Научная статья на тему 'Народная игрушка как условие художественного образования школьников'

Народная игрушка как условие художественного образования школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
846
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО / НАРОДНАЯ ИГРУШКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Камилова Халипат Магомедбеговна

В статье анализируются возможности использования творческого потенциала народной игрушки в художественно-педагогическом образовании школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Камилова Халипат Магомедбеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Народная игрушка как условие художественного образования школьников»

Психолого-педагогические науки

• • •

35

УДК 373.1.013(470.67)

НАРОДНАЯ ИГРУШКА КАК УСЛОВИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

©гою Камилова Х.М.

Дагестанский государственный педагогический университет

В статье анализируются возможности использования творческого потенциала народной игрушки в художественно-педагогическом образовании школьников.

The author of the article analyzes the possibility of using the creative potential of the folk toy in schoolchildren’s artistic and pedagogical education.

Ключевые слова: эстетическое воспитание, художественное образование, декоративно-прикладное искусство, народная игрушка.

Keywords: aesthetic education, artistic education, decorative and applied art, folk toy.

В современных условиях развития общества система художественного образования и эстетического воспитания молодежи, творческое усвоение его лучших образцов художест-венно-эсте-тического наследия в самобытной национальной форме, приобщение учащихся к духовнонравственным ценностям народа, восприятие их в контексте мировой культуры приобретают актуальность и значимость. Использование художественно-эстетического потенциала народной игрушки, в котором сконцентрирован тысячелетний опыт воспитания, преломляются традиционные художественно-эстетические принципы формирования эстетического отношения учащихся к окружающей действительности, стимулирует художественно-познавательную активность

школьников, способствует развитию интереса к народной культуре. В силу специфических возможностей, максимального приближения к детским интересам народные игрушки могут выступать в качестве ценностного ориентира формирования национальной культуры, восприятия

материального мира предков, их ду-ховно-нравствен-ной и художественной культуры.

В системе образования Дагестана отмечено много положительных примеров применения различных видов народного искусства (кубачинское ювелирное искусство, унцукульская насечка, балхарская керамика) в формировании художественно-эстетичес-кой культуры школьников. Многовековые художественные традиции народных игрушек и декоративных поделок дагестанских народов, органично сочетая в себе множество жанров, художественных техник, орнаментальных мотивов, форм и элементов, исторически сложившихся ремесленных навыков и художественных традиций, выступают в качестве средства передачи оригинальных форм и путей художественно-эстетического воспитания подрастающего поколения.

Теоретический анализ и обобщение исследований по проблеме указывают на значительный рост интереса к использованию возможностей народной культуры и искусства в

36

Известия ДГПУ, №2, 2010

системе регионального художественного образования и отсутствие исследований, посвященных проблемам эстетического воспитания учащихся школ средствами народной игрушки. При этом состояние преподавания дисциплин художественноэстетического цикла в общеобразовательных школах характеризуется поверхностным характером использования педагогического потенциала народной игрушки, применения фольклорных традиций, разнообразных видов художественных материалов, музейного экспозиционного материала и народной игрушки в эстетическом воспитании школьников. Кроме того, в региональных школьных программах недостаточно в контексте изучения видов дагестанского декоративно-прикладного искусства рассматривается балхарская керамическая игрушка. Следует отметить, что народная игрушка как средство эстетического воспитания не находит практического применения, что требует углубления исследований, поиска и изучения народных традиций, создания оптимальных условий для его использования в современной школе.

Крайне важно изучить, систематизировать, обобщить и творчески реализовать сложившийся художественно-творческий потенциал народной игрушки в условиях современной школьной системы, для чего необходимо:

- всесторонне изучить эстетические возможности народной культуры и художественных традиций с последующим использованием в художественно-эстетическом воспитании школьников;

- выявить разнообразные художественные формы, материалы, декоративные элементы народной игрушки, используемые в учебновоспитательном процессе;

- раскрыть художественно-эстетическую значимость и ценность народной игрушки в качестве средства

эстетического воспитания школьников;

- выявить и апробировать в учебно-воспитательном процессе содержание условия, формы и методы эстетического воспитания школьников с использованием народной игрушки.

