УДК 13.61.11
А. К.Ярмухаметова
ТЕАТРАЛЬНОЕ НАСЛЕДИЕ КАЗАНИ В СОСТАВЕ ФОНДОВ НАЦИОНАЛЬНОГО
МУЗЕЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Статья посвящена вопросам комплектования и хранения театрального наследия в музейных коллекциях Национального музея РТ. Основное внимание уделено выявлению характерных особенностей поступления коллекций театральной направленности в фонды музея. Показана роль музея в сохранении историко-культурного наследия.
Ключевые слова: музей, театральное наследие, музейный фонд, музейный экспонат, коллекция.
A.K.Yarmuhametova The theatrical heritage of Kazan in the collections of Tatarstan Republic’s National museum.
The article is devoted to the acquisition and storage of the theatrical heritage in the Tatarstan’s National museum’s collections. The focus is on identifying the characteristics of the collections received by the theatrical branch of the museum. The work shows the role of the museum in preservation of historical and cultural heritage.
Keywords: museum, theater’s heritage museum foundation, museum exhibit, a collection
Своеобразие историко-культурного развития Казани и Республики Татарстан, высокий уровень культуры и вековые традиции местных народов определили формирование музейного фонда Национального музея Республики Татарстан (НМ РТ). Открытый в апреле 1895 года как Казанский городской музей [1], сегодня НМ РТ является основным хранилищем историко-культурного наследия республики.
Современная музееведческая мысль разработала ряд определений музея, который на протяжении разных эпох эволюционировал [2]. В 1990-х годах рост социально-гуманитарного знания в обществе изменил представление о музее. Музей был осмыслен как феномен культуры, который хранит национальное наследие, определяет уровень нашего развития.
Сегодня музеи отражают все события, происходившие и происходящие в общественной жизни. И в первую очередь они способствуют сохранению культурных традиций. Поэтому для науки музейные фонды и отдельные коллекции являются ценными объектами исследования.
Музейное осмысление культурного наследия подразумевает формирование коллекции -содержание, закономерности и специфику этого процесса; характер восприятия предметов наследия, формы их трансляции обществу. Исходным моментом музейного осмысления той или иной темы в первую очередь является коллекция: ее состав, особенности, ценность, семантика. Также важен общий культурно-исторический контекст формирования коллекции.
Составной частью музейной коллекции является музейный предмет. Музейными предметами приня-то называть объекты и предметы, обладающие научной, художественной, исторической и мемориальной ценностью, в силу чего имеют значимость для использования в музее [3].
В музее главным становится не функциональное назначение предмета, а его общественное значение как памятника истории и культуры.
В Казани имеется ряд музеев, в коллекциях которых имеются артефакты, связанные с историей театральной жизни города. Также в самих театрах имеются богатые архивы. Как известно, Казань имеет богатую театральную историю [4]. Начало театральных представлений относится еще к 1728 году, когда учащиеся архиерейской школы при Федоровском монастыре показывали публике представления на библейские сюжеты. 1791 год считается датой основания в Казани постоянного публичного театра. Уже к середине XIX века Казань была известна по всей России как театральный город [5]. К началу XX века относится создание национального татарского театра [6]. Сегодня в городе насчитывается семь государственных театров, историческое прошлое каждого из которых уникально.
Театральное наследие, хранимое в фондах музеев, требует изучения, обобщения и последующего возвращения в современную музееведческую и искусствоведческую науки.
Под театральным наследием мы понимаем совокупность материальных и духовных ценностей, репрезентирующих историческое развитие и современное состояние театральной жизни в контексте музей-ного и историко-культурного пространства определенной местности.
Музейные предметы рассматриваются нами как источники, отражающие театральную историю, твор-чество видных театральных деятелей, а также как источники, раскрывающие деятельность определенного круга людей, по их сбору, сохранению и изучению.
Исследователя в данном контексте, прежде всего, интересует не художественная ценность или номинальная стоимость вещей, а их связь между собой и человеком. С этой точки зрения едиными
источниковыми комплексами представляются мемориальные дома и квартиры-музеи. В Казани несколько подобных музеев, являющихся филиалами НМ РТ: дома и квартиры-музеи татарского поэта М.Джалиля, композитора Н.Жиганова, С.Сайдашева, писателя Ш.Камала, поэта Г.Тукая, писателя М.Горького (экспозиция по жизни и творчеству Ф.И.Шаляпина). Музейные предметы могут помочь реконструировать биографии деятелей культуры, историю театров, увидеть историю театрального искусства в более широком контексте.
Комплектование фондов НМ РТ на протяжении десятилетий проходит традиционными путями. Это экспедиции, выходы по адресам, закупка, сбор материалов к тематическим выставкам. Начиная с 1997 года, в музее существует такая форма работы с населением, как «Дни дарений».
