ФИЛОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА. PHILOLOGY AND CULTURE. 2016. №4(46)
УДК 821.512.145
ИСТОРИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К ТРАГИКОМЕДИИ К. ТИНЧУРИНА «^ИЛКЭНСЕЗЛЭР» («БЕЗ ВЕТРИЛ»)
© Айдар Хабутдинов
THE HISTORICAL AND LITERARY COMMENTARY ON THE PLAY "JILKENSEZLER" ("WITHOUT SAILS") BY KARIM TINCHURIN
Aidar Habutdinov
The play "Jilkensezlef' ("Without Sails") by Karim Tinchurin depicts the Tatar society from 1910 to 1925, portraying mainly Tatar bourgeoisie and national political leaders. Over the last 90 years, the play has been staged in Kazan several times. The play is divided into several parts, i.e. "1910", "1916", "1917", "1919", "1922" and "1925". The author shows the political life of the Tatar society in its key historical periods: the years of reaction, following the Revolution of the 1905s-7s; during the WWI; days after the February Revolution of 1917; days after the Bolsheviks seized power; during the Civil War and in the years of the New Economic Policy (NEP). The activities of these political groups remain practically unknow to our contemporaries. The problem is, Karim Tinchurin does not give a single real name of any of the Tatar political leaders and often distorts the data about national organizations and real events. Thus, our contemporaries need a historical and literary commentary to understand "Jilkensezlef' ('"Without Sails").
Keywords: Tatar drama, Karim Tinchurin, "Jilkensezler" ('"Without Sails"), historical and literary commentary, Tatar political movement.
В пьесе Карима Тинчурина «Без ветрил» изображена картина жизни татарского общества в 1910-1925 гг., главным образом - представителей татарской буржуазии и национальных общественных деятелей. На протяжении 90 лет со дня своего создания спектакль неоднократно ставился в театрах Казани. В пьесе выделено шесть частей, где описываются «1910 год», «1916-й», «1917-й», «1919-й», «1922-й» и «1925-й» годы. Автор показывает картину общественно-политической жизни татарского общества в ключевые периоды истории: годы реакции после революции 19051907 гг., годы Первой мировой войны, период после Февральской революции 1917 года и дни после Октябрьской революции 1917 года, когда большевики захватили власть, дни Гражданской войны и консолидации Советского режима в годы НЭПа. Деятельность многих из этих политических группировок практически неизвестна нашим современникам. Особую проблему создает тот факт, что Карим Тинчурин не называет ни одного имени татарского общественного деятеля, данные об организациях и событиях и их оценки не всегда достоверны. Поэтому для понимания нашими современниками пьесы «Без ветрил» требуется историко-литературный комментарий.
Ключевые слова: татарская драматургия, Карим Тинчурин, «Без ветрил», историко-литературный комментарий, татарское политическое движение.
Сатирическая трагикомедия «Без ветрил» принадлежит к сокровищнице татарской драматургии и театра [Игламов Р.]. Ш. Сарымсаков назвал пьесу «вершиной таланта Карима Тинчурина: «Огромный масштаб содержания, вмещающий жизнь людей разных классов и сословий, абсолютно достоверные образы, верно рисующие типы времени в диапазоне от сатиры до трагедии, делают это произведение самым сложным и значительным» [Сарымсаков].
Как верно подметил Н. Игламов, это произведение «не уступает по эпическому размаху, новаторству композиционной структуры и глубине обрисовке характеров булгаковскому „Бе-
гу"» [Игламов Н., с. 174]. Жанр пьесы сам драматург определил как трагическую комедию в 8 действиях. Первоначально произведение называлось «Без весел и парусов» [Тинчурин, 1971].
Если обратиться к истории бытования пьесы, то следует отметить, что впервые на сцене татарского театра трагикомедия была поставлена в 1926 г. самим автором. Через год - режиссером Г. Де-вишевым. В 1933 г. «Без ветрил» поставил реж. С. Булатов, в 1958 г. - реж. Ш. Сарымсаков [Арсла-нов]. В 1995 г. М. Салимзянов поставил пьесу со студентами Академии культуры и искусства.
