Научная статья на тему 'Наследие Карима Тинчурина как отражение судьбы эпохи (по материалам из собрания Национального музея республики Татарстан)'

Наследие Карима Тинчурина как отражение судьбы эпохи (по материалам из собрания Национального музея республики Татарстан) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
209
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТИНЧУРИН / ТЕАТР / РЕЖИССЕР / КОЛЛЕКЦИЯ / АКТЕР / МУЗЕЙ / TINCHURIN / THEATRE / DIRECTOR / COLLECTION / ACTOR / MUSEUM

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Хайруллина А. Д.

В статье дается история формирования личной коллекции Карима Тинчурина в собрании Национального музея РТ, ее характеристика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE HERITAGE OF KARIM TINCHURIN AS A REFECTION OF THE FATE OF THE ERA (BASED ON MATERIALS FROM THE COLLECTION OF THE NATIONAL MUSEUM OF TATARSTAN REPUBLIC)

The article gives the history of the formation of the personal collection of Karim Tinchurin in the collection of the National Museum of Tatarstan, its characteristics.

Текст научной работы на тему «Наследие Карима Тинчурина как отражение судьбы эпохи (по материалам из собрания Национального музея республики Татарстан)»

УДК 94(470)

НАСЛЕДИЕ КАРИМА ТИНЧУРИНА КАК ОТРАЖЕНИЕ СУДЬБЫ ЭПОХИ (ПО МАТЕРИАЛАМ ИЗ СОБРАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН)

А.Д. Хайруллина

Национальный музей РТ г. Казань, Республика Татарстан, Российская Федерация alsou.khayrullina.59@mail.ru

Резюме. В статье дается история формирования личной коллекции Ка-рима Тинчурина в собрании Национального музея РТ, ее характеристика.

Ключевые слова: Тинчурин, театр, режиссер, коллекция, актер, музей.

Для цитирования: Хайруллина А.Д. Наследие Карима Тинчурина как отражение судьбы эпохи (По материалам из собрания Национального музея Республики Татарстан). Тюркологические исследования. 2019; 2(3): 94-99.

Татарское искусство невозможно себе представить без имени Карима Тикчурина (1887-1938). Его деятельность в становлении и развитии Татарского государственного академического театра им. Г. Камала, особенно советского периода, удивительно плодотворна. В двадцатые и тридцатые годы Каримом Тинчуриным созданы лучшие его драматургические произведения: "Голубая шаль" (не случайно через 30 с лишним лет этой пьесой открылся занавес Татарского Академического театра имени Г. Камала на декаде татарской литературы и искусства в Москве в 1957 году), драма "Родина", прекрасная комедия "Без ветрил". Все эти произведения пользовались огромным успехом у зрителя, ибо они написаны с блестящим мастерством и знанием жизни, сценических законов.

Тинчурин был одним из лучших режиссеров татарского театра, незаурядным организатором. Руководил театром несколько лет в качестве директора и художественного руководителя. Наконец, он являлся педагогом, воспитателем целой плеяды татарских актеров. Настоящий патриот Родины, Тинчурин никогда не был пассивным созерцателем великих событий, происходивших в нашей стране. Всей душой любил он родной театр, был проникнут его интересами, его судьбой, восторгался его высокими целями.

В фондах Национального музея РТ отложился богатый материал, связанный с жизнью и творчеством великого режиссера и просто человека своей эпохи. Во многом этому мы обязаны его спутнице жизни - Захиде Тинчури-ной-Ахмеровой, дочери татарского интеллигента, преподавателя Татарской учительской школы в 1876-1881 годах, с 1884 года - инспектора народных училищ Казанской губернии Шахбазгарея Измайловича Ахмерова (1853-1900). Фигура Ш.И. Ахмерова занимает особое место среди татарской интеллигенции Казани второй половины XIX века. В отличие от большинства представителей татарской интеллектуальной элиты того времени, он получил светское

образование, окончив Казанскую вторую мужскую гимназию (1874) и Казанский университет (1878) [1, с.49-55]. Во многом благодаря этому Ш.И. Ах-меров на протяжении всей своей жизни был активным сторонником распространения среди соплеменников светских знаний, обучения татарских детей русскому языку. С 1876 г. и до самой своей смерти в 1900 г. он служил преподавателем русского языка в Казанской татарской учительской школе. Вместе с учителем Казанского городского училища М. Иманаевым в 1895 г. им было составлено учебное пособие для преподавания в татарских школах русского языка «Русское слово».