Как показывает опыт последнего десятилетия, положительный эффект в художественно-эстетическом образовании и воспитании достигается в том случае, если учащиеся время от времени не просто сталкиваются с теми или иными явлениями искусства, художественными идеями и образами, но и оказываются «погруженными» в художественноэстетическую среду, обеспечивающую комплексное воздействие на все компоненты чувственного мировосприятия и мировоззрения школьников. При этом наиболее эффективным способом усвоения культуры, формирования эстетических и нравственных представлений, развития творческой активности школьников выступает непрерывное систематизированное использование на уроках и кружковых занятиях воспитательных и дидактических возможностей народной игрушки. Народная игрушка, имея потенциал, который выступает в качестве ценностного ориентира и синтезирует разнообразные виды народного художественного творчества, способствует формированию художественного вкуса и эстетическому воспитанию школьников, поскольку в ней, как и в народных фольклорных традициях, специфично преломляется выразительность изобразительного искусства.

По мнению русского исследователя народных произведений Н. Д. Бартрама, игрушка представляет собой «особый вид искусства, по своим целям и способам обработки форм отражающий творческие порывы ребенка, а по своим достижениям - совмещающий в себе живопись, скульптуру, декоративное и, наконец, театральное искусство» [2. С. 36].

Психолого-педагогические науки • • •

Следовательно, с одной стороны, народная игрушка обладает выразительностью скульптуры и может считаться ее разновидностью, что позволяет на уроках изобразительного искусства плодотворно изучать основы скульптуры. С другой - игрушка как бытовой, утилитарный, подчиненный детским интересам предмет взаимосвязан с прикладным искусством, что выражается в комбинировании разных материалов, декоративной роли цвета, фактуры, орнамента, присутствии элементов художественного конструирования, в прямой и обратной связи между техническим строением игрушки и ее образной выразительностью (моделирование кукольной одежды, мебели, утвари, музыкальные, технические игрушки) и т. д.

На первоначальном этапе ознакомления с разными формами бытования игрушка более полноценно раскрывается через беседу, которая при правильной организации и эмоциональном проведении с учетом специфики родной культуры и художественно-образных форм игровых изделий, производит неизгладимое впечатление, что естественно формирует интерес к родной культуре и развитию творческой активности школьников.

Знакомство с произведениями искусства следует начать с изучения истории становления дагестанской традиционной игрушки, в процессе которого учащиеся узнают, что конкретные историко-географические и социально-экономические условия существования привели к тому, что дагестанская народная поделка нашла воплощение в виде художественного ремесла, развивавшегося в двух формах:

- промысловая декоративная бал-харская игрушка, сформировавшаяся рядом с организованным ремеслом как дополнительный вид деятельности мастеров-прикладников;

- народная самоделка как неотъемлемая часть крестьянского хозяй-

37

ства, создаваемая без отрыва от основного трудового процесса, часто наряду с домашним промыслом, дополнявшим занятия горцев земледелием и скотоводством.

Селение Балхар является центром гончарного производства, откуда в недавнем историческом прошлом развозили на продажу гончарную посуду и глиняную игрушку по всему Дагестану и далеко за пределы республики. При этом основными художественными образами балхарской игрушки выступали животные и фантастические существа и редко человеческие фигуры, которые отличались лаконичной пластикой и, как правило, двухцветной орнаментальной ангобной (белый и красно-коричневый, а зачастую - один белый) росписью.

Примечательно, что обычные изображения (конь, баран, козел, птица и т.д.) имеют загадочный и значительный вид, на котором педагог акцентирует внимание учащихся: при относительной скупости общего колорита мастерица добивается необычайно выразительного сопоставления цветов - рисунки основного белого мотива оттеняются более темным цветом и, гармонично сочетаясь с фоновым колоритом, образуют в целом нарядный узор.

Следует отметить, что орнамент в пластике балхарской народной игрушки играет исключительно важную роль, развивая и поддерживая пластическую мысль, особенности формы, подчеркивая движение ангобных линий, усиливающих звучание художественного произведения, придающих ему уникальную выразительность. В силу господствовавших в искусстве и культуре Дагестана исламских традиций изображения животных и людей встречаются крайне редко.

