Научная статья на тему 'Тенденции развития системы высшего образования Чувашии в 1990-е годы'

Тенденции развития системы высшего образования Чувашии в 1990-е годы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
208
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ВУЗЫ / ЧУВАШИЯ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ 1990-Х ГГ / НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ / HIGHER EDUCATION SYSTEM / HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS / CHUVASHIA / SOCIAL AND ECONOMIC REFORMS OF THE 1990S / SCIENTIFIC AND PEDAGOGICAL STAFF

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соловьев Олег Витальевич

В статье на основе архивных, опубликованных исторических источников и исследовательской литературы рассмотрен вопрос развития высшего образования Чувашии в конце XX в. Наряду с положительными факторами выявлены и проблемы в области формирования вузовской среды в республике. Определена трансформация функционирования ведущих высших учебных заведений региона, а также прослежен процесс создания в республике филиалов центральных вузов России. Изучена динамика развития Чувашского государственного университета имени И.Н. Ульянова в области учебно-методической, научно-исследовательской, международной деятельности в 1990-е гг. Представлены статистические данные изменения количественного состава студентов и преподавателей высшей школы Чувашской Республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Соловьев Олег Витальевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENTAL TRENDS OF HIGHER EDUCATION IN CHUVASHIA IN THE 1990s

The article examines development of higher education in Chuvashia at the end of the 20th century on the basis of archival, published historical sources and research literature. Along with positive factors, problems in the field of formation of higher education institutions environment in the republic were also revealed. Transformation in functioning of the leading higher educational institutions of the region is determined, as well as the process of creating branches of central universities of Russia in the republic is traced. The dynamics of the development of I.N. Ulianov Chuvash State University in the field of educational, methodical, research and international activities in the 1990s is studied. Statistical data on changes in the quantitative composition of students and lecturers of higher school of the Chuvash Republic are presented.

Текст научной работы на тему «Тенденции развития системы высшего образования Чувашии в 1990-е годы»

УДК 93/94 ББК 63.3(2)

О.В. СОЛОВЬЕВ

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЧУВАШИИ В 1990-е ГОДЫ

Ключевые слова: система высшего образования, вузы, Чувашия, социально-экономические реформы 1990-х гг., научно-педагогические кадры.

В статье на основе архивных, опубликованных исторических источников и исследовательской литературы рассмотрен вопрос развития высшего образования Чувашии в конце XX в. Наряду с положительными факторами выявлены и проблемы в области формирования вузовской среды в республике. Определена трансформация функционирования ведущих высших учебных заведений региона, а также прослежен процесс создания в республике филиалов центральных вузов России. Изучена динамика развития Чувашского государственного университета имени И.Н. Ульянова в области учебно-методической, научно-исследовательской, международной деятельности в 1990-е гг. Представлены статистические данные изменения количественного состава студентов и преподавателей высшей школы Чувашской Республики.

Конец XX столетия стал переломным этапом в истории России. Это время ознаменовано распадом Советского Союза, созданием нового экономического уклада, кардинальными изменениями в общественно-политической и социальной сферах жизни и деятельности государства. Конец XX в., 1990-е гг., стали вызовом для советского общества, когда происходили реформирование государственного устройства и переход к рыночной экономике. В данный период получили широкое распространение элементы демократии, гласность, многопартийность. Все это не могло не сказаться и на развитии конкретных регионов страны. Ярким примером одного из них может служить многонациональная Чувашская Республика, коренным этносом которой являются чуваши, сыгравшие историческую роль в формировании государственности [9. С. 44].

Социальная и культурная сферы республики развивались на фоне экономического кризиса. Во многом это обусловило отрицательные моменты в их поступательном движении, связанные со снижением материальной помощи со стороны государства. В результате серьезных перемен 1990-е годы стали достаточно сложными для социокультурной сферы в целом, в том числе и для системы образования, в частности высшей школы. Разрушение плановой экономики, кризис промышленности вынудили учреждения профессионального образования вести подготовку не традиционно, по всем действовавшим рабочим специальностям и профессиям, а с уклоном на конъюнктуру - экономический и юридический профили, пользовавшиеся большим спросом у населения [6. С. 371, 375].

