УДК 373.1.02
РОЛЬ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА В ВОСПИТАНИИ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ
®2011 Закирова М.М.
Дагестанский государственный педагогический университет
В статье рассматривается проблема воспитания эстетической культуры школьников посредством приобщения их к эстетике произведений декоративноприкладного искусства, формирования у них уважительного нравственного, эстетического отношения к системе ценностей эстетического наследия.
The article deals with the problem of the formation of schoolchildren’s aesthetic culture through their communion with the aesthetics of the decorative and applied art works, the formation of their respectful moral, aesthetic attitude towards the value system of the aesthetic heritage.
Ключевые слова: Дагестан, эстетическая культура, воспитание, декоративноприкладное искусство, школьники, традиции.
Keywords: Dagestan, aesthetic culture, education, decorative and applied arts, schoolchildren, traditions.
Произведения декоративно-приклад-ного искусства можно назвать источником эстетико-нравственных исканий народа. Путь духовно-нравственного,
художественно-эстетического развития сложен, но именно народное творчество и, прежде всего, декоративно-приклад-ное искусство ведет человека к духовным высотам, и потому знание произведений народного наследия сегодня крайне необходимо. Уникальность декоративноприкладного искусства народов Дагестана объясняется отражением в нем всех исторических пластов материальной и духовной культуры предков.
Традиции народного искусства
Дагестана, включающие опыт единения человека с природой, могут стать средством формирования эстетической культуры школьника лишь в том случае, если познакомить его с историей возникновения декоративно-
прикладного искусства, становлением, развитием и значимостью искусства в современном мире, что нашло
отражение в архивных материалах,
многочисленных исследованиях
этнографов, искусствоведов, ученых, педагогов. Следует особо отметить значительные работы Д. М. Атаева, К. К. Гаджиева [1], А. Г. Булатовой [2], В. Г. Котовича [5]. Различные теории становления особенностей
художественной культуры Дагестана представлены в трудах А. М. Магомедова [9], М. М. Мамаева [10], О. В. Маркграфа [11].
На протяжении своей многовековой истории искусство народов Дагестана в силу целого ряда объективных факторов носило преимущественно декоративноприкладной характер. При этом многие изделия, по уровню совершенства поднимавшиеся над ремеслом, их породившим, становились
произведениями высокого искусства.
Любой вид обучения в школе должен быть разумно организован и направлен на поиски наиболее эффективных способов деятельности. Овладение школьниками необходимыми умениями и навыками связывается с постановкой требований и задач, способствующих
развитию необходимых сторон личности ученика, а также развитию его активности. При работе с художественными произведениями
декоративно-прикладного искусства важное значение приобретает отбор содержания заданий в изобразительной деятельности. Проблема воспитания эстетической культуры школьников изучалась многими отечественными исследователями. Так, А. В. Запорожец рассматривает формирование детского восприятия в процессе обучения, когда ученик от занятия к занятию приобретает специальный сенсорный опыт [6. С. 15]. В. С. Кузин
характеризует восприятие школьников как яркое и эмоциональное отношение к воспринимаемому. Но зрительное восприятие, с точки зрения ученого, обладает малой детализированностью наблюдаемых объектов и явлений. При этом отмечается, что восприятие детей носит действенный характер [7. С. 132]. По мнению Д. Б. Эльконина и Л. А. Венгера, к шести годам у детей развивается наглядно-образное
мышление, которое достигает высокого уровня, то есть уже проявляется умение ребенка наглядно представить себе разные объекты, их возможные преобразования, и основой этого, по мнению специалистов, является
способность к оперированию обобщенными, схематизированными образами наряду с подробными, детализированными образами [13. С. 136]. Варьируя задания, учитель может побуждать учащихся искать
оригинальные и разные пути и способы работы с предложенным материалом [8. С. 415].
Особая роль в трудах ученых отводится практике художественного творчества. В процессе приобщения к произведениям декоративно-прикладного искусства, когда рисующий школьник в наборе своих средств, прежде всего, имеет не цвет, а линию, отношения и пятна, светотеневые силуэты и просветы между ними, чрезвычайно важно определение степени способности в образовании
сенсомоторных схем, определяющих творческий процесс. На начальном этапе
обучения значительная роль отводится постоянным упражнениям по графике, связанным с систематическими
занятиями художественным творчеством. Для этого, на наш взгляд, необходимо создание благоприятной атмосферы, доброжелательных оценок со стороны учителей и сверстников. Активную
деятельность в графических упражнениях следует рассматривать с точки зрения правильных решений, поисков композиции в изображениях на
плоскости листа бумаги. И в то же время в привычных художественных формах и цветовых сочетаниях, в устоявшихся орнаментальных комплексах фиксируется то неизменное, неповторимое, что можно считать национальной сущностью народного искусства. В естественной простоте и рукотворности, безупречности форм его изделий накоплены мудрость и зрелость художественного опыта многих поколений дагестанских мастеров. В них заключено то непреходящее, что может стать «основой и для освоения всего творческого наследия народа в его еще живых формах, и для становления современного профессионального
искусства» [7. С. 41].
