Использование возможностей учебно-практического полигона «Ситуационный центр» для проведения
практических занятий по тактико-специальной подготовке и подготовке сотрудников МВД России к действиям при возникновении чрезвычайных
обстоятельств
О. Д. ВОЙЛОШНИКОВ,
доцент кафедры специальной подготовки, кандидат военных наук
(Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России)
E-mail: [email protected]
Using the Opportunities of the Educational Practical Training
Ground «Situation centre» for Conducting the Practical Classes on Special Tactical Training and Training of Employees of the Interior Ministry of Russia to Actions during Emergency
Circumstances
O. D. VOILOCHNIKOV,
Candidate of Military Sciences, Associate Professor at the Special Training' Department (Tyumen Institute of Advanced Training of the Interior Ministry of Russia' Employees)
В статье рассматривается вариант использования возможностей учебно-практического полигона «Ситуационный центр» при организации проведения практических занятий для подготовки сотрудников органов внутренних дел (руководящего состава) к действиям в условиях возникновения чрезвычайных обстоятельств. Описывается порядок подготовки и организации проведения занятий по тактико-специальной подготовке, в частности, внимание уделено топографической подготовке, вопросам расстановки сил и средств, тактике действий функциональных групп в различных условиях, порядку ведения и оформления служебных документов.
Материал статьи предназначен для дальнейшего совершенствования умений и навыков руководящего состава по принятию обоснованных решений на проведение специальной операции (мероприятия), четкой постановки задач исполнителям, грамотном оформлении документов; выработки единых форм и методов работы в условиях сложной, резко меняющейся оперативной обстановки.
УДК 355.5:351.74
The article considers an option of using the opportunities of the educational practical training ground "Situation center" in organization for practical training of the law enforcement bodies' staff (management) to actions in the conditions of emergency circumstances. Describes the procedure for preparation and organization of classes on tactical special training, in particular, attention is paid for the topographic training, issues of deployment the forces and means, tactics of the functional groups in the different conditions, the order of conducting and registration of the official documents.
The material of the article is intended for the further improvement of the skills of the management team for making the informed decisions to conduct a special operation (event), a clear statement of tasks to the performers, competent paperwork; development of the common forms and methods of work in condition of the complex rapidly changing operational situation.
Чрезвычайные обстоятельства, территориальные органы МВД России, подготовка сил и средств, обучение, учебные мероприятия, руководящий состав, ситуационный центр.
Emergency circumstances, territorial law enforcement bodies, training of the forces and means, education, training activity, management staïï, situation center.
Чрезвычайные обстоятельства, возникающие при различных массовых беспорядках, социальных конфликтах в регионах, действиях незаконных бандформирований, поисках вооруженных преступников требуют от руководителей, их аппаратов управления (оперативных штабов) и личного состава своевременных действий, направленных на стабилизацию оперативной обстановки, уменьшение негативных последствий.
Чрезвычайные обстоятельства — обстоятельства, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю Российской Федерации и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер [1]. Эти обстоятельства характеризуются, с одной стороны, потребностью в нормальном безопасном функционировании общества, а с другой — наличием опасности для жизни, здоровья, чести и достоинства людей, культурных и материальных ценностей, а иногда и окружающей среде.
Актуальность статьи обусловлена тем, что с целью обеспечения слаженных действий органов управления, группировки сил и средств территориальных органов МВД России при возникновении чрезвычайных обстоятельств, необходимо постоянное поддержание требуемого уровня подготовки сотрудников органов внутренних дел (руководящего состава), в том числе и при проведении занятий в системе профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел.
Подготовка сил и средств территориальных органов МВД России включает в себя одиночную подготовку сотрудников органов внутренних дел и подготовку органов оперативного управления и элементов группировки сил и средств. Ответственность за это направление несут руководители МВД России, ГУ МВД России, УМВД России по субъектам Российской Федерации, руководители образовательных организаций системы МВД России, а также соответствующие руководители (начальники) подразделений по направлениям деятельности, личный состав которых участвует в решении задач при возникновении чрезвычайных обстоятельств [4].
