Научная статья на тему 'Национальная инновационная система Сингапура: структурные элементы и тенденции развития'

Национальная инновационная система Сингапура: структурные элементы и тенденции развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2197
379
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Национальная инновационная система Сингапура: структурные элементы и тенденции развития»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2016 ISSN 2410-6070_

25.05.2016).

4. Транспортная инфраструктура на территории ОЭЗ. URL: http://www.alabuga.rosoez.ru (дата обращения: 23.05.2016).

5. Отчет о результатах функционирования особых экономических зон за 2014 г. и за период с начала функционирования особых экономических зон. URL: http://alabuga.ru/upload/iblock/469/report_2014.pdf (дата обращения: 20.05.2016).

6. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь // URL: http://slovari.yandex.ru/dict/economic (дата обращения: 23.05.2016).

7. Чонка А. Государственно-частное партнерство: симбиоз государства и бизнеса // Бюджет. - 2009. - Июль. - С.56

© Аетдинова Р.Р., Асадуллина Ч.И., 2016

УДК 330.357

Т. Р. Ахмадова

Студент группы ГМУ 3-3 Финансового университета при Правительстве РФ (Финуниверситет)

г. Москва, Российская Федерация

НАЦИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА СИНГАПУРА: СТРУКТУРНЫЕ

ЭЛЕМЕНТЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

Национальная инновационная система (НИС) - совокупность взаимосвязанных хозяйственных субъектов и институтов, взаимодействующих в процессе производства, распределения и использования знаний, конкурентоспособных технологий, направленных на реализацию стратегических целей устойчивого развития экономической системы в пределах национальных границ и способствующих повышению конкурентоспособности на международном уровне ее субъектов (предприятий, регионов, отраслей, страны в целом).

К структурным элементам НИС относятся:

* государство

* бизнес

* учебные заведения

В развитии инновационной компании выделяют следующие этапы:

1. посев

2. start up

3. начальный рост

4. развитие

5. IPO (характерно для американской модели развития).

В разных тр н х сложились различные моде и орг низации Н С. Гос дар тво ож т поддержив ть НИС следую ими способ ми:

* организация венчурных фондов

* содействие развитию венчурных фондов

* предоставление кредитов

* прямое бюдж тирование

* льготное налогообл ж ние

Обратимся к инновационной системе Сингапура, активно инвестирующего в человеческий капитал и

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2016 ISSN 2410-6070_

образование.

Сингапур - один из лучших примеров экономического успеха.

Сингапур - маленький город-государство, всего за несколько десятилетий успешно трансформировавший свою экономику и уже к концу XX в. превратившийся в одного из лидеров Азиатско-Тихоокеанского региона и всего мира по многим формальным и неформальным статистическим показателям (ВВП на душу населения, уровню грамотности, международному рейтингу привлекательности доя инвестиций и т.д.).

Сегодня Сингапур - один из крупнейших меж ународных цент ов деловой акт в ости в сф ре финансов, транспорта, IT-технологий и биогеха.

Отличительной особенностью Сингапура является наличие высокопрофессиональных человеческих есурс в - ключевого компонента для спе а любого бизнеса. о пособности при л кать тал нты и г пур - на 2-м месте в мире. Визитная карточка Сингапура - одни из лучших в мире систем образования и дравоохранения.

Как отмечают многочисленные исследователи, общее экономическое развитие Сингапура прошло через четыре ключевых фазы.

Первая из них (с 1965 по середину 1970-х гг.), фаза начального промышленного подъема, арактеризов лась высок й зависимо тью от трансфера т хноло ий со сторо ы з рубеж ых мультинациональных компаний (МНК). В результате осуществления политики "искусственного апгрейда" наиболее трудоемких отраслей путем активного привлечения в страну зарубежных МНК примерно 3/4 общего объема промышленного производства Сингапура сегодня приходится на долю зарубежных филиалов этих компаний, причем иностранцы владеют более 60% акционерного капитала его промышленных предприятий. Эта жесткая стратегическая привязка Сингапура к зарубежным технологическим источникам на ранней ст дии промыш енного развития безусловно выделя т его на ф не других зиа ск х Т гров .