Родилась Захида в 1897 году в Казани и умерла в возрасте 91 года 1988 году, намного пережив своего супруга. В 1917-1918 гг. она встретилась со своим будущим супругом Каримом Тинчуриным в труппе «Сайяр», в 1919 году стала его женой, затем работала бок о бок с ним в Татарском Академическом театре до 1925 года, впоследствии преподавала в пединституте, различных учреждениях образования. Начиная с самого ареста Тинчурина, его жена Захида добивалась пересмотра дела своего мужа, не зная о том, что он был расстрелян еще 15 ноября 1938 года. Как жену «врага народа» и за строптивость ее уволили из педагогического института, где она много лет преподавала, лишили квартиры, выслали из Казани. Карим Тинчурин был реабилитирован 14 октября 1955 года, стали издаваться его книги, были возобновлены постановки его пьес, на афишах спектаклей вновь появилось имя режиссера.

Формирование коллекции К. Тинчурина в фондах НМ РТ началось в 1960-е годы, когда З. Тинчуриной-Ахмеровой была передана вещевая коллекция: в 1963 году - 6 предметов, среди которых часы кабинетные, подставка под часы, чернильный прибор, пресс-папье, зажигалка (к чернильному прибору), два подсвечника [3-8]. (Акт № 3282 от 19 марта 1963 г.) и 8 предметов мебели из кабинета Тинчурина: стулья, шкаф книжный, письменный стол. Все предметы датируются первой третью ХХ века [9].

В 1971 году супругой режиссера была передана в музей коллекция фотодокументов, которая насчитывает 465 единиц хранения (Акт №5367 от 24 февраля 1971 года) [10]. Это - жемчужина тинчуринской коллекции музея, значительная часть которой посвящена его творчеству. В состав коллекции входят: фотографии - семейные, связанные с театральной и общественной жизнью К. Тинчурина, сцены из спектаклей по его пьесам; рукописи произведений драматурга; буклеты, программы и афиши спектаклей; деловая переписка с Союзом писателей ТАССР; поздравительные адреса в честь 15 и 25-летия творческой театральной деятельности; эскизы декораций к спектаклям.

Фотографии представляют собой уникальное собрание. Вот перед нами фотография «Карим Тинчурин среди шакирдов медресе «Мухаммадия» 19011902 года», куда он поступает в 1900 году. Это медресе буквально за считанные годы становится среди татар известным далеко за пределами и города, и губернии, и всей Российской империи. Проходит несколько лет и на фотографии 1907 года мы видим Тинчурина среди 87 исключенных шакирдов этого медресе за революционную деятельность.

На сохранившихся фотографиях в период начала его театральной деятельности в татарской передвижной труппе «Сайяр» мы видим становление Тинчурина как артиста: в роли Хлестакова в спектакле Гоголя «Ревизор», Не-знамова - А. Островского «Без вины виноватые» (1916-1917), Фердинанда -

Шиллера «Коварство и любовь» и Халяфа «Хан кызы Турандык» (1917), Мухарряма в спектакле Ж. Мольера «Скупой» (1915) и др.

Подавляющая часть фотографий музейной коллекции К. Тинчурина -это сцены из спектаклей ТГАТ и групповые снимки членов коллектива разных лет, где запечатлены почти все актеры этого театра, которые играли в пьесах Тинчурина. Среди них - Н. Арапова, Г. Болгарская, Р. Кушловская, М. Сульва, Ф. Ильская, Ш. Шамильский, М. Мутин. К. Тинчурину приходит известность. Он одним из первых деятелей искусства и культуры Татреспублики в 1926 году решением ВЦИКа был удостоен звания «Заслуженного артиста ТАССР». На одной из фотографий - «К. Тинчурин среди деятелей театра, получивших звание «Героя Труда» и «Заслуженного артиста» в связи с 20-летием Татарского театра 1926». А через 10 лет, 28 мая 1936 года, общественность республики торжественно отмечала уже 25-летие его творческой деятельности. По этому поводу Тинчурину прислали поздравления многие организации, известные писатели, деятели культуры, друзья и товарищи, ученики, часть которых хранится в коллекции Тинчурина. Среди них - приветственное письмо Г. Ибрагимова по случаю 25 летней творческой деятельности Тинчурина от 10.05.1936 г. Письмо напечатано на машинке на двух страницах, на татарском языке, отправлено из Ялты, где писатель лечился в то время: «Дорогой друг Карим! Я знал, что в 1936 году будет праздник твоего 25-летнего труда. Недавно сообщили о дне торжества. Все твои произведения знаю, и прочитал, и увидел на сцене. С прошлых тяжелых времен движения татарской культуры до нынешних счастливых дней весь твой труд за татарский театр, который ты героически продолжил, перед моими глазами. Поэтому за должный тебе этот трудовой праздник один из самых крепко радовавшихся от всего сердца друзей буду я!». Впоследствии Г. Ибрагимов, также как и К. Тинчурин, был арестован и перевезен в Казань, привлечен к следствию.

