МБЫ 20772-9391
Труды Академии управления МВД России. 2012. № 4 (24)
А.Ф. МАЙДЫКОВ,
профессор кафедры управления органами внутренних дел в особых условиях, доктор юридических наук, заслуженный деятель науки РФ, профессор
(Академия управления МВД России)
А.А. МАИДЫКОВ, ведущий научный сотрудник отдела № 2 НИЦ № 2, кандидат юридических наук, доцент (Всероссийский научно-исследовательский институт МВД России)
Проблемы подготовки и проведения в Академии управления МВД России командно-штабных учений
В статье рассмотрены проблемы подготовки и проведения командно-штабных учений в Академии управления МВД России. Командно-штабные учения (КШУ), комплексно-оперативные игры (КОИ), штабные тренировки (ШТ), комплексные оперативные учения.
В соответствии с квалификационными требованиями, предъявляемыми к специальности, выпускники Академии управления МВД России (далее — Академия), включая слушателей Высших академических курсов, должны обладать системой строго определенных знаний, умений и навыков [1, 2, 3]. Это обеспечивается путем проведения теоретических и практических учебных занятий. В процессе обучения используются и некоторые специфические формы. Если для получения обучаемыми теоретических знаний в качестве основного способа передачи им информации используются лекции, то умения и навыки у них могут быть сформированы только посредством практических занятий, к которым относятся штабные тренировки (ШТ), деловые игры, комплексные оперативные игры (КОИ) и командно-штабные учения (КШУ).
Каждый из этих видов (форм) учебных занятий имеет свои особенности.
Например, на (ШТ) в аудиториях (не на местности) отрабатываются отдельные элементы работы оперативных штабов и разрабатываемых специальных операций с использованием карт, схем, планов. Основной формой обучения на этих занятиях являются групповые упражнения с возможным использованием элементов игры.
Деловые игры представляют собой живое моделирование процессов управления с распределением игровых ролей, они предназначаются и используются в основном в учебных заведениях экономического профиля.
КОИ и КШУ проводятся в органах внутренних дел и в учебных заведениях МВД, включая и Академию, в целях отработки
комплекса вопросов, связанных с системой управления силами и средствами в моделируемой конкретной ситуации (оперативной остановке), находящейся как правило в стадии резкого обострения. В аудитории моделируется конкретная оперативная обстановка, среди обучаемых распределяются роли и им предлагается организовать деятельность условного органа внутренних дел.
Виды учебных занятий различаются по характеру решаемых учебных задач.
Отметим, что в Академии накоплен более чем 30-летний опыт подготовки и проведения КШУ. Со дня образования Академии был взят курс на широкое использование этого вида занятий в учебном процессе. Руководство Министерства внутренних дел и Академии определило КШУ как основной вид обучения для слушателей всех факультетов, а также и представителей Министерства. В короткий срок были разработаны учения «Город-1», «Город-2», «Стрела-2», «Темп», «Стихия» и др.
С этого периода Академия в рамках расширенного заседания итоговой коллегии совместно со штабными подразделениями Министерства внутренних дел ежегодно готовит и проводит КШУ и КОИ, которыми руководит либо Министр внутренних дел Российской Федерации, либо один из его заместителей (как правило, первый заместитель Министра). Начальником штаба, осуществляющего руководство этими учениями, часто является представитель Академии. В проведении учений ежегодно участвует более 40 преподавателей — представителей кафедр Академии.
Среди таких учений «Тайфун-1996», «Весна-1997», «Режим-2003», «Правопоря-док-2005», «Криминал-2006», «Рубеж-2007», «Антитеррор-2008», «Заслон-2008», «Щит-2009», «Арена-2010», «Профилактика-2011», «Оттепель-2012», получившие высокую оценку от руководства МВД России и обучавшихся.
ы <
ш о а С
и К Ьй
и
и у
к
и
о <
о ^
о н ы
о X
< I
21
^1_#4_2012_12.11_1.ш<Ы 21
30.11.2012 17:14:04
И <
ш о а С
и S bS
и
И IT
S
U
о <
о ^
о н
Ы
о X
< I
22
Регулирование процессов подготовки КШУ и КОИ, проводимых с руководящим составом МВД России, их организация регламентируются специальными приказами, которые подписывает Министр внутренних дел России. По его распоряжению материалы КШУ и КОИ признаны научно-исследовательской работой.
