ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА
УДК 378.4(4 70-25) 096:37*378.001.891 ББК Ч448.944+Ч25 ГСНТИ 14.35.07; А. А. Дмитриев, С. Н. Утенкова, Т. В. Маркова Мытищи, Россия
14.01.21 Код ВАК 13.00.01; 13.00.03 A. A. Dmitriev, S. N. Utenkova, T. V. Markova Mytishchi, Russia
НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФАКУЛЬТЕТА СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБЛАСТНОГО УНИВЕРСИТЕТА (СОВРЕМЕННЫЙ ЭТАП)
Аннотация. В статье приводятся сведения о структуре и основных направлениях научной работы трех действующих кафедр факультета специальной педагогики и психологии Московского государственного областного университета: логопедии, специальной педагогики и инклюзивного образования, клинических основ дефектологии и специальной психологии, каждая из которых разрабатывает свое научное направление, связанное с проблемами диагностики, коррекции, оздоровления детей с проблемами в развитии; с вопросами интегрированного обучения и инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья; управления качеством специального (дефектологического) образования. Приводятся данные, свидетельствующие о том, что в настоящее время, в преддверии своего двадцатилетия, факультет переживает период бурного роста и развития: ведение грантовой деятельности, сотрудничество и взаимодействие с ведущими отечественными и зарубежными научными центрами, издание научных и научно-методических работ, проведение мастер-классов, авторских семинаров, круглых столов и
SCIENTIFIC ACTIVITY OF THE FACULTY OF SPECIAL PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY OF THE MOSCOW STATE REGIONAL UNIVERSITY (THE PRESENT STAGE)
Abstract. The article provides information about the structure and the main directions of scientific work of three current chairs of the Faculty of Special Pedagogy and Psychology of the Moscow State Regional University: logopedics, special pedagogy and inclusive education, clinical foundations of defectology and special psychology, each of which works along its own lines connected with the problems of diagnostics, rehabilitation, and health improvement of children with developmental problems; with the questions of the integrated training and inclusive education of children with disabilities; the quality management of special (defectological) education. The article contains the data showing that now, on the threshold of the twentieth anniversary, the faculty is experiencing the period of rapid growth and development: implementation of grant activity, cooperation and interaction with the leading domestic and foreign scientific centers, publication of scientific and scientific-methodological works, conduct of master classes, authored seminars, round tables and conferences of various levels, including the international conferences; participation in scientific events of regional, All-Russian
60
Специальное образование. 2016. № 3
конференций различного уровня, включая международный, участие в научных мероприятиях областного, всероссийского и международного масштаба, организация единственной в России олимпиады «Особый ребенок». Показателем научно-прикладной составляющей развития факультета является недавно созданное структурное подразделение — Научно-практический центр специальных психолого-медико-педагогических технологий развития детей и подростков.
Ключевые слова: диагностика; коррекция; оздоровление детей с проблемами в развитии; интегрированное обучение; инклюзивное образование; управление качеством специального образования.
Сведения об авторе: Дмитриев Алексей Андреевич, доктор педагогических наук, профессор.
Место работы: декан факультета специальной педагогики и психологии Московского государственного област-
and international scale; organization of the only Olympiad «Special Child» in Russia. One more recently created structural division of the Faculty — «The scientific-practical Center of Special Medico-pedagogical Technologies of Development of Children and Teenagers» — is an indicator of development of the scientific and applied potential of Faculty.
Key words: diagnostics, rehabilitation, improvement of health of children with developmental problems, integrated education, inclusive education, quality management of special education.
About the author: Dmitriev Alek-sey Andreevich, Doctor of Pedagogy, Professor.
Place of employment: Dean of Faculty of Special Pedagogy and Psychology, Moscow State Regional University.
ного университета.
Контактная информация: 141014, Россия, г. Мытищи, В. Волошиной, д. 24.
E-mail: [email protected].