Система рыночной экономики требовала от высших учебных заведений получения прибыли путем создания новых востребованных обществом специальностей, открытия филиальной сети. В названный исторический период наряду с государственными вузами появляются и частные учебные заведения. Данные тенденции негативно сказывались на качестве подготовки обучающихся, численность которых к 2000 г. по сравнению с 1990 г. увеличилась практически в 2 раза (см. табл. 1). Для многих первоочередной целью обучения стало получение не знаний, а диплома о высшем образовании.

Основными высшими учебными заведениями республики в 1990-е гг. являлись: Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова, Чувашский государственный педагогический институт имени И.Я. Яковлева, Чувашский сельскохозяйственный институт, Чебоксарский филиал Московского кооперативного института. Высшее образование имело значимость и престиж у населения,

поэтому его получение было востребованным и способствовало повышению социального статуса выпускника. Необходимо отметить, что в 1990 г. в четырех вузах Чувашии конкурс составлял в среднем 224 человека на 100 мест. Это означало наличие серьезного неудовлетворенного спроса на услуги вузов, которые в этот период были исключительно бюджетными учреждениями и давали высшее образование за счет государства [3. С. 368-369].

Таблица 1

Система высшего образования Чувашии в 1990-е гг. [10. С. 62-63, 79]

Год Количество вузов Количество студентов, чел. Количество штатных преподавателей, чел. Количество выпускников, чел.

государственных негосударственных

1990 4 - 19337 1354 2881

1995 5 - 20712 1639 3065

2000 10 5 42460 2073 5485

Условия рыночных отношений сделали возможным увеличить количество желающих получить высшее образования путем его коммерциализации. Таким образом, появляются коммерческие группы обучения в государственных вузах, а также создаются самостоятельные филиалы и негосударственные учреждения, получение образования в которых становится платным.

Так, Чебоксарский филиал Московского кооперативного института уже в 1991 г. переходит к обучению студентов на договорной основе и превращается в филиал Российского университета кооперации Центрального союза потребительских обществ РФ, который в 1996 г. получил название Чебоксарский кооперативный институт Московского университета потребительской кооперации [2. Предисловие. Л. 93]. Одной из первых проблем, с которой столкнулся филиал в период реформирования советской экономики, стало сохранение численности студенческого состава. Возникли сложности с набором контингента, в результате чего в 1990/91 учебном году численность студенческой аудитории сократилась на 84 человека. В связи с переходом к обучению на договорной основе, уменьшилось и число студентов в филиале с 1817 человек в 1990 г. до 1733 человека в 1991 г. [11. С. 90-91].

Начинается обучение на коммерческой основе и в Чувашском государственном университете имени И.Н. Ульянова, Чувашском государственном сельскохозяйственном институте (с 1995 г. - академии), Чувашском государственном педагогическом институте (с 1998 г. - университете) [3. С. 369]. Несмотря на сложности в финансово-экономической ситуации в стране, популярность на обучение в государственных учреждениях не уменьшилась. Так, например, отметим, что в 1993 г. количество поданных заявлений в Чувашский государственный педагогический институт имени И.Я. Яковлева составило 3087, а план приема был определен в 659 человек, в результате чего конкурс по институту составил 4,8 человека на одно место [1. Д. 2605. Л. 16]. Следует обратить внимание и на то, что система высшего образования Чувашии является привлекательной и для представителей абитуриентов других регионов России и зарубежья. Только в ЧГПИ в 1990 г. из общего числа принятых студентов 676 - 29 человек - представители из других регионов страны, в 1991 г. из 677 - 28, в 1992 г. из 668 - 37, в 1993 г. из 757 - 35 человек [1. Д. 2605. Л. 15].

