УДК 376+378.091.398
Использование опыта моделирования специальных условий для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в подготовке педагогов к реализации инклюзивного образования
Л. М. Беткер
Experience use of special conditions creating for pupils with disabilities in teachers' training to implement inclusive education
L. M. Betker
Аннотация. В статье автора представлен опыт создания специальных условий в подготовке педагогов к реализации инклюзивного образования (на примере реализации проекта сетевого центра инклюзивного образования Ханты-Мансийского автономного округа -Югры «Инклюверсариум»). Описана совокупность условий по обеспечению доступности образовательного процесса, равного доступа к образованию для обучающихся разных нозологических групп с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Предметом внимания является трансляция опыта моделирования специальных условий для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через реализацию профильных лабораторий (кабинетов педагога-психолога, учителя-логопеда, учите-ля-дефектолога) центра «Инклюверсариум». Представлены варианты реализации сетевой технологии распространения данного опыта в Ханты-Мансийском автономном округе -Югре через разработку и реализацию стажи-ровочного модуля курсов повышения квалификации.
Abstract. The article presents the experience of special conditions creating for teachers' training for the implementation of inclusive education (based on the implementation of the complex center project Ugra "Incluversarium").The set of organizational conditions for ensuring accessibility of educational process, equal access to education for pupils of different nosological groups, taking into account the diversity of special educational needs and individual
opportunities, is revealed. The subject of attention is experience sharing of special conditions creating for pupils with disabilities through the implementation of specialized laboratories (offices of the teacher-psychologist, teacher-speech therapist, special education teacher) of the Center "Incluversarium". A mechanism for the subsequent dissemination of this experience in the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug - Ugra through the development and implementation of an traineeship module for advances training courses is presented.
Ключевые слова: педагог, инклюзивное образование, специальные условия образования, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, особые образовательные потребности, психолого-педагогическое сопровождение, стажировка, курсы повышения квалификации.
Keywords: teacher, inclusive education, special education conditions, pupils with disabilities, special educational needs, psychological and pedagogical support, traineeship, advanced training courses.
Новым этапом развития систем общего и специального образования становится инклюзивное образование как социальная необходимость и законодательное гарантирование доступности качественного образования всем категориям учащихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Приоритеты образовательной политики в области обучения и воспитания детей с ограни-
ченными возможностями здоровья, ее ориентиры на инклюзивное образование потребовали от педагогов иной подготовки к формированию специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях.
Необходимость совершенствования процесса профессиональной подготовки педагогов к созданию специальных условий для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях обусловлено рядом недостатков [1]. Это, в первую очередь, отсутствие специально подготовленных педагогов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях.
Педагоги, традиционно осуществляющие учебную работу с «нормотипичными» детьми, как правило, не знакомы со специальной педагогикой и психологией.
Это ведет к трудностям в определении и учете при организации совместного обучения особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, сложностям при проектировании адаптированных рабочих программ, подборе методов и приемов коррекционно-развивающей работы и пр.
Важность данной проблемы отмечают многие специалисты. В. И. Лубовский в своих работах предостерегал педагогическую общественность от необдуманного поспешного перемещения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в неподготовленную, агрессивную педагогическую среду.
Так, ученый говорил: «...где бы ни обучался ребенок с ограниченными возможностями здоровья - в специальном учреждении или в условиях интеграции - это должно быть специальное обучение. Только так можно добиться успешной адаптации ребенка в школе и получения им образования, которое будет одним из условий его адаптации и интеграции в последующей взрослой жизни» [2].
О. С. Кузьмина и другие исследователи указывают на низкий уровень мотивационно-ценностной готовности педагогов к работе в условиях инклюзивного образования. Педагоги массовых школ не вполне готовы следовать целевым установкам и курсу общеобразовательных организаций на обеспечение каче-
ственного образования детей с особыми образовательными потребностями [3].
Следует подчеркнуть, что фактическая неготовность большинства организаций к предоставлению всего арсенала организационных, материально-технических, методических услуг показывает, что создать необходимые и достаточные условия для организации совместного обучения и воспитания в каждой организации в короткие сроки довольно сложная задача. Педагогические коллективы не владеют навыками проектирования инклюзивной образовательной среды.
Между тем, формирование инклюзивной образовательной среды является необходимым этапом реализации особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья.
