УДК 378+372.3/.4
Павлова Людмила Андреевна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики начального и дошкольного образования, Ишимский педагогический институт им. П. П. Ершова (филиал) Тюменского государственного университета, pavlova-2803@mail.ru, Ишим
МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ
НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА ОСНОВЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА
Аннотация. В статье рассматривается вопрос о необходимости практико-ориентированно-го подхода в подготовке будущего учителя начальных классов, рассматриваются различные трактовки практико-ориентированного подхода в обучении и особенности его реализации в практике подготовки будущих педагогов в образовательных учреждениях. На основе анализа имеющегося опыта практико-ориентированной профессиональной подготовки и требований к функциональным обязанностям учителя начальных классов, выделенных в профессиональном стандарте «Педагог», определены направления подготовки будущих учителей начальных классов и особенности их реализации. Уделено внимание условиям реализации практико-ориентированного подхода в подготовке бакалавров - будущих учителей начальных классов. Обращено внимание на интегративный характер подготовки педагогов. Рассмотрена модель практико-ориентированной подготовки будущего учителя начальных классов, включающая овладение студентами профессиональными знаниями и умениями на аудиторных занятиях в вузе и на практике в школе.
Ключевые слова: практико-ориентированный подход, практико-ориентированные технологии обучения, профессиональная среда, профессиональная деятельность, профессиональные компетенции, профессиональные пробы.
Сегодня, когда от профессионалов любой сферы деятельности требуется самостоятельность, инициативность, неординарный подход к принятию решения, молодой специалист должен быть подготовлен в вузе таким образом, чтобы он мог без особых проблем, в короткий срок включиться в трудовые процессы, продуктивно используя компетенции, полученные в ходе обучения.
Педагогическая деятельность отличается многофункциональностью, нестандартностью и ее результат напрямую зависит от профессионализма педагога. Проблема модернизации подготовки педагогических кадров в профессиональных образовательных учреждениях в настоящее время рассматривается в направлении реализации федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) общего и профессионального образования, а так же профессионального стандарта «Педагог». ФГОС общего образования ориентирует педагогов на организацию образовательного процесса на основе системно-деятельностного и компе-тентностного подходов, т. е. на организацию продуктивной практической деятельности обучающихся. В последнее время в педаго-
гической литературе стали использовать термин «практико-ориентированный подход» к обучению. Рассмотрим, какие трактовки этого термина приводятся в литературе и как на практике реализовать практико-ориенти-рованный подход в подготовке будущих педагогов для начальной школы.
В педагогической литературе рассматривается несколько подходов к трактовке понимания практико-ориентированного подхода в подготовке специалистов. Наиболее узкий подход к практико-ориентированному обучению будущих специалистов связывают с формированием профессионального опыта студентов при погружении их в профессиональную среду в ходе учебной и производственной практик. Так, в статье «Практико-ориентированный подход» Ю. Ветров и Н. Клушина описывают опыт подготовки специалистов по социальной работе в Северо-Кавказском техническом университете через организацию волонтерской деятельности студентов в период педагогических практик в течение всех лет обучения в вузе [2].
Второй подход предполагает использование в подготовке специалистов профессионально-ориентированных технологий обу-
чения и методик, моделирующих элементы будущей профессии. Например, Л. В. Бай-бородова видит основное назначение прак-тико-ориентированного подхода в повышении качества профессиональной подготовки будущих педагогов через усиление практической направленности содержания и организации образовательного процесса в вузе и овладение профессиональными знаниями в практической деятельности [1].
Третий подход связан с вовлечением студентов в практическую деятельность по осваиваемой профессии. Наряду со знаниями, умениями, навыками будущие специалисты приобретают опыт практической деятельности с целью достижения профессионально и социально значимых компетентностей. Потребность в решении практической задачи служит мотивом к изучению теоретического материала. Данная разновидность практико-ориентированного подхода является деятель-ностно-компетентностным подходом.
