УДК 001.89 Т.Г. Ильина
ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ-ЭКОНОМИСТОВ
Рассматриваются проблемы организации научно-исследовательской работы студентов-экономистов на основе изучения их мнения путем анкетирования, также выявлены основные причины проблем и возможные пути их решения. Наиболее глубоко исследованы проблема мотивации студентов и ее влияние на развитие системы НИРС в вузах России.
Ключевые слова: НИР, УИРС, научно-исследовательская работа студентов, организация.
Ускоренный темп социально-экономических изменений в стране и в системе общественных ценностей, растущий объём информации и тенденций к расширению и трансформации профессиональных функций обусловили изменение требований, предъявляемых обществом к системе высшего профессионального образования в вопросах подготовки будущих специалистов.
В связи с этим «приобретают практическую значимость умения специалиста адекватно воспринимать сложные ситуации жизни, правильно их оценивать, быстро адаптироваться к новым познавательным ситуациям, целенаправленно перерабатывать имеющуюся информацию, искать и дополнять её недостающей, знать закономерности её оптимального использования, прогнозировать результаты деятельности, используя свой интеллектуальный и творческий потенциал» [1. С. 380-383].
Болонские положения и Федеральные государственные образовательные стандарты последнего поколения также указывают на необходимость создания гибкой системы высшего образования, готовящей специалистов, способных быстро, творчески воспринимать и применять новые знания и адаптироваться к новым условиям рынка труда. В связи с этим на каждом уровне обучения в вузе необходимо развивать у студентов творческое мышление и исследовательские умения и навыки, активизируя их участие в научно-исследовательской работе.
Поэтому целями настоящего исследования стали:
• рассмотреть основные характеристики организации научно-исследовательской деятельности студентов;
• определить степень вовлеченности студентов в научно-исследовательскую деятельность;
• определить отношение и мотивацию студентов к занятиям научно-исследовательской деятельностью;
• выявить эффективность и основные проблемы научно-исследовательской работы студентов;
• рассмотреть возможные пути активизации научно-исследовательской деятельности студентов.
Система научно-исследовательской работы студентов представляет собой совокупность мероприятий, направленных на освоение студентами в процессе обучения по учебным планам и сверх них методов, приемов и навыков выполнения научно-исследовательских работ, развитие способностей к научному и техническому творчеству, самостоятельности и инициативы [2. С. 462-463].
Обычно выделяют следующие основные цели НИРС:
- формирование и усиление творческих способностей студентов;
- развитие и совершенствование форм привлечения студентов к научной, конструкторской, технологической, творческой и внедренческой деятельности;
- обеспечение единства учебного, научно-исследовательского, воспитательного процессов для повышения профессионально-технического уровня подготовки специалистов с высшим образованием [Там же].
Общепринятыми считаются следующие формы научно-исследовательской работы студентов:
- выполнение лабораторных работ;
- написание рефератов;
- участие в предметных олимпиадах;
- подготовка докладов;
- выполнение заданий, содержащих элементы научных исследований;
- выполнение нетиповых заданий научно-исследовательского характера в период учебных и производственных практик;
- изучение теоретических, методологических и организационных основ выполнения научных исследований по курсам учебных дисциплин;
- курсовые, дипломные работы и проекты [3. С. 45].
В данный перечень, который больше отражает учебные формы НИРС, можно добавить еще некоторые формы научно-исследовательской работы студентов, таких как:
- подготовка научных обзоров;
- публикация научных статей;
- проведение самостоятельный научных исследований по заданной тематике;
- работа с кейсами и интеллектуальными играми;
- участие в научных конкурсах;
- участие в научно-исследовательских играх;
- участие в грантах;
- участие в научных сообществах и кружках;
- участие в научно-исследовательских проектах (в том числе оплачиваемых, групповых, производственных);
65
- участие в научных семинарах, круглых столах;
В практике принято выделять два основных вида научно-исследовательской работы студентов:
1. Учебная НИРС, предусмотренная действующими учебными планами (рефераты, доклады, сообщения, курсовые и дипломные работы).
