Научная статья на тему 'КОРПОРАТИВНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РИСКИ: СУЩНОСТЬ И ОЦЕНКА'

КОРПОРАТИВНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РИСКИ: СУЩНОСТЬ И ОЦЕНКА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
10
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
налог / риск / контроль / критерий / индикатор / контрагент / выгода / затраты / деловая репутация / оценка / налоговая нагрузка / добросовестность / Концепция / минимизация / tax / risk / control / criterion / indicator / counterparty / benefit / costs / business reputation / valuation / tax burden / integrity / concept / minimization

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — М В. Полинская, Д А. Узунян, М В. Скиба, С В. Лозня

В статье исследован уровень использования мероприятий корпоративного налогового планирования в ряде стран БРИКС, выявлена сущностная характеристика корпоративных налоговых рисков, проведена классификация налоговых рисков по трем классификационным признакам с приведением примеров из практики налогового планирования, выделены три блока в оценке налоговых рисков компаниями, дан алгоритм действий налогоплательщика на каждом из этапов оценки налоговых рисков, в том числе с использованием критериев, индикаторов Концепции планирования выездных налоговых проверок и интерактивного сервиса ФНС России «Прозрачный бизнес. Калькулятор налоговой нагрузки», предложен критериально-индикативный подход к оценке налоговых рисков в организации на основании Концепции планирования выездных налоговых проверок. Представлен пример оценки налогового риска в организации по нескольким основным критериям самостоятельной оценки налоговых рисков налогоплательщиками-юридическими лицами на основе выделения зон налогового риска. Сформулировано «золотое правило» процесса налоговой оптимизации в организации. Указанный подход к оценке налоговых рисков в организации позволит им своевременно выявить, минимизировать, нейтрализовать налоговые риски.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORPORATE TAX RISKS: ESSENCE AND ASSESSMENT

The article examines the level of use of corporate tax planning measures in a number of BRICS countries, identifies the essential characteristics of corporate tax risks, classifies tax risks according to three classification features with examples from the practice of tax planning, identifies three blocks in the assessment of tax risks by companies, provides an algorithm for taxpayer actions at each stage of tax risk assessment, including the use of criteria, indicators of the Concept for Planning Field Tax Audits and the interactive service of the Federal Tax Service of Russia "Transparent Business. Tax Burden Calculator", a criteria-indicative approach to assessing tax risks in an organization based on the Concept of Planning Field Tax Audits is proposed. An example of tax risk assessment in an organization is presented according to several main criteria for independent assessment of tax risks by taxpayers-legal entities based on the identification of tax risk zones. The "golden rule" of the tax optimization process in the organization has been formulated. This approach to the assessment of tax risks in the organization will allow them to identify, minimize, and neutralize tax risks in a timely manner.

Текст научной работы на тему «КОРПОРАТИВНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РИСКИ: СУЩНОСТЬ И ОЦЕНКА»

4. Налогообложение сельскохозяйственных товаропроизводителей в 2023 году: альтернативы и цифровые компетенции /Полинская М.В. //В сборнике: Точки научного роста: на старте десятилетия науки и технологии. Материалы ежегодной научно-практической конференции преподавателей по итогам НИР за 2022 г. Краснодар, 2023. С. 769-772.

5. Официальный сайт Федеральной налоговой службы. Выбор подходящего режима налогообложения [Электронный ресурс] - Режим доступа :https://www.nalog.gov.ru/rn77/service/mp/.

6. Пименов Н.А., Родионов Д.Г. Налоговый менеджмент. / Учебник для академического бакалавриата. - М.: Издательство Юрайт, 2019.

7. Плюсы и минусы, направления совершенствования налога на профессиональный доход /Полинская М.В., Пилипенко Ю.Ю. //В книге: Стратегическое развитие социально-экономических систем в регионе: инновационный подход. Материалы VI международной научно-практической конференции : сборник статей и тезисов докладов. Владимир, 2020. С. 436-439.

8. Сельскохозяйственные товаропроизводители: страховые взносы и специальные налоговые режимы в 2023 году /Полинская М.В. //В сборнике: Точки научного роста: на старте десятилетия науки и технологии. Материалы ежегодной научно-практической конференции преподавателей по итогам НИР за 2022 г.. Краснодар, 2023. С. 772-775.