Во Владивостокском государственном университете экономики и сервиса практи-ко-ориентированный подход в подготовке специалистов реализуется через организацию работы Департамента коммерции. Авторы данной концепции видят трудности практико-ориентированной подготовки специалистов в отсутствии коммерциализации результатов образовательной деятельности. Под процессом коммерциализации обучения понимается процесс использования промежуточных результатов образовательной деятельности, возникающих как элементы этапов обучения (с поэтапным контролем за их результатами), включая оценку и передачу завершенных и освоенных в практических условиях результатов [8]. В рамках данной технологии предполагается поэтапная деятельность, включающая выявление потребностей в результатах практико-ори-ентированного обучения студентов (продукция, услуги) на основе анкетирования, опросов, прогнозирования и оценки запросов рынка; представление вузом результатов разработок, выполненных студентами в ходе практико-ориентированного обучения; оценка экономической эффективности работ студентов; заключение договоров на реализацию проектов студентов; выполнение промышленных образцов; коммерческая реализация готовых проектов.
Данного направления в практико-ори-ентированной подготовке будущих специалистов придерживаются вузы, готовящие юристов, экономистов, специалистов сферы обслуживания. Студенты включаются в практическую деятельность по работе с реальными клиентами.
Такое использование практико-ориенти-рованной подготовки специалистов малоприменимо для обучения педагогов.
Существует опыт практико-ориенти-рованной подготовки специалистов основанный на интеграции первого и второго подходов, т. е. включающий усиление практической подготовки в аудитории за счет использования практико-ориентированных технологий обучения и увеличения объема, и изменения содержания практик. Такого подхода в подготовке педагогов придерживаются в Тюменском педагогическом колледже [4].
Представляет интерес опыт Казанского федерального университета. Главной целью практической подготовки будущего учителя в данном вузе считают формирование способности к самостоятельному профессиональному развитию через сетевое взаимодействие между вузом и школой за счет привлечения ресурсов внешней среды (кадровых, научно-методических, лабораторных и прочих) для вуза - школьной среды, для школы - среды вуза. В результате такого взаимодействия происходит обмен опытом, который осуществляется в форме видеоконференций, открытых мероприятий, круглых столов, мастер-классов. Профессиональные пробы студенты реализуют в процессе участия совместно со школьниками в конкурсах, играх, олимпиадах, праздниках [7].
В Великобритании на протяжении многих лет существовали два подхода в подготовке педагогических кадров: академический - на базе колледжей и университетов и технологический - в процессе работы в школе. В настоящее время оба подхода используются интегрировано, действует двухступенчатая подготовка учителей. На первой ступени студенты обучаются в профессиональном образовательном учреждении и получают диплом бакалавра. На второй ступени выпускники прикладного бакалавриата получают последипломное образование на базе школ [5; 6].
На основе анализа имеющегося опыта практико-ориентированной профессиональной подготовки и требований к функциональным обязанностям учителя начальных классов, определенных в профессиональном стандарте «Педагог», полагаем, что реализация практико-ориентированного подхода в подготовке будущего учителя начальных классов должна осуществляться по трем направлениям:
1) корректировка содержания и структуры программ учебных дисциплин;
2) овладение профессиональными знаниями и умениями на аудиторных занятиях;
3) освоение учебного материала на практике в школе.
Первое направление. В основе практико-ориентированного подхода лежит разумное сочетание фундаментального образования и профессионально-прикладной подготовки. Приступая к разработке учебных программ по дисциплинам профессионального цикла, преподавателю необходимо хорошо представлять, что должен знать, уметь, чем владеть будущий учитель начальных классов. Так же необходимо понимать, что достижение образовательных результатов студентами включает три уровня: репродуктивный, продуктивный и конструктивный. На репродуктивном уровне студенты овладевают отдельными компонентами педагогической деятельности, например, методами, формами обучения и воспитания, способами педагогического общения. На данном этапе они способны решать типовые задачи на основе образца, или конкретно сформулированного задания: разработать фрагмент урока, используя групповую форму работы «Пила», составить беседу учителя с учащимися, используя проективные вопросы.
