3.2. Кластеризация региональной экономики: налоговый аспект
DOI: 10.33693/2541-8025-2020-16-5-101-104
©Смирнова Е. Е.
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, Российская Федерация e-mail: [email protected]
Аннотация. Статья рассматривает применение кластеров в качестве эффективного инструмента социально-экономического развития регионов, с учетом применения налоговых преференций - снижение налоговой ставки, предоставление налоговых льгот, а именно: исключение из объекта налогообложения, из налоговой базы при соблюдении определенных условий, использование повышающих коэффициентов амортизации). Примерами являются налоговые преференции по: налогу на прибыль организаций (повышающие коэффициенты амортизации), НДС (освобождение от налогообложения реализации НИОКР), налогу на имущество организаций (исключение объектов с высокой энергоэффективностью), транспортному налогу (применение пониженных ставок для собственников, применяющих в определенных целях), земельному налогу (исключение из объекта налогообложения земельных участков, используемых для определенных целей), страховым взносам (пониженные тарифы для IT-компаний). Дается оценка предлагаемых налоговых льгот для поддержки организаций, входящих в кластер, а также показатели, которые можно использовать для оценки эффективности их деятельности (опережающий рост совокупной выручки организаций кластера по сравнению с ростом ВРП субъекта Российской Федерации, в котором он расположен; удельный вес величины налоговых льгот, предоставленных организациям, входящим в кластер, в величине дополнительных налоговых платежей, поступивших от вышеуказанных налогоплательщиков в течение следующих трех лет; рост инвестиций в организации, входящие в состав кластера, за пять лет с момента создания; удельный вес расходов на НИОКР за пять лет с момента создания; величина выручки организаций, входящих в кластер, на один рубль предоставленных налоговых льгот; рост доли государственных закупок с начала выпуска продукции организациями, входящими в состав кластера; рост совокупной выручки организаций кластера сравнительно по различным субъектам Российской Федерации). Цели написания исследовательской работы: определить налоговые аспекты кластеризации региональной экономики и выделить показатели, оценивающие эффективность налогового регулирования. Выводы, полученные в ходе исследования: оценены последствия применения кластеров в качестве эффективного инструмента социально-экономического развития регионов, с учетом использования налоговых преференций
Ключевые слова: налог, кластер, регионы, региональная политика, налоговые льготы, валовой региональный продукт, региональная экономика, налоговые преференции, выручка, прибыль, инновации.
Благодарности: Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финансового университета.
Для цитирования: Смирнова Е. Е. Кластеризация региональной экономики: налоговый аспект // Проблемы экономики и юридической практики. 2020. Т. 16. №5. С. 101-104. DOI: 10.33693/2541-8025-2020-16-5-101-104.
Clustering of regional economy: tax aspect
DOI: 10.33693/2541-8025-2020-16-5-101-104
©E. E. Smirnova
Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russian Federation e-mail: [email protected]
Abstract. Article considers application of clusters as the effective instrument of social and economic development of regions, taking into account application of tax preferences - reduction of a tax rate, granting tax benefits, namely: an exception of subject to taxation, of tax base at observance of certain conditions, use of the raising depreciation coefficients). Examples are tax preferences on: to income tax of the organizations (the raising depreciation coefficients), the VAT (release from research and development realization taxation), the property tax of the organizations (an exception of objects with high energy efficiency), to a transport tax (application of the lowered rates for the owners applying in definite purposes), to land tax (an exception of subject to taxation of the land plots used for definite purposes), insurance premiums (the lowered tariffs for the IT companies). An assessment of the offered tax benefits for support of the organizations enterISSN 2541-8025 (print) Том 16, №5,2020 Проблемы экономики и юридической практики 101 ISSN 2712-7605 (online)
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ / FINANCE, CASH AND CREDIT
08.00.10
ing a cluster and also indicators which can be used for assessment of efficiency of their activity is given (the advancing growth of consolidated revenues of the organizations of a cluster in comparison with growth of VRP of the territorial subject of the Russian Federation in which it is located; specific weight of size of the tax benefits provided to the organizations entering a cluster in the size of the additional tax payments which arrived from the above-stated taxpayers within the next three years; growth of investments into the organizations which are a part of a cluster in five years from the moment of creation; specific weight of expenses on research and development in five years from the moment of creation; the size of revenue of the organizations entering a cluster, for one ruble of the provided tax benefits; growth of a share of government procurement since the beginning of production by the organizations which are a part of a cluster; growth of consolidated revenues of the organizations of a cluster rather on various territorial subjects of the Russian Federation). Research writing purposes: to define tax aspects of a clustering of regional economy and to allocate the indicators estimating efficiency of tax regulation. The conclusions received during the research: the consequences of application of clusters as the effective instrument of social and economic development of regions, taking into account use of tax preferences are assessed
Keywords: tax, cluster, regions, regional policy, tax benefits, gross regional product, regional economy, tax preferences, revenue, profit, innovations.
