УДК 378, 147. 88:6
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ В ОБЛАСТИ ЭТНОЭСТЕТИКИ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ИХ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
STUDENTS' RESEARCH IN THE FIELD OF ETHNOAESTHETICS AS A MEANS OF FORMATION OF TECHNOLOGICAL CULTURE
Г. А. Никитин G. A. Nikitin
ГОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я Яковлева», г. Чебоксары
Аннотация. Статья посвящена проблеме вовлечения студентов в научноисследовательскую работу в области этноэстетики в целях формирования у них технологической культуры.
Abstract. The article is devoted to the problem of encouraging students' research in the field of ethnoaesthetics in order to form their technological culture.
Ключевые слова: этноэстетика, естественность, этноэстетическая дидактика, формирование технологической культуры, этносоциализация.
Keywords: ethnoaesthetics, naturalness, ethnoaesthetic didactics, formation of technological culture, ethnosocialization.
Актуальность исследуемой проблемы. Качество формирования технологической культуры будущих учителей технологии во многом зависит от приобретения ими навыков научно-исследовательской работы. Однако необходимо отметить, что само по себе образовательное пространство не может обеспечить активность студентов в данной области. На этом фоне процесс вовлечения студентов технолого-экономического факультета в научно-исследовательскую работу в рамках профессиональной подготовки связан с трудностями и тем самым ориентирует педагогов на инновационные преобразования. В связи с этим выявим некоторые причины, приводящие к недостаточной активности будущих учителей технологии в научной деятельности.
Одной из причин является слабая ориентация на научно-исследовательскую работу в школе, где в лучшем случае делается попытка выявлять одаренных учеников и развить их индивидуальные способности. При этом в педагогическом обществе бытует мнение, что детей с творческой активностью только единицы. Следует заметить, что это мнение подтверждается и результатами научных исследований американских психологов, которые утверждают, что нестандартно мыслящих людей среди взрослых только 2 %. Полностью согласиться с этим невозможно, т. к. способности в той или иной степени заложены природой в каждом человеке.
С другой стороны, каждая школа хочет видеть такого учителя технологии, который наделен ярко выраженными творческими способностями, технологическим мышлением, морально-этическими и другими положительными качествами. Без них современная школа, в том числе и высшая, не найдет своего места в этносоциальной среде, не будет конкурентоспособной в выполнении национального проекта «Образование».
Кроме того, одним из важных критериев сформированности технологической культуры будущих учителей технологии является выработка потребности учиться в течение профессиональной жизнедеятельности. Тому подтверждение - анализ многолетней педагогической практики, в ходе которой выпускники технолого-экономического факультета приумножают свои технологические знания, умения и навыки в отраслях образования, производства, бизнеса, предпринимательства и т. д.
Отсутствие на сегодняшний день единой системы научно-исследовательской работы, ее тесной взаимосвязи с учебно-воспитательным процессом, жизненными реалиями в рамках формирования технологической культуры изначально ориентирует студентов лишь на освоение учебного материала, предусмотренного образовательным стандартом. Традиционно активность в научно-исследовательской работе у недавних абитуриентов выше, чем у студентов старших курсов. Это естественное желание первокурсников проявить себя, самореализовать свои способности в новых условиях образовательного пространства. Поэтому их мотивы к учебе следует поддерживать с позиции познавательного интереса к профессиональным наукам и на этой основе вызывать потребность овладения принципами и методами научного психолого-педагогического исследования, начиная с младших курсов.
Методика исследований. Исследование проводилось на базе технологоэкономического факультета ГОУ ВПО «ЧГПУ им. И. Я. Яковлева» г. Чебоксары. В качестве диагностических средств использовалась система таких методов, как конструктивный анализ психолого-педагогических, этнографических, археологических, искусствоведческих трудов по теме исследования; прогнозирование и моделирование; обучающий эксперимент, основанный на деятельности проблемных групп, самостоятельной работе в ходе выполнения докладов, рефератов, курсовых и дипломных исследований; наблюдение за студентами 1-5 курсов; беседы, опрос, анкетирование, анализ нормативных документов, учебных планов профессиональной подготовки учителей технологии по специальности «Технология и предпринимательство».
