Научная статья на тему 'НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ IT-ОТРАСЛИ: ОСОБЕННОСТИ, ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ'

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ IT-ОТРАСЛИ: ОСОБЕННОСТИ, ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
6
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
IT-КОМПАНИИ / НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ / АККРЕДИТАЦИЯ / ТРАНСФЕРТНОЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ / IT-УСЛУГИ / НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ АКТИВЫ / ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / IT-COMPANIES / TAX BENEFITS / ACCREDITATION / TRANSFER PRICING / IT-SERVICES / INTANGIBLE ASSETS / SOFTWARE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мороз В. В., Яковлева Е. Е.

Целью исследования выступает анализ уникальных особенностей налогообложения ИТ-отрасли, в частности выявление проблем и определения перспектив его развития в России в настоящее время. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи: анализ процедуры и сам порядок в отношении налоговых льгот, предоставляемых IT-компаниям, рассмотрение этих льгот, выделение основных проблем в части налогообложения IT-сферы, а также определение направления развития налогообложения IT-отрасли. Методология исследования. В данном исследовании использованы следующие методы: сравнение, динамический анализ, системный анализ, индукция, классификация.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TAXATION OF THE IT INDUSTRY: FEATURES, PROBLEMS AND DIRECTIONS OF DEVELOPMENT

The purpose of the study is to analyze the unique features of taxation in the industry, in particular, to identify problems and determine the prospects for its development in Russia at the present time. To achieve this goal, the following tasks were set: analysis of the procedure and the procedure itself in relation to tax benefits provided to IT companies, consideration of these benefits, highlighting the main problems in terms of taxation of the IT sector, as well as determining the direction of development of taxation of the IT industry. Research methodology. The following methods were used in this study: comparison, dynamic analysis, system analysis, induction, classification.

Текст научной работы на тему «НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ IT-ОТРАСЛИ: ОСОБЕННОСТИ, ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ»

5.2.4.

ФИНАНСЫ FINANCE

УДК 336 ГРНТИ 06.73

EDN: EDXJEC

Налогообложение 1Т-отрасли: особенности, проблемы и направления развития

©Мороз Виктор Владимирович3, ©Яковлева Екатерина Евгеньевнаь Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, Российская Федерация

ае-таН: [email protected] ье-таН: [email protected]

Аннотация. Целью исследования выступает анализ уникальных особенностей налогообложения ИТ-отрасли, в частности выявление проблем и определения перспектив его развития в России в настоящее время. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи: анализ процедуры и сам порядок в отношении налоговых льгот, предоставляемых 1Т-компаниям, рассмотрение этих льгот, выделение основных проблем в части налогообложения 1Т-сферы, а также определение направления развития налогообложения 1Т-отрасли. Методология исследования. В данном исследовании использованы следующие методы: сравнение, динамический анализ, системный анализ, индукция, классификация.

Ключевые слова: ГГ-компании, налоговые льготы, аккредитация, трансфертное ценообразование, ГГ-услуги, нематериальные активы, программное обеспечение.

Для цитирования: Мороз В. В., Яковлева Е. Е. Налогообложение 1Т-отрасли: особенности, проблемы и направления развития //Проблемы экономики и юридической практики. 2024. Т. 20. № 1. С. 203-210. Е01М: ЕОХ^С

ISSN 2541-8025(print) Том 20, № 1,2024 Проблемыэкономикииюридическойпрактики 203 ISSN 2712-7605(online)

Taxation ofthe IT Industry: Features, Problems and Directions of Development

©Victor V. Moroz3, ©Ekaterina E. Yakovlevab Financial Universityunderthe Government ofthe Russian Federation, Moscow, Russian Federation

ae-mail: [email protected] ''e-mail: [email protected]

Abstract. The purpose of the study is to analyze the unique features of taxation in the industry, in particular, to identify problems and determine the prospects for its development in Russia at the present time. To achieve this goal, the following tasks were set: analysis ofthe procedure and the procedure itself in relation to tax benefits provided to IT companies, consideration of these benefits, highlighting the main problems in terms of taxation ofthe IT sector, as well as determining the direction of development of taxation ofthe IT industry. Research methodology. The following methods were used in this study: comparison, dynamic analysis, system analysis, induction, classification.

