УДК 378.016
Никитин Геннадий Андреевич
кандидат педагогических наук, доцент
Павлова Светлана Владимировна
кандидат педагогических наук, доцент Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, г. Чебоксары
[email protected], [email protected]
ЭТНОСОЦИАЛИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НА ЭСТЕТИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ СИМБИРСКОЙ ЧУВАШСКОЙ УЧИТЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ
С позиции культурологического подхода рассматривается проблема этносоциализации процесса формирования технологической культуры будущих учителей технологии. В этом ключе предпринимается попытка осмыслить педагогический опыт И.Я. Яковлева по использованию этноэстетических ценностей в трудовой подготовке воспитанников Симбирской чувашской учительской школы.
Ключевые слова: формирование технологической культуры, И.Я. Яковлев, этносоциализация, этноэстетика, ремесла, земледелие, проектирование методик.
Инновационное преобразование в системе высшего образования в виде двухуровневой профессиональной подготовки учителей технологии требует от педагогов систематизации накопленного опыта в этой деятельности, отбора прогрессивных методик, разработки педагогических технологий учебно-воспитательного содержания применительно к новому стандарту. Известно, сложившиеся в системе вузовского образования формы, методы и средства обучения в большинстве случаев направлены на передачу знаний, отработку навыков в пределах компетенций будущей профессии. Многолетний педагогический опыт подтверждает, что такая тенденция в полной мере не может обеспечить формирование у студентов социально ориентированных профессиональных компетенций. Среди них ярко обозначается проблема формирования технологической культуры на многомерных ценностях прошлого, настоящего и будущего. При этом, сложность проблемы специализации «Технология» по направлению «Педагогическое образование» бакалавриата усугубляется еще тем, что этот процесс автоматически сокращается на целый календарный год.
В связи с этим особую значимость приобретает оптимизация данного процесса использованием истории педагогической культуры этносов, с одной стороны, в области эстетики социального опыта трудового воспитания, основанных на технологиях землеобработки, народных рукоделий, ремесел, промыслов, а с другой - в ориентировании студентов к научно-исследовательской работе по выявлению, отбору проверенных временем ценностей педагогического наследия отдельных просветителей в области трудового обучения [6, с. 131]. В Чувашской Республике богатым педагогическим арсеналом, как эффективным средством этносоциальной профессионализации будущих учителей технологии обладает этноэстетичность педагогического наследия трудового обучения И.Я. Яковлева, накоплен-
ных в деятельности Симбирской чувашской учительской школы с середины XIX века [3].
Инструментарием развития у студентов активной позиции в поисковой, исследовательской, научно-исследовательской работе берется культурологический подход к обозначенной проблеме. Его суть заключается не только в обучении исследовать его прошлый педагогико-социальный опыт, но и в освоении компетенции преобразовывать отдельные прогрессивные этноэстетические элементы в нововведения, педагогические инноватики. Такой подход создает условия естественности использования установки чувашского просветителя И.Я. Яковлева в русле этноэстетической дидактики «знать, не только чтобы знать - знать, чтобы мочь» как и эффективное средство освоения технологических, профессиональных, духовных знаний, умений и навыков, так и ориентира проектирования новых методик формирования технологической культуры [4, с. 9].
Целенаправленные идеи чувашского просветителя по использованию различных ремесел, женских рукоделий в эстетическом аспекте обучения технологиям ручного труда настраивают нас изучать целостный опыт трудовой подготовки в Симбирской чувашской учительской школе, в сети открытых И. Яковлевым школах, женской трудовой общине и применять их проверенные ценности в практике этносоциализации обозначенного процесса. Ценностью исследовательской работы студентов является то, что усвоение ими педагогического наследия И. Яковлева служит как фактор эт-ноэстетического воздействия социальной среды на сознание в формировании профессиональных ком-петентностей учителя технологии по использованию исторического опыта трудового обучения в новой формации в виде методик организации и проведения занятий в учебных мастерских [5, с. 68].
На наш взгляд, картина этносоциализации процесса формирования технологической культуры
134
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20
© Никитин Г.А., Павлова С.В., 2014
студентов будет полной, если рассмотреть педагогический опыт И.Я. Яковлева как одного из факторов распространения технологической грамотности в Среднем Поволжье. Современно воспринимаются его намерения распространять среди крестьян новые по тем временам технологии обработки металла, древесины, почвы, ввести в обиход садоводство, огородничество, пчеловодство и «тем самым поднять материальное благосостояние крайне трудолюбивой, но темной массы чувашского населения и обратить внимание на профессиональное образование инородцев, открывая низшие сельскохозяйственные, ремесленные и технические школы, при инородческих школах - учебные мастерские и профессиональные классы» [10, с. 362-364].
