5.1.5.
МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ НАУКИ INTERNATIONAL LAW
УДК 341 ГРНТИ 10.87 EDN: ITCAZG
Научно-методические подходы по совершенствованию права ЕАЭС на основе правовых инструментов и средств Всемирной таможенной организации
©Мозер Сергей Владимирович Евразийская экономическая комиссия, Российская Федерация e-mail: [email protected]
Аннотация. Задача. Сформировать научно-методические подходы по совершенствованию права ЕАЭС на основе правовых инструментов и средств Всемирной таможенной организации. Выводы.В статье в комплексе исследуются перспективы модернизации права Союза в рамках взаимодействия с ВТамО, формулируются теоретические положения о «международных таможенные стандартах», характеризуются правовые аспекты реализации пункта 11.7.5. Стратегических направлений в части взаимодействия с ВТамО. Здесь же анализируется возможность Союза присоединяться к правовым инструментам и средствам ВТамО, а также модернизации права Союза на основе международных стандартов в области таможенного регулирования. Социальные последствия. Проведение исследования сопряжено с реализацией пункта 11.7.5. Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года в части проработки возможности присоединения Союза к основополагающим правовым инструментам и средствам ВТамО. Практическое значение. Полученные результаты исследования представляют интерес для блока по таможенному сотрудничеству Евразийской экономической комиссии (Комиссия), могут быть использованы специалистами таможенных органов государств-членов Союза, экспертами Комиссии для организации стратегического планирования и формирования правовых основ модернизации права Союза. Статья рекомендуется научным работникам, преподавателям, студентам, аспирантам и иным категориям обучающихся в Российской таможенной академии, в других вузах и региональных учебных центрах ВТамО по специальностям «Таможенное дело» и «Юриспруденция». Оригинальность/ценность. Исследовательский материал основан на анализе практических аспектов деятельности Комиссии, таможенных органов государств-членов Союза и является результатом комплексного исследования вопроса совершенствования права Союза на основе передовой практики таможенного администрирования, а также правовых инструментов и средств ВТамО.
Ключевые слова: Всемирная таможенная организация, ВТамО, Евразийский экономический союз, ЕАЭС, Евразийская экономическая комиссия, ЕЭК, таможенное регулирование, таможенное администрирование, международное таможенное право, таможня, правовые инструменты и средства, международный таможенный стандарт.
Благодарности: Исследовательская статья подготовлена в рамках проводимого автором научного исследования о совершенствовании теоретических и правовых основ таможенного регулирования в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС, Союз) при взаимодействии с Всемирной таможенной организацией (ВТамО).
Для цитирования: Мозер С. В. Научно-методические подходы по совершенствованию права ЕАЭС на основе правовых инструментов и средств Всемирной таможенной организации //Проблемы экономики и юридической практики. 2023. Т. 19. № 3. С. 115-126. Е01Ч: 1ТСА2С
Scientific and Methodological Approaches to Improve the EAEU Law on the Basis of Legal Instruments and Tools ofthe World Customs Organization
©Sergei V. Mozer the Eurasian Economic Commission, Russian Federation e-mail: [email protected]
Abstract. A task. To form scientific and methodological approaches to improve the EAEU law based on the WCO legal instruments and tools. Conclusions. The article examines in a complex the prospects for the modernization of the Union's law in the framework of interaction with the WCO, formulates theoretical provisions on «international customs standards» and characterizes thelegal aspects ofthe implementation of paragraph 11.7.5. of Strategic directions in terms of interaction with the WCO. It also analyzes the possibility ofthe Union to join the WCO legal instruments and tools, as well as the modernization of the Union's law on the basis of international standards in the field of customs regulation. Social Consequences. Conducting a study is associated with the implementation of paragraph 11.7.5. ofStrategic Directions forthe Development of Eurasian Economic Integration until 2025 in terms of working out the possibility of joining the Eurasian Economic Union to the WCO fundamental legal instruments and tools. Practical value. The results ofthe study are of interest to the customs cooperation bloc ofthe Eurasian Economic Commission (EEC) and can be used by specialists ofthe customs authorities ofthe Member States ofthe Union, the EEC experts to organize strategic planning and to form the legal foundations forthe modernization ofthe Union's law. The article is recommended to researchers, teachers, students, graduate students and other categories of students in the Russian Customs Academy, in other universities and the WCO regional training centers in the specialties «Customs» and «Jurisprudence». Originality/value. The research material is based on an analysis ofthe practical aspects ofthe activities ofthe EEC, the customs authorities ofthe Member States of the Union and is the result of a comprehensive study ofthe issue on improvement the law of the Union based on best practices of customs regulation and the legal instruments and tools ofthe World Customs Organization.
Keywords: The World Customs Organization, the WCO, the Eurasian Economic Union, EEU, the Eurasian Economic Commission, EEC, customs regulation, international customs law, legal instruments and tools, international customs standard.
Acknowledgments: The research article was prepared as part of a scientific study conducted by the author on improving the theoretical and legal foundations of customs regulation in the Eurasian Economic Union (EAEU, Union) in cooperation with the World Customs Organization (WCO).
For citation: Mozer S. V. Scientific and Methodological Approaches to Improve the EAEU Law on the Basis of Legal Instruments and Tools ofthe World Customs Organization // ECONOMIC PROBLEMS AND LEGAL PRACTICE. 2023. Vol. 19. № 3. P. 115-126. (in Russ.) EDN: ITCAZG
ВВЕДЕНИЕ
Проблематика совершенствования таможенного регулирования в Евразийском экономическом союзе (далее— Союз, ЕАЭС) с периодичностью озвучивается на страницах исследовательских работ, а также в рамках проведения научно-практических мероприятий. Мы с интересом прислушиваемся к тезисам выступлений уважаемых экспертов от таможни, а также исследователей от науки, пытаясь понять самое важное,—что следует ожидать для таможенных органов и участников ВЭД в ближайшей перспективе от проводимой работы по модернизации права Союза в сфере таможенного администрирования, какие правовые новации и перспективные таможенные технологии будут внедрены через пять или десять лет.
С одной стороны, приводится мнение о положительной динамике проводимой работы, например, по совершенствованию Таможенного кодекса ЕАЭС1 (далее—ТК ЕАЭС). С другой стороны существуют отдельные исследовательские разра-
1 Дубровская Т.В. Совершенствование таможенного регулирования
в ЕАЭС на современном этапе. Круглый стол «ЕАЭС 2021—работа без
ботки, в которых дается низкая оценка результатам «растянувшейся во времени работы» по обсуждению поправок в ТК ЕАЭС, «что негативно влияет на состояние таможенного администрирования»2; а в части обеспечения единого стандарта совершения таможенных операций допускаются ошибочные тезисы о виновности Евразийской экономической комиссии (далее—Комиссия)3, которая, по нашему мнению, к разработке этого стандарта никакого отношения не имеет.
Мы неоднократно писали о том, что на сегодняшний день научно-экспертное сообщество не располагает серьезными аналитическими материалами о модернизации ТК ЕАЭС, а также праве Союза на ближайшую перспективу. Для понимания комплексной картины ожидаемых изменений в сфере таможенного дела недостаточно просто озвучить тезисы о необходимости внедрения в ТК ЕАЭС
границ». Международный Конгресс предпринимателей ЕАЭС. Июнь 2021 г. URL: https://www.alta.ru/expert_opinion/82526/.
2 Р.В.Давыдов. Совершенствование таможенного администрирования в соответствии со Стратегией развития ЕАЭС до 2025 года. Вестник Санкт-Петербургского университета. Экономика, 38 (2), С. 194. URL: https://dspace.spbu.rU/bitstream/11701/37288/l/02.pdf.
3 См. там же. —С. 195.
«лучших наработок и цифровых решений», «унификации и стандартизации таможенных процедур и таможенного контроля», «развития электронной торговли», «унификации электронного документооборота между таможенными органами в рамках Союза и участниками ВЭД», «максимальном упрощении перемещения контейнеров», «упрощении ввоза на таможенную территорию Союза рыбы, выловленной в исключительной экономической зоне стран-членов ЕАЭС, на континентальном шельфе или в открытом море», «исключении случаев «лжетранзита», «использовании навигационных пломб для отслеживания перевозок товаров под процедурой таможенного транзита», «морских каботажных перевозок»".
По мнению автора, проблема заключается в отсутствии фундаментальных научно-исследовательских разработок, в которые в понятной и доступной форме структурирован весь объем имеющейся информации о правовых новациях таможенного регулирования с учетом передовой практики таможенного администрирования и международных стандартов по принципу «как есть» и «как будет» без использования формулировок и тезисов о «космических кораблях, которые бороздят просторы Вселенной»; т.е. без излишних теоретических изысканий, которые, как показывает практика, не представляют интерес для вовлечённых в нормотвор-ческую деятельность экспертов Евразийской экономической комиссии и государств-членов Союза.
