Научная статья на тему 'Семейные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников'

Семейные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
3821
372
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ / СЕМЬЯ / ЦЕННОСТИ СЕМЬИ / СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Юревич С. Н., Москвитина Е. П.

Традиционно семья главный институт воспитания. Семья оказывает широкое воздействие на ребенка, формируя человека во всех без исключения сферах его жизни, в том числе и духовно-нравственной сфере. Громадное влияние на духовное становление личности дошкольника оказывает культура семьи (Н.И. Костомаров, Ю.В. Бромлей, В.И. Брудный, Г.Н. Волков и др.). Важнейшим элементом культуры семьи выступают семейные традиции (от латинского слова «traditio» передача), под которыми понимаются обычаи, духовные ценности, правила поведения, принятые в данной семье и передающиеся от поколения к поколению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Семейные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070

УДК 372

С. Н.Юревич

К.пед.н., доцент

Кафедра дошкольного образования, Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, Магнитогорск, РФ

Е.П.Москвитина Студентка 5 курса

Кафедра дошкольного образования, Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова Магнитогорск, РФ

СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Аннотация

Традиционно семья - главный институт воспитания. Семья оказывает широкое воздействие на ребенка, формируя человека во всех без исключения сферах его жизни, в том числе и духовно-нравственной сфере. Громадное влияние на духовное становление личности дошкольника оказывает культура семьи (Н.И. Костомаров, Ю.В. Бромлей, В.И. Брудный, Г.Н. Волков и др.). Важнейшим элементом культуры семьи выступают семейные традиции (от латинского слова «traditio» - передача), под которыми понимаются обычаи, духовные ценности, правила поведения, принятые в данной семье и передающиеся от поколения к поколению.

Ключевые слова

Духовно-нравственное воспитание дошкольников, семья, ценности семьи, семейные традиции.

Семья является главным носителем и хранителем национальных традиций и стереотипов поведения, а также выступает главным элементом в механизме передачи социального опыта. Семейные традиции можно отнести к совокупности семейных функций, которые определяют уклад семьи, ее психологическую атмосферу. Они отличают одну семью от другой, придают ей индивидуальность и своеобразие. Специалисты отмечают, что семейные традиции и обычаи вносят свой вклад в психологическую атмосферу, определяя тем самым условия развития и воспитания ребенка [2, с. 48].

В современной литературе существует множество трактовок понятия традиция, которое определяют как:

- «.. .это обычные, принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение» (Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой);

- способ накопления жизненно важного общественно значимого опыта (С.К. Бондырева и Д.В. Колесов);

- законы, принципы жизни, устойчивые образцы, эталоны и нормы поведения, по которым люди сознательно оценивают свои поступки, деятельность (Е.С. Бабунова).

По мнению Н.А. Гущиной, традицию как социальный институт отличают некоторые принципиальные особенности:

- во-первых, избирательность. Традиция всегда связана с отбором, селекцией культурного материала. Сохраняется и передается только то, что представляется наиболее важным и ценным для той или иной общности, что способствует лучшей адаптации к определенной социальной среде;

- во-вторых, повторяемость. Для закрепления традиции нужна историческая дистанция, проверка временем;

- в-третьих, действенность. Традиция выражается в ее практическом характере [1, с. 55].

Главным критерием (признаком) традиции в приведенных определениях выступает то, что традиция -это сохранение и наследование некоторой социальной практики поведения и даже мышления для укрепления жизнестойкости. Определенные традиции функционируют во всех социальных системах (общественных, политических, производственных, образовательных, семейных и пр.) В образовательной сфере традиция

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070

рассматривается как закон, фиксирующий устойчивые связи между педагогикой, психологией, социумом и культурой.

Семья, как и другие социальные институты, существует, воспроизводя и порождая традиции. Разные сферы жизнедеятельности семьи строятся в соответствии с различными типами образцов, которые воспроизводятся каждым новым поколением семьи и регламентируют создание новой семьи: супружеские, родительские отношения, ведение домашнего хозяйства, проведение досуга и т.д. А поскольку и сама семья, и ее ценности представляют собой порождение культуры, то практически любой образец материальной и духовной деятельности может служить основой для возникновения традиций в семье.

Сколь многофункциональны нормы, ценности каждой конкретной семьи, столь и разнообразны традиции по своей воспитательной сущности, и важны для детей даже более, чем для взрослых. Взрослые же (в данном случае, родители, и значимые для детей родственники) выступают транслятором культурных смыслов. В каждой семье существуют определенные праздники, события (Новый Год, Дни Рождения и др.), празднование которых является семейной традицией. Семейные традиции, как духовная атмосфера дома, проявляются в распорядке дня, укладе жизни, обычаях, привычках членов семьи. Почему бы не сделать традицией - каждое воскресенье печь вкусные пироги совместно с ребенком? Повзрослевший ребенок обязательно будет помнить эти счастливые моменты, будучи уже родителем своих собственных детей, и возможно прививая эту традицию новому поколению. Традицией может быть готовность решать любой вопрос (кроме откровенно взрослых, не детских вопросов) на семейном совете с неизменным участием детей и обязательным учетом их мнения. И тогда, спустя годы, при решении своих проблем, дети будут обращаться к родительским советам, прислушиваться к их мнению, обсуждать последние события в своей жизни. Традиционно к семейным традициям относят воспитание мальчиков и девочек, общинно-семейный характер воспитания, дух семьи, быт семьи.