Для решения задачи выявления порядка и характера поступления наиболее крупных театральных коллекций в фонды музея автор счел необходимым привлечение и изучение документов официального делопроизводства. Главным образом это книги поступлений (КП) и акты приема-передачи экспонатов (АкПП). Эти документы позволяют выявить характер поступления (дар, закупка, пожертвование), от кого в музей поступили предметы (от родственников театральных деятелей, от самих театральных деятелей, из театров, от третьих лиц). Также исследователь счел необходимым работу с базой данных комплексной автоматизированной музейной информационной системы (КАМИС-2000). Введенная в НМ РТ в 2003 году эта информационная система предоставляет возможность обрабатывать, хранить и публиковать информацию о музейных предметах и музейных коллекциях. Фонды всех филиалов НМ РТ находятся на централизованном учете.
Среди отделов фондов музея специального театрального отдела не имеется. Хранение же музейных предметов осуществляется по видам материалов согласно нормативным документам [7] (дерево, стекло, бумага, ткань).
Театральное наследие представлено в следующих отделах: документальных источников (афиши, программы, пригласительные билеты, письма, рукописи пьес), историко-бытовых коллекций (костюмы, музыкальные инструменты, личные вещи актеров), изобразительного искусства (фотографии, эскизы декораций, портреты актеров), фондах личных коллекций.
Характерной особенностью фондов является наличие тематических папок. Как правило, папки представляют собой коллекции, состоящие из документальных источников. В составе фондов НМ РТ можем назвать наиболее крупные коллекции, как театров, так и отдельных театральных деятелей: Г.Кариева, Русского драматического театра им.В.И.Качалова, Н.И.Якушенко, театра юного зрителя, С.З.Сайдашева, Н.Г. Жиганова, театра оперы и балета, Ф.З.Яруллина, Ф.Х.Насретдинова, Г.Х.Тагирова, Г.М.Болгарской, Декады татарского искусства и литературы в Москве 1957 года, Х.Г.Абжалилова, Т.Гиззата, И.Б.Кудашева-Ашка-зарского, Ф.С.Ильской.
В 1957 году из Татарского государственного академического театра им.Г.Камала поступила большая коллекция предметов по истории развития национального театра [8]. Многие из поступивших предметов позволили сформировать отдельные коллекции театральных деятелей. Поступившая коллекция представляет особую ценность и содержит важные материалы, помогающие проследить историю и понять особенности развития национального театра с момента его зарождения. Поступление 1957 года обогатило фонды НМ РТ коллекциями фотографий сцен постановок, фотографий артистов (С.Гиззатуллина-Волжская, Г.Кариев, Ф.Ильская, И.Б.Кудашев-Ашказарский, Ф.Кудашева-Арская, Г.Болгарская, Х.Салимжанов, Ш.Шамильс-кий, Х.Абжалилов, Н.Таждарова, Г.Булатова, Ш.Камал), программ спектаклей, рукописей произведений, афиш спектаклей, программ гастролей, вырезок из газет. В последующие годы из ТГАТ им.Г.Камала также поступали на хранение многочисленные коллекции (книги, афиши, фотографии) [9].
Фонды музея пополняли родственники и друзья театральных деятелей. Некоторые наиболее крупные коллекции поступили от дочери И.Б.Кудашева-Ашказарского [10], от дочери Г.М.Болгарской Ф.Х. Болгарской [11], от племянницы Х.Г.Абжалилова Л.Я.Дувановой [12], от сына Т.Гиззата К.Т.Гиззатуллина [13], от дочери С.Садыковой А.Г.Айдарской [14], от дочери Ш.Камала
З.Ш.Байгильдиевой [15]. от жены С.З. Сайдашева А.Р.Сайдашевой [16], от жены Н.Г.Жиганова
Н.И.Жигановой [17]. Отдельно отметим коллекцию Ф.И.Шаляпина, экспонирующуюся в музее М.Горького. Начало шаляпинской коллекции положили фотографии, сделанные во время приезда в 1946 г. в Казань дочери Ф.И.Шаляпина Ирины Федоровны. Она передала музею ряд вещей отца. Пополнению коллекции так же способствовали первая жена И.Ф.Торнаги и внучка И.Морфей [18].
В разные годы сами театральные деятели, преимущественно артисты, приносили в дар, либо через фондово-закупочную комиссию свои личные вещи, так или иначе связанные с профессиональной деятельностью и личной жизнью. Целыми коллекциями и отдельными предметами пополнили фонды НМ РТ такие театральные деятели, как Г.М.Кайбицкая [19], Р.Зиганшина [20] М.З.Булатова [21],
Ф.С.Ильская [22], Ш.Х. Биктемиров [23], У.Г.Альмеев [24], Н.И.Якушенко [25], М.З.Яруллин [26], К.Г.Янбулатова [27], Н.Д.Юлтыева [28], Г.Х.Тагиров [29].
