Базаров Ф.А.
К.э.н., Ташкентский финансовый институт
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКЕ
Одним из приоритетных направлений, проводимых в Узбекистане экономических реформ является развитие малого бизнеса и частного предпринимательства, которое является важным источником создания новых рабочих мест, развития конкурентной среды и коммерциализации нововведений. Обобщения мирового опыта и результаты анализа отечественной практики свидетельствует о том, что, во-первых, малый бизнес является важнейшим структурообразующим сектором развитой экономики; во-вторых, в условиях посткризисного развития мировой экономики, которая сопровождается ужесточением конкуренции на внешних рынках, именно малый бизнес в силу своей относительно меньшей капиталоемкости и гибкости эффективнее обеспечивает модернизацию производства.
Устойчивый рост доли сектора малого бизнеса и частного предпринимательства в валовом внутреннем продукте обусловливает необходимость совершенствования и развития институциональных механизмов налогового регулирования их деятельности.
Как отметил Президент Республики Узбекистана И. А. Каримов: «Росту инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов способствовало снижение в 2011 году с 7 до 6 процентов ставки единого налогового платежа для микрофирм и малых предприятий, что позволило направить около 80,3 миллиардов сумов высвободившихся средств, в первую очередь, на технологическое обновление
производства и внедрение новой современной техники»1.
Необходимость совершенствования содержания, принципов, методов и инструментов налогообложения субъектов малого предпринимательства обусловлена не только изменениями норм законодательства и институциональной среды, но и появлением новых тенденций в экономическом развитии связанных с последствиями мирового финансово-экономического кризиса.
В этих условиях крайне важное значение приобретает применение новых систем налогообложения, критическое обобщение отечественного и зарубежного опыта, объективная оценка и совершенс-
1 Каримов И.А. Доклад на заседании Кабинета Министров, посвященном основным итогам 2011 года и приоритетам социально-экономического развития на 2012 год.
V_/
Таблица 1.
Изменение ставок налоговых платежей за период с 1992 по 2012 гг1.
№ Виды налогов Максимальные ставки налогов в период с 1992 года Установленные ставки на 2012 год Снижение
1 Налог на добавленную стоимость 30% 20% в 1,5 раза
2 Налог на доходы с юридических лиц 45% 9% в 5 раз
3 Налог на доходы физических лиц 13-60% 9-22% в 2,7 раза
4 Единый налоговый платеж для малых предприятий 15,2% 6,0% в 2,2 раза
5 Ресурсные налоги, в т.ч.:
-налог за пользование недрами на нефть 35% 20% в 1,75 раза
-налог за пользование недрами на газ природный 58% 30% в 1,9 раза
6 Единый социальный платеж 40% 25% в 1,6 раза
твование механизма системы налогообложения субъектов малого предпринимательства, а также практики налогового администрирования. Таким образом, совершенствование системы налогообложения субъектов малого предпринимательства в Узбекистане является чрезвычайно актуальным, что определило цель и задачи диссертационной работы.
В Узбекистане последовательно проводится системная работа по совершенствованию налогового законодательства, поэтапному снижению налоговой нагрузки, совершенствованию и упрощению системы налогообложения, с одновременным принятием мер по повышению защищенности налогоплательщиков от необоснованного вмешательства в их хозяйственную деятельность. Важнейшим результатом проводимой налоговой реформы стало поэтапное снижение налоговой нагрузки на экономику, что стало одним из важных факторов поддержания устойчивых темпов экономического роста.
В результате проводимой политики снижения налогового бремени ставка налога на доходы (прибыль) в 2012 году снизилась до 9%. В целях стимулирования расширения внутреннего спроса и увеличения реальных доходов ставка подоходного налога, уплачиваемого физическими лицами, за период с 1992 года снизилась более чем в 2,7 раза. А ставка налога на
1 Источник: по данным Министерство Финансов РУз.
добавленную стоимость снижена с 30% до 20%. При этом за счет снижения единого налогового платежа было обеспечено динамичное развитие сектора малого бизнеса и частного предпринимательства в национальной экономике (табл.1.).
