Педагогическая наука и практика
ад:
УДК 37.018.1
НАСЛЕДИЕ ПРЕДКОВ Ацдатпа
Отбасынын, адамгершиик денсаулыгы, онын, рухани кундылыктары онда калыпта-скан салт-дэстурлер бойынша ата - бабалары-мыздын, мурасы туралы айтуга болады.
Бала упин тэртшке келтлру, турактылык бейб1тштк каутспдтн камтамасыз етед1, дэстурлерд1 беру цажеттшЫ icKe асырылады.
Бершген мешр1мд1 отбасылык дэстурлер балаларга улкен эсер етед1, отбасын 6ipiK-Tipefli, отбасынын, улкен мушелepi мен бурын табылган акылга конымды жэне ivie Й1 pi ivi/xi астыкты сактауга жэне оларды оскелец ур-пактын игиигше айналдыруга мумюндш бе-редг Рухани - адамгерштк тэрбиеш калып-тастыру кебшесе тэрбие эдютерше жэне ол OMip сурет1н жагдайларга байланысты деп айтуга болады.
Аннотация
В статье рассмотрены основы нравственного здоровья семьи, сохранения духовных ценностей и традиций как наследия наших предков. Подчёркивается, что упорядоченность, постоянство для ребенка обеспечивает безопасность мира, реализует потребность передачи традиций; переданные добрые семейные традиции оказывают огромное влияние на детей, сплачивают семью, позволяют сберечь те зерна разумного и доброго, которые старшими членами семьи были найдены раньше, и сделать их достоянием подрастающего поколения. Подтверждено, что формирование духовно-нравственного воспитания во многом зависит от методов воспитания и от общественных и семейных условий, в которых живет ребёнок.
Annotation
In the article basics of family moral health, keeping cultural values and traditions as heritages for our ancestors are covered. It is emphasized that order, constancy ensures child's safety in the world, realizes transferring
Р.Б. Лгитаееа,
педагог-психолог, ясли-сад №69 г.Костаная
НегЬг'! создер: мура, сешм, цонацжаътылъщ, урпацтар са-бацтастыгы, отбасын б\р\кт\ру, рухани-адамгерштк тэрбиеш ца-лыптастыру.
Ключевые слова: наследие, доверие, преемственность поколений, семейные традиции, гостеприимство, формирование духовно-нравственного воспитания.
Keywords: heritage, trust, hospitality, continuity of generations, family unity, formation of spiritual and moral education.
ш П О bS
О С
о
L ш
H
2 <
н
о £
n о с в; s
х
<
H
s с и о m
ш ч
ia О
CL.
С
Щ
3 X
J2 -
£
н <
ж_n _
^ Педагог ическам наука и практика =
traditions; good family traditions have a huge impact on children, make any family stronger, allow to keep those reasonable and kind grains which were found by the senior family members earlier and to make them property of younger generation. It is confirmed that formation of spiritual and moral education in many respects depends on methods and on public and family conditions in which there lives the child.
«Осооое отношение к родной земле, её культуре, обычаям, традициям -это важнейшая черта патриотизма», Н.А. Назарбаев. [1, с.2].
По нравственному здоровью семьи, ее духовным ценностям и, следовательно, ее потенциальным возможностям можно судить о наследии наших предков по установившимся в семье традициям.
С давних пор о доме говорили с улыбкой и любовью. Об этом гласят легенды, сказки, пословицы и поговорки: «В гостях хорошо, а дома лучше», «Семья
о; - ключ к счастью». А самое ценное, что к
х передается от наших предков, - это coli;, хранение доверия в семье. Доверие - это о возможность открыто обсуждать любые, 5 даже сложные, темы друг с другом. Се-ш мейный совет, на который собираются g все члены семьи, чтобы вместе обсудить ^ ситуацию, спланировать дальнейшую < жизнь на определенный период, обсудить о бюджет семьи, ее расходы. Это позволяет = ребенку быть в курсе семейных событий, х участвовать в важных решениях, иметь н право голоса, нести ответственность. По = вечерам можно с ребенком заводить от-S кровенные беседы, садиться рядышком и £ рассказывать друг другу о прожитом дне, ш о впечатлениях, о новшествах. Сохра-5 нить взаимное доверие в семье - главная с цель семейного воспитания.
В своей статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» ^ H.A. Назарбаев подчеркивает: «Новая модернизация не должна, как прежде, высокомерно смотреть на исторический
опыт и традиции. Наоборот, она должна сделать лучшие традиции предпосылкой, важным условием успеха модернизации.
