Научная статья на тему 'Формирование технологической культуры учащихся в условиях организации трудовой занятости на основе этноэстетических ценностей'

Формирование технологической культуры учащихся в условиях организации трудовой занятости на основе этноэстетических ценностей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
189
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОЭСТЕТИКА / ЦЕННОСТИ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ТЕХНОЛОГИИ РЕМЕСЕЛ / ТРУДОВЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / МОДЕЛЬ / ШКОЛЬНАЯ КОМПАНИЯ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никитин Геннадий Андреевич

Социальные катаклизмы заметно преобразовали этноэстетические ценности в обществе, что способствовало увеличению количества трудновоспитуемых детей. Необходим поиск технологий обучения, форм организации трудовой занятости как средства формирования технологической культуры учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Никитин Геннадий Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование технологической культуры учащихся в условиях организации трудовой занятости на основе этноэстетических ценностей»

РАЗДЕЛ VI ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКАЯКУЛЬТУРА В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

УДК 37

Никитин Геннадий Андреевич

Кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой технологии и предпринимательства Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, [email protected], Чебоксары

ФОРМИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДОВОЙ ЗАНЯТОСТИ НА ОСНОВЕ ЭТНОЭСТЕТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ

Nikitin Gennady Andreevich

Cand. Sc. (Education), senior lecturer, head of the Technology and Enterprise Chair at the Chuvash State Pedagogical University after I. Y. Yakovlev, [email protected], Cheboksary

FORMATION OF THE STUDENT TECHNOLOGIC CULTURE IN THE CONTEXT OF THE EMPLOYMENT ORGANIZATION BASED ON ETHNOAESTHETIC VALUES

Изменение ценностей в обществе потянуло цепочку возникновения кризисов в различных областях нашей жизни - демографии, социальной сфере, национальных вопросах, образовании и т. д. Многовековые эстетические ценности труда пропорционально заменились эквивалентами в денежном выражении. Естественно, в условиях бессистемности информации подрастающей молодежи сложно определиться в выборе верного жизненного ориентира. Это, несомненно, сказалось на деятельности учебных заведений, где стало увеличиваться число педагогически запущенных учащихся. К числу таких ребят, которых часто относят к категории «трудных» принадлежат учащиеся самых разных возрастов.

Школьная практика показывает, что количество трудновоспитуемых не только увеличивается, но и приобретает устойчивую форму. Среди причин следует назвать незанятость детей, создание им искусственных, беззаботных условий жизни. Картину отдаления от этноэстетической морали по подготовке детей к трудовой жизни можно проследить по сводкам правоохранительных органов о преступности среди несовершеннолетних. По ним видно - криминальная сфера молодеет.

Жизненная практика многократно подтверждает, что дети бездеятельными не бывают. Только их неутомимую энергию необходимо направить в правильное русло. При этом заметим, что сегодняшняя молодежь прагматичная. Некоторые не видят в учебе практикоориентированного содержа-

ния, не ощущают быстрого результата, они хотят быть взрослыми, независимыми. Поэтому ребята отдаляются от школьной, семейной опеки, ищут тех, кто их понимает. Так они объединяются в сомнительные компании, местом их сбора становятся притоны, заброшенные строения, подвалы. В них подростки определяют свое «будущее», строят планы «самоутверждения» в социуме. Эстетику мировосприятия безнадзорных детей можно ощутить через интерьер их обитания, где стены обклеены репродукциями популярных музыкальных рок- и рэп-групп, исполнителей шансонов, известных актеров из фильмов-боевиков и фотомоделей, тут же на полу разбросаны пустые бутылки, окурки сигарет, слышно бренчание на гитаре: «Ах, зачем я на свет появился, ах, зачем меня мать родила...» и т. д.

В такой обстановке бездеятельности и благополучные дети быстро избавляются от комплексов сформированной нравственности, скромности, девочки становятся женщинами, мальчики встают на путь преступления. Впечатляет и статистика министерства экономики РФ по употреблению алкогольсодержащих напитков молодежью: из 100 выпускников учебных заведений до 60 лет могут дожить лишь 40 человек.

