4. Chubik, P.S. Sistema neprerihvnogo obrazovaniya //Vihsshee obrazovanie v Rossii. - 2010. - № 6.
5. Gosudarstvennihyj obrazovateljnihyj standart Vihsshego professionaljnogo obrazovaniya, napravlenie 030800 izobraziteljnoe iskusstvo: oficialjnihyj tekst. - M., 2009.
6. Zhdanov, Yu.A. Celostnostj lichnoyj kuljturih i dopolniteljnogo obrazovaniya // Sistema poslevuzovskogo i dopolniteljnogo professionaljnogo obrazovaniya v sovremennoyj Rossii. - Rostov-na-Donu, 1997.
Статья поступила в редакцию 16.11.11
УДК 37.036.017.925:745/749
Nikitin G.A. ETHNOESTHETIC VALUE OF ARTISTIC DECORATION OF THE EDUCATIONAL SPACE AS AN INNOVATIVE
APPROACH TO FORMING PUPILS TECHNOLOGICAL CULTURE. Todays understanding of the esthetics of the pedagogical culture in labour training and education is revealed in the article. The innovative approach in using ethoesthetic values in forming the technological culture of pupils is revealed by means of artishe decoration.
Key words: innovative approach, ethnodidactics, ethnoesthetic didactics, forming of technological culture, values, decoration, technology.
Г.А. Никитин, канд. пед. наук, доц., зав. каф. методики преподавания технологии и предпринимательства Чувашского государственного педагогического университета, г. Чебоксары, E-mail: [email protected]
ЭТНОЭСТЕТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ОФОРМЛЕНИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ
В статье предлагается современная трактовка элементов эстетики педагогической культуры этносов в трудовом обучении и воспитании. Определен инновационный ориентир использования этноэстетических ценностей в формировании технологической культуры учащихся средствами художественного оформления.
Ключевые слова: инновационный подход, этнопедагогика, этноэстетическая дидактика, формирование технологической культуры, ценности, оформление, технологии.
Веками любое общество, начиная от семьи, рода, завершая государством, решало важную проблему сохранения и преумножения накопленного жизненного опыта. В ней, как и прежде, актуальными на сегодня остаются ценностные задачи вырастить подрастающую смену умной, трудолюбивой, доброй, сильной.
Жизнь не стоит на месте, меняются культурные ценности, осуществление целей парадигмы подготовки к жизни происходит не только естественным, но и искусственным путем. К сожалению, на формирование самосознания учащейся молодежи, как показывает наше исследование, при недооценке ценностей традиционной педагогической культуры привнесенная псевдокультура оказывается действеннее. Результат - духовный нигилизм общества. Поэтому следует объективно, опираясь на научные положения, относиться к педагогическому арсеналу прошлого, внимательно присмотреться к общечеловеческим ценностям воспитания. Научной проблемой решения социально важных вопросов, особенно в области технологического образования, выступает инновационный подход интегрирования компонентов прогрессивных дидактик прошлого в современные, согласно эстетике философии этносов, отраженной в русской народной пословице: «Нового счастья ищи, а старого не забывай».
В педагогических исследованиях Г.Н. Волкова, Б.Т. Лихачева, А.Э. Измайлова, Т.Н. Петровой, Л.В. Кузнецовой, М.Б. Кожа-новой, М.Г. Харитонова, В.С. Кукушкина, И.А. Чурикова, М.И. Ал-дошиной, Л.Н. Акбаевой (Казахстан), Г.А. Никитина и др. отмечается дефицит эстетического отношения учащихся к труду, знанию, эстетического проявления добра, великодушия, долга как категорий подготовки к жизни. Н.К. Рерих, рассуждая о духовно-нравственных ценностях социального оптимизма, основанных на эстетическом восприятии жизни, отмечал, что «лестница в будущее складывается из древних ступеней и чтобы идти вверх, надо укреплять ее основания» [1, с. 24].