В собрании Национального музея РТ хранятся Тетради с рукописями пьес К. Тинчурина «Шомлы адым» («Тревожный шаг») (1910, на 93 листах), «Беренче чэчэклэр» («Первые цветы») (1913, на 120 л.), «Назлы кияY» («Капризный жених») (1916, 116 л.), драмы в 4-х действиях «Соцгы сэлам» («Последний привет») (1916, 94 л.), «Жилкуарлар» («Ветрогоны») (1917,114 л.), «Йосыф белэн Зелэйха» («Йусуф и Зулейха») (1918, 76 л.), «Зэцгэр палас» («Синий ковер») (1922, 153 л.), рукописные листы к роли Гульбану к драме К. Тинчурина «Тутый кош» («Павлин») (1917) и др. Рукописи написаны на арабской графике, на некоторых имеются авторские пометки.

Важнейшую часть творческого наследия драматурга составляют рукописи сатирических пьес: «Юсуф-Зулейха», «Берегись, взорвется», «Американец» и «Без ветрил». Многие документы несут на себе печать времени. Так, на титульной странице рукопись К. Тинчурина «Жилкэнсезлэр» («Без ветрил») стоит штамп на арабской графике и русском языке «Разрешено главлитом АТССР. 14.УИ. 1927» и ряд других резолюций. Рукопись песни Булата из спектакля «Зэцгэр шэл» («Голубая шаль») по пьесе К. Тинчурина выполнена на фирменном бланке «Главный режиссер Государственного Татарского Ака-демич. театра К.А. Тенчурин. 1927 г. Служебная записка» на арабской графике. Сохранились автографы текстов песен «Ак каен» и «Жир ^илэге» из мелодрамы К. Тинчурина «Ил» («Родина») 1927 г.

Благодаря музыкальным спектаклям Тинчурина-Сайдашева, татарский театр вернулся к своим истокам - народному искусству. Через эти пьесы зритель получал азы политграмоты, нацеливался на борьбу с национальными пережитками, духовенством, преодолевал в себе черты смирения, навязанные народу прошлыми столетиями. Одновременно шло переосмысление народных обычаев, и их притирка к стремительным изменениям окружающего зрителя мира. Возьмем, к примеру, программу спектакля ТГАТ сезона 1931-1932 гг. «На Кандре». В ее самом начале четко дано идеологическое направление спектакля: «Тема: Борьба за внутреннее укрепление колхоза и в связи с этим изживание кулацкой идеологии, оппортунизма посредством социалистического соревнования и ударных бригад. Исправление ошибок и результаты социалистического строительства». Обращает на себя внимание характеристика действующих лиц и исполнителей отрицательных героев, где сплошь и рядом мы видим имена наиболее известных артистов: «Миндхаж - член колхоза, хранитель кулацкой идеологии - Мутин (заслуж. артист), Балан Сафа - бедняк, лодырь - Уральский; Нагим и Бэдига - бузотеры - Тютюруш, Болгарская (нар. арт.)». Через все свое творчество Тинчурин пытался создать образ нового человека, стремящегося к науке и знаниям, переменам.

Среди коллекции К. Тинчурина есть один любопытный документ, составленный третьим лицом, по всей очевидности со слов жены К. Тинчури-на - Захиды. Карандашные обрывочные записи, местами трудно читаемые. «Арестовали в ночь с 16 на 17 сентября 1937 г. Он спал, жена печатала на машинке. Сильный стук в дверь. Вошли следователь и два бойца. Обыск. Кож. чемодан с рукописями забрали. Оделся. Снял кольцо. Передачи с 4-5 часов утра занимали очередь, чтобы передать. Брали только белье, в кассу деньги на его имя принимали. Так 14 месяцев. В ноябре (в Плетеневской тюрьме) пришла -передала. Жду. ... оказывается нет его у нас... Сообщили, что сослали на 6 лет, 10 лет.

В декабре 1947 года написала письмо с просьбой сообщить, где он. 13 апреля 1948 года вызывали. Начальник тюрьмы Нугуманов... сообщил в беседе, что из Москвы в ноябре 1938 года пришло распоряжение 200 человек расстрелять. В конце 1954 года написала в ЦК, в октябре 55 - реабилитировали. В 56 о дате смерти написала в К-т безопасности. «Он скончался в мае 47 года от рака пищевода». Справку дали в загсе». Благодаря исследованиям последних лет, стало многое известно о подробностях «Дела Карима Тинчу-рина» [2].

К. Тинчурина арестовали на следующий день после его 50-летия. Его не спасли ни общественное признание, ни широкая народная известность. Приговор был приведен в исполнение 15 ноября 1938 года. Своеобразным триумфальным возвращением Карима Тинчурина стала Декада татарского искусства и литературы в Москве в 1957 году и постановка спектакля «Голубая шаль», материалы которой отложились в фондах музея.

