Научная статья на тему 'Начальная школа: от теории к практике (из опыта работы)'

Начальная школа: от теории к практике (из опыта работы) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
612
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФГОС / СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОМФОРТ / ПРОЕКТНАЯ РАБОТА / АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мингазова Татьяна Викторовна

В статье описывается практика выполнения требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (1-4 классы) из опыта работы учителя начальных классов; анализируется системно-деятельностный подход в педагогике, определяется роль эмоциональной среды на уроке как мотивирующий фактор.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Начальная школа: от теории к практике (из опыта работы)»

виде, с учетом того, что информация, полученная в процессе работы, усваивалась и систематизировалась. Виртуальные экскурсии помогают учащимся попробовать себя в различных ролях: составителя, куратора, ведущего, участника. Наши гимназисты проводят экскурсии в наших музеях (как уже говорилось, в гимназии их несколько) или на территории Рязанского Кремля. Это требует профессионализма, собранности, ведь бывает трудно удержать интерес слушателей во время выступления. Стоит сказать, что метеоусловия порой не позволяют выполнить намеченный урок-экскурсию. Поэтому выход из этой ситуации - виртуальная экскурсия. Работа над созданием экспозиции музея позволяет развить у учащихся умение работать с различными источниками информации, умение производить отбор информации, красиво и грамотно оформить найденные сведения.

Таким образом, мы можем рассматривать музей как важный образовательный и воспитательный центр, ведь уже на этапе подготовки определяются цели и ставятся задачи экскурсии, выбирается тема, осуществляется подбор информации, составляется список литературы. Необходимо обратить серьезное внимание на определение сроков и формы отчета. Это помогает проводить работу эффективнее. Учащиеся вовлекаются в процесс поиска и исследования.

Литература

1. Варнавская Н. Я. У Кремля рязанского гимназия... // У Кремля рязанского гимназия... (гимназия - инновационное образовательное учреждение): сб. материалов из опыта работы пед. коллектива гимназии № 2 г. Рязани. Рязань: Ряз. обл. и-т развития образования, 2003. С. 5-7.

Начальная школа: от теории к практике (из опыта работы)

Мингазова Т. В.

Мингазова Татьяна Викторовна /М1п^а20Уа ТаНапа УгШогоупа - учитель начальных классов, Муниципальное автономное образовательное учреждение Лицей № 2, г. Альметьевск

Аннотация: в статье описывается практика выполнения требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (1-4 классы) из опыта работы учителя начальных классов; анализируется системно-деятельностный подход в педагогике, определяется роль эмоциональной среды на уроке как мотивирующий фактор.

Ключевые слова: ФГОС, системно-деятельностный подход, начальное общее образование, психологический комфорт, проектная работа, активные методы обучения.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1-4 классы) основывается на системно-деятельностном подходе [5]. Ученик должен самоопределиться в процессе обучения, для этого он должен быть активным участником образовательной деятельности: не только фиксировать готовую информацию, а «открывать» знания самостоятельно.

Среди педагогов и психологов, внесших свой вклад в развитие деятельностного подхода, выделяются труды Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Л. Г. Петерсона, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина и др. [4]. Системность предполагает, что у учащихся формируется целостный образ мира, поэтому учитель должен на своих уроках акцентировать внимание на межпредметные связи. Учитель должен заложить основы умения учиться, сформировать универсальные учебные действия у учащихся начального звена общего образования [5]. В перспективе выпускник начальной школы должен быстро адаптироваться к новым условиям среднего звена в образовательном

35

учреждении, а это обеспечивается не только (не столько) преемственностью между учебными программами, сколько через формирование любви к самому познавательному процессу. Мы придерживаемся позиции психологов: качество образования напрямую зависит от психологического комфорта на уроке.

Из опыта работы учителя начальных классов МАОУ лицей № 2 (РТ, г. Альметьевск) Мингазовой Татьяны Викторовны. Реализуя требования ФГОС, учитель включает в свою работу специальные упражнения, которые содействуют осознанию школьником своих позиций, способствуют формированию дружеских отношений в классе. Данные упражнения развивают в детях уверенность в себе, в своих учебных и личностных возможностях.

Свои уроки учитель начинает с установления контакта с учащимися и формирования эмоционального комфорта в аудитории. Для этого на начальном этапе урока демонстрируется видеоролик или мотивирующая презентация для того, чтобы перевести детей в психологически комфортное состояние: снять напряженность, устранить закрытость, латентную агрессивность или подавленность. Учитель предлагает ученикам поприветствовать друг друга и пожелать хорошего дня. На втором этапе урока учитель проводит упражнение на эмоционально-волевую регуляцию. Например, упражнение «Обмен приветствиями». «Соседи по парте» встают лицом друг к другу. Им нужно поприветствовать друг друга глазами, головой, руками, словами. Данные упражнения в начале занятия дают эмоциональный настрой на успешную работу на уроке. Так как при работе с детьми младшего школьного возраста очень важно переводить переживания детей в положительное эмоциональное состояние.

