УДК 74.489.83:74.244.6-2 ББК 37.13
ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Ю.А. Дмитриев, А.К. Оралбекова
Аннотация. В статье раскрывается передовой педагогический опыт использования информационных и телекоммуникационных технологий в обучении детей и взрослых в условиях инклюзивного образования в странах Запада и Республике Казахстан. Особое внимание уделено процессу становления и развития инклюзивного образования в Казахстане. Обоснована актуальность подготовки учителей начальных классов к использованию широких возможностей в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ).
Ключевые слова: информационные технологии, инклюзивное образование, подготовка учителей начальных классов, учащиеся с ограниченными возможностями здоровья, компетентность учителя начальных классов в области инклюзивного образования.
IN REPUBLIC OF KAZAKHSTAN FOR THE USE OF INFORMATION TECHNOLOGY IN INCLUSIVE EDUCATION
Yu.A. Dmitriev, A-К. Oralbekova
Abstract. The article reveals the best practices of using information and communication technologies in teaching children and adults in the context of inclusive education in Western countries and in the Republic of Kazakhstan. Special focus is made on the process of inclusive education evolvement in Kazakhstan. The article also justifies the need for elementary school teachers' training for massive opportunities of IT application in training the children with health disabilities.
Keywords: IT, inclusive education, elementary school teachers' training, students with health disabilities, elementary school teacher's competency in inclusive education.
TRAINING OF ELEMENTARY SCHOOL TEACHERS
121
Инклюзивное образование сегодня объективно становится действенным и эффективным процессом реализации значительного неиспользованного потенциала системы образования для удовлетворения запросов всех учащихся и в особенности детей с ограниченными возможностями.
Интерес к западной системе инклюзивного образования обоснован тем, что там накоплен значительный передовой педагогический опыт успешного обучения детей с ОВЗ. Достижения западных стран в реализации инклюзивного образования достойны изучения и использования с учетом национальных особенностей традиций национального образования.
Ю.В. Мельник в своем диссертационном исследовании отмечает, что в России до настоящего времени инклюзивное образование развивалось недостаточно по многим объективным и субъективным причинам. Это актуализирует необходимость изучения и использования опыта других стран с учетом специфики отечественных реалий. Она отметила ряд причин, которые нужно учитывать, чтобы сделать сравнительный анализ теории, методологии и организации инклюзивного образования в зарубежных странах:
• страны Запада (Канада, США, Великобритания) и Россия ориентированы на выполнение установок Целей развития тысячелетия, поэтому сравнительный анализ позволит дополнить отечественный опыт по развитию инклюзивного образования;
• система построения инклюзивного образования на Западе имеет определенные традиции, что дает воз-
можность использовать положительный опыт указанных стран с учетом специфики отечественных реалий;
• страны Запада (Канада, США, Великобритания) имеют четко сформированную позицию социальной субъектности всех участников инклюзивных образовательных практик, что значительно повышает результативность обучения в условиях инклюзивного образовательного процесса;
• западные страны (Канада, США, Великобритания) владеют мощным технологическим арсеналом включения нетипичных детей в общеобразовательные структуры, что может стать ориентиром при формировании оптимальных технологий инклюзивного образования в России [1].
Основной стимул для осуществления инклюзивного образования был дан на Всемирной конференции по особым образовательным потребностям «Доступ и качество», которая состоялось в июне 1994 г. в Саламанке (Испания). Многие страны подписали заявление ЮНЕСКО Саламанкской декларации в области образования для людей с особыми потребностями. Этот документ выполнял координационную функцию в осуществлении образования людей с особыми образовательными потребностями.
Образовательные потребности учащихся, имеющих те или иные функциональные ограничения, очень разнообразны. С одной стороны, они имеют такие же потребности в получении знаний, необходимых для жизни в современном им обществе, как и их сверстники. С другой стороны, у них есть и другие потребно-
сти (часто определяемые как особые образовательные потребности), связанные с функциональными ограничениями, которые не позволяют использовать в учебном процессе обычные образовательные методы и препятствуют прогрессу в получении знаний. Для обеспечения доступности и качества образования детей с ОВЗ большое значение приобретает сегодня применение информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) [2].
Повышение качества и доступности образования для учащихся с ограниченными возможностями здоровья требует комплексного подхода и объединения усилий специалистов разных профилей в решении вопросов разработки и применения специализированных программно-аппаратных средств. Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании (ИИТО) разработал проект «ИКТ в образовании людей с особыми потребностями». Этот проект предполагает дистанционное обучение для людей, имеющих двигательные, зрительные, слуховые, речевые и интеллектуальные нарушения.
