ЭТНОПЕДАГОГИКА
УДК 796.067
С. А. Днепров,
В. П. Красильников
РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ КАК ОСНОВА СОХРАНЕНИЯ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА ЗАПАДНОЙ СИБИРИ: ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ
НАСЛЕДИЕ
Аннотация. Статья является результатом концептуального обобщения материалов десяти этнопедагогических экспедиций (1990-2006) в места постоянного проживания коренных малочисленных народов Западной Сибири (хантов, манси, лесных ненцев). Установлены основные компоненты педагогического наследия и достояния в сфере развития двигательной активности этих народов. Названы традиционные игры и состязания, использование которых в современном образовательном процессе позволит значительно обогатить духовную и телесную жизнь не только коренных, но и других народов Западной Сибири и России в целом, а также будет способствовать реэтногенезу ханты, манси и лесных ненцев в составе российского суперэтноса.
Ключевые слова: педагогическое наследие, педагогическое достояние, двигательная активность, традиционные игры и состязания.
Abstract. The article is based on the materials collected in ten ethno-pedagogi-cal expeditions (1990-2006) to the indigenous minority nations of West Siberia. The basic means of their pedagogical heritage of developing motional activities are described. The usage of traditional games and competitions in the educational process will enrich the life of both the minority and other nations of West Siberia, as well as the whole country. It will also lead to the re-ethnogeny of the Khanty, Mansi and Nenets peoples into the structure of Russians.
Index terms: pedagogical heritage, physical activities, motional activities, traditional games and competitions
В последние годы появилась необходимость в преодолении оторванности современного образования коренных малочисленных народов от их национальных корней, от естественного этнопедагогического процесса. Это общемировая проблема: ЮНЕСКО выражает озабоченность в связи со стремительным исчезновением важнейших традиционных педагогических методов и средств, в особенности средств развития и поддержания физической активности (традиционных видов промысловой деятельности, игр и спорта), из жизни и быта многих этносов. На 33-й сессии
ЮНЕСКО принято решение № 33 С/Ы.21 об их сохранении и внедрении в современные образовательные системы [25].
Федеральная целевая программа «Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2015 года» также имеет разделы, которые посвящены созданию условий для развития двигательной активности [7]. Однако ее роль как важнейшей части педагогического наследия физического воспитания коренного населения Западной Сибири не рассматривалась, не систематизировалась, не находила достаточно полного теоретического обобщения и соответственно реализации в современных условиях. Возникло противоречие между потребностью в использовании этнопедагогической концепции двигательной активности как части педагогического наследия и недостаточной разработанностью ее теоретического, системного, содержательного и методического аспектов.
Под двигательной активностью мы понимаем любую целенаправленную мышечную деятельность, позволяющую развивать, поддерживать и сохранять хорошую физическую форму, улучшать самочувствие, обеспечивать прилив энергии, дающей дополнительный стимул к жизни, возможность адаптироваться к сложным природным и социальным условиям.
Богатейшую информацию о средствах двигательной активности коренных сибирских этносов можно разделить на педагогическое наследие и педагогическое достояние. Педагогическое достояние - исторические культурные и социально-педагогические факты, предметы, описание событий и явлений, характерных только для своего времени и соответствующих этноприродно-климатическим условиям прошлого. Этнопедагогическое достояние в области развития двигательной активности коренных сибиряков играло важнейшую роль не только в социальном становлении человека, в формировании его духовно-нравственных, эстетических, трудовых и физических качеств, в социализации личности в целом, но и в этногенезе коренных малочисленных народов. Однако оно не используется в современной системе физического воспитания коренных малочисленных народов Западной Сибири.
Это достояние следует бережно сохранять и передавать из поколения в поколение. Возможно, в будущем по мере совершенствования и утверждения национального самосознания коренных малочисленных народов Западной Сибири его станут применять как педагогическое наследие - самобытное физическое воспитание, которое включает вполне применимые в современных условиях образования практические возможности для значительного усиления двигательной активности.
Многообразное по форме и богатое по содержанию педагогическое наследие, связанное с физическим воспитанием коренных малочисленных народов Западной Сибири, должно быть исследовано, реконструировано, воссоздано и внедрено в современных условиях.
