EDN: PLCQTK
О.А. Левшукова - к.э.н., доцент кафедры финансов, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, [email protected],
O.A. Levshukova - candidate of economics, assistant professor of the Department of Finance, Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia;
В.В. Антонова - обучающаяся экономического факультета, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, [email protected],
V.V. Antonova - student of economics faculty, Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia;
И.С. Христенко - обучающаяся экономического факультета, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, [email protected],
I.S. Khristenko - student of economics faculty, Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia.
СХЕМЫ УХОДА ОТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ: ВЫЯВЛЕНИЕ И ПРЕСЕЧЕНИЕ TAX AVOIDANCE SCHEMES: IDENTIFICATION AND SUPPRESSION
Аннотация. В статье проанализированы основные способы, которые используют субъекты бизнеса для снижения налогооблагаемой базы, и ухода от налогов; рассмотрены элементы налоговой системы, которые могут быть включены в схемы по неуплате налогов; снижение суммы налога на прибыль: намеренное сокрытие уровня доходов, полученной прибыли, которая выступает базой для налогообложения; ведение двух вариантов учета в финансово-хозяйственной деятельности, нарушение учета экономических показателей; предоставление завышенных расходов на налоговые вычеты и благотворительную деятельность, участие в фиктивных сделках; предоставление сведений о личных расходах в качестве деловых расходов; применение недостоверного трансфертного ценообразования; проанализированы предложения по контролю за трансфертным ценообразованием во внешних сделках в целях недопущения ухода от налогов; приведена статистика динамики доначислений налогов в результате контрольно-оценочной деятельности налоговой службы на основании проведения налоговых проверок.
Absrtract. The article analyzes the main ways that business entities use to reduce the tax base and avoid taxes; examines the elements of the tax system that can be included in tax evasion schemes; reducing the amount of income tax: intentional concealment of the level of income, profit received, which acts as the basis for taxation; maintaining two accounting options in financial and economic activities, violation of accounting for economic indicators; provision of excessive expenses for tax deductions and charitable activities, participation in fictitious transactions; provision of information on personal expenses as business expenses; application of unreliable transfer pricing; analyzed proposals for controlling transfer pricing in external transactions in order to prevent tax evasion; provides statistics on the dynamics of additional taxes as a result of the control and evaluation activities of the tax service based on tax audits.
Ключевые слова: налог, налоговая система, выездная проверка, трансфертное ценообразование, экономические показатели.
Keywords: tax, tax system, on-site inspection, transfer pricing, economic indicators
Актуальность исследования обусловлена важностью выявления схем уклонения от налогов и пресечения их. Налоги являются обязательными платежами, которые налогоплательщики (физические и юридические лица) обязаны оплачивать в полном объеме из собственных бюджетов [1]. Неуплата налогов негативно влияет на формирование бюджета всех уровней, не дает возможность в полном объеме реализовать социально-экономические проекты и производить социальные выплаты, что в свою очередь снижает устойчивость социально-экономической системы и экономическую и национальную безопасность [3,4].
ФНС проводит эффективную деятельность по увеличению количества налогов (диаграмма 1) [2]:
Диаграмма 1 - Динамика поступлений налогов в бюджетную систему РФ, 2022-2023 г.г.
Основная часть
Современная экономическая ситуация характеризуется действием достаточно большого количества налоговых льгот, которые помогают субъектам бизнеса максимально распределить и скорректировать налоговую нагрузку: налоговые каникулы, изменение ставки налогообложения и др. [5]. Вместе с тем существует тенденция среди субъектов бизнеса, которая свидетельствует о недобросовестном отношении ряда субъектов бизнеса к обязанности уплаты налогов, не смотря на то, что данная обязанность закреплена законом и наказывается посредством применения наказания в соответствии с Уголовным кодексом РФ (ст.198-199 УКРФ).
Как правило, неуплаты касаются следующих элементов налоговой системы: налогов и обязательных страховых взносов и сборов (рисунок 1) [1].
элементы налоговой сиетемы, которые могут быть включены в схемы по неуплате налогов
налоги - обязательные
индивидуальные безвозмездные платежи физических и юридических лиц , осуществляемые из собственных финансовых средств
страховые взносы-обязательные платежи, которые формируют фонд выплат застрахованным лицам при наступлении страхового случая
сборы - обязательные взносы для получения разрешения лицензированной государством деятельности
Рисунок 1 - Элементы налоговой системы, которые могут быть включены в схемы по неуплате налогов
Как следует из данных рис.1, в схемы по неуплате налогов могут быть включены налоги, страховые взносы и обязательные сборы. На выявление неуплаты налогов направлено проведение налоговых проверок. Статистика показывает, что при проверках выявляются значительные суммы неуплаты налогов, которые дополнительно начисляются к уплате в бюджет. Средние доначисления налогов в бюджет за одну результативную выездную проверку составили в 2023 году 63 млн рублей (диаграмма 1) [2].
