5. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ НАУКИ
INTERNATIONAL LAW
5.1.5. Международно-правовые науки
(юридические науки)
International Law
УДК 341 ГРНТИ 10.87 EDN: KNFCUI
DOI: 10.33693/2072-3164-2024-17-3-206-216
Организационно-правовые подходы по созданию правового механизма взаимодействия Евразийского экономического союза с Всемирной таможенной организацией
©Мозер Сергей Владимирович
Евразийская экономическая комиссия, г.Москва, Россия [email protected]
Аннотация: Исследовательская статья подготовлена в рамках проводимого автором научного исследования о совершенствовании теоретических и правовых основ таможенного регулирования в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС, Союз) при взаимодействии с Всемирной таможенной организацией (ВТамО).
Задача. Исследовать организационно-правовые основы реализации Союзом Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 г. в части сотрудничества с ВТамО, а также разработать правовой механизм взаимодействия ЕАЭС с ВТамО.
Выводы. В статье анализируются правила и процедуры рабочей группы по взаимодействию с ВТамО, созданной в ЕАЭС, а также сформированы практические предложения для организации таможенного сотрудничества Союза с международной таможенной организацией.
Социальные последствия. Проведение исследования сопряжено с реализацией пункта 11.7.5. Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года в части сотрудничества со ВТамО, а также Меморандума о взаимопонимании между Евразийской экономической комиссией и Всемирной таможенной организацией от 17.06.2016.
Практическое значение. Полученные результаты исследования представляют интерес для блока по таможенному сотрудничеству Евразийской экономической комиссии (Комиссия), могут быть использованы специалистами таможенных органов государств - членов Союза, экспертами Комиссии для организации стратегического планирования и формирования правовых основ модернизации права Союза.
Оригинальность/ценность. Исследовательский материал основан на анализе практических аспектов деятельности Комиссии, таможенных органов государств-членов Союза, ВТамО и является результатом комплексного исследования вопроса совершенствования международного таможенного сотрудничества.
Ключевые слова: Всемирная таможенная организация, ВТамО, Евразийский экономический союз, ЕАЭС, Евразийская экономическая комиссия, ЕЭК, таможенное регулирование, таможенное администрирование, международное таможенное право, таможня, международное таможенное сотрудничество, механизм взаимодействия.
Для цитирования: Мозер С.В. Организационно-правовые подходы по созданию правового механизма взаимодействия Евразийского экономического союза с Всемирной таможенной организацией // Пробелы в российском законодательстве. 2024. Т. 17. №3. С. 206-216. 001:10.33693/2072-3164-2024-17-3-206-216. Б0Ы: ШСи!
DOI: 10.33693/2072-3164-2024-17-3-206-216
Organizational and Legal Approaches to Creating a Legal Mechanism for Interaction Between the Eurasian Economic Union and the World Customs Organization
©Sergei V. Mozer
Eurasian Economic Commission, Moscow, Russia [email protected]
Abstract: The research article was prepared as part of a scientific study conducted by the author on improving the theoretical and legal foundations of customs regulation in the Eurasian Economic Union (EAEU, Union) in cooperation with the World Customs Organization (WCO).
A task. To study the organizational and legal basis for the Union's implementation of the Strategic Directions for the Development of Eurasian Economic Integration until 2025 in terms of cooperation with the WCO, as well as to develop a legal mechanism for interaction between the EAEU and the WCO.
Conclusions. The article analyzes the rules and procedures of the Working Group on Interaction with the WCO, created in the EAEU, and also offers practical proposals for organizing customs cooperation of the Union with an international customs organization. Social Consequences. Conducting a study is associated with the implementation of paragraph 11.7.5. of Strategic Directions for the Development of Eurasian Economic Integration until 2025 in terms of cooperation with the WCO, as well as Memorandum of Understanding between the Eurasian Economic Commission and the World Customs Organization dated June 17,2016.
Practical value. The results of the study are of interest to the customs cooperation block of the Eurasian Economic Commission (EEC) and can be used by specialists of the customs authorities of the Member States of the Union, the EEC experts to organize strategic planning and to form the legal foundations for the modernization of the Union's law.
Originality/value. The research material is based on an analysis of the practical aspects of the activities of the Commission, the Customs Services of the Union Member States, the WCO and is the result of a comprehensive study of the issue of improving international customs cooperation.
Keywords: The World Customs Organization, the WCO, the Eurasian Economic Union, EEU, the Eurasian Economic Commission, EEC, customs regulation, international customs law, customs, international customs cooperation, interaction mechanism.
For citation: Mozer S.V Organizational and Legal Approaches to Creating a Legal Mechanism for Interaction Between the Eurasian Economic Union and the World Customs Organization //Gaps in Russian Legislation. 2024. Vol. 17. №3. Pp. 206-216. (in Russ.). DOI: 10.33693/2072-3164-2024-17-3-206-216. EDN: KNFCUI
ВВЕДЕНИЕ
В рамках исследования вопроса совершенствования права Евразийского экономического союза в сфере таможенного регулирования при взаимодействии с Всемирной таможенной организацией мы неоднократно обращались к проблематике выстраивания эффективных отношений Евразийской экономической комиссии (далее соответственно - ЕАЭС, Союз, ВТамО, ЕЭК, Комиссия) с ВТамО и формировали предложения по развитию таможенного сотрудничества в этой связи. Наряду с этим нами представлено концептуальное видение и практические рекомендации таможенным и экономическим союзам по выстраиванию эффективных международно-правовых отношений с ВТамО1.
'См. Мозер C.B. К вопросу об организации эффективных правоотношений с Всемирной таможенной организацией: рекомендации для таможенных и экономических союзов // Проблемы экономики и юридической практики». - Том 18. - №4. - 2022. - С.148 - 155. URL: http://customs-academy.net/?p=14604; Мозер C.B. Правовые и организационные основы получения экономическими и таможенными союзами статуса члена Всемирной таможенной организации: монография. Москва: РИО Российской таможенной академии, 2022. - 462 с. URL: http://customs-academy.net/?p=14971
В меньшей степени мы анализировали перспективную тематику создания организационно-правового механизма ведения работы по реализации Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 г.2 (далее - Стратегические направления) о сотрудничестве с ВТамО, а также правового механизма взаимодействия Союза с этой международной таможенной организацией. Рассмотрение данных вопросов представляет научно-практический интерес среди исследователей евразийской интеграции, экспертов международного права, представителей ЕЭК и государств-членов Союза (далее - Стороны), активно участвующих в развитии международного таможенного сотрудничества.
Напомним, что пунктом 11.7.5. Стратегических направлений предусмотрено «проведение совместных с государствами-членами действий, направленных на получение Союзом статуса члена во ВТамО»; а также «проработка возможности присоединения Союза к ос-
2 Стратегические направления развития евразийской экономической интеграции до 2025 года. Утверждены Решением Высшего Евразийского экономического совета от 11 декабря 2020 г. № 12. URL: https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/01428320/scd_12012021_12
новополагающим документам ВТамО»3.