Соответственно, формирование эффективной модели обучения сотрудников органов внутренних дел в этих условиях должно осу-
ществляться на основе современных образовательных технологий и методов обучения, способствующих развитию необходимого уровня профессиональных и специализированных знаний, умений и навыков [3].
В рамках подготовки сотрудников территориальных органов МВД России к действиям при возникновении чрезвычайных обстоятельств, наряду с организацией занятий по профессиональной служебной и физической подготовке, Управлениями МВД России по субъектам РФ в течение года организуется проведение и принимается участие в проведении порядка 15 учений и тренировок, в том числе совместных с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти. В территориальных органах МВД России эти учебные мероприятия организовываются и проводятся на различных объектах их материально-технической базы.
Анализ организации проведения учебных мероприятий по подготовке сил и средств территориальных органов МВД России к действиям при возникновении чрезвычайных обстоятельств, а также их результатов, позволил выявить наличие ряда проблемных вопросов в этом направлении деятельности, часть из которых имеет педагогическую составляющую. Основными из них являются.
1. Оборудование объектов, в первую очередь техническими средствами обучения, зачастую не способно в полном объеме обеспечить качественное проведение соответствующих учебных занятий.
2. Недостаток необходимого времени и квалифицированных сотрудников и специалистов, которые должны проводить данные занятия с личным составом. Этим, видимо, и объясняется довольно частое обращение руководства территориальных органов МВД России в образовательные организации с просьбой об оказании методической помощи в проведении соответствующих учебных мероприятий.
3. Отсутствие у личного состава твердых знаний в области топографической подготовки, работы со служебными графическими документами, управлению силами и средствами при возникновении чрезвычайных обстоятельств, для восполнения которых необходимо проведение дополнительных занятий.
С целью решения указанных проблем и совершенствования подготовки сотрудников органов внутренних дел представим возможности учебно-практического полигона «Ситуационный центр» ТИПК МВД России для проведения практических занятий по тактико-специальной подготовке и подготовки сотрудников МВД России к действиям при возникновении чрезвычайных обстоятельств.
Данный полигон представляет собой аудиторию, в которой установлен сервер ситуационного центра, комплект компьютеров и разнообразного мультимедийного оборудования. Установленное программное обеспечение позволяет осуществлять:
— дистанционное обучение;
— транслировать информацию с камер системы видеонаблюдения территории института, на которой возможно моделирование разнообразных ситуаций оперативно-служебной деятельности;
— обеспечивать удаленный доступ с сервера на компьютер любого АРМ (автоматизированного рабочего места) для отображения на общем экране ситуационного центра отрабатываемого учебного задания с рабочего стола этого АРМ. Количество подключенных АРМ может быть до 10—15 шт., что позволяет проводить занятия с учебной группой количеством до 30 человек, или организовывать работу оперативного штаба и группы управления в рамках проведения учебных мероприятий по подготовке к действиям при возникновении чрезвычайных обстоятельств.
Таким образом, перечисленные возможности учебно-практического полигона «Ситуационный центр» позволяют преподавательскому составу реализовывать новые педагогические способы (методы) проведения практических занятий, стимулировать и мотивировать слушателей к участию в образовательном процессе, повышать практическую направленность обучения. Их использование позволит устранить названные недостатки в процессе подготовки сотрудников полиции.
Методы обучения позволяют решать широкий круг задач, с разными категориями сотрудников, на различных видах занятия. Под методами, применяемыми на занятиях по тактико-специальной подготовке, понимаются способы использования различного рода заданий и упражнений для подготовки к действиям при возникновении чрезвычайных обстоятельств.
При проведении занятий по тактико-специальной подготовке, как правило, используются две группы методов обучения: общепедагогические и специфические.
Для обучения первоначальным знаниям, умениям и действиям, используются общепедагогические методы, присущие процессу обучения [2]. Основными из них являются.
1. Словесный метод (урок, лекция).
