_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2016 ISSN 2410-6070_
Пространственная (зональная) дифференциация сельского хозяйства области наглядно прослеживается в зерновой отрасли (таблица 1). Тюменская область является лидером при производстве зерновых и зернобобовых культур в регионах Уральского федерального округа. Для сравнения в таблице приведены данные по Курганской области, Челябинской и Свердловской областей. В данной отрасли прямым конкурентом является только Курганская область.
Таблица 1
Валовой сбор зерновых и зернобобовых культур в весе после доработки, тыс. тонн
Район, зона 2010г. 1011г. 2012г. 2013г. 2014г.
Зона южной тайги 20,2 22,0 19,1 22,1 22,4
Зона подтайги 240,3 276,5 207,6 230,8 226,0
Зона северной лесостепи 810,4 1266,7 819,4 850,8 967,3
Зона южной лесостепи 161,2 345,3 222,8 228,8 266,1
Тюменская область без автономных округов 1232,0 1919,5 1268,7 1332,5 1481,9
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра - - - 0,3 0,3
Ямало - Ненецкий автономный округ - - - - -
Курганская область 866,1 2401,5 933,2 1344,2 1267,2
Свердловская область 549,1 762,5 521,2 610,8 660,6
Челябинская область 691,8 2218,9 688,7 1031,4 1139,5
Источник: данные статистического ежегодника «Сельское хозяйство в Тюменской области»
Ханты-Мансийский - Югра и Ямало-Ненецкий автономные округа не пригодны по природным условиям для развития отрасли растениеводства. Но и на аграрном юге области наблюдается пространственная (зональная) дифференциация результатов производства. Юг области подразделяется на четыре зоны, включающие несколько муниципальных районов: зону южной тайги, зону подтайги, зону северной лесостепи и зону южной лесостепи. Максимальное производство зерна наблюдается в зоне северной лесостепи, наиболее пригодной по природно-климатическим условиям, а минимальное - в зоне южной тайги.
Таким образом, хотя Тюменская область находится в зоне рискованного земледелия, она обеспечивает население продуктами переработки зерновой отрасли. Производство зерна в расчете на душу населения в 2014 году по Тюменской области без автономных округов составило 1044 килограмм. Для сравнения по Свердловской области - 153 килограмма, по Челябинской области - 126 килограмм. Список использованной литературы:
1. Научно-информационный журнал «Биофайл» http://biofile.ru/bio
2. Сельское хозяйство в Тюменской области (2010-2014): Стат. сб. / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области. - Т., 2015. - 276 с.
© Шилова В.В., 2016
УДК 33
А.В. Шумилова
Студентка 3 курса факультета «Государственное управление и финансовый контроль» «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»
Г. Москва, Российская Федерация
БАРЬЕРЫ, ПРЕПЯТСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ
Аннотация
Статья посвящена результатам исследования проблем развития инновационного предпринимательства в России. Автором названы барьеры, возникающие при развитии инновационного предпринимательства, сформулированы задачи по их нейтрализации.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2016 ISSN 2410-6070
Ключевые слова
Инновационное предпринимательство, барьер, развитие.
Summary
The article is devoted to the study of problems of innovation entrepreneurship development in Russia. The author cited barriers that arise in the development of innovative entrepreneurship, tasks are formulated to neutralize them.
Развитие инновационного предпринимательства в любом государстве положительно влияет на развитие позитивных процессов в экономике (а, как известно, политика и экономика неотделимы), уровень демократии
в обществе, усиление позиций политического веса на международной арене, что, несомненно, дает этому государству не только политические дивиденды, но и экономические.
Инновационные предприятия способны изменить существующий
в российской экономике экспортно-сырьевой характер и снизить зависимость от мирового экономического климата, что очень актуально в нынешних условиях, поэтому в рамках данного исследования мы рассмотрим их современные тенденций, барьеры и перспективы развития.