Следует также отметить, что в условиях неопределенности любой специалист, уже столкнувшийся с обучением детей с ОВЗ или предполагающий перспективу такой работы, испытывает потребность в знакомстве с аналогичным опытом реализации инклюзивного образования в деятельности своих коллег.
Научной и педагогической общественностью широко отмечается, что именно системная поддержка подготовки педагогов массовых школ к реализации инновационных технологий совместного обучения со стороны школ инклюзивного типа поспособствует продвижению идей инклюзивного образования, технологий его реализации в массовом образовании. Важным становится понимание того, что в подготовке педагога массовой школы к инклюзивному образованию наряду с теоретической подготовкой необходимо использовать ресурсы инновационных площадок, реализующих практику инклюзивного образования детей-инвалидов и /или обучающихся с ОВЗ в пилотном режиме [3; 4; 5; 6; 7].
Главным ресурсом инклюзивного образования и профессионального развития педагогических коллективов образовательных организаций в настоящее время являются сетевые технологии вовлечения специалистов инклюзивных школ в активное взаимодействие друг с другом в рамках методических объединений, курсов повышения квалификации.
Цель настоящей статьи - продемонстрировать опыт по созданию специальных условий
для подготовки педагогов к реализации инклюзивного образования (на примере реализации проекта сетевого компетентностного центра инклюзивного образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Инклюверсариум»).
Для продвижения и поддержки образовательных инициатив в области инклюзивного образования, подготовки и повышения квалификации педагогов в 2016 году в АУ «Институт развития образования» разработан проект «Сетевой компетентностный центр инклюзивного образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Инклюверсариум», которому была оказана грантовая поддержка федерального уровня по мероприятию «Поддержка инноваций в области развития и мониторинга системы образования» [8; 9].
Основная идея проекта - развитие непрерывного инклюзивного образования обучающихся с ОВЗ в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре.
Цель проекта - создание инфраструктурной модели современной образовательной организации инклюзивного типа и последующее распространение данного опыта в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре и других регионах страны.
Площадкой по реализации проекта «Сетевой компетентностный центр инклюзивного образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Инклюверсариум» стала общеобразовательная организация «Средняя общеобразовательная школа № 4» г. Ханты-Мансийска. Цель деятельности созданного на ее базе Центра - создание специальных условий для внедрения и реализации новых технологий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.
С учетом предварительной оценки потребностей образовательной организации, контингента обучающихся с ОВЗ были оснащены и оборудованы профильные лаборатории:
- лаборатория интегративных педагогических технологий инклюзивного образования;
- лаборатория дефектологического сопровождения;
- лаборатория психологического сопровождения;
- лаборатория логопедического сопровождения;
- лаборатория консультирования родителей.
Основное назначение лаборатории интегра-
тивных педагогических технологий - обеспечение доступности образовательного процесса для различных категорий обучающихся с ОВЗ (обучающихся с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата). Так, в учебных кабинетах, где обучаются дети с особыми образовательными потребностями, установлено специальное оборудование:
- специальный видеоувеличитель для удовлетворения образовательной потребности ребенка с нарушения зрения при чтении;
- машина, сканирующая и читающая текст для детей с нарушениями зрения;
- нагреватель с термобумагой для создания тактильных изображений (рисунки, диаграммы, карты, схемы и т. д.) для незрячих и слабовидящих детей;
- БЫ-приемник с индукционной петлей и слуховой тренажер для удовлетворения особых образовательных потребностей слабослышащих обучающихся при передаче звука на слуховые аппараты;
- столы на колесах и стулья-опоры, накладки на клавиатуру и джойстик, выполняющий функцию компьютерной мышки для удовлетворения образовательных потребностей детей с детским церебральным параличом или с другими нарушениями опорно-двигательного аппарата при организации рабочего пространства во время уроков и пр.;
- сенсорный терминал с программным обеспечением, преобразующим информацию для лиц с нарушениями слуха, зрения и опорно-двигательного аппарата в доступную для них форму.
Проектирование образовательного процесса, построение индивидуального образовательного маршрута для ребенка с ОВЗ - достаточно сложная задача для одного учителя инклюзивного класса. Необходимо привлечение к этой работе специалистов сопровождения.
Целевые ориентиры лабораторий психологического, логопедического и дефектологического сопровождения - организация полифункциональной интерактивной среды для дифференцированной многопрофильной помощи, эффективной коррекционно-развивающей работы. Структурная организация лабораторий педагога-психолога, учителя-дефектолога и учителя-
логопеда представляет собой взаимосвязанные и достаточно самостоятельные направления. В каждом из них выдвигаются специальные задачи.
