Из жизни вуза
67
A. Ю. АЛЕКСАНДРОВ, ректор
B. В. АФАНАСЬЕВ, проректор по научной работе Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова
На основе традиций -к инновациям
В статье представлены исторический путь, современное состояние и перспективы развития крупнейшего вуза Чувашской Республики - Чувашского государственного университета им. И.Н. Ульянова. Авторы рассматривают различные направления деятельности вуза: образовательное, научно-исследовательское, воспитательное и др.
Ключевые слова: многопрофильный вуз, социально ориентированная система непрерывного образования, учебно-научные структуры, кадровый потенциал
Чувашский государственный университет был открыт 17 августа 1967 г. на базе Волжского филиала Московского энергетического института и историко-филологического факультета Чувашского государственного педагогического института им. И.Я. Яковлева [1; 2]. В структуре вуза было семь факультетов: историко-филологический, медицинский, общетехнический, химический, экономический, электротехнический и электрификации промышленности.
Решение о создании университета в городе Чебоксары было принято I съездом Советов Чувашской автономной области еще в 1920 г. Тогда эту задачу реализовать не удалось. Вопрос о создании Чувашского государственного университета повторно был поднят в 1958-1959 гг., однако и в это время он не был решен в связи с отсутствием материальной базы и недостаточностью научных кадров в республике.
Волжский филиал Московского ордена Ленина энергетического института, организованный в 1961 г. и присоединивший к себе личный состав (600 студентов и восемь преподавателей) Чебоксарского филиала Горьковского политехнического института им. А.А. Жданова, к 1967 г. уже достиг масштабов самостоятельного вуза. На двух его стационарных факультетах (электротехническом и электрификации промышленности) обучалось более 1300 студентов, на вечерних и заочных факультетах, включая общетехнический, - около 3800. В вузе ра-
ботали около 200 преподавателей, в основном молодых специалистов по техническим наукам, из них 20 - с учеными степенями и званиями. В состав университета влилась и часть историко-филологического факультета Чувашского государственного педагогического института, который был открыт еще в 1930 г. К1967 г. факультет насчитывал около 900 студентов (в том числе порядка 350 - дневного отделения), а в со-
68
Высшее образование в России • № 11, 2014
ставе научно-педагогического коллектива было три профессора и 30 доцентов. За годы существования историко-филологический факультет приобрел широкую известность.
В 1968/ 69 учебном году в ЧГУ открылся восьмой факультет - физико-математический. Общетехнический факультет с заочным и вечерним отделениями стал базой для создания и развития машиностроительного и инженерно-строительного факультетов. В университете функционировали 45 общенаучных и специальных (профилирующих) кафедр, обеспечивающих основную научную (20 кафедр) и специальную (25 кафедр) подготовку и выпуск молодых специалистов по 15 специальностям (23 специализациям). При организации нового вуза большую помощь в плане обеспечения научными кадрами оказал Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина, который направил в Чебоксары двух докторов и 10 кандидатов наук.
Первым ректором ЧГУ был назначен доктор технических наук, профессор Семен Федорович Сайкин, уроженец Чувашской Республики, проработавший много лет в одном из старейших вузов страны -Казанском государственном университете, где сложились известные научные школы.
Со дня основания вуза коллектив проделал огромную работу по развитию и позиционированию университета, своевременному решению узловых проблем, прежде всего касающихся повышения кадрового потенциала, укрепления учебно-лабораторной и материально-технической базы. За время своего существования университет стал не просто многопрофильным вузом, но основным научным, образовательным и культурным центром Чувашской Республики. В 2014 г. диплом ЧГУ получил стотысячный выпускник.
В современной России миссия Чувашского государственного университета заключается в том, чтобы, сохраняя традиции классического вуза в условиях устойчивого и динамичного роста, стать ведущим об-
разовательным, научно-исследовательским и интеллектуальным центром на рынке образовательных услуг Приволжского федерального округа и России. Для ее выполнения мы поставили перед собой следующие задачи:
- содействовать реализации приоритетных направлений государственной и региональной политики и интеграции университета в российское и мировое образовательное и научное пространство;
- гарантировать высокий уровень качества образования, обеспечивающий конкурентный потенциал выпускника, на основе применения современных знаний в области науки и практики, инновационных технологий и компетентностного подхода;
- ориентироваться на удовлетворение текущих и перспективных потребностей рынка в высококвалифицированных кадрах, обладающих инновационным мышлением, и в результатах интеллектуальной деятельности;
- выступать надежным и социально ответственным работодателем, способствовать раскрытию профессионального, научного и творческого потенциала персонала, формированию у него корпоративного духа и социальной ответственности, осознанию каждым работником своей роли в организации;
- способствовать становлению гармонично развитой, социально активной, нравственно зрелой личности как гражданина российского общества.