В Соединенном Королевстве Великобритании разработана программа домашнего доступа. Она призвана обеспечить доступ обучения на дому для всех учащихся и для людей с ограниченными возможностями с помощью компьютера, подключенного к Интернету. Широко используются вспомогательные технологии и специализированное программное обеспечение для поддержки обучения для всех, в том числе предусмотрены адаптированные специальные технологии для учащихся с особыми потребностями [3].
В Словении ИКТ эффективно используется для поддержки личного общения и взаимодействия, очень развито электронное обучение в онлайн режиме. Был разработан полный курс (для глухих и слабослышащих) электронного обучения «Как получить работу?». Переводчик модуль позволяет через мультимо-дальный подход извлечь информацию для глухих и слабослышащих людей (язык переводчика жестов, аудио и субтитров). Портал электронного обучения для глухих и слабослышащих на основе пользовательского модифицированной версии образовательной платформы с открытым исходным кодом Moodle [4].
Обеспечивается новый подход в коммуникации между глухими и слабослышащими пользователями, так как появляется возможность отправлять ответы на языке жестов или через письменный текст [4].
Работа международных организаций, таких как ЮНЕСКО, ИИТО и Европейское агентство по развитию в области особых образовательных потребностей, может иметь решающее значение в обеспечении условия для инклюзивного образования. В частности, эти организации могут эффективно пропагандироавать ключевые принципы ИКТ в образовании людей с ограниченными возможностями, содействовать их распространению на широкий круг аудитории. Анализ международного опыта показывает, что существует необходимость реализации следующих актуальных направлений инклюзивного образования: расширение доступа для людей с ограниченными возможностями к инфраструктуре информационных технологий; содействие обучению ба-
зовой грамотности в области ИКТ и развитие программ профессиональной подготовки, направленных конкретно на наиболее уязвимых слоев общества; поддержка региональных, межрегиональных и международного сотрудничества обмена передовом опыте использования ИКТ для групп лиц с ограниченными возможностями.
Не менее важным является необходимость позитивного отношения к информационным технологиям учителей и других специалистов в области образования. Такие технологии должны восприниматься как ценный инструмент для поддержки обучения и преподавания, а не как дополнительный его ресурс.
Анализ западного опыта осуществления инклюзивного образования выявил необходимость применения положительных сторон этой практики в отечественном образовании. Это, например, создание ресурсных центров инклюзивного образования при общеобразовательном учреждении; формирование высокой мотивации всех субъектов инклюзивного обучения на реализацию практик инклюзивного образования; развитие профессиональной компетентности учителей в области инклюзивного образования.
Сегодня образование признано одним из важнейших приоритетов долгосрочной Стратегии «Казахстан — 2050». Президентом Республики Казахстан Н.А. Назарбаевым была поставлена задача о вхождении республики в число 30-ти наиболее конкурентоспособных стран мира. В достижении данной задачи немаловажную роль играет совершенствование и модернизации системы образования.
Важными направлениями работы по повышению качества образования являются обеспечение равного доступа всех участников образовательного процесса к лучшим образовательным ресурсам и технологиям.
Первые попытки внедрения инклюзивного образования, разработки его нормативно-правовых основ в Республике Казахстан предпринял профессор Р.А. Сулейменова [5]. Развитию данной идеи, рассмотрению вопросов подготовки педагогических кадров к работе в условиях инклюзивного образования способствовали исследования профессора З.А. Мовкебаевой [6]. Первым исследователем, осветившим научно-методологические аспекты организационно-педагогические условия включения детей с ограниченными возможностями в учебный процесс общеобразовательной школы, является А.А. Байтурсынова [7].
В 2006—2008 гг. в рамках научных проектов МОН РК коллективом ученых (А.Х. Аргынов, П.Ш. Маханова, С.С. Оразахынова), под руководством А.К. Кусаинова было проведено исследование на тему: «Разработка научно-методических основ организации профессионального обучения взрослого населения в области инклюзивного образования» [8].
В 2013 г. в рамках проекта «СОРОС Казахстан» авторским коллективом (А.Т. Искакова,З.А.Мовкебаева,Г.З.За-каева, А.Б. Айтбаева, А.А. Байтурсынова) было разработано учебное пособие «Основы инклюзивного образования» [9].
Реформирование образования в современных условиях требует подготовки педагогических кадров, обладающих высоким уровнем знаний уме-
ний и навыков для осуществления инклюзивного образования, а также информационной компетентностью.
