ЧУВАШСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ И.Н. УЛЬЯНОВА - ИННОВАЦИОННЫЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ ВУЗ, ИНТЕГРИРОВАННЫЙ В ЭКОНОМИКУ РЕГИОНА И СТРАНЫ
АЛЕКСАНДРОВ Андрей Юрьевич - канд. экон. наук, доцент, ректор. E-mail: rector@chuvsu.ru Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова, Чебоксары, Россия Адрес: 428015, Чебоксары, Московский проспект, 15
Аннотация. Статья посвящена многогранной деятельности коллектива Чувашского государственного университета имени И.Н. Ульянова. Основной вектор развития вуза сегодня - подготовка специалистов для развития территориального инновационно-технологического кластера региона, реализация Программы перспективного развития электроэнергетики Чувашской Республики, а также проекта по внедрению в республике комплекса мероприятий по энергетической эффективности. Показана ведущая роль вуза в организации, координации, методическом развитии системы высшего образования в регионе в целом, в создании современной уникальной системы непрерывного инженерно-технического образования молодёжи, в системном обеспечении республики профессиональными кадрами.
Ключевые слова.: территориальный инновационно-технологический кластер, инновационный многопрофильный университет, научно-образовательный центр, инжиниринговый центр, интеграция, сетевое взаимодействие
Для цитирования: Александров А.Ю. Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова - инновационный многопрофильный вуз, интегрированный в экономику региона и страны // Высшее образование в России. 2017. № 7 (214). С. 99-105.
Чувашская Республика - инвестиционно привлекательный и динамично развивающийся регион Российской Федерации. По оценкам экспертов, в 2015 г. республика вошла в десятку лидеров Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации, в 2016 г. заняла пятое место, а в 2017 г. - почётное второе место.
Основу экономики республики составляют предприятия машиностроительного и электротехнического комплексов, а также приборостроения, химической, строительной, легкой и пищевой промышленности. В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года дальнейшее раскрытие значительного потенциала региона связано с формированием территориальных инновационно-технологических кластеров. В рам-
ках электроэнергетического и машиностроительного кластеров в ближайшие годы будут созданы и введены в строй объекты электроэнергетики на базе современных технологий искусственного интеллекта, разработаны навигационные системы нового поколения. Перспективы развития химического кластера связаны с созданием высокотехнологичных производств для нефтедобывающей промышленности, а также с организацией производств с использованием тонкоплёночных технологий. В биотехнологичном кластере ведущим станет производство лизина, а медицинский кластер должен стать базой для развития современных лечебных и здо-ровьесберегающих технологий и внедрения их в медицинскую практику.
Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова видит свою задачу в подготовке специалистов для перспективного развития иновационно-технологических кластеров региона. Если учесть, что ЧГУ основан на базе Волжского филиала Московского энергетического института, то исторически сложилось так, что важными направлениями подготовки специалистов является энергетика. Не случайно город Чебоксары давно приобрёл неформальное звание «электротехнической столицы» страны. В этом есть заслуга и Чувашского университета. Кроме подготовки современных кадров по электротехническому профилю, университет принимает непосредственное участие в реализации Программы перспективного развития электроэнергетики Чувашской Республики, а также проекта по внедрению на территории республики комплекса мероприятий по энергетической эффективности [1]. Профильные специалисты университета входят в состав рабочей группы по энергетической эффективности при Полномочном представительстве Президента РФ в ПФО, задействованы в работе Совета по энергетике при Минстрое ЧР.
За полвека своей деятельности университет накопил необходимые ресурсы,
чтобы обеспечить кадровое, научное, экспертное сопровождение выхода региона на качественно новую траекторию развития. В перспективе предстоит решить ещё одну важную задачу, которую обозначил Глава региона М.В. Игнатьев в ежегодном Послании в январе 2017 года: «Экономике нужны высококвалифицированные кадры для внедрения передовых технологий... В Чувашии реализуется поистине амбициозный проект по созданию современной уникальной системы непрерывного инженерно-технического образования детей и молодёжи. Её основными элементами являются инженерные классы в школах, технические кружки в учреждениях дополнительного образования с центром в детском технопарке «Кванториум», Межрегиональный центр компетенций в Чебоксарском электромеханическом колледже, инжиниринговый центр в Чувашском государственном университете имени И.Н. Ульянова».
