СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ
Ш
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА И ЧАСТНОГО
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: ОБЗОР ПРОВОДИМЫХ РЕФОРМ В УЗБЕКИСТАНЕ
Б.Р. Санакулова,
старший научный сотрудник, соискатель Ташкентского финансового института,
кандидат экономических наук [email protected]
В статье рассмотрены совершенствования механизма налогообложения субъектов предпринимательства путем предоставления льгот и преференций в Узбекистане. Приведен анализ развития малого бизнеса и частного предпринимательства, результаты проводимых реформ направленных на совершенствование нормативно-правовой базы, укрепление приоритета и гарантии неприкосновенности частной собственности.
Ключевые слова: Узбекистан, малый бизнес, налоговые льготы, упрощенный порядок налогообложения, налоговая система.
УДК 338.22: 336.22 ББК 65.261.4
Устойчивый рост экономики республики во многом обуславливается эффективностью действующей в государстве системы налогообложения. Как отметил Президент Республики Узбекистан И.А. Каримов, «создание прочного фундамента для ускоренного развития экономики тесно связано, в первую очередь, с дальнейшим углублением бюджетных и налоговых реформ, упрощением и унификацией системы налогообложения и сокращением налогового бремени». Дальнейшее совершенствование налоговой политики республики отмечено в качестве «принципиально важного приоритета» реформирования экономики. В условиях модернизации экономики механизм налогообложения оказывает большое влияние на деятельность субъектов предпринимательства. Государство через механизм налогообложения может ограничить или, наоборот, стимулировать их деятельность. Как подчеркивает И.А. Каримов: «....налоги должны быть обоснованными, стабильными, гибкими, они не должны связывать руки производителя, а наоборот должны стимулировать его. Налоги должны всячески стимулировать предпринимательскую активность и энтузиазм предприятий» [1], также он отметил, что, «...экономический рост во многом связан со стабильной и направленной на снижение налогового бремени политикой» [2]. Действительно, и государство, и налогоплательщик обоюдно заинтересованы в снижении (в рамках закона) и установлении оптимального налогового бремени, потому что оно с одной стороны стимулирует финансово-хозяйственную деятельность предприятий, с другой стороны обеспечивает стабильное поступление средств в государственный бюджет. Уровень влияния налогов на деятельность субъектов предпринимательства напрямую связан с налоговой политикой государства. Действующий порядок налогообложения напрямую влияет на деятельность субъектов предпринимательства. В республике Узбекистан при принятии управленческих решений большое значение имеют инструменты налогообложения. Именно с помощью инструментов налогообложения государство может влиять на общий уровень экономической активности предпринимателей, потому что влияние объема уплачиваемых налогов и других обязательных платежей на факторы, определяющие экономическую активность (сумма дебиторской и кредиторской задолженности, производственный и инвестиционный потенциал, скорость и объем производимой продукции, количество и уровень компетентности персонала), имеет важное значение. Через повышение экономической активности субъектов предпринимательства обеспечивается рост объемов налоговых поступлений в бюджет. Такие меры, как создание благоприятных условий в сфере налогообложения, предоставление льгот и преференций, совершенствование, сокращение и упрощение порядка предоставления отчетов в налоговые органы и в отделы статистики направлены на повышение экономической активности субъектов предпринимательства в Республике Узбекистан. Также, в Республике вопросы развития малого бизнеса и частного предпринимательства (МБиЧП), наряду с разгосударствлением и приватизацией, составляют основу формирования многоукладной рыночной экономики с первых лет независимости.