2. Внеучебная НИРС сверх тех требований, которые предъявляются учебными планами [4. С. 12].
Наиболее важной частью НИРС является УИРС - учебно-исследовательская работа студентов. Необходимо отметить, что количество учебных часов, отведенное на УИРС, недостаточно. Поэтому одной из главных проблем является то, что научно-исследовательская работа студентов в вузах организована не лучшим образом, большая часть студентов почти не участвует в НИР, что ослабляет влияние этого фактора на их профессиональное развитие. Согласно статистике, только 22,1 % студентов занимаются научными исследованиями, а доля студентов, НИР которых оплачивается, составляет всего 1,4 % от общей численности [5].
В ходе нашего исследования было опрошено 132 студента экономического факультета ТГУ с целью выяснить отношение, мотивацию,
проблемы в научно-исследовательской деятельности студентов, для чего была предложена разработанная анкета.
На вопрос анкеты: «Каковы формы реализации Вашей научно-исследовательской деятельности?» большинство опрошенных студентов экономического факультета ответили, что реализуют свою НИР (рис. 1) через выполнение курсовых работ (90 %), подготовку рефератов (80 %) и научных докладов в рамках читаемых курсов (71 %), а также путем выполнения различных исследовательских и лабораторных работ (62 %). Процент участия студентов достаточно заметен в таких формах НИРС, как участие в олимпиадах (60 %, данные приведены с учетом школьных олимпиад), в научных исследованиях, проводимых в рамках учебных курсов (21 %), в студенческих конференциях (31 %), в научных семинарах (12 %), в написании и публикации научных статей (19 %). Участие в оставшихся формах НИРС не пользуется популярностью среди студентов-экономистов, либо есть объективные и субъективные причины, ограничивающие такое участие, это: исследовательсные задания в период прохождения практики (10%), научные обзоры (5 %), научно-исследовательские проекты (7 %), научные работы в виде заказов от предприятий (2,4 %), самостоятельные науные исследования (5 %), гранты (7 %), групповые исследования (10 %).
100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
66
Рис. 1. Результаты анализа уровня вовлеченности студентов в НИР (по формам)
Необходимо также отметить, что большинство проектов выполняется студентами в рамках учебного процесса и на бесплатной основе, доля платных проектов НИРС составляет всего 2,4 %.
Похожие результаты анализа были получены исследователями из Курского государствен-
ного медицинского университета, ими сделаны следующие выводы:
1. Большая часть студентов реализует НИР в формах курсовых, научно-исследовательских работ и посещений научных кружков.
2. Основные мотивы НИР - это освобождение
от экзаменов, материальное поощрение или использование полученных знаний в дальнейшей работе [6].
Причины низкой вовлеченности в НИРС, по мнению студентов (рис. 2), в большей степени связаны с сильной загруженнстью и отсутствием интереса.
80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10%
Проблема мотивации студентов - это также одна из проблем низкой активности студентов в НИР. Так, на вопрос анкеты: «Хотели бы Вы более активно участвовать в НИРС?», более половины студентов оветили отрицательно (57 %). Ответы на вопрос: «Каковы основные мотивы для
Рис. 2. Причины низкого уровня вовлеченности студентов в НИР
занятия НИРС?» показали, что большинство студентов-экономистов связывает мотивы своей научной деятельности (рис. 3) с развитием личности (55 %), с использованием в дальнейшей работе (55 %), с процессом познания (36 %).
Рис. 3. Мотивы научно-исследовательской деятельности студентов
Говоря о проблемах НИРС, необходимо отметить, что у значительной части студентов за время обучения не успевают сформироваться знания и навыки исследовательской деятельности.