Университет является крупнейшим научно-образовательным центром Чувашской Республики. В вузе трудятся около тысячи профессоров и преподавателей, в том числе 127 докторов и 526 кандидатов наук, что составляет более половины численности докторов и кандидатов наук республики. Действуют 22 проблемные и отраслевые научно-исследовательские лаборатории, функционируют четыре диссертационных совета, аспирантура и докторантура.
Если при организации университета в 1967 г. в его структуре было всего семь факультетов, где обучалось 5,1 тыс. студентов, то сегодня ЧГУ - это 17 факультетов и более 17 тыс. студентов. В настоящий момент свыше 1000 граждан из 44 стран Азии, Африки, Латинской Америки, Европы и СНГ получают образование на 15 факультетах. За эти годы университет подготовил более 113 тысяч специалистов с высшим образованием. Высокую оценку вузу дал Президент РФ В.В. Путин: «Ваш университет относится к числу заметных,
эффективных, с высоким уровнем подготовки специалистов».
Сегодня ЧГУ - это многопрофильный вуз, осуществляющий подготовку кадров по 29 укрупненным группам специальностей и направлений, 47 программам бакалавриата, 9 программам специалитета, 29 программам магистратуры, 50 специальностям аспирантуры, 16 специальностям докторантуры, 19 специальностям ординатуры, 8 специальностям интернатуры. Только за последние годы открыты 12 новых специальностей и направлений подготовки, так что к настоящему моменту из 141 приоритетного направления развития науки и технологий, утверждённых Правительством РФ, в ЧГУ ведется подготовка по 39. Это образовательные программы, связанные, например, с проектированием, дизайном и строительством «умных» домов, с технологиями 3D-моделирования, экологическими здоровьесберегающими технологиями фармации. Особое внимание университет намерен уделить подготовке кадров в области робототехники и кибербезопасности [2]. В перспективе - развитие направлений в области нанотехнологий, создания новых материалов. Названные направления будут поэтапно реализованы в соответствии с программой развития университета. В настоящее время высшее образование развивается на основе междисциплинарного подхода и широкого внедрения информационных технологий [3]. ЧГУ нацелен на инновации в сфере подготовки кадров, поскольку востребованность специалистов, готовых к эффективной профессиональной деятельности, очень высока и в дальнейшем будет только увеличиваться.
Базовым инструментом оценки работы российских вузов является мониторинг эффективности, который с 2012 г. ежегодно проводится Министерством образования и науки России. В 2016 г. Чувашский государственный университет в очередной раз признан эффективным вузом. Кроме того, он стал победителем всероссийских конкурсов
«Новые кадры для оборонно-промышленного комплекса» (совместно с ведущими предприятиями Чувашской Республики) и «Кадры для регионов», получив дополнительную федеральную поддержку на сумму около 60 млн. рублей, а также (совместно с АО «ЧПО имени В.И. Чапаева») - победителем федерального конкурса на право получения субсидий на реализацию комплексных проектов по созданию высокотехнологичного производства.
Значительно усиливает инновационный, образовательный и исследовательский капитал вуза открытие современных инфраструктурных объектов. При финансовой поддержке Кабинета министров Чувашской Республики на базе ЧГУ в 2014 г. создан Центр молодёжного инновационного творчества, где студенты и школьники занимаются техническим творчеством, в том числе робототехникой. В структуре университета действуют инновационно-внедренческий центр, Республиканский центр прототи-пирования инновационных разработок в области машиностроения, созданный при содействии министерства экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики.
ЧГУ - финалист конкурса на получение средств для организации повышения квалификации по Президентской программе повышения квалификации инженерных кадров. В 2016 и 2017 гг. Чувашский госуниверситет стал победителем конкурсного отбора программ развития деятельности студенческих объединений.