В 2005 г. «Без ветрил» на сцене Татарского Государственного театра драмы и комедии им. К.
Тинчурина поставил нижнекамский режиссер Р. В. Галиев. Спектакль получился в остро карикатурном ключе, порой переходящем в фарс. Режиссер стремился к созданию параллели между крахом национального движения первой трети ХХ в. с картиной национального движения 1990-х гг. Действие трагикомедии, по замыслу сценографа Б. Насихова, происходило на фоне накренившегося корабля со сломанной мачтой. На авансцене рупор, обломок мачты, на реях - пулемет. Оборванные паруса украшали лозунги и плакаты революционной поры. Смена эпох передавалась через такую деталь интерьера, как печь-трансформер: изразцовая / буржуйка. Режиссер и сценограф при создании спектакля предпочли игнорировать авторский замысел. В результате, несмотря на серьезный состав актеров, спектакль превратился в набор нелогичных случайностей [Сысоева], [Хабутдинова].
Новую постановку «Без ветрил» на сцене ТГАТ им. Г. Камала в 2016 г. осуществил омский режиссер Г. Цхвирава. Спектакль отличает подчеркнуто уважительное отношение к историческому материалу произведения. По замыслу режиссера, трагикомедия превращается в «воспоминание о будущем». Это глубокий, очень сильный спектакль, который заставляет зрителя взглянуть на прошлое сквозь призму будущего. В спектакле играет великолепный актерский ансамбль: народные артисты Татарстана Искандер Хайруллин, Ильдус Габдрахманов, заслуженный артист Татарстана Рамиль Вазиев, а также Эмиль Талипов, Ришат Ахмадуллин, Лейсан Файзулли-на, Айгуль Абашева, Гульчачак Хамадинурова, Алмаз Гараев, Айгуль Миннуллина, Алмаз Са-бирзянов, Раиль Шамсуаров, Ильнур Закиров, Ирек Кашапов и Фаннур Мухямметзянов.
Рухнул вековой уклад. Стоит отметить, что в самой пьесе не озвучиваются даты: хронология реконструируется создателями нового спектакля по репликам персонажей. Течение времени передано художником-постановщиком (Б. Ибрагимов) через исторические фотографии, кинохронику, которые проецируются на обветшавшие под ветрами эпохи паруса корабля ИЛ (государства) (ср. стихотворение Дэрдменда «Кораб» («Корабль»)), стены некогда крепкого дома. Из недр парусов выплывают даты, графическое оформление напоминает отрывной календарь. В результате хронотоп спектакля приобретает конкретность и измеримость.
Прошлое в спектакле Г. Цхвирава поделил на шесть частей: «1910 год», «1916-й», «1917-й», «1919-й», «1922-й» и «1925-й». Эти 15 лет коренным образом изменили образ жизни верхушки татарского общества. Тон спектаклю задает татар-
ская народная песня «Ах, син, заман», которая была восстановлена по грампластинкам, на которых записаны голоса татарских военнопленных в Германии в 1916 г. (Ф. Абубакиров). Музыка в спектакле Г. Цхвирава выполняет не только рит-микообразующую функцию, но и является важной образующей частью спектакля, где у каждого отрезка времени своя «узнаваемая» песня. Из множества дверей условного дома-страны выезжает по рельсам бытовая зарисовка той или иной поры. Так визуализируется на сцене метафора «поставить жизнь на новые рельсы».
Цель нашей работы - дать историко-литературный комментарий к знаменитой пьесе К. Тин-чурина, что позволит нам почувствовать поступь эпохи и выявить особенности ее отражения в произведении, что, в свою очередь, позволит раскрыть смысл и художественные особенности произведения, его значение и место в историко-литературном процессе.