После утверждения мероприятий Стратегических направлений в части сотрудничества с ВТамО возникла необходимости создания организационно-правового механизма реализации инициатив глав государств-членов Союза, утверждённых Решением Высшего Евразийского экономического совета от 11 декабря 2020 г. № 124. Для данного случая под организационно-правовым механизмом мы понимаем совокупность правовых норм и правил, которые регулируют деятельность Комиссии и государств-членов Союза, необходимых для реализации пункта 11.7.5. Стратегических направлений.
В теоретическом аспекте он включает в себя нормы, положения, инструкции, регламенты, планы мероприятий и другие внутренние акты Союза, а также нормы законодательства государств-членов Союза, которые касаются регулирования правоотношений между Комиссией и Сторонами, как внутри ЕАЭС, так и за его приделами, в рамках выстраивания диалога с ВТамО. На наш взгляд, организационно-правовой механизм должен обеспечить правовую основу для развития международного таможенного сотрудничества применительно к вышеупомянутым мероприятиям.
Следуя этой логике 5 августа 2021 г. блоком по таможенному сотрудничеству Комиссии было направлено письмо в адрес таможенных служб государств-членов Союза с просьбой представить предложения по реализации пункта 11.7.5. Стратегических направлений, а также формированию механизма взаимодействия Союза с ВТамО посредством создания рабочей группы по взаимодействию с ВТамО.
Инструментом реализации данного подпункта Стратегических направлений могло бы стать создание при Комиссии рабочей группы по взаимодействию с ВТамО. Планировалось, что в состав этой группы войдут эксперты блока по таможенному сотрудничеству ЕЭК и таможенных органов государств-членов Союза. Цели рабочей группы: проведение с государствами - членами Союза мероприятий, направленных на получение Союзом статуса члена во ВТамО, проработка возможности присоединения Союза к основополагающим правовым инструментам и средствам ВТамО, а также эффективное продвижение интересов Союза и его государств-членов во ВТамО. Необходимость создания рабочей группы при Комиссии сопряжена с реализацией компетенции Комиссии в соответствии с Распоряжением Совета Комиссии от 05.04.2021 № 4.
Проведенное исследование показало, что таможенные службы государств-членов Союза в целом согласились с инициативой блока по таможенному сотрудничеству ЕЭК. Нами были изучены позиции таможенных органов государств-членов Союза по существу вопроса, основные подходы к созданию рабочей группы сводятся к следующему.
Прежде всего, поддержана инициатива Комиссии о создании рабочей группы по взаимодействию со ВТамО с целью реализации пункта 11.7.5. Стратегических направлений. Поступило предложение об участии при необходимости таможенных атташе государств-членов Союза во ВТамО в работе вышеуказанной группы. Предложено проанализировать право Союза на пред-
3Там же.
"Там же.
мет наличия возможности присоединения ЕАЭС к ВТамО и при необходимости определить соответствующие нормативно-правовые акты, требующие внесение изменений в этой связи.
Взаимодействие членов упомянутой рабочей группы из числа экспертов таможенных служб государств-членов Союза могло повысить эффективность продвижения интересов ЕАЭС и его государств-членов во ВТамО, а также ускорить процесс взаимодействия Комиссии с государствами-членами Союза по согласованию актуальных вопросов совершенствования таможенного регулирования на площадке ВТамО. Создание постоянно действующей рабочей группы может позволить определять и обсуждать приоритетные направления по взаимодействию Союза с ВТамО.
Эксперты Сторон выразили согласие с предложением о координации позиций государств-членов ЕАЭС по вопросам повестки ВТамО и создания при Комиссии соответствующей рабочей группы по взаимодействию с ВТамО.
Справочно отметим, что в преддверии заседаний ключевых политических и функциональных органов ВТамО регулярно проводятся координационные встречи с таможенными службами государств-членов СНГ для согласования единой позиции указанных стран по вопросам повестки ВТамО. Параллельно такая работа проводится по линии базирующихся в г. Брюсселе таможенных атташе стран СНГ, что обеспечивает поддержку важныхдля стран инициатив и проектов.
По схожей схеме действует Европейская комиссия, которая по особо важным вопросам организует предварительную координацию со всеми своими странами-членами и выходит на заседания функциональных или политических органов ВТамО с единой позицией, приобретая таким образом 28 голосов в поддержку своих инициатив (27 стран Евросоюза плюс ЕС как «член» ВТамО). Вместе с тем отсутствие у ЕЭК статуса члена ВТамО не ограничивает возможности Комиссии по координации данной работы среди государств-членов, а лишь не позволяет Союзу получить один дополнительный голос при процедурах голосований или подсчете издержек (до получения Союзом статуса члена ВТамО, до этого будут учитываться только голоса его государств-членов).
В целом, подходы стран Союза по реализации Стратегических направлений в части сотрудничества с ВТамО в 2021 году сводятся к следующему:
1. Общая позиция стран Союза о создании Рабочей группы:
поддерживается инициатива Комиссии создать рабочую группу по взаимодействию со ВТамО;
поддерживается предложение о координации позиций государств-членов Союза по вопросам повестки ВТамО.
2. Выгоды создания рабочей группы:
повышение эффективности продвижения интересов
ЕАЭС и его государств-членов во ВТамО;
ускорение процесса взаимодействия Комиссии с государствами-членами Союза по согласованию различного рода вопросов;
определение и обсуждение приоритетных направлений по взаимодействию Союза с ВТамО.
3. Правовой аспект:
необходимо проанализировать право Союза на предмет наличия возможности его присоединения к
ВТамО и при необходимости определить соответствующие нормативно-правовые акты, требующие внесение изменений в этой связи.
4. Функционал рабочей группы:
проведение мероприятий, направленных на получение Союзом статуса члена ВТамО;
проработка возможности присоединения Комиссии к правовым инструментам ВТамО;
предварительная координация единой позиции со всеми странами-членами Союза.
5. Финансовый аспект:
для уплаты долевого взноса при получении Союзом статуса члена ВТамО потребуется внесение изменений в Договор о ЕАЭС;
проработка вопроса финансирования и представление информации о предполагаемых расходах после получения статуса члена ВТамО.
6. Организационный аспект:
отсутствие у ЕЭК статуса члена ВТамО не ограничивает возможности Комиссии по координации данной работы среди государств-членов;
возможно участие таможенных атташе государств-членов Союза в работе рабочей группы.
Анализ научно-практических материалов позволил нам сформулировать следующие выводы и предложения:
1. Инициатива Комиссии по формированию механизма взаимодействия Союза с ВТамО посредством создания рабочей группы по взаимодействию с ВТамО поддержана таможенными службами стран-членов Союза.
