Воронин С.А.,
главный научный сотрудник Института прогнозирования и макроэкономических исследований при Кабинете Министров Республики Узбекистан, доктор экономических наук; Мухитдинов З.Д., руководитель проекта Института прогнозирования и макроэкономических исследований при Кабинете Министров Республики Узбекистан, доктор экономических наук;
Джайдакбаев М.Т.,
магистрант Банковско-финансовой Академии
НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА УЗБЕКИСТАНА ЗА ГОДЫ НЕЗАВИСИМОСТИ: ЭТАПЫ, ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
ВОРОНИН С.А., МУХИТДИНОВ З.Д., ДЖАЙДАКБАЕВ М.Т. МУСТАЦИЛЛИК ЙИЛЛАРИДА УЗБЕКИСТОН СОЛИЦ СИЁСАТИНИНГ БОСЦИЧЛАРИ, УЗГАРИШИ ВА РИВОЖЛАНИШ ИСТИЦБОЛЛАРИ
Маколада Узбекистан Республикаси солик сиёсатини ислох, к,илиш боск,ичлари, узгаришлар ва ривожланиш истик,боллари урганилган. Шунингдек, тадбиркорлик фаоли-ятини раFбатлантиришга, ик,тисодиётга солик юкини камайтиришга йуналтирилган чора-тадбирларга алохида эътибор каратилган. Х,ар бир боск,ич тахлилида кабул килинган меъёрий-хукукий хужжатлар ва уларни кабул килишдан кузда тутилган максадлар келти-риб утилган. Маколанинг хулоса кисмида иктисодиёт ривожланишининг белгиланган устувор йуналишларини амалга ошириш нуктаи назаридан келиб чикиб, солик сиёсати-нинг истикболи куриб чикилган.
Таянч иборалар: солик сиёсати, соликка тортиш ставкаси ва базаси, иктисодиётга солик юки, соликка тортишнинг соддалаштирилган тизими, ташки шоклар, иктисодий дастур.
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2016, 9
ВОРОНИН С.А., МУХИТДИНОВ З.Д., ДЖАЙДАКБАЕВ М.Т. НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА УЗБЕКИСТАНА ЗА ГОДЫ НЕЗАВИСИМОСТИ: ЭТАПЫ, ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
В статье рассматриваются этапы реформирования, тенденции и перспективы развития налоговой политики Республики Узбекистан. Особое внимание уделено мерам, направленным на стимулирование деятельности предпринимательства, снижению налоговой нагрузки на экономику. При анализе каждого этапа приводятся принятые нормативно-правовые акты и цели их введения. В заключение статьи рассмотрены перспективы налоговой политики в аспекте реализации установленных приоритетов развития экономики.
Ключевые слова: налоговая политика, ставки и база налогообложения, налоговая нагрузка на экономику, упрощенная система налогообложения, внешние шоки, экономическая программа.
VORONIN S.A., MUKHITDINOV Z. J., DJAYDAKBAEV M.T. FISCAL POLICY OF UZBEKISTAN FOR THE YEARS OF INDEPENDENCE: STAGES, TRENDS AND PROSPECTS
The article deals with the reform of the stages, tendencies and prospects of development of the tax policy of the Republic of Uzbekistan. Particular attention is paid to measures aimed at stimulating business activity, reduce tax burden on economy. There are given regulations an the purpose of their introduction on each stage of current analysis. Conclusion the article includes the prospects of fiscal policy in the aspect of implementation of the established priorities for economic development.
Keywords: fiscal policy, the rates and the tax base, the tax burden on the economy, simplified system of taxation, external shocks, economic program.
Механизмы налоговой политики являются основным источником формирования средств госбюджета, важным инструментом проведения глубоких структурных преобразований. Трудно переоценить роль налоговой политики и в стимулировании развития крупного и малого предпринимательства. За годы независимости налоговая система Узбекистана прошла серьезные испытания на прочность, изменяясь в процессе своей эволюции, стимулируя неуклонное развитие бизнеса.
Госбюджет страны до распада СССР от 20 до 50% формировался за счет кредитов и союзных отчислений. Поэтому, потеря централизованных вливаний в условиях падения мировых цен по ключевым экспортным товарам негативно отразилась на состоянии государственных финансов республики. В 1991-1993 годах в результате нарастающей инфляции, развала единых финансово-кредитных связей экономика Узбекистана оказалась в тяжелом эконо-
мическом положении. Однако принятие ряда нормативных актов и своевременное проведение институциональных реформ, адекватных рыночным отношениям, способствовало созданию условий для стабилизации экономики.