Ранее мы упоминали об отсутствии концепции или фундаментального анализа поступивших предложений уполномоченных органов стран Союза по модернизации ТК ЕАЭС (цели, задачи, актуальность, необходимость внесения изменений в ТК Союза, анализ предложений в разрезе направлений таможенного регулирования (институтов таможенного права) и предполагаемые результаты)5. Аналогичный анализ отсутствует в научных исследованиях и после принятия Комиссией распоряжения № 69 от 30.05.2023 «О проекте Протокола о внесении изменений в Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11 апреля 2017 года», в котором предложено одобрить проект соответствующего протокола и направить его в государства - члены ЕАЭС для проведения внутригосударственного согласования6.
Другая проблема часто связана с тем, что о модернизации таможенного регулирования часто пишут лица, которые никогда не имели отношения к службе в таможенных органах, а также доступа к рабочим материалам экспертов, которые занимаются нормотворческой деятельностью. Соответственно результаты их научной работы, как правило, излишне теоретизированы и малоприменимы на практике.
Напомним, что в 2022 году нами проведено комплексное исследование проблем и перспектив совершенствования таможенного регулирования в ЕАЭС в современных условиях развития евразийской интеграции, в рамках которого
4 См. выступление статс-секретаря-замминистра финансов России Алексея Сазанова о ключевых направлениях совершенствования таможенного кодекса ЕАЭС. Пресс-центр Минфина России. 24 мая 2023. URL: https://customs-academy.net/?p=17634.
5 Мозер C.B. Совершенствование таможенного регулирования в Евразийском экономическом союзе в современных условиях развития евразийской интеграции: проблемы и перспективы // Проблемы экономики и юридической практики. —№ 6. —2022. —С. 165. URL: http://customs-academy.net/?p=15485.
6 Распоряжение Коллегии Евразийской экономической комиссии от
30 мая 2023 г. № 69 «О проекте Протокола о внесении изменений
в Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11 апреля 2017 года». Правовой портал ЕАЭС. URL: https://
docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/01439774/err_02062023_69.
были проанализированы положения национальных концепций государств-членов ЕАЭС, а также подходы их таможенных органов по развитию таможенного регулирования7. Полученные результаты—следствие взаимодействие Комиссии и таможенных органов государств-челнов Союза.
На основании изложенного рассмотрим научно-практические подходы к модернизации права Союза в рамка пересмотра Киотской конвенции, в том числе на основе международных таможенных стандартов, формализованных в правовых инструментах и средствах ВТамО, а также проблематику присоединению Союза к основополагающим документам ВТамО.
1. МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ
Мы часто слышим тезис, что ТК Союза разработан на основе международных стандартов в области таможенного дела и, прежде всего, Всемирной таможенной организации (далее—ВТамО). Мы не оспариваем тезис, что в рамках модернизации права Союза необходимо исследовать передовую практику таможенного регулирования и использовать международный опыт в нормотворческой деятельности. Однако если рассматривать этот вопрос более предметно, то можно выделить несколько проблем—отсутствие фундаментальной аналитики о возможности развития права Союза с учетом международных стандартов, незнание всего набора правовых инструментов и средств ВТамО, отсутствие информации по передовой правоприменительной практике, а также не владение иностранными языками, чтобы самостоятельно исследовать перечисленное в открытых источниках.
2. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ 2025
В рассматриваемом контексте добавим, что Стратегическими направлениями развития евразийской экономической интеграции до 2025 года (далее—Стратегические направления) предусмотрены следующие мероприятия: «11.7.5. Развитие сотрудничества с Всемирной таможенной организацией (ВТамО): проведение совместных с государствами-членами действий, направленных на получение Союзом статуса члена во ВТамО; проработка возможности присоединения Союза к основополагающим документам ВТамО»г.
Стоит добавить, что на сегодня в праве ВТамО, Союза или аналитических материалах рабочей группы по взаимодействию с ВТамО9 отсутствует ответ на вопрос, что следует понимать под понятием «основополагающие документы ВТамО» и как к ним «присоединяться». Единственный индикатор—план мероприятий по реализации Стратегических направлений развития евразийской экономической
7 Мозер C.B. Совершенствование таможенного регулирования в Евразийском экономическом союзе в современных условиях развития евразийской интеграции: проблемы и перспективы // Проблемы экономики и юридической практики. —№ 6. —2022. —С. 165. URL: http://customs-academy.net/?p=15485.
3 Стратегические направления развития евразийской экономической интеграции до 2025 года / Утверждены Решением Высшего Евразийского экономического совета от 11 декабря 2020 г. № 12. «О Стратегических направлениях развития евразийской экономической интеграции до 2025 года». URL: https://docs.eaeunion.org/ docs/ru-ru/01428320/scd_12012021_12.
9 Создана 29 марта 2022 г. распоряжением Коллегии ЕЭКот№55 «О рабочей группе по взаимодействию с Всемирной таможенной организацией». Альта-Софт. URL: https://www.alta.ru/tamdoc/22r00055/.
интеграции до 2025 года10, где по пункту 11.7.5 «основополагающие документы ВТамО» фактически отождествляются с понятием «правовые инструменты и средства ВТамО».
Мы исходим из того, что для реализации намерения присоединиться (внедрить, применить) к основополагающим документам ВТамО, на наш взгляд, требуется разработать методические подходы по проработке возможности присоединения Союза к основополагающим правовым инструментам и средствам ВТамО; а также сформировать перечень основополагающих правовых инструментов и средств ВТамО, которые могут стать объектом анализа и рассматриваться в рамках реализации пункта 11.7.5 Стратегических направлений11.
На сегодняшний день ни методики, ни базовых документов ВТамО для целей реализации пункта 11.7.5. Стратегических направлений не создано. Единственным исключением является полный набор правовых инструментов и средств ВТамО, которые систематизированы в разрезе институтов таможенного права в авторском исследовании «Правовые инструменты и средства Всемирной таможенной организации», 2021 г.12 Наряду с этим в 2022 году нами проведено комплексное исследование вопроса о получении экономическими и таможенными союзами статуса члена ВТамО13.
3. ПРАВОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ И СРЕДСТВА ВТАМО
Выполненное нами в рамках реализации пункта 11.7.5 Стратегических направлений исследование и систематизация правовых актов ВТамО, которые содержат международные стандарты таможенного администрирования14, позволяет их сгруппировать на две группы: правовые инструменты и правовые средства.
Согласно принятому подходу во ВТамО, правовые инструменты (¡п51гитеп1з)—акты ВТамО, которые носят обязательный характер. Например, международные соглашения, конвенции. Так, Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 года (в редакции Протокола от 26 июня 1999 года) (далее-Киот-ская конвенция) является основополагающим правовым инструментом ВТамО в области таможенного регулирования.
Вторая группа—правовые средства (1оо1з)—акты ВТамО, которые не носят обязательный характер для членов ВТамО, наблюдателей, в том числе таможенных и экономических союзов. Они относятся к так называемым источникам «мягкого права», например, рекомендации, декларации, резолюции,
10 Утвержден распоряжением Совета Евразийской экономической комиссии от 5 апреля 2021 г. № 4 «О плане мероприятий по реализации Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года». Альта-Софт. URL: https://www.alta.ru/ tamdoc/21s00004/.
11 См. Мозер C.B. Правовые и организационные основы получения экономическими и таможенными союзами статуса члена Всемирной таможенной организации: монография. Москва: РИО Российской таможенной академии, 2022. —С. 359. URL: http://customs-academy.net/?p=14971.
12 Мозер C.B. Правовые инструменты и средства Всемирной таможенной организации: монография (на английском языке). Москва: Ре-дакционно-издательский отдел Российской таможенной академии, 2021. —134 с. URL: http://customs-academy.net/?p=14071.
13 Мозер C.B. Правовые и организационные основы получения экономическими и таможенными союзами статуса члена Всемирной таможенной организации: монография. Москва: РИО Российской таможенной академии, 2022. —462 с. URL: http://customs-academy.net/?p=14971
14 Мозер C.B. Правовые инструменты и средства Всемирной таможен-
ной организации: монография (на английском языке). Москва: Ре-
дакционно-издательский отдел Российской таможенной академии,
2021. —134 с. URL: http://customs-academy.net/?p=14071.
рамочные стандарты, руководства, руководящие документы, технические спецификации, справочники, компендиумы, обзоры практики, заявления, модельные соглашения и модели, диагностические инструменты и бизнес-модели и др.
Справочно отметим, что 101 форма правовых инструментов и средств ВТамО представлена в исследовательском материале Мозера С.В. «Методика анализа правовых инструментов и средств Всемирной таможенной организации»15.
В частности, в целях толкования положений Киотской конвенции рабочими органами ВТамО разработаны 5 руководств16.