Сложившаяся ситуация позволяет выделить факторы, способствовавшие появлению педагогических упущений в массовом масштабе по следующим аспектам:

1. Экономический:

- ослабление материального положения в одних семьях и перенасыщение его в других. Экономическая зависимость тех и других категорий семей влечет за собой ненормированную занятость родителей, что создает условия бесконтрольности детей предоставлением им неограниченной и неоправданной самостоятельности;

- массовая реклама премудростей технологии по добыванию денег, красочная демонстрация того, как беззаботно можно провести время, при этом формируется убежденность в детском сознании возможности иметь желаемый заработок и материальный достаток без профессиональной подготовки и освоения конкретной специальности, без приложения умственных и физических усилий;

- отход ряда школ от практического, прикладного направления учебного содержания, особенно в предметной области «Технология», в пользу теоретических дисциплин, относящихся к группе ЕГЭ: математика, физика и т. д. Отсюда сокращение учебных часов уроков технологии, слабое оснащение материальной базы, недостаточное внимание к формированию технологической культуры учащихся. Многие учебные мастерские нуждаются в современном учебном оборудовании, инструментах, приборах измерения, стендах для проведения лабораторных занятий, материалах и т. д.

2. Семейный:

- самореализация родителей путем предоставления детям чего недоставало им самим в детстве, что привело к утверждению в неокрепшем практическими делами сознании детей самодостаточности семейного бюджета;

- отсутствие совмещения учебных и семейных трудовых обязанностей;

- отход от народных традиций, основанной прежде всего на трудовом воспитании, их этноэстетических особенностей подготовки детей к жизни,;

- самоотстранение некоторых родителей от семейных функций воспитания, переложение их в обязанность учебных заведений.

3. Образовательный:

- слабое внимание к этнодидактическим возможностям уроков технологии в условиях учебных мастерских как основной базе формирования технологической культуры по аспектам политехнической подготовки, развития трудолюбия, развития проектного мышления учащихся, приобщения школьников к посильной трудовой жизни;

- несоответствие функций старого учебного оборудования требованиям современных технологий;

- отсутствие в микрорайонах кружковых занятий, способных удовлетворить практические запросы подростков, комнат школьников по различным прикладным интересам;

- поверхностное использование национально-регионального компонента в качестве важного фактора этноэстетизации учебно-воспитательного процесса.

4. Деятельностный:

- слабое внимание официальных кругов времяпровождению учащихся в свободное от учебы время;

- отсутствие связи с жизнью в функциях отделов охраны детства при администрациях районов, где не всегда учитывается желание подростка устроиться на работу даже на время каникул. В них, со ссылкой на защиту прав ребенка, всячески отвергается детский производительный труд;

- безработица среди подростков. К факторам ее возникновения относятся их социальная незащищенность, игнорирование руководителями производств, малого бизнеса, сферы услуг имевшегося опыта наставничества молодых специалистов, отход от этноэстетического опыта традиционной культуры воспитания по бытовавшему принципу ответственности взрослого за молодых, старшего за младших.

Возросший в постперестроечный период нравственный, духовный нигилизм требует разработки новых педагогических технологий формирования технологической культуры учащихся. Для этого можно пользоваться этносоциальным принципом подготовки подрастающего поколения к жизни, исходящим из чувственной сферы народной эстетики: «£ул £инче каялла 9авранса пахсан тепёр ас кёрет» (В пути, если оглянешься назад, появляется новая мысль), «Афун марйине ан тунтер» (Не разваливай печь своего отца) Чув. [11, с. 75-172]; «Азбука - к мудрости ступенька», «Знание да наука на вороту не виснут» Русск.» [10, с. 321-322].

Философские фрагменты народных высказываний нам напоминают, что у каждого этноса предостаточно педагогического опыта, форм, методов и средств подготовки детей к жизни. «Любить труд и людей труда - важней-