Обращаясь к трудам по народной педагогике, этнопедагоги-ке, непроизвольно замечаем, что в них объединяющим началом выступают элементы этноэстетики. Результаты исследований подтверждают, что самобытные дидактические компоненты, основанные на чувствах, имеют конструктивное значение в приобщении детей к трудовой жизни, согласно теории и практике современной педагогической науки. В этом ключе оформление воспитательного пространства средствами народных художественных традиций предстает важным фактором создания условий естественности в целостном процессе формирования технологической культуры учащихся как школ, так и вузов. Деятельностный подход к организации микросоциальной педагогической среды
основывается на принципе этноэстетической дидактики, веками использованном в подготовке детей к трудовой жизни: «ребенок с рождения - человек, он участник жизни, а не объект для подготовки к ней». Поэтому обучение и воспитание должны иметь прак-тикоориентированный характер и согласовываться с потребностями самой жизни с учетом развивающихся технологий, последних достижений педагогической науки и практики.
Побудительным оформительским средством, направленным на развитие чувства причастности к практике созидательного труда предков, гордости за его трудовые и эстетические традиции, мотивации к созидательно-творческой прикладной деятельности берется философия этноэстетики. Ее формирующая мудрость отражена в сказках, легендах, былинах, пословицах и поговорках многих народов. Например, ярким образцом философской обоснованности традиций чувашского народного искусства, способным формировать такие трудовые личностные качества, как трудолюбие, уважение человека труда посредством архаичных технологий, духовных компонентов является «сто тысяч слов, сто тысяч песен и сто тысяч вышивок».
Согласно установке этноэстетической дидактики, положениям современных научных концепций, базовыми компонентами обучения учащихся, как школьников, так и студентов ТЭФ, эстетическому восприятию трудового уклада жизненного пространства, освоению технологий, как социальных факторов формирования технологической культуры признаются эмоции, чувства. Заметим, в них в общих чертах отражается история освоения человечеством мира по законам красоты. В дидактике каждого народа такой тип эстетической категории, как чувство, имеет ментальные особенности, которые генетически заложены в сознании человека под влиянием многих факторов: природы, воспитания, наследственности, межличностных отношений, характера трудовой жизнедеятельности. По результатам исследования данной проблемы подразумевается, что эстетическое чувство вызывается разными духовными ощущениями, где важным фактором выступает самостихийная эстетика педагогики уклада жизни обучаемых. Поэтому прежде чем запускать процесс формирования технологической культуры, необходимо учитывать имеющийся уровень эстетических чувств, вкуса учащихся, которые наиболее ярко проявляются в восхищении или осуждении, радости или сочувствии, сострадании или страхе, то есть в эмоциональном отношении к предметам, его свойствам, смысловому содержанию условностей, технологиям и т.д.
В художественном оформлении учебно-воспитательного пространства средствами народного искусства, изначально ориен-
тированного на формирование технологической культуры, следует принять во внимание возрастные особенности учащихся, мен-тальность, характер эстетического мировосприятия этносов, их отношение к труду. Педагогическую философию трудового уклада жизни можно выявить разными методами, одним из которых является эстетическая трактовка смыслового значения цвета и формы предметов, орудий труда, помыслов и внутреннего мира людей разных исторических периодов, трудовых традиций, мен-тальности этносов. Например, красный цвет у одних народов ассоциировался с красивым, у других - с трагическим, а черный - наоборот. Наглядным образцом философии эстетики этносов выступают также народные сказки, легенды, пословицы, поговорки, песни, где прославляли труд, воспевали людей труда [2, с. 263].
Выше было отмечено, что этноэстетическая парадигма, положенная в основу художественного оформления, придает условия естественности педагогическому пространству в образовательных учреждениях. Инновационная сущность эстетики процесса формирования технологической культуры основана на интересе учащихся к информациям, представленным в экспозиции как в закодированном, так и художественном виде, на эстетическом воздействии к багажу их жизненного опыта. Практикоориен-тированную закономерность естественности обучения жизни можно представить не только эффективным компонентом этноэсте-тической дидактики, но и научной новизной исследования и выразить в следующем виде: «все, с чем сталкивается учащийся, все, что видит, слышит, осязает, то есть, все, что чувственно воспринимает, действует на его сознание, не проходит бесследно. Соответственно, он, ощущая, осмысливает, что становится эффективным фактором, позволяющим прямо или косвенно формировать духовный облик, его взгляды на окружающий мир, эстетическое отношение к труду, потребность к т ворческому подходу к делу» [3, с. 39].