Подтверждением этого являются результаты, полученные нами в ходе выполнения задания исследовательского характера студентами выпуск-
ных 5-го курса специалитета и 4-го курса бакалавриата в рамках учебного курса. Студентам было предложено написать научную статью по проблемам, изучаемым в рамках дисциплины. В результате выяснилось, что только 12 % студентов уже готовы к научно-исследовательской деятельности и готовы самостоятельно работать
67
68
над научной статьей, 53 % студентов имеют ограниченное представление об этой деятельности, зная лишь некоторые элементы и этапы научного исследования в основном только для конкретных форм НИР (в том числе курсовой), 35 % - практически не имеют представления о том, что такое научная новизна и практическая значимость результатов исследования, каков порядок получения и изложения полученных результатов НИР. Это подтверждается и другими исследователями. Так, в монографии ученых Омского филиала РГТЭУ отмечается, что большинство студентов не осознают важность научно-исследовательской деятельности, в среднем 70 % студентов имеют низкий уровень подготовленности к НИР, а 30 % - средний [7].
Наш опыт НИР, включенной в учебный процесс, а именно подготовка курсовых и дипломных работ, выявил некоторые возможности решения проблемы низкой мотивации и заинтересованности студентов в НИР. Со студентами 3-4-х курсов в начале работы над курсовой работой преподавателем проводилась профориента-ционная беседа, позволяющая выявить наиболее предпочтительные области экономики и рынка труда и научные интересы студента и сориентировать студента в выборе темы исследования и варианта НИР. В процессе беседы студенту предлагалось выбрать один из двух вариантов НИР при написании курсовой работы:
1) Серьезный обоснованный (на основе предварительного изучения литературы по выбранным направлениям) выбор темы с учетом возможности дальнейшего ее исследования в течение всех последующих периодов обучения в вузе и профессионального развития в данной области.
2) Выбор темы из предложенных преподавателем на один период обучения.
Выяснилось, что первоначально большинство студентов на 3-4-х курсах еще не задумывались о том, в какой области экономики лежат их интересы, и соответственно выбирали понравившуюся тему из предложенных преподавателем. После беседы с преподавателем многих заинтересовывала возможность более глубокого изучения темы и продолжения ее исследования в дальнейшем, а также ее связь с дальнейшим профессиональным развитием и будущей работой.
Сравнение результатов по этим двум группам студентов показывает, что студенты, которые сделали первый выбор, в течение выполнения работы:
- проявили больший интерес и неформальный подход к написанию курсовых;
- получили более высокий оценочный балл;
- продолжая исследование тематики в последующие годы, более активно участвовали во внеучебной НИР (в частности, в конференциях и конкурсах);
- защитили дипломную работу в установленные сроки;
- дипломная работа подготавливалась и защищалась на более высоком качественном уровне;
- обоснованно выбирали место для прохождения практики, где старались показать имеющийся уровень знаний и приобрести опыт;
- продолжили профессиональную деятельность в соответствии с тематикой исследования и, как правило, на предприятиях, в которых проходили практику;
- заинтересованы и продолжают сотрудничество с университетом, предлагая и оказывая помощь при обучении студентов в части знакомства с практическими аспектами.
Таким образом, работа со студентами, которая строится на длительной основе, дает положительный эффект не только в части стимуляции учебной и научно-исследовательской деятельности студентов, но и в их профессиональном становлении. Учебный процесс, сливаясь с научным трудом студентов, должен превращаться в реальную профессиональную деятельность, составлять основу профессионального выбора студента и процесса становления его как будущего специалиста. Но, к сожалению, проведенный нами опрос выпускников показал, что только 33 % связывают свой профессиональный выбор с научно-исследовательской работой в рамках учебного процесса, а 67 % опрошенных нами выпускников определились профессионально, не опираясь на научно-исследовательскую работу в рамках учебной деятельности.
При проведении опроса студентов выпускных курсов было также выявлено, что в среднем только 82 % хотят работать по специальности, только 54 % определились, в какой конкретно сфере экономики они хотели бы работать, только 63 % выбрали тему диплома, руководствуясь своими профессиональными интересами.
Таким образом, необходимо проводить целенаправленную длительную работу со студентами, начиная уже с начальных этапов обучения, что положительно должно отразиться на всех аспектах подготовки студентов.