Keywords: IT-companies, tax benefits, accreditation, transfer pricing, IT-services, intangible assets, software.

For citation: Moroz V. V., Yakovleva E. E. Taxation of the IT Industry: Features, Problems and Directions of Development // ECONOMICPROBLEMSAND LEGAL PRACTICE. 2024. Vol. 20. № 1. P. 203-210. (in Russ.) EDN: EDXJEC

Стимулирование 1Т-отрасли является одним из ключевых приоритетов национальной политики государства, осуществляемых в отношении самого стратегического развития Российской Федерации. Так, в Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» отмечено, что наравне с такими ключевыми направлениями национального развития как повышение благосостояния граждан, снижение уровня бедности, укрепление института семьи, включая решение проблем, связанных с демографической ситуацией также относят и ускорение технологического прогресса, а также внедрение цифровых технологий в социально-экономических сферах государства [8].

Кроме того, чуть позднее в 2020 г. на основании Указа Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» выделяют именно цифровую трансформацию, как одну из первостепенных векторных направлений [9]. Вследствие этого, можно говорить в отношении того, что стимулирование 1Т-отрасли представляет собой ведущий тренд развития страны в рамках достижения обозначенных национальных целей и задач.

Так, одним из основных направлений стимулирования 1Т-отрасли выступает ее налогообложение. Несмотря на значительные меры поддержки 1Т-отрасли, рассмотрим болеедетально предоставляемые налоговыельготы и преференции. Первоначально в рамках налогового 1Т-маневра, объявленного в 2020 г., были более жёсткие критерии в отношении получения данных привилегий, в частности сокращение списка операций, напрямую связанных с программным обеспечением (далее—«ПО»), и уровнем высокой ставки по налогу на прибыль организаций (далее—«НПО»). В то же время, стоит отметить и ключевые изменения с 2022 г, позволившие расширить масштаб деятельности компаний, занимающихся информационными технологиями. Получать такиельготы стало привлекательно для налогоплательщиков.

Более детально рассмотрим сравнение таких законодательных изменений в табл. 1. Исходя из представленных данных, изменения в части льготирования налогообложения 1Т-компаний носят преимущественно положительный характер для отрасли в целом (несмотря на усложнение процедуры аккредитации 1Т-компаний), при этом особое внимание стоит уделить критериям обоснованности применения 1Т-льгот [4].

Таблица 1

Изменения в порядке предоставления налоговыхльгот 1Т-компаниям

2021 2022—наст. вр.

НПО Страховые взносы НПО Страховые взносы

Ставка 3% 7,6% 0% в 2022-2024 7,6%

Критерии аккредитация Минцифры—кодОКВЭД доходы отльготируемыхопераций >90% среднесписочная численность > 7 человек аккредитация Минцифры—код ОКВЭД + иные условия доходы отльготируемыхопераций > 70% неттребований к среднесписочной численности

Льготируемые отчуждение и лицензирование собственного ПО контрактная разработка, адаптация, модификация ПО расширение перечня льготируемых операций

операции установка, тестирование, сопровожде-ниеПОиз первых двух категорий

204 ECONOMIC PROBLEMS AND LEGAL PRACTICE Vol. 20, № 1, 2024 ISSN 2541-8025(print)

ISSN 2712-7605(online)

Вне всяких сомнений, следует подчеркнуть, что условия применения налоговых 1Т-льгот в области информационных технологий можно классифицировать на две главные категории:

-для получения налоговых льгот по НПО и страховым взносам и -для получения налоговыхльгот по НДС.

Кратко такие условия представлены на рис. 1, где серым цветом отдельно выделены блоки с условиями, которые касаются использования налоговых льгот в отношении НДС. Кроме того, стоит отметить, что невзирая на различия в условиях применения налоговых льгот для обозначенных групп, в целом оптимальный обоснованный налоговый эффект может быть достигнут только в случае, если они будут дополнять друг друга, то есть являться частями единой структуры налогового стимулирования 1Т-отрасли.