Результаты исследований и их обсуждение. Для выявления отношения студентов к научно-исследовательской работе провели опрос: «Как Вы относитесь к участию в научной работе и как оцениваете свои исследовательские способности в области обучения технологии?». В ходе анализа ответов получены следующее результаты:
1. Хочу участвовать в научно-исследовательской работе студентов (НИРС) и уверен, что у меня есть исследовательские способности - 29,3 %.
2. Хочу участвовать в НИРС, но не уверен, что у меня развиты исследовательские способности - 59,7 %.
3. Не хочу участвовать в НИРС, но буду стараться самостоятельно развивать исследовательские способности - 2,9 %.
4. Не определился, хочу ли участвовать в НИРС и есть ли у меня исследовательские способности - 6,2 %.
5. Не хочу участвовать в НИРС, так как у меня нет исследовательских способностей - 1,9 %.
По результатам ответов видно стремление большинства студентов-первокурсников к научно-исследовательской работе. На наш взгляд, среди причин нежелания некоторых студентов участвовать в НИРС следует отметить отсутствие у них опыта в поисковой, исследовательской работе, связанное с недостатком внимания школ к целенаправленной учебно-воспитательной деятельности по развитию у учеников интереса к этой области, неразработанность системы отбора объектов исследования, связанных с жизнью. Здесь уместно привести мнение известного педагога А. Н. Колмогорова, который считал, что одаренность проявляется и развивается только «в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе» [2, 3].
С учетом вышесказанного наши усилия были направлены на выявление интереса у студентов к исследовательской работе. Было проведено анкетирование среди студентов как младших, средних, так и старших курсов с целью выявить области, в которых студенты хотели бы заниматься научно-исследовательской работой. Из 267 опрошенных 64,8 % студентов выразили желание испытать себя в декоративно-прикладной деятельности, 23,4 % - в области техники, 9,6 % - в педагогической сфере, а 3,2 % студентов не смогли назвать сферу интереса.
Анализируя ответы студентов, можно отметить, что приоритетным является желание осваивать технологии посредством декоративно-прикладной деятельности. Наш многолетний педагогический опыт показывает, что интерес студентов к народному искусству достаточно высок. В связи с этим повышается значимость использования этноэстетиче-ской дидактики как фактора, способствующего росту интереса студентов к научнопедагогической исследовательской деятельности в рамках формирования технологической культуры.
Для определения научных направлений исследования нами проанализирована учебно-методическая документация. В учебном плане профессиональной подготовки учителей технологии предусмотрено использование комплекса блоков учебных дисциплин. Каждый из них позволяет включать в учебное содержание элементы национально-регионального компонента. Здесь характерной особенностью педагогического потенциала этноэстетики как области науки выступает естественность. Под естественностью мы понимаем закономерные проявления этноэстетической дидактики, выраженные в народных традициях добра и любви в виде принципов природосообразности, культуросообразности, методов моральной и психологической подготовки к труду, формирования трудолюбия.
Как видим, естественность обладает чувственной сущностью установок, способных психологически воздействовать на студентов не только в активизации поисковопознавательной деятельности, но и в целостном процессе формирования технологической культуры. Профессор Г. Н. Волков утверждает, что «естественность народной педагогики проявляется во всем - в естественности целей воспитания, процесса, содержания и методов обучения» [1, 13].
С целью вовлечения студентов в НИРС и создания условий естественности по исследованию педагогических составляющих этноэстетики с учетом специфики учебных дисциплин на кафедре методики преподавания технологии и предпринимательства были организованы такие проблемные группы, как «Основы теории и методики обучения учащихся технологии», «Народные промыслы», «Основы дизайна», «Технологический прак-
тикум». В них будущие учителя пытались самостоятельно определить, как естественность целей этноэстетической дидактики в обучении детей технологиям различных рукоделий, ремесел можно сопоставить с закономерностями психолого-педагогической науки, с принципами технологического образования, такими как научность, природосообраз-ность, культуросообразность и т. д.
Наблюдения за работой проблемных групп показывают, что естественность содержания этноэстетической дидактики способна усиливать эффективность формирования технологической культуры в процессе научно-исследовательской работы по разработке методик изучения школьниками архаичных технологий.
