Научная статья на тему 'Основные методологические принципы подготовки организаций здравоохранения для работы в условиях чрезвычайных ситуаций'

Основные методологические принципы подготовки организаций здравоохранения для работы в условиях чрезвычайных ситуаций Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
139
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ / EMERGENCY / ПЛАНИРУЮЩИЕ ДОКУМЕНТЫ / REGULATORY DOCUMENTS / ШТАБНЫЕ ТРЕНИРОВКИ И УЧЕНИЯ / STAFF TRAINING AND EXERCISES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Коновалов Пётр Петрович, Арсентьев Олег Викторович, Буянов Александр Львович

Цели исследования: систематизация методологических подходов по повышению эффективности мероприятий подготовки лечебной организации к работе в режиме чрезвычайной ситуации. Материалы и методы. Проведен анализ руководящих документов, регламентирующих основные направления работы руководителя лечебной организации с учетом практических условий деятельности. Результаты. В статье представлены вопросы подготовки лечебной организации к работе в режиме чрезвычайной ситуации. Рассмотрен комплекс рекомендованных мероприятий, проводимых в повседневной деятельности, целью которых является практическая отработка навыков у персонала организации в условиях чрезвычайной ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Коновалов Пётр Петрович, Арсентьев Олег Викторович, Буянов Александр Львович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Basic methodological principles of the emergency Training at healthcare facilities

Objective: systematization of methodological approaches dedicated to improvement of the emergency training programs in a medical organization. Materials and methods. We analyzed the main regulatory documents that govern the activity of the head of a medical organization considering the real conditions. Results. The article covers the issues of emergency training of healthcare specialists. We describe a set of recommended activities aimed at the development of practical skills in the staff in order to provide adequate work organization in a case of emergency.

Текст научной работы на тему «Основные методологические принципы подготовки организаций здравоохранения для работы в условиях чрезвычайных ситуаций»

28 Walters J.L. et. all. Single and repeated exposures to the volatile anesthetic isoflurane do not impair operant performance in aged rats // Neurotoxicology. 2016. ^ 56. C 159-169.

29 Wang K. et. all. Effects of ulinastatin on early postoperative cognitive function after one-lung ventilation surgery in elderly patients receiving neoadjuvant chemotherapy // Metab. Brain Dis. 2016.

Рукопись получена: 1 апреля 2017 г. Принята к публикации: 9апреля 2017 г.

УДК:614.446.9

ОСНОВНЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПОДГОТОВКИ ОРГАНИЗАЦИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ДЛЯ РАБОТЫ В УСЛОВИЯХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

© 2017 П.П. Коновалов1, О.В. Арсентьев2, А.Л. Буянов1

Федеральное государственное казённое учреждение «354 Военный клинический госпиталь» Министерства обороны Российской Федерации, г. Екатеринбург

2Федеральное Государственное казённое учреждение «428 Военный госпиталь» Министерства обороны Российской Федерации, г. Саратов

Цели исследования: систематизация методологических подходов по повышению эффективности мероприятий подготовки лечебной организации к работе в режиме чрезвычайной ситуации.

Материалы и методы. Проведен анализ руководящих документов, регламентирующих основные направления работы руководителя лечебной организации с учетом практических условий деятельности.

Результаты. В статье представлены вопросы подготовки лечебной организации к работе в режиме чрезвычайной ситуации. Рассмотрен комплекс рекомендованных мероприятий, проводимых в повседневной деятельности, целью которых является практическая отработка навыков у персонала организации в условиях чрезвычайной ситуации.

Ключевые слова: чрезвычайная ситуация, планирующие документы, штабные тренировки и учения.

Подготовка организаций здравоохранения, имеющих задания принимать пораженных и больных или проводить определенные им мероприятия при возникновении чрезвычайных ситуаций, начинается с уяснения задач и оценки реально существующих возможностей по их выполнению в установленные сроки.

В целом, подготовка организации здравоохранения включает ряд одновременно и последовательно проводимых мероприятий:

- отработку планирующих документов по организации перевода организации на режим работы в чрезвычайных ситуациях;

- создание и оснащение имуществом медицинских формирований; постановку задач функциональным отделениям по их подготовке к работе в чрезвычайных ситуациях их оснащение имуществом;

- повышение устойчивости функционирования организации в условиях возможной обстановки, прогнозируемой в границах административной территории (области, города, округа);

- обучение персонала отделов и отделений и созданных формирований выполнению функциональных обязанностей при приведении в готовность и организация работы организаций и формирований в чрезвычайных ситуациях;

- отработка вопросов управления и практической работы отделений и формирований путем проведения практических занятий, тренировок и учений.