Сведения об авторе: Утенкова Светлана Николаевна, кандидат биологических наук, доцент.
Место работы: кафедра клинических основ дефектологии и специальной психологии факультета специальной педагогики и психологии Московского государственного областного университета.
About the author: Utenkova Svet-lana Nikolaevna, Candidate of Biology, Associate Professor.
Place of employment: Department of Clinical Foundations of Defectology and Special Psychology, Faculty of Special Pedagogy and Psychology, Moscow State
Regional University. Контактная информация: 41014, Россия, г. Мытищи, В. Волошиной, д. 24. E-mail: [email protected].
About the author: Markova Tat'ya-na Vladimirovna, Candidate of Pedagogy.
Сведения об авторе: Маркова Татьяна Владимировна, кандидат педагогических наук.
Место работы: кафедра специальной педагогики и инклюзивного образования факультета специальной педагогики и психологии Московского государственного областного университета.
Place of employment: Department of Special Pedagogy and Inclusive Education, Faculty of Special Pedagogy and Psychology, Moscow State Regional Uni-
versity.
Контактная информация: 41014, Россия, г. Мытищи, В. Волошиной, д. 24. E-mail: [email protected].
Специальное образование. 2016. № 3
61
Научная деятельность факультета специальной педагогики и психологии Московского государственного областного университета связана с проблемами диагностики, коррекции, оздоровления детей с проблемами в развитии; вопросами интегрированного обучения и инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья; управления качеством специального образования.
В настоящее время факультет представлен тремя кафедрами — кафедрой специальной педагогики и инклюзивного образования, кафедрой логопедии и кафедрой клинических основ дефектологии и специальной психологии, каждая из которых разрабатывает свою научную тему и ведет исследовательскую деятельности по нескольким направлениям. Недавно создано еще одно структурное подразделение факультета — Научно-практический центр специальных психолого-медико-педагогических технологий развития детей и подростков.
Научно-исследовательская работа кафедры специальной педагогики и инклюзивного образования (зав. кафедрой Ерёмина Анна Александровна) ориентирована на актуальные проблемы образования и коррекции детей с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью, а также вопросы подготовки квалифицированных кадров, работающих с этой категорией детей. На кафедре разрабатываются сразу несколько научных направлений.
Первое направление связано с вопросами управления качеством специального образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на современном этапе модернизации образования, решение которых прежде всего связано с проблемой подготовки кадров для системы специального и инклюзивного образования. Данное направление разрабатывается под руководством декана факультета доктора педагогических наук, профессора Дмитриева Алексея Андреевича. В его работах рассматриваются проблемные аспекты формирования содержания современного российского образования применительно к профессиональной подготовке учителей-дефектологов в контексте идеологии компетент-ностного подхода и в рамках действующих федеральных государственных образовательных стандартов [1; 2; 3; 9; 18; 19], вопросы оценки качества специального образования детей с ОВЗ [4].
Второе направление охватывает область обучения и воспитания детей с множественными комплексными нарушениями развития (А. А. Ерёмина). В рамках научной работы кафедры ведется также поиск инновационных технологий коррекционной работы с детьми с нарушениями в развитии [1; 5; 16; 17; 18].
Показателями научной деятельности кафедры являются гран-товая активность (только в 2015 г. подано три заявки в РГНФ); высокая публикационная активность в ведущих научных отечественных и зарубежных изданиях. За послед-
© Дмитриев А. А., Утенкова С. Н., Маркова Т. В., 2016
62
Специальное образование. 2016. № 3
ний год сотрудниками кафедры опубликованы два учебных пособия: «Обучение грамоте и счету детей с ограниченными возможностями здоровья» [6] и «Научно-методические основы организации интегрированного (инклюзивного) обучения детей с ограниченными возможностями здоровья» [7], авторами которых является профессор А. А. Дмитриев; одна монография; 14 статей в журналах, включенных в Перечень ВАК РФ; одна статья включена в систему цитирования «Scopus» [26].
