УДК 378 ББК 74.00
Яркова Татьяна Анатольевна
доктор педагогических наук, профессор
кафедра педагогики и социального образования Тобольская государственная социально-педагогическая академия
им.Д.И.Менделеева г. Тобольск Yarkova Tatyana Anatolievna Doctor of Pedagogics,
Professor
Chair of Pedagogy and Social Education Tobolsk State Socio-Pedagogical Academy named after D.I. Mendeleev
Tobolsk
tatyanayarkova59@mail.ru
Научные основы организации научно-исследовательской деятельности
студентов в педагогическом вузе Scientific Bases of the Students’ Research Activity Organization in Higher Pedagogical Institutions
В статье раскрывается сущность исследовательской деятельности студентов педагогического вуза, ее основные задачи и направления; определяются формы и условия организации учебно-исследовательской (УИДС), научноисследовательской деятельности (НИДС) и научно-исследовательской работы студентов (НИРС).
The essence of higher pedagogical institutions students’ research activity is revealed in the article; its main objectives and directions are revealed; forms and conditions of organizing the educational-and-research activity (ERAS), scientific-and-research activity (RAS) and the students’ research work (RWS) are defined in the article.
Ключевые слова: компетентный учитель, научно-исследовательская деятельность студентов, подготовка к исследовательской деятельности, формы и условия организации исследовательской деятельности в вузе.
Key words: competent teacher, students’ scientific-and-research activity, training for research activity, forms and conditions of organizing the research activity in higher education institution.
Одной из важнейших задач высшей школы является подготовка специалистов, способных непрерывно пополнять и углублять свои знания, повышать
теоретический и профессиональный уровень, творчески подходить к решению возникающих проблем.
В современных условиях качество образования в педагогическом вузе определяется новым пониманием образованности - не как «многознание», а как развитость разнообразных способностей системного характера, среди которых на первое место выходит способность к исследовательской деятельности, столь необходимая для познания другого человека - ученика. Достижение необходимого уровня образованности - интегративного показателя качества образования
- выдвигает задачу привлечения студентов к научной деятельности [4, С.11].
В рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования все большую актуальность приобретает модель профессионального развития будущего специалиста, ориентированная не на сиюминутное реагирование на внешние изменения, а на прогнозирование и учет будущих изменений. В соответствии с этой моделью основной акцент в подготовке специалиста делается на становление умения «выйти» за пределы непрерывного потока повседневной практики; видеть, осознавать и оценивать различные проблемы, конструктивно разрешать их в соответствии со своими ценностными ориентациями, рассматривать любую трудность как стимул к дальнейшему развитию [3, С.6].
Решение этих задач осуществляется в учебно-воспитательном процессе вуза и в организации научно-исследовательской деятельности студентов. Необходимо отметить, что в современном вузе эти два относительно самостоятельных процесса все более сближаются, интегрируются. Учебный процесс все больше начинает приобретать черты научного поиска: на смену репродуктивной деятельности преподавателя и студента приходит частично-поисковая и собственно - исследовательская. Исследовательская же деятельность студентов приближается к потребностям практики, выполняет функцию профессиональной подготовки.
Такой подход к профессиональной подготовке обусловлен спецификой деятельности учителя в современной школе. Необходимость в исследовательской направленности профессиональной подготовки будущего учителя обусловлена рядом обстоятельств:
1) ориентация современной парадигмы образования на функционирование в нем педагога нового типа, способного к нестандартным решениям;
2) необходимость обеспечения адаптации образовательного процесса к запросам и потребностям личности обучающегося, возможностей ее самораскрытия;
3) требование постоянного поиска нетрадиционных форм организации и технологий обучения и воспитания, соответствующих разным типам учебных заведений и др.
Приходится констатировать, что не все выпускники педвуза готовы решать современные педагогические задачи, требующие от учителя научного подхода к их решению. Компетентный учитель сегодня - это учитель креативный, умеющий не только сам мыслить нестандартно, но и развивающий данное качество у своих учеников. Тем более, что современная школа постоянно находится в поиске новых путей организации педагогического процесса, поэтому необходимо усиление исследовательской составляющей в процессе профессиональной подготовки будущих учителей.
Научно-исследовательская работа студентов является одним из важнейших средств повышения качества подготовки и воспитания специалистов, способных решать задачи современной общеобразовательной школы и вуза, предвидеть перспективы их развития. Эти качества будущий специалист может приобрести лишь при органическом соединении обучения с научно-исследовательской деятельностью. Научная работа является не дополнением к учебному процессу, а его обязательной составляющей, так как развитие научных исследований меняет не только требования к уровню знаний студентов, но и сам процесс обучения и
его структуру в высшей школе, повышая степень подготовленности будущих специалистов, их творческий, практический кругозор.