Диаграмма 2 - Динамика среднего доначисления налогов за одну выездную налоговую проверку, 2020-2023 гг.
Как следует из диаграммы 1, среднее доначисление налогов за одну выездную налоговую проверку составляет 63 млн рублей, что составляет динамику в процентном соотношении составляет почти 30 % к 2022 году. Таким образом, задача выявления налогов, которые не доплачены в бюджет, требует своего решения.
Рассмотрим наиболее распространенные, по мнению экспертов, практики ухода от налогов в современной экономической ситуации.
Прежде всего снижение суммы налога на прибыль: намеренное сокрытие уровня доходов, полученной прибыли, которая выступает базой для налогообложения. Это достигается ведением деятельности вне фиксирования ее через официальные счета учреждения, при которой часть продукции реализуется вне учета в финансово-хозяйственной деятельности предприятий. При этом часть денежных средств может приниматься в виде наличных расчетов и не фиксироваться на счетах предприятия. Снижение объема налоговой нагрузки достигается путем превышения расходов над доходами: расходы фиксируются в полном или завышенном объемах, тогда как доходы занижаются. В данном случае снижается уровень налогооблагаемой базы, что приводит к уходам от налогов.
Ведение двух вариантов учета в финансово-хозяйственной деятельности. Первый вариант является «официальным», который подается для начисления налогов, второй - неофициальный, в котором фиксируется истинная ситуация (это так называемая «черная бухгалтерия»). Нарушение учета экономических показателей, при котором финансовые средства проводятся по иным счетам, по иным кодам экономической деятельности, что также занижает налогооблагаемую базу.
Предоставление завышенных расходов на налоговые вычеты и благотворительную деятельность. При этом возникает ситуация, в которой предприятие оказало благотворительную помощь, за которую положен налоговый вычет, но сумма данной благотворительной помощи оказывается завышена. При этом предоставляются поддельные документы, которые предоставляются для получения налогового вычета.
Предоставление сведений о личных расходах в качестве деловых расходов. При этом происходит предоставление документов, которые подтверждают расходование финансовых средств, но на самом деле они были произведены в личных целях.
Участие в несуществующих сделках. При данной схеме ухода от налогов происходит подмена понятий: дивиденды, например, могут обозначаться как выплата процентов, чтобы не выплачивать НДФЛ.
Применение недостоверного трансфертного ценообразования, которое может становиться искусственным занижением трансфертной цены по внешним сделкам в целях ухода от налогов и занижения выручки по ним.
Таким образом можно выделить следующие схемы ухода от налогов предприятий в современной экономической ситуации (рисунок 2).
основные схемы ухода от налогов субъектами бизнеса
применение недостоверного трансфертного ценообразования
Рисунок 2 - Основные схемы ухода от налогов субъектами бизнеса
Особый статус в данном случае приобретают случаи, в которых применяется трансфертное ценообразование для субъектов в составе одного экономического объединения. В целях пресечения фактов применения завышенной нерыночной цены Минфин предложил применять процентную ставку налога в 15 % как налог на получение дивидендов и применение штрафных санкций (до 50 % от суммы сделки). Данные предложения представляют собой оправданные действия в целях защиты рынка от применения нерыночных цен при трансфертном ценообразовании в целях ухода от налогов. При этом Минфин РФ выступил с дополнительными предложениями по контролю за трансфертным ценообразованием (рисунок 3) [7].
предложения Минфина РФ по контролю за трансфертным ценообразованием во внешних сделках
Рисунок 3 - Предложения Минфина РФ по контролю за трансфертным ценообразованием во внешних сделках
Одними из основных способов борьбы с уходом от уплаты налогов является цифровизация финансовой деятельности предприятий. Внесение всех финансовых данных в единые электронные базы, проведение электронных платежей позволяют сделать финансовые операции предприятий максимально прозрачной. Применение цифровых транзакций формируют автоматически сумму, которая становится основой для налогооблагаемой базы [5].