шая заповедь народной системы воспитания», - подчеркивает профессор Г. Н. Волков [2, с. 149]. Заглядывая в историю национальных культур, можно заметить, что незанятость молодежи не приветствовалась никаким этносом. Безделье, леность, праздность в этноэстетических воззрениях считалось несоответствующим моральным нормам уклада жизни общества, малой родины понятием, недостойным чести называться человеком. Эти негативные явления труженики относили к категории зла и разными методами отводили детей от него. Педагогическое отношение людей к бездеятельности можно прочувствовать в словах народных поговорок и пословиц. Их четкая градация отражена в традициях эстетики этносов. Русские старцы говорили о лености: «Пряди, девица, не ленись, по лавкам не тянись!», «У него лень за пазухой гнездо свила», «От лени губы блином обвисли», «Лентяй да шалопай - два родных брата»; о безделье: «Маленькое дело лучше большого безделья» «Безделье - мать пороков»; о бездеятельности: «Бездеятельность - сестра болезни», «И камень лежа мохом обрастает»; о беззаботности: «Веселая голова живет спустя рукава», «Застала зима сватью в летнем платье»; о безразличии: «Ему хоть трава не расти»; о праздности: «Лодырь да бездельник - им праздник и в понедельник», «Гулять, девушка, гуляй, а дельца не забывай» [9, с. 255-260].

В этноэстетике чувашей содержание сказаний носит нравственные категории, обогащено моральными нормами. «Кахал йёрне ан пус, кахал пулан» (Не следуй за лентяем, ленивым станешь), «Кахал 9ыншан ют» (Лентяй человеку чужой), «Кахалпа вара пёр 9улпа ута?9ё» (Лентяй и вор одной дорогой идут), «Кахалшан намас 9ук» (Ленивый стыда не имеет. Пер. Г. Н. Волков), - наставляли чувашские «шурсухалы» (старцы, народные воспитатели) [7, с. 39-41]. Чувашский просветитель И. Я. Яковлев предупреждал: «Ё9 9ынна тарантарать, юлхав вы9ахтарать» (Труд кормит, а лень приводит к голодовке). «Безделье и сытость истощают человека» [11, с. 84], - подчеркивали казахские аксакалы.

Педагогическая составляющая этноэстетики выделяет среди пороков человека праздность и причисляет его к категории зла. Чувственное мнение народа едино, но имеет свои особенности и выражается посредством педагогически действенных «крылатых слов». Например, «Юлхава ялан уяв» (Лодырю всегда праздник. Чув.); Трутням праздники и по будням. Русск.; Лодырю каждый день праздник. Мар.; Для дурака всегда праздник. Тат.; Бездельнику что ни день, то праздник. Туркм.; Ленивому каждый день святки. Укр.; Для лодыря всегда пасха. Абхаз. [11, с. 85].

Народные воспитатели методически тонко влияли на чувства молодежи, вызывая эстетический образ словами поговорок и тем самым добивались эффективных педагогических результатов соответствующей морали уклада жизни этносов; например, чувашская поговорка гласит: «Уркевлёх укерет, пите пё9ертет; хастарлах хатарать, чапа каларать» (Лень человека роняет, позорит, а активность спасает и возвеличивает) [11, с. 84-85].

Использование чуственно-смыслового содержания народных сказаний является для педагогов наглядным образцом средства формирования технологической культуры учащихся. Дидактика опыта традиционной культуры воспитания должна приобретать все большую этносоциальную значимость в век высоких технологий. Среди практикоориентированных средств приобщения молодежи к трудовой деятельности на первый план выходит этноэс-тетическая сущность обучения технологиям народных ремесел, рукоделий, промыслов. В разработке проектов трудовой занятости учащейся молодежи следует уделить внимание согласованности с направлениями государственной политики по развитию малого предпринимательства и бизнеса.

Согласно им во многих регионах России идет попытка создания центров по объединению народных умельцев, мастеров. К примеру, в республиках Марий Эл, Татарстан, Удмуртия, Чувашия достигнуты определенные успехи. Почти два десятка лет существует в Удмуртской Республике сеть Домов ремесел, где мастера занимаются изготовлением изделий народных промыслов из древесины, лозы, бересты и т. д. (Н. Пузанова).

Образцом организации детской трудовой занятости как базы формирования технологической культуры учащихся является гильдия ремесленников Чувашской Республики. Она образована в основном из числа самодеятельных умельцев, профессиональных художников, преподавателей, школьных учителей. Усилия мастеров народного промысла, направленных на изготовление сувениров, изделий чувашского народного декоративно-прикладного искусства, можно использовать в обучении школьников архаичным технологиям. Изготовление предметов художественного ремесла помогает восстанавливать в народной памяти этноэстетическое содержание предметов быта, национального костюма, игрушек, а также привлечь учащихся к национальной культуре, к проблеме ее восстановления архаики технологии художественной обработки материалов.

