Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПЕРСПЕКТИВ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕР НАЛОГОВОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ IT-ОРГАНИЗАЦИЙ В РФ'

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПЕРСПЕКТИВ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕР НАЛОГОВОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ IT-ОРГАНИЗАЦИЙ В РФ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
23
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник права
Область наук
Ключевые слова
налоги / налоговое стимулирование / налоговые льготы / налоговое законодательство / IT-организации / IT-сфера / перспектива регулирования. / taxes / tax incentives / tax benefits / tax legislation / IT organizations / IT sector / regulatory perspective

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ревва Сергей Юрьевич

Меры налогового стимулирования IT-организаций все более активно применяются в Российской Федерации. За последние несколько лет было значительно увеличено их количество и усовершенствовано качество мер налоговой поддержки IT-бизнеса, созданных нашим государством. Тем не менее, несмотря на то, что относительно данного вопроса российские законодатели проделали очень серьезную и качественную работу, еще остается пространство для усовершенствования существующих способов налогового стимулирования IT-компаний и введения новых мер поддержки для IT-бизнеса, так как данная сфера деятельности является одной из приоритетных для российской экономики. В связи с этим, в настоящей работе рассмотрены направления дальнейшего развития налогового стимулирования IT-отрасли, отмечено какие меры можно усовершенствовать и какие новые механизмы налоговых льгот и смежных с ними неналоговых льгот можно внедрить в российское законодательство для создания еще более благоприятных условий для развития IT-бизнеса в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ревва Сергей Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF PROSPECTS FOR IMPROVING TAX INCENTIVE MEASURES FOR IT ORGANIZATIONS IN THE RUSSIAN FEDERATION

Tax incentive measures for IT organizations are increasingly being used in the Russian Federation. Over the past few years, their number has been significantly increased and the quality of tax support measures for IT businesses created by our state has been improved. However, despite the fact that Russian legislators have done very serious and high-quality work regarding this issue, there is still room for improving existing methods of tax incentives for IT companies and introducing new support measures for IT business, since this area of activity is one priority for the Russian economy. In this regard, this work examines the directions for further development of tax incentives for the IT industry, notes what measures can be improved and what new mechanisms of tax benefits and related non-tax benefits can be introduced into Russian legislation to create even more favorable conditions for the development of IT business in the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПЕРСПЕКТИВ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕР НАЛОГОВОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ IT-ОРГАНИЗАЦИЙ В РФ»

УДК 336.225.66

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПЕРСПЕКТИВ

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕР НАЛОГОВОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ ^-ОРГАНИЗАЦИЙ В РФ

LEGAL REGULATION OF PROSPECTS FOR IMPROVING TAX INCENTIVE MEASURES FOR IT ORGANIZATIONS IN THE RUSSIAN FEDERATION

АННОТАЦИЯ

Меры налогового стимулирования IT-организаций все более активно применяются в Российской Федерации. За последние несколько лет было значительно увеличено их количество и усовершенствовано качество мер налоговой поддержки IT-бизнеса, созданных нашим государством. Тем не менее, несмотря на то, что относительно данного вопроса российские законодатели проделали очень серьезную и качественную работу, еще остается пространство для усовершенствования существующих способов налогового стимулирования IT-компаний и введения новых мер поддержки для IT-бизнеса, так как данная сфера деятельности является одной из приоритетных для российской экономики. В связи с этим, в настоящей работе рассмотрены направления дальнейшего развития налогового стимулирования IT-отрасли, отмечено какие меры можно усовершенствовать и какие новые механизмы налоговых льгот и смежных с ними неналоговых льгот можно внедрить в российское законодательство для создания еще более благоприятных условий для развития IT-бизнеса в Российской Федерации.

Ключевые слова: налоги, налоговое стимулирование, налоговые льготы, налоговое законодательство, IT-организации, IT-сфера, перспектива регулирования.