Поэтому при вовлечении студентов в научно-исследовательскую работу следует ориентировать их на выявление дидактической параллели в этноэстетической и технологической культурах. В ходе исследования их сущностей они замечают, что объединяющим началом в них является преобразовательная деятельность человека, в ходе которой проявляются индивидуальные качества, чувственный опыт и знания, практика и умение, развитие творческих способностей и мастерства.
По результатам научно-исследовательской работы будущие учителя технологии осуществляют проектирование методик систем уроков технологии, воспитательных мероприятий, выполняют творческие проекты, изготавливают по ним изделия народных художественных промыслов. Отсюда вывод: результаты научно-исследовательской работы проблемных групп по выявлению дидактических компонентов этноэстетики и технологической культуры учат студентов видеть связь решаемых проблем с реалиями жизни, пробуждают у них творческие идеи и замыслы, позволяющие им использовать основные положения исследования не только в учебно-творческой деятельности, но и с пониманием осваивать содержание учебных дисциплин, предусмотренных учебным планом.
Таким образом, в процессе формирования технологической культуры студентов, где доминирует естественность научно-исследовательской работы в области этноэстети-ки, происходит:
- мотивация к изучению содержания учебных дисциплин, особенно по видам технологий декоративно-прикладной деятельности;
- выявление и поддержание интереса, склонностей и способностей студентов к эт-ноэстетическому направлению исследовательской деятельности;
- определение места архаичных технологий в творческом подходе к проектированию изделий народного искусства с учетом современного дизайна;
- обогащение знаниями, умениями и навыками из области воспитательных возможностей этноэстетики, технологий и других областей культуры, необходимых в будущей профессиональной деятельности;
- формирование технологических знаний, умений и навыков на основе трансформации теории на практике;
- совершенствование этико-эстетических, технологически важных личностных качеств;
- укрепление у студентов психологической уверенности в себе осуществлять и проектировать альтернативные педагогические технологии в процессе исследовательской работы.
Как видно, естественность дидактической сущности этноэстетики раскрывает студентам широкие возможности в исследовательской работе. Среди научных направлений,
способных обеспечить успех формирования технологической культуры студентов, следует назвать: изучение технологий художественной обработки материалов с архаичных времен до современности, преемственность технологий как фактора развития этноэстети-ческой культуры, развитие межличностных отношений между взрослыми и детьми, старшими и младшими, углубление межнациональных отношений и диалога этнокуль-тур, интеграция опыта традиционной культуры трудового и эстетического воспитания в структуру технологического образования, методика использования элементов этноэсте-тики в обучении школьников технологии и т. д.
Внимание студентов направляется также на то, что естественность как основа эт-ноэстетической дидактики складывалась из многовекового жизненного опыта, ментальных понятий и чувств к красоте, вере, любви к ближним, окружающим, природе, малой родине и т. д. Научное ориентирование позволило будущим учителям сделать попытку самостоятельно использовать эти перечисленные компоненты для этносоциализации содержания методики формирования технологической культуры школьников и совмещать их с такими областями наук, как эстетика и искусство (дизайн), духовная культура этносов, педагогика (обучение и воспитание).
В многолетнем педагогическом опыте успех апробации естественности этноэсте-тической дидактики в учебно-воспитательной деятельности позволил нам обосновать научно-исследовательскую работу студентов в концепции формирования технологической культуры [5]. В ней важным критерием выступает развитие творческого, активного в жизненных позициях учителя технологии через индивидуальный подход к формированию личностных качеств в виде Я-концепции, сходный с направлением методики самовоспитания традиционной педагогической культуры, по принципу «Я Сам» и «Я Взрослый».
С целью эффективного осуществления преемственности научно-исследовательской работы на базе вышеназванного направления этноэстетического самовоспитания в процессе формирования технологической культуры нами были разработаны модели «Я -студент» и «Я - учитель технологии». Базовым содержанием структуры модели «Я -студент» является действующая модель нашего исследования. Действенность модели «Я - учитель технологии» основывается на индивидуальности студента с учетом компонентов этноэстетического идеала в образе будущего учителя технологии.