1. Исторические аспекты проводимых реформ совершенствования механизма налогообложения субъектов предпринимательства в Узбекистане
Начиная с первых лет независимости, налоговая политика была направлена на развитие производства, увеличение реальных доходов населения и дальнейшее укрепление экономики. Процесс либерализации бюджетной и налоговой сферы осуществляемой в Узбекистане является важным фактором стабильного развития экономики, хозяйственной деятельности МБиЧП, стимулирование новых видов предпринимательства. Структурным преобразованиям экономики, повышению деловой активности и финансовой устойчивости хозяйствующих субъектов МБиЧП способствовала проводимая рациональная налоговая политика, направленная, в первую очередь, на сокращение налогового бремени. Так, в 2011 г. совокупное налоговое бремя по сравнению с 1991 годом снизилось почти в 2 раза — с 41,2 до 22% к ВВП (рис.1) Сегодня Узбекистан твердо и неуклонно идет к поставленной долгосрочной цели — обеспечить своему народу достойные условия жизни и достойное место в мировом сообществе. Последовательное совершенствование налоговой политики создает все условия для того, чтобы каждый субъект МБиЧП не уклонялся от налогов, не скрывал свои доходы, а напротив, стремился развивать свое производство и повышать свою прибыль.
120 100 80 60 40 20 0
Рис. 1. Динамика снижение налогового бремени и рост ВВП
Темп роста ВВП
103,8 104,2 104,2 104,4
107,7 107,5 107,3 109,5 109 108,1 108,5 108,3 108,2 108
Налоговое бремя (в % к ВВП)
37,4 35,6
31 30,1 28,6 27
23,2 22,5 21,9 22 21,5 20,5
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013
33,2 32,5
Нужно отметить что, в Республике Узбекистан осуществлена масштабная налоговая реформа, результатом которой стало создание современной налоговой системы, отвечающей требованиям рыночной экономики, обеспечивающей пополнение Государственного бюджета и финансирование необходимых государственных расходов, а также играющей стимулирующую роль в росте реальных доходов населения, осуществлении модернизации, развитии новых отраслей экономики, росте МБиЧП. Важнейший результат проводимой налоговой реформы — поэтапное снижение налогового бремени, что стало одним из важных факторов поддержания высоких темпов экономического роста. Так, если в 1994 г. ставка налога на прибыль предприятий составляла 45%, то к 2014 г. она снизилась до 8%. С 1 января 2012 г. ставка единого налога для производителей промышленной продукции, которая несколько
335
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ
лет назад была установлена в размере 13%, снижена до 5%. В последние годы ставки и по всем остальным налогам имеют тенденцию к снижению. Так, например, минимальная ставка налога с доходов физических лиц также снижена с 13% в 2008 г. до 7,5% в 2014 г. (табл.1).
Таблица 1
Динамика изменений налоговых ставок в Республике Узбекистан в 2008—2014 гг., в %
Налоги и другие обязательные платежи 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014
Налог на прибыль юридических лиц 10,0 10,0 9,0 9,0 9,0 9,0 8,0
Налог на доходы физических лиц* ГО -L СЛ СО СО о О О 12,0 17.0 22.0 11,0 17.0 22.0 10,0 16,0 22,0 8,0 16,0, 22,0 8,0 16,0, 22,0 7,5 16,0, 22,0
Налог на добавленную стоимость 20,0 20,0 20,0 20,0 20,0 20,0 20,0
Единый налоговый платеж** 8,0 8,7 7,0 6,0 6,0 (5,0) 6,0 (5,0) 6,0 (5,0)
Налог на имущество юридических лиц 3,5 3,5 3,5 3,5 3,5 3,5 4,0
Единый земельный налог 2,8 3,5 5,0 6,0 6,0 6,0 6,0
Налог на благоустройство и развитие социальной инфраструктуры 8,0 8,0 8,0 8,0 8,0 8,0 8,0
Единый социальный платеж с ФОТ социальной инфраструктуры 24,0 24,0 25,0 25,0 25,0 25,0 25,0
Примечание: * шкала налогообложения по группам облагаемых доходов физических лиц определяется исходя из минимальной заработной платы (МЗП), установленной на начало года (1 января 2014 г. — 96105 сум), и не пересматривается в течение года при изменении размера МЗП. Например, для 2014 г.: если облагаемый доход составляет менее пятикратного размера МЗП, тогда ставка налога 7,5% от суммы дохода; от пяти- (+1 сум) до дясятикратного размера МЗП — налог с пятикратного размера МЗП + 16% с суммы, превышающей пятикратный размер МЗП; от дясятикратного (+1 сум) размера МЗП и выше — налог с дясятикратного размера МЗП + 22 % с суммы, превышающей дясятикратный размер МЗП.