Acknowledgments: Article is prepared by results of the researches executed at the expense of budgetary funds on the state task to the Financial university.
For citation: Smirnova E. E. Clustering of regional economy: tax aspect // Economic problems and legal practice. 2020. Vol. 16. №5. P. 101104. (in Russ.) DOI: 10.33693/2541-8025-2020-16-5-101-104.
ВВЕДЕНИЕ
Вопросы применения кластеров в развитии региональной экономики активно изучались российскими и зарубежными учеными, однако налоговые аспекты не получили достаточного распространения, также не рассматриваются особенности налоговых льгот для отдельных организаций, входящих в кластер. Актуальность обусловлена необходимостью развития отдельных организаций и территорий в условиях сложной экономической ситуации. Целесообразность разработки темы связана с разработкой научно-исследовательской работы, выполняемой в Финансовом университете при Правительстве Российской Федерации. Изученность проблемы: недостаточно раскрыты в научной литературе вопросы оценки эффективности работы с учетом финансовых показателей организаций и налоговых платежей. Научная новизна содержится в определении показателей, которые можно использовать при оценке эффективности кластеров. Целью исследования является разработка системы показателей, оценивающих эффективность применения кластеров для развития региональной экономики и степень кластеризации в Российской Федерации. Задачи исследования: уточнить понятие «кластер» и «кластеризация», выявить основные направления их использования, оценить целесообразность налоговых льгот, разработать предложения по применению новых показателей эффективности функционирования кластеров в российской экономике.
Научная значимость: уточнить понятие «кластеры» и раскрыть синергетический эффект от их применения. Практическая значимость: предложить показатели для оценки эффективности применения кластеров в российской экономике с учетом оценки деятельности каждого участника.
ДИСКУССИОННЫЕ ВОПРОСЫ ПОНЯТИЯ «КЛАСТЕР»
В настоящее время вопросы совершенствования региональной экономической политики являются весьма актуальными, особенно в части поиска эффективных налоговых инструментов для поддержки отдельных категорий налогоплательщиков или территорий.
В Налоговом кодексе Российской Федерации (НК РФ) не выделяется отдельно понятие «кластер», однако устанавливается особый порядок применение налоговой ставки для обложения
налоговой базы, определяемой организациями - резидентами особой экономической зоны, организациями - резидентами технико-внедренческой особой экономической зоны, а также организациями - резидентами туристско-рекреационных особых экономических зон, объединенных решением Правительства РФ в кластер: организации - резиденты ОЗС; организации - резиденты технико-внедренческой ОЭЗ; организации - резиденты туристско-рекреационных ОЭЗ [1, ст. 284].
Кластеры рассматриваются как взаимосвязанные группы организаций, функционирующих на определенной территории (иногда идет речь о резидентах кластера). Их совместная деятельность позволяет активно развивать промышленность, особенно это достигается при получении соответствующих государственных преференций, в том числе налоговых льгот и освобождений. Вместе с тем, как правило, эти группы не являются взаимозависимыми, хотя находятся на одной территории и самостоятельны в организации управленческих решений, их некорректно отождествлять с понятием «холдинг» или «консолидированная группа налогоплательщиков». Кластеризация рассматривается как развитие кластеров на основе улучшений их финансовых показателей путем применения налоговых и иных преференций для совершенствования региональной экономики и роста валового регионального продукта.