Педагогический потенциал традиционных игр и состязаний коренных этносов Сибири, их многовековой педагогический опыт необходим новому поколению, так как благодаря ему осознается позитивное национальное своеобразие и единение народа. Его применение позволит сохранить и вернуть здоровый дух народу, что ценно и для всех современных жителей Севера Западной Сибири.
Богатый арсенал средств физической активности (традиционные игры и спорт, методы оздоровления, физическая подготовка к промысловой и хозяйственной деятельности), накопленный в процессе военных походов, в быту, создавал все необходимые условия для формирования духовно и физически здоровых подрастающих поколений коренных сибиряков. Средства физической активности использовались и во время подготовки и проведения национальных праздников с их традиционными играми, особенно ярко проявлявшими национальное своеобразие двигательной активности. Спортивные праздники собирали и сплачивали представителей коренных малочисленных народов Западной Сибири, живших на значительных расстояниях друг от друга [8; 9], так же как древних греков из разных концов Ойкумены объединяли Олимпийские игры, а спортивный дух соревнования позволял им осознавать и поддерживать свое национальное родство и единство на протяжении тысячелетий.
В современных противоречивых условиях сочетания гуманизации образования и усиления национального самосознания коренных сибирских народов необходима такая организация образовательного процесса, которая побуждала бы людей обращаться к изучению и применению своего педагогического наследия, под которым понимается оригинальный и ценный культурный опыт, аккумулирующий все лучшее, накопленное за долгую историю развития не только в системе образования и педагогической мысли, но и в семейном воспитании, и который может быть воссоздан и с успехом использован в современном условиях.
Обращение к педагогическому достоянию и наследию позволит преодолеть крайне негативную тенденцию (ставшую в последнее время очевидной) стремительного снижения роли семейного физического воспитания в формировании двигательной активности подрастающего поколения. Необходимо, чтобы одновременно повышалась роль и ответственность средней и высшей школы в обеспечении требуемой двигательной активности детей и молодежи. Однако система образования в условиях Севера Западной Сибири пока не в полной мере справляется с этой ролью. Исследования последних лет показали, что в настоящее время двигательная активность российских школьников на 40 %, а старшеклассников даже на 70 % ниже необходимой нормы здоровья [19]. Ситуация в национальной средней школе еще сложнее [17; 23].
Для более тщательного, углубленного изучения педагогического наследия в области двигательной активности коренных сибиряков применя-
лись методы полевой этнографии: включенное спровоцированное наблюдение, опрос, беседа, интервью, фото- и киносьемка.
Наши исследования показали, что не имеющий аналогов культурный опыт многих коренных народов Западной Сибири находится на грани полного исчезновения. Современное физическое воспитание в национальной средней школе и в учреждениях дополнительного образования, основанное на имитации олимпийских видов спорта, не соответствует менталитету и условиям проживания коренных сибиряков и не принимает во внимание многовековые традиции физической культуры этих этносов, для которых двигательная активность имела жизненно важную функцию - способствовала выживанию в экстремальных климатических условиях Сибири.
Снижение двигательной активности неизбежно ведет к депопуляции, к быстрому исчезновению с лица земли не только отдельных людей, но и целых коренных народов Западной Сибири. Причем речь идет как о естественной или «противоестественной» убыли населения, так и о сокращении количества тех людей, которые осознают себя коренными сибиряками. Надо остановить этот крайне негативный процесс, так как он затрагивает весь многонациональный народ России. Предстоит осуществить реэтногенез коренных народов Западной Сибири - восстановить у них с учетом современных условий позитивное национальное самосознание и обеспечить не только их выживание, но и национальное развитие в рамках российского суперэтноса. Для этого необходима реконструкция их педагогического наследия в современных условиях. При этом должно учитываться то, что традиционно формирование двигательной активности детей и подростков коренных сибиряков было основано на принципах постепенности в овладении промысловой и хозяйственной деятельностью, учета возрастных и гендерных особенностей, миниатюризации размеров учебных промысловых орудий; введении в игру интерактивной сказочности. Это нашло отражение в произведениях устного народного творчества, а также в обычаях, соблюдаемых во время ритуальных и религиозных обрядов.