Реализация подобных проектов, а также устойчивая успешная деятельность существующей инфраструктуры: центров профориентации, инклюзивного образования, изучения Китая, по работе с одарённой молодёжью, тестирования граждан зарубежных стран по русскому языку, изучения иностранных языков и других - способствует достижению стратегической цели программы развития ЧГУ. Речь идёт о становлении образовательной организации нового
типа - инновационного многопрофильного университета, ориентированного на повышение конкурентоспособности базовых отраслей региональной экономики, способного решать стратегические задачи обеспечения устойчивого и сбалансированного социально-экономического развития ЧР и Приволжского федерального округа, привлекательного для талантливой молодёжи, учёных и специалистов.
В 2016 г. Чувашский госуниверситет имени И.Н. Ульянова стал победителем Всероссийского конкурса на предоставление государственной поддержки пилотных проектов по созданию и развитию инжиниринговых центров [4]. На реализацию проекта создания и развития Чебоксарского инжинирингового центра транспортного и сельскохозяйственного машиностроения совместно с концерном «Тракторные заводы» и НПП «ЭКРА» в течение двух лет Чувашскому госуниверситету будет выделено 100 млн. рублей.
В рамках проекта «Создание высокотехнологичного производства уплотнительных элементов для нефтегазодобывающей промышленности» ученые ЧГУ под руководством заведующего кафедрой физической химии и высокомолекулярных соединений профессора Н.И. Кольцова вместе с учёными Казанского национального исследовательского технологического университета в 2017-2019 гг. проведут научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы на сумму 99 млн. рублей.
Учёные университета - победители ряда программ и конкурсов. В 2015 г. Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ) подвел итоги конкурса проектов фундаментальных научных исследований, выполняемых молодыми учёными - докторами или кандидатами наук в 2016-2018 гг. Среди победителей - сотрудники университета: кандидат технических наук, доцент кафедры строительных конструкций Т.Г. Федорова, кандидат химических наук, старший преподаватель кафедры органи-
ческой и фармацевтической химии С.В. Федосеева, кандидат химических наук, доцент кафедры органической и фармацевтической химии С.В. Карпов. Размер гранта на выполнение работ по каждому проекту - 5,1 млн. рублей, срок выполнения - три года. В том же году Российский научный фонд впервые присудил университету грант по фармации в размере 22,5 млн. рублей, научный руководитель - профессор О.Е. Насакин.
В 2016 г. в рамках конкурсов для молодых учёных проводились исследования по 11 грантам Российского фонда фундаментальных исследований, пяти проектам в рамках стипендии Президента РФ молодым ученым и аспирантам, осуществляющим первые научные исследования по приоритетным направлениям модернизации российской экономики. В 2017 г. инновационный проект группы учёных под руководством кандидата химических наук, доцента О.В. Ершова стал победителем Всероссийского конкурса, проведённого Российским научным фондом. Общий объём финансирования - 18 млн. рублей.
Команда по робототехнике университета (студенты машиностроительного факультета С. Мишин и А. Николаев, руководитель - старший преподаватель кафедры архитектуры и дизайна среды С.В. Солин) в составе сборной команды Российской Федерации участвовала во Всемирной робо-тотехнической олимпиаде (25-27 ноября 2017 г., г. Нью-Дели, Индия) и заняла 7-е место из 52 команд.
Исследовательская и лабораторная база университета позволяет проводить научные изыскания по самым различным направлениям. Например, недавно в вузе организована новая научная лаборатория по проблемам использования энергии морских течений для выработки электроэнергии. А в рамках разрабатываемой в ЧГУ исследовательской концепции повышения эффективности использования солнечной энергии на базе университета открыта первая в При-волжье опытная солнечная электростанция,
где применяются новые тонкоплёночные материалы. В целом научные исследования проводятся на 97 кафедрах университета, действуют 22 проблемно-отраслевые научно-исследовательские лаборатории.