Во второй половине 1990-х гг. в республике открываются такие филиалы вузов, как Чебоксарский филиал Санкт-Петербургского политехнического института, филиал Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета, Чебоксарский филиал Волго-Вятской академии государственной службы, Волжский филиал Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета, филиал Московского гумани-

тарно-экономического института, филиал Московского государственного открытого университета и др. [3. С. 370] Появление значительного числа вузов и филиалов, с одной стороны, делало обучение общедоступным для населения, с другой - обесценивало статус и уровень высшей школы.

Несмотря на появление филиалов центральных вузов страны, наибольшая популярность оставалась за государственными учебными заведениями Чувашии, ведущим вузом которой оставался Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова. Историю именно этого вуза более детально рассмотрим в данной статье.

Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова - один из крупнейших академических центров Поволжья. ЧГУ одним из первых среди университетов национальных республик России в декабре 1991 г. успешно прошел государственную аттестацию и получил сертификат и лицензию на выпуск специалистов, соответствующих уровню государственного стандарта. В целях практической реализации реформы высшей школы в условиях рыночной экономики университет с 1 сентября 1992 г. перешел на многоуровневую систему подготовки дипломированных специалистов [12. С. 5]. К началу нового столетия он состоял из 23 факультетов, на которых студенты проходили обучение по 51 специальности и 12 направлениям подготовки. Наряду с классическими в университете были открыты современные и востребованные специальности того времени, такие, как финансы и кредит, предпринимательская деятельность и менеджмент, бытовая радиоэлектронная аппаратура, художественное компьютерное проектирование, сертификация и качество управления, безопасность жизнедеятельности и инженерной экологии, валеология, сестринское дело, журналистика, переводческое дело и др. [13. С. 3-4] В конце 1990-х гг. значительным был конкурс при приеме студентов на первый курс. В 1998/99 учебном году общее количество поступивших в ЧГУ составило 3396 человек, а в 1999/2000 учебном году оно достигло 4630 человек [13. С. 4]. Ректор ЧГУ Л.П. Кураков характеризовал тенденцию увеличения числа студентов следующим образом: «У молодежи появляется острая заинтересованность в получении высшего образования. Сегодня по числу студентов на 10 000 населения Чувашия перешагнула средний показатель России. И это происходит в условиях перехода к рыночным отношениям, в условиях открытых границ и конкуренции. Вклад профессорско-преподавательского состава ведущего вуза республики, несущего нравственность и знания молодому поколению, несомненно, огромен» [7. С. 4].

Действительно, большое значение в престиже вуза имеют преподаватели учебного заведения. От их компетенции, знаний, авторитета зависит будущая судьба студентов и выпускников. Помимо учебно-педагогической работы в ЧГУ весомое значение отводилось и научно-исследовательской деятельности. Так, к 2000 г. в университете было открыто и успешно действовало 4 докторских и 9 кандидатских специализированных советов. В период с 1995 по 2000 г. в вузе количество докторов наук и профессоров увеличилось на 45, кандидатов наук и доцентов - на 173 человека. Таким образом, к 2000 г. работало 104 доктора наук и профессора, 477 кандидатов наук и доцентов [7. С. 6]. В ЧГУ функционировало и послевузовское образование, которое позволяло готовить молодых исследователей, большинство из которых оставалось работать в стенах родного университета. Так, в 1992 г. действовала аспирантура по 23 специальностям, в 1997 г. - по 41 специальности, докторантура - по 7 специальностям [5. С. 10].

Наряду с подготовкой научно-педагогических кадров происходит и развитие издательской деятельности, что подтверждает начало выпуска с 1995 г.

научного журнала «Вестник Чувашского университета», в котором публиковались статьи по актуальным проблемам в области гуманитарных, естественных и технических наук, обзоры, рецензии. В нем был широко представлен региональный аспект научного потенциала республики и страны в целом [8. С. 6].