** в скобках указана ставка для предприятий в сфере промышленности.
Источник: http://www.soliq.uz.
Несмотря на снижение налогового бремени за годы налоговой реформы, удалось обеспечить стабильный рост объемов
поступлений по налоговым и иным обязательным платежам. Это способствует еще большей открытости деятельности налоговой системы и ее унификации, а также значительному облегчению налогового бремени предприятий. В результате проводимых мер по реформированию налоговой системы за годы независимости произошли позитивные изменения в структуре уплачиваемых налогов. В частности: заметно увеличилась доля налогов, связанных с использованием природных ресурсов и, в первую очередь, недр; увеличилась в общем объеме налоговых поступлений доля налога на доходы физических лиц; возросла доля налогов, уплачиваемых субъектами малого бизнеса, при снижении ставок более чем в два раза.
2.Анализ обеспечения устойчивого экономического роста путем совершенствования механизма налогообложения субъектов МБиЧП в Узбекистане
Нужно отметить, что в результате проводимых реформ, МБиЧП показывает динамичный рост, увеличивается их доля в ВВП страны. С 2000 по 2014 гг. количество зарегистрированных субъектов МБиЧП выросло почти в 3 раза. В 2013 г. на 1000 человек приходится 16,2 субъектов МБиЧП. Данный показатель в Молдове составляет 12,3, в России — 11,3, в Украине — 7,5, в Беларуси — 7,3 и в Азербайджане — 1,6. Как видно, по данному показателю Республика Узбекистан занимает лидирующее положение [3]. Деятельность субъектов МБиЧП является основным фактором, обеспечивающим устойчивый экономический рост страны и в последние десятилетия показывают тенденцию стабильного роста. Так, удельный вес субъектов МБиЧП в ВВП страны вырос с 31 % в 2000 г. до 55,8% в 2013 г. В этот период удельный вес занятых в сфере МБиЧП вырос с 49,7 до 76%, доля в промышленном производстве вырос с 12,9 до 22,1%, а доля субъектов МБиЧП в экспорте страны выросла с 10,2 % до 18 % в 2013 г. Структурный состав в сфере малого предпринимательства улучшился за счет увеличения удельного веса малых промышленных предприятий, объем производимой ими продукции в 2013 г. больше на 10,7 раз, чем в 2000 г. Также, увеличивается участие малого бизнеса и в локализации комплектующих и запасных частей для производства автомобилей и тракторов (табл.2). Осуществлен ряд мер, направленных на создание благоприятного бизнес — климата, совершенствование нормативно-правовой базы, укрепление приоритета и гарантии неприкосновенности частной собственности, обеспечение свободы предпринимательства, сокращение управленческих функций государства и разрешительных норм деятельности, снятие бюрократических барьеров, обеспечение широкого доступа к использованию финансово-кредитных и сырьевых ресурсов.
В соответствии с Налоговым кодексом Республики Узбекистан, субъектам малого бизнеса и частного предпринимательства, наряду с преференциями, гарантиями и правами осуществления предпринимательской деятельности, предоставлено право выбора упрощенного порядка налогообложения, либо уплату общеустановленных налогов. В соответствии со статьей 348 Налогового кодекса упрощенный порядок налогооб-
Таблица 2
Основные показатели, характеризующие место малых предприятий и микрофирм в национальной экономике Узбекистана
Показатели 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013
Удельный вес малого бизнеса в ВВП страны (в %) 33,8 35,5 35,0 35,6 38,2 42,1 45,7 48,2 50,0 52,5 54,0 54,6 55,8
Удельный вес малых предприятий и микрофирм (в %) 13,1 14,8 15,7 16,4 21,5 23,5 27,9 29,5 31,2 32,7 33,7 33,9 34,6
Количество действующих малых предприятий и микро фирм (в тыс.ед.) 177,7 215,7 229,6 237,5 268,6 346,1 391,9 135,6 152,2 201,7 246,4 271,1 297,6
Удельный вес занятых в сфере малого бизнеса (в %) 54,5 56,7 60,3 65,5 69,3 70,4 72,1 73,1 74,2 74,3 74,8 75,7 76,0
Удельный вес во внешней торговле (в %) 15,8 19,0 18,5 17,3 20,7 21,3 22,3 21,6 27,0 22,9 26,5 25,7 28,8
Доля в импорте (в %) 26,9 24,9 33,0 32,7 33,7 34,5 33,3 35,7 42,5 36,6 37,4 37,6 40,6
Доля в экспорте (в %) 9,3 7,5 6,9 7,3 6,0 10,7 14,8 12,3 14,6 13,6 18,8 15,7 18,0
Источник: Узбекистан в цифрах. Статистический сборник — Ташкент: Государственный комитет Республики Узбекистан по статистике, 2013. — 186 с.