Вместе с тем, исследователи констатируют: идет снижение уровня знаний родителей о народной культуре, особенно уменьшается частотность обращения к такому культурному наследию, как продукты фольклора (колыбельные, потешки, прибаутки), отдается большее предпочтение приобщению детей к экранным средствам. Одной из причин является незнание молодыми родителями фольклорных текстов, забвение традиции семейного чтения.

Семейное чтение является поистине уникальным способом интеллектуального и речевого развития ребенка, формирования позитивного отношения к миру, воспитания любви и интереса к книге. В содержании литературных произведений заложены большие возможности духовно-нравственного воспитания ребенка. Ученые рассматривают семейное чтение как самый доступный и короткий путь приобщения детей к жизненному опыту наших предков, обогащающий детей и их родителей знаниями о традиционных отношениях в семье, послушании, совести, добре и зле, побуждающий сопереживать, любить, жалеть, прощать, что и составляет опыт духовной жизни. Поэтому так важно показать родителям роль семейного чтения в воспитании детей, а также помочь им возродить данную традицию.

Исследователи отмечают, что семейное чтение:

- сближает всех членов семьи (кровных родных, близких людей разных поколений и разного жизненного опыта), создает теплую семейную атмосферу, стимулирует и наполняет содержанием редкие и радостные минуты духовного общения;

- способствует не только пополнению «жизненной копилки знаний» и впечатлений человека, но и затрагивает подсознание ребенка;

- является предметом для разговора, побуждает ребенка задавать вопросы, искать пояснения непонятных слов и выражений, вступать в диалог с взрослыми, формулировать вопросы, стараться вникнуть в смысл ответа, что почти всегда способствует знакомству ребенка с народными обычаями, традициями, семейными историями и пр.;

- дает возможность, почувствовать ценность жизненного опыта старших членов семьи, узнать о своих близких что-то важное и интересное, позволяет вскрыть тесные родовые связи и на этой основе заинтересоваться собственным семейным древом и т.д.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070

Традиций в семье не обязательно должно быть много. Важно поддерживать, развивать имеющиеся традиции, а иногда создавать новые. Появление новой традиции должно опираться на ряд принципов: традиция должна быть приятна и приносить удовольствие всем членам семьи; традиция должна выполняться регулярно, а не от случая к случаю; традиция должна быть эффектной и эффективной (удивлять, радовать, запоминаться); традиция должна быть естественной, формируемой с любовью для блага, а не для установления жестких воспитательных рамок [3, с. 263].

При соблюдении названных условий семейные традиции выступают основным средством трансляции от поколения к поколению социально-культурных ценностей, Список использованной литературы:

1. Гущина, Н.А. Традиции семьи как фактор социализации ребенка в дошкольном детстве / Н. А. Гущина // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. - 2013. - № 3-2. С. 53 - 60.

2. Юревич, С.Н. Методологические основания духовно-нравственного воспитания дошкольников /С.Н. Юревич // Психолого-педагогические аспекты исследования проблем дошкольного и общего образования: монография / под ред. О.В. Гневэк. - Уфа: РИО АЭТЕРНА, 2015. - С. 46-69.

3. Юревич, С.Н., Мазурина, М.А. Проектная деятельность во взаимодействии детского сада и семьи / С.Н. Юревич, М.А. Мазурина // Теоретические и практические аспекты развития научной мысли в современном мире: Сборник статей Международной научно-практической конференции 30.06. 2015. - Уфа, АЭТЕРНА, 2015. - с.260-265.

© Юревич С.Н., Москвитина Е.П., 2015

УДК.37

Р.М. Яковлева, А.Е. Тарасов

магистрант гр. СОТ, к.пед. н., доцент ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет

им. М. К. Аммосова», Якутск, Россия

ВЛИЯНИЕ КУЛЬТУРНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА НА ФОРМИРОВАНИЕ ГАРМОНИЧНО РАЗВИТОЙ ЛИЧНОСТИ

Аннотация

Статья раскрывает содержание понятия и роль культурно-познавательного туризма в сферы деятельности общества, культуры, экономики, социальной жизни, а также формированию гармонично развитой личности через культурно-познавательный туризм

Ключевые слова

Культурно-познавательный туризм, экскурсия, ценность, гармония, личность

Культурно-познавательный туризм на сегодняшний день является одним из самых распространенных типов туризма. Интересующиеся культурой, достопримечательностями, историей тех или иных регионов люди делают данный вид туризма все популярней. Во время экскурсий человек получает более точную и развёрнутую информацию о том, что его интересует. В наше время люди всё больше и больше путешествуют, пытаясь познать наш мир, понять законы его существования и разобраться в том, как же всё начиналось. В этих вопросах нам и помогает разобраться культурно-познавательный туризм, ведь желание людей обогащаться духовно даёт возможность дальнейшего развития.

Культурно-познавательный туризм - это путешествие с познавательными целями, которое знакомит туриста с культурными ценностями, расширяет его кругозор [1]. Культурно-познавательный туризм еще называют экскурсионным. По закону «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.