Научная статья на тему 'Содержание и сущность Концепции усовершенствования налоговой политики Республики Узбекистан'

Содержание и сущность Концепции усовершенствования налоговой политики Республики Узбекистан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
301
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА / НАЛОГОВЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ / НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ / ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кундузова Кумрихон Ибрагимовна, Хабижонов Салохиддин Кахрамонжон Угли

В данной статье объяснены сущность и содержание Указа Президента Республики Узбекистан «О Концепции совершенствования налоговой политики Республики Узбекистан» от 29 июля 2018 года, в том числе освещены вопросы реформирования налоговой системы, сокращение налогов и обязательных платежей, упрощение неэффективных налоговых льгот, обеспечение простоты и стабильности налогового законодательства, уменьшение налоговой нагрузки, повышение инвестиционной привлекательности Республики Узбекистан, а также вопросы совершенствования налогового администрирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Содержание и сущность Концепции усовершенствования налоговой политики Республики Узбекистан»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

СОДЕРЖАНИЕ И СУЩНОСТЬ КОНЦЕПЦИИ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН Кундузова К.И.1, Хабижонов С.К.2

Кундузова Кумрихон Ибрагимовна - доцент, кафедра бухгалтерского учёта и аудита;

2Хабижонов Салохиддин Кахрамонжон угли - студент, факультет управления в производстве, Ферганский политехнический институт, г. Фергана, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье объяснены сущность и содержание Указа Президента Республики Узбекистан «О Концепции совершенствования налоговой политики Республики Узбекистан» от 29 июля 2018 года, в том числе освещены вопросы реформирования налоговой системы, сокращение налогов и обязательных платежей, упрощение неэффективных налоговых льгот, обеспечение простоты и стабильности налогового законодательства, уменьшение налоговой нагрузки, повышение инвестиционной привлекательности Республики Узбекистан, а также вопросы совершенствования налогового администрирования.

Ключевые слова: налоговая политика, налоговые законодательства, налогообложения, налоговые льготы, либерализация экономики.

Указ Президента Республики Узбекистан «О Концепции совершенствования налоговой политики Республики Узбекистан» от 29 июня 2018 года открыл новую страницу в налоговой политике. Данная концепция предусматривает радикальную реформу системы налогообложения, включая сокращение налогов и обязательных платежей, отмену неэффективных налоговых льгот, основной целью которых является создание благоприятной конкурентной среды, обеспечение стабильности и упрощения налогового законодательства, снижение налогового бремени, повышение инвестиционной привлекательности экономики нашей страны, а также совершенствование налогового администрирования. Изменения в налоговой политике являются важным шагом для развития, где особого внимания уделяется справедливой налогового платежа и уменьшению налогового бремени. Последовательное снижение налогового бремени, упрощение системы налогообложения и совершенствование налогового администрирования являются одним из важнейших условий ускоренного развития экономики и повышения инвестиционной привлекательности страны [1, с. 6 -8].

На сегодняшний день анализ показывает, что в этой области существует ряд системных проблем, которые препятствуют экономическому росту, увеличению деловой и инвестиционной активности, созданию здоровой конкурентной среды и обеспечению необходимого уровня налогов и других обязательных платежей [4, с. 364].

В частности этими проблемами являются:

> во-первых, высокая налоговая нагрузка для плательщиков обобщенного налога, а также разница в налоговой нагрузке между субъектами хозяйствования, которые платят налоги в упрощенной и обобщенной системе налогообложения;

> во-вторых, существует неэффективная система налоговых льгот, обязательных платежей, которые препятствуют оборотному капиталу налогоплательщика, а также увеличивают среднюю и конечную стоимость потребительских товаров и препятствуют развитию сотрудничества между крупным и малым бизнесом;

> в-третьих, высокие налоговые ставки фонда оплаты труда приводят к сокрытию реального количества работников и вознаграждению работников налогоплательщиками;

> в-четвертых, широко распространена практика поддержки субъектов предпринимательства с налогами и платежами, в том числе индивидуального характера, что отрицательно сказывается на конкурентоспособности из-за отсутствия эффективной системы мониторинга и контроля эффективности стимулов;

> в-пятых, несовершенство форм и методов механизмов обмена информацией между государственными органами и организациями, электронного налогового администрирование и налогового контроля;

> в-шестых, нет четкой системы анализа рисков и управления рисками при осуществлении контрольных мероприятий, которые оказывают негативное влияние на качество мер контроля и предотвращают вмешательства в отношении субъектов справедливой хозяйственной деятельности;

> в-седьмых, из-за недостаточного уровня собранности налогов по причине неэффективности механизмов местного налогообложения и налогового администрирования, а также отсутствия объективной оценки недвижимости и земельных участков и их стоимости.

Для решения существующих системных проблем в пяти приоритетных направлениях стратегии развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах планируется улучшить налоговое бремя и упростить систему налогообложения, усовершенствовать налоговое администрирование, а также основываясь на результаты общественного обсуждения и рекомендации международного валютного фонда, и международных экспертов:

Определены основные направления концепции совершенствования налоговой политики Республики Узбекистан, которая включает в себя следующее:

> снижение налоговой нагрузки на экономику, а также упрощение налогообложения и устранение непропорциональности налоговой нагрузки на общее налогообложение между хозяйствующими субъектами;

> путем унификации налогов оптимизировать их количество, а также объединение налогов имеющих одинаковые налоговой базы, упрощение и сокращение отчетности, свести к минимуму операционные расходы;

> упрощение налогового законодательства, устранение противоречий и противоречий в нормативно-правовых актах в области налогообложения, усиление защиты прав и законных интересов налогоплательщиков;

> обеспечение стабильности налогового законодательства и непосредственного применения норм Налогового кодекса Республики.