Подобный и даже более продвинутый опыт работы используется и в других вузах РФ. Так, ряд преподавателей г. Белгорода занимается исследовательской работой со студентами, начиная с 1-2-х курсов. Студенты включаются в данную работу при условии успешного выполнения учебного плана. Руководитель работы тесно сотрудничает в контакте с производством и знает проблемы, которые необходимо решить на том или ином предприятии в настоящее время. Причем какой-то серьезный вопрос или проблема решается не одним студентом, а целой группой под началом руководителя. При этом студенты уже по-иному подходят и к изучению плановых дисцип-
лин, и к выполнению дипломных проектов или работ. Очень часто дипломный проект или работа являются заключительным этапом практической, теоретической и, в основном, научно-исследовательской работы студентов [8. С. 172-173].
Такой опыт работы дает возможность не только повысить качество обучения, но и сделать реальный шаг в сторону требований рынка труда и работодателей. Тесный контакт с работодателями может быть реализован именно через НИР студентов.
Так, например, опыт тесного сотрудничества кафедры МТП, кафедры ЭиМ Белгородского государственного университета и производственного предприятия ООО «Лебединский ГОК» позволил реализовать целый ряд задач, необходимых производству. Выполнение дипломных работ и проектов проводится здесь по заказу предприятия, но для этого студент в течение 4-5 лет занимается научно-исследовательской работой именно на этом производстве. Поэтому количество выпускников, работающих на выбранном для НИР предприятии, составляет более 80 % [9. С. 174-175].
Необходимо систематизировать такое сотрудничество. Для этого нужно:
1) составить списки работодателей в соответствии с теми курсами, которые изучаются и исследуются в вузе;
2) разработать варианты форм сотрудничества по НИРС с предприятиями-партнерами;
3) предложить сотрудничество в части заказов на научно-исследовательскую деятельность студентов для конкретных предприятий;
4) создать систему оценки результатов НИР и ревизионную комиссию с участием преподавателей, студентов и работодателей.
Общение со студентами прошлых выпусков, успешно работающих по специальности, позволило нам выявить такую важную проблему, как низкий уровень коммуникативных компетенций студентов-экономистов, который особенно востребован в сферах, связанных с оказанием услуг, например в банковской системе. Одним из возможных решений указанных проблем является организация научных семинаров и научных сообществ.
На научных семинарах студенты совместно с преподавателями, работодателями, представителями власти могут обсуждать научные проблемы, методологию научного исследования для их решения, выступать с докладами, отражающими результаты проведенного студентами совместного исследования. Это развивает коммуникационные навыки, умение аргументировать свои выводы, способность понятно излагать свои мысли, уверенно выступать перед аудиторией (более 20 % студентов считают, что это одна из заметных причин низкой активности в НИР: страх перед аудиторией, страх провала и т.п.), что поможет студентам не только при защите дипломной работы, но и в дальнейшей трудовой деятельности.
Создание научных сообществ активизировало бы НИРС с самого начала обучения студентов. Участие преподавателей и работодателей в таких сообществах позволило бы систематизировать и развить данную работу. Научное сообщество объединяет единомышленников и формирует положительный имидж студенческой науки [10].
Так, в Нижневартовском государственном гуманитарном университете СНО состоит из научных студенческих объединений, функционирующих при кафедрах факультетов [11. С. 124]. Большинство выпускников НГГУ, которые входили в состав студенческого научного общества, в последующем стали научными работниками, защитили кандидатские диссертации и успешно продолжают работать на научном поприще в настоящее время [12. С. 173-175].
Одной из современных технологий подготовки студента к будущей профессиональной деятельности, позволяющей ему эффективно планировать и оценивать процесс, результаты своего обучения, является технология портфолио, стремительно развивающаяся в зарубежном высшем образовании [13].
Портфолио - современная инновационная образовательная технология, в основе которой используется метод аутентичного оценивания результатов образовательной, научной и профессиональной деятельности [14].
