ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ
УДК 373.1.02:372.8
НАРОДНОЕ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО ДАГЕСТАНА КАК СРЕДСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
© гоп Дглабова И.М.
Дагестанский государственный педагогическийуниверситет
В статье показано формирование эстетического воспитания школьников в процессе приобщения к художественному текстилю Дагестана, степень эстетического развития чувствучащихся, задачи изучения традиционного и современного текстиляучащимися.
The author of the article shows the formation of schoolchildren’s aesthetic education in the process of familiarizing with Dagestan artistic textile, the degree of the aesthetic development of schoolchildren’s of feelings, the tasks of the study of traditional and contemporary textile by schoolchildren’s.
Ключевые слова: эстетическое воспитание, художественный текстиль, культура, искусство, декоративно-прикладное искусство.
Keywords: aesthetic education, artistic textiles, culture, art, decorative and applied art.
Воспитание как неотъемлемая часть образовательного процесса интегрирует все формы и виды социально полезной деятельности, обеспечивает
удовлетворение индивидуальных
потребностей, развитие и социализацию личности.
Как направление воспитания эстетическое воспитание основывается на совместной деятельности педагогов и воспитанников, направленной на
формирование эстетической культуры [3. С. 27].
Сложившаяся практика в качестве структурных компонентов эстетического воспитания рассматривает:
- эстетическое образование,
закладывающее теоретические и
ценностные основы эстетической культуры личности;
- художественное воспитание,
формирующее художественную культуру личности в единстве навыков, знаний, ценностных ориентации, вкусов;
- эстетическое самообразование и самовоспитание, ориентированные на самосовершенствование личности;
Следовательно, в эстетическом воспитании ведущая роль отводится целенаправленному педагогическому воздействию, предполагающему развитие у личности эстетического отношения к действительности и искусству, интеллекта. При этом, общаясь с эстетическими явлениями жизни и искусства, школьник осознает эстетическую сущность предметов, у
него формируются представления о жизни, ценностях, идеалах.
Важная роль в эстетическом воспитании и развитии принадлежит практической деятельности, где общение с художественно оформленными
материальными и духовными ценностями формирует эстетическое чувство, вкус, потребности, интерес, способствует созданию, сохранению и
распространению материальных и духовных ценностей.
Отметим, что формирование
эстетического сознания, эстетического отношения и готовности к эстетической деятельности во всех проявлениях способствует развитию личности, в качестве средств которого выступают: природа, в которой можно увидеть гармонию как основу красоты, которая выступает условием и средством эстетического воспитания; искусство (изобразительное, музыкальное,
декоративно-прикладное, литературное, архитектурное, театральное и т.п.), произведения чего играют решающую роль в формировании эстетических идеалов, художественного вкуса, эстетического отношения к
действительности и т.д.; художественная деятельность, связанная непосредственно с видами искусства (театрализованные игры, музыцирование, словеснохудожественное, изобразительное
творчество), которая оказывает эстетическое и эмоциональное воздействие, обладает познавательными, развивающими и воспитательными возможностями ».
Предметы декоративно-прикладно-го искусства, созданные нашими предками, любившими красоту и умевшими ее творить, по своей природе близки детскому творчеству, поскольку их простота, завершенность форм, обобщенность образов способствуют передаче окружающего мира условными символами. Знакомясь с разнообразными изделиями народных мастеров, школьники проникаются добрыми чувствами к создателям, знакомятся с его символичным значением. В частности, знакомство с растительным орнаментом служит одним из средств постижения
окружающей природы. Таким образом, декоративно-прикладное творчество как средство эстетического воспитания школьников помогает развивать эстетическое отношение к
действительности, любовь к родному краю, мышление и воображение.
Мотивы и образы народного искусства, неразрывно связанные с задачами преображения среды, окружающей человека, и его самого в соответствии с представлениями о добре и красоте, обладают способностью вносить в мир школьника радость, бодрые ритмы, давать положительные эмоции, воспринимаются глубже и полнее живописных полотен и т.д.
Особая роль в формировании эталонов эстетического отношения к окружающей жизни принадлежит народному искусству Дагестана с его богатыми, многовековыми традициями,
заложенными в музыке, сказках, прикладном искусстве, играх и т.д. При этом приобщение к искусству текстиля призвано способствовать формированию у школьников систематизированных знаний о различных культурах, народах, выработке представления о своеобразных художественных традициях, лежащих в основе художественного текстиля, ковроткачества, художественной
обработки камня и т.д. Являясь прекрасным примером сохранения и продолжения вековых традиций народного и декоративно-прикладного искусства Дагестана, художественный текстиль оказывает серьезное влияние на удовлетворение художественно-
эстетических потребностей личности, которая получает радость от общения с прекрасным.
Анализ состояния реализации
национально-регионального компонента указывает на слабую учебно-материальную базу, отсутствие методического обеспечения по использованию средств народного искусства для эстетического воспитания в образовательных учреждениях. При этом за последние годы в образовательных учреждениях Республики Дагестан по существу
утрачена система воспитания гармонично развитой личности, способной
максимально реализовать себя в современном обществе[1. С. 12].