Как было отмечено ранее, среди изменений в части налогообложения 1Т-компаний было ужесточение критериев для аккредитации 1Т-компаний, необходимой для получения налоговых льгот по НПО и страховым взносам. В первоначальной редакции для получения и требовалось только иметь профильный ОКВЭД (основной или дополнительный), иные требования отсутствовали. Однако с 01.10.2022 вступили в силу положения Постановления Правительства Российского Федерации от 30.09.2022 № 1729 «Об утверждении Положения о государственной аккредитации российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий», которые и определили новейшие правила в части аккредитации компаний в 1Т-секторе.

Рис. 1. Условия применения налоговыхльгот.

Однако, следует подчеркнуть, что данные критерии в разрезе аккредитации компаний, задействованных в 1Т-сфере подверглись видоизменению в соответствии Постановления Правительства Российского Федерации от 22.02.2023 № 296 «О внесении изменений в Положение о государственной аккредитации российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий». В дополнение к этому были разработаны параметры в отношении расчёта заработанной платы сотрудников, раскрытия информации налоговой тайны, подтверждение активного

веб-сайта, а также выручки от ИТ-деятельности и т.д.

Уделим внимание главным критериям, под которые стремятся попасть ИТ-компании для получения государственной аккредитации, а также произошедшие в них изменения, вступившие в силу с 22.02.2023 (см. табл. 2). По результатам сравнения версий положения об аккредитации 1Т-компаний в 2022-2023 гг. предоставляется возможным говорить о том, что критерии преимущественно ужесточились, однако несущественно, а это равным образом не должно сказаться на количестве аккредитованных 1Т-компаний [5].

№№ 2541-8025(рппХ) Том 20, № 1,2024 Проблемыэкономикииюридическойпрактики 205 ЮМ 2712-7605(опИпе)

ФИНАНСЫ 5.2.4.

FINANCE

Таблица 2

Сравнение критериеваккредитации 1Т-компаний

Критерий 01.10.2022 22.02.2023

ОКВЭД Всего 31 код Всего 27 кодов. Скорректирован перечень дополнительных кодов

Заработная плата Заработная плата сотрудников должна быть не ниже средней по стране или в регионе (на выбор компании). Данное требование можно не соблюдать в случае, если ПО компании включено в Реестр российского ПО Уточнен срок определения данных для осуществления расчета заработной платы сотрудников, а также исправлены некоторые иные неточности

Выручка Выручка от 1Т-деятельности > 30% Сумма общего дохода в год регистрации должна превышать 1 млн руб. за текущий год. В следующем году после регистрации, если общий доход превышает 1 млн руб. за текущий год и доход за предыдущий год отсутствует, то выручка от 1Т-деятельности должна превышать 30% всех доходов организации за текущий год

Интернет-сайт Интернет-сайт компании подтверждает выполнение ^-деятельности Информация на Интернет-сайте должна быть представлена на русском языке

Раскрытие информации Компания должна предоставить налоговому органу право раскрыть информацию о себе в адрес Минцифры Компания раскрывает сведения за предыдущий и текущий год, а также не менее двух календарных лете момента подачи заявления на аккредитацию

Вместе с этим стоит также отметить, что не все компании могут получить аккредитацию в качестве 1Т-компаний. В частности, претендовать на получение аккредитации немогуторганизации при следующихусловиях: -доля участия государства превышает 50%; -недоимка по налогам, превышающая Зтыс. руб.; -генеральный директор имеет непогашенную судимость; -определенные виды организаций (банки, финансовые, страховые организации, бюро кредитных историй и пр.).