Реализация моделей как фактора вовлечения студентов в НИРС в рамках формирования технологической культуры осуществлялась на нескольких этапах, где решались следующие задачи:
, 1-2 курсы. Выявление склонностей, способностей, мотивации интереса к поисково-исследовательской работе в области прикладного искусства, этноэстетики, педагогики;
, 3 курс. Формирование устойчивого профессионально-исследовательского интереса к педагогическим компонентам этноэстетики, методике обучения технологии и предпринимательству;
, 4 курс. Формирование научно-исследовательского самосознания с учетом личностно-профессионального интереса к педагогическому потенциалу этноэстетики;
, 5 курс. Укрепление готовности к творческой самореализации по использованию этноэстетической дидактики в педагогической деятельности.
Ниже подробнее рассмотрим поэтапную реализацию задач научно-
исследовательской работы студентов в ходе формирования технологической культуры. В процессе преподавания предметов общепрофессиональной подготовки на занятиях, в содержании которых отражаются вопросы дидактической сущности этноэстетики, ставится задача по выявлению склонностей, способностей, мотивации интереса к поисковоисследовательской работе в области прикладной этноэстетики, педагогики. Для этого студенты 1-2 курсов на занятиях по дисциплине «Технологический практикум», «Художественная обработка металлов» составляют «дизайн-папку». В нее они собирают материалы по архаичным технологиям металлообработки, народному декоративноприкладному искусству в виде рисунков, фотографий, вырезок из газет и журналов, полевых материалов и т. д. Собранные материалы позволяют будущим учителям обобщать процесс развития технологий металлообработки, выявлять и осмысливать педагогические элементы этноэстетики, варианты использования архаичных технологий художественной обработки металлов в изготовлении современных декоративно-прикладных изделий, а также систематизировать их для использования на занятиях. Это позволяет повышать интерес к поисково-исследовательской деятельности, учебным занятиям, проявлять способности в творческом решении педагогических ситуаций.
Для тренировки волевых усилий к учебно-исследовательской деятельности по формированию устойчивого профессионально-исследовательского интереса к педагогическим элементам этноэстетики, методике обучения технологии и предпринимательству студентами 3 курса выполнялись рефераты, научные доклады, приуроченные к юбилейным датам просветителя чувашского народа И. Я. Яковлева и деятеля этнопедагогики, профессора с мировым именем Г. Н. Волкова. Можно выделить следующие характерные темы исследований:
- «Симбирская чувашская учительская школа И. Я. Яковлева как этноэстетическая среда формирования будущего учителя»;
- «Этноэстетический аспект в обучении женским рукоделиям воспитанниц в Симбирской чувашской учительской школе»;
- «Этноэстетическое содержание трудовой подготовки Симбирской чувашской школы в технологическом образовании учащихся»;
- «Общность эстетических взглядов И. Я. Яковлева и Г. Н. Волкова по использованию чувашских трудовых традиций в подготовке учащихся к жизни»;
- «Мать и отец - первые учителя трудового воспитания в этнопедагогике Г. Н. Волкова»;
- «Эстетический аспект трудового обучения в этнопедагогических исследованиях Г. Н. Волкова»;
- «Народный идеал трудовой семьи в этнопедагогике Г. Н. Волкова» и др.
Полнота содержания рефератов, докладов подтвердила наше предположение о том,
что устойчивость интереса студентов к исследовательской работе во многом исходит от естественности дидактической сущности этноэстетики, ставшей в этот момент эффективной психологической направляющей для изучения педагогического наследия учителей. Для характеристики сложных связей интереса как важного психологического инструментария, способного обеспечить целостность процесса формирования технологической культуры студентов, обратимся к понятию «интерес», данному психологом С. Л. Рубинштейном: «Интерес - это проявление направленности личности. Являясь общей направ-
ленностью личности, интерес охватывает и направляет все психические процессы - восприятие, память, мышление. Направляя все психические процессы по определенному руслу, интерес вместе с тем и активизирует деятельность личности» [8, 184].
Этноэстетическая сущность традиционной культуры воспитания, как и научная психология, «различает непосредственные и опосредственные интересы»
(Я. Л. Коломинский). Например, студенты, любящие декоративно-прикладную деятельность, расширяют эстетическую область познания дополнительными занятиями, которые вызваны непосредственным интересом. Так, в ходе исследования студенты самостоятельно углубляют этнографические, технологические знания по материаловедению, осваивают технологии художественной обработки материалов, ведут проектирование творческих изделий. Осознание практической значимости технологии обработки металла в профессиональной деятельности вызывает у студента опосредованный интерес. Поэтому в развитии интереса к исследовательской деятельности следует уделить внимание осуществлению естественности этноэстетической дидактики как средства формирования трудолюбия, эстетического отношения к учебно-творческому труду, как критерия формирования технологической культуры.