«Инновационное предпринимательство - экономический процесс, который приводит к созданию новых, улучшенных по своим свойствам товаров (продукции и услуг), а также технологий путем
" 32
практического использования инноваций, реализуемых предприятиями32».
Оценивая состояние инновационной деятельности на предприятиях Российской Федерации, следует отметить, что удельный вес инновационно-активных предприятий начиная с 1980-х годов снижается, например,
в промышленности он сократился с 70% до 6%. На сегодняшний день разрыв с лидирующими в этой сфере странами, это Австрия, Германия, Дания, Ирландия, чьи показатели инновационной активности достигают 67%, 70%, 71% и 74% соответственно, составляет 10-12 раз.
На рисунке 1 отчетливо видно явное отставание России от большинства развитых стран.
Рисунок 1 - Доля инновационных предприятий в инновационно-развитых странах и России
32 Гершанок Г. А. Основы инновационного предпринимательства Бизнес, Учебник Издательство: Изд-во Перм. нац. исслед. 2012 с. 123.
Keywords
Innovative entrepreneurship, a barrier to development.
У <* <f у
■ Доля инновационных предприятий
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2016 ISSN 2410-6070_
«Для увеличения количества инновационных предприятий в России необходимо формирование благоприятного климата для развития инновационного бизнеса, стимулирование интереса инвесторов к данной сфере и устранение барьеров, мешающих эффективному развитию инновационного бизнеса33».
Перечислим основные явления, препятствующие развитию предпринимательской деятельности в сфере инновационного предпринимательства, и обозначим пути их устранения:
1. Слабо развитая инфраструктура поддержки инновационного предпринимательства. Для устранения этого недостатка необходимо осуществить:
- создание инновационной инфраструктуры, работающей как единый механизм, а также региональной сети бизнес-инкубаторов во всех отраслях научных знаний, включая вузы;
- создание сети стратегических центров по развитию отраслей инноваций в РФ;
- создание инновационных клубов для предпринимателей, основной задачей которых является создание условий существования предпринимательства в инновационной сфере;
- создание базы данных инновационных идей, которые будут доступны для предпринимателей и других заинтересованных категорий, и консультации по защите интеллектуальной собственности инновационных предпринимателей.
2. Низкий уровень профессионализма людей, отвечающих за реализацию крупнейших российских инновационных программ и проектов (непрофессионализм в области инноваций), а также отсутствие системы подготовки кадров для инновационной экономики и квалифицированного инновационного менеджмента. Для решения проблемы следует осуществить:
- привлечение профессионалов на всех стадиях реализации инновационных проектов;
- создание единой системы подготовки и повышения квалификации для профессионалов в области технологических инноваций, включая дистанционное обучение;
- разработка Федерального портала «инновационной предпринимательской деятельности» для установления новых контактов между предпринимателями, экспертами и решения их общих проблем в области инноваций;
- привлечение иностранных инвесторов за счет льгот, предусмотренных для производства инновационной продукции.
3. Слабое стимулирование развития инновационной системы негосударственного финансирования инновационной деятельности, отсутствие венчурного инвестирования. Для преодоления необходимо:
- реальное внедрение налоговых льгот для налогоплательщиков, деятельность которых направлена на усовершенствование действующей техники или создание инновационной продукции;
- расширение возможности применения механизма налоговых каникул;
- расширение перечня высокотехнологичного импортного оборудования, ввозимого без взимания импортных пошлин;
- выделение финансовых средств на государственные гарантии и субсидирование процентных ставок по кредитам под экспортные контракты;
- создание венчурных фондов и Федерального Инновационного фонда
для предпринимательства.
4. Избыточные административные барьеры для выхода российских инновационных компаний на зарубежные рынки. Давление со стороны органов власти, налоговых служб и криминальных структур при регистрации предприятий, лицензировании видов деятельности, сертификации продукции, выделении производственных и торговых помещений, земли, осуществлении контролирующими организациями контрольно-ревизионных функций.