1910-й год получает свои очертания в репликах трех героев. Так, в начале спектакля Сунгат признается, что не может сдать экзамен за курс гимназии (аттестат зрелости), так как не допущен канцелярией губернатора как неблагонадежный [Тинчурин, 1987, с. 580]. Вероятная причина: участие в событиях революции 19051907 гг. и отказ от компромиссов с властями. Один из лидеров тангчылар Фауд Туктаров получает такое свидетельство, что дает ему возможность закончить юридический факультет Казанского университета в 1915 г. [Хабутдинов. Туктаров Фуад. С. 327].
Нуретдин обвиняет Сунгата в поддержке правительственного законопроекта об отдыхе торговых служащих, требующего закрытие мусульманских магазинов в воскресенье и в христианские праздники [Тинчурин, 1987, с. 582]. Сам Сунгат говорит, что его заботит право мусульманских приказчиков отдыхать полный день в неделю, без разницы - в пятницу или в воскресенье. Этот законопроект поддержали и христианские торговцы Казани, так как в эти дни все шли к мусульманам. Мусульманская Фракция Государственной Думы и мусульманские торговцы выступили против. Мусульманская фракция 3 мая 1910 г. предложила внести поправку о праве отдыхать мусульманам вместо воскресенья в пятницу. Против этого предложения выступил депутат от октябристов А. Д. Прототопов. В итоге поправка мусульманской фракции была отклонена [Государственная Дума. Третий Созыв. Стенографические отчеты. 1910. Сессия III. стб. 513-531, 553-556].
Батырхан говорит, что через религию можно достигнуть социализма [Тинчурин, 1987, с. 583].
Эта позиция характерна для сторонников танг-чылар в 1905-1906 г., которые к 1910 г. были готовы объединиться с либеральной национальной буржуазией [Хабутдинов. Формирование ... С. 263-269].
Нуретдин выступает за избрание Батырхана в 4-ю Государственную Думу от мусульман Казанской губернии [Тинчурин, 1987, с. 586]. В 3-й Государственной Думе их представлял либерал С. Максуди. Власти были недовольны его защитой прав мусульман и не допустили в 4-ю Государственную Думу (см. фактографию: [Хабутди-нов. Институты российского мусульманского сообщества в Волго-Уральском регионе. С. 172174]). Более правые кандидаты не прошли выборы. Нуретдину нужна помощь Сунгата, то есть молодежи.
Интересна дискуссия Сунгата и Батырхана о пролетариате и буржуазии [Тинчурин, 1987, с. 587]. Батырхан утверждает, что у татар нет настоящей буржуазии и пролетариата. Здесь он разделяет взгляды И. Гаспринского (выступление перед татарской молодежью на II Всероссийском мусульманском съезде в 1906 г.) и Ю. Ак-чуры об отсутствии классов у российских мусульман [Хабутдинов. Формирование ... С. 217, 220]. Сунгат утверждает о наличии единого мирового пролетариата, то есть отстаивает идеи социал-демократов.
1916 год дает о себе знать через фамилию Сайфетдинов, которая является отсылкой к Га-лимджану Сайфетдинову, соратнику Хусаина Ямашева, одного из первых татарских социал-демократов, который служил в армии и перешел на сторону Комуча (Комитет Членов Всероссийского Учредительного Собрания) в 1918 г. [Га-рафутдинов] (см. о службе Сунгата в армии и его антивоенных настроениях: [Тинчурин, 1987, с. 591]).
В 1916 г. Батырхан, как и меньшевики, выступает под лозунгом борьбы с Германией до победного конца. При этом он допускает, что война приведет к гибели 30-40 млн. человек и придется пожертвовать национальными требованиями [Там же, с. 598]. Батырхан утверждает, что все беды Турции - в желании оставить полумесяц на «Айя-Суфия» (Святой Софии) в Стамбуле. Начиная с Первой Балканской войны, и особенно в годы Мировой войны, важнейшим лозунгом русских националистов было водружение креста на Собор Святой Софии, так как Османская империя была союзником Германской [Магдеев, с. 11-65]. Ну-ретдин говорит, что поражение Германии будет означать поражение Турции.