2. Поступившие ответы сторон касаются правового, финансового и организационного аспектов инициативы Комиссии и реализации Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 г. по сотрудничеству с ВТамО.
3. Один из актуальных вопросов касается разработки правовых инструментов Союза, которые предоставляют возможность Союзу получить статус члена ВТамО и нести финансовые обязательства по ежегодному взносу в бюджет ВТамО.
1. СОЗДАНИЕ РАБОЧЕЙ ГРУППЫ
Распоряжением Коллегии ЕЭК от 29 марта 2022 г. № 55 «О рабочей группе по взаимодействию с Всемирной таможенной организацией» создана рабочая группа по взаимодействию с ВТамО (далее соответственно -рабочая группа, РГ ВТамО), и утвержден её состав5.
Во исполнение пункта 2 этого распоряжения руководителю рабочей группы надлежало утвердить регламент её деятельности. Департаментом таможенного законодательства и правоприменительной практики Комиссии был разработан проект регламента деятельности рабочей группы по взаимодействию с ВТамО (далее - регламент). Проект регламента был согласован членами РГ ВТамО в рамках её 4-го заседания 27.09.2022, а далее утвержден членом Коллегии (Министром) по таможенному сотрудничеству Комиссии 31.10.2022. Регламент содержит общие положения о рабочей группе, её задачах, функциях, составе, структуре, а также деятельности и порядке работы.
На сегодняшний день основными задачами рабочей
5 Распоряжение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 29 марта 2022 г. № 55 «О рабочей группе по взаимодействию с Всемирной таможенной организацией». Альта-Софт. иР1_: ИИр5:// www.alta.ru/tamdoc/22r00055/
группы являются: выработка подходов по реализации пункта 11.7.5 Стратегических направлений в части развития сотрудничества с ВТамО; проведение совместных с государствами-членами Союза действий, направленных на получение Союзом статуса члена во ВТамО; проработка возможности присоединения Союза к основополагающим документам (правовым инструментам и средствам) ВТамО; рассмотрение текущей повестки ВТамО, организация практического взаимодействия Комиссии и таможенных служб государств-членов в рамках сотрудничества со ВТамО.
Для реализации возложенных задач рабочая группа должна осуществлять следующие функции: подготавливает предложения по вопросам разработки правовых инструментов и средств, необходимых для реализации пункта 11.7.5 Стратегических направлений, а также обеспечения функционирования рабочей группы; развития таможенного сотрудничества и организации практического взаимодействия Комиссии и таможенных служб государств-членов с ВТамО; формирует план мероприятий (дорожную карту) по реализации пункта 11.7.5 Стратегических направлений в части проведения совместных с государствами-членами действий, направленных на получение Союзом статуса члена во ВТамО; проводит координационные встречи с таможенными службами государств-членов в целях обмена мнениями по повестке ВТамО; рассматривает предложения и согласовывает общие подходы Союза по выстраиванию отношений с ВТамО; прорабатывает вопросы возможности присоединения Союза к основополагающим правовым инструментам и средствам ВТамО; проводит анализ правовых инструментов и средств ВТамО для совершенствования таможенного регулирования в Союзе; рассматривает иные вопросы, связанные с реализацией повестки Союза в части сотрудничества с ВТамО; осуществляет иные функции в пределах своей компетенции.
По состоянию на апрель 2024 года состоялось 9 заседаний РГ ВТамО. По нашему мнению, один из значимых результатов ее функционирования в 2023 году стала разработка «Правовых и организационных подходов для реализации пункта 11.7.5 Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года».
2. МЕХАНИЗМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СОЮЗА С ВТАМО
Выше мы упомянули о необходимости создания правового механизма по взаимодействию Союза с ВТамО. Отметим, что проблематика формирования такого механизма нашла свое отражение не только в научных иссле-
дованиях6, но и в работе РГ ВТамО. Так, 7 июня 2022 года состоялось первое заседание рабочей группы. Один из вопросов повестки заседания касался рассмотрения Союзом и его таможенными органами текущей повестки ВТамО, а также формирования общей позиции.
В ходе состоявшихся дискуссий было отмечено, что Комиссия проявляет значительную активность в сфере таможенного сотрудничества с ВТамО. В статусе наблюдателя она следит за повесткой ВТамО, формирует и направляет свои предложения в различные рабочие органы этой международной организации. В связи с этим первостепенной задачей таможенного блока Комиссии является дальнейшее наращивание потенциала Союза и Комиссии в органах ВТамО, прежде всего, для возможности влияния на принятие решений ВТамО.
Предпосылки для усиления роли Союза во ВТамО при активной поддержке таможенных органов государств-членов Союза требуют, прежде всего, скоординированного представления интересов Союза во ВТамО. По мнению автора, это станет возможным благодаря формированию механизма взаимодействия Союза с ВТамО, в котором определены прядок взаимодействия Комиссии и таможенных служб государств-членов, в том числе механизмы и процедуры согласования и принятия решений с таможенными органами государств-членов Союза.
В рамках обсуждения этого вопроса эксперты государств-членов Союза высказали ряд мнений, включая целесообразность выработки общих подходов при рассмотрении повестки ВТамО, сославшись на уже существующий опыт взаимодействия Комиссии и государств-членов по формированию позиций в части развития УЭО и электронной торговли в рамках взаимодействия с ВТамО. Было отмечено, что в этой работе необходима системность. Выражена готовность рассмотреть любой подход по данному вопросу и организацию взаимодействия, как при подготовке, так и в ходе проведения заседаний ВТамО.
Отдельный интерес представляет предметное видение Комиссии о возможном механизме взаимодействия ЕЭК и государств-членов Союза при рас-
6 См. Мозер C.B. Правовые и организационные основы получения экономическими и таможенными союзами статуса члена Всемирной таможенной организации: монография. Москва: РИО Российской таможенной академии, 2022. - 462 с. URL: http://customs-academy. net/?p=14971; Mozer Sergei. Legal Status of the European Union in the World Customs Organization: Collection of publications / S.V. Mozer.