Соответственно существенно возросли финансовые ресурсы субъектов малого бизнеса, что в свою очередь стало дополнительным источником для роста инвестиций, пополнения собственных оборотных средств, повышения заработной платы и доходов работающих.
Наши исследования показывают, что при совершенствовании институциональных механизмов налогового регулирование развития малого бизнеса и частного предпринимательства недостаточно исправление отдельных аспектов связанных с противоречиями и неточностями в налоговом законодательстве. При этом важно разработать и принять дополнительные меры, направленные на снижение налоговой нагрузки, на упрощение налогового законодательства и налогового администрирования для налогоплательщиков (таблица 2.).
Вместе с тем, в Узбекистане целесообразно сформулировать приоритетные направление совершенствования налогообложения системы предпринимательства в условиях посткризисного развития, включающие следующие направления:
- повышение эффективности налогового администрирования;
Таблица 2.
Ключевые проблемы налогообложения, их основные причины и рекомендации по решению
Проблемы Причины проблем Рекомендации по решению проблем Ожидаемый эффект
Сложное налоговое администрирование Наличие противоречий в налоговом законодательстве Совершенствование налогового законодательства Сокращение теневого сектора
Большое количество налогов и обязательных платежей Расширение практики использования электронной формы отчетности Сокращение транзакционных издержек связанных с налоговым администрированием
Повышение квалификации работников налоговых инспекций
Повышение уровня правовой грамотности предпринимателей
- снижение налогового бремени при условии поддержания сбалансированности бюджетной системы;
- унификация налоговых ставок и платежей;
- повышение эффективности и стабильности налоговой системы;
- усиление налогового стимулирование - развития инновационного малого предпринимательства.
Реализация приоритетов должно быть связано не только со снижением налоговых ставок, а необходим системный подход к совершенствованию налогообложения малого бизнеса и частного предпринимательства. С этой целью рекомендуется:
- разработать систему мер обеспечения стабильности налогового законодательства для субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства. Фактор стабильности налоговой системы имеет самостоятельное значение при формировании субъектами малого бизнеса и частного предпринимательства своих производственных и инвестиционных стратегий. Это позволит предпринимателям заранее прогнозировать суммы налоговых и иных обязательных отчислений и платежей в бюджет и тем самым сократить количество случаев уклонения от уплаты налогов. Следовательно, не только величина налогового бремени, но и степень его изменения по годам влияют на объем производства;
- необходимо предоставление налоговых льгот субъектам малого бизнеса и
частного предпринимательства по вновь созданным рабочим местам. Это включает уменьшения налогооблагаемой базы по налогу на упрощенной системы налогообложения на сумму начисленной заработной платы (но не более, чем на 10% от начисленного налога в том отчетном периоде, в котором созданы новые рабочие места), с целевым направлением высвобождаемых средств на расширение производства и улучшение качества производимой продукции, оказываемых услуг или выполняемых работ;
- применение регрессивных налоговых ставок для субъектов малого бизнеса, которые платят единый налоговый платеж, если в отчетном периоде по сравнению предыдущем выручка повысится:
• от 15 до 25 процентов, установленную ставку снижать на 15%;
• от 25 до 50 процентов, установленную ставку снижать на 20%;
• от 50 и более установленную ставку снижать на 30%;
- проведение регулярных консультаций с представителями частного сектора экономики. Работа по дальнейшему совершенствованию налоговой системы должна обязательно учитывать мнение делового сообщества. От того, насколько просто субъектам малого предпринимательства выполнять налоговые обязательства, во многом зависит, предпочтут ли они соблюдать налоговое законодательство или будут скрывать от налогообложения часть своих операций. Необходимо отработать механизм сбора, обобщения и представ-
ления в соответствующие государственные органы конкретных предложений частного сектора экономики по дальнейшему совершенствованию налоговой системы. Важно наладить обратную связь с участниками консультаций, чтобы они знали, каким образом их предложения были учтены при разработке налоговой политики, а если не учтены, то почему. Одной из возможных площадок для таких обсуждений может стать Бизнес-форум, действующий под эгидой Торгово-промышленной палаты при содействии ПРООН. Международная финансовая корпорация (^С) также имеет большой опыт проведения консультаций с представителями бизнеса и может оказать необходимое техническое содействие в этом вопросе;