336
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ
Ш
ложения предусматривает применение специальных правил исчисления и уплаты единого налогового платежа, единого земельного налога и фиксированного налога на отдельные виды предпринимательской деятельности, а также представления налоговой отчетности по этим налогам. Единый налоговый платеж и единый земельный налог уплачиваются взамен совокупности общеустановленных налогов и других обязательных платежей, предусмотренных Налоговым кодексом. Также плательщики единого налогового платежа могут уплачивать налог на добавленную стоимость на добровольной основе в случае, если они осуществляют оборот, облагаемый налогом на добавленную стоимость (табл.3).
Таблица 3
Налоги и другие обязательные платежи, уплачиваемые субъектами МБиЧП
Субъекты малого бизнеса Налоги Обязательные платежи
Микрофирмы и малые предприятия Единый налоговый платеж Единый социальный платеж
Фермерские хозяйства Единый земельный налог единый социальный платеж обязательные отчисления во внебюджетный Пенсионный фонд обязательные отчисления в Республиканский дорожный фонд обязательные отчисления во внебюджетный Фонд реконструкции, капитального ремонта и оснащения образовательных и медицинских учреждений
Индивидуальные предприниматели Фиксированный налог Страховые взносы во внебюджетный Пенсионный фонд
В результате проводимых реформ налоговой системы, в течение последних десятилетий наблюдается постепенное снижение доли налогов в ВВП страны. В 2000 году удельный вес чистых налогов в составе ВВП составлял 12,5%, в 2013 году данный показатель снижен до 8%. Причина этого в предоставлении налоговых льгот для стратегических отраслей экономики Республики Узбекистан. В рамках антикризисных мер обеспечивается увеличение суммы прибыли, остающейся в распоряжении предприятий путем принятия дополнительных мер. Эти меры направлены на снижение налогового бремени, упрощение и унификацию системы налогообложения, поддержку МБиЧП.
Согласно Постановления Президента Республики Узбекистан № 325 от 17 апреля 2006 г. «О мерах по ускорению развития сферы сервиса и услуг в 2006-2010 гг. в Республике Узбекистан» с 1 апреля 2006 года юридические лица, оказывающие финансовые, банковские, бытовые и другие услуги на 3 года освобождены от налога на прибыль (дохода) и единого налогового платежа. Согласно Указа Президента Республики Узбекистан № 3860 от 17 марта 2007 г. «О дополнительных мерах по стимулированию модернизации, технического и технологического перевооружения производства» предприятиям, использующим упрощенный порядок налогообложения, предоставлены льготы по единому налоговому платежу сроком на 5 лет в форме снижения налогооблагаемой базы на сумму приобретенного нового технологического оборудования, но не свыше 25% от налогооблагаемой базы. Согласно Указа Президента Республики Узбекистан № 1048 от 27 марта 2009 года «О программе локализации производства готовой продукции, комплектующих и материалов на основе промышленной кооперации в 2009 году» для дальнейшего стимулирования увеличения производства современной экспортоориентированной и импортозамещающей продукции, укрепления промышленной кооперации между крупными предприятиями и субъектами малого бизнеса, внутренней, отраслевой и межотраслевой промышленной кооперации, для содействия занятости населения, с учетом итогов деятельности второй Республиканской промышленной ярмарки и кооперационной биржи, предпри-
ятия, входящие в перечень вышеуказанного Указа Президента, до 1 января 2014 года освобождены от уплаты таможенных платежей за импортируемое технологическое оборудование и комплектующие, также компоненты, используемые в технологическом процессе производства локализуемой продукции (кроме уплаты платежей за таможенные процедуры); налога на прибыль, единого налогового платежа (для предприятий, использующих упрощенный порядок налогообложения); налога на имущество, по основным фондам, используемых в процессе производства локальной продукции. Установлен порядок направления высвобожденных средств на создание новых производственных мощностей, расширение действующего производства, реконструкцию, модернизацию, техническое и технологическое перевооружение производства, внедрение системы менеджмента качества, на приобретение сырья и материалов для производства локальной продукции, на стимулирование труда инженерно-технических сотрудников предприятий, участвующих в процессе локализации производства.