Однако необходимо на ежегодной основе подтверждать аккредитацию. Так, Минцифры проводит плановые (ежегодно до 1 июля) и внеочередные (не более 1 раза в год) проверки аккредитованных 1Т-компаний [6]. Впервые Минцифры опубликовало краткие итоги проведения таких проверок летом 2023 г., вследствие чего было установлено, что аккредитация была продлена 17 тыс. компаний, а около 2 тыс. компаний не смогли сохранить аккредитацию. При этом Минцифры отмечает, что причиной исключения таких компаний из перечня аккредитованных заключается в не-соотвествии уровня заработной платы среднему уровню по стране или региону [1].

Однако наряду с преимуществами в части налогообложения 1Т-компании могут дополнительно получить ряд обязанностей. Например, снижение ставки по НПО создает возможности для признания сделок такой 1Т-компании контролируемыми в соответствии с российским налоговым законодательством о трансфертном ценообразовании (далее—«ТЦО»).

В соответствии с общим правилом в ст. 105.14 п.1, предусмотренным в Налоговом кодексе Российской Федерации (далее—«НК РФ»), приобретают статус контролируемых операций сделки, осуществляемые между взаимосвязанными сторонами.

Экономический смысл такой направленности можно обосновать тем, что совершение сделок между лицами, имеющими взаимосвязь, влекут за собой большие риски, чем сделки между лицами, не признаваемыми взаимозависимыми, поскольку у них имеется возможность использовать на уровне группы компаний механизмы по уменьшению налогооблагаемой базы и перераспределению прибыли в соответствии с условиями, отличными от рыноч-

ных. В связи с этим, российские налоговые органы используют правила ТЦО как отдельный вид налогового контроля, применяя при этом методы и порядки, которые не соответствуют ни одной существующей форме контроля.

Статья 105.1 Налогового Кодекса Российской Федерации содержит в себе ключевые особенности в отношении лиц, которые можно признать для целей налогообложения взаимозависимыми. Зачастую взаимозависимость лиц определяется прямым или косвенным участием одного такого лица в другом (либо участия одного лица в обоих взаимо-зависимыхлицах).

Рассуждая о проблеме налогообложения 1Т-компаний, нельзя не отметить, что для крупнейших налогоплательщиков наиболее оптимальным вариантом будет создание отдельного юридического лица, которое будет осуществлять лицензируемые виды деятельности, необходимые для получения налоговых 1Т-льгот (с целью минимизации рисков несоответствия условиям и критериям, установленным законодательством). Следовательно, компания, которая будет привлекать 1Т-компанию для, например, оказания 1Т-услуг, может признаваться взаимозависимой с такой 1Т-компанией.

В свою очередь, правила ТЦО охватывают сделки со взаимозависимыми лицами как внутри Российской Федерации, так и с зарубежными контрагентами, что повышает налоговые риски для 1Т-компаний. Так, для ТЦО сделки такой компании со взаимозависимым лицом признаны контролируемыми лишь тогда, когда полученные доходы от сделок между ними превышают определённую сумму в течение одного календарного года, а именно:

-120 млн руб., если сделки совершались с иностранным контрагентом;

-1 млрд. руб., если сделки совершались с российским контрагентом.

Здесь крайне важно отметить, что для целей ТЦО предметом налоговой проверки могут стать любые сделки, формирующую такую сумму доходов (например, 1Т-услуги, продажа товаров, лицензирование и пр.) [3].

Значимость рассмотрения 1Т-сделок с точки зрения ТЦО обусловлена также усилением контроля со стороны Федеральной налоговой службы России за такими сделками [2]. Статистические изменения налогового контроля цен в рам-

206 ECONOMIC PROBLEMS AND LEGAL PRACTICE

Vol. 20, № 1, 2024 ISSN 2541-8025(print)

ISSN 2712-7605(online)

ках проверок по ТЦО в 2022 г. по сравнению с 2020 г. можно представить в табл. 3. Так, на основании данным не трудно заметить, что в последние годы контролируемые сделки стали проверять активнее, поскольку существенно увеличилось количество проверок (на 53%).