- разработка комментариев к Налоговому кодексу РУз. В целях упрощения для налогоплательщиков налогового администрирования, избежание разночтений в налоговом законодательстве целесообразно разработать постатейные комментарии к Налоговому кодексу. Данный документ должен дать необходимые разъяснения положений Кодекса и особенностей их применения налогоплательщиками. При его подготовке необходимо учитывать практику применения налогового, а также других актов законодательства, регулирующих малую предпринимательскую деятельность, официальные разъяснения Министерства финансов РУз, Государственного налогового комитета РУз и других государственных органов. Этот документ должен быть изложен максимально простым, доступным для понимания языком и содержать наглядные примеры, на которых налогоплательщик самостоятельно сможет разобраться во всех сложностях налоговой системы. Использование подобных комментариев практикуется во многих странах мира и уже доказало свою эффективность;
- необходимо продолжить целевое снижение налогового бремени на предприятия для увеличения объемов их сбережений (апробировать метод исчисления единого налога с прибыли, что позволит вкладывать больше средств в развитие и расширение производства, снижать себестоимость продукции и др.), с последующим
направлением сэкономленных средств на технологическую модернизацию и развитие производства (продолжить снижение ставки единого социального платежа, вместо предоставления льгот и преференций отдельным предприятиям, применять налоговые льготы ко всем малым предприятиям того или иного стимулируемого сектора национальной экономики и др.). В частности, большую роль играет сокращение налогооблагаемой базы, осуществляется это путем создания фондов и резервов, что также можно отнести к налоговому стимулированию, так как часть выручки, поступающая в эти фонды освобождается от налогообложения. Такие фонды позволяют снизить или смягчить последствия рисков, которым в наибольшей степени подвержены именно мелкие предприятия. Данная практика широко используется в Германии, где налоговое законодательство позволяет предприятиям создавать фонды и резервы по неопределенным обязательствам, при формировании которых предприятия получают отсрочки от уплаты налогов.
Отчисления в фонды по неопределенным обязательствам (фонды риска) представляют собой средства, зарезервированные для покрытия вероятных будущих затрат и потерь, сумму которых заранее установить нельзя. Эти отчисления увеличивают издержки производства и соответственно снижают облагаемую прибыль. Резервы могут быть образованы для покрытия убытков, компенсации ущерба, уплаты штрафов, выплаты пенсий работникам предприятия, в связи с различными непредвиденными рисками;
- совершенствование налогового администрирования с целью дальнейшего упрощения отчетности с одновременным ужесточением мер к неплательщикам налогов, обеспечение полноты и своевременности уплаты установленных налогов и платежей в государственный бюджет при минимальных затратах на их администрирование;
- сократить количество проверяющих органов и повышения ответственности сотрудников налоговых органов за нарушение правил проведения проверок (запрещение проверки субъектов малого
предпринимательства, своевременно уплачивающих налоги и другие обязательные платежи, а также обеспечивающих устойчивые темпы роста и рентабельность производства, внедрения механизма объективного отбора предприятий для проверки на основе анализа рисков);
-пересмотреть штрафные санкции в сторону значительного их снижения (штрафные санкции должны иметь четкие формы и количественные параметры);
-изменения в нормативно-правовых актах по налоговому администрированию, должны проходить независимую экспертизу (ТПП, ассоциации и другие структуры делового сообщества) с точки зрения улучшения делового климата;
- немаловажным фактором, влияющим на успешное функционирование налоговой системы республики, остается обеспечение Государственного налогового комитета Республики Узбекистан и его территориальных подразделений высококвалифицированными сотрудниками с адекватной их социальной защитой. Следует интенсивнее развивать институт независимых специалистов - налоговых консультантов, служащих промежуточным звеном между налогоплательщиками и государством. Развитие сети налоговых консультантов, позволит учитывать при администрировании отраслевую специфику, осуществлять контрольные мероприятия по всем звеньям вертикально-интегрированной структуры налогоплательщиков.