Кафедрой осуществляется постоянное сотрудничество с реабилитационными центрами, ведется активная консультативная деятельность; сотрудники кафедры участвуют в конкурсах и проектах российского и зарубежного масштаба; предпринимают реальные шаги к созданию региональной системы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в Московской области.
На кафедре логопедии (зав. кафедрой кандидат педагогических наук, доцент Шилова Елена Анатольевна) ведутся исследования, связанные с интегративным подходом в изучении и коррекции речевых нарушений у подростков и взрослых в процессе реабилитации и социализации.
В работах сотрудников кафедры логопедии представлены авторские программы обследования речевого развития детей с комплексными нарушениями развития [10], рассматриваются вопросы инклюзии детей с речевыми нарушениями
[11], развития речи с использованием здоровьесберегающих технологий [23; 24], влияния развития психических процессов на формирование речевых функций [12; 15], мотивации и актуализации развития речи у детей с различными речевыми отклонениями [12; 13].
В рамках разрабатываемой кафедрой темы за 2015 г. опубликовано 40 работ, из них 2 монографии [10], 9 статей в изданиях, рекомендованных ВАК РФ [11; 15; 21]; статья в зарубежном журнале [24]; 10 публикаций в изданиях, индексируемых в базе РИНЦ; подана заявка на грант РГНФ «Формирование инновационной образовательной среды как фактор повышения качества обучения и воспитания лиц с нарушениями речи на примере Московской области».
Преподавателями осуществляется плодотворное сотрудничество и взаимодействие с ведущими факультетами и кафедрами дефектологического направления вузов г. Москвы: чтение лекций, проведение курсов повышения квалификации, участие в научно-методических семинарах (АСОУ, МПГУ и др.).
Уникальность кафедры клинических основ дефектологии и специальной психологии (зав. кафедрой доктор медицинских наук Лукьянова Инна Евгеньевна) состоит в реализации сразу трех научных направлений, каждое из которых связано с другими.
Первое направление — психоневрологическое — отражается в результатах исследований функциональной активности корковых
Специальное образование. 2016. № 3
63
мозговых структур при различных нарушениях развития [20; 22].
Второе направление — реабилитационное — рассматривает вопросы реабилитации детей с ОВЗ и медико-психологические аспекты возможности их включения в образовательный процесс [14; 25].
Третье направление связано с изучением психологической составляющей отклонений развития и поиском путей ее коррекции [8]. Итоги научной деятельности кафедры отражены в двух монографиях (автор — И. Е. Лукьянова) и статьях различного уровня.
Кафедрой установлены научные связи с ФГБУ «ФМИЦПН им. В. П. Сербского» Минздрава России, Российской академией медико-социальной реабилитации, Центром социальной, профессиональной, психологической экспертно-реаби-литационной диагностики и реабилитации ФШБУ ФБ МСЭ, с Центром психолого-медико-социального сопровождения Московской области; ГБОУ МО «Центром „Ариадна"»; Региональной общественной организацией инвалидов — стоми-рованных больных; НП «Национальная федерация лечебной верховой езды и инвалидного конного спорта».
Сотрудники факультета находятся в постоянном взаимодействии с практическими организациями. На базе факультета организуются и проводятся мероприятия, на которых обсуждаются вопросы и проводится обмен информацией об инновационных научных разработках из различных областей дефек-
тологии между специалистами различных отраслей.
Традиционной формой трансляции и обмена передовым педагогическим опытом, демонстрации современных достижений в области практической и теоретической дефектологии стали мастер-классы: «Интегрированный подход к психолого-педагогическому сопровождению детей с ФФНР и ОНР» (Е. А. Шилова); «Технологии формирования темпоритмической организации речи» (С. В. Леонова); «Формирование и накопление читательского опыта у детей с нарушениями речи» (Ю. А. Майорова); «Совместная работа логопеда и воспитателя по устранению речевых нарушений у детей с нарушениями интеллекта» (М. Ю. Криво-ротова); «Формирование планирующей речи у детей с ОНР в процессе обучения изобразительной деятельности» (Е. К. Аржанухина).