Среди правовых средств ВТамО отдельное место занимают рамочные стандарты, к которым международное таможенное сообщество уделяет особое внимание как стандартам для совершенствования таможенного регулирования и упрощения процедур торговли. Так, в рамках нормотворческой деятельности по совершенствованию института уполномоченного экономического оператора, а также создания института электронной коммерции в государствах-членах Союза можно обратиться к положениям следующих правовых средств ВТамО:
Рамочные стандарты безопасности и упрощения мировой торговли. ВТамО. Издание 2018 г. (SAFE Framework of Standards. 2018 Edition. WCO. June 2018)17.
Рамочные стандарты трансграничной электронной коммерции. ВТамО. Июнь 2018 (WCO Cross-border E-Commerce Framework of Standards. WCO. June, 2018).
Другим источником «мягкого права» ВТамО являются резолюции. Пример—Резолюция Совета таможенного сотрудничества18 о Рамочных стандартах трансграничной электронной коммерции (Resolution of the Customs Co-operation Council on the Framework of Standards on Cross-border E-commerce), которая адресована членам ВТамО, экономическим и таможенным союзам и постановляет, что члены Совета и таможенные или экономические союзы должны уведомить ВТамО о своем намерении внедрить Рамочные стандарты. При этом ВТамО доведет эту информацию таможенным администрациям всех членов и тем таможенным или экономическим союзам, которыеуведомили ВТамО.
Одним из наиболее практичных правовых средств для обеспечения максимальной степени гармонизации та-
15 Мозер С.В. Методика анализа правовых инструментов и средств Всемирной таможенной организации // Проблемы экономики и юридической практики. —№ 1. —2023 г. —С. 234. (ВАК). URL: https:// customs-academy.net/?p=16860.
16 Руководство по таможенному контролю. Киотская конвенция. Генеральное приложение. Глава 6. Июль 2000 г. (Guidelines on Customs Control. Kyoto Convention. General Annex. Chapter 6. July 2000); Руководство по таможенному транзиту. Киотская конвенция. Специальное приложение Е. Глава 1. ВТамО. Июль 2000 г. (Guidelines on Customs Transit. Kyoto Convention. Specific Annex E. Chapter 1. WCO. July 2000); Руководство по пошлинам и налогам. Киотская конвенция. Генеральное приложение. Глава 4. ВТамО. Июль 2000 г. (Guidelines on Duties and Taxes. Kyoto Convention. General Annex. Chapter 4. WCO. July 2000); Руководство по гарантиям. Киотская конвенция. Генеральное приложение. Глава 5. ВТамО. Июль 2000 г (Guidelines on Security. Kyoto Convention. General Annex. Chapter 5. WCO. July 2000); Руководство по процедуре переработка товаров вне таможенной территории. Киотская конвенция. Специальное приложение F. Глава 2. ВТамО. Июль 2003 г. (Guidelines on Outward Processing. Kyoto Convention. Specific Annex F. Chapter 2. WCO. July 2003).
17 Справочно: По состоянию на 20 августа 2020 года по Европейскому региону ВТамО намерение применять Рамочные стандарты ВТамО по безопасности и упрощению мировой торговли выразило 21 государство, включая Европейский союз (27 государств). Среди них Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Россия.
13 Совет таможенного сотрудничества—официальное название Всемирной таможенной организации.
моженных правоотношений в рамках международного таможенного сотрудничества являются рекомендации, принятые Советом ВТамО. Рекомендации не являются обязательными инструментами, они могут быть официально приняты с условием применения, которое косвенно обязывает таможенные администрации, насколько это возможно, выполнять их положения19.
Применительно к таможенным операциям и процедурам рекомендации имеют ряд предназначений20.
На 77/78-й сессиях Совет ВТамО принял предложение Постоянного технического комитета о расширении аудитории для рекомендаций по таможенным процедурам, предоставив возможность членам Совета и не членам Совета, а также таможенным или экономическим союзам принимать эти рекомендации. Таким образом, ВТамО предусматривает возможность присоединения стран-членов, таможенных и экономических союзов к таким средствам. Например, в Рекомендации Совета таможенного сотрудничества относительно использования Модели данных ВТамО (27 июня 2009г.) Совет таможенного сотрудничества просит членов Совета, членов ООН или ее специализированных агентств, а также таможенные или экономические союзы, которые принимают настоящую рекомендацию, уведомить Генерального секретаря Совета о дате, с которой они будут применять рекомендацию, и об условиях ее применения. Согласно рекомендации, Генеральный секретарь передаст эту информацию таможенным администрациям всех членов Совета. Он также передаст ее таможенным администрациям членов ООН или ее специализированным агентствам, а также таможенным или экономическим союзам, которые приняли настоящую рекомендацию21.
Таким образом, правовые инструменты и средства ВТамО можно рассматривать в контексте присоединения, внедрения и принятия.
4. О ВОЗМОЖНОСТИ СОЮЗА ПРИСОЕДИНЯТЬСЯ К ПРАВОВЫМ ИНСТРУМЕНТАМ ВТАМО
Согласно статье 7 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года «Союз имеет право осуществлять в пределах своей компетенции международную деятельность, направленную на решение задач, стоящих перед Союзом. В рамках такой деятельности Союз имеет право осуществлять международное сотрудничество с государствами, международными организациями и международными интеграционными объединениями и самостоятельно либо совместно с государствами-членами
19 Международное таможенное сотрудничество: учебное пособие /A.A., Костин, О.В. Костина, O.A. Москаленко. —2-е изд.,доп. и пере-раб. —СПб.: ИЦ «Интермедия», 2021. —С. 41.
20 Способствовать сотрудничеству между таможенными службами; стандартизировать практику в отношении освобождения от уплаты пошлин, выплаты или освобождения от уплаты налогов; для упрощения международных перевозок товаров, перемещения физических лиц и туризма; способствовать гармонизированному использованию информационных технологий; для упрощения и ускорения выполнения некоторых международных конвенций; упростатъ и гармонизировать документы для таможенных целей; для обеспечения того, чтобы у налогоплательщика были адекватные средства правовой защиты.
21 Recommendation of the Customs Co-operation Council Concerning the Use of WCO Data Model (27 June 2009). WCO. URL: https://www.wcoomd. org/-/media/wco/public/global/pdf/about-us/legal-instruments/ recommendations/it/recommendationsit_27_june_2009_dm_eng. pdf?la=en.
заключать с ними международные договоры по вопросам, отнесенным к его компетенции22.
Порядок осуществления Союзом международного сотрудничества устанавливается решением Высшего Евразийского экономического совета. Вопросы заключения международных договоров Союза с третьей стороной определяются международным договором в рамках Союза. Проведение переговоров по проектам международных договоров Союза с третьей стороной, а также их подписание осуществляются на основании решения Высшего Евразийского экономического совета после выполнения государствами-членами соответствующих внутригосударственных процедур.
Решение о выражении согласия Союза на обязательность для него международного договора Союза с третьей стороной, прекращении, приостановлении или о выходе из международного договора принимается Высшим Евразийским экономическим советом после выполнения всеми государствами-членами необходимых внутригосударственных процедур»23.
В соответствии с пунктом 10 Порядка осуществления Евразийским экономическим союзом международного сотрудничества, утверждённого Решением Высшего Евразийского экономического совета от 23 декабря 2014 года № 99, в рамках международного сотрудничества Комиссия вправе подписывать с третьими государствами, международными организациями и международными интеграционными объединениями документы, не являющиеся международными договорами24.
Соглашением о международных договорах Евразийского экономического союза с третьими государствами, международными организациями или международными интеграционными объединениями (заключено в г. Сочи 14 мая 2018 года) определяется порядок заключения, прекращения и приостановления действия международных договоров Союза с третьими государствами, международными организациями или международными интеграционными объединениями25.
В целях организации работы Комиссии в части реализации пункта 11.7.5. Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года необходимо иметь разъяснения по следующим вопросам:
1. В каком порядке должно осуществляться присоединение Союза к правовым инструментам ВТамО, которые носят обязательный характер, в частности к Киотской конвенции? Кто является инициатором такого присоединения?
2. В каком порядке должно осуществляться присоединение Союза к правовым средствам ВТамО, которые не носят обязательный характер и относятся к так называемым источникам «мягкого права» (рекомендации, декларации, резолюции, рамочные стандарты, руководства, руководящие документы, технические спецификации, справочники, компендиумы, обзоры практики, заявления, модель-
22 Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года. Электронный фондправовых и нормативно-техническихдокументов. Консорциум Кодекс. URL: https://docs.cntd.ru/document/420205962.
23 Там же.
24 Решение Высшего Евразийского экономического совета от 23 декабря 2014 г. № 99 «О порядке осуществления Евразийским экономическим союзом международного сотрудничества». Альта-Софт. URL: https://www.alta.ru/tamdoc/14vr0099/.
25 Соглашение от 14 мая 2018 г. «О международных договорах Евразийского экономического союза с третьими государствами, международными организациями или международными интеграционными объединениями». Альта-Софт. URL: https://www.alta.ru/tamdoc/18bn0029/.
ные соглашения и модели, диагностические инструменты и бизнес-модели и др.)?