2. Метод непосредственной наглядности. Представляет собой демонстрацию упражнения или технического действия преподавателем, например, порядок ориентирования на местности, или последовательность нанесения ударов палкой ПР-69.
3. Методы опосредованной наглядности. Суть его заключается в восприятии слушателями двигательных действий с помощью предметного изображения, например, демонстрация наглядных пособий, учебных фильмов, отображение схем фломастером на 8шаг1>доске.
4. Методы направленного прочувствования двигательного действия. Он заключается в оказании помощи преподавателем, например, при использовании средств активной обороны, выполнении тактических действий групп боевого порядка по разделениям и т. п. Этот метод используется при проведении тактико-строевого занятия, которое является формой обучения личного состава и слаживания подразделений для отработки техники выполнения приемов и способов действий до полного их усвоения обучаемыми. При этом каждый прием и способ действия отрабатывается по элементам, а затем слитно в пределах времени, установленного нормативами.
Специфические методы обучения при проведении занятий по тактико-специальной подготовке необходимо использовать для совершенствования (развития) имеющихся у обучаемых умений и навыков. При всем их многообразии, в нашем случае наиболее целесообразно использование, таких как:
1) анализ конкретных ситуаций. Он реализуется при организации и проведении штабной тренировки, которая является одной из форм практического обучения руководящего состава и органов оперативного управления, в ходе которой последовательно отрабатываются вопросы слаживания действий руководителей служб и подразделений при выполнении конкретной задачи или нескольких задач;
2) имитация ситуаций оперативно-служебной деятельности. Этот метод используется при организации и проведении командно-штабного учения, как основной формы обучения руководящего состава и органов оперативного управления.
Для реализации всего перечня целей обучения, в том числе с учетом категории обучаемых, целесообразно использовать разнообразные
сочетания различных методов обучения, из которых складывается так называемая модель обучения, отражающая подходы к организации взаимодействия между обучающим и обучаемым субъектами учебного процесса.
Учитывая обозначенные ниже категории обучаемых, их опыт служебной и преподавательской деятельности, для проведения занятий в учебно-практическом полигоне «Ситуационный центр» целесообразно использовать специфические методы обучения и оценивания результатов учебной деятельности [6]. Хотя, как показывает имеющийся опыт проведения занятий, среди слушателей нередко встречаются сотрудники, имеющие весьма слабые знания в области управления силами и средствами при возникновении чрезвычайных обстоятельств. В этом случае предварительная реализация общепедагогических методов обучения при проведении занятий по тактико-специальной подготовке конечно необходима.
В качестве примера рассмотрим следующие варианты проведения учебных занятий по подготовке к действиям при возникновении чрезвычайных обстоятельств:
— в рамках профессиональной служебной и физической подготовки сотрудников с руководящим составом территориальных подразделений УМВД России по субъектам РФ;
— в процессе обучения по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации соответствующих категорий обучаемых, а именно, со слушателями, обучающимися по программе профессиональной переподготовки сотрудников, включенных в кадровый резерв территориальных органов МВД России, и со слушателями, обучающимися по дополнительной профессиональной программе «Повышение квалификации профессорско-преподавательского состава образовательных организаций системы МВД России (по тактико-специальной подготовке)».
Проведение занятия со слушателями, обучающимися по программе профессиональной переподготовки сотрудников, включенных в кадровый резерв территориальных органов МВД России, по теме «Управление деятельностью территориальных органов МВД России по пресечению массовых беспорядков», подразумевает использование информационно-справочных материалов [5]:
— комплект формализованных документов для проведения штабной тренировки с руководящим составом и органами оперативного управления (в электронном виде) (см. Перечень документов, разрабатываемых для проведения ШТ);
— комплект необходимых электронных карт с перечнем подаваемых вводных и условными обозначениями (в электронном виде), используемыми при отработке служебных графических документов;
— типовые схемы построения и действий сил и средств при возникновении чрезвычайных обстоятельств (в электронном виде).