Продуктивный уровень предполагает умение использовать компоненты учебной деятельности на практике не по отдельно-сти, а в целом, преобразовывать информацию, применять ранее известные знания и умения в новых, нестандартных ситуациях, уметь дополнять, изменять инструкции, алгоритмы. Например, выполняя задание: разработать урок на основе деятельностного подхода к обучению, студентам необходимо проанализировать требования к организации уроков, проводимых на основе деятель-ностного подхода, и в соответствии с ними
определить, какие методы, приемы, формы, средства следует использовать для обучения детей конкретного возраста.
Конструктивный уровень предполагает овладение умениями выполнять исследовательскую и творческую деятельность, преобразовывать ранее усвоенную информацию, комбинировать имеющиеся знания и умения так, чтобы получить оптимальное решение задачи в заданных условиях. От учителя начальных классов требуется не только умение определить, какими знаниями, умениями и навыками должны овладеть младшие школьники при изучении той или иной темы, но предвидеть трудности, которые могут возникнуть у обучающихся. На данном уровне достижения образовательного результата студенты должны уметь отбирать и использовать для решения учебной задачи наиболее целесообразные формы организации деятельности учащихся и учителя, уметь интегрировать различные подходы организации педагогической деятельности в новый способ.
Достичь конструктивного уровня студенты смогут, овладев умениями анализа учебных программ начальной школы, учебников и учебных пособий; умениями решать задачи различными способами, заменять одни приемы работы другими, выбирать способы организации учебной деятельности исходя из поставленных задач; научившись самостоятельно моделировать учебные ситуации. Разрабатывая учебную программу, преподаватель оценивает место дисциплины в общей подготовке будущего учителя начальных классов в соответствии с требованиями профессионального и образовательного стандартов и определяет, какие компетенции, умения, навыки, способы деятельности необходимо и возможно сформировать у будущих учителей.
Следующий шаг в подготовке реализации практико-ориентированного подхода в подготовке учителя начальных классов -определение технологий и практико-ориен-тированных заданий, форм работы, позволяющих формировать компетенции, умения, навыки, способы деятельности.
В подготовке учителя начальных классов целесообразно использовать технологии личностно-ориентированного, развивающего обучения, технологию развития крити-
ческого мышления, компьютерные технологии, активные, интерактивные, проблемные, поисковые, исследовательские методы обучения, групповые формы работы.
Реализация практико-ориентированного подхода в профессиональной подготовке невозможна без оценки достигнутых результатов. Для этого необходимо разработать оценочные задания, требующие выполнения студентами конкретных действий педагогической деятельности.
Второе направление реализации практи-ко-ориентированного подхода в подготовке учителя начальных классов - овладение студентами профессиональными знаниями и умениями на аудиторных занятиях.
Формирование у будущих учителей начальных классов профессиональных компетенций невозможно без мотивированности студентов на профессию учителя, развития личностных качеств, необходимых для овладения профессиональными знаниями и умениями. Поэтому обучение студентов следует строить на основе следующих принципов: мотивационного обеспечения учебного процесса, связи обучения с практикой, сознательности и активности студентов в обучении. Построение занятий на основе деятельностного подхода, использование активных и интерактивных методов обучения, создание ситуаций, имитирующих школьную практику, все это позволяет заинтересовать студентов, стимулирует их к активной работе на занятии, пробуждает потребность в получении теоретических знаний и практической деятельности с детьми.
Практико-ориентированная подготовка будущего учителя начальных классов на аудиторных занятиях предполагает выполнение практико-ориентированных заданий, разработанных в соответствии с профессиональными видами деятельности. В процессе их выполнения у студентов формируются трудовые действия и трудовые функции.