Наше исследование включает этнопедагогические полевые материалы: описание и анализ приемов и методов развития двигательной активности, закаливания, физической подготовки к промысловой и хозяйственной деятельности; описание со слов коренного населения около 200 традиционных игр и состязаний [8, 9]. В процессе изучения двигательной активности было определено место и роль традиционных игр и состязаний в самобытном физическом воспитании этих сибирских этносов, история их возникновения, развития, самобытные приемы и методы их эффективного использования. Полученные научные данные показывают наличие целенаправленной системы традиционных игр и состяза-
ний, которая, по сути, являлась и является единственным и незаменимым средством, методом и формой физической подготовки сибирских аборигенов. Эта система формировалась в течение многих веков, прошла «апробацию» в тяжелейших для жизни климатических и бытовых условиях и, как показывает история, в постоянных военных столкновениях.
Педагогический анализ литературных источников и собранных нами этнопедагогических материалов позволил обосновать существование народной «школы» физического воспитания коренных сибиряков, в которой формировалась и развивалась двигательная активность подрастающих поколений.
Краткие сведения о средствах и приемах развития физической активности коренных сибиряков, содержатся в работах В. Ф. Зуева [4],
О. Финша, А. Брэма [22].
В начале XX в. началось более глубокое изучение культуры народов Сибири, что, несомненно, позволило получить некоторые сведения о развитии двигательной активности детей и подростков. Некоторые средства ее повышения представлены в трудах И. Н. Шухова (ханты) [24],
Г. Н. Дмитриева-Садовникова (ханты) [3]. Основным недостатком упомянутых публикаций является то, что они носят отрывочный и описательный характер. Наиболее интенсивные исследования педагогического наследия, и в частности средств развития двигательной активности народов Сибири, начались в 20-30-х гг. XX в. Это книги Л. В. Певговой [16], А. Н. Рейнсона-Правдина [18], Г. Ш. Абсалямова [1].
Необходимо отметить, что в последние годы появились работы, в которых осуществлен анализ самобытного физического воспитания и способов развития двигательной активности коренных народов Сибири. К ним относятся труды Л. Н. Кривули [10], В. П. Красильникова [8, 9],
Н. И. Синявского [21], которые, несомненно, вносят огромный вклад в раскрытие национальных особенностей физической культуры, самобытного физического воспитания, роли и значения традиционных игр, спорта. Все перечисленные авторы глубоко озабочены отсутствием внимания к изучению, сохранению и использованию в современных условиях традиционных форм двигательной активности коренных малочисленных народов Западной Сибири, к повышению их роли и значения в современном образовательном процессе.
Большинство исследователей физической культуры коренных сибиряков - В. Ф. Зуев [4], И. Г. Остроумов [13], В. А. Павловский [14], Ю. А. Подольский [15], Л. Р. Симонова [20] - отмечают их невысокий рост (от 150 до 155 см), небольшой вес (от 55 до 64 кг), но подчеркивают, что такие параметры не препятствовали формированию у них крепкого телосложения.
Многие известные ученые-североведы - В. Ф. Зуев [4], Н. Л. Гондат-ти [2], В. И. Неславин [12], игумен Иринарх [6], Р. П. Митусова [11] - ре-
гистрировали высокую продолжительность жизни коренных сибиряков (от 60 до 100 лет), которая была бы невозможна без поддержания хорошей физической формы и здоровья.
На основании этих данных можно судить об объеме и значении двигательной активности для выживания, о ее социализирующей роли в воспитании подрастающих поколений сибирских коренных народов. Данное наследие может быть использовано для научно обоснованной организации современного образовательного процесса не только коренных народов Западной Сибири, но и приезжих детей, родители которых участвуют в промышленном освоении природных богатств Севера Западной Сибири и Дальнего Востока, поскольку живут они в тех же природно-климатических условиях.
Нами предлагается определенная система и последовательность применения воссозданного педагогического наследия в области двигательной активности путем внедрения системы традиционных игр и состязаний в современный образовательный процесс национальных образовательных учреждений коренных малочисленных народов Западной Сибири [5, 8].