ABSTRACT

Tax incentive measures for IT organizations are increasingly being used in the Russian Federation. Over the past few years, their number has been significantly increased and the quality of tax support measures for IT businesses created by our state has been improved. However, despite the fact that Russian legislators have done very serious and high-quality

Сергей Юрьевич РЕВВА,

студент Юридического факультета,

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия, [email protected]

Научный руководитель: Попова Наталия Федоровна,

доктор юридических наук, профессор кафедры международного и публичного права Юридического факультета Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия, [email protected]

Sergei Yu. REVVA

Student of the Faculty of Law Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia, [email protected]

Scientific supervisor: Natalia F. Popova

Doctor of Law, Professor of the Department of International and Public Law, Faculty of Lawт Financial University

under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia, [email protected]

work regarding this issue, there is still room for improving existing methods of tax incentives for IT companies and introducing new support measures for IT business, since this area of activity is one priority for the Russian economy. In this regard, this work examines the directions for further development of tax incentives for the IT industry, notes what measures can be improved and what new mechanisms of tax benefits and related non-tax benefits can be introduced into Russian legislation to create even more favorable conditions for the development of IT business in the Russian Federation.

Keywords: taxes, tax incentives, tax benefits, tax legislation, IT organizations, IT sector, regulatory perspective.

Введение

В настоящий период времени в Российской Федерации регулятором ведется активная работа, направленная на создание привлекательных условий для ^-организаций, необходимых для их развития. Это в свою очередь поспособствует созданию данными компаниями высокотехнологичных продуктов и высококачественного программного обеспечения, необходимого для построения современной цифровой экономики.

Для поддержки отрасли информационных технологий государство на законодательном уровне внедряет различные способы налогового стимулирования организаций, ведущих свою деятельность в сфере ^-бизнеса.

Однако в текущем году истекает срок предоставления некоторых существующих налоговых льгот, а также возникает необходимость в создании каких-либо новых решений.

Так, Т. В. Зверева отмечает, что сложившийся мировой опыт показывает, что конкурентоспособность национальной экономики неразрывно связана с развитием высокотехнологичных отраслей и, в частности, ^-отрасли. Исследователь указывает на то, что для дальнейшего развития данной отрасли необходимо применить ряд мер поддержки со стороны государства, в том числе и меры, касающиеся льготного налогообложения ^-компаний [3, с. 100].

Поэтому необходимо рассмотреть целесообразность сохранения и дальнейшего продления существующих мер налогового стимулирования ^-организаций, а также рассмотреть возможность введения новых способов поддержки ^-бизнеса в России.

Основное исследование

В конце 2024 года заканчивается срок действий положений, которые вводили нулевую ставку по налогу на прибыль для ^-организаций. В связи с этим звучат разные предложения по дальнейшей перспективе действия данной налоговой льготы.

Так, в настоящий период времени, Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации обсуждает возможность продления налоговых льгот для ^-компаний после 2024 года1. В данном контексте речь прежде всего идет о льготе по налогу на прибыль организаций и возможности продления налогообложения по ставке ноль процентов. Глава министерства Максут Шадаев заявил о том, что решение будет приниматься после получения статистических данных от ФНС России по налогам за 2023 год. На их основании будет проведен анализ целесообразности данного решения. Для обеспечения продления льгот соответствующие поправки должны быть внесены в налоговое законодательство до конца 2024 года.

^-бизнес заинтересован в продлении данной льготы вне зависимости от размера выручки, однако Минцифры исходит из того, что льготу возможно продлить только с определенным ее порогом. Таким образом, министерство хочет ограничить круг ^-компа-ний, которым будет предоставлена данная льгота. По словам министра «при обсуждении вопроса о продлении льготы по этому налогу финансовые ведомства указывают на высокие финансовые показатели ^-компаний и высказывают сомнения в целесообразности

1 Минцифры обсуждает продление налоговых IT-льгот для компаний [Электронный ресурс] // Ведомости. URL: vedomosti.ru/technology/articles/2024/03/27/1028191-mintsifri-obsuzhdaet-prodlenie-nalogovih-it-lgot.

продления льготы»1. Поэтому, с высокой долей вероятности, если будет принято решение о продлении льготы, то оно коснется только небольших развивающихся компаний, не достигших определенного порога выручки.

Мое предложение заключается в том, что данную меру налогового стимулирования организаций необходимо продлить для всех компаний, независимого от объема их выручки, как минимум до 2026 года. Это необходимо сделать, поскольку в настоящий период времени на российскую экономику и действующие на отечественном рынке ^-компании оказывается беспрецедентное санкционное давление. Поэтому сейчас как никогда ^-бизнес нуждается в поддержке со стороны государства.

Налоги с прибыли ^-компаний, даже крупных, государство еще успеет получить в долгосрочной перспективе, если у ^-отрасли получится сохранить тенденции к развитию в текущих непростых условиях. Поэтому, по моему мнению, сейчас необходимо эту меру поддержки продлить и не вводить дополнительных ограничений по ней.