3. Возможно ли направление уведомления Комиссии во Всемирную таможенную организацию о присоединении Союза к правовым инструментам и средствам ВТамО?
Приведённый нами анализ права Союза позволяет сформулировать следящие ответы на поставленные вопросы.
1. По вопросу порядка присоединения Евразийского экономического союза к основополагающим документам ВТамО (конвенции)
Соглашение о международных договорах ЕАЭС с третьими государствами, международными организациями или международными интеграционными объединениями от 14 мая 2018 года (далее—Соглашение) применяется также к вопросам присоединения Союза к международным договорам. При необходимости рассмотрения вопроса о присоединении Союза к международному договору разделы III и IV Соглашения применяются mutatis mutandis к соответствующим отношениям. Решение о выражении согласия Союза на обязательность для него международного договора принимается Высшим Евразийским экономическим советом после выполнения всеми государствами—членами Союза необходимых внутригосударственных процедур.
Уведомление третьей стороне о выражении согласия Союза на обязательность для него международного договора направляется Комиссией в срок, не превышающий 10 календарных дней с даты вступления в силу решения Высшего Евразийского экономического совета о выражении согласия Союза на обязательность для него международного договора.
Относительно вопроса инициирования присоединения Союза к международному договору применимы положения статьи 2 Соглашения. Так, согласно пункту 1 статьи 2 Соглашения предложение о заключении международного договора может вноситься как государством—членом Союза, так и членом Совета Евразийской экономической комиссии. Коллегия Комиссии может в установленном порядке обратиться к членам Совета Комиссии с просьбой об инициировании вопроса о заключении международного договора26.
Необходимо отметить, что возможность присоединения к международному договору (международному соглашению, конвенции) определяется положениями самого международного договора.
Так, в соответствии с пунктом 5 статьи 8 Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 года (далее—Конвенция) «любой таможенный и экономический союз может стать Договаривающейся Стороной Конвенции в соответствии с пунктами 1, 2 и 3 статьи 8 Конвенции. Такой таможенный или экономический союз информирует депозитария о своей компетенции по вопросам, регулируемым Конвенцией. Такой таможенный или экономический союз также информирует депозитария о любых существенных изменениях пределов своей компетенции»27.
Добавим, что таможенный или экономический союз, являющийся Договаривающейся Стороной Конвенции,
26 Там же.
27 Пункт 5 статьи 8 Международной конвенции об упрощении и гар-
монизации таможенных процедур от 18 мая 1973 года в редакции Протокола о внесении изменений в Международную конвенцию
об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 26 июня 1999 года. Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. Консорциум Кодекс. URL: https://docs.cntd.ru/ document/1901082.
по вопросам, входящим в его компетенцию, от своего имени осуществляет предоставляемые ему Конвенцией права и исполняет обязательства, возлагаемые Конвенцией на государства—члены такого союза, являющиеся Договаривающимися Сторонами Конвенции. В этом случае государства—члены такого союза не вправе индивидуально осуществлять свои права, в том числе право голоса28.
Таким образом, присоединение ЕАЭС к Киотской конвенции лишит государства-члены ЕАЭС права голоса во ВТамО в рамках исполнения своих прав и обязанностей, предоставляемые Киотской конвенцией. По мнению автора, на данном этапе евразийской экономической интеграции вероятность реализации намерения о присоединении Союза к Киотской конвенции остается невысокой.
2. По вопросу применения второй группы правовых средств (tools) ВТамО
Мы исходим из того, что правовые средства (tools) ВТамО (рекомендации, декларации, резолюции, рамочные стандарты, модели данных и т.д.) не являются юридически обязательными документами, соответственно, процедуры присоединения к ним не предусмотрены. При рассмотрении вопроса применения государствами-членами Союза правовых средств (tools) ВТамО, целесообразно исходить из понимания каким путем будет обеспечиваться внедрение таких правовых средств (tools) ВТамО в рамках Союза. Кроме того, необходимо рассматривать совместно с государствами—членами Союза каждое средство, планируемое к внедрению (рамочный стандарт, резолюция, модель данных...), отдельно.
Стоитобратить внимание, что, несмотря на необязательный характер Рамочных стандартов в соответствии с Резолюцией Совета таможенного сотрудничества о Рамочных стандартах по безопасности и упрощению мировой торговли (июнь 2005 г.) члены ВТамО, в том числе таможенные и экономические союзы, должны представить в Секретариат ВТамО график внедрения рамочных стандартов с учетом своих возможностей, а также периодические отчеты о процессе внедрения Рамочных стандартов для обсуждения в ходе совещаний по их оценке29.
5. О ПОНЯТИИ «МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ» В СФЕРЕ ТАМОЖЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
Зададимся вопросом, что такое международные стандарты в области таможенного регулирования, и естьли необходимость их внедрения в право Союза.
Прежде всего отметим, что в праве ВТамО отсутствуют определения понятия «международный стандарт» в сфере таможенного регулирования или «международный таможенный стандарт». При этом в рамках функционирования рабочих органов ВТамО при создании её правовых инструментов и средств такие понятия испол ьзуются.
Процитируем исследование, в котором консолидированы материалы Секретариата ВТамО с упоминанием термина «стандарты»:
23 Там же. —Подпункт b пункта 5 статьи 8.
29 Resolution of the customs Co-operation council on the Framework of standards to secure and facilitate global trade. June 2005. WCO. URL: https://www.wc00md.0rg/en/ab0ut-us/legal-instruments/~/media/18A 4FCBBFBED41688CB72D9A510B4FA8.ashx.
-«установление стандартов для целого ряда разнообразных, но взаимосвязанных таможенных процедур» относится к одной из основных сфер работы ВТамО30; -ВТамО развивает и поддерживает стандарты и руководящие принципы в целях защиты общества31; -ВТамО, как всемирный центр таможенного мастерства, играет центральную роль в разработке, продвижении и поддержке внедрения современных таможенных стандартов, процедур и систем и позиционирует себя как мировой лидер в области институционального развития32;
-Генеральный секретарь ВТамО осуществляет управление, в том числе разработкой международных таможенных инструментов, стандартов; обеспечением и содействием мировой торговле33;
-Поддиректорат процедур и упрощений Секретариата ВТамО, работая в тесном сотрудничестве с членами ВТамО, разрабатывает международные стандарты, охватывающие все аспекты торговли. Основным инструментом в этой области является Киотская конвенция и Рамочные стандарты безопасности и упрощения мировой торговли34;
-Поддиректорат соответствия и охраны правопорядка Секретариата ВТамО разрабатывает международные стандарты и рекомендации по работе с членами ВТамО, а также представителями других международных организаций в различных комитетах организации. Обратим внимание, что Согласно Меморандуму о взаимопонимании между Евразийской экономической комиссией и Всемирной таможенной организацией от17.05.2016, ЕЭК и ВТамО намерены осуществлять сотрудничество по таким направлениям, как совершенствование таможенного законодательства на основе международных стандартов, разработка эффективных и современных стандартов таможенного администрирования35.
По мнению генерального секретаря ВТамО, Союз с самого начала обратился за помощью во ВТамО для внедрения её стандартов36.
Как видно, понятие «таможенные стандарты» и «международные стандарты» отождествляются с правовыми инструментами и средствами ВТамО, которые разрабатывает данная международная таможенная организация.
В Киотской конвенции используется понятия «стандарты таможенного контроля», «международные стандарты». Однако для целей этой конвенции используются 2 понятия: «Стандарт» означает положение, выполнение которого признается необходимым для достижения гармонизации и упрощения таможенных процедур и практики;
«Переходный стандарт» означает стандарт Генерального приложения, для которого допускается более длительный срок введения вдействие37.
30 См. Кадыркулов М.А., Мозер C.B., Липатова Н.Г. Всемирная таможенная организация как современный институт совершенствования таможенного администрирования и упрощения процедур торговли: монография. Люберцы: РИО Российской таможенной академии, 2017. —С. 17. URL: https://customs-academy.net/wp-content/ uploads/2018/ll/MoH.-BTaMO_Kaflbip^oB_Mo3ep^HnaTOBa_.pdf.
31 Там же. —С. 18.
32 Там же. —С. 19.
33 Там же. —С. 20.
34 Там же. —С. 52.
35 Там же. —С. 120.
36 Упрощение торговли—главный мотив интеграции региональных союзов. Мнение эксперта. Кунио Микурия, Генеральный секретарь ВТамО. Альта-Софт. 22 декабря 2016 г. URL: https://www.alta.ru/ expert_opinion/50431/.
37 Пункты «а» и «б» статьи 1 Международной конвенции «Об упро-
щении и гармонизации таможенных процедур» от 18 мая 1973 года
в редакции Протокола о внесении изменений в Международную
конвенцию об упрощении и гармонизации таможенных процедур от
В статье 2 Киотской конвенции сформулировано положение, что «каждая из Договаривающихся Сторон принимает на себя обязательство содействовать упрощению и гармонизации таможенных процедур и с этой целью соблюдать в соответствии с положениями настоящей Конвенции содержащиеся в Приложениях к настоящей Конвенции Стандарты, Переходные стандарты и Рекомендации по практическому применению»38.