Содержание мероприятий, повышающих устойчивость функционирования организаций здравоохранения в чрезвычайных ситуациях определяется в зависимости от прогнозируемой обстановки и возможного воздействия поражающих факторов на организации, оказывающих влияние на организацию их работы. Это прежде всего мероприятия по защите персонала, больных, материальных средств от воздействия поражающих факторов, а также подготовка и рациональное распределение кадров, оснащение имуществом и техникой, обеспечение автономного функционирования организаций и другие мероприятия с учетом специфики работы организаций в чрезвычайных ситуациях.

Большое значение имеет уровень профессиональной подготовки персонала к работе в чрезвычайных ситуациях и организация четкого управления силами и средствами службы экстренной медицинской помощи, достижение слаженности в работе всех ее звеньев, устойчивое взаимодействие формирований и организаций различных ведомств. Решению задач по медицинскому обеспечению в сложных условиях обстановки способствует хорошо организованная преемственность при проведении мероприятий всеми формированиями и организациями здравоохранения. В связи с этим необходимы единые подходы в обучении персонала, в привитии навыков по оценке обстановки и управлению силами и средствами службы.

Изучение существующей нормативной базы всем руководящим составом здравоохранения, в том числе и ведомственного подчинения, обеспечит единое понимание задач службы экстренной медицинской помощи, принципов ее создания и организации работы в чрезвычайных ситуациях, целеустремленную подготовку органов управления, организаций и формирований.

Подготовка организации здравоохранения организуется в соответствии с приказом его руководителя, в котором подводятся итоги за текущий год и ставятся задачи на последующий год.

В констатирующей, подводящей итоги, части приказа отмечаются имевшие место успешно выполненные мероприятия и их исполнители, а главное - это наличие недостатков, фактов неисполнительности и упущений и по чьей вине. Во второй, приказной, части определяются основные задачи по подготовке организации в последующем году, перечень основных мероприятий, сроки их проведения, ответственные за них должностные лица, организацию учебного процесса, а также меры по устранению имевших место недостатков, взыскания за упущения поощрения, за успешное выполнение проводимых мероприятий. В приказе указывается порядок его доведения до исполнителей и организация контроля за его выполнением в течение года. К приказу в виде приложения отрабатывается календарный план основных мероприятий, в котором раскрываются: содержание мероприятий, сроки и продолжительность их поведения, ответственные исполнители, кто на них привлекается (персонал, отделения, формировании и др.), предполагаемые материальные и финансовые затраты.

В первом разделе календарного плана показываются: мероприятия, проводимые службой экстренной медицинской помощи района, города, области, в которых принимает участие учреждение здравоохранения, степень его участия; состав направляемого персонала организации на переподготовку (пофамильно, в каких учебных заведениях).

Во втором разделе календарного плана находят отражение все мероприятия, проводимые в учреждении здравоохранения, в том числе и по совершенствованию учебно-материальной базы и накоплению имущества для оснащения отделений и созданных формирований, закладываемого в неснижаемый запас.

В соответствии с приказом для проведения занятий по специальной подготовке персонала создаются учебные группы из руководящего состава, врачей, средних медицинских работников и обслуживающего (технического) персонала; назначаются руководители занятий в этих учебных группах, определяется время их проведения.

Основная цель специальной подготовки персонала заключается в том, чтобы обучаемые приобрели практические навыки в выполнении своих функциональных обязанностей при работе организации в чрезвычайных условиях обстановки.

Для каждой категории обучаемых эти цели будут различными. Руководящий состав изучает основополагающие документы по созданию службы экстренной медицинской помощи и организации ее работы при возникновении чрезвычайных ситуаций, приобретает практические навыки по оценке обстановки и управлению силами и средствами службы.

Врачебный состав совершенствует свои знания по медицинской сортировке, оказанию медицинской помощи и лечению пораженных и больных в условиях их массового поступления с учетом патологии поражений, характерных при возможных чрезвычайных ситуациях. Особое внимание обращается па подготовку врачей нехирургического профиля к оказанию неотложной медицинской помощи при травмах и различных других ситуациях.

Основной целью подготовки среднего медицинского персонала организаций здравоохранения является привитие ему практических навыков в выполнении функциональных обязанностей, предусмотренных планами перевода организации на режим работы в чрезвычайных ситуациях и при поступлении массового потока пораженных и больных.