9. Систематизация налоговых льгот и их эффективность на современном этапе /Полинская М.В., Лысенко П.Р., Иваньшин И.Е. //Естественно-гуманитарные исследования. 2022. № 42 (4). С. 207-212.

10. Воронов, А. А. Стратегическое взаимодействие агропромышленной и финансово-кредитной сферы в региональной экономике / А. А. Воронов, Л. В. Глухих, Д. Я. Родин // Международные научные исследования. - 2015. - № 1-2(22-23). - С. 100-108. - EDN VMNPBH.

EDN: WMGARJ

М.В. Полинская -к.э.н., доцент, профессор кафедры финансов, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, [email protected],

M.V. Polinskaya - candidate of economic sciences, associate professor, professor of the Department of Finance, Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia;

Д.А Узунян - обучающаяся учетно-финансового факультета, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, [email protected],

D.A. Uzunyan - student of the Accounting and Finance Faculty, Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia;

М.В. Скиба - обучающаяся учетно-финансового факультета, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, [email protected],

M.V. Skiba-student of the Accounting and Finance Faculty, Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia;

С.В. Лозня - обучающаяся учетно-финансового факультета, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, [email protected],

S.V. Loznya -student of the Accounting and Finance Faculty, Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia.

КОРПОРАТИВНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РИСКИ: СУЩНОСТЬ И ОЦЕНКА CORPORATE TAX RISKS: ESSENCE AND ASSESSMENT

Аннотация. В статье исследован уровень использования мероприятий корпоративного налогового планирования в ряде стран БРИКС, выявлена сущностная характеристика корпоративных налоговых рисков, проведена классификация налоговых рисков по трем классификационным признакам с приведением примеров из практики налогового планирования, выделены три блока в оценке налоговых рисков компаниями, дан алгоритм действий налогоплательщика на каждом из этапов оценки налоговых рисков, в том числе с использованием критериев, индикаторов Концепции планирования выездных налоговых проверок и интерактивного сервиса ФНС России «Прозрачный бизнес. Калькулятор налоговой нагрузки», предложен критериально-индикативный подход к оценке налоговых рисков в организации на основании Концепции планирования выездных налоговых проверок. Представлен пример оценки налогового риска в организации по нескольким основным критериям самостоятельной оценки налоговых рисков налогоплательщиками-юридическими лицами на основе выделения зон налогового риска. Сформулировано «золотое правило» процесса налоговой оптимизации в организации. Указанный подход к оценке налоговых рисков в организации позволит им своевременно выявить, минимизировать, нейтрализовать налоговые риски.

Absrtract. The article examines the level of use of corporate tax planning measures in a number of BRICS countries, identifies the essential characteristics of corporate tax risks, classifies tax risks according to three classification features with examples from the practice of tax planning, identifies three blocks in the assessment of tax risks by companies, provides an algorithm for taxpayer actions at each stage of tax risk assessment, including the use of criteria, indicators of the Concept for Planning Field Tax Audits and the interactive service of the Federal Tax Service of Russia "Transparent Business. Tax Burden Calculator", a criteria-indicative approach to assessing tax risks in an organization based on the Concept of Planning Field Tax Audits is proposed. An example of tax risk assessment in an organization is presented according to several main criteria for independent assessment of tax risks by taxpayers-legal entities based on the identification of tax risk zones. The "golden rule" of the tax optimization process in the organization has been formulated. This approach to the assessment of tax risks in the organization will allow them to identify, minimize, and neutralize tax risks in a timely manner.

Ключевые слова: налог, риск, контроль, критерий, индикатор, контрагент, выгода, затраты, деловая репутация, оценка, налоговая нагрузка, добросовестность, Концепция, минимизация.

Keywords: tax, risk, control, criterion, indicator, counterparty, benefit, costs, business reputation, valuation, tax burden, integrity, concept, minimization.

Понятие и процесс оценки налоговых рисков, как со стороны налоговых органов, так и самостоятельно налогоплательщиками, возникли не так давно в практике налоговой системы РФ. Исходя из результатов опроса, в некоторых странах, которые являются участниками БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южно-Африканская Республика), всего лишь 10% компаний занимаются вопросами управления системой налогообложения, налоговым планированием, минимизацией налоговых рисков. В РФ использование методов управления налоговыми рисками все более входит в практику управления бизнесом в целом. Этот процесс является составляющей оценки финансовых рисков и частью процесса налогового менеджмента одновременно [2].