При этом обнаружено, что такой рост вызываетчрезмер-ную административную нагрузку, поскольку количество вынесенных решений почти в два раза меньше, чем при-

рост количества проверок. В то же время при сокращении количества поданных уведомлений на 17% число контролируемых сделок возросло на 27%, а объем контролируемых сделок увеличился на 431%. В то же время объем доначислений по НПО за период увеличился на 123%, что указывает на преимущественную добросовестность налогоплательщиков, поскольку прирост доначислений значительно меньше прироста объема контролируемых сделок [10].

Таблица 3

Динамика показателей деятельности ФНС в рамках налогового контроля цен в контролируемых сделках в 2022 г. по сравнению с 2020 г.

Показатель 2020 2022 Прирост, %

Количество проверок 45 69 +53

Количество вынесенных решений 32 40 +25

Сумма доначислений, млрд руб. 4,7 10,5 +123

Количество уведомлений о контролируемых сделках 9 815 8 133 -17

Количество контролируемых сделок, тыс. шт. 64 576 81 832 +27

Сумма контролируемых сделок, млрд руб. 140 402 465 117 +431

Далее рассмотрим особенности применения правил ТЦО для 1Т-компаний. Ключевым в данном вопросе является ценообразование в контролируемых сделках, поскольку, как было отмечено ранее, каждая из контролируемы сделок может стать предметом проверок по ТЦО, которые обращают своё внимание со стороны ФНС России. При определении механизма ценообразования в рамках контролируемых сделок 1Т-компаний необходимо определить два аспекта: 1) группы контролируемых сделок и 2) метод ТЦО.

Для определения групп контролируемых сделок воспользуемся кодами наименования сделок, указанными в отношении порядка заполнения уведомления в части

контролируемых сделок. Применительно к 1Т-компаниям выделим следующие виды сделок: оказание 1Т-услуг;

лицензирование (сублицензирование) ПО; купля-продажа ПО [7].

Так, с точки зрения правил ТЦО каждая из представленных групп контролируемых сделок должна соответствовать рыночному уровню, что необходимо подтвердить экономическим анализом с применением наиболее подходящего метода ТЦО. Рассмотрим особенности подтверждения в разрезе рыночного уровня цен контролируемых сделок 1Т-компаний (см. рис. 2).

Группы контролируемых сделок

Метод сопоставимой рентабельности

Лицензирование (сублицензирование)

Метод сопоставимых рыночных цен

Метод сопоставимой рентабельности

Рис. 2. Алгоритм подтверждения рыночного уровня цен в ГГ-еделках.

№№ 2541-8025(priпt) Том 20, № 1,2024 Проблемыэкономикииюридическойпрактики 207

¡ББЫ 2712-7605(oпliпe)

В данном случае требуется уточнить, что группировка сделок подразумевает в конечном итоге выбор метода ТЦО, а не подтверждение рыночного уровня цен в контролируемых сделках одновременно. Например, в рамках контролируемых сделок одна компания может предоставлять другой лицензию на использование ПО, баз данных и пр. В результате в отношении каждой такой группы контролируемых сделок потребуется провести отдельное обоснования рыночного уровня цен. Аналогичная ситуация складывается с оказанием 1Т-услуг, которые по своей сути могут иметь различную направленность (например, контрактная разработка ПО, техническая поддержка, 1Т-администри-рование и пр.), что требует более детального анализа договоров и фактических особенностей совершения таких сделок с целью определения возможности их группировки в рамках экономического анализа. Также стоит отметить, что представленная методология подтверждения рыночного уровня цен составлена исходя из правоприменительной практики, а не из приоритета использования методов ТЦО (приоритетный—метод сопоставимых рыночных цен).

Далее рассмотрим возможность применения методов ТЦО к каждой из групп контролируемых сделок (см. табл. 4).

Так, метод сопоставимых рыночных цен в отношении определения соответствия цен рыночному уровню (искл. сделки по перепродаже продукции) выступает приоритетным на основании ст. 105.7 п. 3 НК РФ.

Следовательно, возможность применения данного метода ТЦО необходимо проанализировать в приоритетном порядке. Главная проблема в отношении метода сопоставимых рыночных цен связана с тем, что он используется в случае необходимости наличия информации о сделках, являющиеся сопоставимыми, предметом которых выступают однородные ТРУ.