1990-е годы стали периодом создания и активного роста филиальной сети не только центральных вузов страны, но и региональных университетов, что способствовало открытию дочерних образовательных учреждений в районах Чувашии. Данная тенденция сделала более доступным высшее образование для жителей сельской местности, которые в родных населенных пунктах могли получать качественное образование. Большую часть занятий в них вели ведущие специалисты непосредственно самих вузов. В ЧГУ была организована широкоразвернутая сеть образовательных учреждений по всей республике, численность студентов в которых с каждым годом увеличивалась (см. табл. 2): были открыты филиалы, научно-образовательные центры (НОЦ), учебно-консультационные пункты (УКП), центры довузовской и послевузовской подготовки, гимназии, лицейские центры и классы, количество которых в 1999 г. составило 22 [7. С. 7].

Таблица 2

Численность студентов в филиалах, УКП, НОЦ Чувашского государственного университета [5. С. 34]

Наименование подразделения Годы

1994 1995 1996 1997

ДО ЗО всего ДО ЗО всего ДО ЗО всего ДО ЗО всего

Алатырский филиал 47 97 144 124 209 333 113 288 401 133 378 511

Батыревский филиал 0 138 138 0 263 263 0 395 395 30 519 549

Канашский НОЦ - - - - 39 39 - 75 75 - 190 190

Ядринский УКП 25 25

Итого 47 235 282 124 511 635 113 758 871 163 1112 1275

Примечание. ДО - дневное отделение; ЗО - зачное отделение.

С 1993 г. в университете действовала институтская структура и большинство факультетов было объединено в учебные институты: медицинский, гуманитарный, технический, финансово-экономический, юридический [8. С. 5]. Несмотря на сложную экономическую ситуацию, вуз шел в ногу со временем, что нашло отражение в материально-техническом оснащении учебного процесса, а также в информатизации образовательной деятельности. Так, университет был оснащен вычислительной техникой (1 персональная ЭВМ на 7 студентов), с 1998 г. в нем начал функционировать Центр Интернет. В состав центра входило восемь классов открытого доступа, которые ежедневно посещали более 600 пользователей [8. С. 6].

В начале 1990-х гг. Чувашский государственный университет перешел на качественно новый уровень международной деятельности. Первые 24 иностранных студента были зачислены в ЧГУ в 1991/92 учебном году [8. С. 7-8]. Для эффективного управления процессом обучения иностранных граждан в 1994 г. в ЧГУ был организован факультет по работе с иностранными студентами [4. С. 341]. Иностранным студентам была предоставлена возможность параллельно получать дополнительное образование на право преподавания русского языка в своих странах. Многие из выпускников продолжали свое обучение в ординатуре и аспирантуре ЧГУ. В 1997 г. вуз стал членом Международной ассоциации университетов мира. Преподаватели университета неоднократно выезжали за границу для чтения лекций и проходили стажировку в ряде вузов зарубежных стран, таких, как США, Швеция, Австрия, Польша, Германия, Индия, Испания [4. С. 7-8].

Таким образом, в 1990-е гг. Чувашский государственный университет приобрел новый вектор развития, который нашел отражение в научно-исследовательской, учебно-педагогической, международной деятельности.

Последнее десятилетие XX столетия для системы высшего образования Чувашии охарактеризовано стремительными изменениями, которые наряду с положительными тенденциями имели и ряд сложностей и противоречий. Реформы в государственно-политическом устройстве, в первую очередь экономической жизни, поставили вузы страны в условия коммерциализации образования, что не могло не отразиться на качестве получаемых знаний. Увеличение количества высших учебных заведений в республике посредством открытия филиалов различных центральных вузов сделало высшее образование более доступным и далеко не всегда высокопрофессиональным . Несмотря на это, анализ фактического материала позволяет сделать вывод о нарастающем прогрессивном движении конца 1990-х гг. в области укрепления материально-технической базы вузов, увеличения числа студентов, открытия новых и перспективных специальностей, создания научно-исследовательского потенциала, развития международного сотрудничества.

