МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2016 ISSN 2410-6070
труда уделять внимание замене труда капиталом, интенсификации труда, повышению эффективности организации труда. Первое направление ориентируется на техническое переоснащение производства, на замену старого оборудования новым с улучшенной методикой выполнения работ. Интенсификация труда предполагает ускорение выполнения сотрудниками предприятия их работы. Последнее направление подразумевает применение таких мер, которые бы максимально устранили производственные потери, простои, способствовали увеличению эффективности работы.
Несомненно, в кадровой политике промышленных предприятий необходимо проводить регулярное стимулирование работников на выполнение ими своих обязанностей. Это касается не только материальных стимулов, но и нематериальных. Внутреннее побуждение сотрудника к работе и его психологический настрой достаточно сильно влияет на повышение производительности труда предприятия. Список использованной литературы:
1. Погонев С.В., Бочарова И.Ю. Разработка модели эффективного развития предприятий. //Интеграл. 2012. № 4. С. 91.
2. Рыманов А.Ю., Винокуров Г.З. Устойчивое экономическое развитие предприятий. //Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2012. № 3 (39). С. 39.
3. Стрекозова Е.В. Макроэкономические факторы роста производительности труда //Российское предпринимательство. 2011. № 7. (188). С. 75-80.
4. Труд и занятость в России. 2015: Стат. сб. M.: Росстат, 2015. 274 с.
5. Шидакова Е.Е., Пелипенко А.А. Проблемы рынка труда и необходимость повышения производительности труда в экономике России //KANT. 2013. № 3 (9). С. 19-21.
6. Рыманов А.Ю. Налогообложение и поддержка товаропроизводителей. // Экономист. 2011. № 9. С. 90-92.
7. Кот А.Д., Мартынов М.Ю., Рыманов А.Ю., Воронов С.А. Построение кадрового профиля организации с учетом региональных особенностей. //Интеграл. 2012. № 3. С. 96-97.
8. Гагаринский А.В. Стимулирование труда работников промышленных предприятий на основе оценки показателей, характеризующих повышение производительности труда //Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: экономические науки. 2013. №4 (10). С. 42-47.
9. Бочарова И. Экономические интересы в теориях рационального поведения наемных работников// Вестник Института экономики Российской академии наук. 2007. № 4. С. 93-105.
10. Бочарова И.Ю. Реформирование института представительства интересов наемных работников. //Труд и социальные отношения. 2005. № 1. С. 29.
11.Гладышев И.Г. Повышение производительности труда предприятий за счет применения систем материального стимулирования труда сотрудников //Вестник ТГУ. 2009. № 11 (79). С. 109-113.
© Анисимова Д.С.,2016
УДК 332.142
Ч.И. Асадуллина
студент 1 курса экономического факультета Набережночелнинский институт ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет
Научный руководитель: Р.Р. Аетдинова к.п.н., доцент кафедры «Производственный менеджмент» Набережночелнинский институт ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет
Г. Набережные Челны, Республика Татарстан
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН
(НА ПРИМЕРЕ ОЭЗ «АЛАБУГА»)
Аннотация
В статье рассмотрено понятие особой экономической зоны. Проведен анализ видов деятельности
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2016 ISSN 2410-6070_
разрешенных на территории свободной зоны и возможность введения малого бизнеса в ОЭЗ. Особое внимание уделено деятельности особой экономической зоны промышленно-производственного типа «Алабуга».
Ключевые слова
Особая экономическая зона, типы ОЭЗ, особая экономическая зона промышленно- производственного типа «Алабуга», преференциальный режим, предпринимательская деятельность, частно-государственное партнерство.
Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., особые экономические зоны - это базовый элемент национальной инновационной системы Российской Федерации [1].
Законодательство (ст. 2 Федерального закона РФ от 22 июля 2005 г. № 116 - ФЗ «Об особых экономических зонах Российской Федерации») (далее - ФЗ «Об ОЭЗ РФ») признает особую экономическую зону как определяемую Правительством РФ часть территории, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности [2].
В Российской Федерации существуют особые экономические зоны четырёх типов:
1) промышленно-производственные особые экономические зоны (ППЗ);
2) технико-внедренческие особые экономические зоны (ТВЗ);
3) туристско-рекреационные особые экономические зоны (ТРЗ);
4) портовые особые экономические зоны (ПЗ).
На территории России ОЭЗ создаются в целях укрепления инвестиционной и инновационной составляющей экономики. Россия имеет серьезный потенциал функционирования ОЭЗ, по состоянию на начало 2016 г. создано 33 особые экономические зоны, из них 9 промышленно-производственного типа, 6 технико-внедренческого, 3 портовые зоны и 15 туристско-рекреационные. С 2006 по 2015 г. общая сумма федеральных бюджетных средств, выделенных на создание и развитие ОЭЗ, составила 121,9 млрд руб., а в 2016 г. на эти же цели предусмотрено в федеральном бюджете еще 6 млрд руб. [3].