В процессе изобразительной деятельности и художественного труда школьники с интересом изучают приемы работы с глиной, традиционные элементы декора балхарской игрушки, условные изображения

38

Известия ДГПУ, №2, 2010

цветка, птицы, солнца, звезды, вытянутые треугольники смягченных очертаний, волнообразные и прямые линии, спиральные завитки, круглые и продолговатые пятна, «галочки», энергичные росчерки, s-образные фигуры и др., воспроизводя их впоследствии в росписи собственных глиняных поделок. При знакомстве с историей развития балхарской игрушки особое внимание обращается на то, что балхарская мастерица, отображая окружающий мир, находится в постоянном творческом поиске, занята придумыванием нового сюжета, движения, одновременно и смешного и чем-то очень трогательного, что тонко напоминает о серьезных и важных человеческих поступках. В эпоху советской власти появились образы горцев в папахах, бурках, самих балхарок за работой; сюжетные сценки из крестьянской жизни. При этом сохранялись исконные традиции, художественный язык произведений, которые позволяли развивать исторический, социальный и нравственный опыт многих поколений.

Словесное и наглядно-образное восприятие игрушек балхарских мастериц дополняется воздействием конкретно наблюдаемого явления, при котором учитель дает учащимся возможность «потрогать», «посвистеть», «поиграть» с игрушками, а учащиеся ощущают глубокую сопричастность к культуре народа, гордятся художественным достоянием региона. Такое приобщение к народному искусству посредством художественной поделки является одним из эффективных средств развития художественнотворческих способностей учащихся, духовного обогащения личности, пробуждения любви к Родине, познания истоков национальной культуры. «Дагестанские народы, так же как и другие, в процессе исторического развития вырабатывали определенные виды физических упражнений, спортивных состязаний, национальных игр и игрушек, являющиеся неотъемлемой

частью национальной культуры и наиболее полно отражающие направленность и стремление воспитывать поколения по своему физическому и духовному облику, отвечающие их идеалу» [6. С. 71].

Народные умельцы, создавая игрушки из художественных материалов, всегда самоделку рассматривали как своеобразный путеводитель в мир взрослых, как олицетворение предмета окружающей действительности. Чудо превращения камня, деревяшки, тряпочки, кусочка кожи, глины в подобие живого существа издревле притягивало человека и послужило основой для создания «таинственного народца», похожего и вместе с тем не похожего на человека, «подчиненного» ему и «властвующего» над ним [5. С. 57].

Используя на уроках изобразительного искусства произведения народных умельцев и изделия, сделанные самими воспитанниками, необходимо акцентировать внимание на том, что красота есть уже в форме, отвечающей своему практическому назначению, в преодолении инертности материала для выполнения полезной вещи и т.д. Поэтому в мире разнообразных художественных форм эстетического воспитания и художественного образования школьников народная поделка занимает особенное место, поскольку невозможно найти в других областях народного творчества более яркую символичность, больший технический лаконизм, претворение фантастики в какую-то убедительную реальность и подлинного реализма - в сказочность», - восхищался народной поделкой известный исследователь крестьянского искусства В. С. Воронов [4. С. 25].

Следует отметить, что для народной педагогики не характерно использование созерцательной функции игрушки, поскольку любая поделка как важнейший атрибут игры отличалась большими творческими возможностями, побуждающими вое-

Психолого-педагогические науки

39

• • •

питанников к активной деятельности, требуя от них живого участия. Погремушку трясли - тогда она звучала; каталку возили, и тогда она оживала; куклу одевали, и тогда она походила на человека и т.д.

С ранних лет воспитанник должен был вложить в игрушку частицу своего труда, а позднее - творчества, так как по представлению народной педагогики обучающаяся и воспитывающаяся сторона трудового творчества зависела от результатов деятельности, несущей моральное удовлетворение и вызывающей эстетическое наслаждение. Значит, творческая деятельность учащихся не является простым копированием, маской, снимаемой с действительности, художественное восприятие не сводится к простому распознаванию вещей, а предполагает переход из плана изображения в смысловое значение произведения народного творчества. И каждый ученик, воспринимая произведение искусства, вносит в данный процесс неповторимые индивидуальные особенности, наполняя его личностным смысловым содержанием. В процессе деятельности школьники получают представления о художественных свойствах материалов, подвергая его различным превращениям, применяя в процессе изготовления поделки разные инструменты и способы соединения частей (клей, складывание, гвозди, игла-нить), развивают творческую фантазию. Например, при воспроизведении куклы в разных художественных материалах у учащихся развивается наблюдательность, умение видеть характерные особенности и свойства материала, они задумываются над устройством и т.д.