Согласно Указа Президента Республики Узбекистан № 4058 от 28.11.2008 г. «О программе мер по поддержке предприятий реального сектора экономики, обеспечению их стабильной работы и увеличению экспортного потенциала» для обеспечения конкурентоспособности на внешнем рынке предприятий-экспортеров, для предприятий с иностранными инвестициями, специализирующихся на производстве готовой продукции, срок действия льготы по освобождению от всех налогов и обязательных платежей в бюджет (кроме НДС) продлен до 2015 года; срок возврата суммы НДС снижен с 30 до 20 дней; срок действия льгот по налогам для предприятий с иностранными инвестициями, специализирующихся на производстве готовой продукции продлен до 2015 года. В результате комплексных мер по стимулированию производства и предоставленных налоговых льгот обеспечен рост удельного веса сферы промышленности, транспорта и связи в структуре ВВП страны.
60
50
40
30
20
10
0
2007 й. 2008 й. 2009 й. 2010 й. 2011 й. 2012 й. 2013 й.
■ Удельный вес малого бизнеса в ВВП ■ налоговая бремя
Рис.2. Удельный вес МБ и ЧП в ВВП и налоговая нагрузка
Источник: Финансы Узбекистана. Статистический сборник. — Ташкент: Государственный комитет Республики Узбекистан по статистике, 2013. — 136 с.
В Узбекистане для достижения стабильного макроэкономического развития в последние десятилетия большое внимание уделяется снижению налогового бремени субъектов МБ и ЧП. В результате проводимых бюджетно-налоговых реформ удельный вес налоговой составляющей в структуре ВВП страны снижен с 37,1 % в 2000 г. до 20,5 % в 2013 г. С уменьшением удельного веса налоговой составляющей в структуре ВВП страны обеспечивается пропорциональный рост ВВП. Так, относительно 2004 г. в 2005 г. налоговое бремя было снижено на 5,4 %, а рост ВВП за соответственный период составил 7,0 процентных пункта (рис.2). Уместно отметить, что в 1993 г. удельный вес налоговой составляющей в структуре ВВП страны составлял 45,0%. Несмотря на то, что за последние десятилетия доля промышленности в структуре ВВП страны увеличивалась, удельный вес прямых налогов (основными плательщиками которых являются производители промышленной продукции) в структуре ВВП страны за указанный период снижался, что является следствием предоставленных налоговых льгот. Государство за
337
Ill
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ
счет предоставления льгот обеспечивает расширение налогооблагаемой базы, стимулирует создание новых рабочих мест, тем самым обеспечивает социальную защиту населения. Запланировано, что сумма льгот, остающаяся в распоряжении предприятий — производителей промышленной продукции за счет вышеуказанных комплексных мер будет составлять свыше 52,0 млрд сум и эта сумма полностью будет направляться на расширение производственной деятельности предприятий, внедрение современных технологий и создание новых рабочих мест. По итогам 9 месяцев текущего года рост объема произведенной промышленной продукции составил 7%, рост объема произведенной малыми предприятиями промышленной продукции составил 26,5%. В том числе, рост произведенной продовольственной продукции составил 27,0%, легкой промышленности 39,0%, машиностроительной промышленности 37,0%. Все это доказывает, что предоставленные льготы работают и стимулирующая функция налогов действует на практике. Процессы подготовки и предоставления налоговых отчетов тоже совершенствуются. С 1 июля 2005 г. субъекты МБ и ЧП перешли с ежемесячного порядка предоставления отчетов на ежеквартальный, а фермерские хозяйства на ежегодный. В результате проводимых реформ ставки налогов снижаются, за счет стимулирующей функции налогов, налогооблагаемая база расширяется, абсолютная величина уплаченных налогов растет. В то же время удельный вес поступлений с единого налогового платежа в общей структуре налоговых поступлений увеличивается (с 2,87 % в 2010 г. до 3,18 % в 2013 г.).