Например, в содержании профессионального стандарта «Педагог» есть такое требование, как способность оказать адресную помощь ребенку своими педагогическими приемами [9]. К реализации данного требования будущих учителей начальных классов невозможно подготовить в рамках какой-либо одной учебной дисциплины. Для оказания помощи ребенку учителю необходимо
знать возрастные особенности детей, методы, приемы, технологии обучения и воспитания младших школьников, владеть умениями анализа ситуации, выявления причин, создавших эту ситуацию, соотношения причин и следствий и прочее. Подготовиться к оказанию адресной помощи обучающимся студентам помогут следующие практико-ориентированные задания:
- определить какую функцию развивает каждое задание и на каком учебном предмете его можно предлагать младшим школьникам;
- разработать коррекционные задания для какой-либо школьно-значимой функции, определить последовательность их выполнения учениками;
- решить кейсовые задачи, содержащие характеристику нарушений в развитии психических функций ученика или результаты диагностики ученика;
- подобрать психолого-педагогические методики диагностики развития психических функций младших школьников;
- проанализировать учебник для какого-либо класса по одному из предметов и выбрать задания на развитие, коррекцию школьно-значимых психических функций;
- подготовить наглядный материал (можно на электронных носителях) для развития психических функций;
- разработать задания, выполнение которых предполагает действия с предметами;
- составить копилку коррекционно-разви-вающих заданий [3].
Владение современными технологиями обучения и воспитания - еще одно требование к учителю начальных классов, выдвинутое в профессиональном стандарте. Овладение ими на занятиях осуществляется с помощью последовательных шагов: понимание студентами особенностей технологий; их научное обоснование; усвоение последовательности этапов выполнения технологий; решение учебных ситуаций на выбор технологий; экономичность использования педагогических технологий, использование групповых форм работы.
Практико-ориентированная подготовка учителя начальных классов невозможна без организации образовательной среды начальной школы. На занятиях студенты должны иметь в свободном доступе программы,
учебники, тетради для учащихся, пособия для учителя, дидактические материалы, технические средства. В аудитории для студентов должны быть созданы условия, подобные тем, в которых находится учитель начальных классов. Сложно научить будущих учителей анализировать задания в учебниках для начальной школы, имея 2-3 книгина .уппу, илинаучитьсоставхенть интеракт]^вную щтзсиаа.ию 1а уро. тольас наблюдад, нт,ае выполнш оайстаиН.
Отладеанао гфофнснагнаиными кредоты. ми дейстиршми сеудеитэдс поможетачасаит в деловых и имитационных играх, тренингах, конкурсах педагогического мастерства, проек-тиролинии .ргюв ивне^очаыа наюшш.
Третье нааентееное. Лнсичеоигм проа долкением аудиторной подготовки "алТ"
щего учителя начальных классов является овладение профессиональными знаниями и умениями на практике в школе, которое невозможно без наблюдения и анализа уроков и внеурочных занятий учителей. Целесообразно, чтобы практику в школе предваряла имитационная практика, предполагающая проведение студентами уроков и внеурочных занятий в аудитор ии, перед свои ми ио -курсниками. Наблюдтиие затибттои уняте-хгу иляуадионикя гфакгика явлтются базой аит ироведеимигпробна-гачетлых урияов и кнеикояиыи зшкягиИ, а загеми иллноскью выполнения функций учителя.
Практико-ориентированную модель под-яотовнл буйи,щего унигела начатмных классов мовлно предславитьа ввде сак^ющей сыгмы бтияУ-
Освоение учебного материала на практике
Рис. Модель практико-ориентированной подготовки будущего учителя начальных классов
Таким образом, сущность практико-ориентированного обучения заключается в построении учебного процесса на основе принципов: мотивация студентов к профессиональной деятельности; сознательность и активность студентов в обучении; связь обучения с практикой.
В организации и осуществлении практи-ко-ориентированного подхода к подготовке будущих учителей начальных классов необходимо выделить три направления:
- корректировка содержания и структуры программ учебных дисциплин;
- овладение профессиональными знаниями и умениями студентами на аудиторных
занятиях;
- освоение учебного материала на практике в школе.
В заключение можно сделать вывод о том, что успех практико-ориентированной подготовки будущего учителя начальных классов зависит от понимания преподавателями вуза места и задач преподаваемой ими учебной дисциплины в общей системе подготовки бакалавра к педагогической деятельности, создания условий в институте и собственной заинтересованности студентов в овладении профессиональными знаниями и умениями на аудиторных занятиях и на практике в школе.