Воспитательный потенциал
эстетического наследия национальной культуры, воплощенный в произведениях декоративно-прикладного искусства народов Дагестана, трудно переоценить. Эти произведения сконцентрировали в себе духовно-нравственную мудрость народа, традиционные художественные принципы, утверждая собственную эстетическую систему и подлинную сущность предметов окружающего мира в изысканной красоте форм. По мнению Ш. А. Мирзоева, «в развитии
эстетических чувств неоценима роль изобразительного и прикладного искусства», рассматривающегося «как постижение красоты, реально существующей в мире, и как развитие способности создавать прекрасное во всех сферах жизнедеятельности» [12. С. 33].
Воспитательная ценность
произведений народного творчества вызывает интерес педагогов
гуманитарных предметов - литературы,
истории, музыки, изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Однако все-таки большинство из них, по нашему мнению, недооценивает
возможности произведений
декоративно-приклад-ного искусства в воспитании эстетической культуры школьников. Они недостаточно
востребованы, используются не в полной мере в художественно-эстетическом воспитании учащихся.
Воспитание эстетической культуры школьников посредством приобщения к декоративно-прикладному искусству имеет социальное и педагогическое значение, приобретающее в настоящее время теоретическую и практическую направленность.
Наша концептуальная позиция в
решении рассматриваемой проблемы
заключается, прежде всего, в
необходимости воспитания эстетической культуры школьников через
активизацию ее содержательности посредством приобщения их к эстетике произведений декоративно-прикладного искусства, формирования у них уважительного, нравственного,
отношения к системе ценностей эстетического наследия. Отметим, что произведения декоративно-прикладного искусства выступают в качестве важного ориентира, синтезирующего
разнообразные виды и жанры искусства в художественно-эстетичес-ком
воспитании школьников. Учащимся в процессе обучения изобразительному
искусству необходимо приобщаться к
ним и научиться понимать их. По справедливому мнению Л. С. Выготского, «без изучения
теоретических основ народного
творчества нельзя говорить об эффективном приобщении к
традиционной эстетической культуре, о культурологическом и художественноэстетическом воспитании учащихся
школ на современном этапе» [4. С. 46]. С традиционными и композиционными схемами различных видов декоративноприкладного искусства, а также с основными творческими принципами народного творчества следует знакомить с младшего школьного возраста, когда внутренний мир ребенка открыт для эстетического воздействия, и
продолжать эту работу на следующих уровнях обучения.
Нужно проводить с ними беседы по предварительно разработанным темам, учить самостоятельно находить соответствующую культурологическую информацию, получать эстетическое наслаждение от восприятия произведений декоративно-прикладного искусства.
Нами были разработаны планы-конспекты уроков на темы: «Художественные промыслы народов Дагестана», «Золотое шитье народов Дагестана», «Составление эскизов в
цвете», «Радужные кувшины», «Узоры войлочных ковров народов Дагестана» и другие, нацеленные на развитие у детей творческого начала, придания их познавательной и трудовой деятельности эстетической направленности,
формирование стремления изготовлять изделие своими руками.
Например, урок «Составление эскизов в цвете. «Радужные кувшины» преследовал следующие цели и задачи: ввести детей в мир эстетической культуры, мир красоты народного творчества. Активизировать их интерес к декоративно-прикладному искусству с помощью разноцветных кувшинов; дать учащимся знания об основных цветах радуги, способствовать воспитанию эстетической культуры в процессе практического рисования; заполнить цветом очерченную контурами форму кувшина с последовательностью цветов радуги.
Каждый (красный) Охотник (оранжевый) Желает (желтый) Знать (зеленый)
Где (голубой)
1 г — і ‘ 4 р- ч
4 — 7 ■ щр» 1
к. А
Фазан (фиолетовый)
Рис. «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»
В ходе урока важно установить должную дисциплину в классе и эмоционально эстетически настроить школьников на работу. Учителю первоначально необходимо сообщить учащимся о том, что на этом уроке они ознакомятся с основными цветами радуги с целью заполнить этой радугой кувшины. Сначала учитель спрашивает учеников, знают ли они, что такое радуга и когда она появляется. Потом знакомит со считалочкой: «Каждый охотник
желает знать, где сидит фазан» (рис.) и разъясняет, что каждая начальная буква слова соответствует одному из цветов радуги. Далее сообщается, что в акварельных красках есть все цвета радуги и предлагает представить, как каждым из цветов радуги наполняются кувшины.
