Научная статья на тему 'Организация виртуального музея'

Организация виртуального музея Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
414
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИРТУАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ / ГИМНАЗИЯ / ИННОВАЦИИ / ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Желтышева Валерия Валерьевна

В статье рассматриваются вопросы организации виртуального музея в гимназии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация виртуального музея»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Организация виртуального музея Желтышева В. В.

Желтышева Валерия Валерьевна / Zheltysheva Уа1егуа Уакг'вупа - учитель математики, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ордена «Знак Почета» гимназия № 2 имени И. П. Павлова», г. Рязань

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы организации виртуального музея в гимназии.

Ключевые слова: виртуальный музей, гимназия, инновации, внеурочная деятельность, новые технологии.

Я работаю в удивительной гимназии. Расположена она недалеко от Рязанского кремля. «Ведущая традиция деятельности нашей гимназии - участие в инновационных изменениях в системе образования России» [1, с. 5]. У нашего учебного заведения богатая история. В 2017 году ей исполнится 295 лет. Школа помнит имена своих великих учеников и педагогов, прославивших не только наш родной город, но и Россию: в 1860-1864 годах в стенах нашего учебного заведения учился И. П. Павлов; в 1957-1962 годах работал учителем физики и астрономии А. И. Солженицын; в 1928-1930 годах учился К. М. Симонов.

В школе несколько музеев. В них собран материал, дающий возможность познакомиться с богатым культурным и научным материалом, собранным многими поколениями учителей и учащихся гимназии. Их экспозиции используют учителя литературы, истории, биологии, химии. В силу объективных причин, организовать еще одного музея, который могли бы использовать учителя математики, проблематично.

Решить эту проблему помогает освоение информационных технологий и их использование в практической деятельности. В сети появились и очень быстро развиваются виртуальные музеи, которые можно считать базами данных, содержащими собранные для работы материалы, но уже электронные, цифровые (фото, аудио и видео), фрагменты кинофильмов и многое другое.

Будем понимать под виртуальным музеем некую систему с определенными чертами, вызывающими у человека эмоциональный отклик, постоянно обновляемую (не то, что можно выложить в Интернет и забыть).

Каждый организатор виртуального музея строит его структуру по принципу, который кажется ему наиболее приемлемым. Прообразом виртуального музея служит обычный музей с характерной организацией (хранилища, выставочные залы, «диковинки» и другое), где каждый вносит что-то характерное именно для составителя.

Виртуальный музей в школе - это отличная площадка для учителя, которая для размещения не требует отдельного помещения. Нет необходимости в транспортировке и хранении экспонатов. Виртуальный музей позволяет сохранить уникальную собранную за много лет информацию, которая была записана на бумаге и которая со временем может прийти в такое состояние, что будет непригодна к использованию. При этом нет никакого ограничения в объеме сохраняемой информации.

Реальный музей широко не использует возможности Интернета, например, нет страниц ссылок, для него Интернет лишь способ рекламы своей деятельности, по большей части для того, чтобы организовать посещение музея большим количеством народа. Для продолжительного существования виртуального музея необходимо включение его в сетевые ресурсы, организация электронных конференций, проектов с большим количеством участников, то есть всего того, что поднимает его рейтинг.

Создание виртуального музея открывает новые перспективы для творческой деятельности педагогов. Теперь, используя электронные ресурсы, любой педагог может организовать увлекательные виртуальные экскурсии, причем, в любом удобном для него

виде, с учетом того, что информация, полученная в процессе работы, усваивалась и систематизировалась. Виртуальные экскурсии помогают учащимся попробовать себя в различных ролях: составителя, куратора, ведущего, участника. Наши гимназисты проводят экскурсии в наших музеях (как уже говорилось, в гимназии их несколько) или на территории Рязанского Кремля. Это требует профессионализма, собранности, ведь бывает трудно удержать интерес слушателей во время выступления. Стоит сказать, что метеоусловия порой не позволяют выполнить намеченный урок-экскурсию. Поэтому выход из этой ситуации - виртуальная экскурсия. Работа над созданием экспозиции музея позволяет развить у учащихся умение работать с различными источниками информации, умение производить отбор информации, красиво и грамотно оформить найденные сведения.

Таким образом, мы можем рассматривать музей как важный образовательный и воспитательный центр, ведь уже на этапе подготовки определяются цели и ставятся задачи экскурсии, выбирается тема, осуществляется подбор информации, составляется список литературы. Необходимо обратить серьезное внимание на определение сроков и формы отчета. Это помогает проводить работу эффективнее. Учащиеся вовлекаются в процесс поиска и исследования.

Литература

1. Варнавская Н. Я. У Кремля рязанского гимназия... // У Кремля рязанского гимназия... (гимназия - инновационное образовательное учреждение): сб. материалов из опыта работы пед. коллектива гимназии № 2 г. Рязани. Рязань: Ряз. обл. и-т развития образования, 2003. С. 5-7.

Начальная школа: от теории к практике (из опыта работы)

Мингазова Т. В.

Мингазова Татьяна Викторовна /М1п^а20Уа ТаНапа УгШогоупа - учитель начальных классов, Муниципальное автономное образовательное учреждение Лицей № 2, г. Альметьевск

Аннотация: в статье описывается практика выполнения требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (1-4 классы) из опыта работы учителя начальных классов; анализируется системно-деятельностный подход в педагогике, определяется роль эмоциональной среды на уроке как мотивирующий фактор.

Ключевые слова: ФГОС, системно-деятельностный подход, начальное общее образование, психологический комфорт, проектная работа, активные методы обучения.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1-4 классы) основывается на системно-деятельностном подходе [5]. Ученик должен самоопределиться в процессе обучения, для этого он должен быть активным участником образовательной деятельности: не только фиксировать готовую информацию, а «открывать» знания самостоятельно.

Среди педагогов и психологов, внесших свой вклад в развитие деятельностного подхода, выделяются труды Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Л. Г. Петерсона, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина и др. [4]. Системность предполагает, что у учащихся формируется целостный образ мира, поэтому учитель должен на своих уроках акцентировать внимание на межпредметные связи. Учитель должен заложить основы умения учиться, сформировать универсальные учебные действия у учащихся начального звена общего образования [5]. В перспективе выпускник начальной школы должен быстро адаптироваться к новым условиям среднего звена в образовательном

35

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.