В некоторых исследованиях понятие «кластер» подменяется понятием «отрасль», однако они не являются идентичными, как правило, кластер формируется за счет взаимодействия организаций, осуществляющих различные виды экономической деятельности, но совместно участвуют в производстве товаров, работ, услуг.
Кластеры должны создаваться с учетом приоритетов научно-технологического развития Российской Федерации, которые позволят получить научные и научно-технические результаты и создать технологии, являющиеся основой инновационного развития внутреннего рынка продуктов и услуг, устойчивого положения России на внешнем рынке [2, ст. 20].
Среди кластеров выделяют: промышленные (созданы для кооперации при производстве технически сложной продукции), инновационные (направлены на создание НИОКР), при этом их создание может осуществляться по инициативе резидентов (участников) объединенной группы или по решению органов власти в целях реализации направлений региональной экономической политики [3, с. 25]. Промышленные кла-
102 Economic problems and legal practice
Vol. 16, №5,2020
ISSN 2541-8025(print) ISSN 2712-7605(online)
стеры отдельно выделяются в Федеральном законе от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» как совокупность субъектов деятельности в сфере промышленности, однако не выделяется кооперация с лицами, осуществляющими деятельность в иных отраслях. Вместе с тем, отдельно рассматривается термин «технопарк» как объекты промышленной инфраструктуры и технологической инфраструктуры, что, на наш взгляд, является более узким понятием.
ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ ВНЕДРЕНИЯ КЛАСТЕРОВ В ЭКОНОМИКУ
За счет создания кластеров создается синергетический эффект путем развития не только организаций отдельных отраслей, но и их совместной деятельности, что позволяет:
- проводить больше научных исследований (НИОКР),
- продвигать инновационные технологии и выпуск качественно новой продукции,
- повышать уровень и качество жизни в регионе,
- снизить неравномерность социально-экономического и промышленного развития отдельных территорий,
- развивать социальные проекты,
- обеспечить рост производства в регионе,
- укрепить межотраслевые связи,
- повышать конкурентоспособность и обеспечивать экономическую безопасность региона,
- создавать новые рабочие места, снижая уровень безработицы,
- использовать более гибкие механизмы кредитования,
- более рационально использовать трудовые, материальные, производственные ресурсы,
- реализовать первоочередные направления региональной промышленной и налоговой политики,
- организовать эффективное взаимодействие с государственными органами власти и местного самоуправления (в т.ч. поддержка градообразующих предприятий),
- участвовать в проведении природоохранных мероприятий (в т.ч. за счет создания новых технологий очистки воды и воздуха),
- развивать научное сотрудничество,
- получать государственную финансовую поддержку за счет бюджетных средств и государственных закупок,
- оперативно реагировать на изменения запросов потребителей.
Выделение и адекватное финансирование участников, каждый из которых осуществляет отдельную деятельность (научную, образовательную, производственную, логистическую, административную, торговую, социальную, консультационную), позволяет диверсифицировать риски и выявлять резервы для экономии финансовых ресурсов [4, с. 12].
ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КЛАСТЕРОВ
Министерством экономического развития Российской Федерации было добавлено требование эффективности и инно-вационности, которое можно рассматривать как четвертый признак идентификации (кроме наличия группы организаций, нахождения их на определенной территории, наличия взаимосвязей между ними), если выполняется соответствие целевым показателям.