На основе анализа зарубежного и отечественного опыта образования детей с ОВЗ в Республике Казахстан возможно определить группы профессионально значимых показателей, отражающих компетентность учителя начальных классов в области инклюзивного образования:
1. Знание нормативно-правовых основ инклюзивного образования.
2. Стремление оказывать гуманную и действенную помощь и поддержку в образовании детям с ОВЗ и их родителям.
3. Знание особенностей детей с ОВЗ, специфики построения процесса обучения и воспитания в условиях инклюзивного образования.
4. Владение основами информационно-коммуникационных технологий в условиях инклюзивного образования.
5. Умение привлечь всех субъектов образовательного процесса, включая родителей детей с ограниченными возможностями, к взаимозаинтересованному сотрудничеству в образовательном процессе.
6. Теоретические и методологические знания основ психологии, дефектологии, логопедии и психологических закономерностей, дидактического проектирования индиви-дульной образовательной траектории детей, в том числе детей с ограниченными возможностями.
7. Готовность планировать и осуществлять профессиональное самообразование, в частности в области обучения, воспитания и развития детей с ограниченными возможностями здоровья.
8. Готовность проявлять духовно-нравственные качества, соблюдать этические нормы, формировать толерантность и гуманную «безбарьерную» среду в общеобразовательном процессе.
В области инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями можно выделить две главные проблемы.
Первая заключается в том, что часть детей, с ограниченными возможностями отличаются от сверстников, оказываются фактически изолированными. Педагоги при этом не всегда владеют методикой формирования положительных межличностных отношений в коллективе, в состав которого входят такие дети. Как следствие, обостряется проблема формирования жизненной компетенции детей с особенностями развития. При ограниченном социальном взаимодействии эти дети не приобретают необходимого им положительного опыта поведения в различных жизненных ситуациях.
Вторая проблема, от которой во многом зависит эффективное решение первой, связана с кадровым обеспечением развития инклюзивного образования. Очевидна необходимость изменения содержания профессиональной подготовки и переподготовки учителей начальных классов школы, где дети младшего возраста обучаются в условиях инклюзивного образования.
Применение ИКТ и развитие информационной компетентности учителей начальных классов является одним из условий внедрения в образовательную практику учреждения современных информационных и образовательных технологий, содей-
125
ствующих качественному образованию детей с особыми потребностями у которых зачастую возникают трудности при общении, обучении, передвижении.
Результатами применения ИКТ становятся всестороннее развитие учащихся и педагогов, организация процесса обучения на более высоком методическом уровне, повышение эффективности образования.
Методы использования ИКТ на уроке достаточно разнообразны, например:
• представление в мультимедийной форме информационных материалов (иллюстрации, видеофрагменты, звукозаписи, презентации и др.);
• изучение моделей объектов, явлений и процессов в интерактивном режиме (интерактивные модели, виртуальные лаборатории, конструкторы для предметов естественнонаучного цикла);
• организация творческой проектной деятельности с использованием ИКТ, которая позволяет создавать условия для самостоятельных исследований младших школьников, формирования у них умений и навыков самостоятельной творческой деятельности, развития презентатив-ных умений и навыков;
• использование электронного оборудования при постановке естественнонаучных экспериментов, обработке их результатов и подготовке отчета;
• решение тренировочных, творческих, исследовательских задач;
• формирование умений информационно-поисковой деятельности;
• осуществление объективного и оперативного оценивания и др. [10; 11].
По нашему мнению, актуальной является специальная подготовка учителей начальных классов к ис-
Таблица
Варианты использования информационных технологии на разных этапах урока
126
Этапы уроков Варианты использования ИКТ
1. Этап усвоения новых знаний, формирование умений и навыков, универсальных учебных действий (УУД) Аудио и видеофрагменты, звукозаписи, электронная презентация
2 Этап обобщения или систематизация знаний, умений и навыков. Интерактивная игра, развивающие игры
3. Этап применения знаний, умений, навыков, УУД в практической, творческой деятельности Тренинговые задания компьютерных программ
4. Этап проверки правильности выполнения заданий (проверки усвоения детьми знаний, умений, навыков, универсальных учебных действий) Использование компьютерных инструментальных программ, которые создают интерактивные упражнения и задания: викторина - вопросы с множественным выбором ответа (4 типа заданий); заполнение пропусков; установление соответствий (3 типа заданий); кроссворд; восстановление логической последовательности; восстановление классификации; варианты с открытыми вопросами.
5. Этап контроля знаний,умений, навыков, УУД Тестовые программы, электронные дидактические материалы, контролирующие программы
пользованию ИКТ в инклюзивном образовании детей с ОВЗ.