На начальном этапе (1991-1995 гг.) основными задачами налоговой политики являлись обеспечение сбалансированности дефицита бюджета, изыскание ресурсов для развития приоритетных отраслей,
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2016, 9
поддержка социальных услуг, выполнение обязательств по обслуживанию внутреннего и внешнего долга. В эти годы создавалась принципиально новая система налогообложения, обеспечивающая формирование доходной части бюджета, поддержание уровня жизни населения, создание государственной налоговой службы.
На этом этапе был введен НДС при ставке в 30%, акцизные налоги, налог на валовой доход с дифференцированными ставками по отраслям экономики от 15 до 35% и другие платежи. Несмотря на имеющиеся трудности, уже к концу 1995 года доля доходов Госбюджета составила 29,7 % в ВВП. При этом удалось снизить налоговую нагрузку на предприятия отраслей экономики на 2,5 п.п. к ВВП за счет отмены ряда налогов и снижения ставок1.
На следующем этапе реформы налогообложения (1996-2003 гг.) усилия Правительства были направлены на стабилизацию основных тенденций в макроэкономике, унификацию налоговой системы и дальнейшему совершенствованию структуры доходов и расходов государственного бюджета. В частности, Законом Республики Узбекистан «Об утверждении Налогового Кодекса Республики Узбекистан» от 24.04.1997г. был принят первоначальный вариант Налогового Кодекса, который позволил объединить в себе все основные принципы функционирования налоговой системы. Отразив в себе накопленный отечественный и мировой опыт, он существенно приблизил налоговое законодательство и систему налогообложения Узбекистана к международному уровню. В новых условиях ставки налогов были дифференцированы с учетом специфики отраслей, что позволило усилить их стимулирующую функцию. Субъекты малого бизнеса на до-
1 Шаулов Д. Эволюция налогово-бюджетной системы за годы независимости Республики Узбекистан. // «Справочник финансового работника», 2015, №12. -С. 65-66.
бровольной основе вместо совокупности налоговых платежей стали уплачивать в бюджет единый налог. С 1999 г. сельскохозяйственные кооперативы, фермерские хозяйства, агрофирмы стали плательщиками единого земельного налога.
В соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 30 августа 2003 года большинство средних предприятий было отнесено к малому бизнесу, что дало им право перейти на упрощенную систему налогообложения, при которой уровень налогового изъятия в два раза ниже, чем при общеустановленной системе.
Были приняты ряд постановлений правительства, направленные на упрощение системы налогообложения отдельных категорий налогоплательщиков, предусматривающие введение фиксированного налога для физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, сокращение количества шкал подоходного налогообложения (с 5-ти до 3-х) с постепенным снижением максимальной ставки налога (с 45% до 32%). В результате реализации мер было обеспечено снижение налоговой нагрузки по фактическим поступлениям в Госбюджет, что способствовало дальнейшему развитию предпринимательской деятельности. Налоговая система постепенно становилась более стабильной и предсказуемой.
Следующим этапом реформирования налоговой системы (2004-2010 гг.) стала ее дальнейшая либерализация. В основе этого этапа реформ лежат поставленные Президентом и правительством задачи либерализации всех сторон жизни общества, продвижения вперед по пути экономических реформ. Изменения, вносимые в законодательство, были нацелены на дальнейшее снижение налогового бремени, упрощение системы налогообложения субъектов малого и крупного предпринимательства, повышение защищенности
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2016, 9
добросовестных налогоплательщиков от необоснованного вмешательства в их хозяйственную деятельность, либерализацию уголовного и административного наказания, на более полную реализацию принципов эффективной налоговой системы.
С 2006 года был отменен экологический налог, который не соответствовал своему экономическому содержанию и приводил к двойному налогообложению расходов хозяйствующих субъектов. Только отмена данного налога позволила высвободить у предприятий более 113 млрд. сум ежегодно, что позволило направить данные средства на модернизацию основных средств. Оптимизированы сроки уплаты налогов и предусмотренных расчетов по ним. Снято большинство барьеров, которые сдерживали развитие предпринимательства. Ужесточены правила проведения налоговых и других проверок. Упрощены вопросы закрытия и ликвидации бизнеса, на что субъекты предпринимательства тратили массу времени.