Литература

1. Государственный исторический архив Чувашской Республики (далее - ГИА ЧР). Ф. Р-1335. Оп. 7. Д. 2605. Л. 16.

2. ГИА ЧР. Ф. Р-2641. Оп. 1. Предисловие. Л. 93.

3. Данилов В.Д., Малышкин А.П., Димитриев И.А. Время перемен: социальная модернизация и демократический транзит в Чувашии, 1990-2000 гг. Чебоксары: Новое время, 2011. 411 с.

4. Емельянова М.В., Чучкалов С.И. Обучение иностранных студентов в Чувашском государственном университете // Университетское образование в полиэтничных регионах Поволжья (к 50-летию Чувашского государственного университета имени И.Н. Ульянова). Чебоксары: Интерактив плюс, 2015. С. 340-346.

5. Иванов В.Н., Григорьев Н.Ф. Непрерывное образование: сотрудничество вуза и школы. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 1998. 126 с.

6. История Чувашии новейшего времени. Книга II. 1945-2005 / сост. И.И. Бойко, В.Г. Харитонова, Д.А. Захаров. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2009. 398 с.

7. Кураков Л.П. Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова // Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2000. С. 3-14.

8. Кураков Л.П. Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова - четыре десятилетия в истории // Вестник Чувашского университета. 2007. № 3. С. 3-8.

9. Минеева Е.К. Национально-территориальные образования и историческая обусловленность межэтнических отношений в Российской Федерации на современном этапе // Вестник Чувашского университета. 2013. № 4. С. 43-51.

10. Образование в Чувашской Республике. 2010: стат. сб. Чебоксары: Чувашстат, 2010.

164 с.

11. Чебоксарский кооперативный институт. 50 лет / авт.-сост.: В.М. Михайлов, Л.А. Тайма-сов. Чебоксары: ЧКИ РУК, 2012. 264 с.

12. Чувашский государственный университет / В.Г. Агаков, А.В. Арсентьева, Л.Г. Ефремов и др. Чебоксары: Волго-Вятский региональный центр «Ассоциация содействия вузам», 1996. 59 с.

13. Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова / сост. А.П. Данилов. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2000. 83 с.

СОЛОВЬЕВ ОЛЕГ ВИТАЛЬЕВИЧ - доцент учебного военного центра, Национальный исследовательский университет «Московский институт электронной техники», Россия, Москва (olezhka.7@mail.ru).

O. SOLOVYEV

DEVELOPMENTAL TRENDS OF HIGHER EDUCATION IN CHUVASHIA IN THE 1990s

Key words: higher education system, higher education institutions, Chuvashia, social and economic reforms of the 1990s, scientific and pedagogical staff.

The article examines development of higher education in Chuvashia at the end of the 20th century on the basis of archival, published historical sources and research literature. Along with positive factors, problems in the field of formation of higher education institutions environment in the republic were also revealed. Transformation in functioning of the leading higher educational institutions of the region is determined, as well as the process of creating branches of central universities of Russia in the republic is traced. The dynamics of the development of I.N. Ulianov Chuvash State University in the field of educational, methodical, research and international activities in the 1990s is studied. Statistical data on changes in the quantitative composition of students and lecturers of higher school of the Chuvash Republic are presented.

References

1. Gosudarstvennyi istoricheskii arkhiv Chuvashskoi Respubliki. F. R-1335. Op. 7. D. 2605. L. 16 [The State Historical Archive of the Chuvash Republic. Archive R-1335. Anagraph 7. Document 2605. P. 16].

2. Gosudarstvennyi istoricheskii arkhiv Chuvashskoi Respubliki. F. R-2641. Op. 1. Predislovie. L. 93 [The State Historical Archive of the Chuvash Republic. Archive R-2641. Anagraph 1. Preface. P. 93].

