Научная статья на тему 'Проблемы подготовки и проведения в Академии управления МВД России командно-штабных учений'

Проблемы подготовки и проведения в Академии управления МВД России командно-штабных учений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
513
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМАНДНО-ШТАБНЫЕ УЧЕНИЯ (КШУ) / КОМПЛЕКСНО-ОПЕРАТИВНЫЕ ИГРЫ (КОИ) / ШТАБНЫЕ ТРЕНИРОВКИ (ШТ) / КОМПЛЕКСНЫЕ ОПЕРАТИВНЫЕ УЧЕНИЯ / COMMAND AND STAFF TRAINING (CST) / COMPLEX AND EXPEDITIOUS GAMES (CEG) / STAFF TRAININGS (ST) / COMPLEX OPERATIONAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Майдыков А. Ф., Майдыков Андрей Анатольевич

В статье рассмотрены проблемы подготовки и проведения командно-штабных учений в Академии управления МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Майдыков А. Ф., Майдыков Андрей Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problems of preparing and carrying out of command and staff training in the Academy of Management of the Ministry of the Interior of Russia

The problems of preparing and carrying out of command and staff training in the Academy of Management of the Ministry of the Interior of Russia are considered.

Текст научной работы на тему «Проблемы подготовки и проведения в Академии управления МВД России командно-штабных учений»

МБЫ 20772-9391

Труды Академии управления МВД России. 2012. № 4 (24)

А.Ф. МАЙДЫКОВ,

профессор кафедры управления органами внутренних дел в особых условиях, доктор юридических наук, заслуженный деятель науки РФ, профессор

(Академия управления МВД России)

А.А. МАИДЫКОВ, ведущий научный сотрудник отдела № 2 НИЦ № 2, кандидат юридических наук, доцент (Всероссийский научно-исследовательский институт МВД России)

Проблемы подготовки и проведения в Академии управления МВД России командно-штабных учений

В статье рассмотрены проблемы подготовки и проведения командно-штабных учений в Академии управления МВД России. Командно-штабные учения (КШУ), комплексно-оперативные игры (КОИ), штабные тренировки (ШТ), комплексные оперативные учения.

В соответствии с квалификационными требованиями, предъявляемыми к специальности, выпускники Академии управления МВД России (далее — Академия), включая слушателей Высших академических курсов, должны обладать системой строго определенных знаний, умений и навыков [1, 2, 3]. Это обеспечивается путем проведения теоретических и практических учебных занятий. В процессе обучения используются и некоторые специфические формы. Если для получения обучаемыми теоретических знаний в качестве основного способа передачи им информации используются лекции, то умения и навыки у них могут быть сформированы только посредством практических занятий, к которым относятся штабные тренировки (ШТ), деловые игры, комплексные оперативные игры (КОИ) и командно-штабные учения (КШУ).

Каждый из этих видов (форм) учебных занятий имеет свои особенности.

Например, на (ШТ) в аудиториях (не на местности) отрабатываются отдельные элементы работы оперативных штабов и разрабатываемых специальных операций с использованием карт, схем, планов. Основной формой обучения на этих занятиях являются групповые упражнения с возможным использованием элементов игры.

Деловые игры представляют собой живое моделирование процессов управления с распределением игровых ролей, они предназначаются и используются в основном в учебных заведениях экономического профиля.

КОИ и КШУ проводятся в органах внутренних дел и в учебных заведениях МВД, включая и Академию, в целях отработки

комплекса вопросов, связанных с системой управления силами и средствами в моделируемой конкретной ситуации (оперативной остановке), находящейся как правило в стадии резкого обострения. В аудитории моделируется конкретная оперативная обстановка, среди обучаемых распределяются роли и им предлагается организовать деятельность условного органа внутренних дел.

Виды учебных занятий различаются по характеру решаемых учебных задач.

Отметим, что в Академии накоплен более чем 30-летний опыт подготовки и проведения КШУ. Со дня образования Академии был взят курс на широкое использование этого вида занятий в учебном процессе. Руководство Министерства внутренних дел и Академии определило КШУ как основной вид обучения для слушателей всех факультетов, а также и представителей Министерства. В короткий срок были разработаны учения «Город-1», «Город-2», «Стрела-2», «Темп», «Стихия» и др.

С этого периода Академия в рамках расширенного заседания итоговой коллегии совместно со штабными подразделениями Министерства внутренних дел ежегодно готовит и проводит КШУ и КОИ, которыми руководит либо Министр внутренних дел Российской Федерации, либо один из его заместителей (как правило, первый заместитель Министра). Начальником штаба, осуществляющего руководство этими учениями, часто является представитель Академии. В проведении учений ежегодно участвует более 40 преподавателей — представителей кафедр Академии.