Распространены три основных типа портфолио: «Портфолио документов», «Портфолио работ», «Портфолио отзывов».
Портфолио документов - портфель сертифицированных (документированных) образовательных достижений студента.
Портфолио работ - портфель исследовательских, творческих работ студента, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсах и т. д.
Портфолио отзывов включает оценку студентом своих достижений, резюме, а также отзывы, представленные преподавателями, родителями, руководителями практик и т.д.
Как выяснилось, результативность научно-исследовательской работы студентов вуза зависит от многих факторов и причин. В вузе необходима грамотно продуманная целая система поощрений студентов за успехи в научно-исследовательской деятельности [4. С. 59]. Более того, Г.И. Хмара и Л.С. Тетерская считают, что «НИРС» - понятие емкое и многогранное. Оно должно включать в себя следующие компоненты:
1) процесс формирования качеств, навыков, умений научно-исследовательской деятельности у 69
студентов от курса к курсу с учетом особенностей вуза, факультета и специализации (с какой целью и что формируется);
2) систему методов, форм и средств формирования данных качеств, навыков, умений (как и через что формировать);
3) систему и структуру субъективно-объективных связей в процессе формирования качеств, навыков, умений НИРС (кто формирует и у кого формируется, каковы взаимодействия формирующего и формирующихся);
4) эффективность процесса, системы и подсистемы НИРС (с каким эффектом). Данный компонент расчленяется на:
• эффективность массового охвата студентов НИР;
• эффективность воздействия НИРС на разви-
тие творческих способностей и овладение методами индивидуального и коллективного творчества;
• эффективность качественного содержания и вклада студентов в науку;
• эффективность воздействия субъекта на объект процесса формирования качеств, навыков, умений НИР;
• эффективность методов, форм и средств на процесс формирования субъекта творчества [1. С. 380-383].
Мы проанализировали эффективность системы НИРС в вузе на основе данных анкетирования студентов и получили результаты, представленные в табл. 1.
Таблица 1. Результаты оценки эффективности НИРС в вузах на основе изучения мнения студентов
Группы эффективности Показатель Значение показателя, полученное при анализе
1. Эффективность массовости охвата Доля студентов, участвовавших в различных формах НИР 32,7 %
2. Эффективность воздействия на уровень знаний Средний балл самооценки знаний и умений 3,05
3. Эффективность вклада в науку Средний балл самооценки вклада в науку 0,7
4. Эффективность преподавания Доля студентов, выявивших проблемы, связанные с ППС 19 %
5. Эффективность форм, методов и средств Наиболее эффективные формы НИРС, по мнению студентов (доля студентов в % от общей численности) Групповые проекты - 53 %. Проекты (в том числе с работодателями) - 50 %. Конференции - 52 %. Олимпиады, конкурсы, гранты - по 40 %. Доклады, статьи, практика - по 19 %. Кружки и сообщества - по 21 %
Кроме того, по мнению студентов, можно выделить проблемы НИРС в вузе, показанные в табл. 2.
Таблица 2. Основные проблемы НИР студентов вуза
70
Группы проблем Перечень проблем в группе
1. Проблемы, связанные с ППС Несвоевременная проверка работ; непонятны разъяснения; неинтересная подача; недоброжелательность; нежелание привлечь; темы не соответствуют компетенции
2. Проблемы, связанные с коммуникациями Отсутствие рекламы, отсутствие агитации; неосведомленность; не ведется работа по привлечению студентов; отсутствие коммуникаций между участниками мало проектов совместно с работодателями
3. Проблемы, связанные с материально-технической базой Отсутствуют материальные поощрения; недостаток необходимых данных; отсутствие финансирования; нет аудиторий; отсутствие единой организационной системы
4. Проблемы, связанные с занятостью и мотивацией Недостаток времени; отсутствие мотивации; нет отдачи, пользы; отвлекают от учебы
Подводя итоги исследования, можно сделать следующие выводы:
1. Вовлеченность студентов-экономистов в НИР ниже среднего уровня.