Непосредственные и опосредственные интересы студентов 4 курса в виде апперцептивных явлений в поисково-исследовательской деятельности нами использованы для формирования научно-исследовательского самосознания с учетом личностнопрофессионального интереса к педагогическому потенциалу этноэстетики. В психологии «апперцепция - это зависимость восприятия от прошлого опыта, запаса знаний и общего содержания психической деятельности; акт перехода бессознательных психических состояний в отчетливо осознаваемые» [6, 467]. Под апперцептивным явлением в научноисследовательской работе нами подразумевается субъективное восприятие студентом этноэстетической информации, используемой им для разработки моделей-образов учебно-воспитательной деятельности в рамках формирования технологической культуры учащихся.
Например, интерес, вызванный с осознанием проблемы и цели курсового исследования, действенности воспитательного потенциала этноэстетики в современных реалиях жизни как фактора формирования технологической культуры, был реализован студентами 4 курса в следующих темах:
- «Этноэстетические традиции в подготовке учащихся сельских школ к трудовой жизни» (Иванов Э. Г.). По теме разработан фрагмент сценария праздника труда «Ака-туй», проводимого в Яльчикском районе Чувашии, апробирована система уроков по использованию основ этноэстетики на уроках технологии, осуществлен проект «Этнографический уголок»;
- «Организация этноэстетической среды в учебных кабинетах сельской школы» (Майоров С. М.). Был реализован проект «Художественное оформление учебного кабинета теории и методики обучения технологии и предпринимательства» и др.
Наблюдения и эксперимент подтверждают, что эффективность научноисследовательской работы студентов 5 курса усиливается благодаря преемственности тем определенного исследования, начатого в курсовой и продолженного в дипломной работе. Преемственность этих исследований просматривается в том, что они направлены на укрепление у будущего учителя технологии готовности к творческой самореализации по использованию этноэстетической дидактики в педагогической деятельности.
В качестве примеров самосовершенствования профессионального мастерства можно назвать следующие дипломные работы:
- «Этноэстетика в проектировании современного национального костюма на уроках технологии» (проект «Современный чувашский мужской национальный костюм»);
- «Использование интерактивных методов обучения в изучении чувашских архаичных технологий вышивания» (проект «Шторы в современном национальном стиле»);
- «Методика этноэстетического воспитания учащихся профессиональных училищ на кружковых занятиях» (проект «Современный женский чувашский национальный костюм»);
- «Формирование имиджа на уроках технологии на традициях этноэстетики»;
- «Использование основ этноэстетики в проектном методе обучения» (проект «Современный чувашский девичий национальный костюм») и др.
Анализ тематики дипломных работ показывает, что в качестве фактора, побуждающего студентов к научно-исследовательской работе, выступает эстетика народного искусства, где функцию зрительного восприятия выполняет декоративно-прикладное мастерство, а слухового - народная музыка, сказания.
Формированию технологической культуры будущих учителей технологии и предпринимательства способствует также выявление в ходе научно-исследовательской деятельности элементов этноэстетической дидактики в содержании пословиц, поговорок, мотивирующих на:
- освоение педагогических знаний и мастерства: «Aслä-тäнлä çbm халäхран вëренсе халäха вëрентет» - «Умный человек, осваивая народную мудрость, учит народ» (пер. Г. Н.) [3, 71], «И швец, и жнец, и в дудку игрец», «Не тот молодец, кто нашел себе дело, а тот молодец, кто исполняет его умело», «Умей быть умней», «У умной головы сто рук» [7, 254];
- творческое саморазвитие: «Талант трудом добывают», «Смелый талант скоро растет, ленивый - не лезет, не ползет» [там же, 291];
- формирование трудолюбия: «Трудолюбие талант растит» [9, 291], «Тонко прясть - посидеть, а мелко молоть - постоять», «Держись сохи плотнее, так будет прибыльнее» [7, 252-254];
- формирование технологических умений и навыков: «Песня поется не как придется, а надо лад знать», «Aста аллине пин ал çитмен» - «Один умелый превосходит и тысячу рук», «Aста аллинче тäм та чечек» - «В умелых руках и глина - цветок», «Aсталäх - пурнäç илемë» - «Мастерство - красота жизни» (пер. Г. Н.) [3, 75];
- этноэстетическое воспитание: «Илем вäтантарать» - «Красота вводит в смущение», «Илеме илем к рет» - «Красота красоту несет», «Илем çынна сäн к рет» -«Красота придает человеку красивое обличье», «Илемлë ан пул та, ä^ä пул» - «Красивым можешь не быть, а умным должен быть», «Илемлë ëç çынна илем к ¡рет» - «Доброе дело человека красотой облекает», «Илемлине çbm курать» - «Красивое человек увидит» (пер. Г. Н.) [4, S2].