На второй фазе усиления внутренних технологических ресурсов (с середины 1970-х до конца 1980-х гг. ) разработчики национальной техно огиче кой стратегии осно ное внимание делили с иму иро а ию б строго ро та местных поддерживающих отраслей.

Третья фаза (с конца 1980-х до конца 1990-х гг.) характеризовалась повышенным вниманием к развитию прикладных НИОКР на базе местных филиалов зарубежных МНК, а также путем активного создания новых го ударственных сследов тельских институтов и организаций, специал з рую ихся в сфере IT-технологий, микроэлектроники и в "науках о жизни" (life sciences), которые были призваны оказывать содействие R&D разработкам, осуществлявшимся многочисленными филиалами зарубежных компаний.

Четвертая фаза, начавшаяся в конце 1990-х гг., заключалась в постановке руководством Сингапура амбициозн й задачи быстрого о та ацион льн го в сокотехнол гичного роиз одс ва а ба е приоритетного развития фундаментальных научно-технологических исследований и разработок, энергичного стимулирования создания местных хай-тек стартапов и особого упора на подъем IT и б отехнологического сектор .

В 1 996 г. сингапурское правительство инициировало начало осу ествления но ого долгосрочн го проекта - Программы Инноваций, основной заявленной целью оторо о стало ра в ие ш ро ой научно-технологической базы для стимулирования креативных исследований в стране. Еще один недавний проект - инициатива "Intelligent Nation", десятилетний план ускоренного развития телекоммуникационной и IT-сферы, стартовавший в 2006 г.

Также следует отметить создание в 2009 г. специального Комитета Экономической Стратегии (ESC), который был призван стать ведущим мозговым центром для разработки общегосударственной политики в сфере инноваций. Данный комитет, представляющий из себя совместную (частно-государственную) к миссию экспе т в, определил ч тыре азовые тратегии р з ития Сингапура а б ижайш е годы:

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2016 ISSN 2410-6070_

* поддержание производства знания;

* рост инновационного капитала;

* привлечение новых высококвалифицированных специалистов;

* увеличение доли расходов на исследования и разработки с 3 до 3,5%.

Долгое время инновационное развитие экономики страны сводилось к заимствованию передовых ехн логий, в наст ящее время же Сингапур ориентирован на генери ов ние инноваций, чем и о усло лен интерес к академическим исследованиям: реализует программы, ориентированные на «импорт умов» и поиск одаренной молодежи. Под выполнение этих задач адаптирована и сингапурская инновационная инфраструктура, представленная многочисленными фовдами посевного финансирования и государственными агентствами, объединениями исследовательских учреждений в два национальных научных кластера (ИКТ и биомедицинский).

Инновационная модель Сингап ра от ич ется прео ладанием ос дар тв нных орга из ц й, тесно взаимодейств ющих с крупными компаниями, банками и другими дело ыми стр ктурами.

Национальный центр (ИЦ) «Биополис» - один из центральных институтов инновационного развития страны. ИЦ не просто территория с рядом организаций, квалифицированных специалистов и инновационных проектов. На данной территории развивают и регулируют межсекторные взаимоотношения, а участие г суд рства помогает снижать тр нз кционные издерж и и обе печи ает аибо ее полной и формац ей.

Модель и путь инновационного развития в Сингапуре развивается и контролируется «сверху». Государ тво - доминирующий игрок, котор й при помощи администрати ных ре урс в и л ных связ й привлекает крупные компании для получения инновационных роце сов. Д я Сингапура оче ь а но найти с особ ривлечения ностр нных тал нтов, не нарушая баланс местной э ономики. Страна роводит пол тику аутсор инга д я привлечения оло ых ис ледовател й и пре принимател й из- а рубежа, пос ольку в Сингап ре нет крупных исс едоват льских универ ит тов. Многие мест ые сотрудн и про ели бол шую часть или может даже всю свою жизнь в Сингапуре, но именно нос ра цы могут по-новому взглянуть и внести новые интересные идеи, как в вопросах культуры, так и бизнес тенденциях. Разноо разная рабочая сила пом гает компаниям мы лить глобально, а также р зви аться и вводить новшества.

