Научная статья на тему 'Педагогический конкурс как средство повышения квалификации учителя'

Педагогический конкурс как средство повышения квалификации учителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
688
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНКУРС / САМОРАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА / ИСТОРИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ИСТОРИЧЕСКОЕ ЭССЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СТАТЬЯ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нуртаева Кульзагира Бикеновна

В статье раскрыта значимость педагогического профессионального общения работников образования в стимулировании мотивации повышения квалификации, а конкретно роль педагогического конкурса в повышении квалификации учителей истории, в формировании исторического мышления в условиях модернизации системы образования, в создании условий для постоянного совершенствования профессионального мастерства учителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогический конкурс как средство повышения квалификации учителя»

4. Черепанова Н. А. Системно-деятельностный подход. [Электронный ресурс]: Сайт учителя информатики Черепановой Н. А., 2016. Режим доступа: http://cherepanova.74335s005.edusite.ru/p64aa1.html/ (дата обращения: 14.08.2016).

5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования 91-4 классы). [Электронный ресурс]: сайт министерства образования и науки РФ, 2016. Режим доступа: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8 B/922#_edn1/ (дата обращения: 21.08.2016).

Педагогический конкурс как средство повышения квалификации учителя Нуртаева К. Б.

Нуртаева Кульзагира Бикеновна /Nurtaeva Kulzagira Bikenovna - начальник отдела, отдел методического обеспечения инновационного развития, Филиал АО «Национальный центр повышения квалификации «Орлеу», Институт повышения квалификации педагогических работников по Северо-Казахстанской области,

г. Петропавловск, Республика Казахстан

Аннотация: в статье раскрыта значимость педагогического профессионального общения работников образования в стимулировании мотивации повышения квалификации, а конкретно - роль педагогического конкурса в повышении квалификации учителей истории, в формировании исторического мышления в условиях модернизации системы образования, в создании условий для постоянного совершенствования профессионального мастерства учителей.

Ключевые слова: педагогический конкурс, саморазвитие педагога, историческое мышление, историческое эссе, педагогическая статья, повышение квалификации.

Обновление образования, происходящее на современном этапе, выступает как решающее условие формирования у казахстанцев системы социально значимых ценностей и общественных установок. Современные подходы к образованию исходят из гуманистической парадигмы в организации образовательного процесса: обеспечения возможности выбора и самоопределения каждого его участника, субъект-субъектных взаимоотношений учителя и ребенка.

Очевидно, что такое образование может осуществлять учитель, ориентированный на гуманистические ценности, способный готовить людей к умению жить в гражданском демократическом обществе, самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, проявлять ответственность за судьбу страны.

Решение поставленных задач возможно при наличии педагогов, обладающих высокой профессиональной квалификацией и компетентностью, то есть способностью «выполнять профессионально-педагогические функции в соответствии с принятыми в социуме на настоящий момент нормами и стандартами» (Э. М. Никитин) [1]. Этим обусловлены изменения как в требованиях к профессиональной компетентности педагога, так и в мерах по оказанию ему содействия в профессиональном росте.

Возрастает значимость различных форм педагогического профессионального общения работников образования как средства стимулирования мотивации повышения квалификации, удовлетворения личностно значимых потребностей в «приращении» недостающих компетентностей и переводе их в практическую деятельность. Среди таких форм, получивших признание в педагогическом сообществе, существенная роль принадлежит конкурсам профессионального мастерства, участие в которых активизирует рефлексию учителя, способствующую осознанию им затруднений и проблем педагогической деятельности, являющуюся катализатором поиска средств их преодоления.

37

Эти проблемы нашли свое отражение в трудах о стимулировании мотивации саморазвития личности (А. К. Маркова, А. Маслоу, X. Хекхаузен, В. Д. Шадрикова и др.); развитии педагогических способностей (Ф. Н. Гоноболин, Н. В. Кузьмина, А. С. Макаренко, Л. И. Уманский); педагогического творчества, становления педагогического профессионализма (Е. Т. Белозерцев, С. В. Елканов, В. И. Загвязинский, И. И. Зарецкая, В. А. Кан-Калик, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, М. М. Поташник).

Филиал АО «Национальный центр повышения квалификации «врлеу» институт повышения квалификации педагогических работников по Северо-Казахстанской области» является организатором различных педагогических конкурсов. На базе института педагоги области совершенствуют свое мастерство, участвуя в таких конкурсах как: II Республиканские Педагогические чтения «Инновации и опыт в образовании: вызовы времени, Региональный конкурс «Воспитание с изюминкой: поиск, идеи, воплощение», посвященный 25-летию Независимости Республики Казахстан, Областной конкурс профессионального мастерства «Педагогический дуэт», «Лучший психолог года» и др.