Примечания

При этом с одной стороны познается окружающая жизнь, которая выступает источником замысла, где из нее черпается содержание работ, а с другой - развивается игровая деятельность, в ходе которой возникает необходимость в изготовлении игрушек. Также традиционная игрушка влияет на сознание ребенка, оказывает тактильное, визуальное, звуковое воздействие. Применение в игровой деятельности собственных поделок становится важной составляющей формирования наблюдательности учащихся. Превращение ручки в сопелку или изготовление с помощью скотча, бумаги, маркера и других «сподручных» материалов мячика, человечка, маски, самолетика и т.д. способствуют поддержанию интереса и естественного стремления к созданию поделок из различных природных материалов.

Целенаправленное использование учителем потенциала народной игрушки и традиционных технологий изготовления способствует качественным изменениям в представлениях учащихся об исконных ценностях дагестанских народов, содействует передаче и усвоению опыта поколений, внедрению в сознание и поведение моральных норм, принятых в данном обществе.

Следовательно, процесс приобщения школьников к художественной культуре родного края посредством народной игрушки способствует не только расширению кругозора и приобретению новых знаний, но и помогает глубже усвоить ценности культуры, придает им совершенно новое смысловое звучание, активизирует ассоциативное, творческое мышление и т.д.

1. Байрамбеков М. М. Система занятий по ознакомлению дошкольников с декоративноприкладным искусством народов Дагестана. Махачкала : Дагучпедгиз, 1996. С. 95. 2. Бартрам Н. Д. Избранные статьи. М. : Советский художник, 1979. С. 300. 3. Божович Л. М. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968. 4. Воронов В. С. О крестьянском искусстве: Избранные труды. М., 1972. С. 170. 5. Куклы мира // под ред. Е. Ананьевой, T. Евсеевой. М., 2003.

40

• • •

Известия ДГПУ, №2, 2010

С. 182. 6. Мирзоев Ш. А. Народная педагогика Дагестана. Махачкала, 1992. С. 180. 7. Некрасова М. А. Народное искусство России. Народное творчество как мир целостности. М. : Советская Россия, 1989. С. 220. 8. Раджабов И. М. Художественные традиции и изобразительное искусство в школе. Махачкала : Дагучпедгиз, 1990. С. 40. 9. Шпикалова Т. Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования: Пособие для учителя. 2-е издание. М. : Просвещение, 1979. С. 190.

Статья поступила в редакцию 18.04.2010 г.

УДК 74.262

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ

СТАРШЕКЛАССНИКА

©гою Магомедов А.Р.

Средняя общеобразовательная школа № 2, г. Кизилюрт

В статье рассматривается сущность математической культуры личности старшеклассника, которая включает математические знания и умения, математический язык, математические способности и т.д., в совокупности характеризующие готовность к математической деятельности.

The author of the article consider the essence of the mathematical culture of a schoolchildren’s personality, including the mathematical knowledge and skills, mathematical language, mathematical abilities and etc. in whole characterizing the readiness for the mathematical activity.

Ключевые слова: старшеклассник, личность, культура личности, математическая культура, обучение математике.

Keywords: senior schoolchildren, personality, personal culture, mathematical culture, Mathematic teaching.

В условиях всеобщей информатизации общества для системы образования актуальной становится проблема формирования математической культуры личности. При определении ее сущности культуру необходимо рассмотреть с философской, педагогической, социологической и других точек зрения. Следует отметить, что концептуально культура исследована философами (Э. А. Бал-лер, В. С. Соловьев, А. Швейцер и др.), культурологами (С. С. Аверинцев, В. С. Библер, В. Е. Давидович, Л. Е. Кертман, Э. С. Маркарян и др.), педагогами (Н. В. Кузьмина, А. А. Сластенин, А. И. Щербаков и др.),

психологами (Б. Г. Ананьев, И. С. Кон, Б. Ф. Немов, А. В. Петровский и ДР)-

В культурологии выделяются подходы: антропологический (Л. Бернард, А. Кребер и др.), суть которого состоит в признании самоценности и равноценности культуры каждого народа (на любом этапе развития), рассматриваемой как образ жизни отдельного человека или общества; социологический (А. Вебер, Т. Парсонс и др.), который в центр внимания смещает само общество, его структуру и социальные институты, а культура при этом выступает фактором организации и преобразования жизни общест-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.