Специальная подготовка врачебно-сестринского состава, входящего в штат медицинских формирований службы (бригад и отрядов), организуется с учетом предназначения этих формирований по планам их подготовки.

Организационные вопросы, основы планирования в организациях здравоохранения и управления службой изучаются на занятиях по организационно-тактической подготовке. Основными формами организационно-тактической подготовки в организациях здравоохранения являются: штабные тренировки, штабные учения, командно-штабные учения, объектовые тренировки и комплексные учения объекта, тактико-специальные учения и учения с медицинскими формированиями. Все эти формы организационно-тактической подготовки целесообразно использовать потому, как они приняты в гражданской обороне и военно-медицинской службе, с которыми служба экстренной медицинской помощи тесно взаимодействует. К тому же это необходимо для совместных практических тренировок. Выбор форм организационно-тактической подготовки определяется в зависимости от организационной структуры и предназначения организации здравоохранения в составе службы экстренной медицинской помощи, уровня подготовки его органа управления (штаба).

Штабная тренировка - наиболее простая, начальная форма организационно-тактической подготовки руководящего состава и органов управления службы, организаций здравоохранения. Продолжительность этих занятий в зависимости от их темы от 2 до 4 часов с периодичностью проведения в квартал одно занятие.

В ходе штабных тренировок могут отрабатываться и изучаться планирующие документы, функциональные обязанности должностных лиц органа управления, практически проиг-

рываться порядок работы органа управления при приведении его в готовность в ограниченные сроки с задействованием схемы оповещения и сбора должностных лиц в рабочее и нерабочее время. Вопрос по отработке планирующих документов выносится на занятие в том случае, если данные документы определяют порядок совместной работы взаимно зависимых нескольких подразделений учреждения здравоохранения. Это могут быть расчеты распределения кадров, снабжения функциональных отделений имуществом, обеспечения транспортом, по защите персонала и больных и др. Заблаговременно отработанный проект такого документа в ходе штабной тренировки с учетом предложений дорабатывается и представляется для утверждения.

На штабных тренировках в процессе изучения функциональных обязанностей они могут уточняться и перераспределяться между должностными лицами, вырабатывается согласованность в их выполнении. Особенно это важно на стадии формирования нового органа управления, или когда в его составе значительно произошла замена должностных лиц. На некоторые штабные тренировки в зависимости от их темы необязательно привлекать всех должностных лиц, а иногда возникает необходимость приглашать и тех, кто не входит в состав органа управления, например, заведующих отделениями, начальников медицинских формирований. Состав участников штабной тренировки в каждом конкретном случае определяется ее руководителем. Проводят штабные тренировки руководители организаций здравоохранения или подготовленные их заместители. Для проведения штабной тренировки отрабатывается план, в котором указывается: тема, учебные цели, время и продолжительность, состав обучаемых, место занятия, вопросы и порядок их отработки. Основными методами отработки поставленных вопросов являются практическая работа должностных лиц с документами, заслушивание руководителем должностных лиц, обмен мнениями по содержанию работы органа управления. Штабные тренировки, как правило, должны проводиться на пункте управления с занятием своих рабочих мест должностными лицами.

Штабное учение - это следующая, более высокая, ступень, после штабной тренировки, организационно-технической подготовки органов управления службы и организаций здравоохранения. Продолжительность учения может быть 4-6 часа. Оно проводится с органами управления, когда должностные лица имеют достаточную подготовку для решения определенных ситуационных задач по обстановке, то есть когда изучены основы организации службы и организации медицинского обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях, методика прогнозирования и оценки обстановки, а с органом управления проведены штабные тренировки с изучением и доработкой планирующих документов и функциональных обязанностей должностных лиц.

В отличие от штабной тренировки штабное учение проводится с привлечением на него подчиненных органов управления или оперативных групп этих органов, а в организациях здравоохранения руководителей функциональных подразделений (заведующих отделениями, кабинетами и др.), задействуются средства связи, отрабатываются учебные вопросы с учетом создаваемой в соответствии с замыслом учения обстановки. Основная цель штабного учения-привить практические навыки руководящему составу и должностным лицам органа управления по оценке обстановки и отработке документов по управлению силами и средствами, умело и в ограниченные сроки доводить распоряжения до исполнителей, используя различные средства связи. В ходе штабного учения проверяется реальность планирования некоторых мероприятий по организации медицинского обеспечения населения при чрезвычайных ситуациях, перевода организации здравоохранения на режим работы в условиях массового поступления пораженных и больных.

