Научная статья на тему 'Развитие чувства цвета у младших школьников средствами декоративно-прикладного искусства'

Развитие чувства цвета у младших школьников средствами декоративно-прикладного искусства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
537
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РАЗВИТИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЧУВСТВА ЦВЕТА / ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Газимагомедова Аминат Гаджилаловна

В статье освещены важные научные проблемы развития эстетического чувства цвета младших школьников средствами произведений декоративно-прикладного искусства, представлен конкретный материал, позволяющий повысить уровень развития чувства цвета младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие чувства цвета у младших школьников средствами декоративно-прикладного искусства»

УДК 371.036

РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА ЦВЕТА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА

© 2011 газимагомедоваА.Г.

Дагестанский государственный педагогическийуниверситет

В статье освещены важные научные проблемы развития эстетического чувства цвета младших школьников средствами произведений декоративно-прикладного искусства, представлен конкретный материал, позволяющий повысить уровень развития чувства цвета младших школьников.

The article deals with the important scientific problems of the development of the junior schoolchildren’s aesthetic sense of color by means of the decorative-applied art works. The author gives the concrete material allowing to increase the level of the development of the junior schoolchildren’s sense of color.

Ключевые слова: эстетическое воспитание, художественное образование, развитие эстетического чувства цвета, декоративно-прикладное искусство.

Keywords: aesthetic education, art education, development of the aesthetic sense of colour, decorative-applied art.

В российской и зарубежной психологии проблема восприятия цвета детьми дошкольного и школьного возраста актуальна и исследована такими учеными, как Э. Мейман, Н. И. Красногорский, Г. Валентайн, М. Шинн, Е. А. Аркин, А. С. Сулина, определившими периоды возникновения цветового зрения, изучившим

особенности восприятия цвета в дошкольном возрасте, специфику дифференцирования цвета младшими школьниками, развиваемого сначала в отношении самих цветовых тонов, а затем и в отношении светлот, формирования цветового чувства и т.д.

Цветоведение играет важную роль в эстетическом воспитании школьников. «Одной из важнейших задач эстетического воспитания, - отмечает Н. М. Сокольникова, - является развитие художественного вкуса учащихся. Очевидно, что при правильно поставленном обучении и воспитании детей в области рисования можно улучшить качество их работ» [5. С. 67].

Развитию эстетических чувств

школьников способствует

разносторонняя и главным образом художественная деятельность,

ориентированная на знакомство с произведениями декоративноприкладного и изобразительного

искусства, передачу впечатлений в рисунках и изделиях прикладного творчества, где особая роль в развитии чувства прекрасного отведена

произведениям искусства и в частности произведениям декоративно-прикладного искусства.

Приступая к развитию эстетического чувства младших школьников

средствами произведений декоративноприкладного искусства, важно проанализировать состояние проблемы, соответствие содержания программы по предмету «Изобразительное искусство» с позиций ориентированности на формирование чувства цвета, специфику и возможности процесса обучения. При этом развитие эстетического восприятия и чувства цвета у младших школьников

эффективно с использованием декоративно-прикладного искусства, для чего целесообразно расширить материал о прекрасном, прежде всего декоративноприкладном творчестве края, обеспечить знакомство с сокровищницей народного творчества, что пробуждает гордость за художественно-эстетическую культуру народа, способствует более глубокому освоению краеведческого материала, истории, традиций и т.д.

Следовательно, изучение предметов эстетического цикла в аспекте реализации государственного

образовательного стандарта должно быть ориентировано на определение содержания и создание условий развития чувства прекрасного, где ключевым средством выступают произведения декоративно-приклад-ного искусства, различные виды и жанры народного творчества, а также лучшие образцы изделий декоративно-прикладного

искусства народов Дагестана. Кроме того, на сегодняшний день важно подробно изучить эстетические свойства изделий декоративно-прикладного

искусства, активно развивать чувство цвета учащихся, обеспечить

приобретение умений и навыков общения с произведениями народного творчества сначала на близких, наиболее доступных образцах, с постепенным подходом к оценке сложных предметов

художественной культуры.

Декоративно-прикладное творчество народов Дагестана богато ритмами и повторами, несет в себе конкретные художественные образы, различные цветовые решения, которые доступны и интересны учащимся, что пробуждает и воспитывает эстетические чувства младших школьников. Ценность народного прикладного искусства состоит в воздействии, прежде всего, на чувства и эмоции младших школьников, эстетическую культуру, в активизации их внимания. При этом важным ориентиром действенности образовательно-

воспитательных подходов к воспитанию художественных эстетических

способностей и развития чувства цвета младших школьников выступает приобщение к различным видам

художественной деятельности, в рамках чего решаются задачи подготовки учащихся к восприятию чувства цвета, изображению выразительного цветового тона, цветового пятна, методике образных представлений в рисовании и т.д.

Работая с детьми в школе на уроках изобразительного искусства, наблюдая за их развитием, можно увидеть

необыкновенную увлеченность

учащихся, возникающую при

самостоятельном поиске нужного цвета в смешении красок, поскольку процесс смешения красок выступает

увлекательнейшим творческим

процессом. Большую помощь педагогу на занятиях изобразительного искусства в школах оказывает использование наглядных пособий.