Moscow, 2023. 140 pages. URL: https://customs-academy.net/?p=19321 (Перевод: Мозер Сергей. Правовой статус Европейского Союза во Всемирной таможенной организации: Сборник публикаций / C.B. Мозер. Москва, 2023. 140 стр. URL: https://customs-academy. net/?p=19321); Мозер C.B. Международно-правовой статус наблюдателей во Всемирной таможенной организации: аналитический обзор / C.B. Мозер. М.: РИО Российской таможенной академии, 2021. 86 с. URL: http://customs-academy.net/?p=14338; Мозер C.B. К вопросу об организации эффективных правоотношений с Всемирной таможенной организацией: рекомендации для таможенных и экономических союзов // Проблемы экономики и юридической практики». - Том 18. - №4. - 2022. - С.148 -155. URL: http://customs-academy.net/?p=14604; Мозер C.B. К вопросу о сотрудничестве Евразийского экономического союза с Всемирной таможенной организацией в рамках евразийской интеграции // Зеленый коридор. - № 4 (22). - 2023. - С. 5 - 10. URL: https://customs-academy.net/?p=19373; Мозер C.B. К вопросу об организации эффективных правоотношений с Всемирной таможенной организацией: рекомендации для таможенных и экономических союзов // Проблемы экономики и юридической практики». - Том 18. - №4. - 2022. - С.148 - 155. URL: http://customs-academy.net/?p=14604
смотрении повестки ВТамО. Помимо этого озвучена проблематика необходимости направления рабочих материалов повестки ВТамО в государства-члены Союза в переводе на русский язык. Комиссия могла бы взять на себя роль по мониторингу повестки, которая готовится ВТамО. Следующий шаг - направление повестки заседания рабочего органа ВТамО и соответствующих материалов в стороны, при необходимости предварительная выработка совместных решений, подходов, обмен мнениями в рамках тематических подгрупп РГ ВТамО. Предполагалось, что рабочая группа будет выполнять роль координатора - на экспертном уровне привлекаются необходимые узкопрофильные специалисты в зависимости от вопросов, которые выносятся на повестку ВТамО.
Для организации практических аспектов сотрудничества Комиссия предложила внести в регламент РГ ВТамО положение, в соответствии с которым «в рамках рабочей группы при необходимости организуются совещания экспертов для рассмотрения текущей повестки ВТамО различных рабочих органов ВТамО и по согласованию с государствами-членами допускается организовывать совещания экспертов и рассматривать текущую повестку ВТамО». В части прецедента ЕС по предмету взаимодействия ЕС его стран-членов во ВТамО имеется отдельное нормативное регулирование.
Мы полагаем, что Комиссия может выполнять координирующую роль, согласование позиции государств-членов по отдельным вопросам, рассматриваемым на площадке ВТамО. На этапе становления этого механизма взаимодействия предлагалось сосредоточить внимание на вопросах, связанных с оценкой эффективности деятельности таможенных органов, управлением рисками, регулированием международной электронной коммерции, усовершенствованием механизмов управления по организации и борьбе с таможенными правонарушениями и использованием дополнительных языков, в том числе переводе ряда мероприятий ВТамО на русский язык. Высказано мнение, что роль Комиссии должна быть координирующая и нетрансформирована в руководящую.
По итогам обсуждения вопросов на 1-м заседании рабочей группы было решено согласиться с предложением Комиссии разработать механизм взаимодействия Союза с ВТамО, в котором определены прядок взаимодействия Комиссии и таможенных служб государств-членов, втом числе механизмы и процедуры согласования и принятия решений стаможенными органами государств-членов Союза. Членам рабочей группы было предложено провести консультации с уполномоченными органами государств-членов Союза и направить предложения по созданию упомянутого механизма взаимодействия Союза с ВТамО. Наряду с этим Комиссия взяла обязательства представить свои концептуальные предложения по механизму взаимодействия Союза с ВТамО при рассмотрении повестки ВТамО.
Уже через месяц в рамках 2-го заседания РГ ВТамО, прошедшего 20 июля 2022 г. Комиссией озвучено, что рабочая группа должна решать 3 базовые задачи:
- проведение совместных с государствами-членами действий, направленных на получение Союзом статуса члена во ВТамО;
- проработка возможности присоединения Союза к основополагающим правовым инструментам и сред-
ствам ВТамО;
- рассмотрение текущей повестки ВТамО, для чего необходимо создать правовой механизм взаимодействия Союза с ВТамО, в котором определены прядок взаимодействия Комиссии и таможенных служб государств-членов, в том числе механизмы и процедуры согласования и принятия решений с таможенными службами государств-членов Союза.
Отдельное внимание на экспертном уровне было уделено техническим аспектам организации участия членов ВТамО и наблюдателей в заседаниях с момента направления приглашения и анализа повестки ВТамО до непосредственного участия приглашённых в работе различных рабочих органов этой международной организации. Для представления интересов Союза во ВТамО требовалась совместная (Комиссия и члены рабочей группы) проработка повестки ВТамО при проведении экспертных совещаний этого совещательного органа.
Наиболее содержательные дискуссии по проблематике формирования механизма взаимодействия Союза с ВТамО состоялись 3 августа 2022 г. во время 3-го заседания рабочей группы. В ходе этого мероприятия высказан, на наш взгляд, субъективный тезис, что сотрудничество и организация практического взаимодействия Комиссии, таможенных органов государств-членов Союза с ВТамО не является «таможенным», так как Комиссия - не таможенный орган. Требовалось разъяснить, как она будет осуществлять таможенное сотрудничество. Следуя этой логике, деятельность ВТамО нельзя отнести к таможенному сотрудничеству, так как эта организация не является таможенным органом.
Безусловно, Комиссию нельзя назвать таможенным органом, однако в соответствии со статьей 2 «Сфера взаимодействия» Меморандума о взаимопонимании между ЕЭК и ВТамО от 17.06.2016 Комиссия и ВТамО осуществляют сотрудничество по такому направлению как «развитие международного таможенного сотрудничества»7. Добавим, что на сегодняшний день Комиссия в статусе наблюдателя вовлечена в процесс изучения ряда вопросов, касающихся таможенного сотрудничества, в соответствии с Конвенцией о Создании Совета таможенного сотрудничества.
Очевидно, что для рассматриваемого случая не только ЕЭК, а таможенные органы Сторон на платформе РГ ВТамО могут осуществлять такое таможенное сотрудничество. Комиссия взаимодействуете ВТамО в двустороннем формате в рамках Меморандума, равно как и таможенные органы государств-членов Союза сотрудничают с рабочими органами ВТамО в двустороннем формате. В рассматриваемом на момент подготовки проекта регламента речь шла о таможенном сотрудничестве РГ ВТамО, членами которой являются таможенные органы государств-членов Союза и Комиссия. В институциональном аспекте рабочая группа - не только Комиссия, а уполномоченные органы, включая таможенные службы государств-членов Союза.
7 Меморандум о взаимопонимании между Евразийской экономической комиссией и Всемирной таможенной организацией от 17 июня 2016 г. // Кадыркулов М.А., Мозер C.B., Липатова Н.Г. Всемирная таможенная организация как современный институт совершенствования таможенного администрирования и упрощения процедур торговли: монография. Люберцы: РИО Российской таможенной академии, 2017.-С. 165. URL: http://customs-academy.net/?p=10587
Обратим внимание, что в соответствии с утвержденным 31.10.2022 регламентом РГ ВТамО одной из задач рабочей группы является «рассмотрение текущей повестки ВТамО, организация практического взаимодействия Комиссии и таможенных служб государств-членов в рамках сотрудничества со ВТамО».