1. Игры, рекомендуемые к применению в учебном процессе по физической культуре в национальной средней школе и ДЮСШ, которые имеют отделения нового вида спорта «Северное многоборье».
В младших классах предпочтение должно быть отдано играм на ловкость и быстроту, так как в этом возрасте у детей еще слабо развита аэробная и мышечная системы. Мы рекомендуем «Бег по-медвежьи» («Пупи нэвэр»), «Прятки» («Канях янтэх» и «Мант Кэча»), «Метание аркана на носы нарт» («Кану пыймана ялкулол-кма»), «Кто быстрее?» («Пасты нэ»), «Бросание палки в цель» («Попыл енгэв»). Они вызывают огромный интерес у всех детей, а не только у коренных сибиряков. Эти игры можно успешно использовать как в основной, так и в подготовительной части урока, но не на уроках лыжной подготовки и легкой атлетики.
В средних и старших классах на уроках физической культуры можно применять более сложные игры, силовые единоборства и самобытные физические упражнения в связи с интенсивным развитием в этом возрасте мышечной и дыхательной систем, а также с началом подготовки детей и подростков к активной промысловой и хозяйственной деятельности. Это следующие игры: «Прыжки через нарты» («Поръунчкве патев»), «Снежная стрела» («Тутнел»), «Кольца» («Кис»), «Ловля оленя» («Вяркукота»), «Урони товарища». Мы рекомендовали бы применять их в основной части или в течение всего урока.
2. Игры на подвижной перемене, которые занимают 8-10 минут. Они стимулируют двигательную активность детей, позволяют им активно отдохнуть и легче воспринимать материал на следующем уроке. Нельзя проводить сильно возбуждающие и утомляющие игры. Можно с успехом использовать: «Игру с кольцом» («Корки емюни»), «Поиграем в ямки» («Вонк
сохит ентэхли»), «Метание аркана на носы нарт» («Кану пыймана ялкулол-кма»), «Игру мячом» («Пуксэл), «Заячьи следы» («Чэвэр лэк»), «Болотную женщину» («Нерэм ими»), «Деревянную ногу» («Юх кур»).
3. Игры в группе продленного дня. Спортивный час входит в структуру учебного процесса в этой группе детей, поэтому он направлен на закрепление и совершенствование материала, пройденного на уроках физической культуры. Кроме того, эти игры рекомендуется проводить на свежем воздухе, что будет способствовать укреплению здоровья детей. В течение этого часа можно провести от 3 до 5 игр, например: «Игра с обручем» («Кусы юнт»), «Снежная стрела» («Тутнел»), «Кольца» («Кис»), «Броски аркана (тынзяна) за верх валиков (хореев)» («Валых тойнам танянтыты»), «Игры с палочкой» («Тюр-кэмлэли»), «Чудище» («Манки сохит ентэх»). Они прекрасно снимают психическое напряжение и препятствуют гиподинамии.
4. Игры в ДЮСШ для подготовки к соревнованиям по северному многоборью. Они в первую очередь способствуют развитию специальных двигательных навыков и физических качеств, необходимых для обучения видам северного многоборья. В учебно-тренировочном процессе можно успешно использовать «Прыжки через нарты» («Ликэрь этлоки-рюхли»), «Прыжки на двух ногах», «Метание аркана (тынзяна) на дальность», «Метание аркана (нюр) с изображением фигуры» («Нюр тахли»). Для развития силы и ловкости в подготовительную часть тренировки необходимо включать игры «Перетягивание шеей» («Сапалн йэр талты юнт анлупкелн»), «Перетягивание пальцами» («Лайна талэхсэли»), «Ловля хорея» («Сув евлмиты»).
5. Игры в летних трудовых и оздоровительных лагерях. Целью занятий физической культурой в учреждениях дополнительного образования является прежде всего оздоровление детей, а для физически подготовленных детей и подростков - их дальнейшее спортивное совершенствование. Рекомендуются следующие подвижные игры: «Прятки» («Канях янтэх»), «Медведь и ягодники» («Пуни панэ воньтье ях»), «Болотная женщина» («Нерэм ими»), «Метание диска» («Кар мах»), «Игра с диском» («Корки мэнру санрам»). Они должны использоваться во время, отведенное для занятий физическими упражнениями.