Педагогическая идея просветителя близка к проблеме формирования технологической культуры будущих учителей технологии тем, что И.Я. Яковлев целенаправленно ставил задачи по развитию и подъему национальной культуры и национального самосознания народов. Просветитель был одним из первых педагогов сумевших реализовать эпистемичность самобытной национальной культуры чувашского народа и этноэстетические особенности трудовых традиций в подготовке учителей для сельских школ. При определении учебного содержания начинающий учитель исходил из следующих положений:
- учет особенностей этнической педагогической культуры в обычаях, традициях, фольклоре, прикладном искусстве;
- приобщение обучающихся через народную культуру к общенациональным ценностям.
Соглашаясь с мнением И.Я. Яковлева о том, что школа должна быть национальной по духу и народной по характеру, полагается, что воспитание подрастающей молодежи должно осуществляться в соответствии с известными ей с детства традициями, нацеленными на формирование трудолюбия, умений воспринимать новое и созидать прекрасное. Свою педагогическую систему И.Я. Яковлев обосновывал тем, что жизнеспособность любого народа выше тогда, когда она способна сохранять и развивать свои духовные ценности. Он, выросший среди чувашских крестьян, осознавал значение эстетики народных традиций в подготовке детей к трудовой жизни. Такая тенденция этносо-циализации профессиональной подготовки учителей технологии не утратила свою актуальность и сегодня. «Симбирская чувашская школа, - заметил профессор Г.Н. Волков, - явилась действующей, реализованной моделью школы будущего, образцом реализации идей и идеалов демократии и гуманизма. Этого бы не случилось, если бы сам Яковлев не был человеком будущего, воплощавшим лучшие черты чувашского народа» [1, с. 3].
Наряду с обучением грамоте в гуманитарных науках Симбирская чувашская учительская школа
комплексно реализовывала дидактические компоненты этноэстетики в обучении технологиям ремесел, поднимая престиж подготовки учителей на высший уровень. В программу включали освоение технологий в переплетном, сапожном, кузнечно-слесарном, слесарно-токарном, столярно-токарном, гончарном ремеслах, лозоплетении, в женском рукоделии. Овладение детьми общетрудовыми умениями имело большое значение для пропаганды передового педагогического опыта, а также для того чтобы «...учителя могли самостоятельно развить другие виды народных промыслов» [2, с. 116].
Основой профессионального обучения не только в Симбирской чувашской учительской школе, но и в других открытых И.Я. Яковлевым учебных заведениях стало сочетание умственного и физического труда через технологии ремесел «нужные приволжскому крестьянину в его деревенской, домашней обстановке» [8, с. 158].
Главной целью обучения труду были:
- преемственность самобытной этноэстетичес-кой культуры;
- распространение технологий ремесел среди родного народа;
- сближение эстетики школьной жизни с крестьянской;
- демонстрация эффективности обучения грамоте в приобретении практических умений;
- использование этнических традиций в подготовке к жизни.
Учитывая полезность приобретения навыков ремесла, вышеизложенное нельзя рассматривать как узкую профессиональную специализацию будущих учителей на занятиях.
Исследовательский интерес к прошлому опыту обучения технологиям ремесел возрастает в связи с потребностью выявления и использования эффективных инструментов в модернизации современной системы профессиональной подготовки учителей технологии. Их значимость не только в том, что эти ремесла нужны техногенному обществу, а прежде всего чтобы обосновать «новизну» педагогической системы И.Я. Яковлева, сумевшей показать другим поколениям то, что человек начал остро ощущать и сознавать свои эстетические утраты, которые приводят к заметному духовному обнищанию, исчезновению этноэстетического потенциала социума.
Ниже, на примере социально-просветительной концепции, реализованной на примере Вараксарс-кой Чувашской женской трудовой общины, проследим методику систематизации женского образования в педагогической системе И.Я. Яковлева. Ценность в процессе формирования технологической культуры будущих учителей технологии представляет его социально-мировоззренческое видение женской проблемы, выраженное в цели общины, предусматривающей «религиозно-нравственное
самоусовершенствование сестер (т.е. членов общины. - В.Д.) и трудовую жизнь на общую пользу, а также призрение сирот-детей и неимущих престарелых лиц женского пола» [7, 4].
Вдохновленный идеей системы Ильминского по этносоциализации грамотности, И.Я. Яковлев заложил основу первой Чувашской женской трудовой общины. О значении женского православно-христианского просвещения он писал: «Не подлежит сомнению огромное воспитывающее влияние женщины, как матери, жены, учительницы на воспитание поколений и уклад жизни подрастающих поколений. Женщина является верным проводником культурных начал в семье, сокровенные уголки народной жизни часто доступны только ей одной. Вместе с тем, она является крепительницей лучших заветов и приобретений старины, нравственных сокровищ общежития, является силой, сдерживающей, предостерегающей от часто ложных исканий и научных опытов» [9, с. 1].
