УДК 378.2
Н.М. Калинина,
кандидат экономических наук, доцент Омского института (филиала) РГТЭУ e-mail: [email protected]
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ: КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД
Данная статья посвящена вопросам организации и совершенствования научно-исследовательской работы студентов в системе двухуровневого образования. В статье рассмотрены сущность, содержание и особенности научно-исследовательской работы студентов. Особое внимание уделено исследованию современных подходов к организации научноисследовательской работы в высшем учебном заведении. Приведены методические рекомендации по совершенствованию процесса развития творческой активности студентов в России.
Ключевые слова: образование, научно-исследовательская работа студентов, формы научно-исследовательской деятельности, студенческий научный кружок.
На современном этапе развития системы высшего профессионального образования в России научно-исследовательская работа студентов (НИРС) приобретает все большее значение и превращается в один из основных компонентов профессиональной подготовки будущего специалиста. Это, прежде всего, обусловлено, тем, что эффективность последней в значительной степени определяется уровнем сформированности исследовательских знаний, умений, развитием личностных качеств, накоплением опыта
творческо-поисковой исследовательской деятельности [4, а 27].
Система НИРС - одно из важнейших средств повышения уровня подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием через освоение студентами в процессе обучения по учебным планам и сверх них основ профессионально-творческой деятельности, методов, приемов и навыков выполнения научно-исследовательских и проектных работ, развития способностей к научному и техническому творчеству, самостоятельности, инициативы в учебе и будущей жизнедеятельности [9, с. 65].
Основной целью организации НИРС является освоение студентами основ профессионально-творческой деятельности, методов, приемов и навыков выполнения научно-исследовательских, проектных и конструкторских работ, развитие способностей и готовности к инновационной деятельности [5, с. 75]. В связи с этим основными задачами НИРС являются [5, с. 75-76]:
• воспитание и самореализация личностных и творческих способностей студентов (всестороннее развитие личности студента, формирование его объективной самооценки);
• обучение методологии рационального и эффективного добывания и использования знаний;
• знакомство с современными методами работы с научной литературой и информационными источниками;
• получение навыков творческой научной и исследовательской деятельности;
• выявление способной молодежи для дальнейшего обучения в аспирантуре, работы на кафедрах и в научных лабораториях.
Научно-исследовательская деятельность студентов позволяет наиболее полно проявить индивидуальность, творческие способности, готовность к самореализации личности. Важно отметить, что процесс исследования индивидуален и является ценностью как в образовательном, так и в
личностном смысле. В связи с этим, будущий специалист должен быть готов к осуществлению научно-исследовательской деятельности. А в свою очередь, готовность к научно-исследовательской деятельности позволит в дальнейшем в практической работе и на научном уровне решать воспитательно-образовательные задачи.
Обобщая представленные в современной литературе и электронных изданиях публикации по теме исследования, можно выделить следующие актуальные научно-исследовательские компетенции [8, с. 88; 10, а 21]:
• информационно-коммуникативные (умение поиска, отбора, обработки, анализа и передачи информации; умение понять и воссоздать структуру текста, представить текст в виде вторичного документа (план, тезисы, аннотация, рецензия, реферат, конспект), цитировать, умение оформить сообщение с учётом жанровых различий, научного стиля речи, умение участвовать в научном диалоге, споре, дискуссии, умение самостоятельно приобретать собственные знания и творчески применять их на практике);
• методологические (умение определить проблему, определить пути её решения, умение предложить ведущую идею исследования и структуру работы, умение определить объект и предмет, цель и задачи, гипотетическое предположение исследования);
• теоретические (умения анализа и синтеза, индукции и дедукции, сравнения и сопоставления, абстракции и конкретизации, классификации и систематизации, аналогии и обобщения, теоретического моделирования);
• эмпирические (умение проводить опросы, тестирование, наблюдения и изучать их данные, умение изучать и обобщать опыт, умение организовать и провести эксперимент; умение интерпретации результатов исследования).
В соответствии с компетентностной моделью подготовки студентов в основу организации НИРС должны быть положенные следующие базовые принципы: принцип проблемности любой научно-исследовательской зада-
чи для студента; дифференцированный и индивидуальный подход; личностно-ориентированный подход; герменевтический подход; использовании проектной технологии [8, с. 88].
В современной науке неоднократно рассматривался вопрос готовности студентов к научно-исследовательской деятельности, однако на современном этапе развития общества необходимо переосмыслить имеющийся опыт с целью выявления новых, оптимальных путей формирования готовности последних к научно-исследовательской деятельности, которые бы эффективно работали в современных экономических условиях [3, а 64].