В лаборатории психологического сопровождения оборудованы темная и светлая «сенсорные комнаты», установлена интерактивная панель, предназначенная для решения задач познавательного развития, стимуляции сенсорных процессов, преодоление нарушений в эмоционально-волевой сфере, коррекции высших корковых функций, психологической релаксации.
В лаборатории учителя-логопеда активно используется специальное программное обеспечение для комплексной многосторонней диагностики (В. А. Акименко), коррекции устной речи учащихся («Речевой калейдоскоп» Л. П. Назарова). Различные модули, используемые на логопедических занятиях с целью развития всех компонентов речи, сенсомоторных навыков, пространственной ориентации обучающихся, способствуют положительной динамике в коррекционно-образовательном процессе.
Кабинет учителя-дефектолога оснащен дидактическим инструментарием для коррекци-онно-развивающей работы: декоративно-развивающие панели; развивающие конструкторы, массажеры, игры для визуального восприятия (комплект игрушек, игр), что помогает развивать визуально-концентрационные навыки, наглядно показывать ребенку принцип «причина-следствие» и пр.
Особое значение имеет работа с родителями. Родители всех детей с особыми образовательными потребностями, поступающих в школу, имеют возможность посетить классные кабинеты, увидеть рабочие места, посмотреть в деле оборудование специальных кабинетов. Всеми специалистами проводятся многочисленные консультации, показывающие преимущества специального оборудования, результаты его использования.
Организационно-методическое сопровождение АУ «Институт развития образования» деятельности лабораторий психолого-педагогического сопровождения позволило, с одной стороны, объединить усилия всех специалистов школы, участвующих в реализации проекта, и родителей детей с ОВЗ. С другой стороны, созданная современная модель организационно-педагогических, материально-технических
условий инклюзивного образования послужила образцом для иллюстрации положительных примеров использования различных средств ассистивного оборудования, дидактических средств и пр. на стажировочных мероприятиях курсов повышения квалификации, конференциях, семинарах-практикумах для педагогов, реализующих инклюзивную практику.
Рассмотрим варианты реализации сетевой технологии распространения данного опыта в практике курсов повышения квалификации.
Согласно плану-графику реализации проекта на базе школы создан стажировочный пункт для педагогов. Этот вариант сетевой технологии является результатом разработки и внедрения в тематические образовательные программы, реализуемые АУ «Институт развития образования» стажировочного модуля «Создание специальных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья» для специалистов, которые проходят обучение на курсах повышения квалификации по следующим образовательным программам:
- «Организация образовательного процесса в условиях реализации ФГОС обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (72 ч.);
- «Психолого-педагогические технологии организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья» (72 ч.);
- «Особенности деятельности специалистов сопровождения при включении детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов в общеобразовательных организациях» (72 ч.);
- «Особенности оказания психолого-педагогической помощи родителям, обеспечивающим дошкольное образование в форме семейного образования» (72 ч.).
Цель стажировочного модуля - формирование профессиональных компетенций педагогов по моделированию специальных условий получения образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях.
Содержание стажировочного модуля предполагает демонстрацию опыта построения региональной модели инклюзивного образования и подходов к обеспечению доступности образовательного процесса для обучающихся с ОВЗ
с использованием ресурсов сетевого компе-тентностного центра инклюзивного образования Ханты-Мансийского автономного округа -Югры «Инклюверсариум» и функционирующих на его базе лабораторий.
На стажировочных мероприятиях кураторы проекта и специалисты школы, участвующие в его реализации, демонстрируют слушателям свои достижения в области применения инновационных технологий по использованию вышеперечисленного специального оборудования практике. Педагоги, в кабинетах у которых установлено специальное оборудование, делятся опытом обеспечения доступности образовательного процесса для обучающихся с ОВЗ. На данный момент ими реализуется тема семинара-практикума «Обеспечение доступности образовательного процесса для обучающихся с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата».
Специалистами, курирующими лабораторию дефектологического профиля тема стажиро-вочного модуля «Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». Специалисты делятся опытом использования специального оборудования в организации коррекционно-развива-ющей работы на занятиях с учителем-логопедом, педагогом-психологом, учителем-дефектологом.