Создание ОЭЗ, в первую очередь, призвано решить стратегические задачи развития страны в целом или отдельных ее регионов в частности. Также с помощью инструмента особых зон решаются вопросы развития отдельных отраслей (промышленность, внешняя торговля, социальная сфера, научно-технический прогресс и так далее).
Для примера и понимания вопроса, приведем описание особой экономической зоны «Алабуга» (Елабужский район, Татарстан).
Особая экономическая зона промышленно - производственного типа «Алабуга» размещена около г. Елабуги Елабужского района Республики Татарстан (РТ), в 25 км от города Набережные Челны и в 40 км от города Нижнекамска. Специализация деятельности: выпуск автомобильных компонентов, автобусов, бытовой техники, высокотехнологичное химическое производство, фармацевтическое производство, авиационное производство, производство мебели.
На сегодняшний день ОЭЗ «Алабуга» занимает территорию в 20 кв. км, которая разделена на определенное число земельных участков, или модулей. Площадь модуля может составлять 5, 10, 20 и более га. На территории ОЭЗ инвесторы получают подготовленные участки со всей необходимой инфраструктурой
[4].
По многим показателям деятельности, особая экономическая зона «Алабуга» является наиболее динамично развивающейся из всех промышленно-производственных ОЭЗ Российской Федерации. Если провести анализ динамики функционирования всех ОЭЗ РФ, 55,4% частных инвестиций, в том числе капитальных вложений, осуществленных резидентами всех особых экономических зон за период 20062015 гг., приходится на резидентов, пришедших в ОЭЗ ППТ «Алабуга».
По состоянию на 1 марта 2016 г. на территории ОЭЗ «Алабуга» действующими являются 21 предприятие, 4 резидента находятся на этапе строительства производства, и 23 резидента находятся на стадии «проекта».
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2016 ISSN 2410-6070_
Объем инвестиций, заявленных резидентами особой экономической зоны по состоянию на 1 января 2016 г. составил 153 526 млн. руб., в то же время объем капитальных вложений, освоенных по состоянию на 1 января 2016 г. составил - 96 126 млн. руб. [5], что является, на наш взгляд, неплохим показателем. Соотношение объема и динамики заявленных и освоенных инвестиций резидентов особой экономической зоны «Алабуга» за период 2006-2015 гг. представлено на рисунке 1.
180000 160000 140000 120000 100000 80000 60000 40000 20000
0 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 (прог ноз)
* Обмм ЗХПЛенКЫХ инвесттэт резидентов, млн. руб. 4411 9471 14470 14933 2S0S6 7824S SS646 10233- 11SS52 15352* 163526
Объем освоенных юокгашш резидентов, млн руб. 0 4564 7914 11136 149S9 2836S 37026 58473 85453 96126 110182
Доля освоенных инвестиций. % 0% 484 55% 75% 53% 36% 42% 57% 72% 63% 67%
Рисунок 1 - Объем заявленных и освоенных инвестиций за период 2006-2015 гг.
Объем выручки резидентов за 2015 год составил 35 682 млн. рублей, нарастающим итогом - 165 252 млн. рублей [5].
В целом, соотношение освоенных инвестиций и полученной резидентами выручки позволяет сделать вывод о постепенной окупаемости вложенных средств, как показано на рисунке 2.
Рисунок 2 - Рентабельность частных инвестиций за период 2006-2015 гг.
Необходимо больше внимания уделить особенностям режима предпринимательской деятельности, так как возможность получить от государства таможенные и налоговые привелигии является основной причиной привлекательности. При определии понятия ОЭЗ стоит уточнить, в чем конкретно выражается «особый режим предпринимательской деятельности». ФЗ «Об ОЭЗ РФ» не раскрывает эти особенности, однако они подробно прописаны в нормах НК РФ и ТК РФ, посвященных различного вида льготам. Особый режим предпринимательской деятельности, таким образом, выражается в предоставлении этих льгот. Так как эти
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2016 ISSN 2410-6070_
льготы предоставляются лишь лицам, зарегистрированным в качестве резидентов ОЭЗ, то следует говорить о преференциальном режиме осуществления предпринимательской деятельности.
Преференция (от лат. preferentio - предпочтение) - льгота или предоставление особого налогового режима для группы хозяйствующих субъектов, позволяющие им в течение указанного времени не нести часть налоговых обязательств [6].