Кроме того, начиная с первых уроков, учитель приучил учащихся использовать приёмы само- и взаимооценки, которые осуществляются с помощью смайликов: зелёный смайлик -тему понял хорошо, справился со всеми заданиями, активно участвовал в работе класса; жёлтый смайлик - на уроке возникали сложности, не все задания было легко выполнять; красный смайлик - было сложно, тему не понял, нужна помощь учителя. Цветные смайлики позволяют учителю оперативно контролировать каждого учащегося на любом этапе процесса обучения, применить личностно-ориентированный подход [2, с. 213].

С целью реализации требований нового Федерального стандарта по применению системно-деятельностного подхода, Татьяна Викторовна на своих уроках использует методы активного обучения [1], в частности, применяя работу в парах, в малых группа, игровые приемы [2, с. 202].

Наибольшей популярностью у учащихся пользуется прием выполнения проектной работы. Учащиеся делятся на группы (здесь важно правильно подобрать состав группы), получают задание, которое предполагает общение между собой, принятие коллективных решений. По окончании выполнения работы группы защищают свои проекты, что позволяет развить навык публичного выступления, умение формулировать свою мысль, отвечать на вопросы и защищать свою точку зрения.

Современный учитель должен быть творческой личностью, легко генерировать идеи, разрабатывать учебно-методическую документацию. Как сказал Иммануил Кант: «Учить не мыслям, а мыслить».

Литература

1. Дедова В. Н. Использование активных методов обучения в начальных классах. [Электронный ресурс]: Социальная сеть работников образования nsportal.ru, 2016. Режим доступа: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2015/07/28/ispolzovanie-aktivnyh-metodov-obucheniya-v-nachalnyh/ (дата обращения: 28.07.2016).

2. Кукушкин В. С. Теория и методика обучения. Ростов н/Д.: Феникс, 2006. 474 с.

3. Системно-деятельностный подход как основа ФГОС. [Электронный ресурс]: Сайт Бизнес идеи, 2016. Режим доступа: http://vse-temu.org/new-sistemno-deyatelnostnyj-podxod-kak-osnova-fgos-sistemno-deyatelnostnyj-podxod-v-obrazovanii.html/ (дата обращения: 24.08.2016).

4. Черепанова Н. А. Системно-деятельностный подход. [Электронный ресурс]: Сайт учителя информатики Черепановой Н. А., 2016. Режим доступа: http://cherepanova.74335s005.edusite.ru/p64aa1.html/ (дата обращения: 14.08.2016).

5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования 91-4 классы). [Электронный ресурс]: сайт министерства образования и науки РФ, 2016. Режим доступа: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8 B/922#_edn1/ (дата обращения: 21.08.2016).

Педагогический конкурс как средство повышения квалификации учителя Нуртаева К. Б.

Нуртаева Кульзагира Бикеновна /Nurtaeva Kulzagira Bikenovna - начальник отдела, отдел методического обеспечения инновационного развития, Филиал АО «Национальный центр повышения квалификации «Орлеу», Институт повышения квалификации педагогических работников по Северо-Казахстанской области,

г. Петропавловск, Республика Казахстан

Аннотация: в статье раскрыта значимость педагогического профессионального общения работников образования в стимулировании мотивации повышения квалификации, а конкретно - роль педагогического конкурса в повышении квалификации учителей истории, в формировании исторического мышления в условиях модернизации системы образования, в создании условий для постоянного совершенствования профессионального мастерства учителей.

Ключевые слова: педагогический конкурс, саморазвитие педагога, историческое мышление, историческое эссе, педагогическая статья, повышение квалификации.

Обновление образования, происходящее на современном этапе, выступает как решающее условие формирования у казахстанцев системы социально значимых ценностей и общественных установок. Современные подходы к образованию исходят из гуманистической парадигмы в организации образовательного процесса: обеспечения возможности выбора и самоопределения каждого его участника, субъект-субъектных взаимоотношений учителя и ребенка.

Очевидно, что такое образование может осуществлять учитель, ориентированный на гуманистические ценности, способный готовить людей к умению жить в гражданском демократическом обществе, самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, проявлять ответственность за судьбу страны.

Решение поставленных задач возможно при наличии педагогов, обладающих высокой профессиональной квалификацией и компетентностью, то есть способностью «выполнять профессионально-педагогические функции в соответствии с принятыми в социуме на настоящий момент нормами и стандартами» (Э. М. Никитин) [1]. Этим обусловлены изменения как в требованиях к профессиональной компетентности педагога, так и в мерах по оказанию ему содействия в профессиональном росте.

Возрастает значимость различных форм педагогического профессионального общения работников образования как средства стимулирования мотивации повышения квалификации, удовлетворения личностно значимых потребностей в «приращении» недостающих компетентностей и переводе их в практическую деятельность. Среди таких форм, получивших признание в педагогическом сообществе, существенная роль принадлежит конкурсам профессионального мастерства, участие в которых активизирует рефлексию учителя, способствующую осознанию им затруднений и проблем педагогической деятельности, являющуюся катализатором поиска средств их преодоления.

37

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.