В 2021 году на базе всех правовых инструментов и средств ВТамО был издан «Глоссарий международных таможенных терминов Всемирной таможенной организации» (составитель Мозер C.B.)39. Результаты исследования, трансформировавшиеся в глоссарий, показали, что определение понятие «стандарт» дано только в статье 1 Киотской конвенции.
В рамках сравнительного анализа дополним, что в рамках разработки стандартов в области упрощения процедур торговли и совершенствования таможенного регулирования наряду с термином «стандарт» используется понятие «стандартизация».
В понимании Центра ООН по упрощению процедур торговли и электронным деловым операциям (СЕФАКТ ООН) под стандартизацией понимается «разработка стандартов, целью которых является согласование формальностей, процедур, документов, информации и операций»40.
По нашему мнению, под «международным таможенным стандартом» следует понимать определение, данное к понятию «стандарт» в пункте «а» статьи 1 Киотской конвенции, с учетом проведённой нами систематизации всех правовых инструментов и средств ВТамО.
Таким образом, международный таможенный стандарт—положение, выполнение которого признается необходимым для достижения гармонизации и упрощения таможенных процедур и практики, формализованное в правовых инструментах и средствах ВТамО.
Это определение можно было бы оспорить, основываясь на тезисе, что международные стандарты в области таможенного регулирования формализованы только в правовых инструментах, к которым ВТамО относит международные соглашения и конвенции, посвящённые институтам таможенного регулирования.
Однако возникает вопрос, как относится к правовым средствам ВТамО, которые не носят обязательный характер и не являются документами правого характера. Как отмечено выше, полный перечень таких правовых средств, разработанных ВТамО за период 1950-2020 гг. систематизирован в отдельном исследовании Мозера C.B.41
26 июня 1999 года. Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. Консорциум Кодекс. URL: https://docs.cntd.ru/ document/1901082.
33 Там же. —Статья 2.
39 Мозер C.B. Глоссарий международных таможенных терминов Всемирной таможенной организации (на английском языке) (864термина и определения). / C.B. Мозер (составитель). М.: РИО Российской таможенной академии, 2021. 304 с. URL: http://customs-academy. net/?p=14315.
40 Development of standards whose purpose is to align formalities, procedures, documents, information, and operations. Мозер C.B. Глоссарий международных таможенных терминов Всемирной таможенной организации (на английском языке) (864 термина и определения). / C.B. Мозер (составитель). М.: РИО Российской таможенной академии, 2021. —С. 231. URL: http://customs-academy.net/?p=14315.
41 Мозер C.B. Правовые инструменты и средства Всемирной таможенной организации: монография (на английском языке). Москва: Ре-дакционно-издательский отдел Российской таможенной академии, 2021. —134 с. URL: http://customs-academy.net/?p=14071.
В рассматриваемом ключе отметим, что наиболее интересными исследованиями в области международного таможенного права, максимально приближенные к объективной реальности, характеризующие на теоретическом уровне деятельность ВТамО, международные таможенные отношения, а также систему норм и принципов международного таможенного права, являются, на наш взгляд, разработки Буваевой Н.Э.42, Халипова С.В.43, а также Ронжиной H.A. и Охрименко Я. В.44
Так, Халипов С.В. справедливо отмечает, что неправовое регулирование в международной таможенной сфере (рамочные стандарты, рекомендации, модельные акты, образцы документов, компендиумы и т.п.) тоже имеет свое разнообразие45. Помимо правовых актов, отмечает российский ученый, используются различные документы неправового характера (рекомендации, стандарты, форматы), которые способствуют правильному пониманию и успешной реализации действующих международно-правовых норм, разрешению спорных вопросов правоприменения, а также могут служить источниками будущих конвенций (соглашений)46.
Обратим внимание, что Халипов С.В. не использует устоявшееся понятие ВТамО «правовые средства ВТамО», вместо этого он применяет понятие «документы неправового характера». И это не принципиально, ведь он формулирует абсолютно точно назначение таких документов (правовых средств—прим, мое)—правильное понимание и успешная реализация действующих международно-правовых норм, в том числе при создании в будущем международно-правовых соглашений в сфере таможенного регулирования. К этому можно добавить слово «и модернизации таких соглашений». Примером тому является процесс модернизации Киотской конвенции, которому посвящено отдельное научное исследование, представленное мною вниманию экспертов Управляющего комитета по пересмотренной Киотской конвенции в штаб-квартире ВТамО в 2018 году47.
Другой тезис Халипова С.В., который заслуживает особого внимания, по сути, позиционирует правовые инструменты и средства ВТамО по отношению к организации деятельности таможенных органов, точнее—таможенного дела. По его мнению, «таможенное дело по отношению
42 Буваева Н.Э. О системе международного таможенного права // Вестник Российской таможенной академии. —№ 3. —2009. URL: https:// elibrary.ru/item.asp?id=12858312.
43 Халипов С.В. Критерии классификации как ориентиры в источниках международного таможенного права // Российский внешнеэкономический вестник. —№ 1. —2023. URL: https://elibrary.ru/item. asp?¡d=50184231; Халипов С.В. Экономический нейтралитет международного таможенного права. Российский внешнеэкономический вестник. —№ 1. —2022. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=48016900.
44 Ронжина Н.А., Охрименко Я. В. // Особенности систематики отрасли международного таможенного права // Chronos. —Том 6. —№ 11 (61). —2021. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=47206136.
45 Халипов С.В. Критерии классификации как ориентиры в источниках международного таможенного права // Российский внешнеэкономический вестник. —№ 1. —2023. —С. 45. URL: https://elibrary.ru/ item.asp?id=50184231.
46 Там же. —С. 50.
47 Kadyrkulov М.А., Mozer S.V. Improvement of instruments of customs
administration: international and legal aspect (The Revised Kyoto
Convention Management Committee): monograph / MA. Kadyrkulov,S.V. Mozer. Moscow: Publishing House of the Russian Customs Academy, 2018. —248 pages. URL: http://customs-academy.net/?p=12619; Mozer
Sergei. Methodological approaches of updating the Revised Kyoto
Convention: report. Revised Kyoto Convention Management Committee (19th Meeting, 12-13 November 2018), WCO Headquarters, 2018, Brussels, Belgium. November 12. URL: https://customs-academy.net/
wp-content/uploads/2018/ll/EEC_Mozer-Sergei_10.11.2018.pdf.
к международному таможенному регулированию выступает как показатель реализации таможенных стандартов, правил и рекомендаций, принимаемых субъектами международных таможенных отношений: государствами и международными организациями»48.
Дело в том, что международные таможенные стандарты разрабатываются во ВТамО и существуют, в принципе, вне зависимости от их имплементации в национальное таможенное законодательство или право таможенного или экономического союза. Да, уровень гармонизации и упрощении таможенных процедур, а также процедур торговли в мире зависит от имплементации разработанных таможенных стандартов ВТамО государствами-членами ВТамО, таможенными или экономическими союзами. Другое дело, что таможенные стандарты, формализованные в правовых инструментах и средствах ВТамО, далеко не всегда известны экспертами, вовлеченным в правотворческую деятельность на национальном и наднациональном уровнях (за исключением конвенционных).
Справочно отметим, что проведенное нами исследование позволило выделить 46 блоков вопросов (тематика ВТамО), которыми занимается эта международная таможенная организация49. Причем тематика ВТамО выходит далеко за пределы классических элементов системы международного таможенного права50.
6. О МОДЕРНИЗАЦИИ ПРАВА ЕАЭС НА ОСНОВЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ТАМОЖЕННЫХ СТАНДАРТОВ
Мы исходим из того, что совершенствование права Союза не является самоцелью, так как совершенствование ради совершенствования не имеет смысла в принципе. Так, для модернизации Киотской конвенции, которая началась во ВТамО в 2019, на наш взгляд требовалось разработать концепцию и методику по ее модернизации, в том числе сформулировать общие положения, основные цели, задачи, принципы, подходы, возможные риски, план действий, институциональный механизм, а также правовые инструменты и средства в рамках такой модернизации. Ввиду их отсутствия процесс пересмотра Киотской конвенции, на наш взгляд, будет бесконечным и не имеет перспективы. Изначально запланированные сроки по ее пересмотру нарушены.
По нашему мнению, этот процесс будет малоэффективным «долгостроем» до тех пор, пока в Секретариат ВТамО в рамках данного проекта не придет эффективная команда экспертов, в компетенции которых будет модернизация Киотской конвенции. Парадоксом можно назвать проводимый в Управляющем комитете51 процесс пересмотра в 2023 году вышеупомянутых руководств ВТамО (по таможенному контролю, транзиту, пошлинам и налогам и т.д.)