Практическое занятие организуется в виде штабной тренировки. В процессе занятия слушатели, в соответствии с планом проведения занятия, под руководством преподавателя анализируют обстановку, проводят расчеты сил и средств, принимают решение (отрабатываю вводные) на применение сил и средств в условиях осложнения оперативной обстановки.
Перечень документов, разрабатываемых для проведения ШТ.
1. Приказ или распоряжение о проведении ШТ.
2. План проведения ШТ.
3. План наращивания обстановки.
4. Частные планы заместителей, помощников руководителя Ш (при необходимости).
5. План или схема объекта, места, участка местности проведения ШТ.
6. Инструкция по соблюдению мер безопасности на ШТ, проводимой на местности.
Проведение занятий со слушателями, обучающимися по дополнительной профессиональной программе «Повышение квалификации профессорско-преподавательского состава образовательных организаций системы МВД России (по тактико-специальной подготовке), по темам «Совершенствование методик проведения занятий по топографической подготовке» и «Совершенствование методик обучения сотрудников органов внутренних дел действиям в чрезвычайных обстоятельствах мирного и военного времени», подразумевает, дополнительно к указанным выше, использование следующих информационно-справочных материалов:
— учебные топографические карты М 1:50000 «Труновское» и перечень практических заданий к ним (см. Вариант практических заданий по топографической карте М 1:50000 «Труновское»);
— топографическая карта М 1:50000 «Тру-новское» с отработанным заданием (в электронном и бумажном вариантах) для контроля обучаемых.
Вариант практических заданий по топографической карте М 1:50000 «Труновское»
1. Раскрыть характеристику моста в квадрате 1382.
2. Определить характеристику реки Касьма в квадрате 1180.
3. Определить характеристику лесного массива в квадрате 1393.
4. Условный знак какого объекта находится в квадрате 0584 и что обозначает цифра 20?
5. Определить протяженность маршрута АБ — А (перекресток дорог в квадрате 0386 по улитке 6), Б (высота 526,8 в квадрате 0488) и относительное превышение его исходной А и конечной Б точек.
6. Определить среднюю крутизну скатов по маршруту, проложенному в лощине от брода (квадрат 9894 по улитке 8) к высоте 659,0 (квадрат 9994).
7. Подразделению полиции необходимо совершить марш по маршруту Ясенское (0486) — Валуевка (1186). Дать характеристику маршрута (протяженность, тип дорог, наличие в/пр и мостовых переходов (бродов), характер местности, по которой проходит маршрут).
8. Наблюдательному посту скрытого наблюдения (секрет), находящемуся на высоте 161,2 (1395), действующему в составе группировки сил и средств по плану «Сирена», назначен сектор наблюдения:
— Ор.1 отдельный двор (находится в направлении А = 105°, дальность 650 м);
— Ор.2 (находится в направлении А* = 25°, дальность 1 150 м).
Нанести на рабочую карту соответствующими условными знаками НП и сектор наблюдения по указанным ориентирам.
9. Нанести на рабочую карту следующую оперативную обстановку:
В результате проведенных оперативных мероприятий в 20.00 23.01. выявлен район укрытия НВФ численностью до 10 чел. в лесном массиве на южной окраине Заветное (0084). Предполагаемое направление действий НВФ — школа и склад горючего н. п. Заветное.
Для наблюдения за действиями НВФ и сбора необходимой информации к 20.30 23.01. развернуты наблюдательные посты:
№ 1 - отметка 360,0 (0083);
№ 2 - отметка 370,0 (0085).
Для обеспечения безопасности населения, прекращения доступа в Заветное и район проведения СМ, силами роты ППСП к 20.30 23.01. организованы участки оцепления:
№ 1 — восточная окраина Заветное (р-он кладбище (0185 по улитке 9));
№ 2 — западная окраина Заветное (р-он моста (0184 по улитке 7)).
Для локализации р-на проведения СМ пресечения возможных попыток прорыва НВФ силами ОМОН к 21.00 23.01. выставлены группы блокирования:
№ 1 — брод (0185 по улитке 7);
№ 2 — южная окраина Заветное (0184 по улитке 6);
№ 3 — брод (0084 по улитке 8).