Библиографический список
1. Байбородова Л. В. Практико-ориентиро-ванный подход к подготовке будущих педагогов [Электронный ресурс] // Ярославский педагогический вестник. - 2015. - № 1. - Т. 2. - URL: http://vestnik.yspu.org/releases/2015_1pp/13.pdf (дата обращения: 11.01.2016).
2. Ветров Ю., Клушина Н. Практико-ориен-тированный подход // Высшее образование в России. - 2002. - № 6. - С. 43-46.
3. Колесникова Т. М., Павлова Л. А. Комплексный подход к подготовке бакалавров педагогики к работе с первоклассниками с нарушениями развития школьно-значимых функций // В мире научных открытий. - 2015. - № 9.2 (69), - С. 559-567.
4. Мирошник И. Н. Практико-ориентирован-ное образование через современные технологии обучения и оценивания: презентация [Электронный ресурс]. - URL: http://www.myshared.ru/ slide/400281 (дата обращения: 17.02.2016).
5. Новикова Ю. Б. Повышение качества образования будущего учителя на основе практи-ко-ориентированного подхода [Электронный ресурс] // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. -2008. - Т. 14 - URL: http://cyberleninka.rU/article/n/ povyshenie-kachestva-obrazovaniya-buduschego-uchitelya-na-osnove-praktiko-orientirovannogo-podhoda (дата обращения: 17.02.2016).
6. Новикова Ю. Б. Практико-ориентирован-ный подход к профессиональной подготовке Британского учителя (конец XX - начало XXI в.в.) [Электронный ресурс]: автореф. дис. ... канд. пед.
наук. - М., 2014. - URL: http://nauka-pedagogika. com/pedagogika-13-00-01/dissertaciya-praktiko-orientirovannyy-podhod-k-professionalnoy-podgotovke-britanskogo-uchitelya (дата обращения: 17.02.2016).
7. Панфилов А. Н., Панфилова В. М., Виноградов В. Л. Практико-ориентированная подготовка педагогических кадров на основе сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и основного общего образования // Инновационная наука. - 2015. - № 6. - С. 234-238.
8. Просалова В. С. Концепция внедрения практико-ориентированного подхода [Электронный ресурс] // Науковедение. - 2014. - № 3. -URL: http://cyberleninka.ru/article/n/kontseptsiya-vnedreniya-praktikoorientirovannogo-podhoda (дата обращения: 17.02.2016).
9. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [Электронный ресурс]. - URL: http://sovet- edu. ru/documents/10179/32102 (дата обращения: 17.02.2016).
10. White R. С. The School of Tomorrow: values and vision. - Buckingham; Philadelphia: Open University Press, 2000. - 185 p.
11. Roden J. K., Cardinal C. E. Factors which contribute to school administrators hiring decisions // Education. - 1996. - P. 262-225.
Поступила в редакцию 19.04.2016
_VOCATIONAL TRAINING_
Pavlova Lyudmila Andreevna
Cand. Sci. (Pedag.), Assoc. Prof. of the Department Theory and Methods of Primary and Pre-school Education, Ishim State Pedagogical Institute named after P. P. Ershov (the branch) of Tyumen State University, pavlova-2803@mail.ru, Ishim
THE MODEL OF TRAINING PRIMARY SCHOOL TEACHERS ON THE BASIS OF A PRACTICE-ORIENTED APPROACH
Abstract. The article is about the need for a practice-oriented approach to training future primary school teachers, examines the various interpretations of practice-based approach to teaching and peculiarities of its implementation in practice of training of future teachers in educational institutions. Based on the analysis of existing experience, practice-oriented training requirements and functional responsibilities of elementary school teachers highlighted in professional standard "Teacher", the directions of preparation of future primary school teachers and especially their implementation. Attention is paid to conditions of implementation of a practice-oriented approach in training bachelors of future primary school teachers. Attention is drawn to the integrative nature of the training of teachers. The model of practice-oriented training of future primary school teachers is considered in the issue, including mastering of professional knowledge and skills in the classroom at the University and in practice at the school.
Keywords: practice-oriented approach, practice-oriented learning technologies, professional environment, professional activity, professional competence, professional samples.