На наш взгляд, рабочей группе следует стремиться к разработке общей позиции на площадке ВТамО в рамках правового механизма взаимодействия, который должен быть разработан и согласован членами РГ ВТамО в перспективе. В этом контексте вновь следует сослаться на опыт ЕС в части разработки в 2008 г. руководящих принципов о порядке взаимодействия ЕС и его государств-членов во ВТамО, где регламентирован механизм такого сотрудничества8.
Обратим внимание, что регламент РГ ВТамО не влечет возникновения дополнительных обязательств для государств-членов Союза, не ограничивает компетенции Сторон. Это внутренний документ, который представляет собой порядок взаимодействия по текущим вопросам повестки рабочей группы. Мы понимаем важность формирования самостоятельной переговорной позиции государств-членов Союза при взаимодействии с ВТамО. На сегодняшний день взаимодействие между таможенными органами государств-членов Союза налажено, однако процесс координации на экспертном уровне не организован.
Ценность рабочей группы, на наш взгляд, - возможность координировать позиции государств-членов, поскольку РГ ВТамО является форумом для обсуждения различных экспертных мнений. Важно, чтобы рабочая группа влияла на формирование повестки ВТамО, для чего необходима координация и позиционирование Союза единым блоком на площадке международной таможенной организации.
Проведенный анализ экспертной работы Комиссии, а также изученный прецедент ЕС позволил автору подготовить проект документа, именуемый «Механизм взаимодействия Евразийской экономической комиссии и таможенных служб государств-членов Евразийского экономического союза в рамках сотрудничества с Всемирной таможенной организацией» (приложение 1).
Упомянутый проект имеет структуру, включающую (1) общие положения, (2) процедуры координации и принципы, предназначенные для установления процедур координации, которые применяются в отношении ВТамО и ее рабочих органов, а также (3) формирование отчетов и (4) перечень рабочих органов ВТамО, с которыми взаимодействует Комиссия и Стороны в рамках разработанного механизма.
По нашему мнению, механизм взаимодействия - это система согласованных процедур координации, общих подходов, предназначенных для организации взаимодействия таможенных служб государств-членов Союза и Комиссии с ВТамО. Механизм включает различные формы диалога, обмен информацией и консультации, экспертные заседания, формирование общей позиции Союза по повестке ВТамО, а также ее доведение до Секретариата ВТамО.
Предлагаемый механизм обеспечивает установле-
8 Guidelines. WCO Membership: Ensuring Community Coordination. Council of the European Union. Doc 8594/08. UD 63. Brussels, 22 April 2008. URL: http://register.consilium.europa.eu/doc/srv?l=EN&f=ST%20 8594%202008%20INIT
ние связи, обмен информацией, сотрудничество и координацию действий между Комиссией и Сторонами при формировании общих подходов Союза по выстраиванию продуктивного сотрудничества с ВТамО. Целью механизма является установление и поддержание взаимовыгодных отношений между Союзом и его таможенными службами с ВТамО, а также представление интересов Союза во ВТамО. На наш взгляд, взаимодействие Комиссии и сторон по повестке ВТамО должно осуществляться в рамках функционирования РГ ВТамО, созданной в соответствии с пунктом 2 Распоряжения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 29 марта 2022 г. № 55 «О рабочей группе по взаимодействию с Всемирной таможенной организацией».
Приложение 1 МЕХАНИЗМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЕВРАЗИЙСКОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОМИССИИ ИТАМОЖЕННЫХ СЛУЖБ ГОСУДАРСТВ-ЧЛЕНОВ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗАВ В РАМКАХ СОТРУДНИЧЕСТВА С ВСЕМИРНОЙ ТАМОЖЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
I. Общие положения
1. Настоящий механизм взаимодействия Евразийской экономической комиссии и таможенных служб государств-членов Евразийского экономического союза в рамках сотрудничества с Всемирной таможенной организацией описывает общие подходы, процедуры координации Комиссии и таможенных органов государств-членов Союза при рассмотрении вопросов, связанных с реализацией повестки Союза в части сотрудничества с Всемирной таможенной организацией (далее соответственно - Механизм, Комиссия, Союз, ВТамО), а также организацию практического взаимодействия с рабочими органами ВТамО.
2. Механизм взаимодействия - это система согласованных процедур координации, общих подходов, предназначенных для организации взаимодействия таможенных служб государств-членов Союза (далее - стороны), и Комиссии с ВТамО. Механизм включает различные формы диалога, обмен информацией и консультации, экспертные заседания, формирование общей позиции Союза по повестке ВТамО, а также ее доведение до Секретариата ВТамО.
3. Настоящий Механизмобеспечиваетустановление связи, обмен информацией, сотрудничество и координацию действий между Комиссией и сторонами при формировании общих подходов Союза по выстраиванию отношений с ВТамО.
4. Целью механизма является установление и поддержание взаимовыгодных отношений между Союзом и его таможенными службами с ВТамО, а также представление интересов Союза во ВТамО.
5. Взаимодействие Комиссии и сторон по повестке ВТамО осуществляется в рамках функционирования рабочей группы по взаимодействию с Всемирной таможенной организацией, созданной в соответствии с пунктом 2 Распоряжения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 29 марта 2022 г. № 55 «О рабочей группе по взаимодействию с Всемирной таможенной организацией» (далее - Рабочая группа).
6. Рабочая группа в соответствии с регламентом ее
деятельности от 31.10.20229:
а) рассматривает текущую повестку ВТамО и организует практическое взаимодействие Комиссии и таможенных служб государств-членов в рамках сотрудничества со ВТамО;
б) подготавливает предложения по вопросам развития таможенного сотрудничества и организации практического взаимодействия Комиссии и таможенных служб государств-членов с ВТамО;
в) проводит координационные встречи с таможенными службами государств-членов в целях обмена мнениями по повестке ВТамО;
г) рассматривает предложения и согласовывает общие подходы Союза по выстраиванию отношений с ВТамО;
д) проводит анализ правовых инструментов и средств ВТамО для совершенствования таможенного регулирования в Союзе;
е) рассматривает иные вопросы, связанные с реализацией повестки Союза в части сотрудничества с ВТамО;
ж) осуществляет иные функции в пределах своей компетенции.
7. Рабочая группа не рассматривает вопросы, которые могут ограничить компетенцию уполномоченных органов государств-членов Союза в рамках взаимодействия с ВТамО или повлечь ограничение права голоса государства-члена Союза во ВТамО или любых созданных ею комитетах и других рабочих органах.
8. Рабочая группа рассматривает, в частности, следующие области повестки ВТамО:
упрощение и гармонизация таможенных процедур, а также упрощение процедур торговли;
разработка эффективных и современных правовых инструментов и средств таможенного регулирования и администрирования;
разработка стандартов безопасной цепи поставки товаров, развитие института уполномоченного экономического оператора; развитие института электронной коммерции; цифровизация деятельности таможенных органов; развитие перспективных таможенных технологий; развитие механизма «единого окна»; оптимизация и повышение эффективности использования ресурсов таможенных органов; другие вопросы.