Среди таких учений «Тайфун-1996», «Весна-1997», «Режим-2003», «Правопоря-док-2005», «Криминал-2006», «Рубеж-2007», «Антитеррор-2008», «Заслон-2008», «Щит-2009», «Арена-2010», «Профилактика-2011», «Оттепель-2012», получившие высокую оценку от руководства МВД России и обучавшихся.

ы <

ш о а С

и К Ьй

и

и у

к

и

о <

о ^

о н ы

о X

< I

21

^1_#4_2012_12.11_1.ш<Ы 21

30.11.2012 17:14:04

И <

ш о а С

и S bS

и

И IT

S

U

о <

о ^

о н

Ы

о X

< I

22

Регулирование процессов подготовки КШУ и КОИ, проводимых с руководящим составом МВД России, их организация регламентируются специальными приказами, которые подписывает Министр внутренних дел России. По его распоряжению материалы КШУ и КОИ признаны научно-исследовательской работой.

Обратимся к понятию, целям и возможностям КШУ и КОИ.

Применительно к деятельности органов внутренних дел в широком смысле слова КШУ и КОИ — это «живое» моделирование процесса управления органами (органом) внутренних дел в конкретной ситуации (ситуациях), учитывающее реально складывающуюся оперативную обстановку с распределением ролевых обязанностей обучаемых, осуществляемое в целях проверки, закрепления, углубления и совершенствования теоретических знаний, выработки и формирования у обучаемых необходимых умений и навыков, повышения эффективности их дальнейшей управленческой деятельности по решению оперативно-служебных задач.

Отметим, что как виды занятий КШУ и КОИ относятся к высшим формам обучения и подготовки личного состава.

В Академии для подготовки и проведения учений отводится почти 10 % общего учебного времени. Притом, полагаем, резервы учебного времени для наращивания практических форм подготовки, в частности КШУ и КОИ, еще не исчерпаны.

Рассмотрим принципиальную схему подготовки и проведения командно-штабных учений, которая включает в себя следующие составные элементы (разделы) либо этапы (см. рис.).

Подготовка и проведение КШУ и КОУ — трудоемкий процесс, требующий больших интеллектуальных затрат, творческого и новаторского подхода. Они должны быть нацелены прежде всего на перспективу, нести в себе заряд прогностического свойства. Исходя именно из этих установок разрабатываются концепция, замысел и план проведения учения, подбираются материалы, готовятся учебные вопросы, определяется порядок процедуры их отработки.

Большое значение имеет подбор членов авторского коллектива для разработки учения. Здесь следует исходить из профессиональных знаний и интеллектуальных способностей сотрудников, их склонности к штабной, аналитической деятельности.

Такие практические занятия, как КШУ и КОИ, представляя живую модель организации деятельности уголовного органа внут-

ренних дел в конкретной обстановке, должны разрабатываться с учетом реальной информационной базы практической работы органов внутренних дел.

Подготовку учебно-методических материалов таких учений необходимо осуществлять под контролем руководителей кафедр Академии. Рассматриваемые мероприятия должны подразделяться по масштабу, целевому назначению, должностной категории, штабным звеньям; числу обучаемых и месту проведения практических занятий; они могут быть кафедральными, межкафедральными и межфакультетскими. Считаем, что руководить подготовкой и проведением межфакультетских (общеакадемических) учений КШУ и КОИ должен один из заместителей начальника либо начальник Академии. После их проведения целесообразно издавать ведомственный приказ, в котором должны быть отображены итоги этого важного учебного мероприятия, отмечены его недостатки, положительные стороны и обозначены основные направления улучшения работы.

Результат разработок в данной области — научный вклад, который Академия внесла в методику подготовки и проведения КШУ [4].

Во-первых, произошло повышение динамики действий обучаемых за счет использования компьютерной техники, игровой персонал изации действий участников учения, применения мультимедийной компьютерной техники. Во-вторых, действия обучаемых на КШУ были приближены к реальной обстановке посредством использования для подготовки и применения управленческих решений реальных информационных сведений об оперативной обстановке (аналитических материалов и справок, видеодокументов, отчетных и проверочных материалов работы и данных их выполнении). В-третьих, стало возможно использовать специфические методические приемы и способы действий тактического свойства при решении управленческих вопросов с иллюстративной, образной и доказательной целью. Примером этого может служить проведение переговорного процесса обучаемыми, действующими в ролях руководителей органов внутренних дел, членов оперативного штаба, с преподавателями (участниками КШУ), исполняющими роли террористов (преступников), захвативших заложников. К этому процессу можно привлечь в целях оказания помощи практических психологов, в роли которых выступят преподаватели кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами. В целях отработки тактики проведения брифинга

trudi_#4_2012_12.11_1.indd 22

30.11.2012 17:14:05

МВЫ 2072-9391

Труды Академии управления МВД России. 2012. № 4 (24)