В течение учебного года одно штабное учение может быть проведено вместо 1-2 штабных тренировок. Тема учения определяется руководителем организации, согласовывается с вышестоящим органом здравоохранения по подчиненности. В соответствии с темой и целями учения разрабатывается его замысел и план проведения.

В замысле учения отражается исходная обстановка и ее развитие в ходе учения, ожидаемые действия обучаемых по обстановке.

В плане проведения учения указываются тема, учебные и исследовательские цели, состав участников учения, время, продолжительность и место его проведения, учебные вопросы, действия руководителя и обучаемых по астрономическому и оперативному времени в соответствии с обстановкой, доводимой при отработке каждого учебного вопроса.

Если в ходе учения предусматриваются оперативные скачки, то в плане указывается скачковая обстановка, т.е. те события, которые были за этот период оперативного времени. Основой для разработки плана проведения учения является замысел и реальные документы плана медицинского обеспечения населения. Основной метод проведения учения - это заслушивание должностных лиц, отдача распоряжений и представление донесений в соответствии с обстановкой, оценка обстановки по поступающим вводным и принятие решений на выполнение мероприятий. Поступающие донесения и отданные распоряжения регистрируются оперативным дежурным в журнале, в котором указывается время (астрономическое и оперативное), кто передал донесение (отдал распоряжение), кто принял донесение, распоряжение, содержание информации, принятое решение по ней.

По согласованию на штабные учения могут привлекаться органы управления или их оперативные группы других служб, что позволит отработать и некоторые вопросы по взаимодействию. Учение завершается подведением итогов и разбором действий обучаемых. Командно-штабное учение - высшая форма организационно-тактической подготовки руководящего состава, органов управления службы и организаций здравоохранения. Их продолжительность определяется в зависимости от темы и поставленных учебных и исследовательских целей, состава привлекаемых участников и масштаба учения, в пределах от 2 до 3 суток. Оно проводится с органами управления служб (центрами экстренной медицинской помощи), учреждений здравоохранения (штабами объектов) с привлечением подчиненных органов управления, организаций здравоохранения и их функциональных отделений, созданных на их базе медицинских формирований (бригад, отрядов, автономных выездных медицинских госпиталей и др.). В отличие от штабных тренировок и штабных учений на командно-штабное учение привлекаются в составе отделений и формирований организаций здравоохранения медицинский и обслуживающий персонал, используются медицинское и другое имущество, транспорт, средства связи, средства индивидуальной защиты, приборы и аппараты, возникает необходимость в изготовлении наглядных пособий (схем, таблиц и др.), указателей, щитов и другого оборудования, необходимого для практической работы. В связи с этим для проведения командно-штабных учений необходимо предусматривать их финансирование. Командно-штабному учению должны предшествовать штабные тренировки и штабные учения. Оно успешно может быть проведено, если отработаны документы плана медицинского обеспечения, должностные лица органов управления, привлекаемые на учение, знают свои функциональные обязанности, с кем должны взаимодействовать при решении возложенных на них задач, имеют навыки в отработке документов.

Учебные цели определяются для руководящего состава и органов управления, организаций здравоохранения и медицинских формирований. Такой дифференцированный подход

позволяет более целенаправленно сформулировать учебные цели для каждой категории обучаемых с учетом специфики выполняемых ими задач. Реально выполнимыми должны ставиться и цели исследования, которое проводится в основном методом хронометрирования некоторых мероприятий: оповещенияи сбора персонала, сроков приведения в готовность отделений и формирований, выдачи имущества, пропускной способности приемно-сортировочного отделения при массовом поступлении пораженных и других мероприятий.

Важное значение имеет разбор проведенного командно-штабного учения, в процессе которого оценивается организация работы органов управления и участвовавших в учении организаций и медицинских формирований.

Одним обязательным условием проведения учения является не прекращение работы организации здравоохранения. В связи с этим важно спланировать участие отделений и формирований больницы в учении по заранее продуманному графику, а не на весь период учения. В ходе учения могут выполняться некоторые практические работы, связанные с повышением устойчивости функционирования организации при чрезвычайных ситуациях.