Как показывает практика, в настоящее время у большинства студентов представления о научно-исследовательской деятельности достаточно общие и неполные, кроме того, умения, соответствующие научноисследовательской деятельности, практически отсутствуют или присутствуют фрагментарно [1, а 154; 6, а 78]. Большинство студентов не осознает значимости научно - исследовательской деятельности, в среднем 30 % студентов имеют низкий уровень готовности к научно-исследовательской деятельности, 70 % - средний уровень [7, а 59]. Полученный результат свидетельствует о недостаточной подготовленности студентов к научноисследовательской деятельности и дает основания для разработки условий формирования готовности к научно-исследовательской деятельности.
Повышение роли человеческого фактора в различных сферах жизни и деятельности общества обусловливает усложнение требований, предъявляемых к уровню профессионализма выпускников высшей школы. Повсеместно наблюдается спрос на высококвалифицированных специалистов, способных творчески решать сложные задачи, прогнозировать и моделировать результаты собственной профессиональной деятельности, искать пути и средства самовыражения и самоутверждения в условиях практической, самостоятельной работы. Многие из разработчиков интересующей нас проблемы отмечают низкий уровень готовности будущих специали-
стов к творческому выполнению профессиональных функций, нестандартному решению производственных вопросов [2, а 26]. Недооценка научного подхода к решению профессиональных задач, не всегда должная готовность к научной работе и владения ее методикой будущими педагогами позволяет прийти к выводу о том, что в подготовке кадров не полностью используется потенциал научно- исследовательской деятельности.
Научная работа, как важное звено подготовки конкурентоспособного специалиста, должна занимать ведущее место в условиях высшего образования. Задача высшей школы состоит в том, чтобы сократить период адаптации студентов к учебно-исследовательской и научной работе. Решение этой задачи возможно в том случае, если с первых дней пребывания в высшей школе студент будет активно участвовать в разнообразных формах научной работы, проводимых кафедрами, факультетами. Успешность и результативность научной работы в первую очередь определяется созданием органов управления, студенческого актива, который призван определить цель, задачи, основные направления научной деятельности, задачи, формы, методы и средства их реализации.
Таким органом выступает научно-методический совет (НМС), в состав которого входят по одному представителю от студентов и преподавателей от каждого факультета. В свою очередь на каждом факультете создан совет, объединяющий в себе представителей от каждого курса для организации и координации научной работы с учетом специфики курса, уровня подготовки и опыта научной работы студентов. НМС заседает один раз в месяц по заранее составленному плану, который составляется в конце мая каждого учебного года. Научно-методический совет определяет содержание работы по годам обучения и по направлениям работы. Главная его цель: обеспечение условий для формирования личности будущего специалиста, способного и готового к научно-исследовательской деятельности. Научно-методический совет координирует научную работу факульте-
тов, курсов, планирует общеуниверситетские мероприятия, направленные на формирование положительной мотивации и позитивного отношения студентов к научной работе. Студенческий актив свои усилия сосредотачивает на общеуниверситетских мероприятиях, призванных убедить студентов в возможностях научной работы, в их профессиональном обогащении, повышении уровня их профессионализма конкурентоспособности.
В практике работы НМС по управлению и организации научной работы студентов используются разнообразные формы [7, а 57]. Причем они дифференцируются с учетом содержания работы, специфики факультета, курса обучения, уровня подготовленности и опыта научно -исследовательской деятельности студентов. Большое значение придается проведению вузовских предметных олимпиад и конкурсов. Их цель: проверить уровень знаний и способности решать нестандартные задачи профессиональной направленности. Конкурсы на лучшую научную работу проводятся в разнообразных формах выражения научного результата: реферат, научная статья, макеты, плакаты, компьютерные программы, творческие работы. Для объективной оценки результатов конкурсных работ из специалистов предметных кафедр создаются комиссии экспертов по направлениям. Конкурсные работы, занявшие призовые места рекомендуются на итоговую научно-практическую студенческую научную конференцию, которая проводится ежегодно в апреле - мае. Лучшие работы публикуются в сборнике студенческих работ.
Широкое признание получили научные семинары, руководят которыми ведущие специалисты, доктора наук, профессора. Цель семинара состоит в овладении методикой и технологией научного исследования, приобретение навыков общения и коммуникативной культуры. На заседаниях семинара студенты и аспиранты поочередно выступают с докладами, вместе с руководителем семинара активно обсуждают подходы, методики, технологии решения интересующих научных проблем, первые научные резуль-
таты и теоретические обобщения. Молодые исследователи учатся работать с научной литературой, составлять методику исследования, анализировать собранные данные, делать выводы, оценивать находки и решения других исследователей.