Один из стратегических приоритетов университета - совершенствование образовательного процесса в соответствии с требованиями рынка и реализация системы интегрированного непрерывного профессионального образования. За последние годы у нас открыты 33 направления подготовки и новые специальности, востребованные экономикой Чувашской Республики и других регионов. Таким образом, на треть обновлен перечень ООП. В 2014 г. ЧГУ осуществил прием студентов по уровням выс-
Из жизни вуза
69
шего образования на основе Федеральных государственных образовательных стандартов по 77 основным образовательным программам: 43 направлениям бакалавриата, 12 специальностям и 22 направлениям магистратуры.
На протяжении последних 20 лет университет проделал значительную работу по созданию в Чувашской Республике социально ориентированной интегрированной системы непрерывного образования. В университете начала функционировать школа будущего инженера (ШБИ). В каждом сельском районе республики было определено базовое общеобразовательное учреждение, в котором сформированы профильные классы. В этих классах по методу воскресной школы ведут занятия преподаватели ШБИ. По статистике около 97% выпускников этих классов поступают в другие вузы страны. В университете организован центр профориентации и сегодня идёт активный поиск новых форм интеграции со школами. Этому способствует создание Министерством образования Чувашской Республики инженерно-технических классов, оснащенных современным учебно-лабораторным оборудованием, в более чем 80 школах региона.
В условияхнесбалансированности взаимодействия рынка образовательных услуг и рынка труда большинство работодателей заинтересованы сотрудничать непосредственно с вузами и в других направлениях. Степень и методы такого партнерства существенно разнятся от отрасли к отрасли, от предприятия к предприятию, но во всех случаях работодатели объясняют важность тесных контактов желанием получить в свое распоряжение более квалифицированные кадры.
В настоящее время переход на инновационный путь развития является приоритетным условием устойчивого роста эффективности экономики и должен сопровождаться кадровым обеспечением предприятий, организаций и научных учреждений
специалистами высокой квалификации и научными работниками, владеющими фундаментальными знаниями в области высоких технологий, современными методами теоретических и экспериментальных исследований, способными осуществлять разработку современной конкурентоспособной продукции.
Сегодня наблюдается важная и новая для российских вузов тенденция - формирование пространства активного взаимодействия различных сторон, заинтересованных в развитии образования: федеральных и региональных властей, школ, учреждений профессионального образования,студентов, работодателей, представителей общественности, бизнеса, профессиональных сообществ. Такое взаимодействие позволяет:
• точнее определить цели и задачи вуза в современных условиях;
• реализовать механизмы совершенствования образовательных программ, научной и инновационно-практической деятельности, консалтинговых и других услуг;
• повысить влияние вузов на общество.
В целях обеспечения трудоустройства
выпускников по специальности ЧГУ усили-
70
Высшее образование в России • № 11, 2014
вает прямые связи с предприятиями и организациями. Поскольку трудоустройство молодых специалистов во многом зависит от качества прохождения ими производственной практики,университет старается расширить перечень предприятий и организаций, предоставляющих студентам такую возможность, пополнив его передовыми предприятиями как крупного, так и среднего и малого бизнеса.
Важнейшими инструментами взаимодействия Чувашского госуниверситета с реальным сектором экономики выступают: целевая подготовка по заказам предприятий (около 15% мест приёма по «бюджету»); развитие программ прикладного бакалавриата (14% реализуемых в вузе бакалаврских программ); мониторинг профессионального роста выпускников на протяжении их трудовой деятельности; привлечение ведущих специалистов предприятий к участию в учебном процессе и к совместным НИР.
В 2013 г. ЧГУ стал победителем конкурса Минобрнауки России «Кадры для регионов » с проектом «Совершенствование системы целевой подготовки высококвалифицированных кадров для предприятий электротехники, машиностроения и строительства Чувашской Республики» и вошел в число 14 вузов, которые в течение двух лет получают целевые государственные субсидии на разработку и обновление программ высшего образования и дополнительного профессионального образования, в том числе путем актуализации их содержания и технологий обучения, материальнотехнического и инфраструктурного обеспечения программ, повышения квалификации и поддержки мобильности профессорско-преподавательского состава. В 2013— 2014 гг. университет получил поддержку из федерального бюджета в объёме 60 млн. руб. Осуществляется софинансирование программы за счёт средств предприятий-партнёров вуза в размере 30 млн. руб., в том числе посредством передачи на баланс уни-
верситета необходимого учебно-научного оборудования. Участие в данном проекте стало заметным шагом в интеграции ЧГУ с предприятиями реального сектора экономики Чувашии.
В 2014 г. университет в сотрудничестве с двумя предприятиями региона, выпускающими продукцию оборонно-промышленного комплекса страны, вошёл в число победителей конкурса Минобрнауки России по организации целевой подготовки кадров для ОПК.