Без опоры на национально-культурные корни модернизация повиснет в воздухе. Я же хочу, чтобы она твердо стояла на земле. А это значит, что история и национальные традиции должны быть обязательно учтены.
Это платформа, соединяющая горизонты прошлого, настоящего и будущего народа» [1, с.2].
Наследие предков - это и глубокие семейные традиции. Какие семейные традиции прижились в вашем доме? Наверняка те, которые запомнились вам и вашим родителям. Гостеприимство, семейные обеды, которые объединяют многие семьи, укрепляют дружеские связи. Торжественный обед каждое воскресенье, когда вся семья в сборе, а из серванта извлечен праздничный сервиз, тогда через много лет пожилые родители не будут сидеть за воскресным столом в одиночестве. Можно приводить много примеров разных семейных традиций. Общее в них - та трепетность, с которой все их вспоминают, появляется желание перенести их в свою семью.
В нашем обществе укрепились на века и преемственность поколений, и уважение к старшим членам семьи, праздники и семейные традиции.
Опрос детей нашего детского сада свидетельствует о том, что дошколятам, всем без исключения, нравится быть дома. Потому что дома можно подольше
Педагогическая наука и практика
т
поспать, посмотреть телевизор, поиграть в компьютер, сходить на тренировку, порисовать, запускать салюты, «дома весело, мы вместе играем». Дети вспомнили такие семейные праздники, как Новый год, Мамин день, Наурыз, День победы. Особенно ребята отметили Новый год и День рождение. День рождение дети любят, потому что - это одно из первых знаменательных событий в их жизни. Дети получают подарки, приглашают много гостей, зажигают праздничные свечи на именинном торте. Подчеркивается значимость каждого члена семьи. Дети отметили, что вместе с семьей любят ходить в театр, гулять, кататься на горках, ездить в деревню к бабушке. Совместные походы, праздники приносят радость, настроение, предвкушение праздника. Упорядоченность, постоянство для ребенка обеспечивает безопасность мира, реализуются потребность передачи традиций. Проявить заботу, разделить наравне со всеми домочадцами ответственность, домашние обязанности с малых лет включают ребенка в жизнь дружной семьи.
В каждой семье очень важным является то, что родители делают вместе с детьми. Они показывают пример, посещают театр, наряжают всей семьей ёлку, организуют совместные прогулки на Набережную, в кино - все это приобщает ребенка к семейным ценностям, учит проявлять свои чувства к близким, поднимает настроение.
Очень важным и значимым в формировании семейных традиций и ценностей являются семейные чтения, когда читают не только родители, но и старшие дети, бабушки, дедушки. Это прекрасная возможность с пользой для дела провести вечер в кругу семьи, отдохнуть, пообщаться и оставить в памяти ребенка впечатления об этих вечерах. Сказка на
ночь, пожелания доброго утра, спокойной ночи, поцелуй перед сном, встреча по возвращении домой. Такие контакты с ребенком даже в старшем возрасте очень важны. Ведь условием формирования положительного восприятия мира является внимание и забота со стороны взрослых [2, с.40].
Переданные добрые семейные традиции оказывают огромное влияние на детей, прежде всего потому, что они сплачивают семью, позволяют сберечь те зерна разумного и доброго, которые старшими членами семьи были найдены раньше, и сделать их достоянием подрастающего поколения.
Помните: тот заряд внутреннего тепла и оптимизма, который несет в себе каждый из нас, приобретается в детстве, и чем он больше, тем лучше. Характер ребенка формируется не в один день, но можно сказать с уверенностью: чем больше в ребёнке радости, тем счастливее ребенок в дальнейшем.
Духовно-нравственное воспитание в современном обществе будет успешным, если будут созданы условия, способствующие формированию семейных ценностей, преемственности поколений. Пусть в каждом доме будут семьи полными и счастливыми!
ЛИТЕРАТУРА
1.Назарбаев H.A. Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания-Статья Президента Республики Казахстан - Егемен Казакстан: республиканская газета - 13.04.2017. - №039 - стр.2
2.Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников - Методическое пособие - М.: Сфера, 2010. - стр. 54
3. Интернет ресурсы: https://nsportal. га; https://www.maam.ra.
ш п О bS
О С
о
I—
ш
2 <
н
о £
п о с в; s
х
<
н
S
с и о m
ш
ег
из О о.
С
щ
3 X
J2 -
£
н
<