5. Отсутствие комплексного законодательного обеспечения инновационной предпринимательской деятельности.
6. Отсутствие основы системы поддержки малого интеллектуального
предпринимательства на муниципальном уровне.
33 Тебекин, А.В. Инновационный менеджмент: учебник для бакалавров/ А.В. Тебекин; Ин-т мир. экономики и информатики. - 2-е изд., перераб. и доп.. - М.: Юрайт, 2014. - 206 с.
301
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2016 ISSN 2410-6070_
«Весомой преградой, стоящей на пути инновационного предпринимательства, является исторически сложившаяся катастрофическая нехватка предприимчивых лидеров инноваций, способных не только генерировать инновационные идеи, но и, что самое главное, быстро превращать их в успешный инновационный бизнес или продукт34».
Можно также назвать следующие барьеры на пути инновационного предпринимательства:
- высокая конкуренция со странами Запада;
- неблагоприятная инвестиционная среда;
- низкий уровень поддержки со стороны государства и частных инвесторов и др.
На основе анализа структурных проблем инновационных предприятий можно сформулировать рекомендации для оптимизации их функционирования:
1. Рекомендуется установление определенных принципов учета инноваций: использование наиболее релевантных методов формального учета; ориентация не на плановые и исторические показатели, а на текущие
возможности и перспективность новаторских решений предприятия; систематичность учета, особенно для предприятий в стадии расширения своей деятельности.
2. Необходимо увеличивать степень интеграции в национальную инновационную систему, главные рынки сбыта и развивать смежные направления на стыках профильных и непрофильных рынков.
3. Рекомендуется обеспечить наличие как якорных подразделений НИОКР, так и диверсифицированных инструментов взаимодействия с внешней средой. Подразделения НИОКР в данном случае выступают основным связующим звеном с элементами НИС.
4. В случае вывода на рынок новых продуктов следует предварительно интенсифицировать взаимодействие с потенциальным потребителем с целью
его ознакомления с характеристиками и потребительской полезностью нового продукта.
5. В части отбора трудовых ресурсов необходимо проводить кадровую политику, направленную на возрастное формирование штата из опытных сотрудников и достаточно молодых специалистов.
6. Продуктивно осуществлять долгосрочное планирование деятельности предприятия при реализации относительно коротких по срокам окупаемости отдельных проектов. Это позволяет выявить жизнеспособность новшества на коротком промежутке времени35.
Список использованной литературы:
1. Гершанок Г. А. Основы инновационного предпринимательства Бизнес, Учебник Издательство: Изд-во Перм. нац. исслед. 2012 с. 167.
2. Тебекин, А.В. Инновационный менеджмент: учебник для бакалавров/ А.В. Тебекин; Ин-т мир. экономики и информатики. - 2-е изд., перераб. и доп.. - М.: Юрайт, 2014. - 481 с.
3. Двоенко И.Ю. Инновационный потенциал малого и среднего бизнеса Тульской области // Деловая Тула. — 2013. — № 3. — С. 14.
4. Удальцова Н.Л. Инновационное предпринимательство как элемент национальной системы Инновационная наука. 2015. № 7. С. 158-161
5. Удальцова Н.Л. Государственное регулирование инновационной деятельности за рубежом// Креативная экономика. 2013. № 8 (8о). С. 3-9
6. Удальцова Н.Л. Инвестиции в инновации/ Экономические науки. 2014. № 116. С. 69-72
7. Элбакидзе М.А. Малый инновационный бизнес в России // Актуальные вопросы экономических наук. -2011. - № 19. - С.155 - 160.
© Шумилова А.В., 2016
34 Двоенко И.Ю. Инновационный потенциал малого и среднего бизнеса Тульской области // Деловая Тула. — 2013. — № 3. — С. 12.
35 Элбакидзе М.А. Малый инновационный бизнес в России // Актуальные вопросы экономических наук. - 2011. - № 19. - С.155 - 107.