Сегодня возможности использования ИКТ в образовании детей с ОВЗ можно успешно реализовать на каждом уроке [12]. Примерные варианты использования информационных технологии представлены в таблице.
Учитель на основе анализа программ и методических материалов может подобрать информационные средства в следующей последовательности: использовать возможности компьютера с учетом детей ОВЗ; тщательно подобрать имеющиеся компьютерные программы в соответствии с целями и задачами урока, при необходимости самостоятельно разработать индивидульные задания, упражнения, программные средства для детей с ОВЗ, привлечь для этого специалистов; до урока просмотреть и прослушать весь отобранный материал, составить план-конспект.
Можно сформулировать следую -щие выводы о том, что использование ИКТ в условиях инклюзивного учебного процесса позволяет увеличить скорость доставки информации, охват аудитории; реализовать возможность автоматизировать ряд трудоемких процедур, например, при предъявлении нового материала, проверке выполненных заданий и др.; расширить спектр конструирования творсческих ндивидуаль-ных заданий и упражнении с учетом разных возможностей учащихся; избежать ряда проблем и трудностей, которые возникают при письменной работе с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата и с нарушениями речи и слуха; предоста-
вить учителю и учащимся широкие возможности общения с коллегами, родителями, друзьями, одноклассс-никами, облегчить учителю процесс изучения передового опыта и передачи своего педагогического опыта учителям; эффективно использовать здоровьесберегающие технологии в обучении с компьютерной подерж-кой детей в том числе с ОВЗ.
В современном мире модернизация системы образования для детей с ограниченными возможностями на основе использования информационных технологий является перспективным направлением развития современного образования. Работающие и будущие учителя начальных классов, могут эффективно использовать информационные технологии в образовании детей с ОВЗ.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Мельник, Ю.В. Сравнительный анализ общего инклюзивного образования в странах запада (Канада, США, Великобритания) и России: автореферат дис. ... канд. пед. наук [Текст] / Ю.В. Мельник. - 127 Пятигорск, 2012. - 23 с.
2. Инклюзивное образование: проблемы совершенствования образовательной политики и системы: Материалы международной конференции. 19-20 июня 2008 года. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. — 215 с
3. Home Access [website]. - URL: http://www. homeaccess.org.uk/ (дата обращения: 12.11.2015).
4. Sign Language Interpreter Module - SLI Module [website]. - URL: http://www.sli module.com (дата обращения: 12.11.2015).
5. Сулейменова, Р.А. Социальная коррекци-онно-педагогическая поддержка как путь интеграции детей с ограниченными возможностями. Проблемы включения детей со специальными образовательными по-
128
требностями в общеобразовательный процесс [Текст] / Р. А. Сулейманова. - Ал-маты: Раритет, 2002. - 917 с.
6. Мовкебаева, З.А. Вопросы подготовки педагогических кадров в Республике Казахстан к работе в условиях инклюзивного образования [Текст] / З.А. Мовкебаева // Педагогика и психология. - 2013. - № 2. - С. 6-11.
7. Байтурсынова, А.А. Организационно-педагогические условия включения детей с ограниченными возможностями в учебный процесс общеобразовательной школы: дис. ... канд. пед. наук [Текст] / А.А. Байтурсынова. - Алматы, 2010.
8. Кусаинов, А.К. Профессиональная подготовка взрослого населения в области инклюзивного образования: Методическое пособие [Текст] / А.К. Кусаинов, А.Х. Аргынов, Р.А. Жумаканова. - Алматы: ROND&A, 2008. - 120 с.
9. Искакова, А.Т. Основы инклюзивного образования: Учебное пособие [Текст] / А.Т. Искакова, З.А. Мовкебаева, А.Б. Айт-баева, А.А. Байтурсынова. - Алматы: L-Pride, 2013. - 280 с.
10. Мратмнщ акрарапъщ сауаттылыгы мен АКТ к^зыреттшт. Жалпы орта бшм бе-ретш жэне кэаби техникалыщ бЫм беру ^йымдарыныц эдiскерлерi мен м^гашм-дерше арналган эдютемелж ма^алалар жи-нагы. - Орал 2014ж., 145 бет. (ИКТ компетентность и информационная грамотность учителя. Сборник методических статей для учителей и методистов в общеобразовательных и профессионально-технических организациях. - Орал, 2014. - 145 с.)
11. Дмитриев, Ю.А. Проблемы развития профессиональной подготовки учителей начальных классов в условиях инклюзивного образования Республики Казахстан [Текст] / Ю.А. Дмитриев, Ш.Ж. Арзымбе-това, А.К. Оралбекова // Сборник трудов Междунар. научно-практич. конф. The Goals of the World Science 2015. - Dubai, UAE. - 2015. - С. 102-109.