Существенную роль в формировании технологической культуры играет участие студентов в традиционной Межрегиональной конференции-фестивале научного творчества учащейся молодежи «Юность Большой Волги», во Всероссийском открытом конкурсе на лучшую научную работу студентов по естественным, техническим и гуманитарным наукам, в международных научно-практических конференциях, в выставках декора-
тивно-прикладного искусства, народных промыслов, ремесел и т. д. Здесь будущие учителя представляют результаты научных исследований по применению этноэстетической дидактики в системе уроков, внеклассных мероприятий по технологии, проектировании новых педагогических технологий, способствующих реализации профессиональной самостоятельности. Например, студентка 5 курса В. Яковлева по результатам работы в проблемной группе «Технологический практикум» выступила на конференции «Юность Большой Волги» по теме «Методика организации внеклассных занятий по технологии художественного войлоковаляния» и удостоилась диплома лауреата (научный руководитель А. В. Казаков).
Резюме. Наши исследования показывают, что эффективность приобщения студентов к научно-исследовательской деятельности усиливается при таких условиях, как:
- учет индивидуального интереса студента к определенному виду технологий в прикладной деятельности;
- определение места педагогического потенциала этноэстетики в архаике технологий рукоделий, ремесел, промыслов;
- согласование перспективных, текущих и конечных целей исследования;
- создание преемственности от младших курсов к старшим в решении проблемы исследования;
- стимулирование самостоятельности в выявлении педагогического потенциала эт-ноэстетики;
- подведение к использованию основ этноэстетики в разработке методики организации занятий по технологии;
- использование сквозной линии дидактического аспекта этноэстетики в формировании профессиональной самостоятельности.
Экспериментальная работа подтверждает, что компоненты этноэстетической дидактики способны вызывать интерес студентов к педагогическим проблемам, тем самым вовлечь их в научно-исследовательскую работу в целостном процессе формирования технологической культуры.
ЛИТЕРАТУРА
1. Волков, Г. Н. Современное функционирование народной педагогики как феномена демократии и гуманизма в сфере воспитания / Г. Н. Волков. - Чебоксары : Чуваш. РИПКРНО, 1999. - S6 с.
2. Дереклеева, Н. И. Научно-исследовательская работа в школе / Н. И. Дереклеева. - М. : Вербум-М., 2001. - 4S с.
3. Народная мудрость: пословицы и поговорки, солдатские песни : в 2 ч. Ч. 1 / сост. И. А. Патмар, Э. И. Патмар ; нод. ред. О. Д. Федоровой. - Канаш : Цивильская типография Мин-ва информ. и неч. ЧР, 1994. - 110 с.
4. Народная мудрость: пословицы и поговорки, солдатские песни : в 2 ч. Ч. 2 / сост. И. А. Патмар, Э. И. Патмар ; нод. ред. О. Д. Федоровой. - Канаш : Цивильская типография Мин-ва информ. и неч. ЧР, 1994. - 110 с.
5. Никитин, Г. А. Концепция формирования технологической культуры учащейся молодежи в контексте педагогической составляющей этноэстетики / Г. А. Никитин. - Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 200S. - 92 с.
6. Общая психология : учебник для студентов педагогических институтов / под. ред. А. В. Петровского. - 2-е изд., дон. и нерераб. - М. : Просвещение, 1977. - 479 с.
7. Пословицы и поговорки. - Минск : Харвест, 2005. - 320 с.
S. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - М. : Педагогика, 1975. - б31 с.
9. Русские пословицы и поговорки / сост. К. Г. Бесеньева. - М. : Центрполиграф, 2005. - 3S3 с.