Батырхан в 1916 г. возглавляет команду лашманов - жителей Туркестана, мобилизован-
ных на тыловые работы. Он утверждает: чем больше их погибнет, тем больше будет уважения к тюркам в Европе [Тинчурин, 1987, с. 598].
В следующих эпизодах получают отражение события февраля 1918 г. К. Тинчурин - бывший член МСК - показывает, как в 1917 г. радикалы раскалывали нацию на две части. В Казани началось противостояние Мусульманского Комитета (МК), представлявшего большинство населения, и МСК, опиравшегося на рабочих, военных и молодых радикалов [Хабутдинов. Формирование ... С. 279-284]. Ярче всего это иллюстрирует эпизодический герой-рабочий Фатхулла Насыров. Он требует, чтобы в газете МК «Курултай» напечатали, что он не имеет отношения к буржуа Фатхул-ле Насырову. Его не убеждают слова, что в мире существует не один Фатхулла Насыров. Именно эти мелкие дрязги приводят к тому, что в решительный день татары отказываются от вооруженного противостояния с большевиками (этого эпизода нет в спектакле Г. Цхвирава). Представитель Харби Шуро (Военный совет) Сахипгирей имеет прототипа в лице Ильяса Саидгиреевича Алкина. Но реальный и тогда еще живой Ильяс Алкин сам был участником социал-демократических кружков, членом МСК и Учредительного Собрания, он никогда не только не расстреливал крестьян, но и спасал своих оппонентов-большевиков в дни белого террора в Казани в 1918 г. Слова Мисбаха-эфенди о том, что в результате неумной экономической политики большевиков пропали продукты на рынке, реально принадлежат лидеру МСК Муллануру Вахитову [Хабутдинов. Институты ., с. 266]. Заседание Казанского Милли Шуро 25 сентября высказалось против подготовки захвата власти большевиками [Тинчурин, 1987, с. 602]. После разгрома Корниловского мятежа 7 сентября на заседании Казанского Совета принимается большевистская резолюция о власти. 22 сентября губернская конференция большевиков создала военную организацию [Ионенко, Тагиров, с. 151152].
Поэтому понятно стремление героев пьесы спрятать эту резолюцию от советских властей. Осенью 1917 г. МК фактически прекращает существование и заменяется губернским Милли Шуро, избранным всем населением, куда вошли И. Алкин и М. Вахитов. Имя Сахипгирей принадлежало казанскому хану из крымской династии, воевавшему с Москвой.
Февраль 1918 г. обозначен в эпизоде, где Ба-тырхан на Заседании президиума Мусульманского Комитета ставит вопрос о провозглашении Мусульманским Комитетом автономии во внутреннем и внешнем управлении [Тинчурин, 1987, с. 608]. Здесь речь идет о проекте лидера Харби
Шуро (Военного совета) И. Алкина провозгласить 1 марта 1918 г. штат Идель-Урал [Хабутди-нов, Формирование ... с. 336], Сахипгирей говорит о том, что город в руках Советов и скоро начнутся конфискации [Тинчурин, 1987, с. 609].
В 4-ой картине речь идет о событиях марта 1918 г. В ответ на арест лидеров Харби Шуро (включая И. Алкина) в ночь с 28 февраля на 1 марта 1918 г., накануне провозглашения штата Идель-Урал, комитет требует освободить их в 24 часа. И. Алкин получил свободу взамен на отказ односторонне провозглашать Штат [Хабутдинов. Формирование . С. 336], [Тинчурин, 1987, с. 612]. «Железная дружина» - название боевых частей Харби Шуро. Реально не воевала. Национальные части также назвали «Чингиз балалары» или «Чингиз авлады» [Там же, с. 616].