12. Дмитриев, Ю.А. Эффективность использования мультимедиа в современном начальном образовании [Текст] / Ю.А. Дмитриев, А.К. Оралбекова // Сборник трудов Междунар. научно-практич. конф. Инсти-туционализация содержания и организа-
ции условий инновационной образовательной среды высшей педагогической школы. - Павлодар, 2015. - С. 218-221.
REFERENCES
1. "Inkljuzivnoe obrazovanie: problemy sover-shenstvovanija obrazovatelnoj politiki i sistemy", in: Proceedings of the International Conference 19-20 ijunja 2008 goda, St. Petersburg, 2008, 215 p. (in Russian)
2. Bajtursynova A.A., Organizacionno-peda-gogicheskie uslovija vkljuchenija detej s ogranichennymi vozmozhnostjami v ucheb-nyj process obshheobrazovatelnoj shkoly, Phd dissertation (Pedagogy), Almaty, 2010. (in Russian)
3. Dmitriev Ju.A., Arzymbetova Sh.Zh., Oral-bekova A.K., "Problemy razvitija profes-sionalnoj podgotovki uchitelej nachalnyh klassov v uslovijah inkljuzivnogo obra-zovanija Respubliki Kazahstan", Proceedings of the International Conference "The Goals of the World Science 2015", Dubai, UAE, 2015, pp. 102-109. (in Russian)
4. Dmitriev Ju.A., Oralbekova A.K., "Jeffek-tivnost ispolzovanija multimedia v sovre-mennom nachalnom obrazovanii", in: Proceedings of the International Conference "Institucionalizacija soderzhanija i orga-nizacii uslovij innovacionnoj obrazovatelnoj sredy vysshej pedagogicheskoj shkoly", Pav-lodar, 2015, pp. 218-221. (in Russian)
5. Home Access [website], available at: http:// www.homeaccess.org.uk/ (accessed: 12.11. 2015).
6. IKT kompetentnost i informatsionnaya gra-motnost uchitelya. Sbornik metodicheskikh statei dlya uchitelei i metodistov v obshcheo-brazovatelnykh i professionalno-tekhniches-kikh organizatsiyakh, Oral, 2014, 145 p. (in Kazakh)
7. Iskakova A.T., Movkebaeva Z.A., Ajtbaeva A.B., Bajtursynova A.A., Osnovy inkljuzivnogo obrazovanija: Uchebnoe posobie, Almaty, 2013, 280 p. (in Russian)
8. Kusainov A.K., Argynov A.H., Zhumakano-va R.A., Professionalnaja podgotovka vzro-slogo naselenija v oblasti inkljuzivnogo obrazovanija: Metodicheskoe posobie, Almaty, 2008, 120 p. (in Russian)
9. Melnik Ju.V., Sravnitelnyj analiz obshhego inkljuzivnogo obrazovanija v stranah zapada (Kanada, USA, Velikobritanija) i Rossii, Extended abstract of PhD dissertation (Pedagogy), Pjatigorsk, 2012, 23 p. (in Russian)
10. Movkebaeva Z.A., Voprosy podgotovki ped-agogicheskih kadrov v Respublike Kazah-stan k rabote v uslovijah inkljuzivnogo obra-zovanija, Pedagogika i psihologija, 2013, No 2, pp. 6-11. (in Russian)
11. Sign Language Interpreter Module - SLI Module [website], available at: http://www. slimodule.com (accessed: 12.11.2015).
12. Sulejmenova R.A., Socialnaja korrekcionno-pedagogicheskaja podderzhka kak put inte-gracii detej s ogranichennymi vozmozhnost-jami. Problemy vkljuchenija detej so special-nymi obrazovatelnymi potrebnostjami v ob-shheobrazovatelnyj process, Almaty, Raritet, 2002, 917 p.
Дмитриев Юрий Александрович, доктор педагогических наук, профессор, кафедра дошкольной педагогики, Московский государственный педагогический университет, [email protected]
Dmitriev Yu^., ScD in Education, Professor, Department of Preschool Pedagogics, Moscow State University of Education, [email protected]
Оралбекова Алия Курбановна, магистр педагогики и психологии, соискатель, кафедра педагогики и методики начального обучения, Казахский национальный педагогический университет имени Абая, [email protected]
Oralbekova A.^, Master of Pedagogy and Psychology, Post-graduate Student, Department of Pedagogy and Methods of Primary Education, Abai Kazakh National Pedagogical University, [email protected]
129