Заметим, для И.Я. Яковлева православно-христианское просвещение как средство социализации в общине не было самоцелью. Через него он предусматривал, прежде всего, рост национального самосознания чувашей, чему и была направлена вся его просветительно-педагогическая деятельность. Здесь его этноэстетический аспект трудовой подготовки молодежи к жизни всегда получал поддержку со стороны чувашских земледельцев. Утверждение идеи функционирования чувашской женской трудовой общины в обществе началось с маленького местечка близ д. Андреевка Шемуршинского прихода в 1902 году. Поддержка благородным целям общины просматривается в выделении крестьянами прогрессивно настроенным девушкам небольшого участка земли.
Важным фактором формирования технологической культуры является опыт самоуправления, распределения трудовых обязанностей в женской общине. Ценным выступает педагогический опыт этносоциализации просматривающийся, не только в том, как они самостоятельно обрабатывали отведенный им участок земли, но и в умении выполнять все виды домашних работ, включая ведение хозяйства и занятия рукоделием. Этноэстетичность женского самоуправления выражалась также в умении организовывать не только труд, но и создавать отдых на праздники. Согласно эстетике народных традиций чувашей, под отдыхом понималось не бездействие, не гуляние вообще, а духовное созидание. «Свободное время они посвящали чтению книг религиозно-нравственного содержания на родном языке, душеспасительным беседам и обучению грамоте. О трудовой богоугодной жизни девиц скоро стало известно по всем окрестным селениям. К ним стали присоединяться другие девушки, и число их все возрастало. По переезду на новое поселение, что на речке Вараксарка в Староайбесинс-
ком приходе, они в 1908 г. включились в обустройство жизненного пространства. Здесь девушки завели лошадей, коров и овец. Для чего они устроили скотный двор с теплыми конюшнями, хлевом и несколькими сараями. Эстетика крестьянского труда, поддерживаемая негласными положениями основ этноэстетики разной местности, вдохновляла их на освоение новых технологий как в земледелии, так и в строительном деле. При некоторой помощи местных плотников девушки стали возводить строения. Одни девушки приспосабливались рубить лес, а другие возить деловой пиломатериал. Нанятые плотники поднимали срубы.
Заметим, ценностью этносоциализации процесса формирования технологической культуры является то, что сложные периоды жизни, стремление к единой цели могут мобилизовать не только физические данные, но и способности, ранее не использованные природные резервы в освоении знакомых им с детства технологий. Девушки, воодушевленные идеей самоутверждения в социуме стали на практике приобщаться к различным видам работы, приспосабливаться к имеющимся природным ресурсам.
В течение четырех лет девушки сумели соорудить и пустить в ход своеобразный горн для закаливания кирпичей. «Построили для себя довольно просторное и удобное жилое помещение (на 13 х 3 саж.) с комнатой для общей молитвы, крытое тесом, а вблизи него другой пятистенный дом (на 4 х 3 '/2 саж.) для пекарни, кухни, столовой и с помещением для руководительницы» [9, с. 37]. Для долговременного хранения продуктов переработки построили «погреб с бревенчатой погребицей и бревенчатую кладовую», а также дубовый подвал. Из своего обожженного кирпича устроили два сарая.
Видя перспективу деятельностности Вараксар-ской женской трудовой общины, И.Я. Яковлев подметил, что она «будет служить для чуваш живым примером мирной, трудовой, христианской жизни», которые здесь «увидят пример тихой, скромной, трудовой жизни, а отчасти и образец ведения сельского хозяйства, домоводства, а также чистоты и порядка» [9, с. 38].
Таким образом, педагогический опыт этносо-циализации И.Я. Яковлева может быть использован при проектировании новых методик формирования технологической культуры в условиях перехода на двухуровневую систему профессиональной подготовки будущих учителей технологии.
Библиографический список
1. Волков Г.Н. Модель школы будущего // Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. - 1998. - №№ 2. - С. 314.
2. Маркелов И.А. И.Я. Яковлев: к вопросу эстетического воспитания // Ученые записки ЧНИИ. -Чебоксары, 1970. - Вып. 50.
136
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20
3. Никитин Г.А. Эстетические аспекты трудового обучения в Симбирской чувашской учительской школе. - Чебоксары, 1999. - 112 с.
4. Никитин Г.А. Концепция формирования технологической культуры учащейся молодежи в контексте педагогической составляющей этноэстети-ки. - Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2008. - 92 с.
5. Никитин Г.А. Этноэстетика в практике формирования технологической культуры учащихся. -Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2011. - 364 с.
6. Никитин Г.А. Формирование технологической культуры учащихся на основе этноэстетики:
историография, теория, опыт. - Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2012. - 330 с.
7. Плечов Г.Н. Вараксарская чувашская женская трудовая община: феномен социально-просветительной теории и практики И.Я. Яковлева. - Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 1999. - 150 с.
8. ЧГНИИ. Отд. II. Ед.хр. N 519. Инв.1455.
9. ГИА ЧР. ф. 207. оп. 1. д. 835. 58 с.
10. Яковлев И.Я. С думой о народном просвещении: Из переписки / сост. Н.Г. Краснов и др. -Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 1998. - 438 с.