3. Danilov V.D., Malyshkin A.P., Dimitriev I.A. Vremya peremen: sotsial'naya modernizatsiya i demokraticheskii tranzit v Chuvashii, 1990-2000 gg. [Time of change: social modernization and democratic transit in Chuvashia, 1990-2000]. Cheboksary, Novoe vremya Publ., 2011, 411 p.

4. Emel'yanova M.V., Chuchkalov S.I. Obuchenie inostrannykh studentov v Chuvashskom gosudarstvennom universitete [Training of foreign students in Chuvash State University]. In: Universitetskoe obrazovanie v polietnichnykh regionakh Povolzh'ya (k 50-letiyu Chuvashskogo gosudarstvennogo universiteta imeni I.N. Ul'yanova) [University education in polyethnic regions of the Volga region (to the 50th anniversary of the Chuvash State University named after IN Ulyanov)]. Cheboksary, Interaktiv plyus Publ., 2015, pp. 340-346.

5. Ivanov V.N., Grigor'ev N.F. Nepreryvnoe obrazovanie: sotrudnichestvo vuza i shkoly [Continuous education: cooperation between the university and the school]. Cheboksary, Chuvash University Publ., 1998, 126 p.

6. Boiko I.I, Kharitonova V.G., Zakharov D.A., compilers. Istoriya Chuvashii noveishego vremeni. Kniga II. 1945-2005 [History of Chuvashia of modern times. Book II. 1945-2005]. Cheboksary, Chuvash Publ. House, 2009, 398 p.

7. Kurakov L.P. Chuvashskii gosudarstvennyi universitet imeni I.N. Ul'yanova [Chuvash State University named after I.N. Ulyanov]. In: Chuvashskii gosudarstvennyi universitet imeni I.N. Ul'yanova [Chuvash State University named after I.N. Ulyanova]. Cheboksary, Chuvash University Publ., 2000, pp. 3-14.

8. Kurakov L.P. Chuvashskii gosudarstvennyi universitet imeni I.N. Ul'yanova - chetyre desyatiletiya v istorii [Chuvash State University named after I.N. Ulyanov - four decades in history]. Vestnik Chuvashskogo universiteta, 2007, no. 3, pp. 3-8.

9. Mineeva E.K. Natsional'no-territorial'nye obrazovaniya i istoricheskaya obuslovlennost' mezhetnicheskikh otnoshenii v Rossiiskoi Federatsii na sovremennom etape [National-territorial formations and historical conditioning of interethnic relations in the Russian Federation at the present stage]. Vestnik Chuvashskogo universiteta, 2013, no. 4, pp. 43-51.

10. Obrazovanie v Chuvashskoi Respublike. 2010; stat. sb. [Education in the Chuvash Republic. 2010. Statistical compilation]. Cheboksary, Chuvashstat Publ., 2010, 164 p.

11. Mikhailov V.M., Taymasov L.A., authors-compilers. Cheboksarskii kooperativnyi institut. 50 let [The Cheboksary Cooperative Institute. 50 years old]. Cheboksary, 2012, 264 p.

12. Agakov V.G., Arsent'eva A.V., Efremov L.G. et al. Chuvashskii gosudarstvennyi universitet [Chuvash State University]. Cheboksary, 1996, 59 p.

13. Danilov A.P., compiled. Chuvashskii gosudarstvennyi universitet imeni I.N. Ul'yanova [Chuvash State University named after I.N. Ulyanova]. Cheboksary, Chuvash University Publ., 2000, 83 p.

SOLOVYEV OLEG - Assistant Professor of the Military Training Center, National Research University of Electronic Technology, Russia, Moscow (olezhka.7@mail.ru).

Ссылка на статью: Соловьев О.В. Тенденции развития системы высшего образования Чувашии в 1990-е годы // Вестник Чувашского университета. - 2017. - № 4. - С. 228-233.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.