9. Перечень рабочих органов ВТамО, с которыми взаимодействует Комиссия и стороны в рамках настоящего Механизма, представлен в приложении.
II. Процедуры координации
9. Участие Рабочей группы в рассмотрении повестки ВТамО требует координации действий членов Рабочей группы в целях выработки общих подходов в представлении интересов Союза во ВТамО.
Нижеприведенные принципы предназначены для установления процедур координации, которые применяются в отношении ВТамО и ее рабочих органов.
10. По инициативе Комиссии стороны в преддверии заседаний рабочих органов ВТамО могут проводить координационные заседания для согласования общей позиции Союза по повестке ВТамО.
9 Регламент деятельности рабочей группы по взаимодействию с Всемирной таможенной организацией. Утвержден руководителем рабочей группы 31.10.2022.
11. Координация осуществляется в рамках заседаний Рабочей группы.
В случае необходимости Рабочая группа может созывать координационные заседания, в частности, если позицию необходимо согласовать во время заседания во ВТамО.
12. Общая позиция Союза при рассмотрении повестки ВТамО, как правило, согласовывается Комиссией и сторонами в виде переговорной позиции, заявления.
Переговорная позиция - это позиция, занимаемая Комиссией и сторонами в ходе переговоров или дискуссий с целью представления интересов Союза и его государств-членов, достижения оптимальных условий или достижения компромисса. Переговорная позиция может включать в себя цели, требования, ограничения, уступки, а также стратегии и тактики, которые Комиссия и стороны готовы использовать в процессе рассмотрения повестки ВТамО.
Заявление - официальное устное или письменное изложение позиции, мнения или требований Комиссии и сторон в процессе переговоров. Заявление может быть использовано для выражения позиций, уточнения условий, обсуждения предложений с целью достижения соглашения. Заявление должно быть ясным, точным и аргументированным, чтобы защитить интересы и представить позицию Комиссии и сторон в рамках практического взаимодействия с ВТамО.
13. Поступившая корреспонденция (приглашение) ВТамО о проведении заседания рабочего органа ВТамО рассматривается Комиссией на предмет необходимости рассмотрения её членами Рабочей группы в целях координации взаимодействия.
14. Комиссия информирует членов Рабочей группы о рассматриваемой повестке ВТамО и необходимости привлечения экспертов Рабочей группы для формирования общей позиции.
Таможенная служба государства-члена Союза по собственной инициативе может инициировать вопрос о рассмотрении повестки ВТамО в рамках заседания Рабочей группы, направив советующее обращение в Комиссию и стороны.
15. Комиссия готовит проект общей позиции Союза для распространения в Рабочей группе при первой же возможности.
Проект общей позиции Союза содержит:
пункты повестки и вопросы, по которым устанавливается общая позиция;
информацию о том, создана ли эта позиция от имени Комиссии или
от имени таможенных служб государств-членов Союза;
позицию Комиссии;
информацию о вопросах, которые требуют решения на основе согласия (консенсуса) или путем голосования на заседании ВТамО, предложение в отношении того, должныли государства-члены голосовать;
предложение о том, кто должен выразить общую позицию.
16. Для организации заседания Рабочей группы Комиссия направляет в стороны проект общей позиции Союза по рассматриваемым вопросам повестки ВТамО, которая оформляется в форме справки, к которой прилагаются формируемая позиция, заявление, тези-
сы выступления, презентации, проекты документов и др. (при необходимости).
Справка содержит отсылку на реквизиты документа и название рабочего органа ВТамО, пункт повестки заседания, рассматриваемый вопрос, а также согласованные предложения, которые следует представить в ходе предстоящего заседания ВТамО. При необходимости справка может быть дополнена историей вопроса и соответствующими аналитическими материалами. К справке прилагаются материалы к заседанию рабочего органа ВТамО.
17. Справка в форме запроса направляется на согласование членам Рабочей группы для получения позиций сторон.
18. Стороны направляют ответ на запрос Комиссии.
19. В рамках заседания Рабочей группы Комиссия и стороны по взаимному согласию рассматривают и разрабатывают общую позицию по повестке ВТамО с учетом поступивших ответов на запрос Комиссии.
В целях формирования общей позиции Комиссия и стороны проводят обмен мнениями по рассматриваемым вопросам повестки ВТамО.
Окончательная общая позиция отражает итоги процедур координации и состоявшихся дискуссий и направляется членам Рабочей группы.
20. После согласования общей позиции она отправляется в Секретариат ВТамО или передается соответствующему органу ВТамО.
21. Согласованная общая позиция Союза представляется в ходе заседания рабочего органа ВТамО в качестве общей позиции Союза.
Чтобы обеспечить представление интересов Союза и его государств-членов во ВТамО, Комиссия или любая таможенная служба государства-члена Союза выражает общую позицию Союза; государства-члены выступают, поддерживают и / или разрабатывают такую позицию Союза во ВТамО.
22. Сформированная общая позиция Союза не ограничивает компетенцию сторон представить национальную позицию стороны в рамках рассмотрения повестки ВТамО.
В этом случае в ходе заседания рабочего органа ВТамО озвучивается общая позиция Комиссии и сторон, которые ее согласовали.
23. Комиссия поддерживает тесные контакты с Секретариатом ВТамО, чтобы гарантировать, что общая позиция Союза должным образом выражена и принята во внимание.
III. Формирование отчетов
24. По завершению заседания рабочего органа ВТамО Комиссией формируется отчет, в котором отражаются следующие элементы:
название мероприятия ВТамО,дата проведения;
рассмотренные вопросы согласно повестке заседания;
участие представителей Комиссии и сторон;
справка, в которой согласована общая позиция членов Рабочей группы (тезисы выступления, презентации, проекты документов);
достигнутый результат;
рекомендации по использованию в работе полученных результатов.
25. Отчет готовится в течение 5 (пяти) рабочих дней
после завершения мероприятия и направляется на оз-накомлениечленам Рабочей группы.
26. В целях учета общей позиции Союза в отчетах рабочих органов ВТамО в адрес Секретариата ВТамО Комиссией направляются тезисы выступления от Союза, озвученные в ходе заседаний рабочих органов ВТамО, и при необходимости вносятся правки в отчет рабочего органа ВТамО, направленный Секретариатом ВТамО.
27. Такая работа проводится по согласованию с членами Рабочей группы.
Приложение
Перечень рабочих органов Всемирной таможенной организации, с которыми взаимодействует Комиссия и стороны в рамках Механизма
1. Совет.
2. Постоянный технический комитет.
3. Управляющий комитет по пересмотру Киотской конвенции.
4. Рабочая группа по Рамочным стандартам по безопасности и упрощению мировой торговли.