Проблема организации научно-исследовательской деятельности студентов и формирования готовности к ней нашла отражение в научной литературе. Учеными рассмотрены различные аспекты этой проблемы: психолого-
педагогические факторы успешности научно-исследовательской работы студентов (Л.Ф. Авдеева); формирование исследовательских умений студентов (С.П. Арсенова, Е.И. Барчук); разработка системы привлечения студентов к исследовательской деятельности в процессе аудиторной и внеаудиторной работы (В.Н. Намазов, Л.М. Скворцов); моделирование исследовательской деятельности студентов (В.И. Горовая, Т.Г. Пронюшкин, С.И. Тарасова) и др. Анализ литературы позволил сформулировать основные задачи данного вида деятельности и определить его содержательные характеристики.
Основными задачами исследовательской деятельности студентов являются:
1) оказание помощи студентам в овладении профессией учителя;
2) развитие творческого мышления и инициативы в решении практических задач;
3) развитие склонности к исследовательской деятельности и формирование исследовательских навыков;
4) расширение теоретического кругозора и научной эрудиции;
5) овладение методами научного познания;
6) формирование навыков работы с научной литературой и др.
Понятие «исследовательская деятельность студентов» включает в себя два
взаимосвязанных элемента:
- обучение студентов элементам исследовательского труда, привитие им навыков этого труда;
- научные исследования, проводимые под руководством преподавателей.
Исходя из этого, в системе научно-исследовательской деятельности студентов выделяется три направления:
1) научно-исследовательская деятельность, встроенная в учебный процесс (УИДС);
2) научно-исследовательская деятельность, дополняющая учебный процесс (НИДС);
3) научно-исследовательская деятельность, параллельная учебному процессу (НИРС).
Учебно-исследовательская деятельность студентов (УИДС) выполняется в отведенное расписанием занятий учебное время по специальному заданию в обязательном порядке каждым студентом под руководством преподавателя.
Основной задачей УИДС является обучение студентов навыкам самостоятельной теоретической и экспериментальной работы, ознакомление с реальными условиями труда в лаборатории, научном коллективе. В процессе выполнения учебных исследований будущие педагоги учатся самостоятельно проводить эксперименты, применять свои знания при решении конкретных задач на аудиторных занятиях и при выполнении цикла домашних заданий. Участие в учебно-исследовательской работе обязательно для каждого студента.
Учебно-исследовательская деятельность организуется первоначально на материале учебных дисциплин, изучаемых всеми студентами данного курса согласно учебного плана; в дальнейшем - на материале углубленного изучения разными группами студентов одного и того же курса отдельных комплексных проблем (курс по выбору), результаты которых отражаются в курсовой работе, а далее в выпускной квалификационной работе, содержащей итоги самостоятельных наблюдений студента).
Специфика УИДС состоит в том, что, занимаясь ею, студент выступает не в роли пассивного объекта педагогического воздействия - получателя готовой, систематизированной и методически обработанной информации, а в роли субъекта познавательного процесса. В системе УИДС студент самостоятельно, хотя и под руководством преподавателя, ведет наблюдения за материалом, экспериментирует, осуществляет поиск в научной литературе. Таким образом, по типу
познавательной деятельности эта работа является исследовательской, по функциональному назначению - носит учебный характер.
От учебных исследований не ожидаются объективно ценные (новые) научные результаты: занимаясь учебно-исследовательской работой, студент, как правило, «открывает для себя» то, что фактически уже известно науке. Лишь отдельные результаты УИДС представляют подлинный научный интерес -публикуются или используются в преподавании. Хотя сама учебноисследовательская деятельность представляет собой форму обучения, осуществлению собственно исследовательских действий обязательно предшествует этап освоения техники исследовательской работы.
Необходимыми компонентами учебно-исследовательской деятельности являются: самостоятельная работа с литературой; пользование библиографическими указателями, каталогами, картотеками.
Студенты должны уметь выделять основные положения в изучаемом материале и кратко формулировать их, вести текстуальные и свободные конспекты, сопоставлять различающиеся положения в изучаемых источниках с постепенным увеличением их числа, реферировать учебную литературу, критически сопоставляя различные точки зрения.