Поэтому интерьер, экстерьер образовательных заведений выступает неотъемлемой частью учебно-воспитательного пространства. Любой элемент художественного оформления при образовательном учреждении - будь это парк резных скульптур из дерева при учебном корпусе, стенд в рекреации, декоративное панно в учебных кабинетах, форма мебели, конструкция верстаков, дизайн станков, швейного оборудования в мастерских и т. д. - оказывает эстетическое влияние на психику учащихся. Использование предметов материальной и духовной культуры, учебно-творческих работ в организации эстетической среды усиливает этот процесс, создавая педагогические условия не только для познания технологии окружающей среды, выработки понятия о красоте, но и осмысления значимости труда в повседневной жизни, тем самым сближая эстетику учебно-воспитательного процесса с эстетикой быта, домашнего хозяйства.
В формировании технологической культуры посредством содержания художественного оформления акцентируется мысль, что с древнейших времен человеку было присуще стремление украшать свое жилище. Украшение быта - это прямое отражение культуры, а этноэстетика ее - неотъемлемая часть [4, с. 91-105]. По экспонатам учащийся усваивает, что при изготовлении предметов быта, орудий труда умелец не только думал о их практическом назначении, но и размышлял о красоте. Соответственно, уровень красоты и степень пользы в его творчестве всегда были неотделимы и зависели напрямую от философии этноэстетики исторического периода. Например, согласно дидактической сути таких эстетических категорий, как «илем» (прекрасное), «хитре» (изящное), «чипер» (красивое) чувашские мастера, как и другие народы, из природных материалов создавали эстетику быта, самобытные предметы декоративно-прикладного искусства [5, с. 343].
Как ученикам школ, так и будущим учителям технологии каждый предмет экспозиции, выполненный из материалов окружающей природной среды, т.е. из глины, растений, дерева, металла, камня, представляется эффективным средством эстетического, трудового, духовного саморазвития. Эстетическое восприятие негласной установки этноэстетической дидактики, экспонатов ориентируется на освоение технологий вышивки, резьбы, лепки, плетения из лозы, соломки. В формировании технологической культуры этот процесс выступает механизмом систематизации накопленных технологических знаний, практических умений, выявления способностей к тем или иным видам рукоделий, ремесел, промыслов и инструментом, способствующим ориентировать учащихся на проектирование учебно-творческих работ, методик организации занятий в учебных мастерских.
Например, рассматривая технологию изготовления из соломки птицы - символа-оберега крестьянского дома - будущие учителя выясняют, что участие чувашских детей в украшении дома было своеобразной школой, которая служила важным фактором формирования трудолюбия, развития логического и пространственного мышления, зрительной памяти, выработки умений выражать эстетический вкус, чувства как основы т ворческого саморазвит ия. В раскрытии современного толкования символов, выраженных условным языком цвета, показывается их значимость в изготовлении традиционных украшений, разработке методик обучения школьников технологии. Учитывается, что эстетика смыслового значения цвета, как канон этноэс-тетики, нуждается в научном осмыслении, в выявлении в ней прогрессивных компонентов. Например, у чувашей, эстетические категории которых хотя исходили из истоков культа древнейших предков, тем не менее являются арсеналом эстетики педагогического творчества, желтый цвет, отдающий золотом, был символом солнца, соответственно - священен.
Необходимым условием использования элементов педагогической культуры в организации эстетики архитектурного пространства учебного учреждения в процессе формирования технологической культуры, духовности является ориентир на самостоятельное изучение истории народной педагогики, расширение у будущих учителей представлений об основах этноэстетической дидактики, зиждущихся на базе ярких и эстетических образов трудовой жизни прошлого. Результаты исследований в этой области показывают, что систематизация наглядных образов художественного оформления выступает действенным средством творческого саморазвития в практике проектирования методик обучения и воспитания учащихся на уроках технологии.