Кафедра «Инновационные технологии и методики преподавания естественнонаучных и гуманитарных дисциплин» филиала АО «НЦПК «врлеу» ИПК ПР по СКО» стала организатором проведения областного заочного конкурса учителей истории, обществоведения, права и религиоведения «Лента времени: от прошлого к будущему».

«Наше восприятие исторического прошлого всегда должно быть цельным и позитивным. Оно должно объединять всех казахстанцев, а не разъединять их. Об этом я говорю все годы нашей независимости», - сказал Н. Назарбаев на торжественном собрании, посвященном Дню Независимости Республики Казахстан. И поэтому целью конкурса стало не только совершенствование профессионального мастерства педагогов и развитие творческой активности учителей школ области, но и актуализация знаний, исторических материалов, поддержка научно-практических исследований.

Учителям истории, обществоведения, права и религиоведения школ и организаций ТиПО области было предложено участие в конкурсе по одному из предлагаемых направлений, а именно: написание исторического эссе на тему «Роль личности в истории», представление методической разработки урока с презентацией (до 20 слайдов), написание педагогической статьи по актуальным вопросам исторического образования.

Для участия в конкурсе было заявлено 76 работ. Самым многочисленным, как и предполагалось, стало направление «Методическая разработка урока с презентацией (до 20 слайдов)». Критерииями оценивания разработки урока с презентацией были: постановка цели, реализация содержания учебного предмета, деятельность учителя на уроке, деятельность учащихся по приобретению знаний и освоению способов работы с информацией, рациональность использования средств обучения; оценка эффективности урока, содержательность и эстетическое оформление презентации (соответствие требованиям к презентации).

Анализ, оценка работ конкурсантов помогли выявить талантливых педагогов, успешно использующих в обучении новые образовательные технологии. И в тоже время, дали возможность выявить слабые стороны и риски в практике учителя. А именно в рациональной организации учебной деятельности и учебной коммуникации учащихся, в организации индивидуальных, групповых и коллективных форм учебной деятельности учащихся, в использовании данных оценки эффективности урока для постановки перспективных целей, во владении учителем педагогическими техниками речи, диалога, влияния, понимания, обратной связи и др.

Следующее направление «Историческое эссе» предполагало проявление творческих способностей педагогов. Слово «эссе» с французского означает «попытка, проба, опыт». Может быть поэтому в зарубежных школах эссе - это обычное упражнение, позволяющее ученикам не только показать уровень своих знаний, но и выразить себя. Эссе - самый свободный жанр. Услышав это, многие начинают думать, что достаточно отпустить свою мысль на свободу. Конечно, нет. Мысль должна быть оформлена (в данном случае «Роль личности в истории») и её ограничивает уже то, что нужно выразить себя словом, сложить

38

свои мысли в предложения, которые будут правильно поняты читателем. Ведь не просто так человек передаёт другим людям свои мысли, а с определённой целью - быть услышанным. От педагогов требовалось обоснование выбора темы, творческий подход к раскрытию темы, её осмыслению, грамотность и точность использования исторических фактов, понятий и терминов; чёткость и доказательность основных положений работы, знание различных точек зрения по выбранной теме.

Как показывают итоги конкурса, особую трудность испытывают учителя истории в написании педагогической статьи. Это подтверждается, прежде всего, количественными данными: всего 14% педагогов от общего количества работ по трем направлениям приняли участие в написании статьи.

К конкурсной работе были предъявлены требования по содержанию и форме изложения.

По содержанию статьи: научность, новизна и оригинальность, практичность, методичность, убедительность. По форме изложения: логичность, ясность, оригинальность (определяется наличием удачных аналогий, цитат, афоризмов), полнота. При написании статей чувствуют себя уверенней педагоги с первой и высшей категорией. И этот факт позволяет надеяться на дальнейшее повышение профессионализма педагогов через развитие способностей и с опытом написания статей. Результатом стремления педагогов свободно и творчески владеть всеми видами речевой деятельности, включая письменную речь в форме написания статей, эссе явится повышением их общей языковой и функциональной грамотности.

К положительным моментам проведенного конкурса можно отнести следующие:

- Учителя сами сделали выбор - в каком из предложенных направлений конкурса принимать участие. Это была полностью их личная инициатива, обусловленная способностью к той или иной деятельности: разработать урок, написать эссе или статью.