2. Наиболее используемыми на практике формами НИР студентов являются формы в рамках учебного процесса.
3. Главными причинами низкой вовлеченности, незаинтересованности и перекоса НИР в сторону УИР являются нехватка времени и несоответствие главных мотивов и предлагаемых форм (в том числе слабая ориентация на связь с работодателями и будущей профессией).
4. Эффективность организации и процесса НИР показывает низкий уровень знаний и умений и как следствие слабый результат научного вклада студента.
5. Основными проблемами организации НИР студентов являются проблемы ограниченности коммуникаций и мотивации, слабости материально-технической базы и недостаточное качество работы ППС.
6. Некоторыми возможными путями повышения эффективности НИРС в вузе могут быть: вовлечение студентов в НИР с начала учебы в вузе, ориентация на долгосрочную научно-исследовательскую деятельность, внедрение новых и популярных форм НИР.
Литература
1. Чупрова Л.В. Научно-исследовательская работа студентов в образовательном процессе вуза // Теория и практика образования в современном мире: матер. междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). - СПб.: Реноме, 2012. - С. 380-383.
2. Тимофеева Е.М., Белик Н.П., Тимофеева А.С. Научно-исследовательская работа студентов технических вузов // Фундаментальные исследования. - 2007. - № 12. - С. 462-463.
3. Бережнова Е.В., Краевский В.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов. - М.: Изд. центр «Академия», 2005. - 128 с.
4. Миронов В.А., Майкова Э.Ю. Социальные аспекты активизации научно-исследовательской деятельности студентов вузов. - Тверь: ТГТУ, 2004. - С. 12-20.
5. Нужнова С.В. Организация научно-исследовательской деятельности студентов при подготовке к профессиональной мобильности. - Троицк: Изд-во ГОУ ВПО ЧелГУ, 2012. - 188 с.
6. Яцун А.С., Авершина Е.М., Григорьян А.Ю. Анализ научно-исследовательской деятельности студентов 3 курса лечебного и педиатрического факультетов КГМУ // http://sibac.info/11593.
7. Модернизация системы экономического образования в России в условиях институциональной трансформации научно-образовательных комплексов / С.Е. Елкин, Н.М. Калинина, В.П. Чижик. - Омск: Омский институт (филиал) РГТЭУ, 2010. - 257 с.
8. Тимофеева А.С., Федина В.В., Бурякова А.В. Значение курсовых работ в подготовке квалифицированных специалистов // Сборник научных трудов. Направление 1. - Белгород, 2003. - Ч. 1. - С. 172-173.
9. Тимофеева А.С., Федина В.В., Петрова Л.П. Научно-исследовательская работа студентов в технических вузах // Сборник научных трудов. Направление 1. - Белгород, 2003. -Ч. 1. - С. 174-175.
10. Лохонова Г.М. Научно-исследовательская работа студентов вуза как компонент профессиональной подготовки будущих специалистов // Актуальные проблемы современной педагогики: матер. междунар. заочной науч.-практ. конф. -Ч. I (15 февраля 2010 г.). - Новосибирск: ЭНСКЕ, 2010. - 180 с.
11. Сборник нормативных документов по научной деятельности Нижневартовского государственного гуманитарного университета. - Нижневартовск: Изд. центр, 2009. - С. 124.
12. Петрова С.Н. Научно-исследовательская деятельность студентов как фактор повышения качества подготовки специалистов // Молодой ученый. - 2011. - № 10, т. 2. -С.173-175.
13. Сердученко Ю.В., Тыш Э.Е., Татьяненко С.А. Электронное портфолио в системе подготовки будущего инженера / http://sibac.info/index.php/2009-07-01-10-21-16/6942-2013-03-18-10-11-35).
14. Григоренко Е. В. Портфолио в вузе: методические рекомендации по созданию и использованию. - Томск: Томский государственный университет, НОЦ «Институт инноваций в образовании», Институт дистанционного образования, 2007.