Заметим, что жизнь и творчество К. Тинчурина нашли отражение и в ряде других частных коллекциях музея: артистки Ф. Ильской, композитора С. Сайдашева, писателя Т. Гиззата, коллекции истории ТГАТ им. Г. Камала и др. Многие рукописи и фотографии из личной коллекции драматурга ждут своих исследователей.

Список литературы

1. Багаутдинова Х.З. Издание могло бы послужить. весьма важным шагом к умственному и нравственному сближению мусульман с русским народом» (Проект Ш.И. Ахмерова по изданию еженедельной газеты «Казань»). Эхо веков-Гасырлар авазы. 2012. №1/2. С.49-55.

2. Кэрим Тинчурин: тарихи-документаль, эдэби hэм биографик ^ыен-тык / тез. И. Ьадиев, Р. Батулла. Казан: Ж^ыен, 2011.

3. НМ РТ. КП-14718. Часы Карима Тинчурина. Пер. пол. ХХ в.

4. НМ РТ. КП-14719. Подставка под часы Карима Тинчурина. Пер. пол. XX в.

5. НМ РТ. КП-14720. Чернильный прибор. Пер. пол. XX в.

6. НМ РТ. КП-14721. Пресс-папье драматурга К. Тинчурина. Пер. пол. XX в.

7. НМ РТ. КП-14722. Зажигалка драматурга К. Тинчурина к чернильному прибору. Пер. пол. XX в.

8. НМ РТ. КП-14723. Подсвечники драматурга К. Тинчурина. Пер. пол. XX в.

9. НМ РТ. КП-15373. Мебель из кабинета К. Тинчурина Пер. пол. XX в.

10. НМ РТ. КППи-125089. Документы и фотографии Карима Тинчурина.

Сведения об авторе: Алсу Даниловна Хайруллина, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник отдела истории и культуры Татарстана Национального музея РТ (Казань), е-тай: alsou.khayrullina.59@mail.ru

Дата поступления материала 15.04.2019.

Принят к публикации 13.05.2019.

THE HERITAGE OF KARIM TINCHURIN AS A REFECTION OF THE FATE OF THE ERA (BASED ON MATERIALS FROM THE COLLECTION OF THE NATIONAL MUSEUM OF TATARSTAN REPUBLIC)

A. Khairullina

The National Museum of Tatarstan Republic Kazan, Republic of Tatarstan, Russian Federation alsou.khayrullina.59@mail.ru

Abstract. The article gives the history of the formation of the personal collection of Karim Tinchurin in the collection of the National Museum of Tatarstan, its characteristics.

Keywords: Tinchurin, theatre, Director, collection, actor, Museum.

For citation: Khairullina A.D. The Heritage of Karim Tinchurin as a Reflection of the Fate of the Era (Based on Materials From the Collection of the National Museum of Tatarstan Republic). Tyurkologicheskie issledovaniya = Turkological Studies. 2019; 2(3): 94-99. (In Russ.)

A.fl. Xaftpy.n^MHa

References

1. Bagautdinova H.Z. Izdanie moglo by posluzhit'... ves'ma vazhnym shagom k umstvennomu i nravstvennomu sblizheniyu musul'man s russkim naro-dom» (Proekt SH.I. Ahmerova po izdaniyu ezhenedel'noj gazety «Kazan'»). Ekho vekov-Gasyrlar avazy. 2012. №1/2. S.49-55. (In Russian)

2. Karim Tinchurin: tarihi-dokumental', adabi ham biografik ^yentyk / tez. I.hadiev, R.Batulla. Kazan: ^yen, 2011. (In Tatar)

3. NM RT. KP-14718. CHasy Karima Tinchurina. Per. pol. HKH v.

4. NM RT. KP-14719. Podstavka pod chasy Karima Tinchurina. Per. pol. XX v.

5. NM RT. KP-14720. CHernil'nyj pribor. Per. pol. XX v.

6. NM RT. KP-14721. Press-pap'e dramaturga K. Tinchurina. Per. pol. XX v.

7. NM RT. KP-14722. Zazhigalka dramaturga K. Tinchurina k chernil'nomu priboru. Per. pol. XX v.

8. NM RT. KP-14723. Podsvechniki dramaturga K. Tinchurina. Per. pol. XX v.

9. NM RT. KP-15373. Mebel' iz kabineta K. Tinchurina Per. pol. XX v.

10. NM RT. KPPi-125089. Dokumenty i fotografii Karima Tinchurina.

About the author: Alsou Khairullina, Cand. Sci. (History) senior researcher of the Department of history and culture of the National Museum of Tatarstan Republic (Kazan, Republic of Tatarstan), e-mail: alsou.khayrullina.59@mail.ru

Received April 15, 2019.

Accepted for publication May 13, 2019.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.