Налоговый риск определяется как вероятность возникновения негативного события, которое выливается для налогоплательщика в утрате ресурсов, возникновении дополнительных расходов по уплате пеней и штрафов в соответствии с НК РФ и КоАП РФ, недополучении налоговой выгоды, снижении финансовых показателей, в частности, объемов прибыли, потери деловой репутации, в уголовной ответственности. Вообще, налоговые риски можно подразделить на риски государства и риски налогоплательщиков. В отношении первых, государство теряет в уровне сбора налогов по причине недоработок и ошибок в налоговом администрировании, а именно в результате снижения эффективности налогового контроля, урегулирования налоговой задолженности и пр. Остановимся на рисках налогоплательщиков, то есть корпоративных налоговых рисках.

Для понятия сущности налоговых рисков необходимо провести их классификацию, выделяя классификационный признак (рисунок 1) [4].

Рисунок 1 - Классификация налоговых рисков

По уровню возникновения можно выделить две группы налоговых рисков:

1) внешние, которые могут возникнуть в организации в результате внесения изменений в налоговое законодательство, роста ключевой ставки ЦБ РФ, изменений на валютном рынке, геополитических событий и т.д.;

2) внутренние, возникающие в результате недоработок в корпоративном налоговом менеджменте, в частности, выборе неэффективной системы налогообложения, применении незаконных методов и схем налоговой минимизации, незнании всех тонкостей налогового законодательства.

Исходя из периода воздействия на налогоплательщика, налоговые риски подразделяются на следующие группы:

1) текущие, связанные с несистемными ошибками в налоговом планировании;

2) системные (растянутые во времени), когда налогоплательщик заранее не продумал вопрос выбора оптимальной системы налогообложения, использует серые схемы в бизнесе и пр.

По стоимостной характеристике налоговые риски можно сгруппировать в две группы:

1) имеющие денежное выражение (прямая потеря финансовых ресурсов), в частности это суммы доначисленных налогов, начисленные пени, штрафы, отказ налоговых органов в возмещении НДС, переплаты по налогам;

2) не имеющие стоимостную характеристику (потеря деловой репутации, не проявление должной осмотрительности при заключении сделок с неблагонадежными контрагентами, приостановлений операций по счетам в банке, арест имущества налогоплательщика, назначение выездной налоговой проверки, передача материалов в суд, в следственные органы, то есть связаны с денежными характеристиками косвенно).

Укрупненно, оценку налоговых рисков в организации можно подразделить на три блока:

1) оценка чрезмерной налоговой нагрузки;

2) оценка риска усиления налогового контроля со стороны налоговых органов;

3) оценка благонадежности контрагента (рисунок 2).

Наличие указанных налоговых рисков ухудшает финансовое состояния организации, отрицательно сказываясь на его финансовых показателях.

В последнее время экономика РФ нацелена на цифровизацию, что затронуло и процесс налогового администрирования. ФНС России активно настраивает процессы взаимодействия с налогоплательщиками на основе платформ, программ, интерактивных сервисов, то есть в онлайн-режиме.

Рисунок 2 - Укрупненная схема оценки налоговых рисков в организации

В процессе оценки налоговых рисков предлагаются к использованию возможности официального сайта ФНС России, а именно, функциональные характеристики онлайн-сервиса «Прозрачный бизнес», который в реальном режиме помогает компаниям оценить комплексную информацию об организации, причем бесплатно и в любое время суток. Сервис дает возможность проверить контрагентов на базе консолидации информации из ряда интерактивных сервисов на официальном сайте ФНС России [5]. С его помощью можно получить сведения о налогах, доходах, задолженности и налоговых правонарушениях юридических лиц, среднесписочной численности работников, об основном виде деятельности (ОКВЭД), адресе, указанном при государственной регистрации ЮЛ, количестве юридических лиц, зарегистрированных по адресу, показателях из ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности (БФО), о дисквалификации лица [9]. Можно воспользоваться онлайн-сервисом «Калькулятор налоговой нагрузки» для оценки налоговых рисков по показателям «налоговая нагрузка», «рентабельность продаж», «заработная плата». Один из основных признаков контрагента - это его небла-

гонадёжность по мнению налоговых органов, с таким юридическим лицом не стоит заключать сделки с точки зрения вероятности возникновения налоговых рисков. Проверка контрагента позволяет определить компании-однодневки, избежать сотрудничества с компанией, которая не выполняет свои налоговые обязательства перед бюджетом, не заключать договора с мошенниками, обойти сделку с банкротом и, следовательно, исключить лишние проблемы с налоговой инспекцией [8].

