адаптированной программы начального общего образования // Управление начальной школой. 2014. № 10. С. 4-15.
3. Науменко Ю.В., Науменко О.В. Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования детьми с ограниченными возможностями здоровья // Кор-рекционно-развивающее образование. 2014. № 2. С. 33-41.
* * *
1. №итепко Ju.V. Organizacюшшo-metodiche-skoe soprovozhdenie когтексюпшэ] гаЬо1у obshhe-obrazovatel'noj organizacii // Nizhegorodskoe оЬжо-vanie. 2016. № 2. S. 82-88.
2. Naumeшko Ju.V., №итещко O.V. Razrabo1ka adaptirovaшшoj programmy nachal'nogo obshhego obrazovanija // Upravleшie шЛаГм] shkoloj. 2014. № 10. S. 4-15.
3. Naumeшko Ju.V., №итепко O.V. Trebovanija к rezul'tatam osvoenija osnovnoj obrazovatel'noj programmy nachal'nogo obshhego obrazovanija det'-mi s ogranicheшшymi vozmozhшostjami zdorov]a // Korrekcioшшo-razvivajushhee obrazovanie. 2014. № 2. S. 33-41.
Organizational and pedagogical conditions for inclusive primary education
The article represents the author's view on the main aspects of the regulations of the organization of primary education of students with disabilities and mental retardation, which will help to formulate the mission of educational organizations in relation to children with special educational needs and to describe the general approaches to the implementation of the adopted mission taking into consideration the specific functions of a particular school. The authors give the interpretation of the personal and metadisciplinary outcomes of the inclusive education in primary school.
Key words: inclusive education, personal and me-tadisciplinary outcomes of inclusive education, organizational and pedagogical conditions for inclusive education.
(Статья поступила в редакцию 20.07.2017)