Действие кластеров в российской экономике можно рассмотреть на примере фармацевтической промышленности
(Санкт-Петербургский - разрабатываются и производятся инновационные лекарственные препараты на основе моноканальных антител, Новосибирский - создаются уникальные вакцины и другие инновационные лекарственные средства, Алтайский - осваиваются методы тонкого органического синтеза, клеточные биомедицинские технологии, Подмосковный (Пущино) - производятся фармацевтические субстанции высокой чистоты, Калужский (Обнинск) - разрабатываются, синтезируются и внедряются в производство инновационные фармацевтические субстанции, Северный - создаются формы фармацевтических субстанций с заданными параметрами, разрабатываются нейротехнологии, а также другие фармацевтические кластеры). При этом за пять лет функционирования объем реализации фармацевтической продукции резидентами Санкт-Петербургского фармацевтического кластера вырос почти в четыре раза, при этом наибольший прирост пришелся на 2015 г., когда объем реализации вырос почти в 2 раза. Этот рост, обусловлен, в том числе оказанием государственной поддержки путем предоставления налоговых льгот организациям, являющимся резидентами технико-внедренческой особой экономической зоны. Для сравнения объем производства лекарственных средств в России за аналогичный период вырос примерно в 2 раза [5, с. 150]. Следовательно, выпуск за анализируемый период фармацевтической продукции рос почти в два раза больше общероссийского показателя. В то же время необходимо отметить рост доли государственных закупок в общем объеме реализации продукции за анализируемый период выросла на одну пятую часть, что свидетельствует о значительной экономии бюджетных средств: происходит импортозамещение путем выпуска российскими фармацевтическими фирмами лекарств, которые продаются по более низкой цене, чем иностранные аналоги. Можно отметить государственную поддержку именно российских производителей, что положительно влияет на их экономическую активность, создание новых рабочих мест, повышение производительности труда [6, с. 55].
Следует выделить создание на территории г. Москвы инновационного кластера, обеспечивающего координацию взаимодействия субъектов деятельности в сфере промышленности, науки, образования, связи и иных сферах, определенных Правительством Москвы, и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с Указ Президента РФ от 26.11.2018 N 672 «О создании на территории г. Москвы инновационного кластера».
ВЫВОДЫ
Для того, чтобы способствовать эффективному развитию кластеров, применяются различные методы государственной поддержки, в том числе налоговые инструменты налогового стимулирования - снижение налоговой ставки, предоставление налоговых льгот (исключение из объекта налогообложения, из налоговой базы при соблюдении определенных условий), использование повышающих коэффициентов амортизации. Однако речь идет не о льготировании всех участников, а только для отдельных субъектов, осуществляющих приоритетные для региона виды деятельности (для резидентов особых экономических зон или для организаций, работающих в определенной сфере экономики). Примерами являются налоговые преференции по: налогу на прибыль организаций, НДС, налогу на имущество, транспортному налогу, земельному налогу,
ISSN 2541-8025 (print) Том 16, №5,2020 Проблемы экономики и юридической практики 103
ISSN 2712-7605 (online)
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ / FINANCE, CASH AND CREDIT
08.00.10
страховым взносам. При этом возможно предоставление налоговых льгот на определенный период с момента создания или на постоянной основе.
Применение вышеуказанных показателей для оценки деятельности кластеров позволит по результатам анализа работы сформулировать направления региональной политики в целях стимулирования организаций, входящих в кластер. С учетом того, что акцент делается на анализе рентабельности, важно предусмотреть налоговые льготы по тем налогам, которые включаются в прочие расходы для целей налогообложения прибыли (налог на имущество организаций, земельный налог).
Для субъектов Российской Федерации особенно важно стимулировать налогоплательщиков, предоставляя льготы по региональным налогам. Например, освобождаются от уплаты налога на имущество: бюджетные организации, занимающиеся разработкой и реализацией инновационных проектов (Республика Мордовия); имущество и оборудование резидентов технопарка, расположенное на территории технопарка и задействованное в разработке и реализации инновационных проектов (Воронежская область); аккредитованные инновационные технопарки (Челябинская область).
Целесообразно также предусмотреть освобождение от налогообложения по земельному налогу организации, осуществляющие инновационную деятельность. Если налогоплательщик получает выручку от иной предпринимательской деятельности, уплачивается земельный налог с учетом коэффициента инновационной деятельности. Коэффициент инновационной деятельности рассчитывается как отношение всей полученной выручки (за исключением выручки от инновационной деятельности) к общей выручке от всех видов деятельности (в
расчетах берутся показатели выручки без учета НДС и иных обязательных платежей).