Одним из динамично развивающихся блоков образовательной деятельности университета является блок дополнительных профессиональных программ. Так, за последние четыре года объём услуг, оказанных ЧГУ по программам ДПО, возрос почти в шесть раз. Ежегодно растет и количество программ. В 2013 г. были реализованы 102 образовательные программы, причём их география вышла за пределы Чувашской Республики: были проведены курсы повышения квалификации в республиках Башкортостан и Марий Эл. В 2013-2014 учебном году новым направлением в системе ДПО стала организация курсов в рамках проекта Минобрнауки России по подготовке «молодых мам » к поступлению в вуз. В 2014 г. университет вошёл в число победителей конкурса по реализации Президентской программы повышения квалификации инженерных кадров. Партнёрами университета в данном случае выступили концерн «Тракторные заводы» и Вурнарский завод смесевых препаратов. Повышение квалификации слушателей из числа ИТР в условиях частно-государственного партнёрства послужило импульсом для разработки новых и модернизации уже реализуемых университетом программ.
Политика ЧГУ в области научно-инновационной деятельности реализуется в направлении развития его научного потенциала посредством проведения фундаментальных и прикладных научных исследований и их коммерциализации, а также вы-
Из жизни вуза
71
полнения вузом функций научного центра региона [3]. Преподаватели и сотрудники университета активно участвуют в НИОКР в рамках существующих и складывающихся научных школ и научно-педагогических коллективов. Повышению исследовательской активности НПР способствуют интеграция научного и образовательного процессов, совершенствование инновационной инфраструктуры университета, улучшение качества подготовки научныхи научно-педагогических кадров в системе вузовского образования. Возросло число заявок работников университета на получение грантовой поддержки из различных источников.
Чувашский государственный университет удостоен диплома Роспатента в номинации «100 лучших изобретений России -2013 » за исследование «Способ получения металлсодержащего углеродного наноматериала». С 2010 г. при вузе работают четыре малых инновационных предприятия. В последнее время открыты учебно-научные структуры: центр молодёжного инновационного творчества, центр «Гидравлика» (совместно с германской фирмой «Бош-Рексрот »), центр прототипирования.
На протяжении последних15 лет сборная команда машиностроительного факультета является бессменным победителем всероссийских студенческих олимпиад по теории механизмов и машин, а в 2013 г. наши студенты заняли первое место среди некитайских команд в олимпиаде, проходившей в Шанхайском университете. В 2014 г. восемь молодых преподавателей и студентов ЧГУ стали лауреатами Государственной молодёжной премии Чувашской Республики в различных номинациях - это рекордное количество представителей вуза, получивших эту награду за всю историю присуждения данной премии. Студенты и аспиранты университета - постоянные участники конкурса грантов по программе «У.М.Н.И.К.», из них в 2013 г. 12 человек признаны победителями.
Ученый совет университета поставил
задачу перейти от бюджета стабилизации к бюджету развития вуза на основе увеличения объема и качества предоставляемых им образовательных и научных услуг, развития инновационной деятельности при оптимизации издержек. Создаются условия для увеличения уровня доходов персонала университета, для закрепления и притока высокопрофессиональных профессорско-преподавательских кадров, научных работников, менеджеров управленческого звена. В 2014 г. принята программа развития кадрового потенциала ППС факультетов технического направления, которая предусматривает увеличение базовых должностных окладов молодых преподавателей, рекомендованных кафедрами и факультетами. Формирование эффективно действующей системы воспроизводства и развития кадрового потенциала предполагает совершенствование системы повышения квалификации и переподготовки научно-педагогических работников и управленческих кадров. Так, университет систематически организует различные курсы для преподавателей, например, «Совершенствование педагогического мастерства».
Расширяются формы международного сотрудничества по направлениям деятельности университета. Реализация мероприятий по интеграции в российское и международное образовательное и научное пространство позволяет повысить конкурентоспособность университета и обеспечить условия для осуществления экономического, научно-технического и иных форм сотрудничества с российскими и зарубежными партнерами. В 2013-2014 учебном году заключено 18 договоров о сотрудничестве с зарубежными вузами и другими организациями, например с Белорусским государственным университетом, фирмой «Бош Рексрот», Гродненским государственным медицинским университетом, Ереванским государственным медицинским университетом им. Мхитара Гораци. Свыше 50 преподавателей и студентов прошли стажиров-
72
Высшее образование в России • № 11, 2014
ку в вузах Армении, Белоруссии, Казахстана, Китая, Норвегии, Турции, Украины. Проведены летние школы по геоэкологии и тюркским языкам для студентов и преподавателей из Германии, Турции, Швейцарии. В целях повышения академической мобильности преподавателей в университете для них организованы бесплатные курсы по изучению английского и немецкого языков.