Программы стажировок включают в себя открытые инклюзивные уроки, мастер-классы во внеурочной деятельности, открытые занятия с учителем-дефектологом, педагогом-психологом, учителем-логопедом. Тематика стажировок формулировалась, исходя из специфики деятельности созданных в рамках деятельности лабораторий, а также с учетом запросов поступающих от специалистов школ. Информация о расписании и содержании стажировок размещалась в разделе «Курсы повышения квалификации» сайта АУ «Институт развития образования».
Второе направление реализации проекта «Инклюверсариум» связано с применением дистанционных форм взаимодействия, а именно размещение разработок кураторов и педагогов, участвующих в проекте на сайте АУ «Институт развития образования» в разделе «Центр «Ин-клювенрсариум». Смысл этой сетевой формы работы - обеспечение возможности обмена
опытом - не столько готовыми авторскими продуктами (учебно-методическими комплексами, рабочими программами, конспектами уроков и т. п.), сколько идеями создания доступной образовательной среды, специальных условий для обучающихся с ОВЗ на местах. Именно идеи и практические наработки могут получить индивидуально-ориентированную реализацию в каждом образовательном учреждении, так как данный опыт не универсален и подходит лишь под конкретные условия, в которых был создан. Размещение технологий использования специального оборудования в работе с детьми с ОВЗ, интегрированных в массовые школы, дает возможность получить обратную связь от других инклюзивных школ региона, чтобы с учетом полученных мнений доработать данный продукт на уровне собственной образовательной организации.
Таким образом, реализация проекта и созданного в процессе его осуществления сетевого компетентностного центра «Инклюверсари-ум» наглядно демонстрирует новый подход системной поддержки внедрения на муниципальном и институциональном уровне инклюзивной формы образования в регионе.
Во-первых, деятельность центра позволила создать специальные условия в общеобразовательной школе, обеспечить доступ детей, педагогов, родителей к применению оборудования и транслировать этот успешный опыт в массовую практику округа.
Во-вторых, осуществляется системная информационная и методическая поддержка педагогического сообщества Югры не только реальной практикой на базе школы, но и средствами виртуальных кабинетов, открытых на сайте АУ «Институт развития образования».
В заключение отметим, что знакомство педагогов с подобными примерами проектирования специальных условий для обучающихся с ОВЗ способно значительно повысить уровень их готовности к реализации инклюзивной практики и проектированию собственных траекторий профессионального роста.
Библиографический список:
1. Рекомендации парламентских слушаний по теме «Инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации: проблемы отрасли и обще-
ства» [Электронный ресурс] // Информационно-методический портал по инклюзивному и специальному образованию МГППУ «Образование без границ». - Режим доступа: http://www.edu-open.ru (дата обращения 15.11.2017).
2. Лубовский В. И. Особые образовательные потребности / В. И Лубовский // Психологическая наука и образование. - 2013. - № 5. - С. 61-66.
3. Кузьмина, О. С. Подготовка педагогов к работе в условиях инклюзивного образования : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / О. С. Кузьмина. - Омск, 2015. - 22 с.
4. Беткер Л. М. Стажировочные площадки и тьюторство в организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья / Л. М. Беткер // Вестник Угрове-дения. - 2015. - № 2 (21). - С. 144-149.
5. Беткер Л. М. Стажировка в подготовке педагогов к организации инклюзивного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья / Л. М. Беткер // Вестник Югорского государственного университета. -2016. - № 1(44). - С. 25-28.
6. Деятельность руководителя образовательной организации при включении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в образовательное пространство / С. В. Алехина и др. - М. : ГБОУ ВПО МГПУ, 2014. - 148 с.
7. Организация инклюзивного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и/или детей-инвалидов : методические материалы для руководителей, педагогов, специалистов сопровождения (учителей-логопедов, учи-телей-дефектологов, педагогов-психологов, социальных педагогов, тьюторов) / авторы-сост. : Л. М. Беткер, М. И. Еременко, Н. В. Лопаткина. -Ханты-Мансийск, РИО ИРО, 2016. - 87 с.
8. Приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 27.09.2016 № 1468 «Об организации работы сетевого компетентностного центра инклюзивного образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Ин-клюверсариум» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://eduhmansy.ru/obrazovanie-lic-s-osobymi-obrazovatelnymi-potrebnostyami /тк1у^гу noe-obrazovanie (дата обращения 15.11.2017).
9. Приказ АУ «Институт развития образования» от 24.10.2016 № 274-о «Об организации работы сетевого компетентного центра инклю-
зивного образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Инклюверсариум» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //eduhmansy.ru/obrazovanie -lic-s -osobymi -obrazovatelnymi-potrebnostyami/inklyuzivnoe-obrazovanie (дата обращения 15.11.2017).