Целесообразно добавить к показателям, используемым для оценки промышленного развития (на основе данных по кластерам), следующие:
- опережающий рост совокупной выручки организаций кластера (без учета внутрикластерных расчетов) по сравнению с ростом ВРП субъекта Российской Федерации, в котором он расположен;
- удельный вес величины налоговых льгот, предоставленных организациям, входящим в кластер, в величине дополнительных налоговых платежей, поступивших от вышеуказанных налогоплательщиков в течение следующих трех лет;
- рост инвестиций в организации, входящие в состав кластера, за пять лет с момента создания;
- удельный вес расходов на НИОКР за пять лет с момента создания;
- величина выручки организаций, входящих в кластер, на один рубль предоставленных налоговых льгот;
- рост доли государственных закупок с начала выпуска продукции организациями, входящими в состав кластера;
- рост совокупной выручки организаций кластера сравнительно по различным субъектам Российской Федерации (чтобы выявить регион с наиболее эффективной экономической политикой в части стимулирования).
Целесообразно учитывать общую выручку организаций, входящих в один кластер, в связи с тем, что некоторые из них (например, научно-исследовательские) могут не являться коммерческими, направленными на получение прибыли.
Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 78,82%.
Рецензент: доктор экономических наук, профессор Л.С. Кирина.
Список литературы:
Reference list:
1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая // СПС Консультант Плюс.
2. Указ Президента РФ от 01.12.2016 N 642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации» // СПС Консультант Плюс.
3. Типовая модель кластера как методологическая основа теории кластеров: монография / Н. А. Анисова. - Тюмень: ТИУ, 2019. - 218 с.
4. Пасько С.Н. Кластер как основная форма привлечения инвестиций в регион // Вестник ИМСИТ. 2019. № 1 (77). С. 11-13.
5. Лин А.А., Иванов А.С. Конкурентные преимущества инновационных фармацевтических кластеров (на примере Санкт-Петербургского фармацевтического кластера) // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Медицина. Фармация. 2017. № 5 (254). С. 149-157.
6. Орлов П.А. Реализация принципов проектного управления в моделях взаимосвязей участников кластера (на примере ряда российских кластеров) // Проблемы рыночной экономики. 2017. № 2. С. 51-60.
1. Tax Code of the Russian Federation. Part second//Union of Right Forces Consultant Plus.
2. Decree of the Russian President of 01.12.2016 N 642 «About the Strategy of scientific and technological development of the Russian Federation»//Union of Right Forces Consultant Plus.
3. Standard model of a cluster as methodological basis of the theory of clusters: monograph / N.A. Anisova. - Tyumen: TIU, 2019. -218 pages.
4. Pasko S.N. Cluster as main form of attraction of investments into the region//IMSIT Bulletin. 2019. No. 1 (77). Page 11-13.
5. Lin A.A., Ivanov Ampere-second. Competitive advantages of innovative pharmaceutical clusters (on the example of the St. Petersburg pharmaceutical cluster)//Scientific sheets of the Belgorod state university. Series: Medicine. Pharmacy. 2017. No. 5 (254). Page 149-157.
6. Orlov P.A. Realization of the principles of project management in models of interrelations of participants of a cluster (on the example of a number of the Russian clusters)//Problems of market economy. 2017. No. 2. Page 51-60.
Статья поступила в редакцию 16.09.2020, принята к публикации 16.10.2020 The article was received on 16.09.2020, accepted for publication 16.10.2020
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Смирнова Елена Евгеньевна, кандидат экономических наук, доцент, доцент Департамента налогов и налогового администрирования, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, r. Москва, Российская Федерация, РИНЦ Author ID: 438621, e-mail: [email protected]
104 Economic problems and legal practice
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Elena E. Smirnova, Cand. Sci. (Econ.), Assoc. Prof., Associate Professor of the Taxes and tax administration Department, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russian Federation, Author ID: 438621, e-mail: [email protected]
Vol. 16, №5, 2020 ISSN 2541-8025(print)
ISSN 2712-7605(online)