Еще одной инициативой, которая сейчас активно прорабатывается регулирующими органами, является изменение правил государственной аккредитации ^-компаний.

На данный момент планируется, что большая часть изменений в законодательстве вступит в силу уже с 1 мая 2024 года. Сейчас Мин-цифры активно готовят проект изменений в Постановление Правительства РФ от 30.09.2022 № 1729 «Об утверждении Положения о государственной аккредитации российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий»2.

В рамках данных изменений предполагается, что будет введен критерий наличия иностранного участия в деятельности ^-компании. Доля таких лиц должна быть не более пятидесяти процентов. Это поспособствует поддержке именно отечественных компаний, а не зарубежных организаций, мимикрирующих под российских разработчиков программного обеспечения и

иного софта (например, дочерние структуры Huawei, Samsung и других известных глобальных корпораций, которые осуществляют свою деятельность на российском рынке).

Также Минцифры планирует упростить критерии для получения аккредитации IT-орга-низации для компаний, зарегистрированных в новых российских регионах. В частности, для таких компаний не будет критерия среднемесячного размера выплат своим сотрудникам. Это безусловно поможет развитию как IT-ком-паний, осуществляющих свою деятельность в указанных субъектах Российской Федерации, так и экономике данных регионов, серьезно пострадавшей от ведения там боевых действий и оттока оттуда квалифицированного человеческого капитала.

Остальным же компаниям нужно будет проходить процедуру подтверждения уровня заработной платы своих сотрудников в течение двух кварталов, вместо пяти, которые устанавливались регулирующими органами ранее.

Кроме того, будут внесены изменения в критерии проверки доли дохода от деятельности в IT-сфере для малых компаний, которые были созданы менее трех лет назад3. Ранее исследователями отмечалось, что налогообложение малых IT-компаний является проблемным вопросом в российской налоговой системе [2, с. 22].

Теперь таким организациям, если ими была получена государственная аккредитация в год, когда они были созданы, можно будет не проходить плановую процедуру подтверждения своей аккредитации в указанный период времени. Также заявление на ежегодную процедуру, необходимую для подтверждения указанной регистрации, нужно будет подавать в регулирующий орган только путем подачи обращения в электронном виде на портале «Государственные услуги».

В целом данные изменения в законодательстве направлены на послабление критериев получения государственной аккредитации для российских IT-компаний. Это поспособствует тому, что все большее количество IT-организа-ций сможет претендовать на получения налого-

1 Минцифры предложит ограничить круг IT-компаний с нулевой ставкой по налогу на прибыль [Электронный ресурс] // Интерфакс. URL: interfax.ru/business/952617.

2 Минцифры подготовило изменения правил аккредитации IT-компаний [Электронный ресурс] // Коммерсантъ. URL: kommersant.ru/doc/6554308?ysclid=ltglb0j2v8662392604.

3 Минцифры внесет изменения в правила аккредитации IT-компаний [Электронный ресурс] // Российская газета. URL: rg.ru/2024/03/06/mincifry-vneset-izmeneniia-v-pravila-akkreditacii-it kompanij.html.

вых льгот и иных мер поддержки их бизнеса в текущих непростых экономических условиях.

Я поддерживаю данные инициативы и предлагаю и далее упрощать возможности для создания все большего количества 1Т-органи-заций в Российской Федерации, поскольку наше государство только выиграет от роста их численности. Необходимо развивать данную тенденцию.

Даже малые компании оказывают серьезное влияние на 1Т-отрасль, потому что они создают уникальное программное обеспечение, которое не будет создаваться 1Т-гигантами, поскольку для них его разработка не будет являться столь выгодной.

В настоящих сложных экономических реалиях это особенно актуально, так как необходимо развивать отечественные продукты, совершенствовать и модернизировать их согласно последним техническим требованиям, чтобы быть конкурентоспособными в условиях санк-ционных ограничений [1, с. 98]. Для этих целей должны быть задействованы ресурсы максимального количества компаний, желающих развивать отрасль информационных технологий.

Исходя из этого, данные компании нуждаются в государственной поддержке их бизнеса и этому поспособствует включение их в реестр аккредитованных 1Т-организаций.