Важной вехой развития налогообложения на этом этапе явилось утверждение 25 декабря 2007 г. Президентом Республики Узбекистан Налогового Кодекса в новой редакции, который стал нормативным актом прямого действия, включив в себя все ранее имеющиеся нормативно-правовые акты, регулирующие сферу налогообложения. Данная мера позволила значительно сократить количество нормативно-правовых актов в сфере налогового законодательства. Кодексом предусматривается широкое применение бесконтактных форм предоставления финансовой и налоговой отчетности налогоплательщиками в электронном виде через Интернет. Также был принят Закон Республики Узбекистан от 21.09.2006 г. «О налоговом консультировании», который позволил создать новую услугу в сфере налогообложения, широко применяемую в международной практике.
В результате снижения налоговых ставок фактический уровень налоговой нагрузки за 2010 год уже составлял 21,8% к ВВП.
На следующем этапе реформы налогообложения (2011-2015 гг.) Правительство пристальное внимание обратило на дальнейшее совершенствование налогового законодательства. Так, с 2011 года была снижена ставка ЕНП для микрофирм и малых предприятий. Введено уменьшение налогооблагаемой базы по ЕНП на сумму средств, направленных на приобретение нового технологического оборудования. Очередным подтверждением стимулирующей роли налогообложения стали новые льготы и преференции для хозяйствующих субъектов, принятые в 2012-2014 гг. Фактический показатель совокупной налоговой нагрузки в 2014 году уже составил 20% к ВВП, что способствовало дальнейшему развитию предпринимательской деятельности.
В 2015 году также были внесены изменения в действующие механизмы налогообложения, которые были направлены на дальнейшее снижение налоговой нагрузки на предпринимательскую деятельность, обеспечение макроэкономической стабильности и высоких темпов экономического роста, формирование диверсифицированной и конкурентоспособной экономики, повышение социальной справедливости, упрощение налогового администрирования. Снижение налоговой нагрузки на экономику стало возможным благодаря реализации ряда мер по совершенствованию налогообложения и введению с 1 января 2014 года Бюджетного кодекса, что позволило расширить поступление средств в Государственный бюджет и целевые фонды, повысить эффективность их использования.
В 2015 году, по сравнению с 2014 годом, была снижена базовая ставка налога на прибыль с 8 до 7,5%, что уменьшает нало-
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2016, 9
Рис.1. Изменение налоговой нагрузки и дефицита Госбюджета Республики Узбекистан
за 1991-2015 гг.
Источник: Статистический сборник. Основные тенденции и показатели экономического и социального развития Республики Узбекистан за годы независимости (1990-2010 гг.) и прогноз на 2011-2015 гг. (Т.: «Узбекистан», стр. 18) и официальный сайт Министерства финансов Республики Узбекистан: www.mf.uz
говую нагрузку на деятельность крупных предприятий. За счет снижения базовой ставки данного налога предприятия получили в свое распоряжение дополнительные средства, которые были направлены на техническое переоснащение и модернизацию производств, стимулирование работников.
Снижение налоговой нагрузки напрямую коснулось субъектов малого и частного предпринимательства. Для микрофирм и малых предприятий ставка единого социального платежа (в дальнейшем - ЕСП) уменьшилась с 25% до 15%, т.е. более чем в 1,67 раза. Реализация этой меры позволила сократить нагрузку на фонд оплаты труда хозяйствующих субъектов и оставить в распоряжении малых предприятий значительные средства. Это также способствовало расширению выплат работникам предприятий, что усилило рыночные стимулы к расширению производства.
Также были введены новшества и по исчислению единого налогового платежа
(ЕНП) для отдельных секторов экономики. В 2015 году строительные организации стали уплачивать ЕНП по ставке 5%, вместо 6%, которая использовалась в 2014 году. Данная мера способствовала росту иностранных и отечественных инвестиций в строительную индустрию. Были унифицированы ставки единого налогового платежа для предприятий, осуществляющих оптово-розничную торговлю (кроме аптечных организаций) и установлена единая ставка в размере 5 процентов. Для предприятий торговли, осуществляющих оптовую торговлю ставка единого налогового платежа сохранена на уровне 2014 года в размере 5 процентов.