Фотографами С.К.Токаревым, В.Н.Зотовым, М.Шакирзяновым, Н.Курамшиным, О.К.Лебедевым, О. Р.Гасимовым, В.Г.Павловым, Ю.А.Ананьевым, И.М.Юсуповым в разные годы пополнялись фонды авторскими фотографиями и негативами сцен из спектаклей различных театров Казани.
Пополнению фондов НМ РТ способствовали и некоторые заведующие музеями театров Казани: Л.Г. Шакирзян (ТГАТ им.Г.Камала), Ю.А.Юлагов (КАБДТ им.В.И.Качалова), РИТакташ (ТАТОБ им. М.Джалиля).
В 2006 году казанская общественность отмечала несколько крупных дат, связанных с историей театра: 215-летие Казанского русского драматического театра и 100-летие Татарского академического театра им.Г.Камала. Национальный музей РТ решил отметить эти важные события культурной жизни, подготовив выставку «Магия театра» [30]. Источниковой базой экспозиции выставки послужили материалы из фондов НМ РТ, театральных музеев при ТГАТ им.Г.Камала, КАБДТ им.В.И.Качалова, ТАТОБ им.М.Джалиля, Театра драмы и комедии им. К.Тинчурина, русского и татарского ТЮЗов, Татарского театра кукол «Экият». Главным консультантом и помощником, одним из авторов сценарного замысла стал заслуженный деятель искусств РТ, директор музея КАБДТ им.В.И.Качалова - Ю.А.Благов. Необходимо отметить, что некоторые предметы, экспонировавшиеся на выставке, впоследствии остались в НМ РТ на временное хранение (сценические костюмы театра юного зрителя, КАБДТ им.В.И.Качалова).
Таким образом, фонды Национального музея РТ содержат богатые коллекции, включающие как обширный документальный материал, так и вещественные артефакты, раскрывающие историю становления и развития театрального искусства Казани, начиная с момента возникновения.
Ценность музеев заключается в их коллекциях и тех знаниях, которые связанны с этими коллекциями. Музеи должны стремиться быть активными участниками в процессе сохранения культурного наследия, поскольку они играют первостепенную роль в понимании значимости этого наследия в социальной идентичности нации.
Примечания
1. Казанский губернский музей за 25 лет. Юбилейный сборник статей. - Казань, 1923.
2. В энциклопедическом издании Брокгауза-Евфрона музей определен как «храм муз, место, посвященное музам, т.е. науке и искусству» [Новый энциклопедический словарь. Издание Акционерного общества «Изда-тельское дело бывшее Брокгауз-Евфрон». Т.27. - СПб., 1916. - С.426]. В Большой советской энциклопедии музей представлен как «собрание предметов искусства или природы, памятников духовной или материальной куль-туры, экспонированных в определенном порядке» [Большая советская энциклопедия. Гл.ред.О.Ю.Шмидт. Изд-во «Советская энциклопедия». Т.40. - М., 1938. - С.542]. В Толковом словаре В.Даля находим следующее опре-деление музея: «собрание редкостей или замечательных предметов по какой-либо отрасли науки и искусства [Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. - М.: 1998. - Т.2: И-О. - 1998. - С.357]. Согласно дефиниции, включенной в 1974 году в Устав Международного совета музеев, музей - это «постоянное некоммерческое учреждение, призванное служить обществу и способствовать его развитию, доступное широкой публике». В Федеральном законе «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федера-ции» музей определен как «некоммерческое учреждение культуры, созданное собственником для хранения, изучения и публичного представления музейных предметов и коллекций».
3. Российская музейная энциклопедия: В 2 т. - М.: Прогресс, «РИПОЛ КЛАССИК», 2001. - 416 с.: илл., т.1. - С.405.
4. В XIX веке появляются отдельные издания и авторские труды, представляющие интерес в изучении театральной истории Казани. Среди них можно отметить: Еще о казанском театре. - Казань, Университетская типография, 1867; Оперная музыка в Казани. - Казань: Губернская типография, 1868; Русская опера в Казани. - М.: Университетская типография, 1876; Русский народный театр в Казани. - Казань: Типография Губернского Прав-ления, 1883; Загоскин Н.П. Спутник по Казани. Иллюстрированный указатель достопримечательностей и справочная книжка города. - Казань, 1895; Баженов Н. Казанская история.- Казань: Типография университета, 1847; Пинегин М. Казань в ее прошлом и настоящем. - СПб, 1890.