Перспективным направлением передачи инновационного опыта работы являются авторские семинары. На факультете имеется большой опыт проведения подобных мероприятий. В 2015 г. профессором А. А. Дмитриевым был разработан, организован и проведен авторский семинар «Инновационная технология обучения детей грамоте и счету средствами „Телесной азбуки"» для учителей школ и воспитателей детских садов. Традиционным стало проведение «круглых столов» с привлечением педагогов и психологов школ и детских садов для обучающихся с ОВЗ: «Дети с речевыми нарушениями в совре-
64
Специальное образование. 2016. № 3
менном образовательном пространстве: проблемы, опыт и решения», «Актуальные вопросы подготовки бакалавров и магистров в области специальной помощи лицам с проблемами в речевом развитии», «Современные логопедические технологии изучения и коррекции речевых нарушений», «Инновационные реабилитационные технологии в системе лечебно-педагогической помощи детям с ограничениями жизнедеятельности» и др. Общим итогом состоявшихся мероприятий стала выработка перспективных направлений совершенствования психолого-медико-педагогического сопровождения образования детей с ограниченными возможностями здоровья в Московской области.
Студенты факультета специальной педагогики и психологии ежегодно участвуют в областных, федеральных и международных конференциях.
Как правило, в организации и проведении факультетских научных мероприятий участвует Ассоциация специалистов по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья Московской области, научной базой для создания которой стал факультет. Ассоциация совместно с Московским государственным областным университетом за последнее время участвовала в организации социально значимых мероприятий областного и международного масштаба: предметной недели; научно-практического семинара «Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья: от ранней помощи до профес-
сиональной интеграции. Опыт России и Франции».
На базе факультета организован постоянно действующий научно-методический семинар директоров школ Московской области по теме «Ключевые компетенции руководителя образовательной организации, обучающей детей с ОВЗ и инвалидностью» (доктор педагогических наук, профессор А. А. Дмитриев). Проводится единственная в России олимпиада «Особый ребенок» для выпускников 10—11 классов образовательных организаций Московской области. Факультет являлся одним из организаторов I Всероссийского съезда дефекто-логов в октябре 2015 г.
Традиционными для факультета стали научно-методические семинары с иностранными специалистами. В 2015 г. была организована и проведена Международная конференция «Конвенция ООН о правах инвалидов от 13.12.2006 г. — требования к обучению в образовательных учреждениях России и Германии»; в феврале 2016 г. была организована серия встреч с профессором Вильфридом Хакманном, представляющим в России университет Эмден-Леер (Германия). Состоялись переговоры, где обсуждались вопросы научно-практического сотрудничества в формах создания международной лаборатории по проблемам инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья; организации стажировок и реализации программ, направленных на повышение квалификации и трансляцию передового опыта.
Специальное образование. 2016. № 3
65
В апреле 2016 г. факультетом была проведена Всероссийская конференция с международным участием «Современные реалии создания коррекционно-образова-тельного пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья», в которой приняли участие российские специалисты, де-фектологи Республики Беларусь, Итальянской Республики, Германии, Республики Казахстан и Республики Молдова. Обсуждался широкий круг теоретико-методологических, организационно-управленческих и практических вопросов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Была принята резолюция с предложениями Министерству образования Российской Федерации, Министерству образования Московской области, Ассоциации специалистов по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, руководителям образовательных организаций для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью.
Деятельность специалистов факультета, направленная на развитие науки в Московской области и в России, неоднократно поощрялась грамотами и благодарственными письмами от общественных организаций: благотворительного фонда «Даунсайд Ап», группы компаний «Открытый диалог», образовательных организаций.