При всех достоинствах малого бизнеса эти организации не в состоянии заниматься вопросами занятости учащейся молодежи - важной проблемой подготовки их к самостоятельной трудовой жизни - в полном объеме. Некоторые причины были названы выше. Современные дети нисколько не уступают по физическим параметрам, а скорее превосходят своих сверстников из прошлых веков. Для нынешних акселератов многие нормативы охраны детства не соответствуют их физическим и психологическим возможностям, они нуждаются в корректировке. Поэтому желание подростков присоединиться к производственной деятельности имеет реальную основу, конечно, с учетом учебного времени.

Пути решения накопившихся проблем трудовой занятости детей могут быть различными. Среди них организация национальной школы культурологического типа с технологическим профилем, создание учебно-производственного центра народных промыслов [3, с. 185].

Практическое осуществление самобытной этноэстетической культуры подготовки детей к жизни в целостном процессе формирования технологи-

ческой культуры учащихся можно осуществлять в синтезе с положениями Чувашской республиканской программы сохранения, развития и возрождения народных художественных промыслов. Правда, ее нормативно-правовая основа направлена в первую очередь на регулирование сферы народных промыслов, в частности, активизации деятельности народных мастеров, создание для них Домов ремесел, творческих лабораторий [6, с. 80-84]. Поэтому интегрирование деятельности специалистов министерств экономики и образования по этим насущным вопросам значительно приблизит реализацию вопросов занятости подростков в сфере производства изделий народных промыслов.

Решение проблем формирования технологической культуры в условиях занятости учащихся в сфере производства изделий народных промыслов можно рассмотреть на примере Чувашской республики. С этой целью в Чебоксарах следует открыть головной республиканский Национальный центр ремесел и рукоделий, затем филиалы распределить по всем районам, отсюда производственные точки могут размещаться по микрорайонам, деревням. Руководство центром осуществляется методическим кабинетом в составе опытных педагогов, профессиональных художников, местных мастеров народных промыслов и умельцев. Функцией методкабинета становится организация учебы мастеров с присвоением разрядов и работы учащихся по производству изделий народных промыслов, а также изготовлению сувениров на национальную тематику по индивидуальным планам.

Целью обучения является освоение конкретной технологии эстетики местного традиционного ремесла по направлениям: плетение корзины и мебели; вышивка национального костюма, скатертей, штор; вязание детской одежды, головных уборов, скатертей; ткачество сюжетных худо-жественно-декоративных ковров, дорожек; резьба наличников, карнизов, мебели из дерева; ковка металлических украшений к воротам, паркового инвентаря; лепка архаичных керамических сосудов, свистулек, панно и т. д. [5]. Основным контингентом учебного производства являются учащиеся школ технологического профиля, профессиональных училищ, выпускники центров детского творчества, студенты ссузов, вузов и другая незанятая молодежь.

Для управления детской трудовой занятостью в производстве изделий народных ремесел в республике имеется достаточная профессиональная педагогическая база. Кроме этого, подготовка учителей-прикладников эстетического направления осуществляется на технолого-экономическом, художественно-графическом факультетах Чувашского госпедуниверситета им. И. Я. Яковлева.

Важным стимулом, приоритетом организации трудовых объединений по интересам должно быть вложение в детский капитал, способный инвестировать трудовой потенциал будущему обществу во все направления жизнедеятельности. От степени детского капитала пропорционально будет зависеть не только духовное благосостояние нации, сумма бюджета государства,

но и количество отчисления из него материальных средств на содержание исправительных учреждений.

Заслуживающим внимания вариантом организации детских трудовых объединений по производству изделий народных ремесел является использование опыта работы школьных компаний в рамках системы занятости подростков в сфере производства изделий народных промыслов в целостном процессе формирования технологической культуры учащихся.

Школьная компания - это объединение учащихся по интересам в определенном виде созидательной деятельности. Педагогический опыт организации школьных компаний имеется в различных регионах России: «Эко», «Орхидея», «МИДЭНС», «ШОТЭМП» (г. Н.Новгород); «RELAX» (г. Москва); «STELLA», «Смайл» (г. Казань); «Новое поколение» (г. Пенза); «Миг», «Пчелка», «Наследие» (г. Чебоксары) и др.