References:
1. Recommendations of parliamentary hearings on the topic "Inclusive Education of Persons with Disabilities in the Russian Federation: Problems of Industry and Society" [Rekomendacii parla-mentskih slushanij po teme "Inkljuzivnoe obra-zovanie lic s ogranichennymi vozmozhnostjami zdorov'ja v Rossijskoj Federacii: problemy otrasli i obshhestva"], Information and Methodological Portal on Inclusive and Special Education of the Moscow State Pedagogical University "Education without Borders" [Web resource], access mode: http://www.edu-open.ru (accessed date: 11/15/2017).
2. Lubovsky V. I. Special Educational Needs [Osobye obrazovatel'nye potrebnosti], Psychological Science and Education, 2013, No. 5, pp. 61-66.
3. Kuzmina O. S. Training of teachers to work in conditions of inclusive education [Podgotovka pedagogov k rabote v uslovijah inkljuzivnogo obrazovanija]: the dissertation of the Candidate of Pedagogical Sciences, Omsk, 2015.
4. Betker L. M. Training platforms and tutoring in the organization of inclusive education of children with disabilities [Stazhirovochnye ploshhadki i t'jutorstvo v organizacii inkljuzivnogo obrazovanija detej s ogranichennymi vozmozhnostjami zdorov'ja], 2015, No. 2 (21), pp. 144-149.
5. Betker L. M. Probation in the training teachers for the organization of inclusive education for children with disabilities [Stazhirovka v podgotov-ke pedagogov k organizacii inkljuzivnogo obrazovanija obuchajushhihsja s ogranichennymi vozmozhnostjami zdorov'ja], Bulletin of Yugorsk State University, 2016, No. 1 (44), pp. 25-28.
6. Alekhina S.V. The activity of the head of the educational organization when children with disabilities are included in the educational space [Dejatel'nost' rukovoditelja obrazovatel'noj organizacii pri vkljuchenii obuchajushhihsja s ogranichennymi vozmozhnostjami zdorov'ja i detej-invalidov v obrazovatel'noe prostranstvo], Moscow: State Pedagogical University, 2014. 148 p.
7. Betker L. M., Eremenko M. I., Lopatkina N. V.
Organization of inclusive education of students with disabilities and / or disabled children: methodological materials for managers, teachers, support specialists (teachers-speech therapists, special education teachers, teachers-psychologists, social educators, tutors) [Organizacija inkljuzivnogo obrazovanija obuchajushhihsja s ogranichennymi vozmozhnostja-mi zdorov'ja i/ili detej-invalidov: metodicheskie ma-terialy dlja rukovoditelej, pedagogov, specialistov soprovozhdenija (uchitelej-logopedov, uchitelej-defektologov, pedagogov-psihologov, social'nyh pedagogov, t'jutorov)], Khanty-Mansiysk, UDE, 2016. 87 p.
8. The order of the Department of Education and Youth Policy of the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug - Ugra from September 27, 2016 No. 1468 "About the organization of the work of the network competence center of inclusive education of the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug -Ugra "Incluversarium" [Prikaz Departamenta obrazovanija i molodezhnoj politiki Hanty-
Mansijskogo avtonomnogo okruga - Jugry "Ob organizacii raboty setevogo kompetent-nostnogo centra inkljuzivnogo obrazovanija Hanty-Mansijskogo avtonomnogo okruga-Jugry "Inklju-versarium"] [Web resource], access mode: http://eduhmansy.ru/obrazovanie-lic-s-osobymi-obrazovatelnymi-potrebnostyami/inklyuzivnoe-obrazovanie (accessed date: 11/15/2017).
9. Order of the Educational Institution "Institute for the Development of Education" of 10/24/2016 No. 274-o "About the organization of the work of the network of the competent center of inclusive education of the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug - Ugra "Incluversarium " [Prikaz "Institut razvitija obrazovanija" "Ob organizacii raboty setevogo kompetentnogo centra inkljuzivnogo obrazovanija Hanty-Mansijskogo avtonomnogo okruga - Jugry "Inkljuversarium"] [Web resource], access mode: http://eduhmansy.ru/ obrazovanie-lic-s-osobymi-obrazovatelnymi-pot rebnostyami/inklyuzivnoe-obrazovanie (accessed date: 11/15/2017).