Если у налогоплательщика (или его контрагента) нет таких аналогичных сделок с независимыми лицами, то использование данного метода ТЦО возможно только при наличии информации об идентичных сделках между независимыми лицами.

Тем не менее, как уже было показано, такие договорённости включают в себя высокий уровень сопоставимости в разрезе контролируемых сделок. В дополнение, следует подчеркнуть, что имеющаяся информация, как правило, между независимыми лицами, характеризуется конфиденциальностью, то есть не является общедоступной. В связи

с этим, следует подчеркнуть, что применение метода сопоставимых рыночных цен в части сделок по оказанию 1Т-услуг и продаже ПО не представляется возможным. В свою очередь, существуют специализированные базы данных, публикующие информацию о сделках с нематериальными активами (товарными знаками, ПО, ноу-хау и пр.). Именно поэтому, необходимо проанализировать сущность лицензируемого ПО для определения применимости метода сопоставимых рыночных цен. В случае, если ПО является «стандартным», то есть не имеет ключевых особенностей, которые бы имели влияние на сам финансовый результат компании (например, внутренние системы организации), то применение метода сопоставимых рыночных цен является возможным.

В связи с тем, что предметом обозначенных групп контролируемых сделок не является перепродажа продукции, можно отметить, что метод, применяемый к цене последующей реализации не является возможным с точки зрения российских правил ТЦО. В свою очередь, применимостьзатратного метода в отношении 1Т-сделок ограничиваютдва фактора:

-п. 2 ст. 105.11 НК РФ включает в себя закрытый перечень сделок, для которых может применяться затратный метод;

-применение затратного метода подразумевает использование показателя валовой рентабельности затрат, порядок расчета в компаниях имеет существенные различия в силу особенностей их учетных политик (то есть порядок отнесения тех или иных расходов к себестоимости и коммерческим и управленческим расходам, что оказывает влияние на уровень валовой прибыли), которые являются конфиденциальными. Следовательно, отсутствует возможность применения необходимых корректировок для приведения показателей рентабельности в сопоставимый вид.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Метод сопоставимой рентабельности в целом является оптимальным в рамках ТЦО, поскольку он не требует высокого уровня сопоставимости сделок, не является чувствительным к особенностям учетных политик (в силу использования для расчета показателя рентабельности операционную прибыль) и применим в отношении большого количества сделок с незначительными ограничениями.

Таким образом, с высокой долей вероятности для обоснования в отношении контролируемых сделок рыночного уровня цен по оказанию 1Т-услуг будет применяться именно метод сопоставимой рентабельности с тестированием показателя рентабельности затрат 1Т-компании как исполнителя, имеющего более простой функциональный профиль (в соответствии со ст. 105.12 п. 6-7 НК РФ). В свою очередь, в рамках сделок по лицензированию ПО или иных нематериальных активов часто используются два метода. Первый связан с сопоставлением рыночных цен, а второй с рентабильностью. В свою очередь метод сопоставимых рыночных цен в разрезе таких сделок имеет следующие ограничения, связанные с уникальностью такого нематериального актива: - предмет сделки; -объем передаваемых прав;

-база роялти (рекомендуется проводить исследование предварительно для поиска сопоставимых лицензионных соглашений с аналогичной базой роялти). В случае, если нематериальный актив и особенности совершения контролируемых сделок с ним не позволяет идентифицировать сопоставимые лицензионные соглашения для построения рыночного интервала, для обоснования рыночного уровня цен потребуется применить метод сопоставимой рентабельности. Не взирая на то, что данный

Таблица 4

Применимость методов ТЦО к контролируемым сделкам IT-компаний

Метод ТЦО 1Т-услуги Лицензирование (сублицензирование) Продажа ПО

Метод сопоставимых рыночных цен +/- + /- + /-

Метод цены последующей реализации - - -

Затратный метод +/- - -

Метод сопоставимой рентабельности + + -

Метод распределения прибыли N/A N / А -

208 ECONOMIC PROBLEMS AND LEGAL PRACTICE

Vol. 20, № 1, 2024 ISSN 2541-8025(print)

ISSN 2712-7605(online)

подход продемонстрировал свою инновационность с момента внесения в Налоговый Кодекс РФ в разрезе ст. 105.5 рисков и функций, связанных с защитой, совершенствованием, разработкой, продвижением и защитой нематериальных активов, то есть с 2020 г. существует определенный алгоритм обоснования рыночного уровня цен (см. рис. 3).