Одни компании направлением своей деятельности взяли изготовление изделий из текстиля, бумаги, дерева, а другие - осваивают технологии профессиональной работы с деловой бумагой, постигают технологии производства инструментов, запасных частей к автомобилям, занимаются организацией досуга школьников, благоустройством экстерьера, территорий, изготовлением цветочных композиций и многое другое.

Интерес вызывает деловитость школьной компании «Наследие», развернутой при СОШ № 49 г. Чебоксары Чувашской Республики. Она создана в 2000 г. на базе ушедшего в прошлое детского кооператива, в рамках интегрирования национальной культуры, малого бизнеса, межрегиональной общественной организации «Достижения молодых».

Творческий подход к урокам технологии позволил учителю высшей категории В. И. Кудряшову воплотить в реальность школьную производственную компанию в виде закрытого акционерного общества.

В ней процесс формирования технологической культуры осуществляется на этноэстетической основе трудового воспитания чувашей, которую можно представить как новую педагогическую технологию. Ее суть заключается в совмещении комплекса этноэстетических дидактических целей, технологического образования, международной образовательной программы Junior Achievement (JA).

Опираясь на программу сохранения и развития художественных народных промыслов и ремесел «Культура Чувашии: 2006-2010 гг.», разработана альтернативная программа «Народное декоративно-прикладное искусство». Цель программы - дать возможность школьникам в ходе учебно-произ-водственного процесса освоить архаичные технологии ремесел, народных промыслов, приобрести навыки художественной обработки материалов в области народного декоративно-прикладного искусства и получить практический опыт в сфере организации малого бизнеса, предпринимательства, приобрести и развить управленческие, лидерские качества.

Содержание программы по освоению архаичных технологий придерживается комплекса воспитательных принципов этноэстетики: «Трудясь -

учись, обучаясь - трудись», «Учись труду - познаешь красоту жизни». Принципы трудовой подготовки чувашских «шурсухалов» (воспитателей) гармонично сочетаются с моделями технологического образования «Я сам» и экономического обучения ]А — «учиться, делая».

Ориентир на самостоятельность способствует акционерам школьной компании на практике закреплять народную мораль о труде с теоретическими основами экономики и предпринимательства в ходе производства конкретных изделий народного декоративно-прикладного искусства.

Самоуправление детским производственным объединением осуществляется в игровой форме, управлением из числа учащихся старшего класса. Управляют компанией президент, вице-президенты (по персоналу, производству, финансам, маркетингу).

Исходя из производственных целей школьная компания «Наследие» принимает заказы, разрабатывает по ним проекты, производит и доводит до потребителя изделия народного промысла из древесины. Школьники-акционеры изготавливают декоративные шкатулки, резные кухонные доски, панно по сюжетам народных сказок, мифов, легенд, резные наличники, карнизы. Учащиеся постарше приобщаются к технологии резьбы скульптур малой формы по национальной тематике. К примеру, большим спросом у населения пользуются братины, ковши, статуэтки, ложки, расписные пасхальные яйца и др.

Эффективность целостного процесса формирования технологической культуры учащихся усиливается привлечением всех учащихся СОШ № 49 в производственно-предпринимательскую сферу, для чего школьная компания «Наследие» организовала в каждом классе мини-акционерные объединения со своим правлением. Например, учащиеся 7-8 классов объединились в компанию под названием «Наследята»; ученики 9 «Г» класса создали компанию «XXI век»; учащиеся 9 «Е» класса организовали компанию «Мастерок»; старшеклассники 11 «А» класса создали школьное предприятие «Паутина» по оказанию компьютерных услуг, 11 «Б» класса - компанию «Древо» по производству детских лопаток, 11 «В» класса - компанию «Рука» по производству рамок, 11 «Г» класса - компанию «Феникс» по производству подсвечников. Все компании имеют бизнес-план по изготовлению изделий народных промыслов. В основании выбора объекта изготовления отмечено, что компании по производству продукции не требуют вложения больших капиталов и производственных средств. Приоритетом компаний является возрождение народных традиций художественных промыслов, приобщение потребителей через этноэстетику декоративно-прикладных ремесел к национальной культуре.