Первой обобщающей работой по истории казанского театра стала монография И.Крути Русский театр в Казани. Материалы к истории провинциального драматического театра. - М.: Искусство, 1958. Одним из видных исследователей истории казанского театра является Г.М.Кантор, посвятивший изучению становлению казанского театра ряд работ: Кантор Г.М. Музыкальный театр в Казани Х1Х-н. XX в. - Казань: Исследование, 1997; Кантор Г.М. Начало. Немцы и музыкальная культура Казани XIX - начала XX века // Казань № 9-121996. - С. 80-81. Ю.А.Благов, в настоящее время являющийся заведующим музеем БГДАТ им.В.Качалова, выпустил ряд монографий и статей, посвященных развитию русского театра в Казани: Благов Ю.А. Казанский театр юного зрителя. - Казань: Татар.кн. изд-во, 1986; Благов Ю.А. Начало Казанского театра// Казань № 1011-2006. - С.65-75; Благов Ю.А. «Казанский помещик» Александр Каширин. - Казань: ООО Татполиграф,
2004; Благов Ю.А. «.. .Получил прозвище Казанский» (Петр Медведев и казанский театр во второй половине XIX века).- Казань: Татар.кн. изд-во, 2001. Еще можем назвать ряд работ, обладающих большим фактическим материалом для изучения истории развития казанского театра: Илялова И.Актерское искусство современного татарского театра. - Казань: Татар.кн.изд-во, ИЯЛИ, 1978; Илялова И.И. Театр им.Г.Камала. Очерк истории. Исследование. - Казань: Татар.кн.изд-во, 1986; Илялова И. Боек Ватан сугышы елларында дэулэт академия театры. - Казань, 1975; Ингвар И.Г., Илялова И.И. Русский театр в Казани (советский период). - Казань: Татар.кн. изд-во, 1991.
5. О театральной жизни Казани XIX столетия подробнее см.: А.К.Ярмухаметова. Роль казанского театра в формировании городской культуры XIX столетия// Казань на перекресте эпох и культур: сб.науч.ст./ составитель и научный редактор проф.Л.В.Карцева. - Казань: Казанский государственный университет культуры и искусств, 2011. - 232 с.- С.111-116.
6. Губайдуллин Х. Татарский театр дооктябрьского периода истории. Дисс. на соиск. уч. степ. канд. искусствоведения. Науч. рук. Г.Гоян. - Казань, 1964.
7. Инструкция по учету и хранению музейных ценностей, 1985 г.
8. АкПП № 1028 от 01.01.1957 г.
9. АкПП № 73/07 от 19.10.2007 г., АкПП № 49/09 от 10.09.2009 г.
10. АкПП № 1105 от 2.02.1950 г.
11. АкПП № 6062 от 1974 г.
12. АкПП № 34 от 07.02.1985 г.
13. АкПП № 5831 от 02.04.1973 г.
14. АкПП №123 1999 г.
15. АкПП № 5030 от 02.12.1970 г., АкПП № 172 от 01.06.1970 г., АкПП № 9 от 12.08.1979 г., АкПП № 187 от 04.06.1980 г.
16. АкПП № 165 от 16.07.1992 г.
17. АкПП № 10 от 14.03.1996 г., АкПП № 117 от 05.12.1994 г., АкПП № 204 от 09.12.1996 г., АкПП № 396 от 11.12.1997 г., АкПП № 25 от 19.01.2000 г.,
18. Шаляпинские чтения в Литературно-мемориальном музее А.М.Горького в Казани (1992-2002). -Казань: изд-во «Карпол», 2002. - 111 с. - С.4-5.
19. АкПП № 107 от 01.06.1988 г., АкПП № 162 от 25.09.1992 г.
20. АкПП № 319 от 22.10.2002 г.
21. АкПП № 294 от 04.12.2001 г.
22. АкПП № 6727 от 18.05.1976 г.
23. АкПП № 55/04 от 13.07.2004 г.
24. АкПП № 55 от 09.02.1993 г.
25. АкПП № 1893 1960 г., АкПП № 5449 от 15.12.1971 г.
26. АкПП № 1319 от 25.03.1958 г., АкПП 73/09 от 31.10.2009 г., АкПП № 14/10 от 27.05.2010 г.
27. АкПП № 56 от 28.01.1997 г., АкПП № 19 от 13.01.1999 г.
28. АкПП № 57 от 10.01.1997 г.
29. АкПП № 207 от 20.06.2006 г.
30. Чканова Т.Б. Партнерский проект: выставка «Магия театра»// Ежегодник - 2006. Национальный музей РТ. - Казань: РИЦ «ШКОЛА», 2007. - С.136-140.