Оценка чрезмерного налогового бремени основана на анализе экономических характеристик юридического лица, а именно, вид деятельности, масштабы производства, наличие филиалов, вид выпускаемой продукции (предоставляемых услуг, выполняемых работ) и т.д., на анализе финансовых показателей деятельности организации, исследовании ее налогового поля и динамики налоговых платежей в бюджет. Все это позволяет сделать вывод о целесообразности выбранной системы налогообложения, об использовании возможностей налогового льготирования по отдельным налогам, возможностей учетной политики организации.

Оценка налогового риска усиления налогового контроля строится на основании анализа состояния «зон налогового риска» в соответствии с Концепцией планирования выездных налоговых проверок [1]. Первый и один из основных критериев налогового риска - фактическая налоговая нагрузка в организации, которая сравнивается со среднеотраслевой в регионе и, если она ниже ее, то это свидетельствует о наличии налогового риска в организации, выражающегося в вероятности включения налоговыми органами в план налоговых проверок анализируемой организации. Однако нарушение только одного критерия не является основанием для однозначного включения организации в план проверок. Показатели юридического лица анализируются комплексно, и отказ налогоплательщика от внесения изменений в объемы своих налоговых обязательств является условием для включения в план выездных налоговых проверок. Таким образом, объект для выездного контроля выбирается на основе риск-ориентированного подхода и тщательной аналитической работы. Рассмотрим более подробно. Определенные виды критериев и индикаторов налоговых рисков установлены в Концепции планирования выездных налоговых проверок (приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@), используемой как налоговыми органами для отбора налогоплательщиков для включения в план выездной налоговой проверки, так и налогоплательщиками в целях самостоятельной оценки своих налоговых рисков. Отбор основан на качественном и всестороннем анализе всей информации, которой располагают налоговые ор ганы (в том числе из внешних источников), и определении на ее основе «зон риска» совершения налоговых правонарушений. Приоритетными для включения в план выездных налоговых проверок являются те налогоплательщики, в отношении которых у налогово го органа имеются сведения об их участии в схемах ухода от налогообложения или схемах минимизации налоговых обязательств, и (или) результаты проведенного анализа финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика свидетельствуют о предполагаемых налоговых правонарушениях. Таких индикативных критериев 12:

1. Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности).

2. Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов.

3. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период.

4. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг).

5. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте РФ.

6. Неоднократное приближение к предельному значению установленных НК РФ величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы.

7. Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год.

8. Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели).

9. Непредставление налогоплательщиком пояснений на уве домление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности.

10. Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения («миграция» между налоговыми органами).

11. Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.

12. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высокимналоговым риском.

В процессе проведения оценки по указанным 12-ти критериям, налоговая служба, в итоге, проводит анализ наличия необоснованной налоговой выгоды у организации.

Систематическое проведение самостоятельной оценки рисков по результатам своей финансово-хозяйственной деятельности позволит налогоплательщику своевременно оценить налоговые риски и уточнить свои налоговые обязательства. Предлагаем ниже алгоритм оценки налоговых рисков в организации (таблица) [6].

В исследуемой организации сложившаяся налоговая нагрузка составила от 1,2 % до 1,8 %, в то время как среднеотраслевой показатель по региону был на уровне 1,1 % (индикатор риска), следовательно, факта нарушения критерия не выявлено и налогоплательщик не попадает в зону налогового риска.

Таблица - Критериально-индикативный подход к оценке налоговых рисков в организации на основании _Концепции планирования выездных налоговых проверок_

Критерий/индикатор Показатель за исследуемый период Факт нарушения критерия Зона налогового риска

1. Фактическая налоговая нагрузка ниже среднеотраслевого уровня в регионе в организации = 1,2%-1,8% среднеотраслевая = 1,1% не выявлен отсутствует

2. Осуществление организацией финансово-хозяйственной деятельности с убытком в течение двух и более налоговых периодов чистая прибыль составила от 15 до 391 тыс. руб. не выявлен отсутствует

3. Доля вычетов по НДС от суммы НДС нач. > 89 % за 12 мес. вычеты по НДС = 58%-66% от НДС нач. не выявлен отсутствует

4. ...