Особенностью такого подхода является расчет экономической выгоды, представляющей собой превышение показателя рентабельности тестируемой стороны над рыночным

интервалом рентабельности (или его медианного значения). Впоследствии максимальный размер роялти определяется как произведение экономической выгоды от совершения контролируемой сделки и вклада лицензиата (определяемый в % на основании функционального анализа). Таким образом, если фактический размер лицензионных выплат не превышает максимально допустимый, то в соответствии с этим можно утверждать, что цены в данных сделках не приводят к занижению налоговой базы по НПО.

Функциональный анализ

Экономический анализ

Определение вклада сторон

Проведение рыночного исследования

Расчет экономической выгоды от сделки

Расчет максимально допустимого размера роялти

Рис. 3. Алгоритм применения метода сопоставимой рентабельности в отношении сделок по лицензированию нематериальных активов.

В связи с этим, налогообложение 1Т-отрасли в России имеет ряд особенностей, связанных с условиями и критериями для получения соответствующих налоговых льгот. В то же время в рамках рассмотрения налогообложения 1Т-компаний необходимо принимать во внимание все налоговые последствия, а именно риски признания таких сделок контролируемыми, поскольку в таком случае у 1Т-компании возникнет необходимость в построении методологии це-

нообразования таким образом, чтобы цены в контролируемых сделках не приводили к занижению налоговой базы по НПО. Для этого потребуется детально проанализировать контролируемые сделки, сгруппировать по возможности такие сделки в группы контролирумых сделок, корректно выбрать метод ТЦО и провести экономический анализ, подтверждающий соответствие цен в контролируемых сделках рыночному уровню.

Список литературы:

1. Минцифры продлило аккредитацию 17 тыс. ИТ-компаний [Электронный ресурс]. URL: https://digital.gov.ru/ru/ events/45965/ (дата обращения: 06.01.2024).

2. Мороз В. В. Характеристика налогового контроля, осуществляемого налоговыми органами России // Проблемы экономики и юридической практики. 2015. №6. С. 205.

3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 19.12.2023).

4. Ожидается расширение перечня и сферы применения льгот для IT-бизнеса [Электронный ресурс]. URL: https:// assets.ey.com/content/dam/ey-sites/ey-com/en_ru/topics/tax/ tax-messenger/2022/03/ey-list-of-the-most-important-russian-counter-sanctions-22-march-2022-tax-eng.pdf (дата обращения: 06.01.2024).

5. Постановление Правительства Российского Федерации от 22.02.2023 № 296 «О внесении изменений в Положение о госу-

Reference list:

1. The Ministry of Digital Development extended the accreditation of 17 thousand IT companies [Electronic resource], URL: https:// digital.gov.ru/ru/events/45965/ (access date: 01/06/2024).

2. Moroz V.V. Characteristics of tax control carried out by the tax authorities of Russia // Problems of economics and legal practice. 2015. No. 6. P. 205.

3. Tax Code ofthe Russian Federation (Part One) dated July 31, 1998 No. 146-FZ (as amended on December 19, 2023).

4. The list and scope of application of benefits for IT business is expected to expand [Electronic resource], URL: https://assets. ey.com/content/dam/ey-sites/ey-com/en_ru/topics/tax/tax-messenger/2022/03/ey-list-of-the-most-important- russian-counter-sanctions-22-march-2022-tax-eng.pdf (date of access: 01/06/2024).