В рамках конкурса «Ученый года» в 2014 г. за значительный вклад в развитие научного потенциала Московского государственного областного университета но-
минированы на призовые места доцент кафедры логопедии С. В. Леонова, профессор кафедры клинических основ дефектологии и специальной психологии И. Е. Лукьянова; в 2015 г. — профессор кафедры специальной педагогики и инклюзивного образования, декан факультета А. А. Дмитриев, который также был отмечен почетным дипломом «За верность науке». В номинации «Лучший молодой ученый» в 2016 г. победила старший преподаватель кафедры специальной педагогики и инклюзивного образования Т. В. Маркова.
В заключение можно отметить, что факультет переживает этап бурного роста и развития. Огромный интерес к обучению на нем проявляют абитуриенты не только Московской области, но и других регионов России. Всё это свидетельствует о высокой репутации и авторитете факультета, которому в 2016 г. исполняется 20 лет.
Литература
1. Бетанова, С. С. Психофизиологический аспект кратковременной готовности к деятельности психолога, работающего в коррекционной сфере / С. С. Бетанова // Вестн. Москов. гос. обл. ун-та. — 2015. — № 3.
2. Дмитриев, А. А. Аналитический обзор Федеральных государственных образовательных стандартов в системе общего, специального и высшего образования: новый контекст подготовки учителя-дефектолога / А. А. Дмитриев // Специальное образование. — 2014. — № 2.
3. Дмитриев, А. А. Структурные характеристики социально-личностных компетенций детей с ограниченными
66
Специальное образование. 2016. № 3
возможностями здоровья как оценочные критерии качества специального образования / А. А. Дмитриев // Специальное образование. — 2014. — № 3.
4. Дмитриев, А. А. О подготовке кадров системы специального и инклюзивного образования в свете его модернизации / А. А. Дмитриев // Вестн. Москов. гос. обл. ун-та. Сер.: Педагогика. — 2015. — № 4.
5. Дмитриев, А. А. Структуризация зрительного гнозиса как компонента графомоторной компетенции у детей 6—7-летнего возраста с общим недоразвитием речи III уровня / А. А. Дмитриев, А. А. Турышева // Специальное образование. — 2015. — № 3.
6. Дмитриев, А. А. Обучение грамоте и счету детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе кор-рекционно-оздоровительной работы / А. А. Дмитриев. — М., 2015.
7. Дмитриев, А. А. Научно-методические основы организации интегрированного (инклюзивного) обучения детей с ограниченными возможностями здоровья / А. А. Дмитриев — Пермь : Изд-во Перм. гос. гум.-пед. ун-та, 2016.
8. Дмитриева, С. А. Изучение психологических сиптомокомплексов у детей-сирот с задержкой психического развития в процессе оценки их эмоциональной компетентности / С. А. Дмитриева, Н. Ю. Верхотурова // Специальное образование. — 2013. — № 3.
9. Ковылова, Е. В. Воспитательная система факультета педагогического вуза как условие реализации ФГОС / Е. В. Ковылова, Н. Е. Разенкова // Педагогическое образование и наука. — 2014. — № 1.
10. Кузьминова, С. А. Инновационные диагностические программы изучения речевого развития лиц с ограниченными возможностями здоровья / С. А. Кузьминова, М. В. Жигорева, Л. А. Пантелеева. — М., 2014.
11. Кузьминова, С. А. Реализация междисциплинарных связей в образовательном процессе учащихся с ограниченными возможностями здоровья / С. А. Кузьминова, М. В. Жигорева, Л. А. Пантелеева // Стандарты и мониторинг в образовании. — 2014. — Т. 3, № 2.
12. Леонова, С. В. Формирование психологической готовности к школе заикающихся детей в процессе интеграции в условиях общеобразовательного учреждения / С. В. Леонова // Вестн. Москов. гос.о обл. ун-та. Сер.: Педагогика. — 2014. — № 3.