Современный экономический рост характеризуется ведущим значением инновационных процессов и интеллектуализацией основных факторов производства. На долю новых знаний, воплощаемых в технологиях, оборудовании, квалификации кадров, организации производства в развитых странах приходится 70-85% прироста ВВП.1 В целях создания условий для роста конкурентоспособности отечественной продукции с высокой степенью обработки целесообразно, с одной стороны, обеспечить стабилизацию цен на сырье, энергоносители и другие базовые товары, с другой - снижать налоговое бремя в сферах деятельности, в которых
1 Глазьев С.Ю. Экономическая теория технического развития. - М.: "Наука", 2007. с. 327.
осуществляется выпуск высокотехнологичной продукции.2
Мировой финансово-экономический кризис вызвал необходимость пересмотра основных инструментов налоговой политики в целях стимулирования инновационной деятельности хозяйствующих субъектов. К основным мерам налогового стимулирования в условиях посткризисного развития можно отнести: внедрение программ ускоренной амортизации, способствующих оптимизации движения денежных потоков; перенос текущих налоговых убытков на будущие периоды и уменьшение налоговых обязательств прошлых периодов; снижение ставок налогов; совершенствование налогового учета расходов на научные исследования и др.
Необходимы следующие основные направления налоговой политики с учетом реализации стратегии модернизации и технологического перевооружение в целях роста конкурентоспособности национальной экономики: расширения оснований для предоставления отсрочки по уплате налогов, а также более активное использование инвестиционного налогового кредита; предоставление малым предприятиям на срок от одного до двух лет возможности получения отсрочки по уплате налогов; проведение мониторинга и оценка эффективности введения для промышленных и иных предприятий «ускоренной амортизации»; предоставление льготы по налогу на имущество организаций по вновь вводимому технологическому оборудованию на срок не менее 5 лет; принятие пакета законодательных актов, направленных на эффективное налоговое стимулирование инновационной деятельности.
Адекватным к рыночным механизмам государственного регулирования инновационной сферы являются налоговые льготы, которые зарекомендовали себя как надежный инструмент государственной научно-технологической политики, обеспечивающий не только решение частных
2 Воронин С.А. Государственное регулирование ценообразования в условиях повышения конкурентоспособности национальной экономики. Автореферат на соискание ученой степени доктора экономических наук. Т.: ИЭ АН РУз, 2010. с. 12.
экономических задач, но рост конкурентоспособности национальной экономики.
Опыт развитых стран подтверждает, что малый и средний бизнес эффективно осваивает передовые технологии и успешно использует сведения о всякого рода новациях. Зарубежные инновационные фирмы, учитывая большой риск и высокие затраты, переходят на продвижения новой продукции в рынок осторожно. Инновационный процесс формируется как определенный вид деятельности людей по реализации конкретных нововведений за определенный период времени. С учетом целей, задач и направлений инновационной деятельности определяются принципы его организации в масштабе государства, формирование определенных инструментов стимулирование этих процессов. К наиболее типичным инструментам относятся различные виды налоговых льгот, реализуемых в последние годы про-мышленно развитыми и новыми индустриальными странами, включающий: -инвестиционный налоговый кредит; -исследовательский налоговый кредит; -списания из налогооблагаемой базы; -отсрочка налогообложения (налоговая скидка на амортизацию и временные скидки) и др.
С учетом опыта разработки и реализации современных методов налогового стимулирование развития инновационного малого предпринимательства, выявлены тенденции в этой области, реализуемых государством для усиления ориентации инновационной деятельности на цели рыночной конкуренции.1 На основании вышеизложенного, предлагаются меры по совершенствованию институциональных механизмов поддержки инновационных процессов, включающих:
- создание свободной научно-технической зоны, что должно составить основу эффективной деятельности малых инновационных предприятий на долгосрочной основе, как структуры специализирующейся на создании наукоемкой продукции (в 1985 году в Китае была создана первая особая зона высоких технологий в Шень-
1 Портер М. Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей и конкурентов. - М.: "Альпина Бизнес Букс", 2007. - 635 с.
жене). Формирование качественно новой стимулирующей модели налогообложения, позволяющей привлекать в эту зону частных инвесторов, в том числе иностранных, что будет способствовать отбору наиболее перспективных и коммерчески выгодных инновационных проектов (в республике есть опыт создания свободных индустриально-экспортных зон «Навои», «Ангрен»).