1 Разработка концепции учения (руководитель органов внутренних дел)

Определение темы и цели учения

1

Сбор информации для замысла учения (руководитель авторского коллектива)

Разработка замысла учения (руководитель авторского коллектива)

Разработка основного и оперативного заданий (авторский коллектив)

Разработка плана проведения учения (руководитель авторского коллектива)

Разработка вводных и возможных решений по ним (авторский коллектив)

Разработка частных планов для посредников (авторский коллектив)

I

Подготовка материалов разбора (группа разбора)

»

Систематизация, редактирование, печатание, одобрение и размножение материалов (руководитель авторского коллектива, служба обеспечения)

Заслушивание руководителей игровых коллективов о готовности к началу учения (штаб учения)

х

Вступительное слово руководителя учения (руководитель учения)

л

Отработка вводных по этапам в соответствии с планом проведения учения (руководитель учения, штаб, посредники)

л

Сбор, подготовка и завершение разработки материалов разбора (руководитель учения, штаб, посредники)

Частные разборы в игровых коллективах с посредниками

Рис. Схема подготовки и проведения командно-штабных и комплексных оперативных учений

с представителями средств массовой информации в рамках КШУ также возможно пригласить журналистов, подготовивших острые вопросы по предоставленному пресс-релизу о работе органов внутренних дел по обеспечению правопорядка (разработанному при подготовке к КШУ).

К сожалению, в работе по подготовке к проведению КШУ и КОИ имеются серьезные недостатки:

отсутствие связи с реальной оперативной обстановкой, складывающейся как в стране, так и в отдельных регионах; количество намеченных для решения управленческих задач (вводных) не укладывается в рамки отведенного учебного времени;

информация и методические рекомендации не прописаны с учетом всех участников игры;

ы <

ш о а С

и К Ьй

и

и у

к

и

о <

о ^

о н ы

о X

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

£

<

X

23

Йиа1_#4_2012_12Л1_1.таа 23

30.11.2012 17:14:05

Ы <

ш о а С

ы S iC

и ы

У S и

О <

о ^

о н ы

о X

< I

24

— занятия по инструктажу к проведению КШУ проводятся формально, не проверяется готовность обучаемых к началу и проведению учения;

— дифференцирование критериев ролевого участия для многих обучаемых КШУ отсутствуют;

— разборы действий участников КШУ происходят поверхностно, отсутствует дифференцированная оценка деятельности обучаемых (в лучшем случае оцениваются действия игровых коллективов);

— варианты действий в складывающейся оперативной обстановке и положительный опыт не в полной мере доводятся до обучающихся.

Исходя из вышеизложенного, мы видим следующие основные направления совершенствования разработки и проведения

КШУ в Академии.

1. Организация обучения профессорско-преподавательского состава Академии в рамках занятий в школе педагогического мастерства методике подготовки и проведения КШУ на базе созданных на кафедрах виртуальных полигонов.

2. Дальнейшее насыщение виртуальных полигонов локальными базами данных по материалам имеющихся КШУ.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации.

2. Декларация прав и свобод человека и гражданина // ВСНД РСФСР и ВС РСФСР. 1991. № 55. Ст. 1865.

3. О полиции: Федеральный закон РФ от

7 февраля 2011 г. № З-ФЗ // Рос. газ. 2011.

8 февр.

6.

Создание на основе имеющейся информационной модели УМВД России по Петровской области перечня типовых для органов внутренних дел России информационных виртуальных моделей по организации деятельности в условиях резкого осложнения оперативной обстановки на региональном, межрегиональном и федеральном уровнях (с использованием ЕИТКС).

Активизация работы по объединению имеющихся на кафедрах электронных баз данных с целью создания единой электронной информационной сети, используемой при подготовке и проведении КШУ.

Форсирование деятельности по формированию в Академии Центра командно-штабных учений, с учетом имеющейся штатной положенности и виртуальных полигонов.

Увеличение показателей учебной и учебно-методической нагрузки за участие в подготовке (разработке) и проведении КШУ. Возвращение к практике обязательного проведения завершающей части итогового межфакультетного КШУ на местности — территории учебного полигона дивизии внутренних войск МВД России.

Методические рекомендации по проведению комплексного оперативного учения «Лавина» на базе виртуальных полигонов. М., 2012.

E-mail: [email protected]

trudi_#4_2012_12.11_1.indd 24

30.11.2012 17:14:05

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.