Формирование гармонично развитой, творческой личности, достойного гражданина общества - цель воспитательной работы в университете. Ключевыми аспектами этой работы являются патриотическое и трудовое воспитание, благотворительная деятельность. В 2013 г. на историко-географическом факультете организован музей Великой Отечественной войны. В 2014 г. в рамках поискового движения создан патриотический клуб «Георгиевская лента». На всех факультетах университета читается курс «Граждановедение и патриотическое воспитание ». Кураторы академических групп 1-х и 2-х курсов ежемесячно получают надбавку к должностному окладу. Целенаправленно определяются маршруты
экскурсий для студентов. Так, в 2013-2014 учебном году более 800 человек бесплатно посетили города Брест, Владимир, Волгоград, Киев, Суздаль, Хатынь.
В вузе интенсивно развивается движение студенческих строительных отрядов. Свыше двухсот студентов ежегодно участвуют в летнем трудовом семестре и работают на различных объектах в различных регионах России (в 2014 г. - и на объектах Олимпиады в г. Сочи). Функционирует волонтерский центр ЧГУ, члены которого обслуживают все крупные международные мероприятия, проводимые в Российской Федерации. Студенческий совет университета шефствует над домами престарелых, детскими домами, реабилитационными центрами для инвалидов. В последние годы в ЧГУ возрождена сеть интеллектуальных клубов: «Что? Где? Когда?», «Дебат-клуб», «Ворошиловский стрелок» и др.
Большое внимание в вузе уделяется повышению качества жизни работников и обучающихся на основе устойчивого социально-экономического развития университета. 1400 студентов и сотрудников университета ежегодно поправляют своё здоро-
Из жизни вуза
73
вье в санатории-профилактории университета. В 2014 г. на базе профилактория открыта университетская клиника, где преподаватели клинических кафедр университета проводят диагностику и лечение с использованием современных медицинских технологий.
По итогам мониторинга вузов, проводимого Минобрнауки России, Чувашский госуниверситет три года подряд признаётся эффективным вузом. Предстоит дальнейшее совершенствование учебно-воспитательного и научно-исследовательского процессов, оптимизация системы управления университетом. В указанных и других направлениях деятельности коллектива вуза
имеются хороший задел и большие резервы развития.
Литература
1. Агаков В.Г. 50 лет электротехническим и
энергетическим специальностям Чувашского государственного университета // Вестник Чувашского университета. 2011. № 3. С. 3-6.
2. Щедрин В.А. Полвека кузнице творцов на-
учно-технического прогресса Чувашской Республики // Вестник Чувашского университета. 2011. № 3. С. 7-16.
3. Лямец Ю.Я., Нудельман Г.С. Становление
релеграда в Чебоксарах // Вестник Чувашского университета. 2011. № 3. С. 16-20.
АвТОрЫ:
АЛЕКСАНДРОВ Андрей Юрьевич - канд. экон. наук, доцент, ректор, Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова, alexandre66@rambler.ru
АФАНАСЬЕВ Владимир Васильевич - д-р техн. наук, профессор, проректор по научной работе, Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова, pro_nauch@chuvsu.ru
ALEKSANDROV A.YU, AFANASIEV V.V. THE ULIANOV CHUVASH STATE UNIVERSITY: BASING ON TRADITIONS TO INNOVATIONS
Abstract. The article presents the historical path, the current state and the development prospects of the largest university in the Chuvash Republic - The Ulianov Chuvash State University. The authors examine various types of activities of the university: education, scientific research, training, and others.
Keywords: multidisciplinary university, socially oriented system of continuous education, academic structures, workforce capacity
References
1. Agakov V.G. (2011) [50 years of electrical and power specialties at Chuvash university]. Vestnik
Chuvashskogo Universiteta [Herald of the Chuvash University]. No. 3, pp. 3-6. (In Russ., abstract in Eng.)
2. Shchedrin V.A. (2011) [Alma mater for creators of scientific and technological progress of the
Chuvash Pepublic celebrates half-century jubilee]. Vestnik Chuvashskogo Universiteta [Herald of the Chuvash University]. No. 3, pp. 7-16. (In Russ., abstract in Eng.)
3. Lyamets I.Ya., Nudel’man G.S. (2011) [Formation ofrelay-city in Cheboksary]. Vestnik Chuvashskogo
Universiteta [Herald of the Chuvash University]. No. 3, pp. 16-20. (In Russ., abstract in Eng.)
Authors:
ALEKSANDROV Andrey Yu. - Cand. Sci. (Economics), Assoc. Prof., Rector, The Ulianov Chuvash State University, Cheboksary, Russia, alexandre66@rambler.ru
AFANASIEV Vladimir V. - Dr. Sci. (Technical), Prof., Vice-Rector for Research , The Ulianov Chuvash State University, Cheboksary, Russia, pro_nauch@chuvsu.ru