Рассмотрев тенденции развития мер налогового стимулирования 1Т-организаций в Российской Федерации, и предложив свои идеи как можно их усовершенствовать, считаю необходимым перейти к иным собственным предложениям по предоставлению новых налоговых льгот для 1Т-компаний и специалистов, занятых в данной отрасли и занимающихся инновационной деятельностью.

Во-первых, я хочу предложить ввести послабления для проверок по трансфертному ценообразованию (далее - ТЦО) для организаций, осуществляющих свою деятельность в 1Т-сфе-ре. Так, снижение ставки по налогу на прибыль организаций создает возможности для того, чтобы признать сделки 1Т-компаний контролируемыми в соответствии с российским налоговым законодательством о ТЦО [6, с. 206]. В настоящий момент многие крупные компании вы-

делили свои 1Т-подразделения в отдельные юридические лица, которые смогут получить государственную аккредитацию 1Т-компании и осуществлять лицензируемую деятельность для целей получения льготного налогообложения. Такие действия были фактические разрешены 1Т-организациям1.

В связи с этим данные компании будут признаваться взаимозависимыми, что повышает налоговые риски для 1Т-компании. Так, для целей ТЦО, налоговые проверки могут осуществляться в отношении оказания организацией 1Т-услуг, производства и продажи собственного программного обеспечения и т.д.

Мое предложение заключается в том, чтобы наложить временный мораторий на ТЦО-проверки (как минимум до 2026 года) для таких компаний, чтобы позволить им развиваться и увеличивать будущую налогооблагаемую базу. Как отмечалось в настоящей работе, 1Т-компаниями было фактически разрешено дробление бизнеса, для поддержки их 1Т-подразделений, логическим продолжением этой налоговой политики, на мой взгляд, будет являться и временное ограничение ТЦО-про-верок для таких компаний.

Безусловно, это создаст риски для получения необоснованной налоговой выгоды такими 1Т-компаниями, вследствие занижения цен в контролируемых сделках, однако это будет временной мерой, в долгосрочной перспективе государство только выиграет от развития таких 1Т-организаций и их растущих доходов.

Во-вторых, я хочу предложить введение налоговых вычетов по НДФЛ для сотрудников организаций 1Т-сферы. Несмотря на в целом успешный опыт реформ, которые ввели текущие меры налогового стимулирования 1Т-орга-низаций, в настоящее время вновь наблюдаются тенденции оттока 1Т-специалистов в зарубежные страны2.

В связи с этим я считаю, что необходимо поддержать именно самих сотрудников, что благоприятно скажется в том числе и на налоговой нагрузке их компаний. Как отмечают исследователи, налоговые вычеты являются отличным инструментом налогового стимулирования со стороны государства, поскольку способствуют сбе-

1 Письмо ФНС России от 17.03.2022 № СД-4-2/3289@ «О налоговых преимуществах, установленных для IT-бизнеса» // СПС КонсультантПлюс.

2 Эмиграммисты новой волны [Электронный ресурс] // Коммерсантъ. URL: kommersant.ru/doc/6622042.

режению средств налогоплательщика и поддержке важных для государства отраслей экономики [4, с. 31]. Поэтому это будет оказывать воздействие на то, чтобы российские 1Т-специали-сты оставались в нашей стране и создавали новые высокотехнологичные продукты

В-третьих, я предлагаю объединить все нормы, касающееся налогового стимулирования 1Т-организаций, в одну общую статью Налогового кодекса Российской Федерации и, соответственно, внедрить их в налоговое законодательство. Это поспособствует лучшему пониманию данных норм налоговыми органами и налогоплательщиками и более справедливому их правоприменению.

Заключение

Таким образом, данные инициативы поспособствуют снижению налоговой нагрузки на 1Т-бизнес и специалистов, занятых в данной сфере, а также улучшит правоприменение норм, вводящих и регулирующих меры налогового стимулирования 1Т-организаций.

Необходимо учитывать и тот факт, что у 1Т-компаний сохраняются риски, связанные с

незаконной налоговой оптимизацией, в случае, если вышеперечисленные налоговые льготы такая компания будет применять неправомерно. В таком случае, это повлечет за собой ре-путационные риски для компании, и, соответственно, она будет находиться под пристальным вниманием налоговых органов при последующих проверках [7, с. 90].