Выводы
Итак, схемы ухода от налогов являются значительной проблемой формирования бюджета и контроля за исполнением налоговых обязательств со стороны юридических и физических лиц: налогоплательщиков. При этом необходимо учитывать тот факт, что внесение данных по налогооблагаемой базе и расчет налогов является ответственностью налогоплательщиков. Данный факт подтверждается тем, что поступления в бюджет от самостоятельных «допроверочных», уточненных данных - добровольные выплаты налогоплательщиков составляют 218 млрд рублей, что в процентном соотношении к общей сумме доначислений составляет 55 %. Всего же в ходе проверочных мероприятий - контрольно-надзорной деятельности ФНС в бюджет перечислено в 2023 году 400 млрд рублей (диаграмма 2) [2]:
Диаграмма 3 - Поступления в бюджет от контрольно-аналитической деятельности ФНС, 2023 г.
ФНС совместно с правоохранительными органами ведет постоянную систематическую работу по выявлению схем ухода от налогов в целях создания устойчивой экономической системы, формирования бюджета и опережающего социально-экономического развития. Данная деятельность является весьма продуктивной, о чем свидетельствует стабильное увеличение количества налогов, которые собираются в бюджеты различных уровней.
Источники:
1. Налоговый кодекс РФ от 31.07.1998 г. №146-ФЗ (с изм. от 14.07.2023 г.) // ШС Консультант.
2. Статистика ФНС и бюджета 2023-2025 г.г. // https://pravovest-audit.ru/nashi-statii-nalogi-i-buhuchefnalogovaya-realnost-v-tsifrakh-i-faktakh/.
3. Указ Президента РФ от 02.07.2021 N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" // СПС Консультант.
4. Указ Президента РФ от 13.05.2017 г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» // СПС Консультант.
5. Левшукова О.А., Денисова О.Г., Кирячек В.В. Перспективы развития электронного документооборота в налоговой системе Российской Федерации. Вестник Академии знаний. 2021. № 44 (3). С. 272-276.
6. Левшукова О.А., Алексеенко А.Д., Капсузян В.А., Шульженко Т.В. Формы и методы налогового контроля и пути их совершенствования. Вестник Академии знаний. 2021. № 45 (4). С. 380-385.
7. ФНС дотянет цены до рыночных: трансфертное ценообразование в агрохолдингах // https://www.rbc.ru/newspaper/2021/02/19/ 5fb281aa9a794785218215e4.
EDN: PEBZYG
О.А. Левшукова - к.э.н., доцент кафедры финансов, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, [email protected],
O.A. Levshukova - candidate of economics, assistant professor of the Department of Finance, Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia;
П.З. Нармания - обучающийся экономического факультета, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, [email protected],
P.Z Narmania - student of the faculty of economics, Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia;
С.А. Жихарева - обучающаяся экономического факультета, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, [email protected],
S.A Zhikhareva - student of the faculty of economics, Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia.
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА THE HISTORY OF THE DEVELOPMENT OF THE TAX SYSTEM OF THE RUSSIAN STATE
Аннотация. В статье в периодическом порядке проанализированы этапы развития налоговой системы Российского Государства, начиная со времен подушных податей Киевской Руси и заканчивая сложной и разветвленной налоговой системой Российской Федерации. Изучено влияние экономических, политических и социальных факторов на развитие системы российского налогообложения. В работе подробно рассматриваются основные виды налогов, их методы взимания и размер ставки в разные исторические периоды, также в виде таблиц представлены некоторые составляющие налоговой системы, их величина, характеристика и назначение. Данная статья позволит читателям периодизировать свои знания в истории экономического и налогового развития страны, а также осуществить и принять некоторые выводы, полученные на основе данных сравнения налоговых систем Российского государства на протяжении всего его существования.
Absrtract. The article periodically analyzes the stages of development of the tax system of the Russian State, starting from the time of the poll taxes of Kievan Rus and ending with the complex and extensive tax system of the Russian Federation. The influence of economic, political and social factors on the development of the Russian taxation system has been studied. The paper examines in detail the main types of taxes, their methods of collection and the rate in different historical periods, as well as some components of the tax system, their magnitude, characteristics and purpose are presented in tables. This article will allow readers to periodize their knowledge in the history of the economic and tax development of the country, as well as to implement and accept some conclusions obtained on the basis of data comparing the tax systems of the Russian state throughout its existence.
Ключевые слова: налоговая система, финансы, деньги, историческое развитие, государство, история, структура, Российское Государство.
Keywords: tax system, finance, money, historical development, state, history, structure, Russian State.
Введение
Налоги являются одним из важнейших условий существования феномена политической сущности человека, имя которому - Государство. Если проводить параллели между государством и живым организмом, то налоговую систему можно сравнить с кровеносной системой, поскольку она также обеспечивает «государственный организм» необходимыми компонентами для его существования. Однако в живом организме этими