Теоретические и полевые этнопедагогические исследования показали, что в педагогическом наследии и достоянии коренных малочисленных народов Западной Сибири (ханты, манси, ненцы) содержится богатый потенциал самобытных средств, методов, форм развития двигательной активности, которые способствовали и способствуют их подготовке к промыслам и хозяйственной деятельности, становлению духовности, социализации и связи со своей историей.
Литература
1. Абсалямов Г. Ш. Национальные виды спорта ненецкого народа: дис. ... канд. пед. наук. М., 1962. 210 с.
2. Гондатти Н. Л. Предварительный отчет о поездке в Северо-Западную Сибирь. М., 1988.
3. Дмитриев-Садовников Г. Лук ваховских остяков и охота с ним // Ежегодник Тобольского губернского музея. 1914. Вып. 2. С. 13-14.
4. Зуев В. Ф. Описание живущих в Сибирской губернии в Березовском уезде иноверческих народов Остяков и Самоедов (1771-1772). М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1947. 96 с.
5. Игры, состязания и самобытные физические упражнения народов Севера: учеб. пособие / под ред. Н. И. Синявского; СурГПИ. Сургут, 2002. 76 с.
6. Иринарх (игумен). В дебрях крайнего Северо-Запада Сибири // Православный благовестник. 1909. Т. 1, № 11. С. 497-498.
7. Концепция федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока до 2015 года»: распоряжение правительства Российской Федерации от 21 ноября 2007 года, № 1661-р.
8. Красильников В. П. Игры и состязания в традиционном физическом воспитании хантов. Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2002. 120 с.
9. Красильников В. П. Фольклор и национальные традиции физического воспитания детей у народов Сибири // Место и значение фольклора и фольклоризма в национальных культурах: история и современность. Челябинск, 1998. С. 160-161.
10. Кривуля А. Н. Разработка и реализация программы по физической культуре с учетом национально-регионального компонента (на примере начальных классов национальных школ Югры): автореф. дис. ... канд. пед. наук / Тюмен. гос. пед. ун-т. Тюмень, 2003. 25 с.
11. Митусова Р. П. Год среди лесного народа // Вокруг света. 1928. № 9. С. 350.
12. Неславин В. И. Самоеды в домашнем и общественном быту. СПб., 1847. С. 29-175.
13. Остроумов И. Г. Вогулы Пермской и Тобольской губерний // Естествознание и география. 1903. № 4. С. 76.
14. Павловский В. А. Вогулы. Казань, 1907. С. 19.
15. Подольский Ю. А. Поклонение медведю у Сосьвинских вогулов // Уральский охотник. 1930. № 1. С. 35.
16. Певгова Л. В. Национальные игры детей народов Севера. Л.: Изд-во Глав. Сев. мор. пути, 1939. 37 с.
17. Прокопенко В. И. Материалы возрастных уровней физического развития, двигательной подготовленности и физической работоспособности школьников народов Севера (ханты, манси) [и др.]; Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1992. С. 73.
18. Рейнсон-Правдин А. Н. Игра и игрушка детей народов Обского Севера: дис. ... канд. пед. наук. М.; Л., 1944-1945. 350 с.
19. Сахно А. В., Чубуков А. С. Двигательная активность и наследственный потенциал человека. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: Ь11р://шшш. centrelittle.ru/conception.html
20. Симонова Л. Р. Вымирающее племя // Живописное обозрение. 1883. № 1. С. 101.
21. Синявский Н. И. Этнопедагогика физического воспитания народов Севера ханты и манси в современной системе образования: дис...........
д-ра пед. наук. М., 2005. 406 с.
22. Финш О., Брэм А. Путешествие в Западную Сибирь. М., 1882. 484 с.
23. Шамаев Н. К. Семейное воспитание на традициях. Якутск, 2003. 22 с.
24. Шухов И. Н. Река Казым и ее обитатели // Ежегодник Тобольского губернского музея. 1915. Вып. 26. С. 37-56.