В пьесе не раз упоминается о «Милли сермая» («Национальной казне») [Там же, с. 612]. В 19171918 гг. именно за счет самообложения казанских баев существовали не только национальные организации и воинские части, но и школы и библиотеки. Только за четыре мартовских дня 1917 г. казанские баи собрали в нее 825.233 рубля [Хабутдинов, Органы ... С. 9]. Большевики, придя к власти, сначала признали части Харби Шуро (в частности, в лице 95-го или Мусульманского полка в Казани), а потом прекратили их финансирование, так как социалистические лидеры Шуро потребовали от большевиков передать власть Учредительному Собранию и заявили о своем нейтралитете в ходе начинающейся гражданской войны. В итоге для финансирования воинских частей 27 декабря 1917 г. был создан Харби фонд (Военный фонд) под руководством лидера Харби Шуро И. Алкина. На 21 января 1918 г. в нем было сосредоточено 651958 рублей [Хабутдинов. Институты ... С. 257].
Советы захватили банки и магазины, которые размещались в верхней, русской, части города. Хазрат говорит о битвах первых мусульман при Бадре и Ухуде (при Мухаммаде) и завоевании мусульманами Андалусии [Тинчурин, 1987, с. 614].
События марта 1918 г. реконструируются по реплике Батырхана о готовности Мусульманского Полка (95-го пехотного) воевать с большевиками, о необходимости финансирования [Там же, с. 616]. Многие солдаты уже покинули части. Нияз говорит о последней попытке мусульман Казани выбить Советскую власть из города [Там же, с. 622]. В конце февраля 1918 г. I Финляндский мусульманский полк был задержан командующим Казанским гарнизоном Шелыхмановым под предлогом роспуска старой армии. По докладу лидера Харби Шуро И. Алкина была приня-
та резолюция, где требовалось принятие мер к прибытию Финляндского полка в Казань. Однако за время стоянки полк был распропагандирован большевиками и, как и другие мусульманские части, объявил о своем нейтралитете [Хабутдинов. Институты ... С. 278]. Нияз призывает идти в полк. Он просит дать 100 тысяч на покупку 20 пушек, так как Харби Шуро не имел артиллерии, которая была тогда наиболее эффективным видом оружия.
В 5-ой картине реконструируется предыстория событий 1919 г., связанная с началом широкомасштабных военных действий в Поволжье летом 1918 г. Герои отступают вместе с войсками Колчака в Сибирь. В сентябре 1918 г. представители Милли Идарэ (правительства национально-культурной автономии мусульман тюрко-татар Внутренней России и Сибири) в числе других национальных правительств подписали Конституцию Уфимской директории, образованной членами Всероссийского Учредительного Собрания как преемницу Комуча [Конституция Уфимской директории, с. 189-193]. Военная диктатура Колчака не признавала Милли Идарэ [Хабутдинов. Институты ... С. 287-293]. И. Ал-кин как член правительства Уфимской директории был арестован колчаковцами в ноябре 1918 г. и бежал к башкирским автономистам [Усмано-ва, с. 113]. 12 июня 1919 г. (по ст. стилю) управляющий Министерством внутренних дел режима Колчака указал на непризнание им Милли Идарэ и сообщил об отказе от сотрудничества [Управляющий Министерством внутренних дел, с. 117118]. Поэтому информация Батырхана [Тинчурин, 1987, с. 626] о встрече председателя Духовного ведомства Милли Идарэ муфтия Г. Баруди с секретарем заместителя главы МВД Колчака, на которой якобы пришли к решению о возможности создания отдела национальностей при МВД, не соответствует истине.
В пьесе К. Тинчурина Сахипгирей поет песню «Ах, шарабан мой». В спектакле же звучит несколько иной вариант песни: «Порвались струны моей гитары, / Когда бежала из-под Самары» [Там же, с. 629]. Самара была столицей Комуча в июне - середине октября 1918 г., а сама песня стала боевым гимном поволжской Народной армии. Сахипгирей говорит об участии в составе дивизии Каппеля в расстреле восставших крестьян под Самарой. Однако Каппель был известен победами над Красной Армией, самой известной из которых было взятие Казани в августе 1918 г.
В 6-й картине воссоздаются события 1922 г. Батырхан является ответственным советским работником [Там же, с. 636]. Дауд говорит Батыр-
хану о его желании сидеть в Государственной Думе с черносотенцами. Именно им приписывают фразу, сказанную в ответ на выступление депутата К. Хасанова во 2-й Государственной Думе 4 мая 1907 г.: «Идите в Турцию». Г. Тукай откликнулся на это событие стихотворением «Китмибез!».