Основными организационными формами УИДС являются:
- углубленное изучение материала учебных предметов;
- изучение дополнительного, внепрограммного материала (факультативы, спецкурсы, спецсеминары, экспедиции, экскурсии и др.);
- проведение лабораторных и практических работ с элементами исследования;
- перевод научной и нормативной литературы и реферирование научных статей на иностранных языках;
- подготовка аннотаций, докладов, отзывов, рефератов, эссе и пр.;
- выполнение курсовых и дипломных работ;
- проектирование и изготовление наглядных пособий, лабораторных установок, ТСО, обучающих, контролирующих, тренажерских программ и др.;
- решение нестандартных задач повышенной трудности;
- изобретательская и рационализаторская деятельность;
- выполнение различных творческих заданий: научное исследование проблемы, художественное произведение, техническое произведение, педагогическое произведение, методологическое произведение и др.;
- составление тезисов и выступления с сообщениями и докладами по темам учебной программы на учебных занятиях.
Несколько иные функции имеет научно-исследовательская деятельность (НИДС) и научно-исследовательская работа студентов.
Термин «научно-исследовательская» в строгом смысле предполагает не «ученический» уровень изысканий, а объективную общественную значимость ожидаемых и получаемых результатов. В практике учебных заведений НИДС и НИРС отличаются от УИДС фактически не по качеству итогов, а по характеру отношения к учебному процессу и, соответственно, по контингенту участников. Как и в УИДС, только некоторые исследования, выполненные в рамках НИДС, а именно в рамках НИРС, представляют научную ценность. Значительная часть НИДС сводится к овладению студентами специальными знаниями и исследовательскими приемами.
В то же время НИДС и НИРС, в отличие от УИДС, не являются частью учебного процесса, хотя и оказывают на него положительное воздействие. НИДС и НИРС проводятся только в свободное от учебных занятий время: студенты работают над индивидуальными или коллективными темами (связанными с кафедральной научно-исследовательской тематикой или тематикой исследовательской лаборатории), участвуют в работе студенческих научных кружков и обществ, выступают с сообщениями на студенческих научных конференциях. К участию в НИДС и НИРС студенты привлекаются на добровольных началах.
К основным организационным формам НИДС относят:
- работу научных кружков, исследовательских групп, студенческих конструкторских бюро, студенческих научно-исследовательских лабораторий и других подобных объединений;
- выполнение индивидуальных научных исследований (исследования по индивидуальному графику); прикладных заданий;
- проведение состязательных мероприятий: конкурсов, смотров, викторин, олимпиад и др.;
- проведение массовых научно-технических мероприятий: научно-
практические конференции, семинары, симпозиумы, круглые столы, дискуссии, диспуты, встречи и др.;
- написание тезисов и научных статей; участие в виртуальных научных конференциях в Интернете и их проведение;
- проведение конкурсов грантов;
- получение патентов;
- выступления с научными сообщениями на заседании кружка, проблемной группы;
- внедрение результатов исследований в педагогическую практику; пропаганду НИРС (выпуск бюллетеней, газет, оформление стендов, страничек на сайтах института и факультетов и др.);
- предоставление работ на конкурсы, смотры и др.
Для организации НИРС используются и специфические формы:
- выполнение студентами научных работ по тематике НИР института на общественных началах;
- выполнение студентами научных работ в научных подразделениях института с выплатой заработной платы;
- научная работа по договорам и грантам (самостоятельно или совместно с преподавателями вуза);
- участие в экспедициях, поисковых партиях и других формах экспедиционных научно-исследовательских работ и др.
При выполнении всех видов научных работ студентам предоставляется возможность широкого использования материальной базы и производственных площадей вуза, преимущественного права пользования фондами научной библиотеки, возможностью получения научных командировок в ведущие научные исследовательские центры страны и др.
На завершающем этапе обучения студента в вузе происходит слияние УИДС и НИДС. Тема исследования, проводимого студентом в научном обществе или в других формах, может быть положена в основу его курсовой или выпускной квалификационной работы. В свою очередь, дипломная работа (ВКР), выполненная в рамках УИДС, при защите ее на заседании ГАК может быть оценена как подлинно научное исследование.
Таким образом, несмотря на определенные различия и формы организации, в соотнесенности с учебным планом и в ряде конкретных задач, научноисследовательская и учебно-исследовательская работа студентов служат одной общей цели - формированию компетентного, творчески мыслящего специалиста, способного оперативно решать возникающие перед ним профессиональные задачи.
Необходимо отметить, что сами по себе исследовательские умения и способности не возникают, необходима специальная работа по их формированию. Процесс формирования готовности к исследовательской деятельности обязательно должен включать следующие компоненты: диагностический, мотивации и О / V-/ \ 1
онный, содержательный, процессуальный (технологический) и рефлексивнооценочный (В.И. Горовая, С.И. Тарасова).