Образовательный процесс в университете обеспечен фундаментальной материально-технической базой. Это 20 основных учебных корпусов, современная лабораторная база, научная библиотека, интернет-центр, Дворец культуры на 900 мест, учебно-спортивный комплекс площадью 5 тыс. кв. метров, 8 общежитий, университетский санаторий-профилакторий на 100 мест. В 2016/2017 учебном году созданы базовые кафедры на НПП «ЭКРА», ООО «Кейси-стемс», МИКОНТ.
Осенью 2015 г. стартовал совместный проект ЧГУ и администрации г. Чебоксары «Университетские субботы». Учеными университета прочитаны 24 научно-популярные лекции на самые разнообразные темы, начиная от «теории эволюции материи» и «химических основ возникновения жизни» до «решения задач ЕГЭ повышенной сложности». Всего за учебный год «Университетские субботы» посетили более 1200 школьников.
В ноябре 2015 г. был запущен новый проект «Университет для детей», ориентированный на учащихся начальных и средних классов. Преподаватели и студенты университета в течение учебного года провели 36 интерактивных занятий с учащимися 1-6-х классов («Математические головоломки», «Безопасный Интернет», «Правовая азбука», «3D-моделирование», «Занимательная химия», «Лингвистический бой» и др.). Проект охватил более 1000 чебоксарских школьников. В течение учебного года организовано более 30 ознакомительных и тематических экскурсий по университету для старшеклассников и студентов учреждений СПО, а также свыше 30 экскурсий на предприятия-партнеры ЧГУ, ведущие учреждения здравоохранения г. Чебоксары.
Реализован совместный проект Министерства образования и молодёжной по-
литики Чувашской Республики, ЧГУ имени И.Н. Ульянова и Инновационного территориального электротехнического кластера Чувашской Республики - «Олимпиада Чувашского государственного университета по математике, физике, химии и русскому языку» для учащихся 10-11-х классов. В заочном туре олимпиады приняли участие 560 школьников, в очном - 175, победителями и призёрами стали 33 учащихся, получивших ценные призы и приглашения для дальнейшего сотрудничества от ключевых работодателей республики: ЗАО «ЧЭАЗ», ООО «НПП "Бреслер"», ООО «ИЦ "Брес-лер"», ООО «НПП "ЭКРА"», ООО «НПП "Динамика"», ПАО «Химпром». Это, безусловно, позволило поднять статус олимпиады на более высокий уровень.
Сегодня вокруг ЧГУ сформировано устойчивое поле партнёров, заинтересованных во взаимовыгодном сотрудничестве в области подготовки кадров и проведении научных исследований, с которыми заключены и действуют более 400 договоров. Среди них такие стратегические предприятия промышленности, обеспечивающие национальную безопасность России, как Чебоксарское производственное объединение имени В.И. Чапаева, концерн «Тракторные заводы», Чебоксарский электроаппаратный завод, «Элара», где более 60% руководящих и научно-технических работников являются выпускниками университета.
Решением комиссии Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки Российской Федерации Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова в 2016 и 2017 гг. признан победителем Всероссийского конкурсного отбора программ развития деятельности студенческих объединений образовательных организаций высшего образования.
Таким образом, сегодня ЧГУ - инновационный вуз, интегрированный в экономику региона и страны, чутко реагирующий на вызовы мировой и российской действитель-
ности, реализующий современные образовательные программы с использованием инновационных технологий, активно проводящий научные исследования. Основой этой многоаспектной деятельности являются активная профориентационная работа со школьниками, плодотворное сотрудничество с предприятиями-партнёрами, постоянное обновление учебно-научного оборудования, а главное - мотивированные, любящие свое дело преподаватели и сотрудники. Вуз играет ведущую роль в организации, координации, методическом развитии системы высшего образования в регионе, в создании условий для системного обеспечения республики профессиональными кадрами. С целью дальнейшей эффективной интеграции университета с системой профессионального образования Чувашии будут создаваться научно-образовательные центры, научно-исследовательские лаборатории, базовые кафедры и другие структурные подразделения, что позволит ЧГУ стать одним из лидеров научно-образовательного комплекса Приволжского федерального округа.