References
1. Bayborodova, L. V. 2015. Praktico-ori-entirovannyj podxod k podgotovke budushhix pedagogov [Practice-oriented approach to the training of future teachers] [online]. Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik [Yaroslavl pedagogical Bulletin], 1. Available at. http://vestnik.yspu.org/re-leases/2015_1pp/13.pdf (Assecced 11 January 2016) (in Russ.).
2. Vetrov, Yu., Klushina, N. 2002. Praktico-ori-entirovannyj podxod [A practice-oriented approach]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher education in Russia], 6, pp. 43-46. (in Russ.).
3. Kolesnikova, T. M., Pavlova, L. A., 2015. Kompleksnyj podxod k podgotovke bakalavrov ped-agogiki k rabote s pervoklassnikami s narusheniyami razvitiya shkol'no-znachimyx funkcij [Complex approach to training of bachelors of pedagogy for working with students with disabilities of school-significant functions]. V mire nauchnyx otkrytij [In the world of scientific discoveries], 9.2 (69), pp. 559-567 (in Russ.).
4. Miroshnik, I. N. Praktico-orientirovannoe obrazovanie cherez sovremennye texnologii obu-cheniya i ocenivania: prezentaciya [Practice-oriented education using modern learning technology and assessment: presentation] [online]. Available at: http:// www.myshared.ru/slide/400281 (Accessed 17 February 2016) (in Russ.).
5. Novikova, Y. B., 2008. Povyshenie kachest-va obrazovaniya budushhego uchitelya na osnove
practico-orientirovannogo podxoda [Improving the quality of education of future teachers on the basis of a practice-oriented approach] [online]. Vestnik KGU N. A. Nekrasova [Vestnik of Nekrasov Kostroma State University] [online]. Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/povyshenie-kachest-va-obrazovaniya-buduschego-uchitelya-na-os-nove-praktiko-orientirovannogo-podhoda (Accessed 17 February 2016) (in Russ.).
6. Novikova, Y. B., 2014. Praktico-orientirovan-nyj podxod k professional'noj podgotovke Britan-skofgo uchitelya (konec XX - nachalo XXI vv.) [A practice-oriented approach to training British teachers (end of XX - beginning of XXI centuries)] [online]. Cand. Sci. (Pedag.). Moscow. Available at: http://nauka-pedagogika.com/peda-gogika-13-00-01/dissertaciya-praktiko-orientirovan-nyy-podhod-k-professionalnoy-podgotovke-britan-skogo-uchitelya (Accessed 17 February 2016) (in Russ.).
7. Panfilov, A. N., Panfilova, V. M., Vinogradov, V. L., 2015. Praktico-orientirovannaya podgoto-vka pedagogicheskix kadrov na osnove setevogo vzaimodejstviya obrazovatel'nyx organizacij, re-alizuyushhix programmy vysshego obrazovaniya i osnovnogo obshhego obrazovaniya [Practice-oriented training of pedagogical personnel on the basis of network interaction of educational institutions implementing programs of higher education and basic General education]. Innovacionnaya nauka [Innova-
tive science], 6, pp. 234-238 (in Russ.).
8. Prosalova, V. S., 2014. Koncepciya vnedreni-ya praktiko-orientirovannogo podxoda [Hhe Concept of implementation a practice-oriented approach] Naukovedenie [Naukovedenie], 3 [online]. Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/kontseptsi-ya-vnedreniya-praktikoorientirovannogo-podhoda (Accessed 17 February 2016) (in Russ.).
9. Professional standard "Teacher (teaching activities in the field of preschool, primary General,
basic General, secondary General education) (educator, teacher)" [online]. Available at: URL: http:// sovet-edu.ru/documents/10179/32102 (Accessed 8 December 2014) (in Russ).
10. White, R. C., 2000. The School of Tomorrow: values and vision. Buckingham; Philadelphia: Open University Press Publ., 185 p.
11. Roden, J. K., Cardinal, C. E., 1996. Factors which contribute to school administrators hiring decisions. Education Publ., pp. 262-225.
Submitted 19.04.2016