Следует отметить, что народное декоративно-прикладное искусство
Дагестана изучалось в
общеобразовательных школах,
расположенных в центрах развития народных художественных промыслов, что имело положительные влияние на образование и воспитание
подрастающего поколения, сохранение веками сложившихся народных художественных традиций, народных художественных ремесел, творческое развитие и эстетическое воспитание, школьников.
В настоящее время, к сожалению, утеряно многое из достигнутого в организации изучения национальных художественных традиций и ремесел в школах в месте локализации первых, чему послужил ряд объективных и субъективных причин, среди которых: разрушение художественных
комбинатов, ковровых фабрик, цехов, мастерских; резкое ухудшение материально-технической и учебнометодической базы школ и т.д.
Сегодня необходимость
использования художественного
текстиля Дагестана для эстетического воспитания школьников очевидна по причине его направленности на активизацию чувственного восприятия ученика, включение в созидательную деятельность, помогающую полно и осознанно погрузиться в народную культуру, вступить в контакт с историческим прошлым. Кроме того, именно искусство текстиля дает широкий простор для практической деятельности, так как школьники могут заниматься ручным ткачеством, ковроткачеством, вышивкой, кружевоплетением,
созданием гобеленов, изготовлением кукол и мягких игрушек, народных костюмов, лоскутным шитьем и другими видами, ознакомиться с древней дагестанской символикой (украшающей пояса и другие детали одежды), с уникальным ткацким оборудованием и т.д.
Занятие тем или иным направлением художественного текстиля призвано
способствовать развитию эстетического и художественного вкуса,
цветов осприятию, выработке глазомера, моторики пальцев обеих рук. Школьники знакомятся с особенностями
декоративно-прикладного творчества, постигают законы красоты, логику и гармонию цвета, правила построения текстильной композиции, способы передачи изображения в пространстве, приемы преобразования и стилизации природных форм.
Произведения художественного
текстиля представляют интерес не только с художественно эстетической, но и с историко-этнографической, социологической и научной точек зрения. Знание истоков народного творчества, его художественной природы и духовных ценностей составляет неотъемлемую часть духовной культуры народа. Эти произведения являются
общепризнанными памятниками
истории, культуры и искусства, вобравшими в себя многовековой социальный опыт развития человека.
В своем исследовании мы обращаемся к традиционному и современному текстилю народов Дагестана, считая, что это играет огромную роль в эстетическом воспитании. Как справедливо полагает ряд авторов, «приоритетным
направлением современной системы образования является гуманизация обучения, формирование ценностных ориентаций молодежи на основе приобщения к отечественным
художественным традициям,
являющимся неотъемлемой частью мировой культуры» [2. С. 51].
В процессе изучения традиционного и современного текстиля народов
Дагестана можно определить следующие задачи:
- дать представление о традиционных
художественных промыслах,
многовековом декоративно-прикладном искусстве горцев как неотъемлемой части общечеловеческой культуры;
- изучить эволюционные проявления художественно-эстетических особенностей искусства текстиля;
- классифицировать художественноэстетические функции традиционного и
современного декоративно-приклад-ного искусства Дагестана;
- рассмотреть взаимосвязь различных
видов народного творчества с традиционным и современным
декоративно-прикладным творчеством;
- исследовать особенности влияния среды обитания на специфику художественно-эстетического содержания и локальные различия традиционного текстиля;
- проследить особенности
воздействия общественно-экономических отношений на эволюционные проявления функциональ но-ути литарных качеств изделий декоративно-прикладного
искусства;
- рассмотреть взаимообогащение
художественно-образного оформления изделий, обусловленное общностью
художественно-эстетических ценностных ориентаций народов Дагестана;
- исследовать проявления
домонотеистических и монотеистических верований в традиционном декоративноприкладном искусстве горцев.
Примечания
Итак, искусство текстиля обладает большими возможностями в
художественно-эстетическом воспитании школьников, что обусловлено его яркостью и доступностью, близостью детскому художественному творчеству, нравственно-эстетической содержательностью, жанровым
разнообразием, отвечающим различным художественным и эстетическим вкусам и потребностям учащихся. Идейноэмоциональная структура, присущая этому искусству и связанная с комплексом определенных
художественных представлений,
основана, прежде всего, на глубокой преемственности предающихся из поколения в поколение национальных традиций художественных и технических приемов формообразования и
узоротворчества. Именно поэтому эстетическое воспитание школьников в процессе приобщения к искусству текстиля Дагестана представляется нам важным и актуальным.
1. Байрамбеков М. М. Система обучения дошкольников и младших школьников народному искусству: (на материале искусства народовДагестана): Автореф. дисс. ... д-ра пед. наук. М., 2001. С. 12. 2. Рашидов 0. К., Дамаданова С. Р. Традиции и современность в декоративноприкладном искусстве Дагестана // Международный журнал экспериментального образования. 2009. № 6. С. 53. 3. Система эстетического воспитания в школе / под ред. Ю. К. Бабанского. М. : Просвещение, 1983. С. 27. 4. Ярыгина Н. А. Декоративно-прикладное искусство как средство эстетического воспитания дошкольников // Дети, в школу собирайтесь! 2008. № 4. С. 3.
Статья поступила вредакцию 17.11.2011 г.