Преференции для резидентов особой экономической зоны «Алабуга»:
1) режим свободной таможенной зоны, при котором иностранное оборудование размещается и используется в пределах особой экономической зоны «Алабуга» без уплаты таможенных пошлин и НДС;
2) отмена экспортных пошлин на вывоз произведенной продукции, то есть резиденты ОЭЗ «Алабуга» освобождены от налога на имущество с момента постановки имущества на учет и от земельного налога с момента возникновения права собственности на земельный участок. Помимо земельных участков, предоставляемых инвесторам по достаточно низкой цене, резидент ОЭЗ «Алабуга» получает доступ к полностью подготовленной инженерной инфраструктуре;
3) ставка налога на прибыль организации снижена до 2% в течение первых пяти лет деятельности (вторые пять лет ставка составлет 7% и далее до 2055 года сохраняется в размере 15,5%);
4) полное освобождение от уплаты транспортного налога, земельного и имущественного налога подлежащих зачислению в бюджет республики.
Очевидно, что люди, проживающие и работающие на территории ОЭЗ, нуждаются в бытовых, медицинских, образовательных и развлекательных услугах. Поэтому социальная инфраструктура включает в себя все заведения, обеспечивающие жителей ОЭЗ вышеперечисленными благами.
Малый бизнес в особых экономических зонах вроде Алабуги может быть выражен в индивидуальном предпринимательстве, основанном на обслуживании населения и рабочих кадров:
1) магазины продуктов и бытовых товаров;
2) парикмахерские, химчистки;
3) кафе и клубы;
4) детские магазины;
5) спорт-клубы и фитнес центры и прочее.
При этом предприниматели, осуществляющие свою деятельность на территории ОЭЗ, могут рассчитывать на часть преференций, заявленных для резидентов зоны. Условия деятельности должны быть оговорены в соглашении о ведении хозяйствования, который заключается с управляющим органом ОЭЗ.
Естественно, предприятие малого бизнес-цикла не может считаться резидентом и пользоваться всеми льготами хотя бы потому, что не в состоянии инвестировать заявленные суммы в собственные мощности на территории зоны. Однако чем более востребованным является бизнес-проект, тем больше шансов у предпринимателя получить удобные условия для существования.
Многие ученые рассматривают ОЭЗ как особую форму осуществления частно-государственного партнерства (далее - ЧГП), под которой понимается любое сотрудничество государства и бизнеса. Особое внимание они уделяют проблеме привлечения инвестиций. В современной России существуют проблемы, решение которых невозможно без привлечения частных инвестиций на территорию РФ [7].
В силу изложенного представляется что особенность ОЭЗ является осуществление на ее территории взаимного сотрудничества государства и бизнеса. Таким образом, ОЭЗ можно определить как один или несколько участков с определяемой законом площадью, на которых действует преференциальный режим в целях осуществления взаимовыгодного сотрудничества государства и бизнеса.
Список использованной литературы
1. Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. №1662-р «Об утверждении Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» // СЗ РФ. 2008. №51. Ст.2732.
2. Федеральный закон Российской Федерации от 22 июля 2005 г. №116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».
3. Счетная палата Российской Федерации. URL: http://audit.gov.ru/press_center/news/26898 (дата обращения:
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2016 ISSN 2410-6070_
25.05.2016).
4. Транспортная инфраструктура на территории ОЭЗ. URL: http://www.alabuga.rosoez.ru (дата обращения: 23.05.2016).
5. Отчет о результатах функционирования особых экономических зон за 2014 г. и за период с начала функционирования особых экономических зон. URL: http://alabuga.ru/upload/iblock/469/report_2014.pdf (дата обращения: 20.05.2016).
6. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь // URL: http://slovari.yandex.ru/dict/economic (дата обращения: 23.05.2016).
7. Чонка А. Государственно-частное партнерство: симбиоз государства и бизнеса // Бюджет. - 2009. - Июль. - С.56
© Аетдинова Р.Р., Асадуллина Ч.И., 2016
УДК 330.357
Т. Р. Ахмадова
Студент группы ГМУ 3-3 Финансового университета при Правительстве РФ (Финуниверситет)
г. Москва, Российская Федерация
НАЦИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА СИНГАПУРА: СТРУКТУРНЫЕ
ЭЛЕМЕНТЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
Национальная инновационная система (НИС) - совокупность взаимосвязанных хозяйственных субъектов и институтов, взаимодействующих в процессе производства, распределения и использования знаний, конкурентоспособных технологий, направленных на реализацию стратегических целей устойчивого развития экономической системы в пределах национальных границ и способствующих повышению конкурентоспособности на международном уровне ее субъектов (предприятий, регионов, отраслей, страны в целом).
К структурным элементам НИС относятся:
* государство
* бизнес
* учебные заведения
В развитии инновационной компании выделяют следующие этапы:
1. посев
2. start up
3. начальный рост
4. развитие
5. IPO (характерно для американской модели развития).
В разных тр н х сложились различные моде и орг низации Н С. Гос дар тво ож т поддержив ть НИС следую ими способ ми:
* организация венчурных фондов
* содействие развитию венчурных фондов
* предоставление кредитов
* прямое бюдж тирование
* льготное налогообл ж ние
Обратимся к инновационной системе Сингапура, активно инвестирующего в человеческий капитал и