Узбекистан, в том числе предельных ставок налогов и других обязательных платежей в Кодексе с максимальным ограничением норм и нормативных документов, регулирующих вопросы налогообложения;

> сохранение, всесторонняя поддержка и надежная правовая защита благоприятного режима для иностранных инвесторов и инвестиций;

> совершенствование форм и механизмов налогового контроля, в том числе внедрение современных информационно-коммуникационных технологий, обеспечивающих полный охват и подотчетность объектов налогообложения и налогоплательщиков, а также установление порядка налогообложения операций, связанных с формированием трансфертных цен.[3, с. 1-6]

Также в рамках Концепции совершенствования налоговой политики Республики Узбекистан с 1 января 2019 года:

а) Прежде всего, снижение налоговой нагрузки на оплату труда посредством:

> Внедрение единой ставки подоходного налога для физических лиц с 12% для каждого гражданина, включая перевод 0,1% на личные сберегательные пенсионные

счета. В то же время сохраняется существующая процедура освобождения от налогообложения доходов 4 категорий минимальной заработной платы определенных категорий граждан;

> Отмена страховых удержаний, вычитаемых из внебюджетных пенсионных фондов по доходам граждан;

> Для обеспечения стабильности пенсионной системы юридические лица с 50% и более государственной долей в уставном капитале, 50% или более уставного фонда (капитала) государственных предприятий, государственных компаний, определение 25% единого социального платежа для юридических лиц и их структурных подразделений, а также снижение этой ставки с 15% до 1 2% для других юридических лиц;

б) Во-вторых, совершенствование налогообложения налогоплательщиков, упрощение налогообложения, а также упрощение налогообложения с оптимизацией налогообложения оборотов (доходов) путём:

> Снижение ставки подоходного налога с 14 до 12% для юридических лиц, для коммерческих банков с 22 до 20%, а также отмена порядка исчисления налога на прибыль для юридических лиц (мобильных компаний) путём увелечения налоговой ставки с 14 до 20 процента;

> снижение ставки подоходного налога, вычитаемого из источников выплаты дивидендов и процентных ставок с 10 до 5 процентов;

> перевод предприятий имеющий годовой оборотом (выручкой), превышающий 1 млрд. сумов, или достигщих конечного предельного колличества за год для выплаты обобщенных налогов. В то же время фиксированный лимит годового оборота (выручки) в размере 1 млрд. сумов рассматривается не реже одного раза в три года;

> введение подоходного налога, налога на землю, на собственность и налога на водопользование для всех субъектных организаций, в том числе для юридических лиц с оборотом до 1 млрд сумов;

> совершенствование порядка исчисления и уплаты налога на сверхприбыль, в том числе роялти [2, с. 1-3];

в) в-третьих, снижение негативного влияния на налогоплательщиков усовершенствования налоговой политики путём упрощенной процедуры налогообложения достигается посредством:

> снижением ставки налога 5% до 2% на имущество юридических лиц при сохранении режима налогового учёта по курсу, который выше для юридических лиц, ,неэффективно использующих построенные здания и сооружения, включая ранее приватизированные объекты;

> установлением возможности исчисления и уплаты налога по базовой ставке 4% и добровольной уплаты налога на добавленную стоимость для налогоплательщиков с годовым оборотом 1 млрд. сумов годового оборота (выручки);

> поддержанием налогового режима для плательщиков единого земельного налога.

г) четвёртое, совершенствование процедуры исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость и акцизного налога посредством:

> поддержание текущей ставки НДС более 20% путем введения полной системы налогообложения с добавленной стоимостью, уточнения налоговой базы и сокращения количества льгот путём снижения ставки налога к 2019 году;

> В целях финансирования соответствующих мер предусматривается объединение акцизов и сборов для каждого производителя алкогольных напитков и табачных изделий путем перевода средств в национальный бюджет.

Новая система налогообложения, которая возникает в результате вышеуказанных налоговых реформ, должна предусматривать:

> Быстрое развитие экономики;

> Одинаковая налоговая нагрузка применяется ко всем субъектам хозяйствования;

> Создание здоровой конкурентной предпринимательской бизнес-среды;

> Дальнейшая либерализация экономики, защита прав предпринимателей и инвесторов.

Таким образом, следует сказать, что результат любого процесса реформ, в конечном счёте, служит интересам человека.

Список литературы

1. Налоговый кодекс Узбекистана. Т., 2008. С. 6-8.

2. Указ Президента Республики Узбекистан «О Концепции совершенствования налоговой политики Республики Узбекистан» от 29 июня 2018 года. С. 1-3.

3. Стратегия развития Республики Узбекистан на 2017-2021 годы. Т., 2017. С. 1-6.

4. Черник Д.Г. Теория и история налогообложения: учебник для академического бакалавриата. М.: Издательство Юрайт, 2016. С. 364.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.