Таблица 4
Анализ динамики изменений доходов государственного бюджета Республики Узбекистан (%)
№ Виды налогов 2010 2011 2012 2013
Поступления в бюджет всего, без целевых фондов 100,00 100,00 100,00 100,00
1. Прямые налоги 26,09 26,36 25,42 24,23
1.1 Налог на прибыль юридических лиц 4,74 5,05 4,70 3,96
1.2 Единый налоговый платеж 2,87 3,29 3,03 3,18
1.3 Единый налоговый платеж предприятий торговли и общественного питания 2,69 2,81 2,76 2,88
1.4 Налог на доходы физических лиц 11,73 11,25 10,81 10,36
1.5 Фиксированный налог по отдельным видам предпринимательской деятельности. 1,24 1,32 1,49 1,58
1.6 Налог на благоустройство и развитие социальной инфраструктуры 2,82 2,64 2,63 2,27
2. Косвенные налоги 50,44 48,21 49,00 51,09
2.1 Налог на добавленную стоимость 28,68 27,91 28,02 28,80
2.2 Акцизный налог 16,32 14,90 14,91 15,90
2.3 Таможенные платежи 3,16 3,03 3,57 3,84
2.4. Налог с физических лиц на потребление бензина, дизельного топлива и газа для транспортных средств 2,27 2,38 2,50 2,56
3. Ресурсные платежи и налог на имущество 15,41 15,39 15,55 14,80
3.1 Налог на имущество 3,18 3,35 3,46 3,86
3.2 Земельный налог 2,37 2,56 2,28 2,22
3.3 Налоги и специальные платежи для недропользователей 9,45 9,11 9,47 8,35
3.4 Налог за пользование водными ресурсами 0,41 0,37 0,35 0,39
4. Налог с сверхприбыли 1,76 2,12 2,22 2,23
5. Другие доходы 6,30 7,92 7,80 7,62
Источник: http://data.mdg-stat.uz/ и http://www.mf.uz/
Также, в 2012 г. в целях дальнейшего развития сферы услуг, для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность в сфере производства в г. Ташкенте, сумма фиксированных налоговых платежей снижена в среднем в 2 раза. Например, если для индивидуального предпринимателя, осуществляющего свою деятельность в сфере производства, в прошлом году сумма фиксированного налога составляла 220,0 тыс. сум в месяц, то в этом году составит 126,0 тыс. сум. Данный налог в сфере парикмахерского обслуживания в прошлом году снижен с 409,0 тыс. сум до 252,0 тыс. сум в этом году, в сфере бытовых услуг с 346,0 до 220,0 тыс. сум и в других сферах с 315,0 тыс. сум до 126,0 тыс. сум. За счет этих мер запланировано обеспечить дальнейшее развитие сферы услуг и довести ее долю в структуре ВВП до 60% в 2014 г. Кроме того, перед государственными налоговыми органами была поставлена важная задача — обеспечить контроль в области налогообложения субъектов МБ и ЧП и соблюдения ими налогового законодательства, защиту экономических интересов и имущественных прав государства. Учитывая, что эффективное функционирование налоговой системы возможно только при использовании передовых информационных технологий, базирующихся на современной компьютерной технике, руководством страны и Государственным налоговым комитетом с момента формирования самой налоговой системы в Узбекистане проводится целенаправленная работа в области развития и внедрения в деятельность налоговых органов информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
Автоматизированная информационная система создавалась поэтапно. Она предназначена для автоматизации функций всех уровней налоговой службы по обеспечению процесса сбора налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды, обеспечения органов управления и соответствующих уровней налоговых служб достоверной налоговой информацией и проведения её комплексного оперативного анализа. Сегодня субъекты МБ и ЧП благодаря сайту www.soliq.uz могут воспользоваться широким спектром интерактивных услуг и, не покидая своих офисов, используя свои домашние компьютеры, получить необходимую информацию, которая позволит грамотно исполнять налоговые обязательства, как при ведении