Литература
1. Александров А.Ю, Афанасьев В.В. На основе традиций - к инновациям // Высшее образование в России. 2014. № 11. С. 67-73.
2. Александров А.Ю. Организация учебного процесса в вузе в условиях перехода на новые образовательные стандарты // Вестник Чувашского университета. 2013. № 2. С. 111-115.
3. Александров А.Ю, Григорьева Н.В, Николаев Е.Л, Петунова С.А., Троешестова Д.А. Психологическое сопровождение адаптации первокурсников в образовательной среде вуза: учебное пособие / Отв. ред. Е.Л. Николаев. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2016. 236 с.
4. Троешестова Д.А. Система педагогического сопровождения профессионального самоопределения одаренных школьников на базе регионального вуза // Совершенствование системы высшего образования: опыт и перспективы: материалы VIII Междунар. учеб.-метод. конф. / Под ред. А.Ю. Александрова, Е.Л. Николаева. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2016. С. 465-469.
Статья поступила в редакцию 02.06.17 Принята к публикации 16.06.17.
I.N. ULIANOV CHUVASH STATE UNIVERSITY AS AN INNOVATIVE MULTIPROFILE HIGHER EDUCATION INSTITUTION INTEGRATED INTO THE REGIONAL ECONOMY
Andrey Yu. ALEKSANDROV - Cand. Sci. (Economics), Assoc. Prof., Rector, e-mail: alexander66@rambler.ru
I.N. Ulianov Chuvash State University, Cheboksary, Russia
Address: 15, Moskovskii Prosp., Cheboksary, 428015, Russian Federation
Abstract. The article highlights the versatile activities of I.N. Ulianov Chuvash State University. The priority area and the main vector of its development today is training specialists for the formation ofterritorial innovation and technological cluster, the realization ofthe Program for long-term development of electric-power industry in Chuvash Republic, participation in the project for raising the energy efficiency in the region. The paper shows the leading role of the University in the organization ofthe system of higher education, especially in formation ofthe unique continual engineering training system for the youth, coordination and methodical provision ofthis system activity.
Keywords: I.N. Ulianov Chuvash State University, territorial innovation and technological cluster, innovative multiprofile university, scientific and educational centre, engineering centre, integration, network cooperation
Cite as: Aleksandrov, A.Yu. (2017). [I.N. Ulianov Chuvash State University as a Multiprofile Innovative Higher Education Institution Integrated into the Regional Economy]. Vysshee obrazo-vanie v Rossii = Higher Education in Russia. No. 7 (214), pp. 99-105. (In Russ., abstract in Eng.)
References
1. Aleksandrov, A.Yu., Afanasiev, V.V. (2014). [Basing on Traditions to Innovations]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. No. 11, pp. 67-73. (In Russ., abstract in Eng.)
2. Aleksandrov, A.Yu. (2013). [Organization of Educational Process in the Conditions of Transition to New Educational Standards]. Vestnik Chuvashskogo Universiteta [Bulletin of the Chuvash University]. No. 2, pp. 111-115. (In Russ.)
3. Aleksandrov, A.Yu., Grigorieva, N.V., Nikolaev, E.L., Petunova, S.A., Troeshestova, D.A. (2016). Psikho-logicheskoe soprovozhdenie adaptatsii pervokursnikov v obrazovatel'noi srede vuza: uchebnoe posobie [Psychological Support for the Adaptation of First-Year Students in the Educational Environment of the University. Study guide]. E.L Nikolaev (Ed). Cheboksary: Chuvash University Publ., 236 p. (In Russ.)
4. Troeshestova, D.A. (2016). [The System of Pedagogical Support for Professional Self-Determination of Gifted Schoolchildren on the Basis of a Regional University]. In: Sovershenstvovanie sistemy vysshego obrazovaniya: opyt i perspektivy [Perfection of the System of Higher Education: Experience and Prospects. VIII Int. Conf.]. A.Yu. Aleksandrov, E.L. Nikolaev (Eds). Cheboksary: Chuvash University Publ., pp. 465-469. (In Russ.)
The paper was submitted 02.06.17.
Accepted for publication 16.06.17.