43 Халипов С.В. Экономический нейтралитет международного таможенного права. Российский внешнеэкономический вестник. —№ 1. —2022. —С. 54. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=48016900.
49 См. Мозер С.В. Методика анализа правовых инструментов и средств Всемирной таможенной организации // Проблемы экономики и юридической практики. —№ 1. —2023 г. —С. 235-236. (ВАК). URL: https://customs-academy.net/?p=16860.
50 Справочно: такие элементы поименованы на стр. 52 в научно-исследовательской статье Буваевой Н.Э. О системе международного таможенного права // Вестник Российской таможенной академии. —№ 3. —2009. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=12858312.
51 Управляющий комитетпо пересмотренной Киотской конвенции.
при отсутствии модернизированных текстов генерального приложения и специальных приложений Киотской конвенции и лишь на том основании, что это предусмотрено планом работы по пересмотру Конвенции. При этом не берётся во внимание, что поименованные руководства ВТамО вторичны по отношению к генеральному приложению и специальным приложениям Киотской конвенции, и такая работа невозможна в принципе.
К сожалению, с 2019 по 2023 год ВТамО оказалась не в состоянии принципиально продвинуться в вопросе модернизации Киотской конвенции, несмотря на то что на эти цели были потрачены значительные финансовые ресурсы. Обратное можно будет сказать, когда мы увидим модернизированные тексты Киотской конвенции хотя бы в первом приближении.
Однако вернемся к вопросу о модернизации права ЕАЭС на основе международных таможенных стандартов. Большинство исследователей исходит из того, что основополагающим международно-правовым инструментом в сфере таможенного регулирования, своеобразным международным таможенным кодексом является Киотская конвенция. Повторимся, нам ничего не известно о наличии формализованного анализа соотнесения положений Киотской конвенции с нормами ТК Союза.
Наряду с этим отсутствует комплексный анализ вопроса о перспективе внедрения правовых инструментов и средств ВТамО в право Союза. Мы не будем анализировать попытки отдельных исследователей притянуть «за уши» Киотскую конвенцию к Соглашению Всемирной торговой организации об упрощении процедур торговли (далее соответственно—Балийское соглашение, ВТО). По нашему мнению, Балийское соглашение—это правовой винегрет, который приготовлен на основе правовых инструментов и средств ВТамО, причем остается загадкой, почему разработка, по сути, таможенного соглашения была передана из компетенции ВТамО на платформу ВТО.
Мы не согласны с тезисом, что правовые инструменты и средства ВТамО развивают положения Балийского соглашения, так как оно вторично к множеству правовых инструментов и средств ВТамО, а не наоборот52. В этой связи тезис об уникальности Балийского соглашения в таможенном отношении для права Союза или «примате» норм Балийского соглашения над нормами ТК Союза или Договора о ЕАЭС выглядитабсурдным.
В период с 16-18 декабря 2020 г. в штаб-квартире ВТамО, г. Брюссель в видеорежиме состоялось 23 заседание Управляющего комитета по пересмотру Киотской конвенции. В мероприятии приняли участие в том числе представители блока по таможенному сотрудничеству Комиссии. Среди вопросов повестки встречи—дальнейшие
52 См. подробно Мозер C.B. К вопросу о Соглашении по упрощению процедур торговли как инструменту совершенствования таможенного регулирования/ Международная научно-практическая конференция «Перспективы совершенствования таможенного законодательства Таможенного союза (международный и региональный опыт) и технологические аспекты реализации механизма «единого окна», г. Люберцы, 2014, 20 ноября / PTA:HAYKA.URL: http:// teloneum.ru/?p=6357; Мозер C.B. Некоторые аспекты совершенствования таможенного регулирования сквозь призму Соглашения ВТО по упрощению процедур торговли / Международная конференция «Договор о Евразийском экономическом союзе: новые измерения интеграции»/ Секция «Развитие таможенного законодательства ЕАЭС и его реализация на практике», 19 декабря 2014 г., РАНХИГС, г. Москва. РТА: НАУКА. URL: http://teloneum.ru/?p=6558; Мозер C.B. Анализ Соглашения ВТО по упрощению процедур торговли//Та-моженное регулирование. Таможенный контроль. —2015. —№ 4. —С. 45-48. URL: http://teloneum.ru/?p=8157.
шаги по пересмотру Конвенции, анализ правовых инструментов и средств ВТамО, разработанных организацией в части совершенствования таможенного регулирования и упрощения процедур торговли.
В рамках заседания эксперты Секретариата ВТамО представили «методику» по модернизации Киотской конвенции. Так называемая методика представляет собой таблицу для заполнения следующих полей: 1. концепция; 2. предложение №; 3. автор предложения; 4. компоненты, которые необходимо включить; 5. компонент № 1; 6. ссылка на Киотскою конвенцию; 7. оценка/анализ; 8. ссылка на руководства к Киотской конвенции; 9. оценка/анализ; 10. ссылка на актуальные инструменты и средства ВТамО; 11. оценка/анализ; 12. выводы/заключения.
Обратим внимание, что для таблицы отсутствовали какие-либо пояснения, положения, правила заполнения и т.д.
В ходе 23-го заседания Управляющего комитета мною было обращено внимание Секретариат ВТамО, что представленное сложно назвать методикой, а документ требует соответствующей доработки, дабы эксперты государств-членов ВТамО и ЕАЭС имели единообразное понимание, как и в каком объёме заполнять поля, а также проводить последующий анализ сводной информации для модернизации Киотской конвенции. Здесь же был приведён опыт Комиссии. Информация была принята к сведению, а «методика», к сожалению, так и осталась «методикой» без изменений. Как говорится, без комментариев. В последующих исследовательских статьях по совершенствованию права Союза на основе правовых инструментов и средств ВТамО мы озвучим последствия, а также факты столь неоднозначного решения.
Если исходить из тезиса, что Киотская конвенция является универсальным и основополагающим (базовым) правовым инструментом в области таможенного регулирования, то для анализа перспектив модернизации международного таможенного права, а также на этой основе—права Союза, стоит ознакомиться с предложениями государств-членов ВТамО, поступившими в период с 2019 по 2020 год для модернизации Киотской конвенции. Справочно отметим, что к 18 октября 2019 года объем предложений и соответствующих пояснений был сформирован на 196 страницах.
При этом поступившие предложения были сгруппированы по 37 блокам»53.
53 «1. Перспективы, 2. мониторинг, отчетность и оценка, 3. структура, 4. использование передовых технологий, 5. содействие торговле, 6. определения, 7. данные (GA, глава 7), 8. электронные декларации (глава З/Глава 7 GA, 9. предварительная информация о грузе (SA А/С1), 10. предварительное декларирование товаров (GA/C3), 11. уполномоченные экономические операторы, 12. скоропортящиеся товары (GA, глава 3), 13. электронная оплата пошлин (GA, глава 4), 14. роль таможни в обеспечении безопасности (GA, глава 6), 15. таможенный контроль (GA, глава 6), 16. пост-таможенный аудит (GA, глава 6), 17. таможенная взаимная помощь (GA/C3, С6), 18. предварительные решения (GA, глава 9), 19. меры по обеспечению последовательности в применении национального законодательства, 20. отношения с третьими лицами (GA/C8), 21. жалобы, 22. склад (SA D/C 1), 23. свободная зона (SA D/C 2), 24. транзит (SA Е), 25. переработка товаров (SA F), 26. пассажиры (SA J/глава 1), 27. правила происхождения (SA К), 28. скоординированное управление границами, 29. установление и публикация среднего времени выпуска (TRS), 30. частичные отгрузки товаров, 31. режим ввоза товаров в порядке пополнения в течение гарантийного срока, 32. поставки помощи (SA J, С5), 33. почтовые перевозки (SA J/глава 2), 34. экспресс/ускоренная поставка, 35. транспортные средства коммерческого пользования (SA J, СЗ), 36. временный допуск (SA G), 37. комплексный вопрос // Мозер С.В. Методика анализа правовых инструментов и средств Всемирной таможенной организации // Проблемы экономики и юридической практики. —№ 1. —2023 г. —С. 236-237. URL: https://customs-academy.net/?p=16860.
В целях изучения проблематики модернизации права Союза на основе правовых инструментов и средств ВТамО полагаю необходимым провести комплексный анализ базовых институтов международного таможенного права в рамках сформированных в период 2019-2023гг. предложений по модернизации Киотской конвенции, а также источников так называемого «мягкого права», т.е. правовых средств ВТамО, которые не имеют обязательного характера. Для этого мы используем руководство «Правовые инструменты и средства Всемирной таможенной организации»54.
ВЫВОДЫ
На основании вышеизложенного сформулируем выводы:
Научно-экспертное сообщество не располагает серьезными аналитическими материалами о модернизации ТК ЕАЭС, а также права Союза на ближайшую перспективу.
На сегодняшний день отсутствуют фундаментальные научно-аналитические разработки, в которых в понятной и доступной форме структурирован весь объем имеющейся информации о правовых новациях таможенного регулирования в ЕАЭС с учетом передовой практики таможенного администрирования и международных стандартов ВТамО.