Путем наблюдения и специального эксперимента, проведенного в 1-4

классах МОУ «Гимназия № 1» в 20092011 гг. на уроках изобразительного искусства, установлено, что цвет и его сочетания оказывают на личность определенное воздействие: возбуждают и успокаивают, угнетают и радуют,

вследствие чего проблема развития чувства цвета рассматривается как педагогически значимая.

При этом декоративность,

выразительность цвета и пластики, характерные отличия цветовых сочетаний в коврах, в керамике, в художественной обработке металла, узорчатость орнамента, разнообразие фактур материалов выступают характерными особенностями

произведений народного прикладного

искусства, изображения которых

используются в качестве средств развития чувства цвета у учащихся младшего школьного возраста.

Любому предмету народного

прикладного искусства характерно

единство эстетического и практического: назначение вещи находится в удивительном соответствии с ее декором (форма предмета, материал, из которого он выполнен, орнамент, цветовое решение и т.д.), что позволяет говорить о том, что эти произведения играют важную роль в развитии чувства цвета,

воображения, фантазии, в формировании художественного вкуса.

Художественное воспитание

предопределяется факторами, среди которых важное место занимает наличие художественно-материальной среды, которая должна быть соответствующим образом организована, привлекать школьников своими достоинствами, возможностью сравнивать различные художественные образцы, воспитывать эстетический вкус, умение оценить прекрасное.

С этих позиций успешность художественно-творческой деятельности и развития способностей младших школьников зависит от педагога, который, по мнению В. И. Киреенко, оказывает огромное влияние на учащихся при изучении художественных качеств цвета и его сочетаний через серию заданий, способствует ознакомлению с богатством и разнообразием гаммы оттенков, сложностью цветовых отношений, возникающих при взаимодействии фона с цветовой гаммой рисунка; особенностями цветовой гаммы, ее художественно-образной

выразительности; рациональной и эстетической функцией цвета и его сочетаний (в художественном

конструировании) [4. С. 49].

Включение младших школьников в художественно-продуктивную деятельность в начальных классах показывает, что чувство цвета можно развивать, тем самым обеспечивая общее художественное развитие ребенка. На первом этапе деятельности младшие школьники радуются цвету, окраске предметов, цвета которых он узнал и назвал, на втором не только видит, радуется цвету, но и замечает и эстетически оценивает его сочетания. При этом оценка носит качественный элементарно-эстетичес-кий характер, поскольку школьники говорят: «Так

получается красиво», «Эти цвета мне нравятся» и т.д. Третий уровень характеризуется тем, что школьник способен в известной мере уловить выразительность цветовых сочетаний,

почувствовать движение в нарастании их образной выразительности и, наконец, выразить это в своей практической художественной деятельности.

Поэтому важно предложить младшим школьникам специальные занятия по цветовому восприятию, чтобы выяснить характер и особенности их эмоционального отношения к цвету, разным группам цветовых сочетаний, сенсорные навыки учащихся - какие и сколько цветов могут назвать, каким цветам отдают предпочтение, знают ли цвета спектра, какую цветовую тональность предпочитают: контрастную (яркую) или мягкую (постельную).

Следовательно, при выполнении рисунка младшими школьниками необходимо ориентироваться на колористическое, выразительное,

правильное и удачное решение рисунка, для чего предлагается самостоятельное составление, смешивание красок как действительный метод развития чувства цвета.

Разнообразные по содержанию и художественному выполнению занятия по рисованию на пользование разным способом подачи изобразительного материала, имеющие место в практике, включение младших школьников в процесс подбора красок обеспечивают увлекательность в поиске цветов и их оттенков, формируют активное отношение к цвету, вырабатывают прочное представление о предмете, умения передать графический и цветовой образ и воспитывают эстетическое

отношение к цвету.

Таким образом, мы пришли к выводу, что исследование колористических соотношений предметов декоративноприкладного искусства представляет собой интерес в ходе обучения и

благотворно влияет на развитие чувства цвета у учащихся младшего школьного возраста, воспитывает способность

чувствовать и правильно оценивать прекрасное в природе и жизни, поэтому с самого раннего детства необходимо учить детей видеть цвета, понимать их и ценить.

Примечания

1. Вишневская В. И., Каплан Н. И., Буданов С. М. Русская народная резьба и роспись по дереву. М., 1956. С. 24. 2. Казакова Т. Г. Рисуют младшиедошкольники. М., 1973. 3.

Киреенко В. И. Психология способностей к изобразительной деятельности. М., 1959. 4. Раджабов И. М. Декоративно-прикладное и изобразительное искусство в системе художественного образования. Махачкала, 1997. 5. Сокольникова Н. М. Наглядные пособия и оборудование для занятий изобразительным искусством в начальной школе: Учебное пособие для студентов педвузов. М. : Издательский центр «Академия», 1999.

Статья поступила вредакцию 07.09.2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.