Диагностический компонент предполагает изучение наличного уровня развития умений и способностей студента, необходимых для его включения в исследовательскую деятельность в вузе. Перечень таких умений достаточно объемен:
- проективно-исследовательские (ставить проблему, описывать, интерпретировать, систематизировать научные факты; планировать, формулировать гипотезы; составлять библиографию и т.д.);
- конструктивно-исследовательские (предусматривать затруднения, определять наиболее рациональные виды деятельности, находить необходимые и наиболее эффективные методы исследования и др.);
- исследовательско-организационные (проводить наблюдение, эксперимент; осуществлять взаимный контроль, производить обмен научной информацией; создавать коллектив единомышленников и др.);
- коммуникативно-исследовательские (устанавливать контакт; воспринимать и учитывать критику; предотвращать конфликты и др.);
- собственно-исследовательские (формулировать познавательную задачу; анализировать конкретные явления; сравнивать явления между собой; производить перенос ранее усвоенных знаний на рассмотрение новых фактов и др.).
От степени сформированности этих умений зависит успешность адаптации студентов к вузовскому обучению в целом, готовность выполнять те или иные виды исследовательских заданий в процессе учебной деятельности.
Проявлением мотивационной готовности будущего педагога к исследовательской деятельности является профессиональная направленность личности: избирательное положительное отношение к исследовательской педагогической деятельности, система мотивов исследовательского поиска, интерес к исследовательской педагогической деятельности и склонность заниматься ею.
Помимо желания заниматься исследовательской деятельностью, студент должен обладать системой знаний об ее основах. Ученые выделяют философско-методологическую, социально-педагогическую, психологическую и организационно-методическую составляющие содержательного компонента исследовательской деятельности [2]. К числу основополагающих знаний относят: знание философии современного образования, представление об основных понятиях педагогической науки, знание различных подходов к рассмотрению пе-
дагогических явлений и построению педагогических процессов (диалектический, системный, синергетический и др.), знание о структуре и содержании исследовательской педагогической деятельности, о структуре личности, знание психологических закономерностей обучения и воспитания и др.
Процессуальный (технологический) компонент исследовательской деятельности, на наш взгляд, необходимо рассматривать с двух сторон. Первая -относится к выполнению заданий исследовательского характера в процессе обучения и во внеаудиторное время.
Вторая сторона может быть определена как научное сопровождение исследовательской деятельности студентов в виде поэтапного управления этой деятельностью. Условно эти этапы можно определить как адаптационный, формирующий и собственно исследовательский (творческий). Первый этап совпадает с периодом адаптации студента к условиям вуза: посещение вводных спецкурсов, посвященных основам учебной и исследовательской деятельности в вузе, погружение в творческую атмосферу вузовского обучения, знакомство с научными разработками преподавателей вуза и т.д. На втором этапе происходит постепенное усложнение заданий исследовательского характера, включение студента в разработку фундаментальных и прикладных исследований, осуществляемых на кафедрах и исследовательских лабораториях вуза. Третий этап связан с окончательным определением студента в сфере научных интересов, самостоятельное выполнение научного исследования.
В условиях перехода высшего образования на многоуровневую систему подготовки специалистов А.Л. Денисова [2, С.79-80], рассматривает следующие этапы формирования готовности к исследовательской деятельности.
На первой ступени - подготовке бакалавров - необходимо создание студенческих научно-исследовательских лабораторий, осуществляющих связь научных исследований с научной работой и выявляющих наиболее талантливую молодежь. В процессе обучения для получения степени бакалавра необходимо привлекать студентов к следующей научно-исследовательской деятельности:
1. Выполнение научных работ на кафедрах, научных кружках.
2. Выполнение лабораторных работ с исследовательской направленностью.
3. Использование компьютеров для создания:
а) информационно-логических моделей объектов научного исследования;
б) базы данных о приоритетных направлениях развития вузовской науки;
в) базы знаний по проблемам научного исследования.
4. Участие в коллективных научных исследованиях.
5. Участие в научно-практических и методических семинарах по проблемам научного исследования.
6. Выступление в открытой печати с результатами научных исследований.
7. Участие в конкурсах научно-исследовательских работ студентов.
Вторая ступень высшего образования предусматривает подготовку специалистов и магистров. Она диктует необходимость создания научных лабораторий по исследованию и решению отраслевых задач, которые определяются по научным направлениям совместно с заказчиком и выпускающей кафедры. Для этой категории студентов могут быть предложены следующие виды научно-исследовательской работы:
1. Создание банка проблем и задач отраслевого характера.