Правительство Сингапура постоянно выделяет государственное финансирование через такие программы, как "Схема Кредитования Продуктивности и Инноваций " (Productivity and Innovation Credit (PC) Scheme). В этой программе компании могут воспользоваться налоговыми льготами для внедрения деятельности, которая ведет за собой инновации и увеличение производства компании.

В Сингапуре работает более 90% технологических компаний, входящих в список Fortune 1000. По прогнозам, к 2020 г ду центр деловой активности сме тит я из Европы и Северн й Амери и в Азию, на д лю к орой будет приходиться более 60% ировой торгов и.

Исходя из данной работы, пример Сингапура демонстрирует, что в случае выбора политики «открытых дверей» и привлечения в страну мультинациональных компаний страна обязательно должна задействовать все возможные инструменты для получения от такой политики максимальной пользы.

Успешная модернизация страны и развитая местная экономика дают стимул для привлечения в страну более качественных инвестиций и открытия высокотехнологичных предприятий либо трансфера деятельности с более высокой добавленной стоимостью уже существующих предприятий в страну-хозяина. У нас не было возможности детального рассмотрения используемых правительством Сингапура механизмов индустриальной либо другой политики, но одно очевидно - страна достигла успехов за счет привлечения иностранных инвестиций и, в то же время, проведения активной индустриальной политики. Выше упомянутое требовало постоянно развивающихся способностей в формировании политики и ее реализации со стороны государственного аппарата.

Сингапур - один из лучших примеров экономического успеха, и постоянно привлекает внимание

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2016 ISSN 2410-6070_

исследователей. Соответственно, его опыт для развивающихся и переходных стран заслуживает большого внимания. Но нужно помнить, что путь экономического подъема каждой из стран сам по себе уникален, что подразумевает исторические, социальные, культурные характеристики той или иной страны, международную ситуацию в конкретный момент времени, возможности использования инструментов экономической политики и т.д. Так что более детальное изучение примера Сингапура полезно, однако прямое копирование той или иной политики, реализованной им в конкретный период времени, недопустимо. Список использованной литературы:

1. Седаш Т.Н. Инновационные проекты: особенности реализации и методы оценки//Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2012. - № 2. - С. 20-27.

2. Попадюк Т.Г., Шевёлкина К.Л. Возможности и перспективы инновационной технологии государственно-частного партнерства в финансировании транспортной инфраструктуры//Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2014. № 11 (71). С. 28.

3. Удальцова, Н.Л. Инвестиции в инновации/ Экономические науки. - 2014. - №7. - С. 69-72.

4. Удальцова Н.Л., Басаев З.В. Источники финансирования инновационных проектов в России за рубежом // Вопросы экономики и права. 2014. № 74. С. 85-88.

5. Удальцова Н.Л., Никишина О.И. «Проблемы становления и развития венчурного предпринимательства в России», Креативная экономика №5(89), 2014

6. Удальцова Н.Л. Условия, необходимые для развития инновационного бизнеса в России/ Инновационная наука, 2015, №5, С. 299-301

© Ахмадова Т. Р., 2016

УДК 33.4.629

Ахмедов Р. М.

Доц. каф. «Производство строител. материалов, изделий и конструкций» Наманганский инженерно-педагогический институт

Дадаханов Б.

Ст. преп. каф. «Производство строител. материалов, изделий и конструкций»

Наманганский инженерно-педагогический институт

Ахмедов Ф. Р.

Магистр экономики, специалист экономического управления

г. Наманган,Узбекистан [email protected]

МЕТОДЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ОБЪЕМОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ РЕМОНТА И СТРОИТЕЛЬСТВА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

Аннотация

В настоящее время все актуальнее становится разработка и практическое применение методов наиболее эффективного прогнозирования объемов финансирования ремонта и строительства автомобильных дорог. В данной работе принята попытка построения экономико-математической модели прогнозирования объемов финансирования ремонта и строительства автомобильных дорог. Разработанная экономико-математическая модель прогнозирования динамики доходов может оказаться весьма полезным для научно обоснованного планирования объемов финансирования ремонта и строительства автомобильных дорог.

Ключевые слова

Прогнозирование объемов финансирования, ремонт и строительство автомобильных дорог, экономико-математическая модель, дорожный фонд, научно обоснованное планирование, транспортно-

эксплуатационное состояние автомобильных дорог.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.