По следующему критерию необходимо проанализировать форму бухгалтерской отчетности «Отчет о финансовых результатах». У налогоплательщика чистая прибыль в течение исследуемого периода - от 15 до 391 тыс. руб., следовательно, критерий не нарушен, организация не попала в зону риска.

Один из критериев в соответствии с Концепцией - рентабельность продаж, формула рассчета которого дана в онлайн-сервисе ФНС России «Прозрачный бизнес. Калькулятор налоговой нагрузки» (рисунок 3) [7].

Рисунок 3 - Использование онлайн-сервиса «Прозрачный бизнес.

Калькулятор налоговой нагрузки» в целях оценки налоговых рисков усиления налогового контроля

Рентабельность продаж не должна отклоняться от среднеотраслевого показателя более чем на 10 %. У налогоплательщика показатель составил 7,2 %, а среднеотраслевой индикатор сложился на уровне 5,6 %. Это свидетельствует о том, что критерий не нарушен, а организация не попадает в зону налогового риска.

Используя другие критерии Концепции, осуществляется комплексная оценка налогового риска организации.

Положительные тенденции объема налоговых платежей компании возможны по нескольким причинам:

1) рост объемов производства;

2) несовершенная система налогового планирования в организации.

Если рост платежей компании сложился на фоне роста объемов производства и продаж, то рост налоговой нагрузки может быть нивелирован в результате применения известных методов налоговой оптимизации, что должно привести к следующей ситуации в организации: превышение темпов роста выручки над темпами роста налоговых платежей («золотое правило налоговой оптимизации») (рисунок 4).

Рисунок 4 - Золотое правило корпоративного налогового планирования

Налогоплательщику предлагается не допускать ошибки в налоговой политике организации и своевременно внедрять легитимные методы налоговой оптимизации, такие как использование налоговых преференций, вариативности учетной политики организации, выбор подходящего режима налогообложения, использование возможностей договорной политики и другие [3]. Нельзя забывать и об организации эффективной системы внутреннего налогового контроля [10].

В настоящее время для современных компаний должно быть характерным не автоматическое избежание рисков, а оценка их для своевременной минимизации и, на этой основе, повышение доходности бизнеса.

Источники:

1. Концепция системы планирования выездных налоговых проверок [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.nalog.gov.ru/rn77/taxation/ reference_work/conception_vnp/.

2. Мировые тенденции в налоговом администрировании //А.А. Максименко, Е.В. Поликанова, М.В. Полинская //Эпомен. 2021. № 57. С. 24-29.

3. Налоговые инструменты финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства /М.В. Полинская //Краснодар, 2023.

4. Налоговые риски: какие бывают, когда возникают и как минимизировать [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.klerk.ru/blogs/esphere/538585/.

5. Налоговые риски: оценка, анализ, аудит и управление [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.kp.ru/guide/nalogovye-riski.html.

6. Налоговые риски: что важно учитывать налогоплательщикам при их оценке [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.nalog.gov.ru/ rn25/news/activities_fts/8939935/.

7. Налоговый калькулятор [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://pb.nalog.ru/calculator.html.

8. Онлайн-сервис «Прозрачный бизнес» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://pb.nalog.ru/.

9. Проверка контрагентов: зачем нужна и как ее провести [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://secrets.tinkoff.ru/bezopasnost-biznesa/proverka-kontragenta/.

10. Совершенствование форм и методов налогового контроля в России /М.В. Полинская, В.Д. Семакина //Российский экономический интернет-журнал. 2019. № 3. С. 67.

EDN: XLPBDG

Е.В. Поющева - к.э.н., доцент кафедры финансов и кредита, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Нижний Новгород, Россия, [email protected],

E.V. Pouscheva - candidate of economics, associate professor of the Department of Finance and Credit, Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod, Nizhny Novgorod, Russia;

М.Е. Шашкина - к.э.н., доцент кафедры финансов и кредита, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Нижний Новгород, Россия, [email protected],

M.E. Shashkina - candidate of economics, associate professor of the Department of Finance and Credit, Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod, Nizhny Novgorod, Russia.

ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА РИСКА ИСПОЛНЕНИЯ РАСХОДОВ И ДОХОДОВ БЮДЖЕТА СУБЪЕКТА РФ RELATIVE ASSESSMENT OF THE RISK OF EXECUTION OF EXPENSES AND INCOME OF THE BUDGET OF THE SUBJECT OF RUSSIA

Аннотация. В статье выполнена оценки риска на основе относительного показателя на примере консолидированного бюджета Нижегородской области, используя результаты которой муниципалитеты могут достичь большей финансовой устойчивости и стабильности. Значимая оценка риска, основанная на относительном индикаторе, может использоваться для определения пороговых значений риска бюджета в части расходов или доходов. Мобилизацию доходов бюджета, отличающихся средним и выше среднего уровнем риска, можно рассматривать в качестве резерва увеличения доходной базы бюджета. Хотя относительные показатели могут не охватывать все скрытые факторы, способствующие бюджетным рискам, простота расчета делают их удобным практическим инструментом для первоначальных оценок и сравнений территорий по степени устойчивости и надежности их бюджетного потенциала. Комплексный подход к оценке бюджетного риска позволит нивелировать несовершенства планирования и исполнения муниципальных бюджетов, сократить разрыв в бюджетной обеспеченности муниципальных образований, а также оптимизировать процесс управления расходами местных бюджетов.

Abstract. The article carries out a risk assessment based on a relative indicator using the example of the consolidated budget of the Nizhny Novgorod region, using the results of which municipalities can achieve greater financial sustainability and stability. A meaningful risk assessment based on a relative indicator can be used to determine budget risk thresholds for expenditures or revenues. The mobilization of budget revenues, characterized by an average and above average level of risk, can be considered as a reserve for increasing the budget revenue base. Although relative indicators may not capture all the underlying factors that contribute to fiscal risks, the ease of calculation makes them a useful practical tool for initial assessments and comparisons of areas on the strength and reliability of their fiscal capacity. An integrated approach to assessing budget risk will make it possible to level out imperfections in the planning and execution of municipal budgets, reduce the gap in the budgetary provision of municipalities, and also optimize the process of managing local budget expenditures.

Ключевые слова: бюджетный риск, относительный показатель, исполнение, расходы, доходы.

Keywords: budget risk, relative indicator, execution, expenses, income.

В условиях роста геополитической напряженности, перераспределения федерального бюджета в сторону увеличения расходов на национальную безопасность и ограниченности бюджетных средств регионов особую значимость приобретают вопросы эффективного управления расходами. В этой ситуации повышение эффективности расходования бюджетных средств является одной из главных задач функционирования всех звеньев государственной власти. Необходимо правильно оценить назначение и роль региональных бюджетных расходов, а также организовать их использование с наибольшим эффектом [1]. Осведомленность о бюджетных рисках позволяет муниципальным образованиям проводить более продуманную бюджетную политику и своевременно принимать меры. Это достигается посредством анализа источников и вероятности наступления потенциальных шоков для системы государственных и муниципальных финансов, долгосрочного анализа бюджетной устойчивости, проведения стресс-тестирования бюджетной и финансовой систем [2].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Цель настоящей статьи на базе существующих методологических подходов и практических методов выполнить оценку риска расходов и доходов, а также эффективности исполнения бюджетных назначений в части расходов и доходов субъекта Российской Федерации на основе бюджетных данных Нижегородской области и её территориальных образований.

Существование недостатков и несовершенств модели межбюджетных отношений РФ подтверждено отсутствием снижения числа дотационных регионов. Наша страна включает 89, в том числе 4 новых субъекта Российской Федерации. В период с 2019 по 2021 год состав регионов доноров не менялся, и включал тринадцать субъектов: Республика Татарстан, Калужская, Ленинградская, Московская, Самарская, Сахалинская, Свердловская и Тюменская области, Москва, Санкт-Петербург, Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, Ямало-Ненецкий автономный округ. В 2022 году список регионов, не получающих дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, был расширен до двадцати трех, с включением Краснодарского и Пермского краев, Белгородской, Вологодской, Иркутской, Липецкой, Мурманской, Тульской, Ярославской и Нижегородской областей. В 2023 году количество субъектов - доноров не изменилось, несмотря на изменение состава: Челябинская область заменила Пермский край. В 2024 году

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.