Образность истории эстетики культуры трудового обучения и воспитания, предметов материальной и духовной культуры, используемых в художественном оформлении, рассматривается как инструмент определения научности и прочности педагогических компонентов этноэстетики. Выше было упомянуто, что одним из них являются эмоции, которые выступают естественным средством запоминания и активизации к познавательной, декоративно-прикладной, трудовой деятельности. Следовательно, эстетическое восприятие представляется эффективным носителем образной информации, а память - хранителем отобранных знаний. Отсюда принципом этноэстетической дидактики выступает: «Чем ярче эмоции, тем образнее восприятие, соответственно проще и прочнее запоминание». Подтверждением такому высказыванию служат результаты исследований. Соглашаясь с мнениями психологов, отмечаем, что эмоции - это один из способов познания вещей, стимулятор мыслительной деятельности. Эстетическое чувство и размышление неразрывно связаны друг с другом. Соответственно эмоции выражают оценочное отношение к мыслительной и практической деятельности, ее достижениям или неудачам.
Эстетическое восприятие средств художественного оформления в виде ярких картин из жизни наших далеких предков и связанных с ними сказок, легенд, былин, декоративно-прикладного искусства увлекают учеников, студентов и пробуждают у них интерес к проектированию предметов народного прикладного мастерства для художественного оформления интерьера, экстерьера учебно-воспитательного пространства. Целеполагающей тенденцией проектирования выступает постулат: «мысль, выраженная посредством эстетического образа, наиболее доступна пониманию». По результатам исследования в области привлечения учащихся к сбору информации для художественного оформления можно отметить то, что обращение к памятникам этнокуль-туры вызывает неподдельный интерес к поисковой, этнографической, научно-исследовательской работе, результаты которой успешно можно воплощать в учебно-творческой, художественной, методической, оформительской деятельности.
При выборе материалов для организации эстетики учебно-воспитательного пространства следует учитывать степень развитости образных представлений учащихся. Они создают эффективные условия естественности не только для эстетического представления о мире, но и для выбора теоретического содержания экспозиции. Отличительной чертой эффекта психологического явления выступает условность компонентов этноэстетической дидактики. Условность проявляется в смысловой трактовке следующих средств и факторов: орнаментов, составленных из пиктографических знаков, природных явлений, свойств различных цветов, материалов, технологий, стилизации формы и т.д.
Синтез эстетического восприятия материалов художественного оформления двояко по своей природе: абстрактно и чувственно-конкретно. Обучающие и воспитывающие образы, представленные в экспонатах, и понятия, имеющиеся у учащегося, сосуществуют здесь с наглядной картиной прошлого. Художественный элемент как носитель смысловой трактовки дидактических компонентов этноэстетики у одних пробуждает, а у других усиливает творческое начало понятийного мышления. При этом комплексное сочетание функций образа и эмоции становится педагогическим условием активизации познавательного интереса к материалам народного искусства, технологиям, закодированным в них установкам народной мудрости воспитания и использовании их в творческой самореализации.
Действенным механизмом осуществления творческого порыва является привлечение учащихся, будущих учителей технологии к оформительской деятельности. В качестве инструмента решения задач формирования технологической культуры в этом процессе предстает философия этноэстетики, где критерием истины выступает жизненность. Ее суть заключается в предоставлении учащимся возможности ощущать категорию единства человека с природой, осмысливать себя одновременно ее частью и преобразователем, созидателем эстетического пространства. Оформление интерьеров учебных кабинетов, коридоров, рекреаций, вестибюлей, экстерьера учебного корпуса ориентируется на формирование многопрофильных профессиональных качеств будущих учителей технологии. Инструментом творческой самореализации выступает выполнение материальной части выпускной квалификационной работы.