13. Леонова, С. В. Особенности актуализации лексических средств языка у дошкольников с общим недоразвитием речи / С. В. Леонова // Вестн. Мос-ков. гос. обл. ун-та. Сер.: Педагогика. — 2014. — № 4.
14. Лукьянова, И. Е. Инклюзивное образование как форма реабилитационной помощи детям с ограничениями жизнедеятельности / И. Е. Лукьянова, С. Н. Утенкова // Вестн. Москов. гос. обл. ун-та. Сер.: Педагогика. — 2015. — № 4.
15. Майорова, Ю. А. Комплексная методика формирования молчаливого чтения у школьников с дислексией, обучающихся на начальной ступени общего образования / Ю. А. Майорова // Вестн. Москов. гос. обл. ун-та. Сер.: Педагогика. — 2015. — № 2.
16. Маркова, Т. В. Оценка сформиро-ванности естествоведческой компетентности учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида / Т. В. Маркова // Вестн. Са-мар. гос. ун-та. — 2014. — № 5.
17. Маркова, Т. В. Формирование естествоведческой компетентности умственно отсталых младших школьников в условиях компетентностно ориентированной образовательной среды / Т. В. Маркова // Изв. Юж. фед. ун-та.
Специальное образование. 2016. № 3
67
Педагогические науки. — 2014. — № 8.
18. Маркова, Т. В. Формирование образовательных компетенций обучающихся с нарушениями интеллектуального развития / Т. В. Маркова // Вестн. Москов. гос. обл. ун-та. Сер.: Педагогика. — 2015. — № 4.
19. Маркова, Т. В. Компетентностный подход в образовании учащихся с ограниченными возможностями здоровья / Т. В. Маркова, Т. В. Шевырева, Ю. А. Костенкова // Наука и школа. —
2014. — № 1.
20. Мельникова, Т. С. Анализ электроэнцефалограмм у больных эпилепсией в период ремиссии припадков / Т. С. Мельникова, Т. А. Рогачёва // Российский психиатрический журнал. —
2015. — № 3.
21. Пантелеева, Л. А. Особенности усвоения и оперирования учебно-терминологической лексикой учащимися с ОВЗ / Л. А. Пантелеева // Детская и подростковая реабилитация. — 2015. — № 1 (24).
22. Рогачёва, Т. А. Динамика электроэнцефалографических показателей у больных эпилепсией под влиянием ноотропной терапии / Т. А. Рогачёва, Т. С. Мельникова // Социальная клиническая психиатрия. — 2015. — Т. 25, № 2.
23. Шилова, Е. А. Комплексный подход к коррекции заикания у дошкольников с использованием здоровьесбе-регающих технологий / Е. А. Шилова // Вестн. Москов. гос. обл. ун-та. Сер.: Педагогика — 2014. — № 3.
24. Шилова, Е. А. Реализация комплексного подхода в системе преодоления ОНР III уровня у детей старшего дошкольного возраста с использованием здоровьесберегающих технологий / Е. А. Шилова, С. В. Лапина // Stredoev-ropsky Vestnik pro Vedu a Vvzkum. — 2015. — Т. 60.
25. Baklagina, N. Yu. Adaptive Tourism. Prospectsfor development / N. Yu. Baklagina, I. E. Lukyanova, A. M. Starygina // World Applied Sciences Jurnal. — 2014. — № 30.
26. Dmitriev, A. A. Formation of social and personal competences among handicapped children / A. A. Dmitriev // World Applied Sciences Journal. — 2013. — T. 27, № 13.
References
1. Betanova, S. S. Psihofiziologicheskij aspekt kratkovremennoj gotovnosti k dejatel'nosti psihologa, rabotajushhego v korrekcionnoj sfere / S. S. Betanova // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. — 2015. — № 3.
2. Dmitriev A. A. Analiticheskij obzor Federal'nyh gosudarstvennyh obrazova-tel'nyh standartov v sisteme obshhego, special'nogo i vysshego obrazovanija: novyj kontekst podgotovki uchitelja-defektologa / A. A. Dmitriev // Special'-noe obrazovanie. — 2014. — № 2.