Сунгат упрекает Батырхана в приветствии от имени Милли Идарэ адмирала Семенова, одного из лидеров белого движения в Забайкалье. Такой факт также не зафиксирован. В 8-й картине реконструируются события 1926 г. Оказавшийся в отставке Батырхан повторяет лозунг султангали-евцев о единой тюрко-татарской (Туранской) республике в составе СССР, «как народно-демократической республике на основе госкапитализма в случае поражения революции» [Сул-тан-Галиев, с. 605-633], [Тинчурин, 1987, с. 656].
Пьеса К. Тинчурина заканчивается стуком в дверь («Это ГПУ!»). Спектакль Г. Цхвиравы заканчивается несколько иначе. Под лязг дверных засовов и шаги невидимых людей на ветхую стену-экран проецируется портрет автора пьесы и годы его жизни: 1887-1938. Этот эпизод - один из самых впечатляющих в спектакле. К. Тинчу-рину приписали «участие в деятельности националистической организации, ставящей целью свержение советской власти, шпионаж в пользу Японии, вредительство на культурном фронте», а потом расстреляли без суда и следствия [Багаут-динов, Илялова, с. 17-33]. В 1955 году Карима Тинчурина реабилитировали. Таким образом, хронотопические рамки произведения раздвигаются, прошлое перетекает в настоящее и будущее.
В пьесе дается представление о таких национальных органах, как мусульманская фракция Государственной Думы, Харби Шуро, Мусульманский комитет, Мусульманский социалистический комитет, Милли сермая, Милли Идарэ. К. Тинчурин рассказывает о противостоянии различных политических группировок и проектов в татарском обществе, о связи их с общероссийскими и мировыми идеями и процессами. Для современного зрителя эти названия и процессы зачастую неизвестны и непонятны, тем более что К. Тинчурин не называет ни одного из имен реальных политических и общественных деятелей. Поэтому историко-литературный комментарий может дать реальную картину жизни татарского общества Казани в 1910-1925гг.
Список литературы
Арсланов М. Г. Татарское режиссерское искусство: 1957-1990. Казань: Фикер, 2002. 272 с.
Багаутдинов Ф., Илялова И. Когда на сцене погас свет... Казань: Татар. кн. изд-во, 2012. 287 с.
Гарафутдинов Р. А. Галимджан Сайфутдинов. Казань: Татар. кн. изд-во, 1986. 142 с.
Государственная Дума. Третий Созыв. Стенографические отчеты. 1910. Сессия III. СПб: Гос. типография, 1910. 3376 стб.
Игламов Н. Карим Тинчурин. «Без ветрил» // Татарский театр. 100 лет.: альбом в 2 т. Т. 1. Казань: Татар. кн. изд-во, 2009. С. 174-178.
Игламов Р. Выдающийся драматург. Казань: Тат-книгоиздат, 1987. 112 с.
Ионенко И. М., Тагиров И. Р. Октябрь в Казани. Казань: Татар. кн. изд-во, 1967. 272 с.
Конституция Уфимской директории // Архив русской революции. Том 11-12. М.: ТЕРРА, 1991. 296 с.
Магдеев М. С. Социальные корни таланта. Казань: изд-во Казан. ун-та, 1990. 160 с.
Сарымсаков Ш. Школа сценического мастерства // Советская Татария. 1977. 23 сентября.
Султан-Галиев М. Показания на заседании комиссии центральной контрольной комиссии ВКП (б) о пределах организационной работы группы «правых» татарских коммунистов, о своих взглядах на судьбу социалистической революции в России, о создании Туранской Федеративной Советской Социалистической Республики, о подготовке к созданию самостоятельной национальной рабоче-крестьянской партии. 27 февраля 1919 г. // Избранные труды. Казань: Га-сыр, 1998. 720 с.