- формирование «оффшорного аутсорсинга» в области ИТ-индустрии, подготовки высококвалифицированных кадров, ориентированных на разработку и внедрение новых программных продуктов, информационных технологий и услуг. В настоящее время совокупный объем мирового рынка ИТ - аутсорсинга составляет более 60 миллиардов долларов США, из которых экспорт ПО - не менее 50%. В списке экспортеров ПО лидирует Индия с выручкой в 10 миллиардов долларов США в год, на втором месте Ирландия с выручкой в 4 миллиардов долларов США в год, на третьем - Китай с выручкой в 3 миллиардов долларов в год; 2
- мировой опыт показывает, что наиболее эффективным способом внедрения научных разработок в производство является привлечение частного венчурного капитала. В Налоговом кодексе понятия венчурного капитала и венчурного инвестора отсутствует. При этом в странах с традиционно низким уровнем бюджетного финансирования налоговые льготы обеспечивают финансовые потоки в инновационную сферу, которые превосходят ее бюджетное финансирование. Как свидетельствует зарубежный опыт, в большинстве случаев инвесторы идут на кооперацию, образуя совместный венчурный фонд, от имени которого осуществляются рисковые капиталовложения;
- малым инновационным предприятиям, создаваемым при высших учебных заведениях и научно-исследовательских организациях, наряду с общими условиями налогообложения, необходимо предусмотреть предоставления налоговых льгот, в части освобождения от уплаты НДС (в настоящее время научно-исследователь-
2 htpp://www.comnews.ru
СОЛИК СИЁСАТИ / НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА
О?
ские организации освобождены сроком до 01.01.2013 г. от всех видов налогов, в части выполнения прикладных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ).1
В рамках задачи создания максимально благоприятных условий для расширения экономической деятельности и перехода национальной экономики на инновационный путь развития среди основных мер долгосрочной стратегии в области налоговой политики, в работе рекомендуются следующие меры:
- введение специальной налоговой скидки от обшей суммы инвестиций в активную часть основного капитала с целью модернизации и технологического переоснащения производства для субъектов малого инновационного предпринимательства;
-сокращение на 25% единого налога при условии инвестирования финансовых ресурсов на научные исследования и технологические разработки, если они превышают средний показатель за предшествующие три года;
- введение налоговых льгот при представлении субъектами малого бизнеса и частного предпринимательства лабораторного оборудование, финансирование
научных исследований и производства, опытных образцов инновационной продукции научно-исследовательским институтам и высшим учебным заведениям;
- применение механизма ускоренной амортизации технологического оборудования и приборов для выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ и производства, промышленных образцов инновационной продукции;
- предусмотреть налоговые льготы для предприятий крупного бизнеса, банковского сектора, страховых компаний и других финансовых структур, вкладывающих средства для развития малого инновационного предпринимательства.
Таким образом, переориентация налоговой системы с фискальной на стимулирующую и регулирующую, подкрепленная мерами системного характера, позволит без ущерба для макроэкономических параметров в полной мере использовать налоговые инструменты государственного регулирования, создавая предпосылки для повышение конкурентоспособности на базе роста высокотехнологичных секторов национальной экономики.
Список литературы:
Каримов И.А. Доклад на заседании Кабинета Министров, посвященном основным итогам 2011 года и приоритетам социально-экономического развития на 2012 год.
Постановление Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по стимулированию внедрения инновационных проектов и технологий в производство». №ПП-916 от 15 июля 2008 г.
Глазьев С.Ю. Экономическая теория технического развития. - М.: "Наука" 2007. с. 327.
Воронин С.А. Государственное регулирование ценообразования в условиях повышения конкурентоспособности национальной экономики. Автореферат на соискание ученой степени доктора экономических наук. Т.: ИЭ АН РУз, 2010. с. 12.
Портер М. Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей и конкурентов. - М.: "Альпина Бизнес Букс", 2007. - 635 с.
htpp://www.comnews.ru
1 Постановление Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по стимулированию внедрения инновационных проектов и технологий в производство». №ПП-916 от 15 июля 2008 г.