3. Dmitriev A.A. Strukturnye harakte-ristiki social'no-lichnostnyh kompetencij detej s ogranichennymi vozmozhnostjami zdorov'ja kak ocenochnye kriterii kachestva special'nogo obrazovanija / A. A. Dmitriev // Special'noe obrazova-nie. — 2014. — № 3.
4. Dmitriev A.A. O podgotovke kadrov sistemy special'nogo i inkljuzivnogo obra-zovanija v svete ego modernizacii / A. A. Dmitriev // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universite-ta. Serija: Pedagogika. — 2015. — № 4.
5. Dmitriev A. A., Turysheva A. A. Strukturizacija zritel'nogo gnozisa kak komponenta grafomotornoj kompetencii u detej 6 — 7-letnego vozrasta s obshhim nedorazvitiem rechi III urovnja / A. A. Dmi-triev, A. A. Turysheva // Special'noe obrazovanie. — 2015. — № 3.
6. Dmitriev A. A. Obuchenie gramote i schjotu detej s ogranichennymi vozmozhnostjami zdorov'ja v processe korrekci-
68
Специальное образование. 2016. № 3
onno-ozdorovitel'noj raboty / A. A. Dmi-triev. — M., 2015.
7. Dmitriev A. A. Nauchno-metodi-cheskie osnovy organizacii integri-rovan-nogo (inkljuzivnogo) obuchenija detej s ogranichennymi vozmozhnostjami zdo-rov'ja / A. A. Dmitriev — Perm' : Izd-vo Perm.gos.gum.-ped.un-t, 2016.
8. Dmitrieva S. A., Verhoturova N. Ju. Izuchenie psihologicheskih siptomokom-pleksov u detej-sirot s zaderzhkoj psihi-cheskogo razvitija v processe ocenki ih je-mocional'noj kompetentnosti / S. A. Dmi-trieva, N. Ju. Verhoturova // Special'noe obrazovanie. — 2013. — № 3.
9. Kovylova E. V., Razenkova N. E. Vospitatel'naja sistema fakul'teta pedago-gicheskogo VUZa kak uslovie realizacii FGOS / E. V. Kovylova, N. E. Razenkova // Pedagogicheskoe obrazovanie i nau-ka. — 2014. — № 1.
10. Kuz'minova S. A., Zhigoreva M. V., Panteleeva L. A. Innovacionnye diagnos-ticheskie programmy izuchenija re-chevogo razvitija lic s ogranichennymi vozmozhnostjami zdorov'ja / S. A. Kuz'-minova, M. V. Zhigoreva, L. A. Pante-leeva. — M., 2014.
11. Kuz'minova S. A., Zhigoreva M. V., Panteleeva L. A. Realizacija mezhdiscip-linarnyh svjazej v obrazovatel'nom processe uchashhihsja s ogranichennymi voz-mozhnostjami zdorov'ja / S. A. Kuz'mino-va, M. V. Zhigoreva, L. A. Panteleeva // Standarty i monitoring v obrazovanii. — 2014. — T. 3 — № 2.
12. Leonova S. V. Formirovanie psiho-logicheskoj gotovnosti k shkole zaika-jushhihsja detej v processe integracii v uslovijah obshheobrazovatel'nogo uchre-zhdenija / S. V. Leonova // Vestnik Mos-kovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Serija: Pedagogika. — 2014. — № 3.
13. Leonova S. V. Osobennosti aktuali-zacii leksicheskih sredstv jazyka u dosh-kol'nikov s obshhim nedorazvitiem rechi /
S. V. Leonova // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universi-teta. Serija: Pedagogika. — 2014. — № 4.
14. Luk'janova I. E., Utenkova S. N. In-kljuzivnoe obrazovanie kak forma reabilitacionnoj pomoshhi detjam s ograni-chenijami zhiznedejatel'nosti / I. E. Lu-kjanova, S. N. Utenkova // Vestnik Mos-kovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Serija: Pedagogika. — 2015. — № 4.