Для реализации намерения Союза присоединиться (в том числе внедрить, применить) к основополагающим документам ВТамО, требуется разработать научно-методические подходы, а также сформировать перечень основополагающих правовых инструментов и средств ВТамО, которые могут стать объектом анализа и рассматриваться в рамках реализации пункта 11.7.5 Стратегических направлений.
Правовые акты ВТамО, которые содержат международные стандарты таможенного администрирования, можно сгруппировать на две группы: правовые инструменты и правовые средства.
Согласно принятому подходу во ВТамО, правовые инструменты (¡п51гитеп1з)—акты ВТамО, которые носят обязательный характер. Например, международные соглашения, конвенции.
54 Мозер С.В. Правовые инструменты и средства Всемирной таможенной организации: монография (на английском языке). Москва: Ре-дакционно-издательский отдел Российской таможенной академии, 2021. —134 с. URL: http://customs-academy.net/?p=14071.
Вторая группа—правовые средства (1оо1з)—акты ВТамО, которые не носят обязательный характер для членов ВТамО, наблюдателей, в том числе таможенных и экономических союзов. Они относятся к так называемым источникам «мягкого права», например, рекомендации, декларации, резолюции, рамочные стандарты, руководства, руководящие документы, технические спецификации, справочники, компендиумы, обзоры практики, заявления, модельные соглашения и модели, диагностические инструменты и бизнес-модели и др.
Правовые инструменты и средства ВТамО можно рассматривать в контексте присоединения, внедрения и принятия.
Правовые средства ВТамО не являются юридически обязательными документами, соответственно, процедуры присоединения к ним в праве Союза не предусмотрены.
В настоящей статье рассмотрен порядок присоединения Союза к правовым инструментам ВТамО, которые носят обязательный характер.
По мнению автора, международный таможенный стандарт—положение, выполнение которого признается необходимым для достижения гармонизации и упрощения таможенных процедур и практики, формализованное в правовых инструментах и средствах ВТамО.
В целях изучения проблематики модернизации права Союза на основе правовых инструментов и средств ВТамО необходимо провести комплексный анализ базовых институтов международного таможенного права в рамках сформированных в период 2019-2023гг. международным таможенным сообществом предложений по модернизации Киотской конвенции, а также источников так называемого «мягкого оправа», т.е. правовых средств ВТамО, которые не имеют обязательного характера.
Примечание: Настоящая статья является частной точкой зрения автора, не связана с его профессиональной деятельностью.
Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 77,01%.
Рецензент: Секербаева Д.К., начальник отдела перспективных таможенных технологий Департамента таможенного законодательства и правоприменительной практики Евразийской экономической комиссии.
Список литературы:
1. Давыдов Р.В. Совершенствование таможенного администрирования в соответствии со Стратегией развития ЕАЭС до 2025 года. Вестник Санкт-Петербургского университета. Экономика, 38 (2). URL: https://dspace.spbu.rU/bitstream/11701/37288/l/02.pdf.
2. Дубровская Т.В. Совершенствование таможенного регулирования в ЕАЭС на современном этапе. Круглый стол «ЕАЭС 2021—работа без границ». Международный Конгресс предпринимателей ЕАЭС. Июнь 2021 г. URL: https://www.alta.ru/expert_opinion/82526/.
3. Буваева Н.Э. О системе международного таможенного права // Вестник Российской таможенной академии. —N° 3. —2009. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=12858312.
4. Кадыркулов М.А., Мозер С.В., Липатова Н.Г. Всемирная таможенная организация как современный институт совершенствования таможенного администрирования и упрощения процедур торговли: монография. Люберцы: РИО Российской таможенной академии, 2017. URL: https://customs-academy.net/wp-content/ uploads/2018/ll/MoH.-BTaMC)_Kaflbip^oB_Mo3ep_.nHnaTOBa_pdf.
Reference list:
1. Davydov R.V. Improving customs administration in accordance with the EAEU Development Strategy until 2025. Bulletin of St. Petersburg University. Economy, 38 (2). URL: https:// dspace.spbu.ru/bitstream/11701/37288/l/02.pdf.
2. Dubrovskaya T.V. Improving customs regulation in the EAEU at the present stage. Round table «EAEU 2021—work without borders». International Congress of Entrepreneurs of the EAEU. June 2021 URL: https://www.alta.ru/expert_opinion/82526/.
3. Buvaeva N.E. On the system of international customs law // Bulletin of the Russian Customs Academy. —№ 3. —2009. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=12858312.
4. Kadyrkulov M.A., Mozer S.V., Lipatova N.G. The World Customs Organization as a Modern Institute for Improving Customs Administration and Trade Facilitation: monograph. Lyubertsy: RIO of the Russian Customs Academy, 2017. URL: https :// customs—academy. net/wp—content/uploads/2018/ll/Mon.-WCO_Kadyrkulov_Moser_Lipatova_pdf.
НА ОСНОВЕ ПРАВОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ И СРЕДСТВ ВСЕМИРНОЙ ТАМОЖЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
5. Костин А.А., Костина О.В., Москаленко О.А. Международное таможенное сотрудничество: учебное пособие. —2-е изд., доп. и перераб. —СПб.: ИЦ «Интермедия», 2021.
6. Кунио Микурия. Упрощение торговли—главный мотив интеграции региональных союзов. Мнение эксперта. Кунио Микурия, Генеральный секретарь ВТамО. Альта-Софт. 22 декабря 2016 г. URL: https://www.alta.ru/expert_opinion/50431/.
7. Мозер С.В. Анализ Соглашения ВТО по упрощению процедур торговли//Таможенное регулирование. Таможенный контроль. —2015. —№ 4. URL: http://teloneum.ru/?p=8157.
8. Мозер С.В. Совершенствование таможенного регулирования в Евразийском экономическом союзе в современных условиях развития евразийской интеграции: проблемы и перспективы // Проблемы экономики и юридической практики. —N° 6. —2022. URL: http://customs-academy.net/?p=15485.
9. Мозер С.В. Правовые и организационные основы получения экономическими и таможенными союзами статуса члена Всемирной таможенной организации: монография. Москва: РИО Российской таможенной академии, 2022. 462 с. URL: http:// customs-academy.net/?p=14971.
10. Мозер С.В. Правовые инструменты и средства Всемирной таможенной организации: монография (на английском языке). Москва: Редакционно-издательский отдел Российской таможенной академии, 2021.134с. URL: http://customs-academy.net/?p=14071.
11. Мозер С.В. Методика анализа правовых инструментов и средств Всемирной таможенной организации // Проблемы экономики и юридической практики. —N° 1. —2023 г. URL: https://customs-academy.net/?p=16860.
12. Мозер С.В. Глоссарий международных таможенных терминов Всемирной таможенной организации (на английском языке) (864 термина и определения). / С.В. Мозер (составитель). М.: РИО Российской таможенной академии, 2021. 304 с. URL: http://customs-academy.net/?p=14315.
13. Ронжина Н.А., Охрименко Я. В. Особенности систематики отрасли международного таможенного права // Chronos. —Том 6. —№ 11 (61). -2021. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=47206136.
14. Сазанов Алексей. Выступление статс-секретаря-замминистра финансов России Алексея Сазанова о ключевых направлениях совершенствования таможенного кодекса ЕАЭС. Пресс-центр Минфина России. 24 мая 2023. URL: https://customs-academy.net/?p=17634.
15. Халипов С.В. Критерии классификации как ориентиры в источниках международного таможенного права // Российский внешнеэкономический вестник. —N° 1. —2023. URL: https:// elibrary.ru/item.asp?id=50184231.
16. Халипов С.В. Экономический нейтралитет международного таможенного права. Российский внешнеэкономический вестник. — № 1. —2022. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=48016900.
17. Kadyrkulov М.А., Mozer S.V Improvement of instruments of customs administration: international and legal aspect (The Revised Kyoto Convention Management Committee): monograph / MA. Kadyrkulov, S.V. Mozer. Moscow: Publishing House of the Russian Customs Academy, 2018. —248 pages. URL: http:// customs-academy.net/?p=12619.
18. Mozer Sergei. Methodological approaches of updating the Revised Kyoto Convention: report. Revised Kyoto Convention Management Committee (19th Meeting, 12-13 November 2018), WCO Headquarters, 2018, Brussels, Belgium. November 12. URL: https://customs-academy.net/wp-content/uploads/2018/ll/ EEC_Mozer-Sergei_10.11.2018.pdf.
19. Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года. Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. Консорциум Кодекс. URL: https://docs.cntd.ru/ document/420205962.
20. Решение Высшего Евразийского экономического совета от 23 декабря 2014 г. № 99 «О порядке осуществления Евразийским экономическим союзом международного сотрудничества». Альта-Софт. URL: https://www.alta.ru/tamdoc/14vr0099/.