5. Decree of the Government of the Russian Federation dated February 22, 2023 No. 296 "On amendments to the Regulations

ISSN 2541-8025(print) Том 20, № 1,2024 Проблемыэкономикииюридическойпрактики 209 ISSN 2712-7605(online)

дарственной аккредитации российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационныхтехнологий».

6. Постановление Правительства Российского Федерации от 30.09.2022 № 1729 «Об утверждении Положения о государственной аккредитации российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий» (ред. от 22.02.2023).

7. Приказ ФНС России от 07.05.2018 № ММВ-7-13/249@ «Об утверждении формы уведомления о контролируемых сделках, формата представления уведомления о контролируемых сделках в электронной форме, порядка заполнения формы уведомления о контролируемых сделках, а также порядка представления уведомления о контролируемых сделках в электронной форме и признании утратившим силу приказа ФНС России от 27.07.2012 № ММВ-7-13/524@» (ред. от 16.07.2020).

8. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на периоддо 2024 года».

9. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на периоддо 2030 года».

10. Эффективность работы ФНС России [Электронный ресурс]. URL: https://www.nalog.gov.ru/rn77/related_activities/statistics_ and_analytics/effectiveness/ (дата обращения: 07.01.2024).

on state accreditation of Russian organizations operating in the field ofinformation technology."

6. Decree of the Government of the Russian Federation dated September 30, 2022 No. 1729 "On approval of the Regulations on state accreditation of Russian organizations operating in the field ofinformation technology" (as amended on February 22, 2023).

7. Order of the Federal Tax Service of Russia dated 05/07/2018 No. MMB-7-13/249@ «On approval of the form of notification of controlled transactions, the format for submitting a notification of controlled transactions in electronic form, the procedure for filling out the form of a notification of controlled transactions, as well as the procedure for submitting a notification on controlled transactions in electronic form and invalidation of the order of the Federal Tax Service of Russia dated July 27, 2012 No. MMB-7-13/524@» (as amended on July 16, 2020).

8. Decree of the President of the Russian Federation dated May 7, 2018 No. 204 «On national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period until 2024».

9. Decree of the President of the Russian Federation dated July 21, 2020 No. 474 «On the national development goals of the Russian Federation for the period until 2030».

10. Efficiency of the work of the Federal Tax Service of Russia [Electronic resource], URL: https://www.nalog.gov.ru/rn77/related_activities/ statistics_and_analytics/effectiveness/ (access date: 01/07/2024).

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 81,23%.

Рецензент: Осипов В. С., кандидат экономических наук, доцент, доцент департамента налогов и налогового администрирования; Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации.

Статья поступила в редакцию 16.01.2024, принята к публикации 07.02.2024 The article was received on 16.01.2024, accepted for publication 07.02.2024

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Мороз Виктор Владимирович, кандидат экономических наук, доцент, профессор Департамента налогов и налогового администрирования Факультета налогов, аудита и бизнес-анализа; Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации; г. Москва, Российская Федерация, SPIN-код: 4495-5016, AuthorlD: 711320, e-mail: [email protected]

Яковлева Екатерина Евгеньевна, Факультет налогов, аудита и бизнес-анализа; Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации; г. Москва, Российская Федерация, SPIN-код: 14686000, AuthorlD: 1130154, e-mail: [email protected]

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Victor V. Moroz, Cand. Sci. (Econ.), Associate Professor, Professor of the Department of Taxes and Tax Administration; Financial University under the Government of the Russian Federation; Moscow, Russian Federation, SPIN-code: 4495-5016, AuthorlD: 711320, e-mail: mvv88@ list.ru

Ekaterina E. Yakovleva, Faculty of Taxes, Audit and Business Analysis; Financial University under the Government of the Russian Federation; Moscow, Russian Federation, SPIN-code: 1468-6000, AuthorlD: 1130154, e-mail: [email protected]

210 ECONOMIC PROBLEMS AND LEGAL PRACTICE Vol. 20, № 1, 2024 ISSN 2541-8025(print)

ISSN 2712-7605(online)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.