Зачастую в налоговых спорах, связанных с применением налоговых льгот для ^-организаций, именно на налогоплательщика возлагается бремя доказывания правомерности своих действий и отсутствия в них нарушений, если налоговый орган сочтет, что налогоплательщик не соответствует критериям, необходимым для возможности получения налоговой льготы [5, с. 97]. Поэтому 1Т-компаниям следует тщательно изучить указанные критерии, чтобы избежать таких неблагоприятных для себя последствий.

Подводя итог необходимо отметить, что прежде чем ввести новые способы поддержки российского 1Т-бизнеса и продлить действие уже существующих мер, необходимо тщательно проанализировать их целесообразность и необходимость с экономической и правовой точки зрения.

Список цитируемой литературы

1. Барков А.В. Киселев А.С. О стратегических направлениях защиты информационной безопасности и дальнейшего развития IT-сектора // Проблемы экономики и юридической практики. 2022. Т. 18. № 5. С. 95-99. EDN RLKQRP.

2. Громов В.В. Специфика и проблемы налогового стимулирования малых IT-компаний в России // Финансовый журнал. 2022. Т. 14. № 1. С. 8-25. EDN NPGLVH.

3. Зверева Т.В. Анализ эффективности применения налоговых льгот для IT-отрасли в Российской Федерации // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2022. № 3(246). С. 100-108. EDN BHRETB.

4. Клейменова Л.В. Соловьева Е.А. Иванова А.Н. Налоговые вычеты по НДФЛ как главный инструмент налоговой политики государства // Проблемы социально-экономического развития Сибири. 2018. № 2(32). С. 29-34. EDN SAPJPR.

5. Коптев А.Ю. Налоговый маневр IT-отрасли // Борьба с правонарушениями в сфере экономики: правовые, процессуальные и криминалистические проблемы: Сборник материалов международной научно-практической конференции, в рамках международного юридического форума «Право и экономика: национальный опыт и стратегии развития», Новосибирск, 27 мая 2021 года. Новосибирск, Новокузнецк: Новосибирский государственный университет экономики и управления; Кузбасский институт ФСИН России, 2021. С. 95-97. EDN TRVEKL.

6. Мороз В.В. Яковлева Е.Е. Налогообложение IT-отрасли: особенности, проблемы и направления развития // Проблемы экономики и юридической практики. 2024. Т. 20. № 1. С. 203-210. EDN EDXJEC.

7. Ревва С.Ю. Незаконная налоговая оптимизация НДФЛ и страховых взносов: признаки и ответственность // Legal Bulletin. 2024. Т. 9. № 1. С. 81-93. EDN GOXLCX.

References

1. BarkovA.V. KiselevA.S. On strategies for protecting information security and further development of the IT sector. Problems of economics and judicial practice, 2022, vol. 18, no. 5, рр. 95-99. EDN RLKQRP.

2. Gromov V.V. Features and problems of tax incentives for small IT companies in Russia. Financial Journal, 2022, vol. 14, no. 1, рр. 8-25. EDN NPGLVH.

3. Zvereva T.V. Analysis of the effectiveness of applying tax incentives for the IT industry in the Russian Federation. Property relations in the Russian Federation, 2022, no. 3(246). рр. 100-108. EDN BHRETB.

4. Kleimenova L.V. Solovyova E.A. Ivanova A.N. Tax results for personal income tax as the main instrument of state tax policy. Problems of socio-economic development of Siberia, 2018, no. 2(32), pp. 29-34. EDN SAPJPR.

5. KoptevA.Yu. Tax maneuver of the IT industry // Combating offenses in the economic sphere: legal, procedural and forensic problems: Collection of materials of the international scientific and practical conference, within the framework of the International Legal Forum «Law and Economics: National Experience and Strategy» Development», Novosibirsk, May 27, 2021. Novosibirsk, Novokuznetsk: Novosibirsk State University of Economics and Management; Kuzbass Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, 2021. Pp. 95-97. EDN TRVEKL.

6. Moroz V.V. Yakovleva E.E. Taxation of the IT industry: features, problems and directions of development. Problems of economics and legal practice, 2024, vol. 20, no. 1, рр. 203-210. EDN EDXJEC.

7. Revva S.Yu. Illegal tax optimization of personal income tax and insurance economies: signs and responsibility. Legal Bulletin, 2024, vol. 9, no. 1, рр. 81-93. EDN GOXLCX.

Статья поступила в редакцию 01.03.2024; принята к публикации 30.03.2024.

The article was submitted 01.03.2024;

accepted for publication 30.03.2024.

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

The author read

and approved the final version

of the manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.