Успехи деятельности детского объединения в виде школьных компаний очевидны. Школьная компания - это практический помощник самоутверждения для многих учащихся во взрослой жизни. Здесь дети приобщаются к национальной культуре, осмысливают ее этноэстетическую сущность в разрешении сложных явлений семейных, межличностных и межнациональных отношений в повседневной жизни, современной экономике и бизнесе.

Акционеры школьной компании «Наследие» являются постоянными участниками школьных, районных, республиканских, всероссийских олимпиад по технологии, экономике. Ежегодно многие из них удостаиваются призовых мест. Среди бывших акционеров компании «Наследие» имеются преуспевающие бизнесмены, высококлассные резчики по дереву, рабочие местных предприятий, учителя технологии и предпринимательства и т. д. Многие из них получают начальное профессиональное образование по специальности «Изготовитель художественных изделий из дерева» в ПУ № 23 г. Чебоксары, высшее профессиональное образование на технолого-эконо-мическом факультете при Чувашском госпедуниверситете им. И. Я. Яковлева и других учебных заведениях. Среди них В. Кузьмин, А. Седойкин, В. Леонтьев, А. Волков, А. Степанов и др.

Создание Центров народных промыслов, Домов ремесел и других видов учебно-производственных цехов расширяет сферу занятости детей, учит ценить труд окружающих, эстетически относиться к людям труда. Умение трудиться качественно, с пользой для человека, творчески подходить к делу, эстетически относиться к окружающей среде и т. д. является важным показателем сформированности технологической культуры учащихся. Естественно, человек труда, прочувствовавший его эстетику, не станет на криминальный путь. При этом производственная занятость помогает выпускникам школ сориентироваться в сложном мире профессий. Кроме этого, практическая деятельность позволяет им реально знакомиться с ситуацией на рынке труда, рейтингом профессий и адаптироваться к социально-экономической обстановке жизни.

Библиографический список

1. Волков, Г. Н. Трудовые традиции чувашского народа: этнопедагогический очерк [Текст]/ Г. Н. Волков. - Чебоксары: Чувашкнигоиздат, 1970. - 95 с.

2. Волков, Г. Н. Чувашская этнопедагогика [Текст]/ Г. Н. Волков - Чебоксары: ОАО «Чебоксарская типография № 1», 2004. -487 с.

3. Никитин, Г. А. Чувашское народное декоративно-прикладное искусство в формировании эстетической культуры подростков: дис. ... канд. пед. наук: 13. 00. 01 / Г. А. Никитин. - Чебоксары, 1997. - 215 с.

4. Никитин, Г. А. Этноэстетика в трудовой подготовке детей: учебно-методическое пособие [Текст]/ Г. А. Никитин. - Чебоксары: информ.-издат. центр Госкомстата ЧР, 2000. - 120 с.

5. Никитин, Г. А. Лепка на основе этноэстетики: учебное пособие [Текст]/ Г. А. Никитин. - Чебоксары: Чуваш, гос. пед. ун-т, 2005. - 91 с.

6. Никитин, Г. А. Концепция формирования технологической культуры учащейся молодежи в контексте педагогической составляющей этноэстетики: учебное пособие [Текст]/ Г. А. Никитин. — Чебоксары: Чуваш, гос. пед. ун-т, 2008. - 92 с.

7. Патмар, Э. И. Народная мудрость: пословицы и поговорки. 3 книга [Текст]/

Э. И. Патмар, И. А. Патмар. - Канаш: Цивильская типография мин. информ. и печ. ЧР, 1994.-95 с.

8. Петров, О. А. Трудовое воспитание школьников в условиях социокультурного пространства села [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / О. А. Петров. - Чебоксары, 2004. - 23 с.

9. Пословицы и поговорки. [Текст]/ Мн,: Харвест, 2005. - 320 с. - (Золотая коллекция).

10. Русские пословицы и поговорки [Текст]/ Сост. К. Г. Берсеньева - М.: ЗАО Центполиграф, 2005. - 383 с.

11. Чувашские пословицы, поговорки и загадки. [Текст] - Чебоксары: Чуваш-книгоиздат, 2004. - 351 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.