- Выбор темы педагогической статьи, исторического эссе (выбор исторической личности) также определялся желанием самого педагога, что позволяет говорить о развитии у него новых ценностных ориентаций.

- Желание педагогов поделиться своим опытом и ресурсами с коллегами.

- Лучшие из представленных эссе, разработок уроков, статей войдут в сборник материалов конкурса, в информационный научно-методический журнал «Педагогический поиск», а также будут рекомендованы к публикации в Республиканских научно-методических журналах и специализированных учительских газетах. Этот факт - возможность педагогов реализовать себя путем публикаций в сборнике творческих работ, педагогических журналах - является педагогической работой, которая построена с учетом ценностно-целевых ориентиров в образовании, способствует обновлению образования и поможет в будущем эффективно решать задачи обучения и развития как учащихся, так и самих педагогов.

Учеными обоснована теоретическая и практическая целесообразность развития конкурсов профессионального мастерства как средства повышения квалификации его участников. И она заключается в открытости, массовости профессионального общения творчески работающих учителей; в деятельностном представлении педагогического опыта в ситуации соревнования; в распространении педагогических идей и достижений; в расширении пространства педагогического общения [4]. Думаю, что и наш конкурс получит свое развитие, так как конкурсы являются эффективной формой повышения квалификации, способствуют непрерывному профессиональному росту педагога, а в своей практике проведения курсовой подготовки учителей необходимо будет обратить внимание на методику написания статьи, эссе, на методические особенности проектирования современного урока.

Литература

1. Никитин Э. МТеоретические и организационно -педагогические основы

формирования и развития федеральной системы дополнительного педагогического

образования. М., 2003. 201 с.

2. Пахомова Е. М.Конкурс профессионального мастерства как средство повышения квалификации учителя. М., 2003. 208 с.

3. Андреев А. Л.Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа. Педагогика, 2005. № 4. С. 19-27.

4. Петрова А. К. [Вводная статья]. Сборник материалов и работ сотрудников ассоциации естественных наук. Выпуск 2. Кунгур, 2007.

Актуализация психолого-педагогической подготовки инженеров-педагогов к работе с девиантными подростками

Зиннатова Г. М.

Зиннатова Гульназ Минеахматовна / Zinnatova Ом1па2 МтвакктаОпа - аспирант, Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Институт педагогики, психологии и социальных проблем Российская Академия образования, г. Казань

Аннотация: в статье актуализируется важность специальной психолого-педагогической подготовки инженеров-педагогов к работе с девиантными подростками в начальной профессиональной школе. Представлено содержание авторского спецкурса для инженерно-педагогического коллектива профессиональных училищ под названием «Социально-педагогические аспекты коррекционно-воспитательной работы с учащимися «группы риска», его цели и структура.

Ключевые слова: девиантные подростки, учащиеся «группы риска», предупреждение социальных отклонений, программа спецкурса для преподавателей.

Трансформация базовых парадигм развития образования в нашей стране, глубокие изменения в социокультурной сфере, социальная дифференциация в обществе стимулировали создание кардинально иных условий социализации учащейся молодежи, в том числе в системе профессионального образования. Не вызывает сомнения тот факт, что в период стабильности социализация подрастающего поколения представляет собой постепенный и регулируемый определенными механизмами процесс социально -профессионального становления личности. Однако в обществе, находящемся в процессе реформ и модернизаций, разрушен упорядоченный характер социализации, ибо резко снижается возможность успешной социализации молодежи за счет нивелирования значимости профессионального образования, добросовестного труда и других определяющих нравственных ценностей.

Как отмечают многие эксперты [1, с. 3], одним из основных резервов, пополняющим ряды несовершеннолетних правонарушителей, является начальная профессиональная школа. Одновременно она представляет собой один из важнейших гражданских институтов воспитания молодежи, и именно ей в большой степени принадлежит коррекционная роль в дальнейшем социально-профессиональном становлении личности «группы риска» -учащегося с девиантным поведением. Все это актуализирует роль педагога и требует от него не только высокого профессионализма и способности решать задачи обучения профессиональным компетенциям будущего специалиста, но от преподавателя профессиональной школы требуются компетенции и способности формировать творческую и социально-ориентированную личность, со сформированной готовностью к дальнейшему успешному самоутверждению, саморазвитию и самореализации в современном обществе.

Действительно, ведущая роль в преодолении и предупреждении социальных отклонений у учащихся профессиональных школ принадлежит преподавателю и классному руководителю. Однако эффективность коррекционно-воспитательной работы сдерживается

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.