В 2015 году осуществлялась дальнейшая либерализация ответственности хозяйствующих субъектов за отдельные налоговые правонарушения, которая включает в себя отмену применение мер принудительного взыскания суммы доначисленных налогов по результатам проверки в рамках уголовного дела, если эти средства уплачены
ИК,ТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2016, 9
Таблица 1. Изменение ставок налоговых платежей в Узбекистане за период с 1992-2016 гг., %
Виды налоговых платежей Максимальные ставки налогов за период с 1992 по 2016 годы Установленные ставки с 2016г. Снижение
НДС 30,0 20,0 в 1,5 раза
Налог на доходы (прибыль) юридических лиц 45,0 7,5 в 6 раз
Налог на имущество юридических лиц1* 5,0 5,0 в 1,0 раза
ЕНП для малых предприятий 15,2 5,0 в 3,0 раза
Налог на доходы физических лиц до 60,0 23,0 в 2,6 раза
Единый социальный платеж 40,0 25,0 (15,0) в 1,6 раза (в 2,7 раза)
Источник: Основные тенденции и показатели экономического и социального развития Республики Узбекистан за годы независимости (1990-2011 гг.) и прогноз на 2012-2015 годы (Т.: «Узбекистан», 2013. -С.17)
правоохранительным органам. Принятие этой меры позволило предотвратить двойное применение штрафных санкций к предпринимателям (со стороны правоохранительных и налоговых органов).
В целом важнейшим результатом налоговой реформы за 1992-2015 годы является снижение налоговой нагрузки на экономику, что явилось одним из ключевых факторов сохранения высоких темпов экономического роста, бурного развития предпринимательской деятельности. Так, соотношение общего объема налоговых доходов Государственного бюджета к ВВП, используемое в качестве показателя налогового бремени, в целом снизилось с 49,3% в 1992 году до 31,7% в 2000 году, до 19,5% в 2015 году (рис. 1).
Если в 1992 году ставка налога на прибыль предприятий составляла 45,0%, то в 2016 году она снизилась до 7,5%, ставка единого социального платежа, соответственно, снизилась за тот же период с
1 В 1992 году налогооблагаемой базой данного налога являлась среднегодовая балансовая стоимость основных средств, а в 2016 году - остаточная стоимость.
40,0% до 25% (а для микрофирм и малых предприятий - до 15%), максимальная ставка налога на доходы физических лиц -с 60% до 23%, соответственно (табл. 1).
В первые годы независимости налог на доходы физических лиц рассчитывался и взимался по 7 шкалам с максимальной ставкой 60% от полученного дохода, то в настоящее время налог взимается по 4 шкалам с максимальной ставкой 23%. При этом, для доходов в размере одной минимальной заработной платы установлена нулевая ставка. В целях стимулирования потребительского спроса и расширения производства товаров (работ, услуг) ставка налога на добавленную стоимость за 19922015 годы была снижена с 30 до 20%. При этом за счет обеспечения экономического роста и активизации хозяйственной деятельности поступления по налогу на добавленную стоимость в совокупных доходах бюджета устойчиво возрастали.
В целом за годы независимости в республике осуществлена масштабная налоговая реформа, результатом которой стало создание современной налоговой системы, отвечающей требованиям рыночной
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2016, 9
экономики, обеспечивающей пополнение Государственного бюджета и финансирование необходимых государственных расходов, а также играющей стимулирующую роль в росте реальных доходов населения, осуществлении модернизации, развитии новых отраслей экономики, расширении деятельности малого бизнеса и частного предпринимательства.
Либерализация налоговой политики оказала благоприятное влияние на производственную деятельность хозяйствующих субъектов и способствовала более эффективному перераспределению финансовых потоков в экономике. В результате повышения доли средств, остающихся в собственном распоряжении, предприятия получили возможность пополнять и поддерживать оптимальный уровень оборотных ресурсов, больше инвестировать на развитие и модернизацию производства, повышение его эффективности, осуществлять стимулирование труда работников.
В последние годы правительством республики уделяется особое внимание на реализацию всесторонне продуманной программы, направленной на обеспечение глубоких структурных преобразований, надежной защиты интересов частного предпринимательства и малого бизнеса, в законодательном, нормативно-правовом и практическом обеспечении приоритетной роли частной собственности, поступательного сокращения присутствия государства в экономике Узбекистана. В настоящее время 100 процентов налоговой и статистической отчетности сдается в электронном виде через сеть Интернет, что экономит время и средства предпринимателей.
В начале декабря 2015 года Сенат Олий Мажлиса одобрил Государственный бюджет и бюджеты государственных целевых фондов на 2016 год. Сенаторы также утвердили Закон «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Респу-
блики Узбекистан в связи с принятием основных направлений налоговой и бюджетной политики на 2016 год». Из данного нормативного акта следует, что механизмы налогово-бюджетной политики на 2016 год будут направлены, прежде всего, на модернизацию, техническое и технологическое обновление производства, ускоренное развитие дорожно-транспортной и инженерно-коммуникационной инфраструктуры, развитие агропромышленного комплекса, обеспечение роста экспорта и повышение конкурентоспособности национальной экономики. Основными приоритетами налоговой политики на ближайшую перспективу являются: дальнейшее снижение налоговой нагрузки на хозяйствующие субъекты и население, упрощение системы налогообложения, обеспечение сбалансированности бюджетной системы путем укрепления доходной части местных бюджетов1.