Для проведения учения разрабатывается замысел, план его проведения, план материально-технического обеспечения, предусматривается финансирование проводимых практических мероприятий. Основная цель комплексного учения - это практическая отработка всех тех мероприятий, которые содержатся в плане перевода организации здравоохранения на режим работы в чрезвычайных ситуациях, дать практику персоналу в выполнении этих мероприятий, организовать слаженную работу всех отделений, выявить наиболее сложные вопросы в организации работы организации и найти их решение.

На основе полученных данных по результатам комплексного учения могут быть внесены соответствующие коррективы в планы медицинского обеспечения, в организацию подготовки организации здравоохранения для работы в чрезвычайных ситуациях. По итогам учения после проведенного подробного его разбора составляется отчет и план реализации выявленных недостатков. При проведении объектовой тренировки отрабатывается меньший объем вопросов. Основная ее цель - это проверить реальность отдельных положений планирующих документов, дать должностным лицам практику в выполнении своих функциональных обязанностей при работе в составе отделений и формирований. Сочетание всех форм подготовки организаций здравоохранения, соблюдение принципа обучения «от простого к сложному» дает хорошие результаты, повышает интерес обучаемых, положительно влияет на эффективное привитие навыков в управлении всеми мероприятиями в чрезвычайных ситуациях.

Вывод. Успешное решение задач по организации медицинского обеспечения при чрезвычайных ситуациях во многом определяется уровнем подготовленности руководящего состава и органов управления медицинской службы к работе в экстремальных условиях, состоянием обученности всего персонала организаций и формирований медицинской службы, его готовности выполнять необходимые мероприятия с учётом сложившейся обстановки.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Актуальные вопросы медицинского обеспечения поражённых на этапах медицинской эвакуации : тезисы докладов Всероссийской конференции 23-25 мая 2015 г.). - Казань, 2015.

2 Военно-полевая хирургия / под ред. К.М. Лисицина и Ю.Г. Шапошникова. - М.: Медицина, 1982.

3 Закон Российской Федерации «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 14, ст. 1650; 2002, № 1 (ч. 1), ст. 2; 2003, № 2, ст. 167; № 27 (ч. 1), ст. 2700; 2004, № 35, ст. 3607; 2005, № 19, ст. 1752; 2006, № 1, ст. 10; 2007, № 1, ст. 29).

4 Закон Российской Федерации «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» от 17.09.1998 г. № 157-ФЗ.

5 Международные медико-санитарные правила (2005 г.).

6 Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем. Десятый пересмотр, Женева, 1995 г. (МКБ-10, Женева, 1995).

7 Методические указания «Лабораторная диагностика холеры». МУК 4.2.2218-07.

8 Санитарно-эпидемиологические правила «Санитарная охрана территории Российской Федерации» СП 3.4.2318-08; СП 3.4.2366-08 «Изменения и дополнения № 1 к санитарно-эпидемиологическим правилам «Санитарная охрана территории Российской Федерации СП 3.4.2318-08» (приложение).

9 Санитарно-эпидемиологические правила «Санитарно-эпидемиологические требования к проведению дератизации» СП 3.5.3.1129-02.

10 Санитарно-эпидемиологические правила «Общие требования по профилактике инфекционной и паразитарной заболеваемости» СП 3.1.3.2.1379-03.

11 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.11.2013 г. № 64 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 1.3.3118-13 «Безопасность работы с микроорганизмами I - II групп патогенности (опасности)».

12 Санитарно-эпидемиологические правила «Порядок учета, хранения, передачи и транспортировки микроорганизмов 1-1У группы патогенности» СП 1.2.036-95.

13 Санитарно-эпидемиологические правила «Профилактика чумы» СП 3.1.7.1380-03.

14 Сборник санитарных и ветеринарных правил «Профилактика и борьба с заразными болезнями, общими для человека и животных» СП 3.1.084-96, ВП 13.3.4.1100-96.

15 Санитарно-эпидемиологические правила «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных заболеваний» СП 3.1.3.2.1379-03.

16 Санитарно-эпидемиологические правила «Профилактика полиомиелита» СП 3.1.1.2343-08.

17 Письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Российской Федерации № 0100/7156-05-23 от 02.09.2005 г. «О рекомендациях по клинике, дифференциальной диагностике и лечению птичьего гриппа».

18 Санитарно-эпидемиологическое обеспечение населения в чрезвычайных ситуациях. Руководство. - М.: МП «Гигиена», 2006. - 580 с.

Рукопись получена: Змарта 2017 г. Принята к публикации: 15 марта 2017 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.