В большинстве учебных заведений одной из распространенных форм НИРС является студенческий научный кружок (СНК), цель создания и функционирования которого заключается в развитие навыков научной работы, повышение мотивации студентов к проведению научных исследований [5, с. 77]. В содержание работы СНК включаются различные виды научно - исследовательской деятельности [9, с. 66]:
• изучение теоретических основ методики и организации выполнения научных исследований, планирования и организации научного эксперимента, обработки научных данных;
• выполнение заданий исследовательского характера по запросу администрации факультета, преподавателей, кураторов групп;
• организация выставок научных достижений студентов, научных конференций, олимпиад и других мероприятий научно-исследовательского характера на факультете;
• подготовка результатов научных исследований к выступлению на научных конференциях и публикации в печати;
• работа с целью самопознания, самосовершенствования, развития личностной и профессиональной рефлексии.
Научно-исследовательская деятельность студентов позволяет наиболее полно проявить индивидуальность, творческие способности, готовность к самореализации личности. Важно отметить, что процесс исследования индивидуален и является ценностью как в образовательном, так и в личностном смысле. В связи с этим, будущий специалист должен быть готов к осуществлению научно-исследовательской деятельности. А в свою очередь, готовность к научно-исследовательской деятельности позволит в
дальнейшем в практической работе и на научном уровне решать воспитательно-образовательные задачи.
Формирование исследовательских компетенций студентов будет проходить наиболее результативно при соблюдении ряда следующих условий [8, с. 90]:
• подготовки студентов в области методологии научного познания (через соответствующие дисциплины, семинары, консультации);
• проведения постоянной целенаправленной и всеохватывающей работы по развитию у студентов исследовательских умений и навыков (в ходе освоения всех учебных дисциплин, практики);
• мониторинга качества руководства исследовательской работой студента профессионально-подготовленным преподавателем;
• активной научно-методической и научно-исследовательской позицией профессорско-преподавательского состава учебного заведения.
В последнее время многими специалистами-практиками отмечен такой фактор научной работы как позитивное ее воздействие на качество учебной работы. К окончанию высшего учебного заведения многие студенты имеют опыт исследовательской работы, владеют методикой научной работы. Такие студенты при защите квалификационных работ рекомендуются в аспирантуру. Комплексный подход к организации научной работы студентов в университете способствует качественному выполнению социального заказа, позволяет удовлетворить потребность общества в высококвалифицированных педагогических кадрах.
Список литературы:
1. Актуальные проблемы организации подготовки менеджеров в условиях изменения типа образовательного учреждения: сборник научных докладов всероссийской научно-практической конференции / Под ред. Маркина Т.В. - Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2009. - 219 с.
2. Елкин С. Е. Дистанционное обучение в системе управления человеческими ресурсами // Сибирский торгово-экономический журнал. - РГТЭУ, 2011. - № 14 (Спец. выпуск). - С. 25 - 32.
3. Ефимова Е.В. Формирование предпринимательской культуры будущих менеджеров - Киров: Изд-во ВятГГУ, 2009. - 150 с.
4. Калинина Н.М. Современные экономические тенденции развития образования в России // Вестник Омского университета. - Омск: ОмГУ, 2009. -№ 3. - С. 22 - 25.
5. Калиновская Т. Г. Научно-исследовательская работа студентов как фактор развития творческой активности / Т. Г. Калиновская, С. А. Косолапова, А. В. Прошкин // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2010. - № 1. - С. 75-78.
6. Метлюк В.В. Социально-экономическое развитие России: проблемы труда и образования: монография / Метлюк В. В., Воробьев В. К. - Санкт-Петербург: Астерион, 2008. - 181 с.
7. Модернизация системы экономического образования в России в условиях институциональной трансформации научно-образовательных комплексов: монография / С. Е. Елкин, Н. М. Калинина, В. П. Чижик. - Омск: Изд-во Омский институт (филиал) РГТЭУ, 2010. - 257 с.
8. Поведская О. К. Организация научно-исследовательской работы студентов и преподавателей в рамках компетентностного подхода в образовании // Успехи современного естествознания. - 2010. - № 1. - С. 88-90.
9. Федосова И. В. Школа молодого исследователя как форма повышения качества научно-исследовательской работы студентов // Современные проблемы науки и образования. - 2006. - № 6. - С. 65-67.
10. Цветкова С.Е. Формирование межкультурной коммуникативной компетенции у студентов экономических специальностей (теоретикометодологические основания исследования): монография. - Нижний Новгород: ВГИПУ, 2008. - 163с.