В текущем году предусмотрено обеспечить сбалансированность бюджетной системы, повысить эффективность расходования бюджетных ассигнований путем расширения использования государственных программ в бюджетном направлении, продолжить курс на дальнейшее развитие социальной сферы, роста доходов, сбережений и покупательской способности населения с одновременной адресной социальной поддержкой нуждающихся семей, а также реализовать другие меры.
Доходную часть государственного бюджета планируется обеспечить в размере 18,4% к ВВП или 40,5 трлн. сумов, расходную - около 19,4% или 42,7 трлн. сумов.
1 Источник: Постановление Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан «О Государственном бюджете Республики Узбекистан, бюджетах государственных целевых фондов и основных направлениях налоговой и бюджетной политики на 2016 год». Подписано Председателем Сената 3.12.2015 г. (№ ПС-61-Ш) // «Справочник финансового работника», 2016, №1. -С. 30.
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2016, 9
Дефицит бюджета составит 1% от ВВП или 2,2 трлн. сумов1.
В 2016 году главным ориентиром для Узбекистана является непрерывное технологическое обновление производства, а также постоянный поиск внутренних резервов, осуществление глубоких структурных преобразований в экономике, модернизации и диверсификации промышленности. Важнейшим направлением реализации внутренних резервов является поэтапное увеличение глубины переработки отечественных сырьевых ресурсов минерального и растительного происхождения, расширение объемов и номенклатуры производства продукции с высокой добавленной стоимостью2.
В целях реализации установленных приоритетов с 1 января 2016 года снижена ставка ЕНП для микрофирм и малых предприятий сферы услуг с 6 до 5%, что приравнивает их налоговую нагрузку к промышленным и строительным субъектам хозяйствования. Реализация данной меры позволит расширить долю услуг в ВВП с 54,5% до 55,5% за счет активизации инвестиционной деятельности, а также оставить в распоряжении предприятий этой сферы около 60 миллиардов сумов. Данные средства могут быть направлены на модернизацию основных средств. В то же время, ставки большинства налогов в 2016 году не изменились. К ним относятся налог на прибыль, НДС и некоторые другие платежи3.
1 http://www.uzdaily.uz/articles-id-27129.htm
2 Каримов И.А. Наша главная цель - несмотря на трудности, решительно идти вперед, последовательно продолжая осуществляемые реформы, структурные преобразования в экономике, создавая еще более широкие возможности для развития частной собственности, предпринимательства и малого бизнеса. / Доклад Президента Республики Узбекистан И.Каримова на расширенном заседании Кабинета министров по итогам развития страны в 2015 г. и приоритетам на 2016 г. // «Народное слово», 16 января 2016 г.
3 Информационное сообщение ГНК. // «Солик-Инфо», 14 января 2016 г. -С. 1-5.
В целях поддержки приоритетных сфер деятельности до 1 января 2018 г. продлены следующие налоговые льготы:
- освобождение от уплаты налога на имущество хозяйствующих субъектов текстильной промышленности;
- освобождения от уплаты налога на прибыль, налога на имущество, ЕНП, обязательных отчислений в Республиканский дорожный фонд, таможенных платежей, отсрочки по уплате таможенных платежей для предприятий, специализирующихся на выпуске непродовольственных потребительских товаров;
- сохранен порядок применения регрессивной ставки налога на прибыль, единого налогового платежа и налога на имущество юридических лиц. Если доля экспорта в общем объеме реализации составляет от 15% до 30%, то установленная ставка снижается на 30%, при доле экспорта свыше 30 % - снижается на 50%;
- продлены сроки действия льгот в виде освобождения от уплаты налога на прибыль и налога на имущество для предприятий, специализирующихся на производстве продовольственных потребительских товаров, а также от уплаты ЕНП для микрофирм и малых предприятий, уплаты обязательных отчислений в Республиканский дорожный фонд.
До 1 января 2021 года продлены льготы, предусмотренные в пункте 8 постановления Президента Республики Узбекистан от 26.01.2009 г. «О дополнительных мерах по расширению производства продовольственных товаров и насыщению внутреннего рынка».