ОШ и ГУ с 20.30 23.01. находятся на ВПУ: школа н. п. Ясенское (0486).
Практические задания могут доводиться слушателям двумя способами: выдаваться в распечатанном виде или озвучиваться преподавателем. При использовании второго способа обучаемые воспринимают на слух поступающую информацию (оперативную обстановку) и затем отрабатывают ее на карте, что существенно повышает сложность ее выполнения. Получаемые знания и вырабатываемые навыки по топографической подготовке и отработке служебных графических документов являются составной частью фундамента управленческой деятельности сотрудников полиции при чрезвычайных обстоятельствах.
Оборудование ситуационного центра позволяет сформированным учебным коллективам из числа слушателей на своем АРМ решать учебные задачи, отрабатывать необходимые документы, а затем, с использованием сервера и удаленного доступа, на общем экране докладывать свое решение. Поскольку перечисленные выше информационно-справочные материалы имеются в компьютере каждого АРМ, это повышает оперативность работы учебных коллективов, ускоряет процесс принятия решений, слушатели могут оценить результаты работы каждого коллектива, а это, внося атмосферу соревнования между ними, дополнительно мотивирует обучаемых.
Выполняемые практические задания составлены по принципу «от простого к сложному», что позволяет обучаемым постепенно, но вместе с тем достаточно динамично, овладевать знаниями, умениями и навыками.
Таким образом, можно сделать следующие выводы.
1. Для обеспечения слаженных действий органов управления, группировки сил и средств территориальных органов МВД России при возникновении чрезвычайных обстоятельств, необходимо постоянное поддержание требуемого уровня подготовки руководящего состава, в том числе и при проведении различного вида учебных мероприятий. Приведенные нами варианты организации занятий существенно повышают уровень готовности сотрудников территориальных органов МВД России к выполнению возложенных на них обязанностей в период чрезвычайных обстоятельств.
2. Использование возможностей учебно-практического полигона «Ситуационный центр» позволяет решить ряд проблемных вопросов в подготовке сотрудников МВД России к дей-
ствиям при возникновении чрезвычайных обстоятельств. Проводимые занятия способствуют развитию профессионально-психологических качеств, необходимых для работы в различных условиях складывающейся обстановки (мобилизованность, оперативность и точность мышления, наблюдательность и т. п.).
3. Поскольку изложенные в статье варианты организации занятий с использованием возможностей учебно-практического полигона «Ситуационный центр» показали их высокую воспитательную и образовательную эффективность, предоставляется возможность их дальнейшего совершенствования.
Список литературы:
1. О чрезвычайном положении: федер. конституционный закон от 30 мая 2001 г. № З-ФКЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2001. № 23. Ст. 2277; 2003. № 27. Ст. 2697; 2005. № 10. Ст. 753; 2014. № 11. Ст. 1088.
2. Архипов С. Н. Основы обучения стрельбе из пистолета сотрудников правоохранительных органов: учеб. пособие для образ. учрежд. МВД России / С. Н. Архипов; под. ред. А. И. Числова. 2-е изд. стереотип. Тюмень: ТЮИ МВД РФ, 2009.
3. Мыльников В. В., Холостое К. М. Резервы повышения эффективности использования учебных полигонов кафедр Академии управления МВД России // Труды Академии управления МВД России. 2016. № 2 (38).
4. Поспеев К. Ю. К вопросу о проблемах подготовки территориальных органов МВД России к выполнению задач при возникновении чрезвычайных обстоятельств // Вестник Челябинского государственного университета. Серия: Право. 2016. Т. 1. Вып. 1.
5. Рекомендуемые образцы формализованных документов, оформляемых и отрабатываемых в ходе подготовки и проведения учений и тренировок в территориальных органах МВД России: сборник / ОУ МВД России, 2016.
6. Холостов К. М. Прототип программного комплекса автоматизированного анализа принятых управленческих решений // Вестник компьютерных и информационных технологий. 2015. № 5.