2. Участие в коммерческих и госбюджетных научных исследованиях.
3. Участие в научно-практических, теоретических и методологических семинарах.
4. Выступление с докладами и сообщениями по проблемам научного исследования на конференциях.
5. Выступление в открытой печати с результатами научных исследований.
6. Создание банка информационного обеспечения для проведения научных исследований студентами, обучающимся на степень бакалавра.
7. Разработка новых информационных технологий, систем и средств коммуникаций, формирование банков данных, позволяющих вести общение на международном уровне с использованием сетей ЭВМ.
8. Участие в разработке комплексных научно-исследовательских программ.
Рефлексивно-оценочный компонент предполагает системную итоговую диагностику готовности выпускника к исследовательской работе в сфере профессиональной деятельности.
Такой подход является весьма продуктивным и отвечает новым требованиям к подготовке компетентного специалиста, соответствующим международным стандартам качества. Какой бы ни была модель формирования готовности к исследовательской деятельности, научного сопровождения этой деятельности, она должна отвечать определенным требованиям, которые выражены в принципах и условиях ее организации.
Ведущими принципами научного сопровождения являются: постепенное повышение сложности исследовательских заданий; свобода выбора сферы научных интересов; создание атмосферы поддержки, стимулирования исследовательской деятельности; взаимосвязь науки и практики; индивидуальный подход и др.
К условиям, определяющим успешность и эффективность исследовательской деятельности, могут быть отнесены следующие:
- актуальность, научная и практическая значимость тематики научных исследований;
- наличие в вузе авторитетных научных коллективов, научных школ и их ведущих ученых - лидеров в определенных областях знаний;
- широта и интенсивность научных связей различного характера;
- уровень материально-технического и финансового обеспечения;
- вовлечение в научно-исследовательскую деятельность всех субъектов образовательного процесса [1, С.11].
Таким образом, исследовательская деятельность студентов в вузе, с одной стороны, тесно связана с учебным процессом, студенческая наука и учебный процесс взаимодополняют друг друга; с другой, - органично входит в систему вузовской науки, вносит определенный вклад в ее развитие. Недооценка роли студенческой науки чревата серьезными изъянами как в уровне профессионального мастерства будущего учителя, так и в его общем развитии.
Библиографический список
1. Богословский, В.И. Научное сопровождение образовательного процесса в педагогическом университете: методологические характеристики: Монография. [Текст] / В.И.Богословский. - СПб.: Изд-во РГПУ, 2000. - 142 с.
2. Горовая, В.И. Подготовка учителя к исследовательской педагогической деятельности. [Текст] / В.И.Горовая, С.И.Тарасова. - М.: Илекса, Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2002. - 127 с.
3. Компетентностный подход в педагогическом образовании: Коллективная монография /Под ред.проф.В.А. Козырева, Н.Ф. Радионовой и проф.А.П. Тряпицыной. [Текст] - СПб.: Изд-во РГПУ им.А.И.Герцена, 2005. -392 с.
4. Потемкин, М.Н. Сопричастность к научным исследованиям -личностный приоритет подготовки специалистов высшего педагогического образования [Текст] / М.Н. Потемкин // Актуальные проблемы научноисследовательской работы в средней и высшей школе: Сб.матер.науч.-практ.конф.,15-17 апр. 2002 г.- Мурманск: Мурм.гос.пед.ин-т, 2002. - С.11-14.
Bibliography
1. Bogoslovsky, V.I. Scientific Accompaniment of Educational Process at Pedagogical University: Methodological Characteristics: Monograph [Text] / V.I.Bogoslovsky. - SPb.: RSPU Publishing House, 2000. - 142 p.
2. Competence Approach in Pedagogical Education: Multi-Author
Monograph / Ed. by Prof. V.A. Kozyrev, N.F. Radionova, Prof. A.P. Tryapitsyna [Text]. - SPb.: Publishing House of RSPU n.a. A.I. Herzen, 2005. - 392 p.
3. Gorovaya, V.I. Teachers’ Training to Research Pedagogical Activity [Text] / V.I. Gorovaya, S.I.Tarasova. - M.: Ileksa, Stavropol: Stavropol Service School, 2002. - 127 p.
4. Potyomkin, M.N. Belonging to Scientific Researches - A Personal
Priority of Higher Pedagogical Education Specialists’ Training [Text] / M. N. Potyomkin // Topical Problems of Research Work at High and Higher School: Proceedings of Scientific-and-Practical Conference, April, 15-17, 2002. - Murmansk: Murmansk State Pedagogical Unoversity, 2002. - P. 11-14.