5. Рабочая группа по электронной коммерции.
6. Рабочая группа по Соглашению ВТО об упрощении процедур торговли.
7. Проектная группа ВТамО по Модели данных ВТамО.
8. Административный комитет Стамбульской конвенции.
9. Рабочая группа договаривающихся сторон Конвенции о карнете ATA.
10. Контактный комитет Всемирный почтовый союз / Всемирная таможенная организация.
11. Рабочая группа по упрощению и контролю за пассажирами.
12. Комитетпо Гармонизированной системе.
13. Технический комитет по таможенной оценке.
14. Технический комитет по правилам происхождения.
15. Др. органы по приглашению ВТамО. ВЫВОДЫ
В настоящем исследовательском материале нами рассмотрен организационно-правовой механизм ведения работы Комиссией со Сторонами по реализации пункта 11.7.5. Стратегических направлений в части сотрудничества с ВТамО, а также предложен практический механизм взаимодействия Евразийской экономической комиссии и таможенных служб государств-членов ЕАЭС в рамках сотрудничества с ВТамО.
По нашему мнению, механизм взаимодействия может быть рассмотрен на одном из заседаний РГ ВТамО. Для его реализации требуется политическая воля,
ЛИТЕРАТУРА
1. Мозер C.B. Правовые и организационные основы получения экономическими и таможенными союзами статуса члена Всемирной таможенной организации: монография. Москва: РИО Российской таможенной академии, 2022. 462 с. URL: http:// customs-academy.net/?p=14971.
2. Мозер C.B. Международно-правовой статус наблюдателей во Всемирной таможенной организации: аналитический обзор / C.B. Мозер. М.: РИО Российской таможенной академии, 2021. 86 с.
как на уровне Комиссии, так и в государствах-членах Союза. Помимо этого необходимо закрепить в разрабатываемом проекте Плана реализации Декларации о дальнейшем развитии экономических процессов в рамках Евразийского экономического союза до 2030 года и на период до 2045 года «Евразийский экономический путь»10 положения о создании такого механизма.
Несмотря на то, что предложенные автором подходы по организации взаимодействия Союза со ВТамО носят перспективный и стратегический характер, реализация его в ближайшей перспективе (в силу ряда причин) маловероятна.
На сегодняшний день в силу статьи II Конвенции о создании Совета таможенного сотрудничества11 исполнение п. 11.7.5. Стратегических направлений в части членства Союза во ВТамО нереализуемо12, существуют также объективные риски выполнения мероприятия о присоединении к правовым инструментами и средствам ВТамО13. По нашему глубокому убеждению, если Комиссия не реализует в ближайшее время компетенцию РГ ВТамО «рассмотрение текущей повестки ВТамО, организация практического взаимодействия Комиссии и таможенных служб государств-членов в рамках сотрудничества со ВТамО», то возникает опасение прекращения функционирования этого важного консультативного органа Комиссии к 2025 году, что нельзя допустить.
Полагаем, что сформированные нами практические предложения могут стать основой для последующих научно-практических дискуссий о позиционировании ЕАЭС в международном таможенном сообществе и его роли в формировании правовых инструментов и средств во Всемирной таможенной организации.
Примечание: настоящая статья является частной точкой зрения автора, которая не сопряжена с его профессиональной деятельностью.
10 См. Распоряжение Высшего совета ЕАЭС от 25.12.2023 № 6 «О плане мероприятий («дорожной карте») по реализации Декларации о дальнейшем развитии экономических процессов в рамках Евразийского экономического союза до 2030 года и на период до 2045 года «Евразийский экономический путь»». Альта-Софт. URL: https:// www.alta.ru/tamdoc/23rv0006/7ysclidHw9gqfud6k395076635
11 Конвенция о создании Совета таможенного сотрудничества. Официальный ресурс Всемирной таможенной организации. URL: https://www.wcoomd.org/-/media/wco/public/ru/pdf/about-us/legal-instruments/conventions-and-agreements/ccc/ccc_rus.pdf?la=zh-CN
12См. Мозер C.B. К вопросу об организации эффективных правоотношений с Всемирной таможенной организацией: рекомендации для таможенных и экономических союзов // Проблемы экономики и юридической практики». - Том 18. - №4. - 2022. - С.148 -155. (ВАК). URL: http://customs-academy.net/?p=14604
13См. Мозер C.B. Актуальные вопросы развития международного таможенного сотрудничества Евразийского экономического союза с Всемирной таможенной организацией // Проблемы экономики и юридической практики. - 2024. - №2. - с.132-146.
REFERENCES
1. Mozer S.V. Legal and organizational basis for economic and customs unions for obtaining the status of a member of the World Customs Organization: monograph. Moscow: RIO of the Russian Customs Academy, 2022. 462 p. URL: http://customs-academy. net/?p=14971.
2. Mozer 5.K International legal status of observers in the World Customs Organization: analytical review / S.V. Moser. M.: RIO of the Russian Customs Academy, 2021. 86 p. URL: http://customs-academy.
URL: http://customs-academy.net/?p=14338.
3. Мозер C.B. К вопросу об организации эффективных правоотношений с Всемирной таможенной организацией: рекомендации для таможенных и экономических союзов // Проблемы экономики и юридической практики». - Том 18. - №4. -2022. - С.148 - 155. URL: http://customs-academy. net/?p=14604.
4. Мозер C.B. К вопросу о сотрудничестве Евразийского экономического союза с Всемирной таможенной организацией в рамках евразийской интеграции // Зеленый коридор. - № 4 (22). - 2023. - С. 5-10. URL: https://customs-academy.net/?p=19373.
5. Мозер C.B. Актуальные вопросы развития международного таможенного сотрудничества Евразийского экономического союза с Всемирной таможенной организацией // Проблемы экономики и юридической практики. - 2024. - апрель.
6. Mozer Sergei. Legal Status of the European Union in the World Customs Organization: Collection of publications / S.V. Mozer. Moscow, 2023. 140 pages. URL: https://customs-academy.net/?p=19321.
7. Стратегические направления развития евразийской экономической интеграции до 2025 года. Утверждены Решением Высшего Евразийского экономического совета от 11 декабря 2020 г. № 12. URL: https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/01428320/scd_12012021_12.
8. Конвенция о создании Совета таможенного сотрудничества. Официальный ресурс Всемирной таможенной организации. URL: https://www. wcoomd.org/-/media/wco/public/ru/pdf/about-us/ legal-instruments/conventions-and-agreements/ссс/ ccc_rus.pdf?la=zh-CN.
9. Распоряжение Высшего совета ЕАЭС от 25.12.2023 № 6 «О плане мероприятий («дорожной карте») по реализации Декларации о дальнейшем развитии экономических процессов в рамках Евразийского экономического союза до 2030 года и на период до 2045 года «Евразийский экономический путь»». Альта-Софт. URL: https://www.alta.ru/tamdoc/23rv0 006/?ysclid=lw9gqfud6k395076635.