Сысоева Л. Не только без ветрил, но и без руля // Время и деньги. 2015. 15 апреля,
Тинчурин К. Избранные драмы и комедии в 2 томах. Казань: Тат. гос. издат., 1971. 580 с.
Тинчурин К. Жилкэнсезлэр // Татар пьесалары. Антология. 1-нче китап. Казан: Татар. кит. нэшр, 1987. Б. 539-656.
Управляющий Министерством внутренних дел таковому по Министерству иностранных дел Сукину о Национальном управлении мусульман. 12 июня 1919 г. // Национально-государственное устройство Башкортостана (1917-1925). Документы и материалы: В 4 т. / Авт.-сост. Б. Х. Юлдашбаев. Т. 2. Ч. 1. Уфа: Китап. 2002. 680 с.
Усманова Д. М. Алкин И. // Татарская энциклопедия. Т.1. Казань, 2002. С. 672.
Хабутдинов А. Ю. Институты российского мусульманского сообщества в Волго-Уральском регионе. М: ИД Марджани, 2013. 344 с.
Хабутдинов А. Ю. Органы национальной автономии мусульман тюрко-татар Внутренней России и Сибири. Вологда [б.и.], 2001. 61 с.
Хабутдинов А. Ю. Туктаров Фуад // Ислам в Поволжье. Энциклопедический словарь. М.-Н. Новгород: Медина, 2013. 428 с.
Хабутдинов А. Ю. Формирование нации и основные направления развития татарского общества в конце XVIII - начале XX в. Казань: Идель-Пресс, 2001. 383 с.
Хабутдинова М. М. Два дня в театре // Мэдэни ^омга. 2015. 25 июль.
References
Arslanov, M. G. (2002). Tatarskoe rezhisserskoe iskusstvo: 1957-1990 [The Art of Directing: 1957-1990]. 272 p. Kazan': Fiker. (In Russian)
Bagautdinov, F., Ilialova, I. (2012). Kogda na stsene pogas svet... [When the Stage Lights Went Out ...]. 287 p. Kazan': Tatar. kn. izd-vo. (In Russian)
Garafutdinov, R. A. (1986). Galimdzhan Saifutdinov [Galimdzhan Saifutdinov]. 142 p. Kazan': Tatar.kn.izd-vo. (In Russian)
Gosudarstvennaia Duma. Tretii Sozyv. Stenograficheskie otchety. (1910). Sessiia III. St.Petersburg: gos. tipografiia, col. 513-531, 553-556. (3376 col.). (In Russian)
Iglamov, N. (2009). Karim Tinchurin. "Bez vetril" [Without Sails]// Tatarskii teatr. 100 let.: al'bom v 2-h tomah, t. 1. Pp. 174-178. Kazan': Tatar. kn. izd-vo. (In Russian)
Iglamov, R. (1987). Vydaiushchiisia dramaturg [An Outstanding Playwright]. 112 p. Kazan': Tatknigoizdat. (In Russian)
Ionenko, I. M., Tagirov, I. R. (1967). Oktiabr' v Kazani [October in Kazan]. 272 p. Kazan': Tatar. kn. izd-vo. (In Russian)
Khabutdinov, A. Iu. (2001). Formirovanie natsii i os-novnye napravleniia razvitiia tatarskogo obshchestva v kontse XVIII - nachale XX v. [The Formation of the Nation and the Main Trends of the Tatar Society Development in the Late 18th - Early 20th Century]. 383 p. Kazan': Idel'-Press. (In Russian)
Khabutdinov, A. Iu. (2013). Instituty rossiiskogo musul'manskogo soobshchestva v Volgo-Ural'skom re-gione [Institutes of the Russian Muslim Community in the Volga-Ural Region]. 344 p. Moscow: I. D. Mardzhani. (In Russian)
Khabutdinov, A. Iu. (2001). Organy natsional'noi av-tonomii musul'man tiurko-tatar Vnutrennei Rossii i Sibiri [Muslim Bodies of Turkic-Tatars National Autonomy of Inner Russia and Siberia]. 61 p. Vologda. (In Russian)