15. Majorova Ju. A. Kompleksnaja me-todika formirovanija molchalivogo chtenija u shkol'nikov s disleksiej, obu-chajushhihsja na nachal'noj stupeni ob-shhego obrazovanija / Ju. A. Majorova // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Serija: Pedagogika. — 2015. — № 2.
16. Markova T. V. Ocenka sformirovan-nosti estestvovedcheskoj kompetentnosti uchashhihsja mladshih klassov special'noj (korrekcionnoj) shkoly VIII vida / T. V. Mar-kova // Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo universiteta. — 2014. — № 5
17. Markova T. V. Formirovanie estes-tvovedcheskoj kompetentnosti umstvenno otstalyh mladshih shkol'nikov v uslovijah kompetentnostno orientirovannoj obrazo-vatel'noj sredy / T. V. Markova // Izvestija Juzhnogo federal'nogo universiteta. Peda-gogicheskie nauki. — 2014. — № 8.
18. Markova T. V. Formirovanie obrazo-vatel'nyh kompetencij obuchajushhihsja s narushenijami intellektual'nogo razvitija / T. V. Markova // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Serija: Pedagogika. — 2015. — № 4.
19. Markova T. V., Shevyreva T. V., Kostenkova Ju. A. Kompetentnostnyj podhod v obrazovanii uchashhihsja s ogranichennymi vozmozhnostjami zdoro-v'ja / T. V. Markova, T. V. Shevyreva, Ju. A Kostenkova // Nauka i shkola. — 2014. — № 1.
20. Mel'nikova T. S., Rogachjova T. A. Analiz jelektrojencefalogramm u bol'nyh
Спецнаflbное 0Öpa30BaHHe. 2016. № 3
69
jepilepsiej v period remissii pripadkov / T. S. Mel'nikova, T. A. Rogachjova // Rossijskij psihiatricheskij zhurnal. — 2015. — № 3.
21. Panteleeva L. A. Osobennosti usvo-enija i operirovanija uchebno-terminolo-gicheskoj leksikoj uchashhimisja s OVZ / L. A. Panteleeva // Detskaja i podrostko-vaja reabilitacija. — 2015. — № 1 (24).
22. Rogachjova T. A., Mel'nikova T. S., Dinamika j elektroj encefalograficheskih pokazatelej u bol'nyh jepilepsiej pol vlijaniem nootropnoj terapii / T. A. Rogachjova, T. S. Mel'nikova // Social'naja klinicheskaja psihiatrija. — 2015. — T. 25. — № 2.
23. Shilova E. A. Kompleksnyj podhod k korrekcii zaikanija u doshkol'nikov s ispol'zovaniem zdorov'esberegajushhih tehnologij / E. A. Shilova // Vestnik Mos-kovskogo gosudarstvennogo oblastnogo
universiteta. Serija: Pedagogika — 2014. — № 3.
24. Shilova E. A., Lapina S. V. Rea-lizacija kompleksnogo podhoda v sisteme preodolenija ONR III urovnja u detej starshego doshkol'nogo vozrasta s is-pol'zovaniem zdorov'esberegajushhih teh-nologij / E. A. Shilova, S. V. Lapina // Stredoevropsky Vestnik pro Vedu a Vvz-kum. — 2015. — T. 60.
25. Baklagina N. Yu., Lukyanova I. E., Starygina A. M. Adaptive Tourism. Pros-pectsfor development / N. Yu. Baklagina, I. E. Lukyanova, A. M. Starygina // World Applied Sciences Jurnal. — 2014. — № 30.
26. Dmitriev A. A. Formation of social and personal competences among handicapped children / A. A. Dmitriev // World Applied Sciences Journal. — 2013. — T. 27. — № 13.
70
Спецнаflbное 06pa30BaHue. 2016. № 3