Например, в оформлении кабинета методики обучения технологии четко обозначена сущность этноэстетической дидактики в структуре формирования технологической культуры. Посредством художественных образов просветителя чувашского народа И.Я. Яковлева, профессора, этнопедагога Г.Н. Волкова, народного поэта Чувашии П. Хузангая дипломниками обозначена стратегия трудовой подготовки. Исконно классический кабинет - лекционная аудитория - выдержана в этноэстетическом стиле. Центром оформления является стенд-выставка для учебно-творческих, лабораторных работ, рефератов, докладов в виде крестьянского дома с резными наличниками, карнизами.
Следующим примером развития инновационных направлений в творческой самореализации выступает проект, разработанный студентами, по организации воспитательного пространства между вторым и пятым учебными корпусами при ЧГПУ им. И.Я. Яковлева в виде парка из деревянных монументальных скульптур по сказочным сюжетам разных народов. В функции парка перспективность, практикоориентированность эстетики формирования технологической культуры опирается на народную мудрость: «Если твои планы предусмотрены на год - сей рожь, если на десятилетия - сажай деревья, если на века - воспитывай детей».
Согласно этому принципу, в основу идеи проекта положены такие компоненты этноэстетической дидактики, как традиционные формы организации труда и трудового обучения, коллективной трудовой помочи, например у чувашей «ниме», русских «помочи», марийцев «вуме» и т.д. Средством осуществления идеи АРТ-проекта стал «I Международный студенческий фестиваль «Народные сказки и легенды» (организаторы Е.А. Акимов, Г.А. Никитин).
Национальной образностью и доброжелательной эмоциональной атмосферой отличалось участие студентов и преподавателей разных национальностей из многих учебных заведений России, а также США в работе фестиваля. Студентам педвуза, учащимся гимназий, школ республики были продемонстрированы методы трансформирования архаичных технологий резьбы культовых скульптур в художественную резьбу бензопилой современных монументальных скульптур в виде сказочных персонажей.
Одним из них является мастер-класс художественной обработки древесины с помощью бензопилы, который продемонстрировал Джозев Гинг, президент гильдии мастеров г. Питсбург, штат Пенсильвания. Высокое качество и скорость резьбы орла - символа Америки стало объектом внимания студентов педвуза, будущих учителей-практикантов и пришедших с ними учащихся. Предметом беседы были архаичные технологии обработки древесины и профессиональные воззрения мастера на этноэстети-ческие особенности самобытного искусства и использование его
на уроках технологии по разделу «Элементы домашней экономики и основы предпринимательства».
Декоративные возможности технологии объемной резьбы по дереву бензопилой, традиционными инструментами были продемонстрированы профессионалами Богородского художественно-промышленного техникума в изображении сюжета народной сказки «Маша и медведь» (Птицин Е. С., Левакин Н. В.). Традиции этноэстетики удмуртов ощущались в деталях скульптуры «Творения Вокузе. Бог Воды» (Захарова Л.А., Ильин А.С). Студентам педвуза, школьникам были интересны легенды о нем, о его делах, веками учившие детей быть трудолюбивыми, добрыми, бесстрашными.
В целостном процессе формировании технологической культуры объектом формирования не только технологических, эстетических, но и этических личностных качеств была выбрана монументальная композиция из серии скульптур по мотивам народной сказки «Дед Мазай и зайцы». В современной трактовке сюжета посредством художественных образов удмуртские резчики Чувашёв А.А. и Галимзьянов А.В. сумели наглядно акцентировать внимание учащихся, студентов на трагическое, вызвать у них отрицательную эмоцию на факт изменения этноэстетических ценностей, способствующий скатыванию к духовному нигилизму.
Умение выражать старинные художественные образы человека труда эпохи, эстетические воззрения русских на драматичность духовной пустоты некоторых людей заключено в резьбе монументальной композиции «Золотая рыбка» по сказке А.С. Пушкина, выполненной студентами ТЭФ ЧГПУ им. И.Я. Яковлева Смирновым А.П. (Зкурс), Смирновым К.П. (1 курс) под руководством старшего преподавателя Е.А. Акимова. Наш педагогический опыт подтверждает, что эмоциональное восприятие образа скульптуры в комплексе с высоким качеством резьбы расширяет у учащихся границы не только технологического, но и этноэ-стетического мировоззрения. Работа, выполненная студентами ТЭФ ЧГПУ, вселяет уверенность учащимся школ, учителям технологии, студентам в возможности осваивать художественную обработку древесины в разной технологии, сочетать архаичные технологии с высокими.