Таким образом, за годы независимости в Узбекистане создана принципиально новая налоговая система, которая позволила не только обеспечить формирование ресурсов, необходимых для финансирования государ-
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2016, 9
ственных социально-экономических программ, но и одновременно осуществлять политику макроэкономической стабилизации путем последовательного сокращения бюджетного дефицита, модернизации и диверсификации отраслей реального сектора экономики.
Для достижения установленных приоритетов развития предусматривается сконцентрировать усилия государства на увеличение инвестиций в отрасли реального сектора, в которых выпускается готовая продукция с высокой степенью переработки. Достижению этой цели будет способствовать модернизация налогообложения с учетом особенностей ценообразования в условиях глубокой специализации и кооперирования промышленного производства.
Уже в среднесрочной перспективе целесообразно внести изменения в систему налогообложения юридических лиц, предусмотрев:
- перераспределение части нагрузки с производственных отраслей промышленности на сферу реализации потребительских товаров и услуг, владение недвижимостью (производство товаров, в особенности с более высокой добавленной стоимости и степенью обработки, должно обходиться предприятию с меньшими налоговыми расходами, а потребление населением конечной продукции и услуг - с более дорогими с учетом социального фактора);
- внесение корректировки в исчисление НДС, ЕНП, оборотных платежей с выручки (в Целевые Фонды), налога на имущество, ЕСП (в целях устранения разрыва цепочки НДС, диспропорций в отраслях экономики, стимулирования ресурсо и энергосбережения);
- вместо срочных налоговых льгот (индивидуальных, секторальных, для экспортеров, для предприятий с иностранными ин-
вестициями) поэтапно перейти на долгосрочные дифференцированные ставки налоговых платежей в зависимости от сектора производственной деятельности независимо от инвестора (отечественный или иностранный);
- подготовить нормативно-правовые условия для внедрения обязательного медицинского страхования (часть средств ЕСП направить на эти цели) и реформирования системы пенсионного обеспечения.
Широкомасштабные цели, предусмотренные на среднесрочную и долгосрочную перспективу, требуют мобилизации источников роста и дальнейшего совершенствования механизмов налогообложения. Необходимо и в дальнейшем улучшать условия налогообложения хозяйствующих субъектов, создавать благоприятную среду для развития крупных и малых предприятий, микрофирм, юридических и физических лиц. Уже в среднесрочной перспективе предстоит осуществить переход от использования преимущественно фискальный налоговых инструментов к стимулирующим механизмам, наиболее полно соответствующим требованиям рыночной экономики. Через улучшение налоговых и других инструментов будут создаваться условия, благоприятные для развития конкурентной среды на внутренних рынках, повышения уровня конкурентоспособности продукции с высокой степенью обработки и добавленной стоимостью, формирования ресурсосберегающей, экологически безопасной национальной экономики. В этих условиях экономика Узбекистана будет в наименьшей степени подвержена влиянию внешних неблагоприятных шоков, что обеспечит ее устойчивое развитие в долгосрочной перспективе, что будет способствовать дальнейшему развитию предпринимательской деятельности.
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2016, 9
Литература:
1. Каримов И.А. Наша главная цель - несмотря на трудности, решительно идти вперед, последовательно продолжая осуществляемые реформы, структурные преобразования в экономике, создавая еще более широкие возможности для развития частной собственности, предпринимательства и малого бизнеса. / Доклад Президента Республики Узбекистан И.Каримова на расширенном заседании Кабинета министров по итогам развития страны в 2015 г. и приоритетам на 2016 г. // «Народное слово», 16 января 2016 г.
2. Шаулов Д. Эволюция налогово-бюджетной системы за годы независимости Республики Узбекистан. // «Справочник финансового работника», 2015, №12. -С. 65-66.
3. Постановление Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан «О Государственном бюджете Республики Узбекистан, бюджетах государственных целевых фондов и основных направлениях налоговой и бюджетной политики на 2016 год». Подписано Председателем Сената 3.12.2015 г. (№ ПС-61-Ш) // «Справочник финансового работника», 2016, №1. -С. 30.
4. Информационное сообщение ГНК. // «Солик-Инфо», 14 января 2016 г. -С. 1-5.
5. Основные тенденции и показатели экономического и социального развития Республики Узбекистан за годы независимости (1990-2011 гг.) и прогноз на 20122015 годы. - Т.: «Узбекистан», 2013. -С. 17.
6. http://www.uzdaily.uz/articles-id-27129.htm
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2016, 9