Обратимся к понятию, целям и возможностям КШУ и КОИ.
Применительно к деятельности органов внутренних дел в широком смысле слова КШУ и КОИ — это «живое» моделирование процесса управления органами (органом) внутренних дел в конкретной ситуации (ситуациях), учитывающее реально складывающуюся оперативную обстановку с распределением ролевых обязанностей обучаемых, осуществляемое в целях проверки, закрепления, углубления и совершенствования теоретических знаний, выработки и формирования у обучаемых необходимых умений и навыков, повышения эффективности их дальнейшей управленческой деятельности по решению оперативно-служебных задач.
Отметим, что как виды занятий КШУ и КОИ относятся к высшим формам обучения и подготовки личного состава.
В Академии для подготовки и проведения учений отводится почти 10 % общего учебного времени. Притом, полагаем, резервы учебного времени для наращивания практических форм подготовки, в частности КШУ и КОИ, еще не исчерпаны.
Рассмотрим принципиальную схему подготовки и проведения командно-штабных учений, которая включает в себя следующие составные элементы (разделы) либо этапы (см. рис.).
Подготовка и проведение КШУ и КОУ — трудоемкий процесс, требующий больших интеллектуальных затрат, творческого и новаторского подхода. Они должны быть нацелены прежде всего на перспективу, нести в себе заряд прогностического свойства. Исходя именно из этих установок разрабатываются концепция, замысел и план проведения учения, подбираются материалы, готовятся учебные вопросы, определяется порядок процедуры их отработки.
Большое значение имеет подбор членов авторского коллектива для разработки учения. Здесь следует исходить из профессиональных знаний и интеллектуальных способностей сотрудников, их склонности к штабной, аналитической деятельности.
Такие практические занятия, как КШУ и КОИ, представляя живую модель организации деятельности уголовного органа внут-
ренних дел в конкретной обстановке, должны разрабатываться с учетом реальной информационной базы практической работы органов внутренних дел.
Подготовку учебно-методических материалов таких учений необходимо осуществлять под контролем руководителей кафедр Академии. Рассматриваемые мероприятия должны подразделяться по масштабу, целевому назначению, должностной категории, штабным звеньям; числу обучаемых и месту проведения практических занятий; они могут быть кафедральными, межкафедральными и межфакультетскими. Считаем, что руководить подготовкой и проведением межфакультетских (общеакадемических) учений КШУ и КОИ должен один из заместителей начальника либо начальник Академии. После их проведения целесообразно издавать ведомственный приказ, в котором должны быть отображены итоги этого важного учебного мероприятия, отмечены его недостатки, положительные стороны и обозначены основные направления улучшения работы.
Результат разработок в данной области — научный вклад, который Академия внесла в методику подготовки и проведения КШУ [4].
Во-первых, произошло повышение динамики действий обучаемых за счет использования компьютерной техники, игровой персонал изации действий участников учения, применения мультимедийной компьютерной техники. Во-вторых, действия обучаемых на КШУ были приближены к реальной обстановке посредством использования для подготовки и применения управленческих решений реальных информационных сведений об оперативной обстановке (аналитических материалов и справок, видеодокументов, отчетных и проверочных материалов работы и данных их выполнении). В-третьих, стало возможно использовать специфические методические приемы и способы действий тактического свойства при решении управленческих вопросов с иллюстративной, образной и доказательной целью. Примером этого может служить проведение переговорного процесса обучаемыми, действующими в ролях руководителей органов внутренних дел, членов оперативного штаба, с преподавателями (участниками КШУ), исполняющими роли террористов (преступников), захвативших заложников. К этому процессу можно привлечь в целях оказания помощи практических психологов, в роли которых выступят преподаватели кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами. В целях отработки тактики проведения брифинга
trudi_#4_2012_12.11_1.indd 22
30.11.2012 17:14:05
МВЫ 2072-9391
Труды Академии управления МВД России. 2012. № 4 (24)
1 Разработка концепции учения (руководитель органов внутренних дел)
Определение темы и цели учения
1
Сбор информации для замысла учения (руководитель авторского коллектива)
Разработка замысла учения (руководитель авторского коллектива)
Разработка основного и оперативного заданий (авторский коллектив)
Разработка плана проведения учения (руководитель авторского коллектива)
Разработка вводных и возможных решений по ним (авторский коллектив)
Разработка частных планов для посредников (авторский коллектив)
I
Подготовка материалов разбора (группа разбора)
»
Систематизация, редактирование, печатание, одобрение и размножение материалов (руководитель авторского коллектива, служба обеспечения)
Заслушивание руководителей игровых коллективов о готовности к началу учения (штаб учения)
х
Вступительное слово руководителя учения (руководитель учения)
л
Отработка вводных по этапам в соответствии с планом проведения учения (руководитель учения, штаб, посредники)
л
Сбор, подготовка и завершение разработки материалов разбора (руководитель учения, штаб, посредники)
Частные разборы в игровых коллективах с посредниками
Рис. Схема подготовки и проведения командно-штабных и комплексных оперативных учений
с представителями средств массовой информации в рамках КШУ также возможно пригласить журналистов, подготовивших острые вопросы по предоставленному пресс-релизу о работе органов внутренних дел по обеспечению правопорядка (разработанному при подготовке к КШУ).