21. Стратегические направления развития евразийской экономической интеграции до 2025 года / Утверждены Решением
5. Kostin A.A., Kostina O.V., Moskalenko O.A. International customs cooperation: textbook. —2nd ed., add. and rework. — St. Petersburg: Information Center «Intermedia», 2021.
6. Kunio Mikuriya. Trade facilitation is the main motive for the integration of regional unions. Expert opinion. Kunio Mikuriya, WCO Secretary General. Alta Soft. December 22, 2016 URL: https://www.alta.ru/expert_opinion/50431/.
7. Mozer S.V! Analysis of the WTO Agreement on Trade Facilitation//Customs regulation. Customs control. —2015. -№ 4. -P. 45-48. URL: http://teloneum.ru/?p=8157.
8. Mozer S.V! Improving Customs Regulation in the Eurasian Economic Union in Modern Conditions for the Development of Eurasian Integration: Problems and Prospects // Problems of Economics and Legal Practice. —№ 6. —2022. URL: https:// customs-academy. net/?p=15477.
9. Mozer S.V Legal and organizational basis for economic and customs unions to get the status of member of the World Customs Organization: monograph. Moscow: RIO of the Russian Customs Academy, 2022. —359 p. URL: https://customs-academy.net/?p=14986.
10.Mozer S.V Legal Instruments and Tools of the World Customs Organization: monograph. Moscow: Editorial and Publishing Department of the Russian Customs Academy, 2021. 134 p. URL: https://customs-academy.net/?p=14078.
11.Mozer S.V Methodology of analysis of legal instruments and tools of the World Customs Organization // Problems of Economics and Legal Practice. —№ 1. —2023 URL: https:// customs-academy. net/?p=16844.
12. Mozer S.V. Glossary of International Customs Terms of the World Customs Organization (864 terms and definitions). / S.V. Moser (compiler). Moscow.: RIO of the Russian Customs Academy, 2021. 304 p. URL: https://customs-academy.net/?p=14322.
13.Ronzhina N.A., Okhrimenko Y.V. Features of the taxonomy of the branch of international customs law // Chronos. — Volume 6. —№ 11 (61). —2021. URL: https://elibrary.ru/item. asp?id=47206136.
14.Sazanov Alexey. Speech by State Secretary-Deputy Minister of Finance of Russia Alexei Sazanov on key areas for improving the Customs Code of the EAEU. Press center of the Ministry of Finance of Russia. May 24, 2023. URL: https://customs-academy.net/?p=17634.
15.Khalipov S.V. Classification criteria as guidelines in the sources of international customs law // Russian Foreign Economic Bulletin. —№ 1. —2023. URL: https://elibrary.ru/item. asp?id=50184231.
16.Khalipov S.V. Economic neutrality of international customs law. Russian foreign economic bulletin. —№ 1. —2022. UR: https:// elibrary.en/item.asp?id=48016900.
17.Kadyrkulov M.A., Mozer S.V Improvement of instruments of customs administration: international and legal aspect (The Revised Kyoto Convention Management Committee): monograph / MA. Kadyrkulov, S.V. Mozer. Moscow: Publishing House of the Russian Customs Academy, 2018. —248 pages. URL: http://customs-academy.net/?p=12619.
18.Mozer Sergei. Methodological approaches of updating the Revised Kyoto Convention: report. Revised Kyoto Convention Management Committee (19th Meeting, 12-13 November 2018), WCO Headquarters, 2018, Brussels, Belgium. November 12. URL: https://customs-academy.net/wp-content/ uploads/2018/ll/EEC_Mozer-Sergei_10.11.2018.pdf.
19.Treaty on the Eurasian Economic Union of May 29, 2014. Electronic fund of legal and normative-technical documents. Consortium Codex. URL: https://docs.cntd.ru/ document/420205962.
20. Decision of the Supreme Eurasian Economic Council dated December 23, 2014 № 99 «On the procedure for the implementation of international cooperation by the Eurasian Economic Union». Alta Soft. URL: https://www.alta.ru/ tamdoc/14vr0099/.
Высшего Евразийского экономического совета от 11 декабря 2020 г. № 12. «О Стратегических направлениях развития евразийской экономической интеграции до 2025 года». URL: https:// docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/01428320/scd_12012021_12.
22. Распоряжение Совета Евразийской экономической комиссии от 5 апреля 2021 г. № 4 «О плане мероприятий по реализации Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года». Альта-Софт. URL: https:// www.alta.ru/tamdoc/21s00004/.
23. Распоряжение Коллегии ЕЭКот29 марта 2022 г. № 55 «О рабочей группе по взаимодействию с Всемирной таможенной организацией». Альта-Софт. URL: https://www.alta.ru/tamdoc/22r00055/.
24. Распоряжение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 30мая 2023 г. № 69 «О проекте Протокола о внесении изменений в Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11 апреля 2017 года». Правовой портал ЕАЭС. URL: https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/01439774/err_02062023_69.
25. Соглашение от 14 мая 2018 г. «О международных договорах Евразийского экономического союза с третьими государствами, международными организациями или международными интеграционными объединениями». Альта-Софт. URL: https:// www.alta.ru/tamdoc/18bn0029/.
26. Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 года в редакции Протокола о внесении изменений в Международную конвенцию об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 26 июня 1999 года. Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. Консорциум Кодекс. URL: https:// docs.cntd.ru/document/1901082.
27. Resolution of the customs Co-operation council on the Framework of standards to secure and facilitate global trade. June 2005. WCO. URL: https://www.wc00md.0rg/en/ab0ut-us/legal-instruments/~/ media/18A4FCBBFBED41688CB72D9A510B4FA8.ashx.
28. Recommendation of the Customs Co-operation Council Concerning the Use of WCO Data Model (27 June 2009). WCO. URL: https:// www.wcoomd.org/-/media/wco/public/global/pdf/about-us/ legal-instruments/recommendations/it/recommendationsit_27_ june_2009_dm_eng.pdf?la=en.
21. Strategic directions for the development of Eurasian economic integration until 2025 / Approved by the Decision of the Supreme Eurasian Economic Council dated December 11, 2020 № 12. «On Strategic directions for the development of Eurasian economic integration until 2025». URL: https://docs.eaeunion.org/docs/en-us/01428320/scd_12012021_12.
22. Order of the Council of the Eurasian Economic Commission dated April 5, 2021 № 4 «On the action plan for the implementation of the Strategic Directions for the Development of Eurasian Economic Integration until 2025». Alta Soft. URL: https://www.alta.ru/ tamdoc/21s00004/.
23. Order of the EEC Board dated March 29, 2022 № 55 «On the working group for interaction with the World Customs Organization». Alta Soft. URL: https://www.alta.ru/tamdoc/22r00055/.
24. Order of the Board of the Eurasian Economic Commission dated May 30, 2023 № 69 «On the draft Protocol on amendments to the Treaty on the Customs Code of the Eurasian Economic Union dated April 11, 2017». Legal portal of the EAEU. URL: https://docs.eaeunion. org/docs/ru-ru/01439774/err_02062023_69.
25. Agreement dated May 14, 2018 «On international treaties of the Eurasian Economic Union with third states, international organizations or international integration associations». Alta Soft. URL: https://www.alta.ru/tamdoc/18bn0029/.
26. International Convention on the Simplification and Harmonization of Customs Procedures of May 18, 1973 as amended by the Protocol on Amendments to the International Convention on the Simplification and Harmonization of Customs Procedures of June 26, 1999. Electronic fund of legal and normative-technical documents. Consortium Codex. URL: https://docs.cntd.ru/document/1901082.
27. Resolution of the customs Co-operation council on the Framework of standards to secure and facilitate global trade. June 2005. WCO. URL: https://www.wc00md.0rg/en/ab0ut-us/legal-instruments/~/ media/18A4FCBBFBED41688CB72D9A510B4FA8.ashx.
28. Recommendation of the Customs Co-operation Council Concerning the Use of WCO Data Model (27 June 2009). WCO. URL: https:// www.wcoomd.org/-/media/wco/public/global/pdf/about-us/ legal-instruments/recommendations/it/recommendationsit_27_ june_2009_dm_eng.pdf?la=en.
Статья поступила в редакцию 24.05.2023, принята к публикации 14.06.2023 The article was received on 24.05.2023, accepted for publication 14.06.2023
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Мозер Сергей Владимирович, кандидат юридических наук, заместитель начальника отдела перспективных таможенных технологий Департамента таможенного законодательства правоприменительной практики Евразийской экономической комиссии, Российская Федерация, SPIN-код: 1012-9666, AuthorlD: 934387, Индекс Хирша: 7, e-mail: [email protected]
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Sergei V. Mozer, Cand. Sei. (Law), Deputy Head of the Division of Advanced Customs Technologies of the Department of Customs Legislation and Law Enforcement Practice of the Eurasian Economic Commission, Russian Federation, SPIN-code: 1012-9666, AuthorlD: 934387, H-index: 7, e-mail: [email protected]