Khabutdinov, A. Iu. (2013). Tuktarov Fuad. Islam v Povolzh 'e. Entsiklopedicheskii slovar' [Islam in the Volga Region. Encyclopedic Dictionary]. 428 p. M.-N. Novgorod: Medina. (In Russian)
Khabutdinova, M. M. (2015). Dva dnia v teatre [Two Days in the Theater]. Madani ^omga. 25 iiul'. (In Russian)
Хабутдинов Айдар Юрьевич,
доктор исторических наук, профессор,
Казанский филиал Российского государственного университета правосудия, 420088, Россия, Казань, 2-я Азинская, 7а. aihabutdinov@mail.ru
Konstitutsiia Ufmskoi direktorii [Constitution of the Ufa Directory]. (1991). Arkhiv russkoi revoliutsii. Tom 11-12. 296 p. M.: TERRA. (In Russian)
Magdeev, M. S. (1990). Sotsial'nye korni talanta [Social Roots of Talent]. 160 p. Kazan': izd-vo Kazan. un-ta. (In Russian)
Sarymsakov, Sh. (1977). Shkola stsenicheskogo masterstva [School of Performing Excellence]. . Sovetskaia Tatariia. 23 sentiabria. (In Russian)
Sultan-Galiev, M. (1998). Pokazaniia na zasedanii komissii tsentral'noi kontrol'noi komissii VKP (b) o predelakh organizatsionnoi raboty gruppy «pravykh» tatarskikh kommunistov, o svoikh vzgliadakh na sud'bu sotsialisticheskoi revoliutsii v Rossii, o sozdanii Turanskoi Federativnoi Sovetskoi Sotsialisticheskoi Respubliki, o podgotovke k sozdaniiu samostoiatel'noi natsional'noi raboche-krest'ianskoi partii. 27 fevralia 1919 g.[ Evidence at the meeting of the Central Control Committy of the CPSU (b) about the extent of the organizational work of the "right" Tatar communists, about their views on the fate of the Socialist Revolution in Russia, the creation of Turan Federative Soviet Socialist Republic, on preparations for the establishment of an Independent National Workers 'and Peasants' Party . February 27, 1919]. Izbrannye trudy. 720 p. Kazan': Gasyr. (In Russian)
Sysoeva, L. (2015). Ne tol'ko bez vetril, no i bez rulia [Without both the Sails and the Rudder] Vremia i den'gi. 15 aprelia. (In Russian)
Tinchurin, K. (1971). Izbrannye dramy i komedii v 2 tomakh [Selected Dramas and Comedies in Two Volumes]. 580 p. Kazan': Tat. gos. izdat. (In Russian)
Tinchurin, K. (1987). ^ilkansezbr [Without Sails]. Tatar p'esalary. Antologiia. 1-nche kitap. Pp. 539-656. Kazan: Tatar. kit. mshr. (In Tatar)
Upravliaiushchii Ministerstvom vnutrennikh del takovomu po Ministerstvu inostrannykh del Sukinu o Natsional'nom upravlenii musul'man. 12 iiunia 1919 g. // Natsional'no-gosudarstvennoe ustroistvo Bashkortostana (1917-1925). [Head of the Ministry of Internal Affairs to His Counterpart in the Ministry of Foreign Affairs, Sukin, on the National Administration of Muslims. June 12, 1919. National polity Bashkortostan (1917-1925)]. (2002). Dokumenty i materialy: V 4 t. Avt.-sost. B. Kh. Iuldashbaev. T. 2. Ch. 1. 680 p. Ufa: Kitap. (In Russian)
Usmanova, D. M. Alkin I. (2002). Tatarskaia entsiklopediia [Tatar Encyclopedia]. T.1. 672 p. Kazan'. (In Russian)
The article was submitted on 06.11.2016 Поступила в редакцию 06.11.2016
Habutdinov Aidar Yurievitch,
Doctor of History, Professor,
Kazan branch of Russian
University of Justice,
7a, 2nd Azinskaya Str.,
Kazan, 420088, Russian Federation.
aihabutdinov@mail.ru