К сожалению, в работе по подготовке к проведению КШУ и КОИ имеются серьезные недостатки:
отсутствие связи с реальной оперативной обстановкой, складывающейся как в стране, так и в отдельных регионах; количество намеченных для решения управленческих задач (вводных) не укладывается в рамки отведенного учебного времени;
информация и методические рекомендации не прописаны с учетом всех участников игры;
ы <
ш о а С
и К Ьй
и
и у
к
и
о <
о ^
о н ы
о X
£
<
X
23
Йиа1_#4_2012_12Л1_1.таа 23
30.11.2012 17:14:05
Ы <
ш о а С
ы S iC
и ы
У S и
О <
о ^
о н ы
о X
< I
24
— занятия по инструктажу к проведению КШУ проводятся формально, не проверяется готовность обучаемых к началу и проведению учения;
— дифференцирование критериев ролевого участия для многих обучаемых КШУ отсутствуют;
— разборы действий участников КШУ происходят поверхностно, отсутствует дифференцированная оценка деятельности обучаемых (в лучшем случае оцениваются действия игровых коллективов);
— варианты действий в складывающейся оперативной обстановке и положительный опыт не в полной мере доводятся до обучающихся.
Исходя из вышеизложенного, мы видим следующие основные направления совершенствования разработки и проведения
КШУ в Академии.
1. Организация обучения профессорско-преподавательского состава Академии в рамках занятий в школе педагогического мастерства методике подготовки и проведения КШУ на базе созданных на кафедрах виртуальных полигонов.
2. Дальнейшее насыщение виртуальных полигонов локальными базами данных по материалам имеющихся КШУ.
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации.
2. Декларация прав и свобод человека и гражданина // ВСНД РСФСР и ВС РСФСР. 1991. № 55. Ст. 1865.
3. О полиции: Федеральный закон РФ от
7 февраля 2011 г. № З-ФЗ // Рос. газ. 2011.
8 февр.
6.
Создание на основе имеющейся информационной модели УМВД России по Петровской области перечня типовых для органов внутренних дел России информационных виртуальных моделей по организации деятельности в условиях резкого осложнения оперативной обстановки на региональном, межрегиональном и федеральном уровнях (с использованием ЕИТКС).
Активизация работы по объединению имеющихся на кафедрах электронных баз данных с целью создания единой электронной информационной сети, используемой при подготовке и проведении КШУ.
Форсирование деятельности по формированию в Академии Центра командно-штабных учений, с учетом имеющейся штатной положенности и виртуальных полигонов.
Увеличение показателей учебной и учебно-методической нагрузки за участие в подготовке (разработке) и проведении КШУ. Возвращение к практике обязательного проведения завершающей части итогового межфакультетного КШУ на местности — территории учебного полигона дивизии внутренних войск МВД России.
Методические рекомендации по проведению комплексного оперативного учения «Лавина» на базе виртуальных полигонов. М., 2012.
E-mail: [email protected]
trudi_#4_2012_12.11_1.indd 24
30.11.2012 17:14:05