10. Меморандум о взаимопонимании между Евразийской экономической комиссией и Всемирной таможенной организацией от 17 июня 2016 г. // Кадыркулов М.А., Мозер C.B., Липатова Н.Г. Всемирная таможенная организация как современный институт совершенствования таможенного администрирования и упрощения процедур торговли: монография. Люберцы: РИО Российской таможенной академии, 2017. - С. 165. URL: http:// customs-academy.net/?p=10587.
11. Распоряжение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 29 марта 2022 г. № 55 «О рабочей группе по взаимодействию с Всемирной таможенной организацией». Альта-Софт. URL: https:// www.alta.ru/tamdoc/22r00055/.
12. Регламент деятельности рабочей группы по взаимодействию с Всемирной таможенной организацией. Утвержден руководителем рабочей группы 31.10.2022.
13. Guidelines. WCO Membership: Ensuring Community Coordination. Council of the European Union. Doc 8594/08. UD 63. Brussels, 22 April 2008. URL: http:// register. consilium.europa.eu/doc/srv?l=EN&f=ST%20 8594%202008%20INIT.
net/?p=14338.
3. Mozer 5.K On the issue of organizing effective legal relations with the World Customs Organization: recommendations for customs and economic unions // Problems of economics and legal practice.-Volume 18. -№ 4. - 2022. - P. 148 -155. U RL: http://customs-academy.net/?p=14604.
4. Mozer 5.K On the issue of cooperation between the Eurasian Economic Union and the World Customs Organization within the framework of Eurasian integration // Green Corridor. - № 4 (22). - 2023. -P. 5 -10. URL: https://customs-academy.net/?p=19373.
5. Mozer 5.K Current issues in the development of international customs cooperation of the Eurasian Economic Union with the World Customs Organization H Problems of economics and legal practice. -2024. -April.
6. Mozer Sergei. Legal Status of the European Union in the World Customs Organization: Collection of publications / S.V. Mozer. Moscow, 2023. 140 P. URL: https://customs-academy.net/?p=19321.
7. Strategic directions for the development of Eurasian economic integration until 2025. Approved by the Decision of the Supreme Eurasian Economic Council of December 11,2020 №12. URL: https://docs.eaeunion. org/docs/ru-ru/01428320/scd_12012021_12.
8. Convention Establishing Customs Co-operation Council. Official resource of the World Customs Organization. URL: https://www.wcoomd.org/-/ media/wco/public/ru/pdf/about-us/legal-instruments/conventions-and-agreements/ccc/ccc_ rus.pdf?la=zh-CN.
9. Order of the Supreme Council of the EAEU dated December 25, 2023 № 6 «On the Action Plan («Road map») for the implementation of the Declaration on the further Development of Economic Processes within the framework of the Eurasian Economic Union until 2030 and for the period until 2045 «Eurasian Economic Path»». Alta-Soft. URL: https:// www.alta.ru/ta mdoc/23rv0006/?ysclid=lw9gqfud 6k395076635.
10. Memorandum of understanding between the Eurasian Economic Commission and the World Customs Organization dated June 17, 2016 // Kadyrkulov M.A., Mozer S.V., Lipatova N.G. The World Customs Organization as a modern institution for improving customs administration and trade facilitation: monograph. Lyubertsy: RIO of the Russian Customs Academy, 2017. - P. 165. URL: http://customs-academy.net/?p=10587.
11. Order of the Board of the Eurasian Economic Commission dated March 29, 2022 № 55 «On the working group for interaction with the World Customs Organization». Alta-Soft. URL: https://www.alta.ru/ tamdoc/22r00055/.
12. Terms of Reference of the Activities of the Working Group on Interaction with the World Customs Organization. Approved by the head of the working group on October 31, 2022.
13. Guidelines. WCO Membership: Ensuring Community Coordination. Council of the European Union. Doc 8594/08. UD 63. Brussels, 22 April 2008. URL: http:// register. consilium.europa.eu/doc/srv?l=EN&f=ST%20 8594%202008%20INIT.
РЕЦЕНЗИЯ
на статью Мозера Сергея Владимировича «Организационно-правовые подходы по созданию правового механизма взаимодействия Евразийского экономического союза с Всемирной таможенной организацией»
Полноценное развитие международного таможенного сотрудничества в Евразийском экономическом союзе было бы невозможно без выстраивания продуктивных отношений с Всемирной таможенной организацией, как со стороны таможенных служб государств-членов Союза, так и Евразийской экономической комиссии (далее -Союз, ВТамО, Комиссия). ВТамО является современным международным институтом, на площадке которого разрабатываются правовые инструменты и средства в сфере таможенного регулирования. На современном этапе развития международных отношений Союза с международным таможенным сообществом актуальным вопросом является развития сотрудничества Союза с ВТамО и формирования для этих целей необходимых организационно-правовых основ.
Представленная на рецензирование статья C.B. Мозера представляет научно-практический интерес. Автором проведен комплексный анализ процедурных аспектов функционирования рабочей группы по взаимодействию с ВТамО, рассмотрена ее компетенция и перспективы работы, в том числе в контексте рассмотрения повестки ВТамО. Особую оценку заслуживают предложения автора по созданию механизма взаимодействия Евразийской экономической комиссии и таможенных служб государств-членов Евразийского экономического союза в рамках сотрудничества с Всемирной таможенной организацией.
Статья обращена к широкому кругу специалистов, вовлеченных в процесс развития международного таможенного сотрудничества Союз - ВТамО.
Научно-исследовательская статья C.B. Мозера заслуживает опубликования в журнале «Пробелы в российском законодательстве».
Рецензент: А.Ю.Пак, канд. экономич. наук, Консультант отдела промышленных субсидий Департамента промышленной политики, Евразийская экономическая комиссия, доцент кафедры Международных экономических отношений, Российский университетдружбы народов
Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; оригинальность текста - 87,95%
Статья поступила в редакцию 06.05.2024, принята к публикации 27.05.2024
The article was received on 06.05.2024, accepted for publication 27.05.2024
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Мозер Сергей Владимирович, канд. юрид. наук, заместитель начальника отдела перспективных таможенных технологий Департамента таможенного законодательства правоприменительной практики; Евразийская экономическая комиссия; г.Москва, Россия. SPIN-код: 1012-9666, AuthorID: 934387. E-mail: [email protected], Индекс Хирша - 8.
ABOUT THE AUTHOR
Sergei V. Mozer, Cand.Sci.(Law), Deputy Head of the Division of Advanced Customs Technologies of the Department of Customs Legislation and Law Enforcement Practice; Eurasian Economic Commission; Moscow, Russia. SPIN-code: 1012-9666, AuthorID: 934387. E-mail: [email protected], Hirsch Index - 8.