Примером тому являются выпускные квалификационные работы, выполненные по кафедре МПТиП. Выполнение проекта позволило студентам исследовать для будущей профессии ряд технологий резьбы по дереву, самостоятельно выявлять в предметах материальной и духовной культуры педагогические элементы этноэстетики и выбрать наиболее рациональные из них для разработки педагогических технологий проведения занятий в учебных мастерских. В качестве объекта труда были вырезаны из дерева монументальные скульптуры в образе старцев, приглашающих в мир знаний. Дипломные работы «Мудрость» (Якимов Д.В.), «Доброта» (Ефимов А.В.) являются важным показателем уровня сформированности технологической культуры как степень многопрофильной, высокой педагогической профессиональной подготовленности.
Зона отдыха парка отличается инновационной направленностью формирования технологической культуры, служит образцом организации естественности среды этноэстетической дидактики, где экспонаты одновременно являются наглядным дидактическим материалом для будущих учителей технологии, осваивающих не только художественную обработку материалов, но и мотивирующих к проектированию методик. Например, студенты 3 и 4 курсов на занятиях по дисциплине «Теория и методика обучения технологии и предпринимательству» учатся воплощать компоненты этноэстетической дидактики подобно идее проекта парка в написании рефератов, докладов, статей по проблемам методики обучения учащихся технологиям художественной обработки материалов для выступления на семинарских занятиях, научно-практических конференциях, конкурсах, олимпиадах и т.д.
Обобщая вышеизложенное, следует отметить, что в инновационном подходе к процессу формирования технологической культуры в рамках организации эстетики учебно-воспитательного пространства педагогическими компонентами этноэстетики важно учитывать, что они должны
- создать условия естественности эстетического восприятия окружающего мира, этнических ценностей;
- соответствовать возрастным особенностям учащихся и пробуждать у них мотивацию самоутверждения, самореализации, самосовершенствования в учебной, творческой работе;
- вызвать положительные эмоции, удивление, интерес к поисково-исследовательской деятельности;
- способствовать развитию инновационной направленности формирования технологической, профессиональной, социокультурной компетентности.
Библиографический список
Таким образом, целенаправленное использование этноэсте-тических ценностей в художественном оформлении воспитательного пространства создает эффективные условия инновационного решения задач формирования технологической культуры учащихся.
1. Рерих, Н.К. О вечном. - М., 1994.
2. Никитин, Г.А. Этноэстетика в практике формирования технологической культуры учащихся. - Чебоксары, 2011.
3. Никитин, Г.А. Концепция формирования технологической культуры учащейся молодежи в контексте педагогической составляющей
этноэстетики. - Чебоксары, 2008.
4. Никитин, Г.А. Этноэстетика в трудовой подготовке детей. - Чебоксары, 2000.
5. Волков, Г.Н. Чувашская этнопедагогика. - Чебоксары, 2004.
Bibliography
1. Rerikh, N.K. O vechnom. - M., 1994.
2. Nikitin, G.A. Ehtnoehstetika v praktike formirovaniya tekhnologicheskoyj kuljturih uchathikhsya. - Cheboksarih, 2011.
3. Nikitin, G.A. Koncepciya formirovaniya tekhnologicheskoyj kuljturih uchatheyjsya molodezhi v kontekste pedagogicheskoyj sostavlyayutheyj
ehtnoehstetiki. - Cheboksarih, 2008.
4. Nikitin, G.A. Ehtnoehstetika v trudovoyj podgotovke deteyj. - Cheboksarih, 2000.
5. Volkov, G.N. Chuvashskaya ehtnopedagogika. - Cheboksarih, 2004.
Статья поступила в редакцию 05.10.11