бизнеса, так и физическим лицам защитить свои права и интересы. При разработке и создании интерактивных услуг был изучен передовой опыт в этой области многих стран, в том числе Японии, Республики Корея, России, Франции. Особый акцент делался на актуальность услуги, чтобы она была востребована и доступна самому широкому кругу пользователей. Государственным налоговым комитетом на постоянной основе ведется широкомасштабная работа по повышению правовой грамотности предпринимателей. Одним из механизмов реализации этой деятельности является предоставление интерактивной услуги «нормативно-правовые акты по налогообложению». С ее помощью налогоплательщик всегда может найти необходимый ему нормативно-правовой акт, регулирующий сферу налогообложения, быть в курсе новостей и изменений в налоговом законодательстве, ознакомиться с документами, разработанными Государственным налоговым комитетом совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами. Предоставляемая актуальная информация позволяет субъектам МБ и ЧП оперативно корректировать и грамотно планировать свою текущую и дальнейшую деятельность. На этом сайте на сегодняшний день размещены более 500 нормативно-правовых актов. В связи с активным развитием ИКТ в Узбекистане наблюдается тенденция роста числа юридических лиц, предоставляющих отчетность в электронном виде. Только за 2008-2014 гг. их количество по республике выросло в 15 раз. В 2011 г. 79,6% хозяйствующих субъектов перешли на электронную форму сдачи налоговой отчетности. А сначала 2014 г. эта цифра возросла до 95%. Это, несомненно, свидетельствует о росте правовой грамотности и знаний субъектов предпринимательства в области ИКТ, понимании ими тех преимуществ, в частности, экономии временных и финансовых ресурсов, которые можно получить, отправляя отчет в электронном виде.
338
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ
Ш
В соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 23 августа 2007 г. № 181 «О мерах по дальнейшему совершенствованию взаимодействия органов государственного и хозяйственного управления, государственной власти на местах с юридическими и физическими лицами с использованием информационно-коммуникационных технологий» налоговой службой Узбекистана разработаны и внедрены 22 вида интерактивных государственных услуг (шесть из них были внедрены в текущем году). Это позволило наряду с экономией времени и материальных ресурсов субъектов МБ и ЧП: повысить правовую грамотность налогоплательщиков; расширить сферу предоставляемых налогоплательщикам информационно-консультативных услуг; устранить прямое общение между налогоплательщиками и сотрудниками налоговых органов по многим вопросам. Это позволило свести к нулю возможность коррупции, обеспечить дальнейшую либерализацию налоговой политики и содействовать хозяйствующим субъектам в расширении свободы их деятельности. В целях автоматизации бухгалтерского учета субъектов малого бизнеса и сокращения времени на подготовку налоговой отчетности по инициативе Государственного Налогового Комитета был внедрен программный продукт «БЭМ» (электронная помощь бухгалтеру). Этот продукт стал одним из победителей «Best Soft Uzbekistan-2010». Одной из основных задач программы является обеспечение ведения бухгалтерского учета на основе национальных стандартов. Она также позволяет вести бухгалтерский учет фермерским хозяйствам по упрощенной форме. Важным достоинством «БЭМ» является то, что с её помощью можно не только автоматизировать расчеты по налогам, но также и непосредственно формировать саму отчетность и опять же автоматически, посредством интернета, передавать в налоговые органы.