Учитель рисует на доске мелом кувшин и спрашивает учащихся, знают ли они, что это за кувшин, как он называется и что характерно для него. Может быть, кто-то знает, как его делают? Рассказывает, что это водоносный кувшин, который лепят женщины-мастерицы Дагестана,
проживающие в селах. Причем лепят не только кувшины, но и другие изделия (тарелки, игрушки). Кувшины лепят из глины. Глина находится в земле, по которой мы ходим. Глина бывает мягкая, как пластилин. Учитель предлагает
нарисовать в альбомах по семь кувшинов, и закрасить их семью цветами радуги. Учитель раздает учащимся карточки-задания, в которых будут изображены семь кувшинов. Школьники рисуют кувшины при помощи шаблонов. Задача карточек помочь детям правильно расположить кувшины на своем листе. Задание, которое ставится перед учащимися, - нарисовать кувшины и наполнить их цветами радуги, не выходя за контуры кувшинов
В процессе практической работы учитель оказывает необходимую помощь учащимся в композиционном решении и построении, а также подборе цвето-тоновых отношений
изображаемых предметов. В конце урока, пройдя по классу и посмотрев работы, учитель демонстрирует некоторые из них, объясняя их достоинства и недостатки. Таким образом, рисование радужных кувшинов в значительной степени способствует развитию и воспитанию эстетических чувств, цвето-тоновых отношений у школьников, а также прививает интерес школьников к традициям эстетической культуры Дагестана.
В ходе работы нами учитывались психологические, специальные,
индивидуальные особенности
эстетического восприятия детьми
предметов окружающего мира. Поскольку у школьников не полностью сформировано представление о времени и окружающем мире, для них в этом возрасте наиболее важны сиюминутные образные впечатления. Поэтому необходимо выработать у учащихся понимание непреходящего
общечеловеческого значения конкретного периода искусства и культуры, опираясь, прежде всего, на эстетические чувства, мир эмоций и впечатлений. Учащиеся младших классов хорошо воспринимают и усваивают лишь ту конкретную, наглядную, образную информацию, которая выражена через их чувства, представления и память. То, что на них не производит сильного впечатления, и, прежде всего, эстетического, не влияет на внутренний мир ребенка, плохо воспринимается и быстро забывается.
В ходе урока ИЗО обязательно применение наглядности для
пробуждения у школьников нужных ассоциаций с помощью произведений декоративно-прикладного искусства. Важно не утомлять детей большим объемом информации, помочь им усвоить и прочувствовать скрытый художественный, эстетический
потенциал декоративно-прикладного искусства, формировать целостное восприятие и осмысление произведений искусства. Во время экскурсий следует обращать внимание на раскрытие историко-культурного, нравственноэстетического значения отдельных предметов и произведений декоративноприкладного искусства, разъяснять учащимся, что, в сущности, каждое произведение эстетической культуры
Примечания
имеет большое количество смыслов и значений в зависимости от того, в какой период они были изготовлены. Главное, чтобы учащиеся, представляя их существование в прошлом,
приблизительно представляли себе предметное окружение и могли понять образ эстетической мысли людей того времени.
Таким образом, осваивая истоки народного декоративно-прикладного искусства, школьники проявляют
значительную активность в трудовой эстетической деятельности. При этом им важно раскрыть законы красоты, эстетики труда, для чего необходимо приблизить труд детей к творчеству, искусству, выработать способность чувствовать и понимать художественноэстетические начала народного мастерства, показать перспективу детского эстетического творчества.
Декоративно-прикладное искусство Дагестана открывает широкие
возможности в эстетической
направленности системы воспитания подрастающего поколения.
Традиционный для горцев духовнонравственный поиск высшего смысла человеческой жизни, а также прогрессирующее этническое
самосознание народов Дагестана
выдвигает проблему возрождения и развития сферы творческого развития личности. Декоративно-прикладное искусство Дагестана как форма общественного эстетического сознания, средство традиционной культуры воспитания становится важным
фактором формирования эстетической
культуры школьников.
1. Атаев Д. М., Гаджиев К. К. Путеводитель по Дагестану. Махачкала, 1969. 2. Булатова А. Г. Традиционные праздники и обряды народов горного Дагестана в XIX - начале XX вв. Л. : Наука, 1988. 3. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся / под ред. И. С. Якиманской. М., 1989. 4. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1967. 5. Запорожец А. В. Развитие восприятия и деятельность. М., 1975. 6. Котович В. Г. Проблемы культурно-исторического и хозяйственного развития населения древнего Дагестана. М. : Наука, 1982. 7. Кузин В. С. Основы обучения изобразительному искусству в общеобразовательной школе. М., 1977. 8. Люблинская А. А. Детская психология: Учебное пособие. М., 1971. 9. Магомедов А. Традиционное художественное ремесло. Махачкала : Изд-во ДНЦ РАН, 1999. 10. Мамаев М. М. Декоративно-прикладное искусство Дагестана: истоки становления. Махачкала, 1989. 11. Маркграф О. В. Очерк кустарных промыслов Северного Кавказа с описанием техники производства. М., 1982. 12. Мирзоев Ш. А. Дагестанская народная педагогика. Махачкала, 1992. 13. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / под ред. Д. Б. Эльконина, Л. А. Венера. М., 1988.
Статья поступила в редакцию 25.04.2011 г.