3. Заключение
Государственная политика, направленная на поддержку субъектов МБ и ЧП продолжалась и в 2014 г., что увеличит долю данной сферы в ВВП до 60%. Для дальнейшего развития деятельности субъектов МБ и ЧП, укрепления экономического потенциала регионов и обеспечения стабильных темпов экономического роста за счет увеличения экономической активности населения, целесообразно осуществление следующих мер:
Во-первых, необходимо обеспечить расширение налогооблагаемой базы за счет обеспечения стабильности механизма налогообложения и роста экономической активности. Также предлагается обеспечить научно-обоснованное снижение налогов и оптимальное соотношение прямых и косвенных налогов. Снижение уровня перераспределения ВВП через механизмы налогообложения и снижение степени накопления в государственном бюджете денежных средств должны обеспечить снижение безработицы, снижение объемов государственных расходов, пропорциональное снижение налогового бремени. Это в свою очередь стимулирует стабильный экономический рост.
Во-вторых, при оценке деятельности механизма налогообложения целесообразно исследовать показатели удельного веса налогов в структуре ВВП во взаимосвязи с показателем удельного веса социальных расходов в структуре расходов государственного бюджета. Высокие ставки налогов считаются одним из основных факторов, ограничивающих процессы накопления в национальной экономике. Изъятие ощутимой доли доходов предпринимателей через налоги и обязательные платежи ограничивает финансовый потенциал и предпринимательский энтузиазм, отрицательно влияет на процессы привлечения инвестиций в реальный сектор экономики. Эффективное использование механизма налогообложения для стимулирования привлечения инвестиций в частный сектор и расширения накоплений в будущем будет служить мощным фактором, обеспечивающим экономический рост. Снижение налоговых ставок положительно влияет на общий уровень предложения в национальной экономике, на увеличение доходов предпринимателей и населения, в конечном итоге обеспечивается увеличение накоплений и капитала. И наоборот, увеличение налоговых ставок может привести к уменьшению трудовой и экономической активности, к снижению объемов накоплений, к развитию теневой экономики.
В-третьих, механизм использования стимулирующей функции налогов для стимулирования развития ресурсосберегающих технологий и производств требует дальнейшего совершенствования. В условиях модернизации и развития инновационной экономики требуется внедрение в производство новой техники и технологии. Государство, стимулируя ресурсосберегающие технологии через налоговые льготы и преференции, тем самым стимулирует производство качественной, конкурентоспособной продукции. При условии, что аккумулированные суммы налоговых льгот будут направлены на техническое и технологическое перевооружение, это даст эффект мультипликативного экономического роста. По нашему мнению, предоставление именно таких льгот должно продолжаться и именно через них выявляться стимулирующая функция налогов.
В четвертых, предлагается создать условия для уменьшения затрат налогоплательщиков, в том числе за счет уменьшения затрат на налоговое администрирование. Одним из основных статей затрат, которые связаны именно с налоговым администрированием, считаются затраты, связанные с правильным начислением и своевременной выплатой налогов и других обязательных платежей. В настоящее время предприятия ежегодно сдают около 36, а малые предприятия -19 налоговых и 8 статистических отчетов. Анализ структуры и содержания, представляемых предприятиями отчетов показал, что одни и те же данные отражаются и в отчетах, представляемых в налоговые органы, и в статистических отчетах. Как показывают результаты анализа, повышение расходов на налоговое администрирование имеет регрессивный характер и обратно пропорционально росту показателя выручки от реализации продукции.
Литература
1. Каримов И.А. Нужно бороться за независимость и безопасность. Т.10. — Ташкент: Узбекистан, 2002. — С. 210.
2. Каримов И.А. Все наши устремления и программы — во имя дальнейшего развития Родины и повышения благосостояния народа. — Ташкент: Узбекистан, 2011. — С.48.
3. Основные тенденции и показатели социально-экономического развития Республики Узбекистан за годы независимости (1990-2010 гг.) и прогноз на 2011-2015 гг. — Ташкент: Узбекистан, 2013. — С.350.
4. Финансы Узбекистана. Статистический сборник. — Ташкент: Государственный комитет Республики Узбекистан по статистике, 2013. — 136 с.
5. Узбекистан в цифрах. Статистический сборник — Ташкент: Государственный комитет Республики Узбекистан по статистике, 2013. — 186 с.
339